Упражнения для правильной дикции. Развитие дикции речи метод станиславского

Хорошая дикция, четкое произношение звуков и приятный являются залогом успеха во многих сферах современной жизни. Уникальные речевые данные очень редко даются человеку от природы. Однако этому искусству можно научиться в любом возрасте, если регулярно выполнять упражнения для улучшения дикции. Когда вы устраните дефекты речи, вы перестанете переживать из-за и будете более свободно общаться в неформальной обстановке. Возможно, после этого пойдет вверх и ваша карьера. Помните, что на любом месте и в любой профессии выделяют людей, которые умеют излагать свои мысли в красивой и лаконичной форме. В этой статье мы приведем простые, но эффективные упражнения, которые помогут улучшить дикцию речи.

Артикуляционная гимнастика

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10-15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики - и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь - четче.

  • «Забор» - сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» - не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» - откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» - покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» - расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» - касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» - сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Правильное дыхание

Мало кто обращает внимание на свою осанку, частоту вдохов и выдохов во время общения с другими людьми. А жаль! Именно эти факторы играют важную роль для постановки красивого голоса и четкого произношения слов. Выполняйте ежедневно следующее упражнение, чтобы улучшить дикцию.

Упражнения для вдохов и выдохов

  • Исходное положение: встаньте прямо, поставьте руки на пояс, а ноги на ширину плеч. Чуть приоткройте губы и сделайте медленный выдох, как бы преодолевая сопротивление. Когда у вас начнет получаться, усложните задание. Например, во время выдоха читайте любое четверостишье. Затем попробуйте выполнить данное упражнение в сочетании с ходьбой или приседаниями.
  • Вернитесь в исходное положение, сделайте спокойный вдох, медленно наклоняясь вперед. При этом обратите внимание на спину, которая должна быть прямой. На выдохе начните подниматься и тяните звук «м-м-м».

10 упражнений для улучшения дикции и тембра голоса

  1. Опустите подбородок к груди и начните двигать влево и вправо. Упражнение выполняется медленно и без резких движений.
  2. Исходное положение: спина прямая, голова также опущена вниз. Медленно выдвигайте челюсть вперед и отводите максимально назад.
  3. Сложите руки на груди и медленно наклоняйтесь вперед, произнося при этом звук «у-у-у-у» низким голосом.
  4. Растяните губы в широкой улыбке и разомкните зубы. Начните водить языком справа налево, расслабив мышцы лица.
  5. Вытяните язык и проведите им по внешней стороне верхних и нижних зубов. Повторите несколько раз.
  6. Вытяните язык вперед таким образом, чтобы он напоминал чашу. Повторите.
  7. Не забывайте и о роли красивой осанки в постановке речи. Всегда следите за тем, в каком положении находится ваша спина. Чтобы вы понимали, как это трудно, положите на голову несколько книг и походите с ними по комнате. Попробуйте, находясь в этом положении, прочитать текст или стихотворение.
  8. Читайте тексты, зажав в зубах ручку или карандаш. Постарайтесь как можно четче произносить слова и отдельные звуки. Повторяйте это упражнение каждый день по 15 минут.
  9. Читайте в быстром и медленном темпе, громким и тихим голосом.
  10. Усложните предыдущее упражнение. Читайте стихи, когда или во время ходьбы. Следите, чтобы не сбивалось дыхание и выдерживались интонационные паузы.

Чистоговорки

Отработать произношение отдельных звуков можно с помощью специальных рифмованных фраз или чистоговорок. В них несколько раз встречается один и тот же согласный, и вы легко можете научиться звуки. Ежедневно делайте эти упражнения для дикции.

Полезные советы, как улучшить дикцию и четкость речи, приведены ниже. Начните работу с произношения чистоговорок в медленном темпе. Проговорите каждый звук, обратите внимание на трудные сочетания и проверьте четкость своего произношения. Чтобы избежать ошибок, прослушайте аудиозаписи дикторов с В конце каждой тренировки записывайте себя на диктофон, отмечайте ошибки и достижения.

