Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона. Как лечить минимальную мозговую дисфункцию (ММД) у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей – это совокупность негрубых нарушений центральной и вегетативной нервной системы, которая сопровождается дезадаптацией ребенка в обществе и обратимыми нарушениями в эмоциональной, волевой, интеллектуальной и поведенческой сфере. Для данного синдрома характерно сглаживание симптоматики по мере взросления ребенка или полное ее исчезновение при благоприятных условиях внешней среды.

ММД у детей часто связывается с родовой травмой, приведшей к гипоксии и, соответственно, к формированию некоторых неврологических и психических нарушений преходящего характера.

Дисфункция мозга при этом расстройстве не является противопоказанием к обучению в обычной школе, гимназии, университете, так как, зачастую, дети с ММД хорошо справляются со многими физическими и психическими нагрузками. Главным условием является щадящий режим – умеренное умственное напряжение, позволяющее ребенку делать регулярные перерывы для восстановления психоэмоционального баланса. Обычно, дисфункция головного мозга нормализуется к 7-8 годам, однако бывают случаи ее возникновения в более старшем возрасте (14-16 лет), что говорит о сильных нагрузках на ребенка, из-за которых происходит формирование хронического стресса.

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием следующих причин:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Нерациональное питание матери во время беременности;
  • Авитаминоз;
  • Вредные привычки;
  • Слабая родовая деятельность;
  • Стремительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Травмы во время родов;
  • Тяжелые сопутствующие заболевания ребенка (порок сердца, бронхиальная астма);
  • Внутриутробные инфекции;
  • Резус-конфликт между матерью и плодом во время беременности (например, у плода была группа крови «+», а у матери «-»).

Из вышеперечисленных причин можно сделать вывод, что незрелость головного мозга у детей тесно связана с внутриутробной патологией. Поэтому при подозрении на минимальную дисфункцию необходимо провести тщательную беседу как с ребенком, так и с родителями для того, чтобы поставить диагноз ММД.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный и\или прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Стволовые структуры и кора головного мозга – мишени при ММД

Незрелость коры головного мозга часто приводит к тому, что ребенок становится вялым и заторможенным. Помимо гиподинамии будет наблюдаться эмоциональная бедность, слабость мышц, нарушение памяти и внимания. Это связано с дисфункцией стволовых структур мозга, которые в должной степени не оказывают свое влияние на кору больших полушарий, вызывая у ребенка гиподинамический синдром. Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (зрр), слабости мышления и развитию судорожных припадков. ЗРР, в свою очередь, проявляется небольшим словарным запасом, трудностями с воспроизведением и построением длинных фраз.

Главное при обучении такого ребенка – это терпение и разбитие темы на логические части, между которыми можно было бы сделать перерыв для отдыха.

Диагностика ММД

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Критерии ММД:

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

3) Гиперактивность (3 из 5):

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Дифференциальная диагностика

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • Отравление;
  • Онкология.

Лечение и коррекция

Лечение ММД комплексное и включает в себя психотерапию, медикаментозную и физическую терапию. К лекарственным препаратам прибегают редко, так как с ММД можно справиться при помощи психолога и создания соответствующей обстановки в семье. Ребенку необходимо обеспечить «выход» его энергии в виде ходьбы на спортивную секцию. Если он малоподвижный и вялый, то также назначаются физические нагрузки, но в умеренном количестве для поддержания жизненного тонуса. С родителями должна быть проведена беседа о том, как правильно нужно относиться к своему ребенку. Ему нельзя излишне потакать, но и применять грубую силу не стоит. Необходимо помочь ему выработать правильный режим дня, ограничить времяпрепровождение за компьютером и телефоном, больше проводить с ребенком времени и играть с ним развивающие игры. Если у него наблюдаются проблемы с речью – нужно обратиться к логопеду. Причем чем раньше родители обратились к специалисту, тем быстрее восстановится речевое развитие. К сожалению, диагностируют ММД редко, хотя встречается она довольно часто. Последствия нелеченой дисфункции выливаются в невротические расстройства, психозы, депрессии. И уже при таком запущенном ММД применяют нормотимики, седативные, антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики в зависимости от клинической картины заболевания. Прогноз, как правило, благоприятный.

