Что такое детская психотерапия? Психотерапия Виды психотерапии и их описание

Разделения психотерапии на виды в наше время существует только для удобства и становится всё более и более условным. Основная тенденция начала 21-го столетия - это интеграция дисциплин, направлений и школ, а не построение границ между ними. Объясняется такое состояние дел тем, что процесс познания давно уже вышел за границы каких-то научных изысканий в рамках одной дисциплины. Общее развитие психологии является одним из подтверждений правильности такого взгляда. Если вы ждёте, что возможна таблица видов психотерапии с чётким описанием того, что вот тут, мол, мы имеем дело со специалистами, которые что-то делают чисто своё, чего не делают другие специалисты, то ошибаетесь. Более того, название вида именно психотерапии может никак не относиться к этому понятию в науке.

Психотерапия разделяется на разные виды

Ярким примером является гештальт-психотерапия, которая имеет мало общего с гештальт-психологией . В качестве научного направления психология этого вида была едва не главенствующей на кафедрах Европы первой половины XX века. Этому направлению свойственно достаточно обширная база собственных концептуальных построений. Гештальт - это гносеологическая или онтологическая единица, представляющая собой целое, которое не является результатом совокупности отдельных фрагментов. Эти целостные структуры (гештальты) были взяты за основу познания человеческой психики.

У вас на кухне есть стол? Так вот сам по себе он не гештальт. А гештальт - это стол, скатерть на нём, солонка и салфетка, даже место нахождения стола и картинка, которая висит над ним . При этом рассматривается ещё и чётко обрамлённая контуром фигура, которая находится на фоне чего-то и является более важной, чем фон. Сумма же всегда имеет более высокий уровень, чем отдельно взятые фрагменты.

Исследования были прерваны приходом к власти нацистов в Германии. Почти все учёные психологи этого направления были евреями и эмигрировали в США, где не смогли продолжить работу в связи с тем, что господствующим направлением там был бихевиоризм. В результате гештальт-психология, в качестве научного теоретического направления, развитие не получила, а в 60-ые годы, после смерти последнего учёного представителя школы Вольфганга Келера, и вовсе прекратила своё существование.

Однако примерно в то же самое время появилась и начала своё бурное развитие гештальт-терапия. С гештальт-психологией она связана только в той мере, в какой описанный ещё в 30-ые годы способ восприятия связан с людьми. Существуют разные гипотезы того, почему в названии использован этот термин. Подозревают, что для того, чтобы подчеркнуть своё отличие от одномерности бихевиоризма и ограниченности фрейдизма, хотя какие-то небольшие вкрапления психоанализа в гештальт-терапии всё же прослеживаются.

Гештальт-терапия — это одно из гуманистических направлений в психотерапии

На самом деле это синтез выкладок гуманитарной психологии и её отдельного направления - экзистенциональной психотерапии, восточной философии и методов йоги, медитаций и многого другого . У направления есть своя теоретическая база и своё объяснение личности, которого не было в классической гештальт-психологии. Изначально большое внимание уделялось групповой терапии, но впоследствии, с началом 70-ых годов, от этого стали отходить. Для того чтобы полностью и без утомительного многословия показать роль гештальт-терапии - приведём классический пример. Жена моряка приходит к психологу и жалуется на булемию, на непомерный аппетит, на то, что каждую ночь она «атакует» холодильник и поедает очень много самых разных продуктов. Кто-то стал бы сразу «лечить» булемию, но не гештальт-психотерапевт. Тот основной упор делает не на то, что она много кушает и не может проконтролировать своё пищевое поведение, а на то, что она жена моряка, а тот постоянно в плаваниях. В результате у женщины не удовлетворённым остаётся основная потребность человека - потребность в сексе, а «глушит» она неудовлетворённость тем, что много ест. Задача терапевта в таком случае мягко подвести пациента к пониманию истинной причины и заставить её не убегать от вопроса о сексе и нормальной семейной жизни.

Казалось бы, тут всё замечательно… Правда, даже после развода и нового замужества у таких дам аппетит не снижается. А вот уж тут и разгадка загадки о том, почему так много намешано в школах и направлениях. Не исключено, что пациентку из этого классического примера придётся лечить ещё и гипнозом, даже использовать методы классического психоанализа. Вот так сложен человек и проблемы, которые связаны с ним.

