SOS! Ребенок боится отвечать на уроках! Что делать? Страшно выступать? Или боитесь отвечать у доски? Средство от страха есть

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Здравствуйте. Мне 19 лет. Так получилось, что по семейным обстоятельствам после 9-го класса 2 года я училась экстернатом и отвечать устно не надо было. Потом полгода заочно в колледже и сейчас перевелась на очную форму. И начались очень большие проблемы т.к. я совершенно разучилась отвечать устно. Мне очень стыдно это признавать и видеть у себя такую проблему и я не понимаю с чего она, я понимаю, что ничего страшного нет в устных ответах, но когда меня спрашивают бывает, что мое тело словно не слушается меня, я начинаю волноваться, сердце бешено стучит, голос немного дрожит и мысли скомкиваются, что я могу ответить неправильно хоть и знаю ответ. Особенно так получается когда мне говорят «все готовься сейчас будешь отвечать» и сердце бешено бьется и я жду когда меня спросят. Причем это не зависит от количество людей в классе, такое бывает даже один на один с учителем. До 9 класса никогда не любила отвечать перед классом или говорить на публике, всегда волновалась, но выступала хорошо. В жизни я довольно общительных человек, открытый и я не понимаю откуда такая проблема. Занимаюсь танцами перед выступлениями волнуюсь, но выступаю хорошо. Но когда нужно говорить, накатывает страх и тело перестает слушаться на физическом уровне. Как мне побороть этот страх, что мне делать? Спасибо, заранее.

Здравствуйте, Ирина.

Действительно страх публичных выступлений есть у многих людей. Здесь замешано все: страх быть недооцененной, неуверенность в своих способностях. НО в отличие от других людей у вас есть потрясающий ресурс - вы танцуете перед публикой и преодолеваете свой страх . То есть когда вы уверены в себе и своих действиях и знаниях, вы способны преодолеть страх. Просто помните, что люди, которые вас слушают простые и обычные, они так же бояться говорить публично вслух. И многим из них все равно, что вы скажете, но есть и такие, которые за вас могут волноваться. Перед тем как начать отвечать сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Говоря вслух обратите внимание на человека, которому вы рассказываете или отвечаете, заметьте в его лице что-то живое, найдите общее, заметьте интерес, живые глаза. Мысленно украшайте слушателя чем-то красивым: одежной, цветами, красками. Чем больше вы будете замечать в человеке человеческого, тем проще вам будет говорить, слова будут сами литься в красивые формы. Больше читайте, учите новые слова, возможно ваша неуверенность из-за не очень большого словарного словаря. Помните, что речь - это тот же "танец", чем больше "элементов", тем больше возможностей.

С уважением Людмила Цхай, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

«Зайчишка-трусишка», «молчун», «слова из него не вытянешь», «мямлик» - и это всё о нём – о ребёнке, который боится отвечать на уроке, практически никогда сам не поднимает руку, и, если его спросят, либо просто молчит, либо тихо бормочет себе под нос, либо даже вообще плачет.

Ясно-понятно, что это дело так не оставишь: и ребёнку помочь хочется (несладко ему приходится), и педагогу (отметки выставлять как-то тоже надо, а как оценивать ученика, если от него слова не добьёшься?).

Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.

Причины могут быть такими:

1. Незнание, непонимание учебного материала. Думаю, тут всё ясно: невозможно хоть что-либо ответить, если ты в принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…J

2. Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п. нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).

3. Неуверенность в себе как черта характера (тут тоже надо подробно разбираться, вследствие чего она сформировалась), высокий уровень тревожности у ребёнка.

4. Низкий социометрический статус ребёнка в классном коллективе (попросту говоря, когда сверстники «гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а иногда и физическую агрессию).

5. Чересчур высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

6. Неправильное поведение педагога. К сожалению, эта причина очень часто бывает на первом месте (хоть я здесь и указываю её последней). То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то не стоит удивляться, что некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках. Ответственность за это целиком и полностью лежит на нас, уважаемые коллеги.

Ну что же, первый важный вопрос «кто виноват?» мы разобрали, теперь перейдём ко второму: «а что же делать?».

Перво-наперво, конечно, необходимо устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом:

· При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители, репетиторы.

· Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.

· При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.

· Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, описаны здесь («Ребёнок-изгой…» - жмите, это ссылка), поэтому повторяться не буду. Желательна также и помощь психолога, если он есть.

· При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, объясняя и показывая на примерах последствия такого поведения взрослых и обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности сына или дочери.

· Ну, а если причиной страха ребёнка перед ответами на уроке являемся мы сами, соответственно, и работать нам надо прежде всего над собой, и тогда проблема у ученика постепенно отпадёт сама по себе.

А теперь предельно практические рекомендации, что же конкретно можно сделать , чтобы помочь ребёнку справиться со своей боязнью и начать наконец говорить (это раз, и это главное), и чтобы дать возможность учителю увидеть степень освоения учеником программного материала и оценить его (это два).

Итак, можно разрешить ребёнку отвечать не устно, а письменно (выполнять задание, писать ответ на листочке).

Или отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем (например, стихотворение наизусть рассказать во время перемены или после уроков).

