Пещеры Эллоры. Индия. Пещеры эллора

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .




С тем, что Индия - это удивительная страна, никто не станет спорить. Сюда приезжают не только любители пляжного отдыха, но и те, кто страждет познать все тайны мироздания и подпитать себя духовной пищей. Индийские духовные практики известны во всем мире, ведь именно здесь они зародились. До сих пор ученые с восхищением и благоговением изучают древние храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей своей красотой и монументальностью. Подобных мест в Индии немало, но одно из них навсегда впечатывается в память любопытных туристов, и это - пещеры Эллоры. При первом взгляде на комплекс этих сооружений приходит мысль об их внеземном происхождении, так как трудно представить, что руки человека смогли создать в толще базальтовой породы эту невероятную красоту. Сегодня все храмы, входящие в данный исторический памятник, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их тщательно охраняют от разрушения, но сами индийцы по-прежнему относятся к ним как к святыне, соблюдая особый ритуал поведения при приближении к храму. В статье будет рассказано, что представляют собой пещеры Эллоры, и описаны самые известные и красивые храмы этого уникального комплекса.

Краткая характеристика комплекса

Индия сегодня - это вполне цивилизованная страна, на первый взгляд мало чем отличающаяся от многих других. Однако стоит немного отойти от туристических кварталов и взглянуть на жизнь простых людей, чтобы понять, что индийцы невероятно самобытны. В них хорошо уживаются современные правила и законы с древними традициями и обрядами. Поэтому здесь до сих пор жив дух сакральных знаний, ради которого многие европейцы приезжают в Индию.

Эллора - это знаковое место для любого жителя страны. Оно стоит наравне с такими величайшими памятниками мировой культуры, как египетские пирамиды и Стоунхендж. Ученые уже долгие годы изучают пещеры Эллоры и за это время не смогли выдвинуть сколько-нибудь достоверной версии, которая могла бы объяснить появление десятков храмов в этом месте.

Так что же представляет собой древний храмовый комплекс? Пещерные храмы расположены в индийском штате Махараштра, который сегодня является местом паломничества туристов со всего мира. Сам комплекс условно разделен на три части, так как фактически в пещерах вырезаны из базальта три группы храмов. Каждая принадлежит определенной религии. Всего в пещерах Эллоры тридцать четыре святилища. Из них:

  • двенадцать принадлежат буддистам;
  • семнадцать создано индуистами;
  • пять являются джанайскими.

Несмотря на это, ученые не разделяют комплекс на части. Если взглянуть на список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то в нем храмы не описываются по отдельности. Для историков и археологов они представляют интерес именно в комплексе.

В храмах Эллоры полно удивительных загадок. Обойти их все невозможно за один день, поэтому многие туристы останавливаются вблизи комплекса в небольшом отеле и живут там несколько дней, чтобы осмотреть весь комплекс. И это того стоит, ведь до сих пор в храмах на своих местах находятся древние скульптуры, барельефы и другие украшения. Все это вырезано из камня и сохранилось практически в первозданном виде. Скульптуры Шивы, к примеру, поражают своей достоверностью и тонкостью работы. Кажется, что божественная сила руководила рукой мастера, когда он создавал подобные шедевры.

История создания уникального комплекса

Это поразительно, но до сих пор не найдено ни одного объяснения тому, почему и для чего строились храмы в Эллоре. Трудно представить, какому гению могла прийти мысль о выдалбливании в плотной каменной породе масштабного комплекса храмов. Ученые делают на этот счет лишь предположения.

Многие сходятся на том, что храмы в Эллоре (Индия) возникли на месте оживленного торгового пути. Индия в средние века вела активную торговлю своими товарами. Отсюда вывозились специи, тончайшие шелка и другие ткани, драгоценные камни и статуэтки с искусной резьбой. Все это продавалось за огромные деньги в основном в европейские страны. Торговля шла бойко, а купцы и махараджи богатели. Однако чтобы и в дальнейшем не испытывать нужды, они жертвовали свои деньги на строительство храмов. На торговых путях всегда собирается множество разных людей, в том числе и мастеров. С ними и договаривались о работе купцы. Чтобы золото не покидало этих мест, то и храмы строились прямо здесь. К тому же каждый, пожертвовавший деньги, мог в любое время проверить то, как ими распорядились мастера.