Скороговорки

Знакомое всем с детства упражнение, чтобы улучшить дикцию, является очень эффективным инструментом для достижения поставленной цели. Проговаривая трудные звуки и их сочетания, вы учитесь четкому и ясному произношению. Прочитайте скороговорку очень медленно, постарайтесь образно представить себе картину, о которой повествует стишок. После этого постарайтесь немного увеличить темп. Обязательно говорите вслух, но если вы начинаете сбиваться, то сразу же возвращайтесь к медленному проговариванию. Через какое-то время вы заметите, как непослушные звуки начнут произноситься легко и непринужденно.

Интонация

Вы совершаете большую ошибку, если думаете, что люди воспринимают только информацию, которая заложена в вашей речи. На самом деле внимание слушателя захватывает интонация, с которой говорит оратор. Учитесь произносить фразы выразительно, повышая и понижая голос. Только тогда, когда вы будете делать акценты и выдерживать паузы, собеседник оценит в полной мере ваши высказывания.

  • Начните с самых простых упражнений и постепенно усложняйте их.
  • Используйте каждую минуту свободного времени для тренировок. Только в этом случае вы сможете быстро достичь намеченных целей.
  • Занимайтесь регулярно без больших перерывов.
  • Записывайте небольшие выступления на диктофон или камеру. Просматривайте ролики, отмечайте положительные изменения и учитывайте моменты, над которыми вам предстоит работать в дальнейшем.
  • Читайте литературу о том, как улучшить дикцию. Упражнения должны быть разнообразными, иначе вы быстро потеряете интерес и забросите занятия.
  • Не пренебрегайте помощью специалистов и педагогов, которые могут предложить вам полезное упражнение, чтобы улучшить дикцию и устранить типичные для новичков ошибки.
  • Если у вас есть возможность записаться на курсы актерского мастерства, то сделайте это немедленно. Занятия помогут вам раскрепостить речь, движения и жесты. Также вы научитесь выразительной декламации и перестанете страшиться публичных выступлений.

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Не всем удаётся воспроизводить звуки плавно и чётко. Это указывает на проблемы c дикцией, что создаёт человеку определённые неудобства и дискомфорт в общении как в детском, так и во взрослом возрасте. Особенно этот вопрос актуален для людей, чья деятельность связана с публичными выступлениями. Если у вас или ваших близких есть такая проблема, то не отчаивайтесь: все дефекты поддаются коррекции. Необходимо лишь регулярно применять комплекс упражнений, направленный на то, чтобы улучшить дикцию.

Для чего стоит исправить дикцию

Искусство красиво и чётко говорить требует тренировки

Дикцией называется отчётливое и ясное произношение слов и слогов. При этом должна присутствовать правильная артикуляция – активация речевых органов, которые позволяют воспроизводить звуки. Речь человека, страдающего нарушением дикции, становится невнятной и глухой. Это приводит к затруднениям при коммуникации, ведь окружающим сложно его понять. Причиной этого отклонения являются дефекты речевого аппарата, например, отсутствие способности открывать широко рот при разговоре или слабая подвижность нижней челюсти.

При наличии таких нарушений следует незамедлительно приступить к выполнению специальных комплексов упражнений. Если нарушением дикции страдает ребёнок, эти методики помогут ему улучшить успеваемость в школе, приобрести новых друзей и поднять самооценку. Взрослый также ощутит позитивные изменения. Начинайте заниматься и будьте уверены: чтобы заметить первые результаты, вам не придётся долго ждать.

Нормализация речи позволяет расширить круг общения и уверенно выступать перед публикой.

Как быстро улучшить речь

На сегодняшний день разработано достаточное количество простых способов, которые позволяют любому человеку самостоятельно улучшать качество речевой деятельности. Рассмотрим самые доступные и эффективные из них.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика направлена на тренировку артикуляционного аппарата, который включает в себя определённые группы мышц. Она состоит из нескольких упражнений.


Тренировка речевого аппарата - эффективнейший метод улучшения дикции

Эти упражнения должны выполняться в замедленном темпе.

Для начала разработаем мягкое нёбо. Выполняйте по порядку следующие действия:

  1. Зевайте, закрыв рот.
  2. Совершайте движения, напоминающие полоскание горла.
  3. Воспроизводите при зевании любые гласные звуки.
  4. Придайте языку форму лопатки, достаньте им до нёба, затем верните к основаниям зубов, повторите несколько раз.

Теперь нужно поработать над нижней челюстью. Здесь помогут два упражнения.