Когнитивная терапия тоже многогранна

Не меньшую популярность в современном мире имеет и когнитивная терапия. Она пришла на смену бихевиоризму и является его логическим продолжением. Многие идеи бихевиоризма прослеживаются до сих пор. Сказать о том, что этот вид терапии под источниками проблем рассматривает ошибки мышления - это не сказать ничего. Пациенту предлагается :

  • осознать, что мысли способны влиять на эмоции и строить какие-то поведенческие тенденции;
  • обрести способность наблюдать негативные мысли;
  • отнести такие мысли к автоматическим и проанализировать их;
  • заменить ошибочные негативные мысли на позитивные и более рациональные;
  • выявить в себе наличие негативных убеждений и заменить их на позитивные.

Когнитивная терапия предполагает отказ от негативных мыслей

Изначально когнитивная психология и очень похожая на неё рационально-эмоциональная терапия вошли в некий конфликт с психоанализом. Однако достаточно быстро сама практика показала, что процесс выявления различных когниций до боли психоанализ и напоминал. Может быть не фрейдистский, ну так его в чистом виде и не осталось. Когнитивная психология стала массовым достоянием в начале 90-ых годов, когда психоанализ получил такое сильное дальнейшее развитие и так слился с множеством психотерапевтических направлений и поднаправлений, что легко синтезировался и с когнитивной психологией. В результате между когнитивными психологами и психоаналитиками установилось взаимопонимание и все дружненько продолжили изучение внутреннего мира человека.

Как видим, виды психотерапии и их описание уже со второй половины 20-го столетия стремятся к синтезу и интеграции.

Самые разные школы и направления

Гештальт и когнитивность - это два «кита» современной психотерапии. Но есть «рыбёшки» и поменьше. Иногда соотнести их с каким-то видом просто не представляется возможным. К примеру, сказкотерапия или игровая терапия. С одной стороны у них вроде бы даже нет и претензий на выделение в разряд отдельного научного направления, но ведь всё зависит от того, как смотреть на вещи.

Терапия притч может быть очень результативной. Вспомните, сколько притч имеются в Евангелии . Эффективными они не перестанут быть никогда. Тоже самое можно сказать и про коаны дзен-буддизма, которые содержат в себе огромный потенциал внелогического познания природы собственного ума.

Существуют разные школы и направления психотерапии

Не всё целебное прописывают доктора

Отметим и ещё один важный аспект. Это неправомерность разделения на медицинскую и немедицинскую психотерапии с точки зрения самого процесса. Немедицинская психотерапия выделяется исключительно юридически. Дело в том, что сам термин «лечение» применительно к психическим или духовным проблемам имеет яркий, чёткий смысл только в случае психиатрии, а не терапии вообще. Психиатр - это узкий специалист, его задача выработка и контроль осуществления какой-то медикаментозной схемы лечения. В принципе ему никто и ни что не запрещает вступать в контакт с пациентами, но душеспасительные беседы - это не его профиль. С медицинской точки зрения это является задачей психотерапевта.

Однако это ограничение имеет смысл до тех пор, пока речь идёт про само обращение какого-то лица за официальной врачебной помощью . В действительности она может исходить ещё и от священников, буддийских лам или создателей каких-то автономных психологических школ, к примеру, такой как Симорон. Трудно сказать, сколько неврозов и психозов удалось забыть людям, которые стали работать по методике Петры и Петра Бурланов, но они не врачи, а театральные режиссёры, деятели искусства. Изначально система была разработана для молодых актёров, которым требовалась помощь перед выходом на сцену. Оказалось, что сам принцип может быть полезен в самых разных целях, в том числе и при необходимости лечения фобий, депрессии или других отклонений и расстройств.

Какой из видов психотерапии использовать — решать только вам и лечащему врачу

Если вы думали, что из списка видов современных направлений психотерапии можно выбрать какой-то подходящий для себя, а потом он поможет в любом случае, то просто были под властью стереотипа. Он заставляет смотреть на школы как на какие-то механические собрания методик, которые не связаны с человеком. Вот есть мол набор каких-то способов, и достаточно выбрать нужные, как они принесут пользу. Нет! Это полностью не соответствует действительности.

Психотерапевт, которые утверждает, что работает в рамках школы, которая вам почему-то не понравилась, может помочь, а другой, который говорит о пришедшейся по вкусу методологии, - нет. На 80% психотерапия связана с личностью терапевта и того смогут ли терапевт и пациент установить контакт между собой.

Разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание, регистрационный номер – вот все, что вам удается узнать. «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Дорис Бретт

Детская психотерапия – родителям важно знать, какой смысл вкладывают в это понятие, и в каком случае пора обращаться к психологу?

К сожалению, заботясь о физическом состоянии, обеспечивая хорошее питание или новые игрушки, многие мамы и папы забывают о такой стороне вопроса, как психическое здоровье. А ведь именно оно служит основой счастья ребенка во всей дальнейшей жизни.

Детская и семейная психология и психотерапия семьи – хорошо развитые направления современной науки, которые включают широкий спектр методов работы в самых разных ситуациях.

Психика ребенка – это сложный и многогранный мир со своими правилами и устоями. Если в этом мире царит порядок, все его части находятся в гармонии между собой, то ребенок соответствует нормам психического развития, может устанавливать дружеские связи, общаться и играть, ведет себя адекватно своему возрасту.

Если малыш вдруг становится капризным, беспокойным, подавленным, ведёт себя агрессивно или проявляет резкие изменения в поведении, этому есть веская причина, в которой обязательно нужно разобраться.

Даже детям из благополучных семей иногда требуется помощь специалиста! Переживая кризисы развития и сталкиваясь с новыми задачами, психика ребенка становится более зрелой, но чтобы взросление происходило без травм, иногда нужна поддержка.

Психология и психотерапия семьи опирается на теоретические положения, относящиеся к детской психологии и психологии личности. В частности, важную роль в терапевтическом подходе играет теория личности и периодизация развития психики.

Многие специалисты по детской психологии считают наиболее полной и реалистичной периодизацию, описанную Эриком Эриксоном. В детском и подростковом возрасте личность в своём развитии проходит следующие этапы:

  1. У детей первого года жизни закладываются понятия о доверии или недоверии. Если к крохе относятся с заботой, любовью и вниманием, он вырастает открытым. В противном случае малыш, столкнувшийся с равнодушием, проявляет застенчивость и замкнутость в будущем.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Для описания этого периода подходит понятие самостоятельности. Этап имеет свои поведенческие и психоэмоциональные признаки. В это время малыша приучают к горшку, он получает первые уроки автономности. Если родители ругают ребенка за то, что не справился с собственными вопросами чистоплотности, у него развивается чувство стыда, порой гипертрофированное.
  3. Дети от 3 до 6 лет проходят сложный период адаптации в образовательных учреждениях. Ребенку становится сложнее, так как приходится принимать правила поведения, как дома, так и в саду. Основной принцип воспитания – это поощрение. При чрезмерном контроле ранее веселый и улыбчивый малыш становится букой, колючим ежиком. Цель психотерапевта – устранить угрожающие образы, помочь преодолеть застенчивость с помощью групповых и индивидуальных методик.
  4. Дети от 9 до 11 лет активно приспосабливаются, этап полностью зависит от предыдущего становления. Это возраст консолидации с коллективом, поиски оптимальных вариантов для новых условий. Психотерапевт учит ребенка не только контактировать с социальной средой, но и обеспечивать собственные потребности и реализацию связей.
  5. Последний период – подростковый, от 11 до 17 лет. Это время, при котором есть необходимость в расширении круга общения и контактов, в создании новых способов коммуникации и связей. Это формирование вторичных половых признаков, влияющих на процесс индивидуализации. Психотерапевт помогает устранить проблемные факторы периода – неуверенность в своей привлекательности, низкую самооценку, сложности в общении и уход от близких взаимоотношений.

Психотерапия детей подразумевает несколько методов, которые направлены на раскрытие потенциала маленького пациента, на анализ его проблем, поддержку и помощь в преодолении трудностей.

Для каждого этапа взросления характерны свои отличительные особенности в формировании психики. Терапия должна быть направлена на коррекцию кризисов для каждого отдельно взятого периода.

Когда требуется психотерапия, а когда можно помочь ребенку самостоятельно?

Многие родители имеют ощущение, что их семья (в отличие от других семей) – это оплот благополучия и удачного воспитания. Но принципы собственной непогрешимости стоит пересмотреть, хотя бы для того, чтобы дальнейшая жизнь ребенка сложилась удачно.

Ни один грамотный психолог или психотерапевт не скажет, что родители виноваты в том, что с ребенком что-то не в порядке. Пойти на терапию – это не значит расписаться в собственной никчемности, это значит – принять свою ответственность и сделать все возможное, чтобы ребенок был счастлив.

Хороший родитель – это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто готов исправлять свои недочеты и становиться лучшим другом ребенку.

В большинстве случаев эмоциональные и поведенческие проблемы становятся неотъемлемой частью личности. Они не требуют коррекции, если возникают не часто или не мешают социализации и личному благополучию.

Психология и психотерапия семьи исследует возможные причины возникновения более глубоких нарушений, в их числе называют психические травмы, насилие (психологическое или физическое), генетическая предрасположенность, чрезмерные нагрузки, стресс и другие.

В тех случаях, когда ребёнок растёт в неблагоприятной обстановке, его психическое состояние нуждается в особом внимании.

Иногда ситуация оказывается неразрешимой внутри семьи, мама и папа чувствуют бессилие и несостоятельность в воспитании. Они не способны справиться с детскими страхами или помочь преодолеть депрессию.

Для таких периодов существует психологическое консультирование и психотерапия, при которой специалист привлекается к решению проблемы.

Малыши не всегда делятся с близкими людьми своими мыслями, но они будут делиться без страха – если почувствуют, что их принимают, а не ругают или обесценивают их переживания.

Некоторые изменения привычного поведения закономерно могут вызвать тревогу у родителей. Психология и психотерапия семьи предполагает возможность коррекционного воздействия в следующих ситуациях:

  • родителям не удается сохранять авторитет и сделать так, чтобы ребенок слушался;
  • истерики;
  • страхи, которые невозможно преодолеть;
  • чрезмерная стеснительность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • гиперактивность;
  • проблемы в общении с ровесниками.

Зачастую родители не могут самостоятельно решить проблемы, но и не обращаются за помощью к специалистам. От предрассудков и предубеждений во имя благополучия малыша лучше отказаться.

Психология и психотерапия семьи изучает особенности детско-родительских отношений в динамике, и грамотный специалист создает оптимальные условия для гармонии в этих отношениях.

Врачеватель детских душ не выписывает рецепт с эффективным препаратом. Он создает оптимальные условия и помогает справиться с проблемами таким образом, чтобы в итоге и малыш, и родители сами нашли наиболее верное решение.

Виды психотерапии

Психотерапия неврозов у детей и подростков требует определенных условий для проведения:

  1. Специалист должен определить проблему, наметить план действий.
  2. Цели лечения должны согласовываться не только с родителями, но и с ребенком в той форме, в которой он может это воспринять.
  3. Психотерапия семьи или одного из членов семьи влияет на каждого человека, входящего в семейную структуру. Чтобы улучшить взаимоотношения между родными, акцент делается на принятии и доброжелательных отношениях, без оценок или критики. Не только специалист, но и родственники должны стараться максимально принимать друг друга.
  4. Важные моменты в организации работы — это определенный график сеансов и атмосфера в кабинете специалиста. Чтобы малышу было комфортно, хорошо, если поблизости будут игрушки, фломастеры или карандаши для рисования, что-то, что поможет расслабиться.
  5. Объем и выбор последовательных методик зависит от состояния маленького пациента, от продолжительности и тяжести внутренних конфликтов, от готовности взаимодействовать со специалистом.
  6. Выявление факторов, которые привели к отклонениям в поведении или состоянии. Ситуации, когда после серьезного стресса дети продолжают находиться в контакте с агрессором или в той же самой обстановке возникают часто. Правильное установление источника психологической травмы способствует быстрому и значительному прогрессу в терапевтическом процессе.