Ученые считают, что первые сооружения в Эллоре появились в начале шестого века. В общем храмы возводились полтора века. Однако некоторые украшения и доработки датируются более поздним временем - девятым веком.

Поэтому ученые считают храмовый комплекс Эллоры не просто памятником культуры, а, скорее, своеобразным учебником по истории религии. По скульптурам, украшениям и барельефам можно узнать о том, как менялись религиозные верования индусов на протяжении нескольких веков.

Особенности храмового комплекса

Ученые при изучении храмов определили, что возводились они группами согласно религии. Первыми были буддийские сооружения, они начали строиться в пятом-шестом веках и представлены большим количеством храмов. Постепенно буддизм во всех районах страны сменился индуизмом и следующая группа сооружений возводилась по канонам данной религии. Последними в Элларе появились джанайские монастыри. Они оказались самыми немногочисленными.

Одно из сооружений Эллары, которое сегодня считается одним из самых красивых, - храм Кайласанатха возводился уже в тринадцатом веке. Его строительство финансировалось династией Раштракутов. Ее представители были баснословно богаты, а по своему влиянию могли сравниться даже с правителями Византийской империи.

Все храмы имеют свою нумерацию. Это было сделано учеными для того, чтобы облегчить изучение сооружений комплекса. Однако туристы при осмотре обычно не ориентируются на эти цифры. Они вооружаются фонариками и отправляются на встречу с удивительной индийской историей.

Буддийская часть храмового комплекса

Так как возводились эти храмы самыми первыми, то и осматривают их туристы в первую очередь. В данной части комплекса находится огромное количество скульптурных изображений Будды. Выполнены они очень искусно и изображают Будду в разных позах. Если собрать их воедино, то они расскажут историю его жизни и просветления. Согласно религиозным правилам все скульптуры повернуты лицом на восток. Интересно, что некоторые буддийские храмы выглядят незаконченными. По каким-то причинам мастера остановились и не довели работу до конца. Другие имеют ступенчатую архитектуру. Они ярусами поднимаются вверх и имеют множество ниш, в которые помещались скульптуры Будды.

Самыми запоминающимися храмами этой части комплекса являются:

  • храм Тин Тхал;
  • комплекс Рамешвара.

О них будет подробно рассказано в следующих разделах статьи.

Интересно, что буддийские храмы (Индия) в Элларе состоят не только из залов для молитвы. Здесь можно увидеть и кельи монахов, где они проживали долгое время. Некоторые помещения предназначались для медитаций. В данной части комплекса существуют и пещеры, которые в дальнейшем пытались переделать под другие храмы. Однако процесс не был завершен.

Жемчужина буддийской части Эллары

Чтобы увидеть такое величественное и суровое сооружение, коим является Тин Тхал, необходимо спуститься вниз на двадцать метров. К подножию храма ведет очень узкая каменная лестница. Спустившись, турист оказывается перед узкими воротами. Перед его глазами будут массивные колонны квадратной формы. Мастера расположили их в три ряда, каждая поднимается в высоту на шестнадцать метров.

Зайдя в ворота, любопытный оказывается на площадке, откуда необходимо спуститься еще на тридцать метров. И тут взору открываются просторные залы, а из полумрака пещер то тут, то там вырисовываются фигуры Будды. Все залы обрамлены такими же внушительными колонами. Все это зрелище оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара в пещерах

Этот храм выглядит ничуть не менее величественно, чем предыдущий. Однако выполнен он совсем в ином стиле. Главным украшением фасада Рамешвары являются женские изваяния. Они будто придерживают его стены, при этом статуи выглядят одновременно изящно и сурово.

Фасады храма отличаются густо нанесенной резьбой. Она выполнена таким образом, что издалека напоминает руки, поднятые к небу. Но стоит подойти к храму поближе, как барельефы будто оживают, и в них можно разглядеть сюжеты на религиозную тему.

Каждый, кто отваживается зайти в этот каменный храм, оказывается в плотном кольце фантастических существ. Скульптуры выполнены столь искусно, что создают полную иллюзию жизни. Они словно тянутся к человеку, пытаясь схватить его и навсегда оставить в темноте и сырости.