  1. Сядьте за стол, обопритесь локтями о столешницу. Рот немного приоткройте. С усилием направляйте челюсть книзу, при этом сожмите руки в кулаки и давите ими на челюсть снизу.
  2. Совершайте нижней челюстью круговые движения: вперёд и назад, вниз и вверх.

Затем приступайте к тренировке щёк:

  1. Имитируйте полоскание, надувайте щёки и втягивайте их.
  2. Наберите в рот воздух и перегоняйте его сначала между щеками, а потом к губам.
  3. Напрягите щёки, сожмите губы и выталкивайте изо рта воздух, стараясь преодолеть сопротивление.

Следующие упражнения разработаны для тренировки губ:

  1. Сомкните челюсти, напрягите губы и попытайтесь улыбнуться.
  2. Упражнение называется «хоботок – улыбка». Сложите губы в форме трубочки, вытяните их вперёд и посчитайте до 10, после чего вернитесь в начальную позицию.
  3. Сомкните зубные ряды и выполняйте движения губами по кругу, вниз и вверх, в стороны.
  4. Потяните верхнюю губу так, чтобы обнажить ряд зубов. Затем аналогичное упражнение выполните нижней.
  5. Приоткройте рот, притяните губы к зубам и улыбнитесь.

В завершение выполните комплекс упражнений для языка:

  1. Совершайте круговые действия, останавливаясь поочерёдно возле каждой из щёк.
  2. Разомните язык при помощи зубов.
  3. Поместите язык на нижнюю губу и подуйте на его кончик.
  4. Вытягивайте язык вперёд, сложите лопаткой и расположите его на губе. Удержите его в такой позиции 10 секунд.
  5. Постарайтесь дотянуться языком сначала до носа (насколько это возможно), затем до уровня подбородка.
  6. Скрутите язык и двигайте им вперёд и назад.
  7. Поворачивайте язык в одну и другую сторону.
  8. Поднимите конец языка, выдвиньте его вперёд, затем верните в полость рта.
  9. Край языка расположите возле нижних зубов, среднюю часть языка поднимите к нёбу и сформируйте дугу, дотрагиваясь до верхнего зубного ряда. Приоткрывайте немного рот, челюсть старайтесь держать неподвижной.
  10. Кончиком языка прикоснитесь к основанию верхних и нижних зубов, затем поочерёдно к обеим щекам.
  11. Поднесите край языка к верхней, затем к нижней губе, после этого к левому и правому уголку губ.

Видео: базовые упражнения артикуляционной гимнастики


Произношение отдельных звуков

Гласные звуки воспроизводятся возле зубных рядов, в области твёрдого нёба и гортани. Воспроизводить их правильно помогут следующие упражнения.

  1. Для нормализации воспроизведения звуков «И» и «Ы» медленно и чётко говорите слова ил, ива, пика, пир, кит, или, лист, цирк, тыл, сыр, сын, мыл, был, бык, дым, рыба.
    При воспроизведении гласной «и» рот открывается на размер толщины мизинца, язык находится в плоском состоянии, его кончик достаёт до нижнего зубного ряда, середина касается нёба, губы разведены в стороны. Звук «ы» выговаривается с незначительными изменениями. Для этого отодвиньте язык немного назад.
  2. Следующие слова дадут возможность избавиться от проблем с произношением «Э» и «Е»: эхо, экстра, этот, эпос, экстренный, эра, ел, ель, ехал, енот, Ева, Елена.
    Звук «Э» выговаривается в такой позиции: рот немного открывается, обнажаются края зубов. Язык находится возле передних зубов нижнего ряда, средняя его часть и основание поднимаются, затем соприкасаются с коренными зубами. Гласную «Е» следует выговаривать дольше и слегка напрягать речевой аппарат.
  3. Теперь поработайте над произношением «А» и «Я». Используйте слова акт, аист, атака, Анна, бал, мак, рак, яма, старт, яр, ягода, якорь, як, ясли, ярость, яд.
    При воспроизведении «А» рот нужно раскрыть так, чтобы между зубами поместились два пальца. Язык находится в расслабленном положении. Его конец не соприкасается с нижним зубным рядом. Произнося «Я», следует край языка выдвинуть вперёд.
  4. Далее перейдём к гласным «У» и «Ю». Они отрабатываются при помощи слов утро, ус, уголь, ум, зуб, узы, лук, суд, жук, узкий, юла, Юра, юноша, юг, Юля, юнга, юмор, юродивый.
    Выговаривая «У», округлите губы и вытягивайте их вперёд. Расстояние между зубными рядами должно равняться толщине большого пальца. Язык оттяните назад, опустите его основание. При воспроизведении «Ю» среднюю часть языка поднимите немного выше
  5. Приступаем к гласным звукам «О» и «Ё». Произносите слова ось, окна, осы, озеро, обруч, ослик, ёжик, ёлка, ёмкость, ёкать, ёрзать.
    Выговаривая «О», вытяните вперёд губы и придайте им округлую форму. Отодвиньте назад язык, поднимите его спинку. Он не должен касаться зубов. Гласная «Ё» воспроизводится более длительно и напряжённо.


