Размышления над Евангелием от Матфея. «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня

Сказал Господь: когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В. Васнецов. Страшный Суд

– чрезвычайно простая книга. И то нравственное учение, которое возвестил нам Спаситель, – оно для своего понимания не требует использования сложных построений, обилия философских категорий. Сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) – и это всё. Не добавить и не убавить. Осталось только возлюбить себя истинной любовью и распространить эту любовь на ближних.

Священник Феодор Людоговский

Столь же проста и нынешняя притча. И даже не притча это – а описание того, в чем будет участвовать каждый христианин (и каждый нехристианин тоже). Предметы, о которых говорит Господь, настолько просты, настолько очевидны, что здесь нельзя что-либо домыслить, или лукаво переиначить, или ввязаться в спор о терминах. Всё предельно ясно для всякой души, для всякой совести.

Речь идет о том, что мы называем нынче социальным служением и . Но за этим красивым наименованием можно увидеть разное. Кто-то подумает: вот есть люди, которым плохо; я, будучи христианином, должен помочь им. Но это не евангельский взгляд на ближнего (да и на себя самого). Когда я протипоставляю себя ему, ей, им – я ставлю себя в какое-то особое положение, а моя помощь превращается в великодушное одолжение: мне вообще-то самому неплохо, но есть люди, у которых не всё складывается благополучно, – что ж, я помогу им.

У. А. Бугеро. Милосердие

А вот если мы вспомним слова Христа о любви к ближнему, мерилом которой Он делает любовь человека к себе самому; если мы всерьез воспримем Его слова о Страшном суде – и для начала хотя бы просто испугаемся, ибо наши дела (точнее, отсутствие дел) обличают нас, – тогда мы не будем различать себя и их. Точно так же, как Христос не различает Себя и нас, но, напротив, полностью отождествляет.

Микеланджело Караваджо. Семь дел милосердия

Хотим ли мы, когда у нас пустой холодильник (от безденежья или от невозможности выйти на улицу из-за сломанной ноги), чтобы пришел кто-нибудь из наших друзей и, как добрый волшебник, выложил бы на стол хлеб, масло, сыр, чай, геркулес, гречку, картошку, сайру, помидоры – а может быть, и вино, которое веселит сердце человека? Но и мы сами можем стать такими волшебниками.

А кто откажется от поддержки ближних в ту минуту, когда нам сообщили о страшной болезни, и кажется, что жизнь бессмысленна уже сейчас, хотя впереди еще месяцы или даже годы? Но в таком случае и наше сердце должно быть открыто тем, кто оказался раздавлен подобным известием.

А если завели на нас дело, обвинив в чем-либо неправедно или же (да не будет!) предъявив справедливые обвинения? От да от сумы не зарекайся – правильно ведь говорят. Хотели бы мы тогда, чтобы рядом оказался кто-то добрый и и сильный, который развеял бы этот кошмар, дал бы надежду, утешил? Да, конечно.

И чтобы это было так, мы сами должны утешать, ободрять, дарить надежду.

Впрочем, голод, и нагота, и узы темницы бывают не только телесными. Есть и духовные узы, и голод, и жажда.

Сегодня мы празднуем память Константина Философа, просветителя славян. Наши далекие предки, будучи язычниками, в течение столетий и тысячелетий не знали истинного Бога, пребывая во тьме и сени смертной. Но настало время – и началось просвещение славян светом Христовым. Одно за другим молодые славянские государства принимали святое крещение. И однако оставалась немалая трудность: богослужение в христианских храмах совершалось где по-гречески, где по-латыни – но не на понятном для славян языке.

Святые равноапостольный Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Мы не знаем в точности, каковы были мотивы солунских братьев заняться переводами богослужения на славянский язык. Может быть, как сообщает житие, их отправили в Моравию царь и патриарх – в ответ на просьбу моравского князя Ростислав прислать его народу «епископа и учителя».

Есть также вероятность, как утверждают другие исследователи, что просвещение славян было давней задумкой святых братьев, к осуществлению которой они долго и тщательно готовились. В конце концов, одно не исключает другого. Так или иначе, святые учители , выполнили завет Спасителя: накормили алчущих слова Божия, посетили томящихся в темнице неверия и неведения. И, несомненно, услышали голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»

Молитвами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла да даст нам Господь возлюбить ближних наших как самих себя и да помилует нас на Страшном суде Своем. Аминь.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Матфея 25:35-39