Методы детской психотерапии многообразны и вариативны, но все они служат одной задаче – помочь ребенку справиться с проблемами, освободиться от страхов и переживаний, наладить отношения с близкими людьми и сверстниками.

Игровые методики

Игровая психотерапия с детьми – это одна из самых комфортных техник, помогающих малышу снять напряжение, избавиться от переживаний и агрессии. В процессе взаимодействия специалист может не только увидеть скрытые источники проблемы, но и мягко скорректировать их.

Кроме того, психотерапия в форме игры будет полезна для всей семьи, так как позволит родителям вместе со своим чадом вернуться в страну детства.

Рисунок Василисы Русаковой

Во время сеанса используются обычные игрушки, привычные для ребенка в повседневной жизни, например:

  • куклы;
  • машинки;
  • конструкторы;
  • кубики;
  • солдатики.

Но у каждой из них свое предназначение – пупсы используются для анализа ситуаций и проблем с мамой и папой.

Оружие, военные машины – для коррекции агрессии, фигурки-монстры – для преодоления страхов. Существует несколько видов игротерапии:

  1. Структурированная методика используется, если малыш часто конфликтует со сверстниками, проявляя агрессию, или наоборот, замыкается, отказывается от общения. Психотерапевт задает разные ситуации, чтобы наблюдать поведение маленького пациента, корректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.
  2. Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и негативных эмоций. В процессе игры ребенку предлагается пережить пугающие ситуации в комфортной обстановке и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи.
  3. Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных житейских моментах. Здесь решаются вопросы конфликтов с родителями, уходит недопонимание.

К игровой методике относят сказкотерапию, которая формирует моральные и этические нормы, способствует развитию воображения. Добрые сказки с хорошим финалом настраивают ребенка на оптимистичный лад. При помощи высмеивания отрицательных героев разрушают дисгармонию и страхи.

Рисунок Василисы Русаковой

Коррекция в игровой форме разнообразна и результативна. У каждого специалиста имеется ряд разработок, направленных на достижение целей. Это и арттерапия, занятия с песком, лепка и рисование, и многое другое.

Семейные методики

Во многих процессах коррекции целесообразно акцент делать на взаимодействие со всеми членами семьи. Зачастую важно оценить, насколько правильно ведут себя родители, и не нужна ли помощь им.

Во многих случаях психотерапия неврозов у детей и подростков связана именно с семейной проблематикой.

Но не всегда мама, папа или другие родственники готовы принять на себя ответственность, поэтому специалисту приходится прикладывать усилия для убеждения и вовлечения взрослых в процесс лечения.

Если супруги не в состоянии наладить доверительные отношения со своим чадом, психолог помогает разрешить ситуацию различными способами.

Лучше всего, если действия всех членов семьи направлены в одно русло, то есть, они должны решать общую проблему и находить совместные выходы из создавшихся ситуаций. Общие цели объединяют родителей и малыша и дает хорошую основу для дальнейших взаимоотношений.

Методика символдрамы

Катитимно-имагинативная психотерапия у детей и подростков (КИП или символдрама) – это авторская методика профессора Лейнера, суть которой заключается в работе с бессознательными образами и состояниями.

Интересно

Сложный термин (катитимно-имагинативная) будет гораздо проще понять, если рассмотреть этиологию слов греческого языка:

  • ката – зависящий, имеющий отношение к чему-либо;
  • тимос – эмоциональная составляющая души, эмоции;
  • имаго – образ.

Значит, эта терапия работает с эмоциями и образами, которые есть у ребенка.

Среди родителей больше популярно короткое слово «символдрама», образованное от слова символ (потому что ребенок использует непрямое, символическое выражение своего состояния) и драма (потому что он рассказывает и разыгрывает сюжет в действии).

Способ весьма эффективный, но подходит не каждому, к противопоказаниям относятся:

  • компенсированная шизофрения;
  • необратимые поражения головного мозга и эпилепсия;
  • низкий интеллектуальный уровень или задержка развития;
  • недостаточная мотивация;
  • возраст ребенка до 5 лет.