Упражнения на произношение лучше всего делать перед зеркалом: так вы более точно сможете контролировать правильность их выполнения

На следующем этапе можно переходить к тренировке согласных звуков. Сначала чётко произносим каждый их этих звуков. Далее объединяем их с гласными в определённом порядке. Пошаговая методика выглядит таким образом:

  1. Начнём с «П–Б». Произносите слова: пар, поп, папа, капель, дуб, бак, голубь, боб, кобура, белый.
    Затем переходите к сочетаниям пар-бар, полк-болт, пас-бас, пел-бел, спать-спят, бур-бюро, был-бил.
  2. Для звуков Ф–В необходимо произносить следующие слова: факт, фыркать, фунт, кофта, вперёд, жираф, верный, Валя, свет, видный, выбить.
    Сочетания: Иван-Селифан, вода-фаза, Вика-фикус, вот-рвёт, вилка-Филька, Фомка-Фёкла, фирма-фыркнуть.
  3. Для звуков «Т–Д»: там, танк, тонна, тут, тот, тётя, тесно, дама, идти, два, броды, дятел, дым, день.
    Сочетания: там-дам, ток-док, том-дом, твой-двойка, трава-дрова, тело-дело, тень-день, торт-тёрка, дар-дядя.
  4. Для тренировки звуков «С–З»: сын, суд, сесть, силы, рассада, уксус, воз, зимний, заноза, воззвание, козлик.
    Сочетания: сам-зам, суп-зуб, сало-зала, косы-козы, сорный-зори, сыр-сир, внесу-внизу, сессия-сел, синий-Зина.
  5. Для звуков «Ш–Ж»: шар, шустрый, шаль, пушка, сушёный, душ, жесть, жаль, жук, жёлудь, лужа, жажда, ружьё.
    Сочетания: ваш-важный, шар-жар, шутка-жутко, жить-шить, ширь-жир.
  6. Для звуков «К–Х, Г»: куда, как, куст, кирка, ток, крот, газ, бегун, горе, гиря, хуже, гетто, холка, хор, пастух, трахея.
    Сочетания: качели-газели, кость-гость, кол-гол, код-год, клуб-глуп, кнут-гнут, Кеша-Гоша.
  7. Для звука «Щ»: вещь, щука, щавель, счастье, щётка, пищит, плащ.
    Сочетания: щипцы-клещи, рыщут-пища, щи-ищи, тётка-щётка.
  8. Для звука «Ч»: чуткий, час, частый, речь, пчёлка, чары, отчество.
    Сочетания ветер-вечер, тем-чем, тесно-честно, чутко-шубка, тётка-чётко.
  9. Для звука «Ц»: целый, цапля, цирк, царь, купаться, цветы, блюдце.
    Сочетания: цок-сок, цвет-свет, цель-сел, улица-лиса.
  10. Для звуков «М», «Н», «Л», «Й», «Р»: мама, мак, мятый, лампа, нос, милый, мятный, наш, низ, луна, Оля, лейка, рана, боль, риск, ель, говор, майка, вьюн.
    Сочетания: мал-мял, знаком-знакомь, мыло-мило, ныть-нить, нана-няня, лак-ляг, рад-ряд, лук-люк, брак-бояк, рак-лак, пожар-пожарь, рука-лука.

Видео: отработка произнесения звукосочетаний

Скороговорки для чёткости произнесения слов и фраз

Это небольшие фразы, с определённым сочетанием звуков, которое затрудняет быстрое произношение. Они помогают отрабатывать отдельные слоги. Главное правило тренировки - не пытайтесь сразу выговорить фразу в быстром темпе. Сначала повторяйте её медленно. После того как станете выговаривать чётко, ускоряйте темп.


