Сейчас еаэс или таможенный союз. Таможенный союз

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

В общепринятом понимании таможенный союз - это интеграционное объединение, государства - участники которого добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», формируют единую для всех стран - участниц таможенную политику. Таможенный союз создается государствами на договорной основе путем заключения двустороннего или многостороннего международного соглашения о признании ликвидации национальных таможенных границ между странами - его участниками и образовании таким путем единой союзной таможенной территории. Согласно положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле (п. 8 ст. XXXTV), таможенный союз представляет собой территориальное образование одного общего пространства взамен «нескольких при полной отмене пошлин внутри него и сохранении единого таможенного барьера» по отношению к третьим странам.

Таким образом, государства, участвующие в таможенном союзе, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле со странами - не членами таможенного союза. При этом государства, вошедшие в состав таможенного союза, в определенной мере утрачивают свою самостоятельность, в части осуществления таможенной политики. Для таможенного союза основной характеристикой является наличие общей таможенной территории, общего для всех государств - участников таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. В противном случае имеет место иная форма международной интеграции.

Как известно из мировой практики, в рамках таможенного союза формируется единая таможенная администрация, устанавливаются общие условия о порядке и критериях распределения полученных таможенных доходов между странами - участницами союза. Однако, государства – участники таможенного союза полностью сохраняют свой экономический суверенитет в вопросах формирования национальной хозяйственной и валютной политики. Согласно ст. XXIV ГАТТ исключается возможность установления в одностороннем порядке каких-либо торговых барьеров на таможенной территории отдельных стран - членов таможенного союза.

По оценкам экспертов и имевшей в истории практики положительным экономическим результатом действия таможенного союза являются:

а) укрупнение для стран – участниц рынков сбыта продукции;

б) снижение пограничных и таможенных издержек в процессе сокращения финансовых затрат и времени за счет отмены между странами – участницами таможенного декларирования, а также в целом упрощения процедур таможенных формальностей;

в) сокращение государственных расходов на содержание и обустройство таможенных границ;

г) отсутствие необходимости адаптации к национальным законодательным нормам стран-партнеров.

Международная форма сотрудничества в рамках таможенного союза известна достаточно давно:

В 1865 году был создан таможенный союз Франции и Княжества Монако;

В 1923 году заключено соглашении о создании таможенного союза между Швейцарией и Княжеством Лихтенштейн;

В 1948 году образован таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (так называемый Бенилюкс).

От таможенного союза следует отличать иные формы международного таможенного сотрудничества существуют в виде объединенных таможенных территорий. Например, таможенная уния - зона особого льготного экономического режима в целях развития предпринимательства. Таможенная уния создается на ограниченной части сопредельных (т.е. граничащих) с другими государствами таможенных территорий (как правило это территории пограничных городов, станций, морских и авиационных портов). В отношении ввозимых на эти территории иностранных товаров для производственной переработки или сборки с целью последующего реэкспорта не взымаются таможенные платежи.

На современном этапе развития международной интеграции появляются новые формы объединенных таможенных территорий, устраняющие межнациональные границы и различного рода барьеры между странами, в частности, в рамках Европейского сообщества. Одной из наиболее известных форм устранения таможенных границ служит общее пространство, которое образовано на части европейской территории на основе Шенгенской конвенции 1990 года (конвенция подписана Францией, Германией и странами Бенилюкса). В пределах Шенгенской зоны фактически ликвидированы таможенные границы и пограничные посты, а ее функционирование направлено на борьбу с нелегальной иммиграцией, преступностью и контрабандой, а также достижение унификации процедур таможенного контроля за перемещением международного пассажиропотока, порядка оформления и выдачи виз и т.п.

На постсоветстком пространстве на фоне «парада» независимостей и самоопределений почти сразу после распада СССР начались процессы экономической интеграции - в марте 1992 года подписано многостороннее межгосударственное Соглашения о принципах единой таможенной политики. Этим соглашением предусматривалось создание таможенного союза как самостоятельного субъекта международного права на общей таможенной территории договаривающихся стран, отменить все таможенные сборы и налоги при перемещении товаров внутри таможенного союза, а также согласовать общий таможенный тариф и политику внутреннего налогообложения товаров, ввозимых на таможенную территорию союза и вывозимых с этой территории. Соглашение подписали девять государств - бывших республик СССР (кроме Украины, Азербайджана, Грузии и прибалтийских республик), но со стороны некоторых с оговорками. Так, Беларусь и Молдова выступили против создания таможенного союза как субъекта международного права и предложили регулировать отношения внутри него двусторонними соглашениями. Фактически формирование союза ограничилось простой декларацией о намерениях.