Суть методики заключается в том, что пациента вводят в расслабленное состояние.

Психолог задет направленность образов, формирует ситуацию, чтобы ребенок рассказывал о своих переживаниях.

В процессе повествования специалист задает вопросы или реагирует восклицаниями, чтобы обеспечить максимально глубокое раскрытие личности и подтвердить свое участие в процессе.

Символдрама хорошо сочетается как с игровой, так и семейной методикой. Детская психотерапия многогранна и разнообразна, так что каждый родитель и каждый малыш смогут подобрать такой вариант, который понравится именно им. Чтобы помочь ребенку выпутаться из собственных проблем и страхов, в первую очередь, необходимо быть рядом и активно искать ответы на вопросы. Психотерапевт не только убеждает малыша в существующей поддержке, но и помогает родителям максимально понять детский внутренний мир. Ведь кто, как не собственные мамы и папы, могут выручить в трудной ситуации, разогнать злых монстров и вернуть добрые отношения с друзьями. А специалист – просто помогает любящим родителям позаботиться о ребенке.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

Существуют три основополагающих вида психотерапии.

Игровая психотерапия. Из схемы следует, что игровая психотерапия содержит как рациональные (правила игры), так и суггестивные (поощрение, выделение, закрепление успехов) условия ее успешности.

Рациональная психотерапия - это психологический анализ состояния больного, поиск причин невротиза-ции, разъяснение, диалог, убеждение. У детей дошкольного возраста ввиду недостаточно развитого самоконтроля она проводится в элементарном виде, в отличие от развернутой психологической системы при работе родителей.

Суггестивная психотерапия состоит в использовании внушения и гипноза, а также различных способов саморегуляции. Внушение в прямом и опосредованном (косвенном) виде применимо с первых лет жизни ребенка. Гипнотерапия в классическом варианте - естественный метод восстановления тонуса организма, в том числе биоритма сна, начиная со школьного возраста. Как правило, гипнотерапия не используется в виде отдельного, тем более замещающего, способа лечения неврозов, поскольку рассчитана на укрепление скорее физической, а не психической сферы организма. Более целесообразным является проведение гипнотерапии параллельно с другими видами психотерапии или вслед за ними после решения психологических проблем, включая страхи, затруднения в самоконтроле и общении.

Третий базисный вид психотерапии - игровая психотерапия. Если для взрослых она не считается основной (исключая психодраму), то для детей является приоритетной. Но невропатолог в поликлинике, психиатр в диспансере и психотерапевт в тех же учреждениях часто не имеют возможности из-за отсутствия времени и места заниматься игрой в лечебных целях. Требуется и серьезная подготовка в этой области, включая предварительные знания о психологии возрастного развития, неврологии и патохарактерологии, не говоря уже о знании самой психотерапии. Вот почему, несмотря на практическую эффективность игровой психотерапии, она применяется не так широко, как хотелось бы, и практи-

куется в основном неоправданное назначение психотропных и стимулирующих препаратов. Добавим, что при обращении к нам родителей детей с неврозами среднее число психотропных препаратов достигало четырех (!) на одного и без того очень соматически здорового и аллергически чувствительного ребенка. Уже давно высказывалось мнение, что психотропные препараты не лечат неврозы, а только загоняют их внутрь, и «откопать» их у взрослых представляется трудной, если не недостижимой задачей. Игра же является наиболее «экологически чистым», если можно так выразиться, видом психотерапии, и чем больше внимания к ней будет проявлено со стороны специалистов и родителей, тем меньшим будет количество неврозов, а следовательно, сократится длительность их хронического течения. Следует задуматься над средней продолжительностью невротического заболевания у детей: она составляет 3 года и 4 месяца с момента обращения. Всем этим детям не было оказано надлежащей и, что не менее важно, своевременной психологической, тем более психотерапевтической, помощи. Зато в избытке назначались транквилизаторы, практиковалось «лечение» у экстрасенсов, средствами так называемой народной медицины. Несомненно, длительность невроза была бы еще большей, если бы не проводился разработанный нами комплекс психотерапии, благодаря которому удавалось добиться ослабления или прекращения невротических проявлений. Мы предлагаем при необходимости обращаться к нам повторно, но при проведении игровой психотерапии «lege artis» (no всем правилам искусства) количество таких обращений составляло 0,5% от общего числа леченных нами детей. Эта цифра показывает, насколько эффективна игровая психотерапия как один из методов разработанного нами комплекса патогенетической (исходя из принципов В. Н. Мясищева) психотерапии неврозов у детей.