Овладеть искусством быстро проговаривать скороговорки непросто, но результат вас точно порадует

Занимайтесь ежедневно, и через несколько недель вы заметите результат. Не обязательно использовать большое количество скороговорок, достаточно будет пяти – десяти фраз.

Начинайте с простых скороговорок и по мере их освоения переходите к сложным фразам.

Вот примеры хороших скороговорок:

  • «Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».
  • «Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке».
  • «Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон».
  • «Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топнул ножкой, он бы топнул да не мог, потому что был без ног».
  • «Два корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали».

Видео: ведущая новостей проговаривает скороговорки

Правильная осанка и сильное дыхание


Правильная осанка и дыхание - залог полнозвучной и чёткой речи

Улучшать осанку проще всего с помощью старинного упражнения «книга на голове». Поместите на голову книгу и начинайте медленно ходить по комнате. Затем включите в упражнение приседания и движения руками. Такой комплекс поможет вам научиться удерживать необходимый для монологичной речи темп дыхания.

Речевое дыхание действительно сильно зависит от осанки.

Развитие дыхания позволит произносить длинную речь и не прерываться на паузы в неподходящих местах. Это нужно для того, чтобы слушатели вас правильно поняли. Начнём с тренировки выдоха:

  1. Поставьте ноги на ширину плеч, руки поместите на пояс.
  2. Сожмите плотно губы, оставив небольшое отверстие.
  3. Медленно выдохните, воздух должен выходить с сопротивлением.
  4. Во время упражнения читайте любое четверостишие.

Если физическое состояние позволяет, вы можете добавить к дыхательной гимнастике элементы физической нагрузки, например, приседания, ходьбу или даже лёгкий бег.

Переходим к тренировке вдоха:

  1. Сделайте наклон вперёд, спину держите параллельно полу. Выполните вдох. Затем примите исходную позицию. В медленном темпе выдыхайте и одновременно произносите «гим-м-м».
  2. Примите исходную позицию. Закройте рот, вдыхайте воздух через нос, расширяя ноздри. Во время выхода воздуха похлопывайте пальцами по ним.
  3. Примите лежачее положение. Одну руку поместите на живот, вторую – на низ грудной клетки. Глубоко вдохните носом. Поднимайте живот, грудная клетка должна расшириться. Затем медленно выдохните. Повторите несколько раз.
  4. Примите положение стоя, поместите руку на грудь, другую расположите возле рта. При дохе и выдохе произносите гласные звуки. Если у вас появилось ощущение зевка, вы успешно справляетесь с упражнением.
  5. Далее, выполняйте то же самое упражнение, но теперь продлите выдох и вдох, совершив лёгкий толчок диафрагмой.

Что ещё улучшает дикцию

Добиться желаемого результата поможет правильная интонация. Читайте любой текст с выражением, и вы заметите положительные изменения и в тембре голоса, и в произношении, и в темпе. Можно воспользоваться актёрскими методами тренировки дикции. Положите в рот пробку, грецкие орехи или карандаш и прочитайте несколько скороговорок или любой текст, который вам понравится. Слова нужно произносить в медленном темпе, хорошо проговаривая каждую букву.


Чтение вслух с выражением поможет вам научиться правильному смысловому интонированию

Ещё один отличный метод основан на необходимости слышать себя со стороны. Запишите собственный голос на диктофон и затем прослушайте запись. Так вы сразу обнаружите допущенные в речи ошибки. Сделайте повторную запись, но теперь постарайтесь исправить изъяны. Можно прочесть стихотворение или любой художественный текст. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь идеального результата.

Описанные в статье упражнения для улучшения дикции не требуют никакой специальной подготовки. Их могут выполнять как взрослые, так и дети. При ответственном подходе к тренировкам вы уже через пару недель заметите прогресс.

6 6 731 0

Некоторые люди думают, что у них с дикцией нет никаких проблем и это действительно так. Однако, когда они приходят, например, устроиться на работу на телевидение или же ведущим на радио, то им сразу могут ответить, что для этого необходимо улучшить дикцию. Какими методами легко и быстро можно улучшить уровень дикции? Есть несколько способов, которые помогут решить эту проблему за короткий срок.