В 1994 году был образован Совет руководителей таможенных служб СНГ. Основными задачами этого Совета стали: подготовка предложений по унификации законодательства, координация взаимодействия таможенных служб, унификация и упрощение таможенных процедур. Советом были подготовлены: Основы таможенных законодательств государств - участников СНГ, Единая методология таможенной статистики внешней торговли, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие документы, имеющих принципиальное значение для процессов формирования таможенного союза стран СНГ.

В апреле 1994 года было подписано всеми странами СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли. Оно предусматривало отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений во взаимной торговле.

В отличие от Соглашения о принципах таможенной политики 1992 года, новое Соглашение определило, что таможенный союз может быть создан теми государствами, которые изъявят желание продолжать сотрудничество в его рамках, не определяя четко круг его участников. К 1997 году Соглашение о создании зоны свободной торговли ратифицировали только пять стран - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан.

В рамках параллельной интеграции 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств Белоруссии, Казахстана и России и их правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза:

Об использовании единой системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа;

О введении в действие Единого таможенного тарифа;

О применении в торговле с третьими странами запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров, входящих в Единый перечень;

О введении единого Таможенного кодекса таможенного союза и др.

28 ноября 2009 года в Минске прошла принято решение о создании на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

С 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана, а с 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. Это связано с тем, что весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия и участие Белоруссии в Таможенном союзе был под вопросом.

С 1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. Образование единой союзной таможенной территории привело к переносу процедур таможенного контроля и таможенного декларирования товаров с границы Российской Федерации на внешние западные таможенные границы Беларуси и восточные таможенные границы Казахстана. На смежной таможенной границе были упразднены ранее действовавшие пункты пропуска через российско-белорусскую и российско-казахстанскую границы, а также таможенные посты и пограничные таможни. Одновременно произошла отмена взимания таможенных платежей и снятие нетарифных барьеров в отношении трехстороннего товарооборота, достигнута унификация таможенного законодательства.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС сформированы свои органы управления.

Основным органом Таможенного союза ЕврАзЭС является Высший евразийский экономический совет - Межгосударственный советЕврАзЭС в составе представителей стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. ЕЭК функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 года «О Евразийской экономической комиссии» и решением Высшего совета «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития союза. Евразийская экономическая комиссия функционирует с 1 января 2012 года и унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК. Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. В совет ЕЭК войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три от каждой страны). Совет Комиссии принимает решения консенсусом.

Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Для российской экономики таможенный союз имеет немаловажное значение в плане свободного транзита внешнеторговых грузов через территории стран-партнеров. Особенно это актуально в части поставок энергоносителей из России в западноевропейские страны через Беларусь, поскольку, как известно, два из пяти основных нефтепроводов проходят по ее территории. Кроме того, действующий таможенный союз избавил бюджет РФ от немалых затрат по обустройству своих внешних таможенных границ. Так, по данным ФТС России, обустройство только 1 км национальных границ обходится государству в 3 млрд. рублей. Общая же стоимость, только с учетом протяженности государственной границы России с Республикой Беларусь и Казахстаном, оценивается в 21 трлн. рублей.

Идет процесс присоединения к Таможенному союзу ЕврАзЭС. Так, Правительство Кыргызской Республики на заседании 11 апреля 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу. Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 года была создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе. Планируется, что к 1 декабря 2013 года рабочая группа завершит анализ законодательства, внешнеторговых обязательств и состояния таможенной инфраструктуры Кыргызстана, а также оценит экономический эффект и последствия присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу ЕврАзЭС. По результатам этого анализа ЕЭК направит правительству Кыргызстана «дорожную карту» с перечнем мероприятий необходимых для вступления страны в Таможенный союз.

Предыдущая

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Задачи

    Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

    Обеспечение свободы движения капитала

    Формирование общего финансового рынка

    Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

    Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

    Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

    Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

    Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

    Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

    Формирование общего энергетического рынка

    Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

    Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

    Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

    Сближение и гармонизация национальных законодательств

    Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

    Взаимодействие с ООН

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Идею предложил президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Еще в 1994 году он выступил с инициативой объединения стран Евразии, в основу которого будут заложены единые экономическое пространство и оборонная политика.

Двадцать лет спустя

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года. На следующий день - 2 января - членом союза стала Армения, а 12 августа того же года к организации присоединилась Киргизия.

В течение двадцати лет, с момента предложения Назарбаева, наблюдалось поступательное движение. В 1995 году Россия, Казахстан и Беларусь подписали соглашение о Таможенном союзе, призванное обеспечить свободный товарообмен между государствами, а также добросовестную конкуренцию среди хозяйствующих субъектов.

Так был заложен первый камень в интеграцию бывших республик СССР, основанную на более глубоких принципах, чем те, на которых основывалось Содружество независимых государств (СНГ), созданное в момент распада Советского Союза.

К Таможенному союзу проявили интерес и другие государства региона, в частности, в него вошли Киргизия и Таджикистан. Процесс плавно перешел к новому этапу - в 1999 году страны участницы Таможенного союза подписали соглашение о Едином экономическом пространстве, а в следующем 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Киргизия учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Не всегда все шло гладко. Между государствами возникали разногласия, но в спорах рождалась правовая основа сотрудничества - в 2010 году Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали 17 базовых международных договоров, на основе которых по-новому заработал Таможенный союз. Был принят единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, движение товаров на территории трех государств стало беспрепятственным.

В следующем 2011 году страны перешли к созданию единого экономического пространства. В декабре между Россией, Беларусью и Казахстаном был подписан соответствующий договор, который вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно договору на территории этих стран стали свободно передвигаться не только товары, но и услуги, капитал, а также рабочая сила.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стал логическим продолжением этого процесса.

Цели Союза

Основными целями создания ЕАЭС согласно договору заявлены:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств, вступивших в организацию, в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование в рамках союза единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях процесса экономической глобализации.

Органы управления

Главным органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, который состоит из глав государств членов организации. В задачи Совета входит решение стратегически важных вопросов функционирования союза, определение направлений деятельности, перспектив развития интеграции, принятие решений, направленных на реализацию целей ЕАЭС.

Очередные заседания совета проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные созываются по инициативе любого государства-члена организации либо действующего на данный момент председателя Совета.

Еще одним органом управления ЕАЭС является Межправительственный совет, в который входят главы правительств. Его заседания проходят не реже двух раз в год. Повестка дня заседаний формируется постоянно действующим регулирующим органом Союза - Евразийской экономической комиссией, в полномочия которой входит:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие, всего около 170 функций ЕАЭС.

Также постоянно действует Суд союза, в состав которого входят по два судьи от каждого государства. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации основного договора и международных договоров в рамках Союза и решений его руководящих органов. В суд могут обратиться как государства - члены Союза, так и отдельные предприниматели, работающие на их территории.

Членство в ЕАЭС

Союз открыт для вступления в него любого государства, и не только Евроазиатского региона. Главное - разделять его цели и принципы, а также соблюдать условия, согласованные с членами ЕАЭС.

На первом этапе необходимо получить статус государства - кандидата. Для этого необходимо направить соответствующее обращение на имя председателя Высшего совета. Под его руководством совет решит предоставить или нет заявителю статус государства-кандидата. Если решение окажется положительным, то будет создана рабочая группа, она состоит из представителей государства-кандидата, действующих членов Союза, его руководящих органов.

Рабочая группа определяет степень готовности государства - кандидата принять на себя обязательства, вытекающие из основополагающих документов Союза, затем рабочая группа разрабатывает план мероприятий, необходимых для вступление в организацию, определяет объем прав и обязанностей государства - кандидата, а затем формат его участия в работе органов Союза.

В настоящее время есть ряд потенциальных претендентов на статус кандидата на вступление в ЕАЭС. Среди них следующие государства:

  • Таджикистан;
  • Молдавия;
  • Узбекистан;
  • Монголия;
  • Турция;
  • Тунис;
  • Иран;
  • Сирия;
  • Туркмения.

По мнению специалистов, наиболее готовыми странами для сотрудничества такого формата являются Таджикистан и Узбекистан.

Еще одна форма сотрудничества с ЕАЭС - статус государства-наблюдателя. Он приобретается аналогично статусу кандидата в членство и дает право принимать участие в работе органов Совета, знакомиться с принимаемыми документами, за исключением документов, которые носят конфиденциальный характер.

14 мая 2018 года статус наблюдателя ЕАЭС получила Молдавия. В целом же, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, в настоящее время в сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом заинтересованы около 50 государств.