Как взаимодействуют сферы общества между собой. Сферы общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер.
Размещено на реф.рф
Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, ᴇᴦο традиций в сфере религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

49. Общество и история. Основные концепции исторического процесса˸ культурологическая, цивилизационная и формационная.

Жизнь человеческого общества представляет собой исторический процесс. Этот процесс охватывает все развитие человечество, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века. Естественно возникают вопрос˸ по каким законам происходит развитие? Материалистический подход к истории включает в себя признание единства исторического процесса в ᴇᴦο многообразии. Единство истории закладывается в самой жизни, в способе её материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса является основой ᴇᴦο единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то в таких цивилизациях общие исторические законы не работают. Единство исторического процесса проявляется в установлении связей между странами˸ экономических, культурных, научных, политических. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются, происходит консолидация народностей. Многообразие истории состоит в том, что она развивается во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития - формации и эпохи. В пространстве - это наличие реального многообразия социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития. В понимании развития общества существуют разные подходы˸ формационный, цивилизационный, культурологический. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Марксисты ввели такое понятие как формация. Формация - определенный тип общества, цельная социальная система, развивающаяся и функционирующая на базе господствующего способа производства по общим или специфическим законам. Общие законы - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии). Специфические законы - законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства). Основным критерием, определяющим развитие и смену формаций является сменяющие друг друга господствующие формы собственности˸ 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. Прежде всего, К.Маркс выделил такие понятия как базис и надстройка. Базис - это совокупность производственно- экономических отношений. Надстройка - это совокупность идей и идеологических отношений. Главным её элементом является государство. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от низших формаций к высшим, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью революций Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими˸ цивилизационным и культурологическим. Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не линейный прогресс, а локальное возникновение различных цивилизаций. Сторонником этого подхода является Арнольд Тойнби, который считает, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности˸ боснийский конфликт. Различий в языке у сербов и хорватов меньше, чем в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России˸ принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация. Есть градация на две цивилизации˸ Запад и Восток. По Чаадаеву˸ мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.

Общество представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни взаимопроникаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Выводы

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

Несмотря на то, что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества. Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.

Наиболее правильным подходом к изучению общества является системный подход , который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера - система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания - объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.

В современном обществе необходимыми и жизненно важными выступают: а) воспроизводство человека; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей; в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе; г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую); социальную; политическую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особым предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывает, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.



Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он входит в любой из видов структуры общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Подматериально-производственной (экономической ) сферой понимается жизнедеятельность такого общества, в котором воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития . Оно порождает необходимость функционирование других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса , ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

– сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;

– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;

– финансовую жизнь общества;

– научно-технический прогресс в данной сфере;

– функционирование экономического сознания людей;

– систему экономических отношений между людьми;

– систему норм материально-производственной жизнедеятельности;

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера , содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В данной сфере отражается, например, состояние и особенности существования этнических общностей, групп (слоев) населения по возрасту, полу, социальному обеспечению, регионам и т.п., взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Социальная сфера, как никакая другая, актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее образование и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляет отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных ролей, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Нормально функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ. Они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества . Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы . И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;

– совокупность политических и правовых институтов государства;

– функционирование политико-правового сознания субъектов;

– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политической сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление характеризуется следующими признаками: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, образование, воспитание, искусство, мораль) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; состояние образования, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества . Они обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс духовного производства.

Таким образом , наука, идеология и общественная психология, образование и воспитание, искусство, религия, мораль стали в обществе специализированными видами духовной деятельности . Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная; научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи , существующие между сферами, многообразны . К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Например, социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими . Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть . Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов . Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы . Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

В условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них оказывает обратное влияние: духовная – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая – на социальную, духовную и экономическую; социальная – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Таким образом, социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Структура общества

Любая структура есть совокупность элементов объеденных формами их взаимодействия . Применительно к обществу это люди + формы их отношений. Эти отношения могут быть представлены в трех измерениях:

Как уровни.

Как социальные группы.

Интегрально с точки зрения норм и ценностей (как культура, но в более узком смысле) .

Уровни : В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне:

Ведущим уровнем является социальный . Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы.

Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу

То, чем воздействует.

То, на что воздействуют.

Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования.

Политический уровень – экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть.

Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней:

Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений.

Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности.

Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д.

Духовная надстройка общества = 4 + 5.

Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).

Этносы (нации). Уникальные социальные группы, которые возникают и развиваются исторически. Но закрепляются генетически, т.е. биологически.

Нация – сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни людей в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Этническая совокупность – одна из характеристик человека, наряду со временем его существования в культуре соотношению к конкретной социальной группе и т.д.

Первичный принцип образования этноса – противопоставление по принципу «мы – они». В дальнейшем по мере развития культуры в этносе определяется 3 группы признаков, которые задают его специфику:

Национальный характер (этническая психология).

Национальное самосознание.

Национальный характер – совокупность идеальных представлений и реальных поведений определенных общностью психологического склада народа.

Национальный характер не наследуется генетически, но формируется социально-исторически, например: немцы, которых сегодня считают аккуратными и пунктуальными людьми, еще в XIXв. рассматривались как нация романтиков и поэтов. Национальный характер современных немцев – результат промышленной революции, то же отличие в характере западных и восточных немцев, которое возникло в течение 50 лет.

Самосознание этноса – способ его выделения среди других. Самосознание проявляется только тогда, когда этнос прошел определенный путь исторического развития. На уровне исторического нуля это не имеет самоназвания и совпадает с понятием люди, чукчи – люди. Важно то, что этнос называет себя сам, например: русский в Турции называет себя сам казак, а в Финляндии – вене. Для продуктивного существования этноса необходим контакт с другими этносами, т.е. обмен коллективным опытом, культурой. Именно благодаря контактам, этнос проходит исторический путь развития – племя, первобытнообщинный строй. Многообразие этноса – условие продуктивного и дальнейшего существования человечества.

Классы – социальная общность, которая выделяется по экономическому принципу. Классы выходят на первое ведущее место в существовании общества только в теории капитализма, когда экономический имущественный принцип становится ведущим. Доминируют национальные и профессиональные группы.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Классовая теория выражается в двух версиях:

В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности.

Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин).

Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты.

В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов.

Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения:

Высший – 20% (в развитых западных странах).

Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда)

Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%.

Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты.

Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. Общество – это не природа, понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека.

Однако есть различие между понятиями общество и культура:

Общество – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. Собственно культура – это коллективный опыт человечества в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура философией.

С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами:

Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа.

Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность.

Если орудийная культура направлена как бы вне, из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь в сферу межчеловеческого взаимодействия.

Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не излагаются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себя в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), внешние, искусственно скомбинированные предметы природы, превращенные таким образом в орудия труда. Поэтому осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно. Однако коллекции животных у людей добавляются в научение т.е. процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного управления: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим

Поэтому общечеловеческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи:

Древнейшая форма – от зрителя к среднему по формуле «Делай как я».

Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так».

В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда».

Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.