Профилактика

Профилактические мероприятия направлены на улучшение качества жизни будущей матери. Ей необходимо обеспечить покой, достаточное потребление продуктов с большим содержанием микроэлементов и витаминов. Во время беременности рекомендуется отказаться от вредных привычек, так как они негативно влияют на плод, вызывая у него гипоксию. Когда ребенок родился и впервые столкнулся с сильным стрессом (для многих детей поход в садик или школу равносилен с всемирной катастрофой), необходимо провести с ним беседу, поговорить с учителем на счет особенностей Вашего ребенка.

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии . Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера .

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом . Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга . В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:


Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях .

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период , когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и ;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу . Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно . Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима , то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный . По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики :

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе .

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше . Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

По взглядам неврологов 21 века, термина «минимальная мозговая дисфункция» нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.

Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

Что это за диагноз — синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.

В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».

Основные симптомы

В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.

ММД у детей

Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса . Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.

При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:

  1. Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
  2. Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
  3. Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
  4. Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
  5. На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
  6. Перебивает других и докучает взрослым и детям.
  7. Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
  8. Разговаривает без остановок.
  9. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
  10. Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
  11. При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
  12. Не может играть один в тишине.
  13. Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
  14. Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае , так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?

Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте .

Проявление у взрослых

  • Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
  • Неспособность обучаться чему-то новому.
  • Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
  • Настроение меняется быстро и без видимого повода.
  • Наблюдается дефицит произвольного внимания.
  • Импульсивность и повышенная разреженность.

Причины минимальной мозговой дисфункции

  • Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.
  • Сильный токсикоз.
  • Вредное воздействие на женщину в период вынашивания ребенка химических веществ или радиации, микробов, вирусов и просто инфекционных болезней.
  • Угроза выкидыша.
  • Преждевременные или переношенные роды.
  • Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.
  • Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.
  • После родов причиной описываемого синдрома может быть плохое питание.
  • Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.
  • Плохая экологическая обстановка.
  • Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.

На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:


Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.

Лечение

Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

  • Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
  • Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
  • Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
  • Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
  • Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
  • В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
  • Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
  • Ребенку надо развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных средств можно использовать:

  • Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
  • Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
  • Дополнительные витаминные комплексы.

Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими — беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать и вовремя обратиться к врачу?

О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать . В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.

Прогноз

Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.

Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.
На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга — синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания — лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:

В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода . Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.

Краткая характеристика

Другие названия - гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.


Как проходит диагностика

Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  • реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  • компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  • тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

Важно! МРТ назначаются только по необходимости - громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.

Обязательный атрибут любой поликлиники - общий крови и мочи - в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.


Диагноз ММД: лечение

В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

  • седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
  • снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
  • стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
  • антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
  • в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.

Знаете ли вы? Если группа крови у ребенка не совпадает с «материнской» или «отцовской» - это отнюдь не повод для ревности. Дело в том, что это число может оказаться…их суммой! К примеру, у пары с группами I и II вполне реально появление крохи с третьей группой.

Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

  • массаж;
  • лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
  • гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
  • если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).


Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

  • составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну - эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
  • обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
  • общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут - резкая смена обстановки будет только во вред;
  • постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости - это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
  • как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;

Важно! «Грузить» таких детей гантелями или штангами нельзя. Вместо этого лучше предпочесть совместный бег или велопрогулки (если возраст не позволяет, можно просто активно махать руками и ногами).

  • уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
  • разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
  • и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
Еще раз напомним о недопустимости самолечения - для выздоровления нужна как минимум консультация врача.


Возможные осложнения

Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

  • вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
  • усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
  • в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
  • передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
  • неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.

Знаете ли вы? Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы - у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.

К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны - до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант - болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.


«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции - большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты - никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Реферат

“Минимальная мозговая дисфункция”

Новосибирск – 2002

Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды).

ММД – замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах.

Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

· Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

· Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

· Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

· Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

· Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

· Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

· Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

· Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период:

· внутриутробные инфекции

· обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма

· интоксикации

· действие различных видов излучения

· генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

· длительный безводный период

· отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

· родовой деятельности

· недостаточное раскрытие родовых путей

· стремительные роды

· применение ручных родовспомогательных приемов

· кесарево сечение

· обвитие плода пуповиной

· большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период:

· нейроинфекции

Симптомы ММД:

· Повышенная умственная утомляемость;

· Отвлекаемость внимания;

· Затруднения в запоминании нового материала;

· Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

· Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

· Возможны головные боли;

Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при н6наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).