Иисус говорит праведникам: «Я был голоден - и вы накор­мили Меня. Я был в темнице - и вы пришли ко Мне. Я был болен - и вы посетили Меня». Но другим людям Он почему- то говорит совершенно противоположное. На самом деле Иисус не имел ввиду Себя, Он не приходил Сам! И поэтому они начали возражать: «Слушай, дорогой Господь, когда же это было? Мы Тебя не видели в подобных ситуациях вообще! Это ложь! Это обман, Господь!». А Он отвечает: «Нет, вы отка­зались Меня накормить. И в тюрьме вы не посетили Меня...» - «Но Ты же не был в тюрьме! Как это понять?!» - «Когда другие люди были там, это Я звал вас туда. Я хотел, чтобы вы пошли и посетили их, это было ваше призвание, а вы прене­брегли этим. Когда я голодал, Я ожидал, что вы накормите Меня» - «Но мы же не видели Тебя, Господи, никогда в жизни! Мы Тебе никогда не отказали бы» - «Конечно, Мне бы вы никогда не отказали. Но вы отказали тем, кто так в вас нуждался...»

Господин послал Своего слугу не для того, чтобы забрать виноградник, а для того, чтобы получить плоды. От каждого призвания, от каждого таланта, от каждого дара Бог постоян­но ожидает получить плоды и поэтому присылает Своих слуг. По тому, как вы относитесь к ним, Бог расценивает, как вы относитесь к Нему. Бог именно так расценивает все это.

Его слуги - это люди, которым мы служим. Но всегда ли мы относимся к ним так, как относились бы к Богу? К при­меру, когда люди приходят на домашнюю группу, мы не всег­да принимаем их радушно.

Ой, извините, я сейчас... Подождите пока, я только при­шла с работы...

Извините, меня не будет сегодня...

Давайте перенесем нашу встречу на «потом»...

Когда Бог придет и скажет, что вы побили Его, а вы отве­тите, что никого не били в своей жизни, - вспомните об этом. Если вы знаете свое призвание, свой дар, свой талант - ис­пользуйте их всегда во славу Божью, прославляйте везде Бога своим даром.

Я как пастор помню о своем призвании постоянно: когда я дома и когда на работе, когда я сижу и когда стою, я - слу­га Бога, и, как солдат, я всегда на службе: меня могут позвать в любое время, я не принадлежу себе.

Верность в призвании

От людей, которых Он призывает, Бог ожидает верности.



Е Коринфянам 4:2

Часто люди небрежно и безответственно относятся к служению, порученному им Богом. Они не стремятся к осуществлению своего призвания. Они забы­вают, что, встретившись с Господом, им придется обязательно дать отчет о том, что они делали и чем занимались?

Вряд ли послужит оправданием в этом случае их семья, работа, личные проблемы.

Что должно занимать первое место в жизни человека? Ко­нечно, его взаимоотношения с Богом. После семьи идет при­звание. Призвание от Бога... Создав Адама, Бог сказал ему: «Работай и трудись! Возделывай землю». И только после этого Бог дал ему золото, а уже потом жену. То есть прежде всего Он дал Адаму призвание.

С момента вашего рождения у вас есть призвание. Вы и ваше призвание неразделимы. У меня есть мое призвание, у моей жены - ее призвание. Может быть, когда-то мы будем иметь общее призвание, но отвечать перед Богом будем каждый за себя. Поэтому я ничем не могу оправдывать невыполнение призвания. Я не могу оправдать это работой. Как духовный человек я имею призвание от Бога. Я могу поменять работу, но не могу выбирать призвание. Это то, что Бог уже мне дал, то, что я обязан делать. Все остальное - это поддержка этого призвания, это возможность реализовать его.

Работу некоторых людей Бог видит как миссионерское поле, где они должны реализовать Божье призвание. Работа должна быть лишь средством достижения высшей цели, кото­рая уже в них заложена.

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

От домостроителей же требуется, чтобы каждый ока­зался верным.

Е Коринфянам 4:1,2

Кем мы, прежде всего, должны себя видеть? Как мы долж­ны разуметь себя? - «Как домостроители Божьи».

Если кто-то спросит вас: «Кто вы?», то, скорее всего, услы­шит в ответ: «Я - инженер... Я - уборщица... Я - врач...».

Это неплохо, но это - ваша профессия, то, кем вы работа­ете. А Павел воспринимал себя, прежде всего, как «домостро­ителя», служителя Божьего. Таким же «домостроителем» долж­ны воспринимать себя и вы. И только потом вы - врач, уборщица, инженер... Когда Иисуса спрашивали: «Кто Ты?», Он отвечал: «Я - Сын Бога», «Я - Мессия», «Я - Посланный». Но у Себя на родине Он для всех был не Мессия, а сын плотника. Его земляки рассуждали по плоти. И поэтому Библия говорит, что никаких чудес Он не мог совершить там. Эти люди не могли воспринимать Его ве­рой. Они видели в Нем плотника.



