Квотируемое рабочее место — что это такое? Квотируемые рабочие места: что это и кому положены

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Уже не первый год в столице действует Закон №47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (ред. от 26 июня 2002 г.). Он обязывает фирмы принимать на работу инвалидов или платить в московскую казну деньги, если этого не происходит. Однако механизм работы данного Закона для многих до сих пор является тайной за семью печатями. Все ли предприятия должны трудоустраивать инвалидов? Какую сумму нужно платить тем фирмам, где инвалиды не числятся? Есть ли ответственность за невыполнение норм Закона? Ответить на эти вопросы помог ТИМОФЕЕВ Георгий Ярославович , директор государственного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест"

- Прежде всего хотелось бы узнать, все ли московские фирмы должны встать на учет в Центре квотирования?

Все. Даже более того - все работодатели. Сделать это необходимо в течение месяца после государственной регистрации. Таковы требования пункта 2.1 постановления правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

- А если этого не сделать - оштрафуют?

Нет, за то, что работодатель не состоит на учете в нашем центре, штрафов не предусмотрено.

- Что нужно для того, чтобы фирму поставили на учет?

Предприятие может обратиться в территориальный отдел центра, по месту своей регистрации. Туда необходимо представить: свидетельство о государственной регистрации, устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо из органов государственной статистики об учете в ЕГРПО, данные о среднесписочной численности работников (форма П-4).Когда фирму поставят на учет, ей присвоят регистрационный номер, который она должна указывать в своей статистической отчетности.

- В чем состоят обязанности по квотированию?

Всем, у кого среднесписочная численность сотрудников составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов. Квота равна 4 процентам от среднесписочной численности. Если говорить проще, то, например, фирма, где трудятся 33 человека, должна принять одного инвалида. Работодателю предоставляется выбор: он либо трудоустраивает человека, либо, если не может или не хочет этого делать, платит определенную сумму. А именно: за каждого нетрудоустроенного инвалида организация ежемесячно вносит сумму, равную прожиточному минимуму в Российской Федерации, установленному на день оплаты.

- А какие документы нужно представить, чтобы доказать: на предприятии действительно работает инвалид?

Необходимы , этого человека. Еще понадобится справка из бюро санитарно-медицинской экспертизы, из которой следует, что этот инвалид имеет право работать. И наконец, форма П-4 "Расчет среднесписочной численности".

- Это все, что Центр квотирования требует от работодателей?

Не совсем. Дело в том, что работодатели еще должны раз в квартал представлять нам отчет. Это нужно сделать до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форму отчета, кстати, как и размер прожиточного минимума, можно посмотреть на сайте www.kwota.ru. Кроме того, бланки выдают в любом из отделов квотирования - они есть в каждом округе Москвы.

- Как можно сдавать отчет: лично, по почте?

Вообще-то, все отделы квотирования очень удобно расположены и бухгалтерам несложно привозить отчет самим. Но документ можно отправить и по почте. Если у нас возникают вопросы насчет отчетов, пришедших по почте, мы вызываем бухгалтеров к себе и выясняем все уже на месте.

- Куда поступают средства от квотирования?

Платежи идут в Департамент финансов города Москвы, а точнее - в Комитет общественных связей Москвы, это наш учредитель. Когда они обработают платежки, информация передается в Центр квотирования. Здесь мы проводим сверку, смотрим, какие работодатели добросовестно выполняют закон, какие - нет.

Нельзя. Ведь эти суммы не остаются в казне. Сначала они собираются в специальном целевом фонде. А затем их в качестве безвозмездной помощи передают организациям, которые создают дополнительные и временные рабочие места для инвалидов и молодежи до 18 лет. Главным распорядителем средств этого Фонда квотирования в столице является все тот же Комитет общественных связей города Москвы.

- Кто может получить средства из фонда?

Финансовая помощь оказывается строго на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе вправе организации любых форм собственности. Хотя, конечно, существуют и ограничения. Работодатель не допускается к конкурсу, если он, например, имеет задолженность перед московским бюджетом, в том числе и по платежам квотирования, задолжал своим сотрудникам заработную плату, получал средства из Фонда квотирования в течение последних двух лет.