По форме проведения психотерапия разделяется на индивидуальную, групповую и семейную.

Индивидуальная психотерапия основывается на клинической помощи ребенку с целью улучшения его самочувствия и преодоления собственных затруднений посредством вовлечения в деятельность, где он может раскрыть себя и выработать соответствующие возрасту способы психологической защиты.

В групповой психотерапии срабатывает эффект группы - подражания при совместном успешном проигрывании конкретных стрессовых ситуаций.

Ребенок учится адекватно воспринимать намерения взаимодействующих с ним лиц, защищать себя и строить более гибкую систему взаимоотношений.

В семейной психотерапии основное внимание уделяется налаживанию отношений родителей с детьми и родителей между собой в процессе совместной игровой психотерапии.

Уточним понятия индивидуальной, групповой и семейной психотерапии за счет ее семейных психологических вариантов. Можно сказать и так, что они существуют самостоятельно, предшествуют психотерапии, совмещаются с ней или являются логическим продолжением и завершением *.

* Авторский вариант классификации. Социальная педагогика - сравнительно новая дисциплина. Ее задачи состоят в организации педагогического процесса с учетом психологических и социальных условий жизни детей и помощи семье в решении проблем в отношениях с детьми. Здесь необходимо знание социальной и юридической психологии, возрастной психологии и психотерапии.

Медицинская педагогика - воспитание и обучение детей с психической и физической патологией путем подбора индивидуальных и наиболее результативных методик.

Педагогическая коррекция - исправление отклонений в воспитании детей, обучение родителей более адекватным способам семейных отношений, восстановление нарушенных социальных навыков и приемлемого отношения как со сверстниками, так и в семье.

Медицинская педагогика - сравнительно редко употребляемый в настоящее время термин. Подразумевает использование педагогических занятий с целью улучшения состояния больных с различной патологией и их личностного роста.

Психологический тренинг - наиболее востребованный в настоящее время метод. Как явствует из названия, это тренировка посредством программируемых систем обучения, направленная на совершенствование тех или иных навыков, реакций, отношений и самоконтроля. Основывается не на коррекции, а на развитии перспективных, нередко пропущенных или нарушенных возможностей.

Психологическая реабилитация - закрепление достигнутого и помощь в обеспечении более приемлемых условий жизни.

Приведенная нами классификация методов педагогического и психологического влияния подтверждает актуальность их использования до и после психотерапии в качестве адаптивного способа вхождения в нормальную жизнь и налаживания приемлемых межличностных

отношений. При этом надо помнить о целесообразности проведения психологического тренинга только после психотерапии, а не наоборот, если мы лечим невротические расстройства личности, а не просто решаем психологические проблемы. В связи с этим отмечено много случаев, когда психологи, особенно молодые, начинают «починку» личности с помощью разнообразных методик гештальтпсихотерапии, позитивных и экзистенциональ-ных подходов, нейролингвистического программирования и других методов, о которых они услышали на лекциях и семинарах. Причем лечение любого пациента или клиента в психологическом понимании осуществляется с помощью одного, любимого, предпочитаемого психологом или врачом метода психологического воздействия, т. е. без учета индивидуальных особенностей и вида клинических расстройств, если они имели место. При этом игнорируются достаточно богатый отечественный опыт и принцип подбора методики для решения проблем конкретного больного или клиента и пациент «нанизывается» на ту методику, апологетом которой является психолог или врач. Особую опасность подобная практика представляет в отношении больных неврозами, когда их обучают методам саморегуляции, в том числе аутотренинга, медитации, в то время как сами больные не способны из-за аффективных расстройств и астении усваивать относительно сложные даже для здорового человека программы. Всему свое время - неоспоримая истина в данном случае, если разобраться в том, что лечить или исправлять.


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.