Размер прогулочной инвалидной коляски. Инвалидные кресла-коляски: нюансы выбора. Детская коляска российского производства

Инвалидная коляска предназначена для транспортировки лица с нарушением способности к самостоятельному передвижению в пределах помещения или на улице. Модели различаются в зависимости от возраста больного, его массы тела, требований к способу управления, скорости и цене.

Изделия для перемещения больного приобретают для эксплуатации в различных условиях, на длительное время или короткий срок. Чтобы выбрать инвалидную коляску, подходящую под определенные требования, следует уточнить несколько вопросов:

  • Как долго инвалид собирается пользоваться изделием?
  • Где планируется эксплуатация: на улице или в помещении?
  • Не имеет ли маломобильный гражданин избыточный вес?
  • Должна ли коляска решать проблему с туалетом?
  • Кто будет раскладывать каталку? Какой вес должна иметь модель?
  • Для кого требуется кресло – для ребенка или взрослого?
  • Какова оптимальная стоимость изделия?
  • Может ли инвалид управлять ей самостоятельно?

Определившись с основными характеристиками модели, покупатель должен уточнить, как легко и как скоро можно приобрести к ней аксессуары, запасные детали. Зная, каким требованиям должна отвечать коляска для пожилых людей-инвалидов, покупатель без особого труда настроит нужные параметры поиска в каталоге товаров при поиске онлайн.

Разновидности колясок

По своей конструкции, способу управления, преимущественному использованию различают виды моделей.

Коляски и каталки

Если немолодой инвалид не может передвигаться и самостоятельно управлять техническим средством, следует обратить внимание на каталки. Они отличаются тем, что для перемещения нужна помощь другого человека. Каталки рекомендованы для пансионатов, больниц. Усадив инвалида или больного после операции на такую коляску, медицинский персонал может отвезти его на процедуры, в палату, столовую, на прогулку.

Если инвалид в состоянии самостоятельно управлять креслом, следует остановиться на механических моделях или изделиях с электроприводом. Коляски с ручным управлением бывают 2 видов: с рычажным приводом и ручным управлением. Разница между ними заключается в том, что при ручном управлении инвалид толкает руками внутренние ободы колес. При рычажном человек двигается, воздействуя на рычаги задних колес.

Кресла-коляски с электроприводом перемещаются за счет электромотора и могут развивать скорость до 7 км/час

Они оснащены аккумулятором, заряда которого хватает до 40 км пути. Такие инвалидные устройства рекомендованы для лиц, не имеющих достаточной силы в мышцах рук, чтобы вращать задние колеса. Управление осуществляется, благодаря джойстику в подлокотнике, пульту.

Базовые и активные модели

Если инвалид пользуется коляской эпизодически, во время лечения в стационаре и не испытывает неудобств от стандартного расположения спинки, сиденья, он может подобрать так называемую базовую модель. В случае длительного нахождения в кресле, перемещения на большие расстояния, сна или отдыха взрослому или ребенку потребуется изделие, которое будет подстраиваться под его нужды.

Такие модели колясок называют активными. Для удобства инвалида у них меняется высота и угол наклона спинки, расположение подножки и подлокотников. Высокая спинка обеспечивает разгрузку позвоночного столба при длительном нахождении в них. Эти кресла-каталки рекомендованы для лиц, ведущих активный образ жизни, детей с поражением нервной системы.

Если инвалид занимается спортом, ему подойдет маневренная спортивная коляска с ручным управлением. Благодаря облегченной раме из алюминия, такая модель выдерживает нагрузки и весит от 9 до 12 кг (не тяжелее обычной детской прогулочной каталки).

Многофункциональные активные коляски – изделия с высокой спинкой для поддержки спины и возможностью использования в качестве каталки, кресла или мобильной кровати. Они имеют возможность регулировки по высоте подножки и подлокотников, сиденья – по ширине и глубине, защиту от опрокидывания. Инвалид может выбирать доступные модели российского производства или изделия за более высокую стоимость из Германии.

Для дома и улицы

При преимущественном использовании коляски в помещении или на открытом пространстве к ней предъявляют разные требования, касающиеся устройства колес, необходимости в складывании и транспортировке и способа управления. Кресло-каталка для дома или больницы перемещается по гладкой поверхности с относительно небольшой скоростью. Поэтому комнатная модель может обойтись полиуретановыми колесами одинакового небольшого размера с самостоятельным ручным управлением.

Также актуальны каталки для перемещения с посторонней помощью. Для эксплуатации уличной коляски рекомендовано гладкое и ровное покрытие, но в реальности инвалиду приходится сталкиваться с движением по «пересеченной» местности: перепады проезжей части и пешеходной зоны, бордюры, ямки на асфальте.


К принципиальным характеристикам таких колясок также относят укороченную колесную базу и спинку, особую форму рамы, отсутствие подлокотников, индивидуально подбираемый развал колес

Для безопасного перемещения следует остановиться на коляске с передними полиуретановыми (литыми) и задними надувными колесами с функцией антиопрокидывания. Для переноса и транспортировки средства в автомобиле, общественном транспорте необходимо выбрать складное изделие с облегченным каркасом.

Если инвалид планирует передвигаться на большие расстояния, стоит приобрести прогулочное кресло с ручным управлением или электроприводом. Отдельного внимания заслуживает принципиально новая разновидность колясок, способная преодолевать лестничные марши, неровности на асфальте. Это ступенькоход.

Пристального внимания заслуживают узкие инвалидные коляски. Их приобретают для перемещения на улице или в домашних условиях, если стандартные модели оказываются слишком громоздкими для малогабаритной квартиры или не проходят в дверь или лифт. Основная характеристика узких колясок – небольшая ширина сиденья.

Устройство колес, механизм управления, наличие туалетного оснащения инвалид или его родственники смогут подобрать в соответствии со своими нуждами.

Модели для людей с особыми требованиями

При выборе кресла-коляски для инвалида следует исходить из индивидуальных особенностей лица. Так, приобретая изделие для взрослого полного пациента, необходимо остановиться на модели с усиленным каркасом. Лучше, если у коляски будет определенный «запас» веса, который она сможет выдержать. Рассматривая кресло или прогулочную модель для пациента с поражением центральной нервной системы, следует представлять себе, держит ли он голову, туловище.

Если инвалид не может самостоятельно сидеть в коляске и нуждается в опоре и фиксации, выбирают модели с пятиточечными креплениями, ремнями или фиксацией типа «пояс», «жилет». Для головы и шеи также рекомендуют подголовник с установкой по высоте. Необходимо обратить особое внимание на функцию антиопрокидывания.

Подобные требования относятся и к коляскам для ребенка-инвалида с детским церебральным параличом (ДЦП). Кроме возможной фиксации головы и тела, требуется оснащение коляски абдуктором, который устанавливают на сиденье. Он помогает ногам ребенка находиться в физиологичном положении. Для безопасности и упора нижних конечностей следует отдавать предпочтение изделию с цельной подножкой и ремнями на голенях.

Если родственники выбирают коляску или каталку для пожилого или престарелого лица с нарушением самостоятельного передвижения на фоне сохраненного контроля физиологических отравлений, стоит обратить внимание на изделие с санитарным оснащением. Под сиденьем таких моделей устанавливают пластиковое судно, которым инвалид может воспользоваться самостоятельно. Это позволяет длительно сохранять навык опрятности.

Необходимые аксессуары

Для обеспечения комфорта и безопасности лица с ограниченными возможностями существуют разнообразные аксессуары для инвалидных колясок. Их производство организовано всеми крупными компаниями, имеющими свои линейки кресел, каталок. Для надежной фиксации рекомендованы ремни на голеностопные суставы, запястья, талию.

Если инвалид не может самостоятельно удерживать тело, необходимо оборудование коляски креплением жилетного или пятиточечного типа. Удержание инвалида в положении сидя также возможно, благодаря установке боковых поддержек с одной или двух сторон, для опоры головы и шеи рекомендованы съемные подголовники. Для прогулок в холодное время года рекомендованы утепленные накидки на ноги из водоотталкивающей ткани.

Для пересаживания с кресла, ванны на кровать инвалид и его родственники могут воспользоваться специальной доской из прочного ребристого пластика. Это изделие весом около 1,3 кг выдерживает лиц с массой тела до 110 кг. Рабочая поверхность доски имеет особую выпуклую форму, благодаря чему инвалид легко скользит по ней, опираясь руками.


Предотвратить переворачивание коляски на неровной поверхности поможет установка антиопрокидываетелей на задние колеса

В домашних условиях инвалиду пригодится столик с регулирующейся по высоте, углу наклона и поворотной или фиксированной столешницей. Он легко передвигается, благодаря колесикам. Во время прогулки можно установить на коляску поднос с крючком для вещей и подстаканником. Он позволит принимать пищу, рисовать, читать книгу, работать на инвалидной коляске.