Именно поэтому очень важно, чтобы вы как граждане Царства Небесного, как духовные люди, как граждане неба воспринимали себя, прежде всего, не по профессии, не по тому, чем вы занимаетесь сейчас, а по тому, кто вы есть, к чему призваны. Вы - служитель тайн Божьих. Вы - домо­строитель этих тайн. Вы созидаете Тело Христа. Вы не просто инженер, строитель или юрист... Вы - домостроитель Христа, вы - служитель Божий. Может, вы еще не знаете точно, к чему призваны, но в одном можете быть твердо уверены: вы - че­ловек предназначения. Как Иоанн Креститель знал, что он - голос, вопиющий в пустыне, вы должны знать, что тоже явля­етесь голосом, Божьим голосом в этом мире.

В начале каждого послания апостолы Павел и Петр под­черкивают: «Я - раб Иисуса Христа, я - служитель Господа Иисуса Христа, я - учитель призванный, я - Апостол...» Они подразумевают под этим свое призвание. Они смотрят на себя как на одно целое с этим призванием, потому что знают - они призваны к этому, рождены для этого.

«Каждый должен разуметь нас...»

Важно, чтобы люди понимали вас. Поэтому если вы на ра­боте не курите и не пьете, то ваши сотрудники удивлены, но вы знаете, что отличаетесь от них, ибо вы - служитель Бога, домостроитель, сын или дочь Божьи, призванные и помазан­ные Богом. Вы - не как все. Вы действительно особенные. Вы - Божьи. Он имеет для вас определенную цель, Он дал вам особое задание - ваше призвание.

Прихожане храма во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района собрали продукты для малоимущих семей.

Священник Димитрий Глушков и матушка Екатерина развезли продукты по семьям.

«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25: 40]. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением [Рим. 12: 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах ; для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших», - св. праведный Иоанн Кронштадтский.

Последние новости раздела


10 марта 2018 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), священник Димитрий Глушков совершил вечерню с Чином прощения в храм...


Накануне Вселенской родительской (мясопустной) субботы в храме во имя св. блгв. князя Александра Невского с. Митрофановка Кантемировского района было совершено веч...


31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В этих стихах наш Господь Иисус Христос описывает судный день и главные его события. Во всей Библии не найдется отрывка, который бы так пронизывал и испытал наши сердца, поэтому давайте внимательно рассмотрим его.

Прежде всего мы видим Того, Кто будет Судьей в последний день. Мы читаем, что им будет Сын Человеческий, Сам Иисус Христос. Тот самый Иисус, Который родился в яслях Вифлеема, принял образ раба и Который был презираем и отвергнут людьми; Которому зачастую не было где преклонить голову и Который был осужден властителями этого мира и предан издевательствам, бичеванию и крестной смерти. Да, именно Он Сам будет судить мир, когда вернется во славе. В Его руки Отец отдал всякий суд (Ин. 5:22). Перед Ним в конце концов преклонится всякое колено и каждый язык исповедует, что Он есть Господь (Фил. 2:10, 11).

Эта мысль — утешение для верующих. Сидящий на престоле в тот великий и страшный день суда будет их Спасителем, их Пастырем, их Первосвященником, их Братом, их Другом. При виде Его у них не будет причин для тревоги.

Эта мысль — устрашение для неверующих. Они будут судимы Тем, Чье евангелие они отвергли, и от Чьего милостивого приглашения отказались. Как велико будет их смятение в последний день, когда им откроется, что всю свою жизнь они упорствовали в неверии и теперь должны умереть во грехах! Осуждение ужасно само по себе, но быть осужденным Тем, Кто мог бы их спасти, будет во много раз ужаснее. Хорошо сказал псалмопевец: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался» (Пс. 2:12).

Во-вторых, посмотрим, кто будет осужден в последний день. Мы читаем, что перед Христом «соберутся … все народы». Все когда-либо жившие, однажды дадут за себя отчет перед судом Христа. Там все должны будут повиноваться великому Царю и предстанут перед Ним, чтобы услышать приговор. Те, кто не поклонился Христу на земле, вынуждены будут смириться перед Его судом, когда Он придет в этот мир во второй раз.

На суде все будут разделены на две большие группы. Больше не будет деления на царей и подданных, господ и слуг, еретиков и верных, не будет отличия по званиям или деноминациям, потому что все это пройдет. В последний день будет деление только на тех, кто принял благодать и кто нет, на тех, кто обратился и кто нет. Тот, кто пребывал во Христе, будет причислен к Его овцам и поставлен «по правую… сторону», а тот, кто был не в Нем, будет причислен к козлам и поставлен «по левую». Верно заметил Шерлок: «В наших разделениях нет никакого смысла, если мы не позаботимся о том, чтобы оказаться в числе овец Христа, когда Он придет для суда».

В-третьих, отметим, каким образом будет проходить суд в последний день. Мы можем увидеть несколько поразительных деталей этого процесса.

Последний суд будет основываться на свидетельствах. Дела человека будут свидетелями, вызванными к ответу, и самыми полезными из свидетелей будут дела добродетели. Важнее всего будет не то, что мы говорили, но что делали, не то, что исповедовали, но как поступали. Несомненно наши дела не смогут нас оправдать (мы оправдаемся верой независимо от дел закона): истинность нашей веры будет проверена нашей жизнью. Вера без дел мертва (Иак. 2:11).

Последний суд будет радостным для всех истинно верующих. Они услышат чудесные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они будут у своего Господина, Который исповедует их перед Своим Отцом и святыми ангелами, и само «царство» будет платой, которую Он даст Своим верным рабам. Самый малый, самый ничтожный, самый нищий в семье Божьей будет царем с венцом славы на голове!

Последний суд приведет всех неверующих людей в смятение. Они услышат в свой адрес слова проклятия: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Они будут отвергнуты великим Главой Церкви перед лицом вселенной и на деле узнают, что «сеющий в плоть… пожнет тление» (Гал. 6:8). Они не хотели слышать Христа, когда Он призывал их: «Придите ко Мне… и я утешу вас», но теперь они вынуждены услышать от Него другие слова: «Идите… в огонь вечный». Они не хотели нести крест Христа, и поэтому для них нет места в Его Царстве.

Последний суд выявит сердца и потерянных, и спасенных. Те, кто будут по правую сторону от Христа, Его овцы, будут, как и прежде, «облечены смиренномудрием» (1 Пет. 5:5), и они удивятся, что их похвалили за добрые дела. Те, кто будут по левую сторону, не Христовы, так и останутся слепыми и самоправедными, они не смогут осознать, каким образом пренебрегали Христом. «Господи! — спросят они. — Когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?» Пусть эта мысль останется в нашем сознании. Состояние сердца человека на земле определит то, чем он будет обладать на небе. С каким сердцем человек умрет, с таким и воскреснет.

Наконец отметим, какими будут окончательные результаты судного дня. Об этом сказано в словах, которые нельзя забыть: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Положение человека после суда останется неизменным навеки. Ничтожество погибших, и блаженство спасенных схожи только в том, что они вечны. И пусть никто не смеет утверждать иное. Библия ясно говорит об этом. Вечность рая и ада покоится на том же основании, что и вечность Бога. То, что небеса — это вечный день без ночи, а ад — вечная ночь без дня, так же истинно, как и то, что Бог вечен.

Кто может передать словами блаженство вечной жизни? Это не под силу человеческой мысли, поэтому мы можем пользоваться только примерами и сравнениями. Вечный покой после походов и сражений, вечное общество святых после ударов и плевков злого мира, вечное славное и совершенное тело после слабостей и болезней, вечное общение со Христом лицом к лицу после веры — все это блаженство, но это не все блаженство. Я не передал и его малой части.

Кто может описать ничтожество вечного наказания? Это нечто совершенно неописуемое и непостижимое. Вечные муки тела, вечное жало обличающей совести, вечное общество злодеев, дьявола и бесов, вечная память об упущенных возможностях и отвергнутом Христе, вечное тоскливое и безнадежное будущее — все это ужасные страдания. От этих слов идет дрожь по телу и холодеет внутри. Однако это описание не идет ни в какое сравнение с тем, что будет на самом деле.

Прочитав этот отрывок, загляните в свое сердце. Спросите себя, по какую сторону от Христа вы можете оказаться в последний день: по правую или по левую. Блажен тот, кто не успокаивается, пока не получит удовлетворительный ответ на этот вопрос.

Свт. Иоанн Златоуст

Не пробегай без внимания этих слов. Выражение: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть , представляет четыре побуждения к милостыне: достоинство просящего – потому что просящий есть Владыка; потребность нужды – потому что Он алчет; легкость подаяния – потому что Он просит напитать Его и требует только хлеба, а не роскоши, и величие дара – потому что за эту малость Он обещает царство. Ты бесчеловечен, жесток и немилостив? Постыдись, говорит, Он, достоинства Того, Кто просит. Но тебя не пристыжает Его достоинство? Тронься несчастьем. Но и несчастье не преклоняет тебя на милость? Подай по легкости прошения. Но, ни достоинство, ни потребность нужды, ни удобство подаяния не может убедить тебя? Подай же нуждающемуся ради величия обещанных за это благ. Видишь ли четыре причины, которые могут тронуть и сам камень, и мелочного, и глупца, и безжалостного, и самого медлительного из всех людей? Какое же будет прощение тем, которые после такого увещания и совета презирают нуждающихся?

Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Блж. Иероним Стридонский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Ориген

И мы ткем для зябнущего Христа одежду, когда принимаем премудрость, сотканную Богом, чтобы через [Его] учение мы научали других и облекали их в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12) и в прочие добродетели. И все эти духовные добродетели суть одежда для тех, которые слышат учение научающих этим добродетелям, согласно слову [апостола], говорящего: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и прочее; а скорее, и в Самого Христа, Который и есть эти все добродетели для верующих, по слову [апостола], говорящего: Облекитесь в Господа Иисуса (Рим. 13:14) .

Итак, когда мы наденем такого рода одежду на одного из [братьев] меньших , верующих во Христа, окажется, что мы одели Самого Господа, чтобы Слово Божие не пребывало нагим в этом мире (насколько это в наших силах). Так же мы должны поддерживать и странствующего Сына Божьего, и служителей Его тела, странствующих в [этом] мире, чистых ото всех телесных дел, как Он Сам говорит о Себе и Своих учениках: Потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17:14-16) . И Христос ищет со Своими учениками душу, куда бы Ему вступить.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Епифаний Латинский

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня . И еще многое, что мы прочитали. Обретя веру, праведники скажут в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели (Мф 25:37-38) ? И прочее, что за этим следует. Так что же, возлюбленные мои? Неужели Господь наш голоден и испытывает жажду? Неужели наг Тот, Кто Сам сотворил все на небе и на земле, Кто вскармливает ангелов на Небе и всякий народ на земле, Кто не нуждается ни в чем земном, ибо сущность Его не убывает? Такое кажется невероятным. Однако легко поверить в то, в чем Он Сам сознается. Ведь Господь алчет не в Себе, но в Своих святых; Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках. И наг Господь не в Себе - Он всех одевает, но в Своих рабах. И болен Господь не в Себе - Он всех больных в силах исцелить и смерть разрушить, но в Своих рабах. И странник Господь не в Себе - Ему принадлежат и небо, и земля, но в Своих рабах. И в темнице Господь не в Себе - Он в силах любого освободить от мучений, но в Своих святых. Теперь видите, возлюбленные, что святые не сами по себе: как святые претерпевают все это ради Господа, так и Господь терпит это ради святых вместе с ними.

Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен

Ст. 35-36 Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне

Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1:5), т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И выше (Мф. 24:30) Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачутся вся колена земная , чувствуя осуждение в одной своей совести. Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, – так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания, и так как за добрые дела Он наградит, а за худые – накажет; но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам. Отличительный признак каждого христианина есть любовь: о сем , – говорит, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35) , а главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Самая справедливая награда для немилосердных – немилосердие, а для милосердых – милосердие. Будучи Сам милосердным – воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Это можно понимать и в отношении учителей, дававших пищу учения алчущим праведности, дабы насыщались и укреплялись добрыми делами, дававших питье истины жаждущим познания Бога. Уча в слове [Божьем], они, конечно, насыщали их и давали им пить, крестя в Духе Святом тех, кто есть странники в мире этом. Ведь истинно странницы в этом мире - все души, которые скажут: Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 39:12) . Проповедуя слово веры, они отводят души от любых заблуждений и делают их членами семьи святых, их соратниками. Самого Христа принимают те, кто, научая праведности, одевает нагих, то есть не имеющих одеяния праведности. И написано: Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12) . Или они облекаются во Христа и крестят их во Христе, как написано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27) .

Тот, кто навещает больных и страдающих болезнями плотских пороков, кто исцеляет их лекарством учения, тот исцеляет в них Христа. Даже если Христос здоров в здоровых душах, Он болен в душах больных. Но так же и тот, кто приходит к людям, которые заживо спустились в мир мертвецов, совершая дела адские, то есть к людям, находящимся в темнице и под опекой бесов, как говорит Писание: Да сойдут они живыми в ад (Пс. 54:16) . Приходя к ним словом своим, он выводит их из темницы ада и освобождает от бесовской опеки. И они воздают ему благодарность свою: Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:3-4) .

Лопухин А.П.

Ст. 35-36 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Картина внезапно изменяется, не становясь от этого менее величественною. Царь припоминает Свое прошлое. Он не стыдится Своей прежней бедности и убожества. Слова эти были понятны всем.

Толковая Библия.