Вам понадобятся:

Первые шаги к убедительной речи

Чтобы разговаривать уверенно, красиво и благозвучно необходимо выполнить ряд некоторых упражнений. Первым делом требуется научиться хорошо и чётко произносить взрывные звуки. Конечно, если глухих согласных букв будет неслышно, то уже уровень дикции существенно опустится. За счёт того, что глухие звуки сами по себе, по своей структуре достаточно тихие и непонятные, их необходимо выговаривать намного лучше других гласных.

Например: пь, ть, кь.

Проговорите глухие звуки без голоса, но с очень большой активностью, как бы взрывая эти звуки. После проделанного упражнения произнесите те же звуки, но уже с голосом. Это можно сделать при помощи согласных букв, которые следуют за глухими.

Например, по, то, ко и т. д.

После проделанных упражнений подключайте звонкие гласные и шипящие.

Книга и чтение вслух - отличный помощник в усовершенствовании дикции

Второй и очень сильной ошибкой многих является неправильное произношение буквы «Г».

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Необходимо видеть свои ошибки напрямую

Хорошим упражнением является чтение и разговор перед зеркалом.

Необходимо это для того, чтобы вы сами видели свои ошибки и сами видели, как у вас работают мышцы рта. Если произносить звуки и слова, фразы перед зеркалом с усердной силой, то есть делать движения более пластичными и сильными, больше открывать рот и т.д, то со временем вы услышите, что уровень вашей дикции существенно вырос. А после подобных упражнений вам будет намного легче произносить те или иные звуки.

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

В статье рассказывается, что такое дикция и как ее улучшить.

В современном мире людям с хорошей, выразительной дикцией достаточно легко освоиться в большинстве сферах нашей динамично развивающейся жизни. Прекрасные ораторы нужны не только на сцене, но и в бизнесе, и на телевидении, и в политике.



Стив Джобс — прекрасный оратор

Что такое дикция?

Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

ВАЖНО: Человеку с выразительной дикцией гораздо проще заинтересовать и увлечь публику. Такому человеку гораздо проще выступать на публике.



Работа над дикцией и произношением

Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.



Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:

  • Дыхание и осанка

Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

  1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
  2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
  3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.


Осанка — первый шаг на пути к красивой речи
  • Артикуляция. Более подробно можно прочитать в разделе ниже
  • Произношение согласных и гласных звуков. Примеры по правильному произношению звуков можно посмотреть в следующих видео:

Видео: Фонетика. Постановка согласных и гласных звуков. Доцент Битехтина Н.Б.

Видео: Постановка свистящих звуков у взрослых

Видео: Коррекция звукопроизношения у взрослых

  • Интонация

Самое лучшее упражнение для развития интонации — это читать по ролям.

Видео: Интонация (тренинг)

  • Скороговорки. Большой список скороговорок можно найти в разделе ниже
  • Актерские методы. Для тренировки дикции с помощью актерских методов, следует взять в рот грецкие орехи, или карандаш, а затем начать медленно, разборчиво произносить скороговорки или читать текст


Упражнения для дикции и артикуляции

Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:

  • Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
  • Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
  • Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
  • Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта. Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
  • Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
  • Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться. Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
  • Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
  • Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык


  • Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
  • Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью

ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнений следует повторять еще по несколько раз.



Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
  • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
  • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.


  • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
  • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Видео: Лучшее упражнение для голоса на развитие дикции

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.

Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.

ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.



Чтение вслух — упражнение для дикции

Скороговорки для развития дикции

А мне не до недомогания.
Архип осип, Осип охрип.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,
Брит Игнат брат,
Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.



Скороговорки — упражнения для дикции

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала
Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня,
Конб копытом коваля,
Коваль кнутом коня.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,
Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
Санки хлоп, Санька - вбок,
Сонька - скок, Сеньку с ног.



Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал,
Фёдор фокусничал,
Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Хохотушка буква Х
Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался,
Похвалялся-хвастался, да и выхвалился,
Да и выхвастался.

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситца
Мучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.
Едет гусь на палочке.
Уточка — на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
А мальчик на собачке.

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;
Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Видео: Как работать со скороговорками Дикция и Артикуляция // 24 УРОК ВОКАЛА

Занимайтесь, тренируйте свою дикцию, и тогда в ораторском мастерстве вам не будет равных.