Для изделий с надувными задними колесами следует иметь в запасе камеры и насос. Некоторые модели, например, немецкие otto bock, выпускают красочные колпаки на колеса, которые служат для украшения транспортного средства.

Как приобрести инвалидную коляску

Если лицу с хроническим заболеванием при оформлении группы инвалидности было рекомендовано оснащение этим техническим средством реабилитации, он может получить изделие бесплатно. Также он вправе найти кресло с нужными характеристиками и купить его. Впоследствии инвалид получит полную или частичную компенсацию из средств Фонда социального страхования за выбранную модель.

Если лицу с ограничениями в передвижении коляска нужна на короткий срок, возможна аренда этого технического средства. В крупных городах (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде) существует много служб проката, где специально подобранные изделия берут на комиссию, а затем возвращают. Эти же организации занимаются скупкой бывших в употреблении колясок.

На сайтах таких организаций всегда есть актуальная информация о моделях в наличии с описанием и фото. Если покупатель сомневается в том, подойдет ли ему конкретный товар, он связывается с менеджером организации. По телефону он уточнит, можно ли показать ему нужную коляску и узнает, сколько она стоит.

Обзор некоторых моделей

Существует стереотип, что хорошее инвалидное кресло стоит достаточно дорого. Ниже приведены известные модели по доступным ценам.

Недорогие коляски для детей и взрослых

Компания «Армед» занимается изготовлением изделий и аксессуаров для них, которые могут использовать маломобильные инвалиды любого возраста. В линейке производителя представлены детские каталки, кресла, коляски с механическим управлением и электроприводом. Стоимость изделия начинается от 6000 рублей.

Коляски повышенной грузоподъемности

Модель Excel G5 Modular с ручным управлением рекомендована для лиц с достаточной силой мышц плечевого пояса. Она состоит из литого алюминиевого каркаса, выдерживающего нагрузку до 150 кг. К достоинствам этой коляски относят возможность регулировки спинки и сиденья под потребности инвалида без инструментов – на прогулке, в магазине.

В линейке Excel есть модели для взрослых и детей. Изделие весит около 15 кг и в сложенном виде легко помещается в багажник авто. Страна-производитель – Нидерланды. Базовая модель стоит около 39000 рублей, легко комплектуется необходимыми аксессуарами.

Стильная коляска «Катюша» с электроприводом рассчитана для транспортировки инвалидов весом до 125 кг. Она развивает скорость до 7,2 км/ч, но может быть использована и без мотора. Модель имеет прочный каркас, легко складывается, хорошо зарекомендовала себя на неровной местности. Семьи с инвалидами приобретают модель для использования для прогулок на даче.

Недорогая «шагающая» коляска

К сожалению, процесс создания для инвалидов-колясочников не успевает за их потребностями в безопасном и комфортном перемещении. Российская модель Гради–Стандарт создана специально для перемещения по «пересеченной» местности. Она относится к новому виду уличных колясок – ступенькоходов. Такие изделия помогают инвалиду самостоятельно пересекать бордюры, спускаться по лестнице.

Эта инвалидная коляска создана на основе классического крестообразного каркаса, легко складывается. Масса изделия не превышает 25 кг, при этом оно выдерживает нагрузку до 110 кг. Безопасность обеспечивается надежной стабильной конструкцией каркаса, наличием ручных стояночных тормозов. Задние «кресты» предотвращают опрокидывание коляски. Стоимость модели составляет около 99000 рублей.

Детская коляска российского производства

Коляска «Василиса» рекомендована для прогулок особым ребенком, страдающим ДЦП. В линейке модели четыре изделия для разного роста и веса пассажира от 80 до 170 см, каждая из них оборудована абдуктором ремнями безопасности, возможностью регулировки подножки по высоте. Ее легко собрать, в сложенном виде модель защищена фиксатором от раскрывания. Стоимость изделия составляет около 45000 рублей.


Если рассмотреть фото изделия, можно заметить, что внешне «Василиса» практически не отличается от обычных прогулочных колясок

Инвалидные коляски для детей и взрослых приобретают для длительного или кратковременного использования. При выборе модели следует учесть, в каких условиях она будет эксплуатироваться – дома или на улице. Важно оценить физические возможности инвалида и выбрать между механической или электрической каталкой. Возможно бесплатное обеспечение колясками по индивидуальной программе реабилитации, приобретение за свои деньги, аренда. Существуют организации, которые занимаются выкупом бывших в употреблении моделей.

Чтобы правильно подобрать инвалидную коляску, нужно обратить внимание не только на параметры пациента (рост, вес, длина колен), но и на особенности использования модели. Уличные и домашние типы отличаются по характеристикам, и это важно иметь в виду при выборе коляски.

Позаботиться о комфортной реабилитации инвалида, лишившегося возможности ходить, – важная задача. Основная мера помощи – грамотный выбор инвалидной коляски. При покупке модели нужно обратить внимание на большое количество нюансов, о которых вы узнаете далее.

Особенности конструкции колясок

В конструкции каждой коляски присутствует несколько элементов:

  • несущая рама;
  • сиденье;
  • передние и задние колеса;
  • подлокотники;
  • подножки.

Преимущественно выпускают складные коляски, поскольку такая конструкция удобнее в использовании. Она настолько же прочная, как и монолитные, но благодаря раскладному механизму появляется возможность сэкономить место при держании изделия в домашних условиях.

Инвалидные коляски для дома и улицы: как сделать правильный выбор

Разновидности колясок

Существует много разновидностей инвалидных колясок. Подбор варианта зависит не только от физиологических особенностей пациента, но и от образа жизни, который он будет вести в дальнейшем. Выделяют 2 основные группы изделий.

  1. Базовые коляски, которые представляют собой обычную конструкцию для инвалидов, ведущих типичный (неактивный) образ жизни.
  2. Активные предназначены для пациентов, которые предполагают часто передвигаться по городу или в доме, вести активный образ жизни и даже заниматься некоторыми видами спорта.

Также выделяют 3 группы изделий в зависимости от того, где чаще всего будет применяться коляска.

  1. Для дома.

Такие модели приобретают, если больной почти все время проводит в домашних условиях

  1. Для улицы.

Уличные модели снабжаются пневматическими резиновыми колесами, смягчающими удары во время езды

  1. Для дома и улицы (универсальные).

Чаще всего приобретают универсальные коляски, которые используют и дома, и на улице

Еще одна классификация связана с тем, как перемещается коляска.

  1. Инвалидные коляски с ручным приводом – самые распространенные среди активных моделей. Благодаря паре рычагов инвалид сам приводит в движение простую механическую систему. Это облегченный вариант базовой коляски, потому что привести ее в движение проще.

  1. В случае с электроприводом модели стоят дороже, однако они обеспечивают инвалиду максимальный комфорт. Приводя в движение механизм, пациент управляет коляской без посторонней помощи и даже без собственных физических усилий.

Отдельно можно выделить трехколесные коляски, подростковые, модели для детей с ДЦП и спортивные.

Как сделать правильный выбор: пошаговая инструкция

При выборе инвалидной коляски нужно обратить внимание не только на ее стоимость. Основная задача – обеспечить максимальный комфорт инвалиду и предусмотреть все нюансы:

  • физиологические особенности человека (рост, вес, размер одежды);
  • особенности двигателя (ручной привод или электрический)
  • какой должна быть глубина кресла;
  • высота основных частей (подлокотники, сиденье);
  • где в основном будет использоваться коляска – дома или на улице;
  • дополнительные возможности (механизм, оберегающий от опрокидывания, возможность менять составные элементы и регулировать их высоту).

Анализ основных критериев выбора приводится далее.

Габариты

Домашние инвалидные коляски и уличные важно подбирать под конкретного пациента. Учесть нужно не только рост и вес, но и размер одежды, который позволяет сориентироваться по средней ширине изделия (соотношение параметров приведено в таблице).

Вредны обе крайности: если выбрать слишком узкое сиденье, пациенту будет некомфортно, а при чересчур широком появляется риск выпасть, потому что кресло должно надежно фиксировать человека.

Обратите внимание! Лучше всего взять ширину с запасом в 2-3 см, с учетом плотной зимней одежды и того, что пациент может немного набрать в весе из малоподвижного образа жизни.

Глубина кресла

Это важный параметр, особенно если предполагается использовать инвалидные коляски для улицы. Под глубиной понимается расстояние от спинки до края. При оценке глубины следует учесть, что положение больного нужно максимально облегчить.

  1. Пациент не должен скользить, свободно перемещаясь по креслу.
  2. Вес должен равномерно распределяться по поверхности, чтобы тело не отекало, не было пролежней и других нарушений кожных покровов.

Выбрать взрослую или детскую коляску просто: нужно измерить расстояние от начала бедра до колен и вычесть 5 см. Нужно избегать крайностей: если поверхность недостаточно большая, больной напрягает седалище, а когда кресло слишком глубокое, со временем на кожных покровах под коленями появляется сыпь.

Высота сиденья и подлокотников

Для облегчения положения инвалида во время передвижения важно точно рассчитать высоту подлокотников и сиденья. Для этого необходимо снять мерку с пациента: измеряют расстояние от поверхности стоп до колен, прибавляют 5 см и получают требующуюся высоту сиденья.

Следует определиться с высотой спинки: измеряют расстояние (в положении сидя) от поверхности сиденья до подмышек и отнимают 10 см. А чтобы получить оптимальную высоту подлокотников, нужно измерить расстояние от локтей до поверхности кресла, после чего прибавить 3 см к этой цифре.

Правильный выбор – коляска, которая предусматривает возможность регулирования:

  • подножек;
  • подлокотников;
  • спинки.

Тогда все измерения проводить необязательно, потому что в любом случае можно настроить изделие на нужную высоту, в соответствии с особенностями пациента.

Обратите внимание! Даже если высота инвалидной коляски недостаточно подходящая, ее можно отрегулировать с помощью ортопедической подушки. Она приобретается отдельно исходя из необходимых параметров.

Колеса

Колеса бывают двух типов.

  1. Литые лучше всего использовать при перемещении внутри зданий (квартира, больница, санаторий). Они служат долго, поскольку изготавливаются из прочных материалов, но не подходят для прогулочных вариантов.
  2. Пневматические смягчают удары во время езды, хотя и не отличаются такой же долговечностью, как литые. Пневматические колеса удобны, если предполагается активный образ жизни с частыми перемещениями по улице – они гасят толчки на кочках и неровностях.

Обзор моделей и цен

Обзор популярных моделей и цены на них представлены в таблице.

Основное правило любого производителя - габаритные размеры инвалидных колясок должны обеспечивать безопасность и комфорт пользователю. Эти параметры принимают в расчет проектировщики зданий и сооружений, конструкторы общественного транспорта, в противном случае средство передвижения станет для инвалида обузой, а не помощником.

Габариты инвалидного кресла: основные параметры по ГОСТу

Для отечественных производителей действует единый стандарт 1993 года. В нем установлены максимально допустимые параметры, обеспечивающие эргономику и удобство пользования:

  • длина (L) - расстояние по горизонтали от передней до задней выступающей детали - 1200 мм;
  • ширина (В) - горизонтальный отрезок между выдающимися по бокам точками (в разложенном состоянии) 700 мм;
  • высота (H)- измеряется от пола до высшей точки конструкции в вертикальной плоскости (1090 мм).

На такие же параметры ориентированы и зарубежные бренды, поскольку они считаются наиболее практичными.

Отличительные особенности техники

Габариты инвалидной коляски во многом зависит от ее назначения. Модели делятся на детские и взрослые, прогулочные, комнатные, для занятий спортом и танцами, в соответствии с чем отличаются размерами, шириной колес. Так, детская коляска кимба нео адаптируется по ширине и подойдет для детей различных возрастных категорий.

Как правило, комнатная коляска, должна свободно проходить в проемы, двери лифта, что достигается за счет компактности, небольшого диаметра и ширины колес. Спортивные конструкции обладают высокой устойчивостью к нагрузкам и возможностью регулировки ширины колесной базы. Для уличных колясок немаловажной является возможность преодоления препятствий, что также зависит от размера колес и их устройства. В зависимости от назначения также отличается вес. Самые легкие инвалидные коляски - спортивные (от 6 до 14 кг).

Ширина инвалидной коляски может определяться размерами одежды:

  • до 46 - 38-40 см;
  • 48-50 - 42-43 см;
  • 52-54 - 44-46 см;
  • после 54 - 44-46 см.

Чтобы установить, какая ширина инвалидной коляски нужна пользователю при ручном управлении, необходимо также учитывать зазор между стеной и ободом приводных колес. Для большегрузных и людей с ампутированными конечностями габариты инвалидной коляски по ширине увеличиваются до 81 см, по длине - до 175 см.

Правильно подобранные размеры с учетом габаритов пользователя, назначения и условий эксплуатации не будут стеснять движения и кровообращение пользователя.

В настоящее время на рынке реабилитационной техники представлен широкий ассортимент инвалидных колясок, которые отличаются назначением применения, набором стандартных и дополнительных опций и, конечно, дизайном. Для начала нужно разграничить понятия «кресло-коляска» и «кресло-каталка». В кресле-коляске с ручным или электрическим приводом пациент перемещается самостоятельно, а в кресле-каталке его возит медсестра или опекун.

Инвалидные кресла-коляски с ручным приводом

Базовые кресла-коляски
Базовые инвалидные кресла-коляски различаются по весу, габаритам, материалам и могут быть оснащены различными типами подлокотников, подножек и колес.

Подлокотники
По типу регулировки подлокотники делятся на несъемные, съемные, откидные; а по форме - на удлиненные, ступенчатые и компромиссные. Несъемными подлокотниками оснащены инвалидные коляски с цельной рамой - монолитность конструкции делает такие коляски очень устойчивыми и долговечными. Откидные и съемные подлокотники открывают доступ к сиденью кресла-коляски, что значительно облегчает процесс пересаживания в кресло с кровати и обратно. Ступенчатые подлокотники добавляют коляске маневренности, позволяя подъезжать к различным препятствиям (например, к столу). На удлиненных подлокотниках руки располагаются с бóльшим комфортом. Тот же комфорт обеспечивают и компромиссные подлокотники , сочетающие в себе преимущества как удлиненных, так и ступенчатых.

Подножки
Выделяют три основные типа подножек: несъемные, съемно-откидные и съемно-откидные с ортопедической подушкой. Несъемные подножки являются частью монолитной рамы, однако их можно отрегулировать по длине с учетом роста пациента. В кресло со съемно-откидными подножками удобнее садиться, к тому же пациенту не всегда требуется две подножки (например, после ампутации одной ноги). Без подножек коляска значительно легче и занимает меньше места, что облегчает ее хранение и транспортировку. Съемно-откидные подножки с ортопедической подушкой могут изменять угол наклона и подниматься до горизонтального положения. Такое функциональное решение актуально, в частности, при переломе костей таза, когда согнуть ногу невозможно, поскольку гипс наложен от бедра до щиколотки. В таком случае подножки с ортопедической подушкой обеспечивают пациенту должный уровень комфорта. Разные типы подлокотников и подножек подбираются исходя из особенностей заболевания и связанных с ним потребностей инвалида.

Колеса
В зависимости от того, планируется ли использовать коляску на улице или только дома, можно выбрать колеса с надувными (пневматическими) либо с литыми шинами. Если частые прогулки не предполагаются, можно рассмотреть вариант с литыми колесами - долговечные и износостойкие, литые колеса почти не требуют ухода и в условиях домашнего использования служат очень долго. Стоит однако помнить, что если литое колесо лопается, его нужно заменять вместе с ободом. Если коляска будет активно использоваться на улице, в этом случае больше подойдут пневматические колеса , которые благодаря повышенному уровню амортизации сглаживают недостатки неровной поверхности и позволяют коляске ехать более мягко и плавно. Ухаживать за пневматическими колесами нужно так же, как за велосипедными, т.е. периодически подкачивать и при необходимости заменять. Если надувное колесо прокололось, можно заменить и камеру, и покрышку - замена обода при этом не требуется.

Вес и габариты
Вес и габариты инвалидной коляски зависит от типа кресла и от модели. В среднем базовые коляски весят 19 кг; коляски с облегченной рамой из алюминия – 15 кг, а прогрессивные спортивные модели - всего 8-15 кг. Ширина сиденья составляет 38-54 см и подбирается с учетом комплекции пациента. Существуют также инвалидные коляски с усиленной двойной рамой и расширенным сиденьем - такие модели обладают повышенной грузоподъемностью и рассчитаны на полных пациентов.

Рама
Рамы инвалидных колясок различаются материалом и особенностями конструкции. Основным материалом изготовления рам является сталь. Кроме того, используется алюминий (в случае с облегченными рамами) и хром. Конструкция рамы может быть как монолитной, так и складной. Коляску со складной рамой проще хранить и транспортировать, поскольку в сложенном состоянии она с легкостью помещается в любой багажник.

Материал
Сиденье и спинка кресла обтягиваются или кожзаменителем, или гигроскопичным материалом с мягкой подложкой. Кожзаменитель легко поддается санитарной обработке, что особенно актуально в больницах, где дезинфекция производится после каждого пациента, а также в домашних условиях, если у инвалида недержание. Благодаря дышащей поверхности и мягкой подложке гигроскопический материал обеспечивает высокий уровень комфорта при использовании кресла. Санитарно-гигиеническая обработка такого материала также предусмотрена.

Коляски с высокой спинкой
Если пациенту приходится проводить в кресле большую часть времени, можно рассмотреть вариант модели с высокой спинкой и ортопедическими подножками. Угол наклона спинки меняется вплоть до горизонтального положения, а подножки поднимаются вверх (до 90 градусов), так что пациент может принять то положение, в котором будет чувствовать себя максимально комфортно. Кроме того, высокая спинка позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник и мышцы спины, сглаживая негативные последствия постоянного пребывания в положении сидя.

Рычажные коляски
В коляске с рычажным приводом можно самостоятельно преодолевать значительные расстояния, передвигаясь по относительно неровной поверхности. Рычажная коляска требует хорошей физической подготовки, в частности, развитой мускулатуры плеч и рук, и подойдет человеку, который хочет постоянно поддерживать себя в форме. Кроме того, существуют рычажные коляски, которыми можно управлять одной рукой - в этом случае рычаг расположен либо с правой, либо с левой стороны. Такая модель была разработана для пациентов с односторонними ограничениями функций тела.

Активные коляски
Активные коляски обеспечивают максимум мобильности и маневренности и позволяют людям с инвалидностью вести активный образ жизни. Развитая система регулировок, количество которых может доходить до 40, позволяет настроить активную коляску под конкретного человека с учетом его роста, веса и анатомических особенностей.

Спортивные коляски
Спортивные коляски используют профессиональные спортсмены-инвалиды. Все конструкционные особенности таких моделей определяются их функциональным назначением. Во-первых, спортивные инвалидные коляски весят гораздо меньше базовых моделей (8-14,5 кг). Легкость конструкции достигается за счет максимально облегченной рамы, малого диаметра передних колес, специально смоделированной спинки и минимальных (или отсутствующих полностью) подлокотников. Во-вторых, при изготовлении рам для спортивных колясок используются особо прочные материалы, которые позволяют коляске выдерживать колоссальные нагрузки. В-третьих, спортивные коляски всегда настраиваются точно под конкретного пользователя, поэтому изготавливаются исключительно на заказ.

Детские инвалидные коляски
Детские инвалидные коляски подбираются с учетом заболевания, возраста и физического состояния ребенка. Среди детских колясок также выделяют базовые и активные.

Коляски для детей с ДЦП
Инвалидные коляски для детей с детским церебральным параличом оснащены различными приспособлениями, обеспечивающими ребенку безопасное пребывание в кресле. Среди колясок данной категории выделяют коляски для дома и прогулочные коляски для улицы. Конструкция колясок для дома предусматривает полный набор опций, необходимых ребенку с ДЦП: легкая, но прочная спинка, фиксаторы головы, единая подножка, боковые фиксаторы, страховочные ремни и абдуктор, защищающий ноги ребенка от непроизвольного «винтового» скручивания. Прогулочная коляска для улицы имеет облегченную конструкцию, оснащенную страховочными ремнями, абдуктором и капюшоном. Внешне прогулочные коляски напоминают традиционные детские коляски, и это помогает родителям малышей с ДЦП избежать назойливых взглядов и вопросов.

Инвалидные кресла-коляски с электроприводом

Дизайн, размер и вес инвалидных колясок с электроприводом может сильно варьироваться (от миниатюрных скутеров до настоящих трансформеров с вертикализатором), однако неизменным элементом конструкции всех моделей являются аккумуляторные батареи, за счет которых осуществляется движение. Управляются электрические коляски встроенным в подлокотник джойстиком, который при необходимости может быть переставлен с правой стороны на левую. Инвалидные коляски с электрическим приводом способны на одной подзарядке проходить от 10 до 35 км и развивать скорость до 10 км/час.

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую "комнатную" инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология "достаточная зона" и "комфортная зона" для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что "ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов" ("Рекомендации…Вып. 1", стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое "местное сужение прохода"? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе "Зоны разворота кресла-коляски". В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании "от себя" должна быть не менее 1,2 м, а при открывании "к себе" – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести "золотое правило" на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе "Пандусы".