На стенах храма изображены реальные животные, сцены из жизни простых людей и боги, наблюдающие за ними. Интересно, что при смене освещения картины видоизменяются, что придает им небывалую реальность.

Многие туристы пишут о том, что этот храм поразил их больше всего и оставил ощущение нераскрытой мистической тайны.

Индуистские храмы

Эта часть Эллары строилась немного иначе, чем предыдущая. Дело в том, что буддийские мастера возводили свои храмы снизу-вверх, но индуистские храмы рабочие строили по другим технологиям. Мастера начинали отсекать лишнее с верхней части и только потом переходили к основанию храма.

Практически все сооружения здесь посвящены богу Шиве. Скульптуры и барельефы с его изображениями покрывают всю поверхность храмов и внутренние дворики. Причем во всех семнадцати храмах Шива является основным действующим лицом. Интересно, что только несколько композиций посвящены Вишну. Подобный подход нехарактерен для индуистских сооружений. До сих пор ученые не знают, почему все храмы в этой части комплекса имеют посвящение только одному богу.

Рядом с храмами находятся помещения для монахов, места для молитвы и медитации, а также кельи для уединения. В этом обе части комплекса практически идентичны.

Специалисты считают, что строительство закончилось к восьмому веку. Самым значимым объектом для туристов здесь является Кайлаш. Храм этот часто называют «крыша мира» из-за его необычного расположения на вершине холма. В древности его стены красили в белый цвет, который был великолепно виден издалека и напоминал вершину горы, в честь которой и получил свое название. Многие туристы в первую очередь отправляются на осмотр этого необычного сооружения. О нем и пойдет речь в следующем разделе статьи.

Кайласанатха: самое удивительное святилище

Храм Кайласанатха (Кайлаш), согласно преданиям и легендам, возводился долгие сто пятьдесят лет. Считается, что на стройке работало около семи тысяч рабочих, которые за все время вынесли более четырехсот тысяч тонн базальтовой породы. Однако многие сомневаются в достоверности этих сведений, ведь, по предварительным подсчетам, указанное количество человек никак не могли справиться с таким масштабным проектом. Ведь, кроме сооружения самого храма, они должны были выполнять и резьбу. А она, кстати, прославила храм на весь мир.

Святилище представляет собой храм высотой в тридцать метров, его ширина составляет тридцать три метра, а длина более шестидесяти метров. Даже издалека Кайласанатха поражает воображение любого человека, а вблизи он оставляет неизгладимое впечатление даже у археологов, видевших до этого массу причудливых строений древности.

Считается, что распоряжение о строительстве святилища дал раджа из династии Раштракутов. Он имел большое влияние в Индии и был очень богат. При этом раджа оказался весьма талантлив, так как самостоятельно разработал проект храма. Все скульптуры, резьба и барельефы были придуманы им.

Что касается технологий строительства, то здесь ученые просто разводят руками. Подобного они не встречали больше ни в одном уголке мира. Дело в том, что рабочие начали вырезать его с вершины. Параллельно они проделали штольню в глубину холма, чтобы другая могла заниматься внутренними залами и их украшением. Скорее всего, на данном этапе строительства святилище напоминало колодец, со всех сторон окруженный людьми.

Кайласанатха посвящался богу Шиве и имел очень важное значение для индусов. Предполагалось, что он будет выполнять роль некоего промежуточного звена между богами и обычными людьми. Через эти врата они должны были общаться между собой, тем самым принеся мир на землю.

Храм имеет массу декоративных элементов. Поразительно, но на поверхностях святилища, будь то потолок, стены или пол, нет ни одного сантиметра гладкого камня. Весь храм полностью от пола до потолка внутри и снаружи покрыт узорами. Это поражает, удивляет и восхищает одновременно.

Условно храм разделен на три части, но в реальности он имеет большое количество помещений со скульптурами Шивы и других богов. К примеру, нередко встречается в святилище изображение демона Равана. Он, согласно религиозным верованиям индусов, является повелителем темных сил.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

Европейцы довольно часто нарушают правила поведения в индийских храмах, поэтому стоит внимательно изучить их, прежде чем ехать в Эллору. Ведь как бы то ни было, эти святилища создавались для служения богам, и здесь проводились специальные обряды. Сами индусы очень серьезно и трепетно относятся к комплексам Эллоры.