Эти ограничения введены для того, чтобы средства действительно были направлены на нужды инвалидов, а не попали к фирмам-"однодневкам" или предприятиям, желающим за счет фонда поправить свое финансовое положение.

- Каковы результаты конкурса, который вы проводили в прошлом году?

В 2003 году в столице финансовую помощь для создания дополнительных рабочих мест получили 44 предприятия. На эти цели было выделено более 520 млн рублей. В итоге было создано 2570 дополнительных рабочих мест, в том числе 583 места для инвалидов и 1987 мест для молодежи. Кроме этого, создано 222 временных рабочих места. Конечно, для такого мегаполиса, как Москва, еще недостаточно, но это только начало...

- Кто же проверяет, как предприятия выполняют требования Закона о квотировании?

У Центра квотирования полномочий для подобных проверок нет. Наши сотрудники могут лишь информировать организации о том, что пора сдавать отчеты по квотированию, мы делаем это через налоговые службы и районные СМИ. Но вот Комитет общественных связей очень активно взаимодействует с Рострудинспекцией, прокуратурой и налоговиками. На предприятия, руководители которых стремятся уклоняться от закона, может прийти с проверкой трудовой инспектор. Впрочем, хочу отметить, что большинство работодателей Москвы добросовестны. По крайней мере 80 процентов организаций или трудоустраивают инвалидов, или платят за них.

- Ну а если все же закон не выполняется?

Московский закон не предусматривает штрафы для неплательщиков. Мы можем лишь пригласить к себе руководителя предприятия, попытаться прояснить сложившуюся ситуацию. Как правило, этих мер достаточно для того, чтобы работодатель начал платить.

- Если беседа не дала результата, что тогда?

После предупреждений последует вызов на территориальную комиссию, к заместителю префекта. Если и территориальная комиссия не повлияла, неплательщика вызовут на городскую комиссию, к заместителю мэра Москвы Валерию Шанцеву, который ее возглавляет. Но пока у нас не было ни одного такого случая. Повторяю, московский работодатель законопослушен.

Как правильно сдать отчет в центр занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов форма № 1-КИ? Сдаем эти отчеты в центры занятости 2-х разных населенных пунктов, одни говорят по-одному сдавать, другие по-другому. Замучились уже одинаковый отчет по-разному заполнять.к примеру Первый вариант заполнения:1 Среднесписочная численность- 268-Вредные условия - 482 Для расчета квоты- 2203 количество подлежащее квотированию - 6- работодателю с численностью более 100 человек- 64 кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) и тд - 65 численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало - 66 на конец отчетного периода- 6И к этому заполняем информацию о наличии локальных актов.Т.е. не совсем понятен пункт 4 этого отчета. Одним мы его постоянно заполняем и создаем каждый месяц приказ (локальный акт) о создании мест для трудоустройства инвалидов. Хотя сотрудники как работали у нас так и работают- ничего мы не создаем, должности новые не вводим.Другим мы его не заполняем и не вносим информацию ни о каких актах локальных и акты не делаем. Они объясняют это тем, что если бы у нас не хватало бы инвалидов для выполнения квоты по предприятию, то нам нужно было бы вводить рабочие места, должности и создавать на это акты. А другие говорят- не важно хватает их или нет, если у вас работают инвалиды, значит вы автоматически создаете места им, значит нужны акты и по ним нужно заполнять 4 пункт.

Ответ

Ответ на вопрос:

Предполагаем, что вы используете форму отчетности № 1-КИ, утвержденную приказом Минтруда Республики Крым от 23.01.2015 № 17.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

В п.4 необходимо указывать «Кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты на конец отчетного периода (единиц),* в т.ч.:».

В данном разделе необходимо отразить информацию о вновь созданных квотируемых рабочих местах в отчетном периоде. Это те рабочие места, на которые Вы готовы принять на работу инвалидов.

Если в Вашей организации уже работают инвалиды на квотируемых рабочих местах, заполняется пункт 5 «Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.), в т.ч.:».

Поэтому, если Вы в течение отчетного периода не создаете новые квотируемые рабочие места, пункт 4 отчетности по форме 1-КИ заполнять не надо.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • В организации работает 540 человек. Сотрудники трудятся в шести структурных подразделениях в разных регионах РФ.В Московском структурном подразделении (головной офис) работают 53 человека.Инвалиды в организации не работают.Вопрос – возникает ли необходимость в сдаче отчетности по квотированию рабочих мест (инвалиды и молодежь).Если да, то с какой периодичностью?Социальные отчисления мы перечисляем в отделения г. Москвы. Отчетность сдаем туда же.Вопрос – в случае, если мы должны сдавать отчет, куда мы должны его представлять? Единый отчет в центр занятости в г. Москве или по каждому структурному подразделению в местные органы занятости?

    На территории города Москвы сдавать отчетность по квотированию рабочих мест не нужно.

    Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.

    По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

    В Москве численность сотрудников 53, соответственно квоты устанавливать и сдавать отчетность не нужно.

    Что касается других регионов, то в некоторых регионах квота может устанавливаться при численности сотрудников 35–100 человек.

    Нины Ковязиной

    Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

    Квотирование рабочих мест

    Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

    Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:*

    • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
    • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

    При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

    На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

    Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

    Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

    В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного .

    Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

    Из ситуации

    Нины Ковязиной , заместителя директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    Как происходит квотирование рабочих мест для несовершеннолетней молодежи

    Для работников моложе 18 лет законом предусмотрено квотирование рабочих мест с целью их трудоустройства (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Несоблюдение данных квот влечет административную ответственность. При этом вопросы квотирования рабочих мест для молодежи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (). Это значит, что порядок квотирования и меры ответственности каждый субъект определяет самостоятельно и в разных регионах этот порядок может отличаться: размером квот, мерами ответственности, порядком представления сведений о выполнении квоты.

    Например, в Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 . Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств. Квоты создают для трудоустройства:*

    • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
    • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
    • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

    Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.*

    В целях квотирования работодатели г. Москвы в месячный срок после государственной регистрации предоставляют в ГКУ г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» следующие сведения:

    • копии устава, Положения, учредительного договора или решения собственника о создании организации;
    • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Росстата;
    • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4 , утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407 . Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.

    Размер квоты для трудоустройства молодежи (включая несовершеннолетних) по Москве составляет два процента от среднесписочной численности . При определении квоты для трудоустройства молодежи численность работников филиалов и представительств организации, которые расположены в другой местности, не учитывайте (определение ВАС РФ от 3 сентября 2012 г. № ВАС-11395/12).* Исходя из установленного размера квоты, работодатели самостоятельно определяют количество квотируемых рабочих мест для молодежи. Сам расчет квоты для молодежи по г. Москве аналогичен расчету квоты трудоустройства инвалидов в указанном регионе. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа проведите в сторону уменьшения до целого значения ().

    Считается, что работодатель выполнит квоту для несовершеннолетних в следующих случаях:

    • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
    • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

    Сведения о соблюдении квотирования работодатели представляют по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137 . Причем данные в ней формируют по месяцам, а подают ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок установлен пунктом 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .*

    Трудоустройство несовершеннолетних в счет квоты работодатель осуществляет самостоятельно или по направлению органов службы занятости ().

    Несоблюдение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для молодежи является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, административный штраф за нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест составит:

    • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
    • от 30 000 до 50 000 руб. – для юридических лиц.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов: сложные вопросы

    Установление квоты для приема на работу инвалидов предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов).

    Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности штата.

    В организациях, где работают 35–100 человек, квота для инвалидов не может превышать 3% среднесписочной численности сотрудников.

    При этом конкретный размер такой квоты по регионам определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ в пределах, установленных федеральным законом.*

    СИТУАЦИЯ

    Наша компания имеет представительство в другом городе. Как определяется квота для приема на работу инвалидов? Учитывается общая численность сотрудников, включая работников представительства? Или квота устанавливается отдельно для головной организации и отдельно для представительства?

    Ответ на данный вопрос закон не содержит, но его можно найти в судебной практике. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

    Кроме того, нужно учитывать общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан именно по месту их жительства, что может быть выполнено только за счет рабочих мест на соответствующих территориях (см. определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 № А32-13713/2011) .*