При недостаточном понимании материала или слабом развитии памяти может помочь использование вспомогательных материалов при ответе (схемы-опоры, план, таблица и пр.). Само собой разумеется, что учителю нужно научить ребёнка, как этим пользоваться.

Если у педагога с учеником доверительные отношения, то хорошие результаты может принести такой приём, как ответы «на ушко» .

Не пытайтесь заставить такого ученика во что бы то ни стало отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, даёт только односложные ответы или даже невербальный (несловесный) ответ. Например, с помощью поднятой руки (кто думает так же, поднимите руки) или сигнализаторов.

Независимо от причины, вызывающей страх, обязательно нужно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах, награждать за смелость (сначала можно даже повышением отметки на балл), непременно хвалить (кого-то – горячо, кого-то – сдержанно, зависит уже от индивидуальных особенностей учащегося), причём иногда хвалить даже за попытку (пусть и неудачную). При этом используйте разные виды похвалы и поощрения: доброе слово, искренняя улыбка, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т.д., и т.п.

Если ребёнок не является в классном коллективе отверженным, то обязательно следует привлекать других детей к оказанию ему помощи: возможно, вы поручите одному из лучших учеников проверить у него задание, или организуете работу в паре с кем-то или в малой группе; договоритесь с другими учащимися об эмоциональной поддержке для него и т.д.

Всячески при любом удобном случае подчёркивайте достоинства этого ученика, даже если они очень малы, на ваш взгляд, или совершенно не касаются учёбы. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы, и стать чуточку увереннее, смелее.

Формируйте и тренируйте у него новые модели повеления . Т.е. расскажите и покажите ему, как именно ему лучше вести себя, когда его вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.

Ну, и напоследок ещё раз: ищите индивидуальный подход к каждому такому ребёнку. Эта истина, конечно, стара, как мир, тем не менее, всё так же актуальна.

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

«… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
- Нет, я не отвечал.
- А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
- Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же ребенок, вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

С 9 лет ребенок может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Если ребенок чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

Достаточно часто родители учащихся начальных классов обращаются к школьному психологу с проблемой страха или боязни ребенка отвечать на уроке. В статье раскрываются основные причины данного явления, а также даны рекомендации. Статья написана для учителей начальных классов, родителей и психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРАХ ОТВЕТА НА УРОКЕ

Страх ответа на уроке – достаточно распространенная проблема среди школьников. Во взрослом состоянии мы также сталкиваемся с этим явлением, однако он называется немного по-другому, а именно боязнь публичных выступлений.

Многие родители наверняка не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке. Бывает, что интересный реферат или доклад также остается без внимания педагога и одноклассников.

Причин, которые вынуждают ребенка бояться отвечать на уроке, может быть несколько. Рассмотрим основные из них: застенчивость, страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим, высокая тревожность.

Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Неуверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи хорошо подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится рассказать или ответить на вопросы. Высокая тревожность может сочетаться с высокими требованиями родителей к ребенку, страхом учителя, неуверенностью в себе и своих знаниях. Я знаю детей, которые бояться даже взгляда учителя. Страх ответа у доски проявляется как покраснение или побледнение кожи, пересыханием во рту, снижением громкости голоса (не могут произнести слово), задыхается, дрожь в конечностях, и это далеко не полный перечень физиологических симптомов страха. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, дает достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

Кроме того, для детей со страхом выступлений можно подобрать иные формы контроля знаний, например, письменный ответ, ответ один на один с учителем (не в присутствии всего класса), также подойдет групповая совместная проектная работа учащихся, в которой педагог сможет увидеть вклад ребенка в работу, оценить его старания, и, как правило, отвечать всей группой бывает не так страшно.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться не успешным и получить негативную оценку со стороны одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Немаловажным будет домашняя подготовка к выступлению на уроке. Например, отрепетировать несколько раз изученный материал, пересказывая его вслух перед всеми домочадцами или перед зеркалом самому себе. Снять лишнее напряжение поможет также совместный просмотр фильма «Король говорит» (или другие подобные фильмы). На этом примере, ребенок увидит, что он не один с такой проблемой, что даже сам король государства может испытывать страх; вместе с ребенком обсудите способы преодоления этого страха (в фильме они показаны очень хорошо).

Ни в коем случае не следует использовать в своей речи фразы, как например, «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!». Такими фразами вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д. Не стоит также высмеивать страх ребенка, считая это глупостью. Наоборот, рекомендуется поддерживать любую инициативу ребенка: «Сегодня ты замечательно рассказал стихотворение!», «Я так горжусь тобой!». Хвалите чаще ребенка, даже за небольшой прогресс. Не ожидайте быстрых перемен в поведении ребенка. Адекватная самооценка и самоуважение ребенка способствуют формированию желания раскрываться и дополнять уровень своих знаний.

Страх уменьшается по мере того как мы наступаем на него. Если мы чего-то боимся, то это как раз и нужно делать, чтобы страх исчез. Именно по этой причине можно записаться на кружок актерского мастерства, хоровую школу, занятия ораторского искусства и т.д., постепенно раскрывая коммуникативные способности ребенка.