Запомните, что брать отсюда что-нибудь на память запрещено. Эзотерики считают, что камешки из древних святилищ принесут владельцу только беду. А вот охранники, которые маскируются под обычных туристов, не станут вам ничего объяснять, а просто выведут из храма.

После заката в святилищах запрещено находиться. Но с первыми лучами солнца вы уже можете оказаться у стен храма и провести здесь целый день до самой темноты. Время экскурсии никто не ограничивает.

Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет двести пятьдесят рупий для детей и взрослых. Туристы советуют взять с собой на осмотр фонарик, так как без него некоторые скульптуры и резьбу будет просто не разглядеть. Храмовый комплекс работает шесть дней в неделю, во вторник он закрыт для посещений.

Если вы никак не можете выбрать время для поездки в Индию и осмотра храмов, то рассмотрите в качестве варианта декабрь. В этом месяце в Эллоре проходит традиционный фестиваль. Он посвящен музыке и танцам, и нередко местом его проведения становятся места рядом с храмами. Это зрелище оставляет массу незабываемых впечатлений.

Эллора: как добраться до пещер

Вариантов посетить эти великолепные храмы несколько. К примеру, отдыхая на Гоа, вы можете купить для себя экскурсионный тур и отправиться в пещеры со всем комфортом, на который способна Индия.

Если вы не боитесь передвигаться по железной дороге, то можно посоветовать вам очень интересный тур, в который включено и посещение Эллоры. Его программа предполагает поездку на поезде с остановками в пяти городах Индии. Отправной точкой маршрута является Дели. Затем туристы проводят время в Агре и Удайпуре. Следующей промежуточной станцией путешествия по железной дороге является Аурангабад. Именно отсюда вас отвезут осматривать пещерные храмы. Причем для этого отведено довольно много времени - целый день. Заканчивается тур в Мумбаи. Следует отметить, что для подобной поездки используются составы со всеми удобствами. Поэтому отзывы о таких турах туристы оставляют всегда положительные.

Для тех, кто отправляется в Индию только ради посещения пещерных храмов, можно порекомендовать авиаперелет до Мумбаи. Здесь находится самый ближайший к Эллоре международный аэропорт. Однако стоит учитывать, что прямых рейсов из России в Мумбаи не существует. Лучше выбирать транзитный маршрут, который осуществляют арабские воздушные перевозчики.

Приехав в Мумбаи, можно пересесть на поезд и уже через девять часов оказаться в Аурангабаде. Если поезд - не ваш вариант, то садитесь в автобус. Он тоже идет до города около восьми-девяти часов.

В Аурангабаде тоже нужно пересесть на автобус. Буквально через полчаса вы уже окажетесь в Эллоре и сможете наконец приступить к осмотру святилищ. Кстати, в Аурангабаде работает много таксистов. Любой из них охотно довезет вас до нужного места. Многие туристы, чтобы не ждать автобуса, поступают именно таким образом.

Существует и еще один вариант, как добраться до Эллоры. Из России самолеты летают прямиком в Дели. А оттуда можно купить билет на поезд до Аурангабада. Считается, что такой маршрут гораздо удобнее и быстрее предыдущих.

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков. Двенадцать из них являются буддийскими, два — джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится огромный скальный храм Кайласанатха.

Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под свой властью западные территории Индии. Средневековые арабские хронисты называли государство Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с Арабским халифатом, Византией и Китаем.

Раштракуты были самыми могущественными индийскими правителями того времени. Около 750 года они начали в своих землях грандиозное строительство. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты. Но как природные особенности, так и веяния нового времени, привели к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль стала играть каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры, созданные в начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 40х40 метров. Стены залов в изобилии украшает каменная скульптура и рельефы.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит их трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец шириной 33 метра и глубиной 20 метров, вход в который ведет через узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров. Он состоит из трех рядов квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. Высота фасада составляет 16 метров.

В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. А когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и глубина залов достигает 30-40 метров. Мрачное мистическое настроение в храме усиливается благодаря эффекту сгущающегося в его глубине сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Такое же впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствует практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно сильное и гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и резким контрастом света и тени.

Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Каменная резьба украшает весь фасад пещерного храма, но ее пышность только подчеркивает массивность колонн, напоминающих напрягшиеся в нечеловеческом усилии мускулы. В более поздних пещерных залах Эллоры чувствуется утрата скульпторами художественных достижений мастеров предыдущей эпохи. Храмовый комплекс Эллоры завершал собой древнеиндийскую традицию возведения скальных храмов.

Центральным сооружением Эллоры является огромный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале. Необычна сама идея подобного сказочного здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей мощи и величине храм совершенно. уникален и сравнить его можно разве что со скальными храмами — Абу-Симбелом и храмом богини Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественные и неповторимый скальный храм Кайласанатха высечен как скульптура, из монолитной скалы, изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя глубокими, до тридцати метров глубиной, расселинами. Этот скальный массив обтесывался, начиная сверху и до самого низа, без применения строительных лесов. Первоначально весь храм Кайласанатха был покрыт белой штукатуркой и назывался Ранга Махал — «окрашенный дворец». Его белоснежный силуэт ярким пятном выделялся на фоне скал.

Храм Кайласанатхи строился, а точнее, вырубался в скале, очень долго. Его начали создавать при правителе Дантидурге из династии Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине вырубленного из скалы двора площадью 58х51 метр и более чем на 33 метра уходящего в глубь скалы. Площадь храма составляет 55х36 метров.

Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Тесно стоящие ряды слонов высечены таким образом, что кажется, что это только видимая их часть, а остальные слоны скрыты под массивом храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер — ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше…

Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Как писал русский дореволюционный индолог И. П. Минаев, храм в Эллоре имеет «такую массу изображений, что может почитаться книгой индийской мифологии».

Одно из наиболее интересных изображений на стенах храма Кайласанатха — рельеф «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас». Это одно из самых драматических произведений индийской средневековой скульптуры. Центральное событие рельефа — укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить священную гору Кайлас (ипостась священной горы Меру), на которой обитает Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил добра и зла. Разъяренный демон, изображенный в виде страшного многоголового и многорукого существа, беснуется в ярости, безуспешно пытаясь поколебать священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати. Но бешеные усилия демона не страшны Шиве: одним легким мановением руки он усмиряет чудовище.

Не менее интересны и другие рельефы храма Кайласанатха: «Шива-победитель», «Похищение Ситы». Они исполнены с таким искусством, с такой захватывающей экспрессией, что зритель не может оставаться просто наблюдателем и в какой-то момент его искренне захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие художественного образа на человека впервые появляется в индийском искусстве только в Эллоре.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов страны, сделать это вам помогут сохранившиеся архитектурные , наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма, индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с городом Аурангабад – древней столицей империи Моголов. Задолго до прихода монгольских завоевателей этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Деккана, а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора – истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Деккан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии.

Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу и зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до нашей эры, тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 километрах от города Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхор и вырубался со 2 века до нашей эры по середину 7 века нашей эры. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы, а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлась основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 году во время охоты на тигра. С противоположного берега реки Вагхор он увидел арку входа в пещеру №10.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески, а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатья», или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихара», или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерам наглядно видно, как происходила постройка комплекса. С противоположного берега реки Вагхор открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан. Отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет неполным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Несмотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Пещерный храмовый комплекс Эллора, находящийся в 30 километрах от Аурангабада, вырубался в период с 5 по 11 век и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские (1-12), 17 пещер – индуистские (13-29) и 5 пещер джайнистские (30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в 34 пещерах храмового комплекса Эллора это, безусловно, скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 века нашей эры. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так, например, некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри, где могло проживать до нескольких сотен монахов. Безусловно, такой размах потрясает, особенно если учесть, что даты строительства относятся к 5-7 векам нашей эры.

Но истинной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа), или пещера №16. Этот 30-метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течение восьмого века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом ни одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз, как на современном 3-Д принтере.

Безусловно, ничего подобного в Индии просто не существует. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами в Камбодже, на Яве и храмовым комплексом в Бирме, вот только построен он был практически на тысячелетие раньше.

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженную вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами, фотографии с трудом могут передать его величие и красоту.

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне, рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида. Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи или Гоа.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора, безусловно, одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии. Поездку в Аурангабад легко совершить за три дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа.