«Тогда у притесняемых очень сильная молитва была. Иона, митрополит (на покое) (Карпухин Юрий Алексеевич)

25 октября исполняется 25 лет епископской хиротонии владыки Ионы (Карпухина), митрополита Астраханского и Енотаевского, с 2013 года - Астраханского и Камызякского. Более полувека ныне пребывающий на покое архипастырь служит в священном сане, окормляет народ.

Как спасались при советской власти и какая возможность оставлена нам - вспоминает и подсказывает архиерей-юбиляр.

Главная Победа

- Владыка Иона, вы из верующей семьи?

Да, у меня мама Евдокия Ильинична (в девичестве Никитина) глубоко верующей была. Родился я за девять дней до начала Великой Отечественной войны, так что пока я в люльке лежал, отец мой Алексей Филиппович буквально в первые дни начала сражений ушел на фронт. Остались мы, четверо детей, у матери на руках. Старшему брату тогда уже 10 лет было, и еще две сестренки помладше. Мама всю войну горячо за отца молилась и нас, детей, учила просить Бога, чтобы он вернулся - так он и зашел в дом в 1945-м году живым и невредимым.

Папа тоже был верующим. Но ему много трудиться приходилось. Постоянно по командировкам разъезжал. В те годы, когда колхозы после военной разрухи вновь обустраиваться стали, в сельской местности надо было то там, то тут скважины бурить, а он этим как раз и занимался. Колесил по всей России.

Родом у меня родители из Тулы, прадеды - крестьяне. Еще до войны отец, часто работавший в Подмосковье, семью в деревню Алтуфьево перевез. Тут, недалеко от Крестовоздвиженского храма, у нас дом находился. Тогда это еще была сельская местность, но настоятель нашей крестовой церкви, протоиерей Стефан Андрусенко, мне еще маленькому говорил, что тут будет город с огромными домами. Он многое предсказывал...

- В округе тогда народ верующим был? Как это запомнилось по детству?

Всякий тут народ был. Из Алтуфьево в Крестовоздвиженский храм постоянно всего человек 10 ходили, большинство прихожан было из Бибирево - оттуда человек 30 на воскресные службы приезжали, а остальные из других окрестных деревень пешочком подтягивались. На Преображение, помню, распахивали окно, туда ставили ящик, и вокруг храма была полная площадь народа, все стояли, внимали богослужению.

- В смысле, богослужение транслировалось?

Милая моя, да кто тебе тогда его бы дал транслировать! Просто открывалось окно, ящиком подпирали раму, а люди стояли во дворе и молились. Храм тогда еще не очень вместительный был, потом уже, когда меня в 1991-м году назначили сюда настоятелем по благословению Святейшего Алексия II, я достраивал его. К тому времени Алтуфьево уже в городскую черту включили, - столько народу тогда в Церковь приходило! Надо было расширять храм.

Да и по детству помню - на праздники много верующих собиралось. Однажды меня из школы отправили в больницу делать прививку. Иду мимо храма, а двери его открыты, и пар оттуда так и валит. «Что это?» - удивляюсь. «Так сегодня же Николин день!» - мама объяснила. И правда: 19 декабря. Народа уйма, а на улице холодно, все и набились в храм. Тогда никакой вентиляции не было. Надышат внутри, и чтобы как-то проветрить, просто двери открывали. А потом «Верую» все как запоют! Очень мощно, в один голос раньше эти общие молитвы пели. Так же и «Отче наш».

У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось

- Старшее поколение рассказывает, что тогда, когда дома и хлеба могло не быть, совершенно по-другому слова молитвы: Хлеб наш насущный даждь нам днесь - переживались…

Безусловно. В тяжелые голодные годы удалось продержаться только благодаря собственному хозяйству: огородик обрабатывали, курочек держали, у нас своя коровка была, еще всякая скотинка. Мы сами для живности траву косили, корма заготавливали. Бедно тогда люди жили, но дружно. Мама тоже, как и отец, труженица была. У нас дома ни одно дело без молитвы не начиналось.

- К вере вас в основном мама приобщала?

Да, она была очень благочестивой. Я с малых лет в Церкви. Крестили меня во время войны в Покровском храме, в Медведково. Назвали в честь великомученика Георгия Победоносца Юрием. Все люди жили тогда ожиданием Победы, мы всю войну о ней и стар и млад молились. И потом всегда вернувшихся с войны, а многие пришли покалеченными, о здравии поминали, погибших - за упокой.

Уже после войны, когда мне было шесть лет, меня особенно поразила Пасхальная служба - это же Победа Христа над смертью, главная Победа! С этого момента я уже прислуживал в алтаре. Опекавший меня протоиерей Стефан Андрусенко, настоятель, мне еще в детстве сказал, что я буду учиться в семинарии, и даже архиерейство предрек.

- Вы сразу после школы поступили в семинарию?

Незамедлительно, я в этом желании уже был укреплен. В 6-м и в 8-м классах я ходил пешком к преподобному Сергию. Мне очень понравилась тогда монашеская служба. А как-то раз еще мы с бабулечками, которые в нашем поселке жили, отправились в лавру на Похвалу Пресвятой Богородицы. Ой, как на меня тогда повлияло братское богослужение! Я так возлюбил Церковь и службу, что с того времени уже часто-часто ходил в храм: чуть только время выдастся, сразу бегу!

Препятствия-то чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить

- А тогда какие-то препятствия при поступлении в семинарию чинились?

Еще какие! Как только на меня местные власти надавить ни пытались, вызывали, угрожали. В конце концов в газете вышла разоблачительная статья «Отдали без боя», что, мол, комсомольская организация школы не смогла из меня атеиста вылепить. Препятствия-то они чинили, но им ничего не удавалось. Я твердо решил Богу служить. Господня воля, видимо, на мою учебу в семинарии была. Кто тут помешает?!

Как шестиклассник взрослого человека «на лопатки уложил»

- Чем запомнились годы учебы в Московской духовной семинарии и академии?

Любовью! Все у нас было с любовью (ср. 1 Кор. 16, 14). Как говорил тогда один монах: «Покрывай всех своей мантией» - то есть любовью.

- В ад каждый идет сам по себе, в рай можно войти только с другими?

Самое главное, чтобы зла не было внутри. Это самое существенное, чему нас учили.

- Любить всех?

- Владыка Иона, как вы монашество решили принять?

Когда я уже в Большой келлии преподобного Сергия, как называли Московскую духовную школу, учился, меня потрясло, с каким ожесточением в те хрущевские годы вновь стали закрывать храмы. «Что же я, - думаю, - буду семью заводить, когда родные в такой опале окажутся...». Да и не каждый, особенно по младости лет, мог выдержать этот натиск и давление. Были уже тогда такие случаи, когда сын приходил из школы и говорил священнику-отцу: «Я проклят». - «Почему же, сынок?» - «Потому что отец мой - поп!» Вот так все переворачивали. Детей тогда, бывало, очень жестко обрабатывали советские учителя. Я уже ко времени моей учебы в семинарии многого понаслушался.

Да и самому за Церковь пережить кое-что пришлось. Всюду в стране насаждалась коммунистическая идеология. В 10-м классе у меня в школе классным руководителем ярый коммунист стал. Вот он меня донимал! Все говорил, что ждет не дождется, когда Церкви придет конец. Его самого уже давно нет в живых, а храмы возрождаются.

В старших классах меня то и дело к директору из-за веры «на ковер» вызывали. Но за меня одноклассницы заступались. Да и учителя не все такими безнадежными неверами были.

В 6-м классе меня также стала классная руководительница допрашивать: «Юра, ты веришь в Бога?» - «Верю». - «Ну, покажи, где Бог?» А что я, подросток, этой взрослой тетеньке отвечу? «Бога, - говорю, - надо везде видеть: и в природе, и в небе, и во всем живом мире». Прошло много лет, я уже закончил семинарию и академию, сам там, в Московских духовных школах в лавре, преподавателем стал, а ко мне моя учительница со своими родными приезжает и спрашивает: «Помнишь, как ты мне ответил?! Ты, шестиклассник, меня, взрослого человека, тогда на лопатки уложил».

- Она уверовала?

Да, и воцерковилась. Потом, когда меня назначили настоятелем родного храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, - у меня еще тогда мама жива была, - ко мне на службы стали приходить мои бывшие учителя! Сейчас уже многие из них умерли. А одноклассники до сих пор ко мне на богослужения ходят, когда я сюда на покой с Астраханской кафедры вернулся.

Одноклассники с детства были верующими или уже потом уверовали, когда вы иеромонахом, а после и епископом стали?

Потом. Из школы, я помню, один сюда в храм ходил. В каком-то смысле времена сейчас для Церкви попроще. Храмы открыты, можно ходить, причащаться. Священникам никто не препятствует открыто крестить и в храмах, и на дому, панихиды служить на могилах. Раньше священник только и знал: храм и церковный двор, - и больше ничего. Если куда-то пойдет, узнают, то всё: отбирали регистрацию - иди рудники копай, а то и сошлют в лагерь.

Кому Господь Свои тайны открывает?

Папе отца Валериана Кречетова, отцу Михаилу, именно в лагере на Соловках Небесный мир наяву открылся. При советской власти священниками становились только те, кто ничего ради Господа не боялся?

Естественно. Мученики, исповедники.

Тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить

Кто-то из старшего поколения отцов сравнивал прессинг безбожной власти с утюгом, который вшей выпаривает, - что, в общем-то, говорил батюшка, в каком-то смысле было неплохо.

Да, тогда только самые преданные в Церковь шли Богу служить.

- Как на вашей памяти советская власть противодействовала Церкви?

Сначала после войны, - это то время, которое я уже лично застал и помню, - про священников стали в газетах писать всякие кляузы: они-де пьяницы, крохоборы, такие-сякие. Всюду старались про пастырей страшные нелепицы распространять, по радио, а после и по телевидению устраивали порочащие духовенство передачи. Ничего у них не получилось! В храме как было много людей, так и оставалось.

У нас тут в Альтуфьево, еще по детству помню, на службе не протолкнуться. Раньше и при советской власти люди еще царские были. Даже у тех, кто веру утерял, все равно по инерции сохранялось четкое разграничение добра и зла. Тогда народ еще был нравственно покрепче, его так просто, как сейчас, посредством телешоу и инсинуаций в прессе, было не провести. В большинстве своем даже советские граждане понимали, что клевету на Церковь возводят. Не то что из коммунистических убеждений, а просто уже по своей собственной лени и соглашательству человек уже мог не ходить в храм, но почтительное отношение к батюшкам и даже просто верующим оставалось.

Тогда советская власть пошла по другому пути. Стали при Крещении требовать отчетности, предписали крещаемым предъявлять документы: кто отец, кто мать. Потом проверяли, если, допустим, отец коммунист, то его вызывали в соответствующие органы и начинали там распекать: «Что это ты своего сына крестить удумал?» - «Да вот, - оправдывался тот, - бабушка пошла да покрестила, а то иначе, говорит, не буду с ним, нехристем, сидеть. Что я тут поделаю?» - разводил он руками.

Но все равно власти на этой внедряемой ими же самими системе якобы наушничества играли: мол, вы в Церковь креститься идете, а попы вас сдают, все докладывают. На это и было все рассчитано. Конечно, человек поинтересуется: «А кто вам сказал?» - «Так ваши же попы вас и предали!» А на самом деле в каждый храм ставили старост из райисполкома. Они-то как раз все записывали и «куда надо» доносили. Вот так пытались у населения доверие к священникам подорвать.

А сейчас многие верующие - это бывшие коммунисты. Ходить-то они в храм ходят, а благоговения нет. Я не говорю, разумеется, про всех, но очень многие атеистическим «воспитанием» внутренне перековерканы. В былые времена, помню, когда я маленький был, прихожане готовы были священнику ноги целовать, - такая была чистота душ, что Господь им Свои тайны открывал.

Преподобноисповедник старец Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо! » Так же и про священников: если бы вы только узрели, в какой славе служит предстоящий престолу...

Да! А сейчас как только не придираются к священнослужителям! Тот, кто сам в своем сердце и помыслах нечист, всюду, как муха, гадость найдет. Господь предостерег искателей сучков в чужих глазах (ср. Мф. 7, 3-5).

- В чем осудишь, в том сам побудешь.

Раньше люди все-таки нравственно почистоплотнее были. Да и в духовенство-то не откуда-то, а из самого же народа и идут служить.

Осуждающие не понимают, что за времена: тогда и сейчас

Это до революции существовало духовное сословие, когда в семинарии поступали в основном сыновья же священников...

Но тогда и такой повальной критики не было! Однажды - я читал, это еще в царской России происходило, - вызвали батюшку в суд, зачитывают ему обвинение, и вдруг кто-то встает в зале суда: «Да как так можно? Он нам столько грехов отпустил! А мы, что же, судить его будем?!» Вот так! Было еще трезвомыслие.

А потом сколько домов Божиих по всей стране разорили. Я когда заканчивал Московскую духовную академию, - храмы да монастыри ой, как закрывали! На Преображенской площади был столь любимый москвичами храм Преображения Господня, - уничтожили действующую церковь!

Против Церкви ведется непрекращающаяся война!

- Как верующие тогда все это воспринимали? Что делали?

Писали во всякие инстанции, возмущались. Просили не закрывать церкви, оставить. В свое время, кстати, приостановил закрытие храмов митрополит Никодим (Ротов). О нем много всего говорят. Я нес послушание в лаврской гостинице, он у нас часто останавливался. Я видел, как он воевал с советскими чиновниками-безбожниками, чего это ему стоило. Ему пеняют на его поездку к Папе Римскому, но он не то что хотел воссоединения с римо-католиками, а желал помочь положению Русской Православной Церкви. Там просто в Ватикане надо было высоко в горку подниматься, прием в 12.00, а такси не найти, и он в гору сам пешком пошел, сердце сдало. У него к тому времени уже было несколько инфарктов. Против Церкви же ведется непрекращающаяся война! Его ошибочно принимали за «католического посла». Я очень близко общался с митрополитом Никодимом. Он болел за Церковь.

Люди сейчас просто не понимают, что тогда за времена были. При Святейшем Алексии I-м ему разрешали служить только в Елоховском Богоявленском соборе и раза два за весь год приезжать на службу в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Это Патриарху-то! А что говорить про то, как простое духовенство притесняли.

А знаете, что чинуши в лавре вытворяли? То и дело какие-то пакости устраивали. На память преподобного Сергия, например, в обители соберется множество народа, и огромная очередь стоит за водой к источнику Надкладезной часовни, и вдруг власти перекрывают подачу воды. Секретарь горисполкома, поясняют, лично распорядился. Пришел ко мне наместник: «Что делать?» «Давай, - усаживаю его, беру трубку, - сейчас позвоним». Набираю номер горисполкома, объявляю: «У нас тут на празднике присутствует секретарь Всемирного совета Церквей... Сейчас же опозоримся на весь мир! Что вы делаете?!» Сразу воду дали!

Потом власти стали закрывать Почаевскую лавру, издевались там уже над монахами. Мы тогда с отцом Марком (Лозинским) тоже передали об этом информацию во Всемирный совет Церквей, Би-би-си уже через пару часов вещала на весь свет об этих безобразиях. И сразу все поутихло, решили монахов не обижать.

Сейчас тоже Святейший встречался с Папой Римским, и тут же всякие пересуды пошли. Он же даже не в Ватикане, а где-то в аэропорту Кубы пересекся с ним и поднимал вопросы защиты верующих православных, в том числе на Западной Украине, а также гонимых и убиваемых на Ближнем Востоке христиан.

Как спастись тем, кто разучился трудиться

- Владыка Иона, какова была монашеская школа в лавре во времена принятия вами монашества?

Богословие я в Московской духовной школе изучал. Тогда преподаватели могли все только по конспекту говорить...

- Нет, я спрашиваю, как вы именно монашеству учились?

Ты думаешь, что так тебе тогда про монашество открыто в академии и говорили? «Ребятки, постригайтесь в монахи», - так, что ли, да? Скажи тогда только что-то подобное, тем более молодым, сразу бы из академии выгнали и посадили! Во, в какое время мы жили!

- А как вы перенимали монашеский опыт?

Смотрели на старцев и перенимали.

- А кто тогда были старцами?

Архимандрит Тихон (Агриков). Очень он был харизматичен. К нему все, и те, кто постарше, за советом обращались, и молодежь тянулась. На него за это душепопечение очень сильно враг восстал. Всюду за ним еще и какие-то странные люди стали бегать, преследовали его. Даже лестницу приставляли и пытались к нему в келлию залезть. Были среди них и якобы монашки, но явно ряженные, подставные.

Архимандрит Серафим (Шинкарев) у нас тогда еще старчиком в лавре был. Такой хороший-хороший! «Мир, - говорил, - на волоске держится, все зависит от нашего покаяния».

- Еще про схимонаха Селафиила (Мигачева) часто вспоминают по тем временам.

До схимы он был отцом Зосимой. Но до монашества он был женат, постригся уже после того, как умерла супруга.

Потом на смену старшему поколению старцев отцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин) возвысились. Вот на них мы и смотрели, перенимали опыт. Общались с ними. Отцу Кириллу меня вручили от Евангелия при постриге. Он был моим духовником. Скажет слово, а оно у тебя потом всю жизнь сбывается. Вот какие были старцы!

Тогда вообще мало монастырей было. Власти не давали разрешения на их открытие. В скорбях старое духовенство жило! Не как нынешнее.

- Что это внутренне давало?

Ревность по Богу! Тогда очень сильная у притесняемых молитва развивалась. Скорбями спасалось то поколение. Не было такого церковного подъема и размаха, как сегодня. Каждая мелочь через силу давалась. Чтобы вешалку в храме установить, и то надо было кучу согласований пройти. Все наше делание было здесь (показывает на сердце) .

- Про новомучеников, про Царскую семью тогда ничего не говорили?

Нет, тогда все, точно набрав в рот воды, вынужденно молчали. Про царя никто не решался говорить. Тогда вообще пастыри молчаливые были. Это сейчас современное духовенство совсем другое.

- Чего сейчас не хватает?

Смирения! И побольше бы всем любви.

У преподобного Иоанна Синайского в «Лествице» любовь следует за смирением: смирись и полюбишь. А как смирение обрести?

Сажай капусту вверх корешками - и будет тебе смирение. Запомни: труд, смирение и любовь спасут человека. Трудись и терпи. Еще смирение - в молчании. Чем меньше говоришь, тем лучше.

Владыка Иона, а если ты и желал бы помолчать, а вокруг тебя людям общения хочется. Молчишь - обижаются. Как быть?

Сейчас все на всех обижаются. Потому что советская власть людей набаловала своей идеологией: твое - мое, мое - твое. «Обобществление» это у них называлось. Сейчас народ такой зародился, работать не хотят, только «каждому по потребностям» подавай. Болтать - это пожалуйста. А сельское хозяйство разорено. Раньше такого не было, работящие были.

- Сейчас, говорят, жены не хотят спасаться чадородием (ср. 1 Тим. 2, 15), мужчины - трудиться в поте лица (ср. Быт. 3, 19), монахи - молиться. При такой апатии и души погибают?

Конечно.

- Как современнику спастись?

Умирал в монастыре один игумен. Собралась вся братия, и говорят: «Что ты такой веселенький сидишь, ты же умираешь?» - «Да, я умираю, - отвечает тот невозмутимо, - но я к Богу иду». - «Да откуда ты знаешь, - цепляются к нему, - что ты будешь с Богом да в вечности?» - «Буду». - «Почему ты так уверен?!» - «Потому что я в своей жизни никого не осуждал».

- Неосуждение - без труда спасение.

Точно! Вот этого читателям и желаю.

МИТРОПОЛИТ ИОНА (КАРПУХИН) - ПОЧЕТНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ НАШЕГО ХРАМА

Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Иону с 25-летием архиерейской хиротонии

* * *

В 1941 году, 13 июня, в подмосковном Подушкино родился мальчик, которого крестили

в Алтуфьевском Крестовоздвиженском храмеи назвали Юрием в честьвеликомученика Георгия Победоносца.

В святых стенах храма, ставших вторым домом,запоминались первые молитвы и псалмы, облагораживаласьдуша и укреплялся дух будущего Архиепископа. Семилетним ребенком Юрий бегал в храм - он с детства любил Богослужение. «На Литургии я получаю духовный заряд энергии», - рассказывал он в беседе с прихожанами. - Очень люблю церковное пение».

Эту любовь привила мать, глубоко верующая благочестивая русская женщина. Духовный отец Стефан Андрусенко помогЮрию утвердиться в правильности выбранного пути: сразу после окончания средней школы юноша поступает в Московскую Духовную семинарию, а затем и в Академию. Впоследствии он будет преподавать здесь Литургику - учение о самом важном событии в жизни христианина.

Он принял монашество в день Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1965 года в Троице-Сергиевой Лавре, и 21 год служил в Покровском храме Академии благочинным.

14 октября 1981года,в день Покрова Пресвятой Богородицы, возведен в сан архимандрита. Имя Божией Матери Владыка всегда произносит с особенным теплом, непременно служитакафист «Нечаянной радости», неся радость всем, кто искренне участвует в церковной молитве, и в проповедях часто говорит: «Молитесь Матери Божией!»

1 марта 1991 года, незадолго до епископской хиротонии,его назначают настоятелем родного Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве (с 1992 года и по настоящее время — почетный настоятель) и благочинным Троицкого округа Москвы. «Где родился, там и пригодился!» - говорит Владыка. Храм в те времена был маленькой сельской церквушкой на 60 человек. К тому времени Алтуфьево уже вошло в черту города и храм уже не вмещал всех прихожан. Владыка, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II , расширяет и украшает родной храм.

20 октября 1992 годасовершается хиротония во епископаАстраханского и Енотаевского. Со слезами прощались прихожане с настоятелем, но Владыка не оставляет родной храм,часто приезжает и любит здесь служить во время коротких визитов в Москву. Сам следит за ходом строительства. За эти годы храм преобразился: дополнительнопристроили два боковых придела в честьПреподобного МакарияЖелтоводскогоУнженского и Святителя Ионы, митрополита Московского, и 1999 году Святейший Патриарх Алексий II освятил храм.

Почетный настоятель храма Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона служит Божественную Литургию, являя личным примером силу преображающей душу молитвы.

24 марта 2013 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасит еля.

На Малом входе Предстоятель Русской Церкви возвел архиепископа Астраханского и Камызякского Иону сан митрополита — в соответствии с решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. об учреждении Астраханской и Томской митрополий (журналы №№ 19, 20 ).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил митрополита Астраханского и Камызякского Иону с 75-летием со дня рождения.

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно поздравляю Вас с 75-летием со дня рождения.

С юности Вы имели желание посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. И вот уже полвека Вы предстоите алтарю Господню, вознося молитвы и прошения о всех и за вся .

Ныне, окидывая мысленным взором минувшие годы, отрадно свидетельствовать, что стали они временем многих созидательных трудов. Исполняя различные послушания, возлагаемые на Вас Священноначалием, Вы неизменно стремились являть себя делателем неукоризненным верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Особую признательность хотел бы выразить Вам за архипастырское служение, которое с 1992 года Вы совершаете на Астраханской земле. Имея попечение о клире и пастве, всесторонне развивая епархиальную жизнь, восстанавливая порушенные в прошлом и строя новые храмы, работая с молодежью, занимаясь просвещением, благотворительностью и социальным служением, Вы стараетесь приобщить современников к великому наследию Православия и наставить их на путь спасения. Также весом Ваш вклад в созидание мира и гражданского согласия, в поддержание плодотворного сотрудничества со светской властью региона, общественными объединениями и представителями других традиционных религий России.

Во внимание к усердному служению и в связи с отмечаемым Вами юбилеем полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского I степени.

В сей знаменательный день молитвенно желаю Вам крепости сил, бодрости духа и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах во славу Святой Церкви.

С любовью о Господе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Прихожане храма сердечно поздравляют почетного настоятеля,

митрополита Астраханского Иону,

с возведением в высший архиерейский сан.

Многая и благая лета!



Беседа с Митрополитом Астраханским Ионой

«Алтуфьево в моем сердце…»

24 марта в храме Христа Спасителя на богослужении в Неделю Торжества Православия состоялось возведение в сан митрополита Астраханского и Камызякского Иону, почетного настоятеля Храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Его Высокопреосвященство согласился ответить на несколько вопросов для нашего сайта.

Ваше Высокопреосвященство, мы как прихожане хотим поздравить Вас с принятием высшего архиерейского сана и радуемся вдвойне - за Вас и за себя потому, что наш почетный настоятель - митрополит. Скажите, что для вас как для митрополита сегодня значит Алтуфьево?

Я всегда говорил и буду говорить, что Алтуфьево в моем сердце. Я живу в многонациональном округе и дел очень много. В Астрахани открылось много храмов, приходится очень много работать. Вы, может быть, заметили, что я стал реже приезжать.

У меня в келье на столе стоит фотография маленькой Алтуфьевской церкви 1956 года, я ее очень люблю. В детстве я ходил в храм окраинами, где сейчас лес. Улицей ходить было опасно - деревенские ребята обзывали меня, камнями кидали… А ребята здоровые были, крепкие.

Здесь я родился, здесь я крестился, в этом храме я рос. Окончил 10 классов, ушел я в Духовною семинарию, Академию, многие забыли меня. Но вдруг я появляюсь в Алтуфьево уже как монах Иона - иеродиакон, потом иеромонах, архимандрит. И Господь сподобил меня быть настоятелем храма в сане архимандрита.

Когда зашел разговор о том, чтобы мне быть здесь настоятелем, я сначала обрадовался, но потом напал на меня страх и трепет! Я пошел к духовнику, и он мне сказал:

Отец Иона, иди! У тебя все есть: и голос, и слух, и подход к людям, и знания.

И я пришел сюда.

Храм был маленький, а высокие дома строились ближе и ближе к храму, народу стало ходить много. И однажды Святейший Патриарх Алексий заехал ко мне - мы возвращались с Лосиноостровской, из храма Адриана и Натальи - и благословил расширить храм на благо людям.

Святейший любил со мной беседовать. Спустя некоторое время он вызывает меня.

Я вас хочу поставить епископом Астраханским.

По правде сказать, я заплакал:

Ваше Святейшество, я не хочу, я не достоин быть епископом, я желаю свой храм, в котором я родился, привести в порядок, чтобы люди ходили, молились!

Ничего, вы будете епископом и почетным настоятелем, - ответил Патриарх.

Я и в ноги падаю, и слезы… А потом Святейший Патриарх Алексий II говорит:

Но мне кто-то должен помогать.

И как-то от меня все отошло.

Ваше Святейшество, благословите быть частицей вашего Патриаршего Креста!

И потом через месяц я Леонида Яковлевича «откопал», старосту. Он строитель, с ним мне очень хорошо было работать; потом пришли Владислав Иванович и казначей Татьяна, и бухгалтер Оля. Отец Анатолий собрал свой коллектив.

Отец настоятель всегда отмечает труды, которые я положил в нашем храме, и вспоминает с радостью. Теперь, конечно, он продолжает дело, и хорошо продолжает. Он отлично разбирается в живописи, скоро роспись храма пойдет еще быстрее.

Владыко, вы теперь в чине митрополита, будет ли это означать, что вы еще реже станете приезжать к нам?

Скоро вопрос будет ставиться о моем помощнике. В будущем времени, надеюсь, отец Павел будет моим викарием. Надеюсь, что тогда смогу чаще бывать в родном Алтуфьево.

Владыка, в 2013 году Астраханская епархия стала митрополией. Это событие историческое. Вы первый митрополит Астраханский за последние 300 лет…

Да, митрополия была раньше, а потом много раз разделялась. Появились крупные города: Волгоград, Саратов. Теперь она официально вернула свое название, и главой этой митрополии является ваш почетный настоятель.

Это знаковое событие. В Астрахани грядут торжества.

Да, народ ждет и народ меня любит. Почему? Потому что я народ люблю!

В Астрахани у нас много Соборов и по вечерам там совершаю службы. В понедельник первой недели поста Канон Андрея я служил в Покровском кафедральном Соборе... «Хватит, говорю, горожане уже насытились архиерейскими службами! Нужно ехать на периферию». И вот во вторник поехал служить в поселок Оля. Там только открыли деревянный храм, батюшка молодой, умница, так он все сделал хорошо! А народ какой! Живут и питаются скромно, а лица такие светлые. Вот что значит воздух!

У меня есть летняя резиденция на берегу реки. Я иногда езжу на 2-3 дня и возвращаюсь обновленный. Воздух имеет большое значение для здоровья человека.

Владыка, разрешите задать вопрос, как складываются ваши отношения с мусульманским населением?

Астраханские мусульмане - хорошие люди, не агрессивные. Русские порой не так помогают в строительстве храмов, как мусульмане.

Наш большой храм князя Владимира стоял на мусульманской территории. Большевики, объясняя тем, что это приводит к разногласиям, пришли ломать. Но никаких разногласий не было. Все мусульмане вышли с топорами и вилами на защиту - и сломать не дали.

Позже уже там сделали автовокзал. Я, будучи епископом Астраханским, «отвоевал» храм, и снова мусульмане помогли.

Ваше Высокопреосвященство, во время вашего управления епархией было построено и восстановлено много храмов. Скажите, есть какая-то программа по дальнейшему строительству?

Нет, принципиальной программы нет. Когда я вижу необходимость, я прихожу к губернатору. «В районном центре столько-то населения, столько-то домов и нет храма православного. Ты думаешь строить храм?»

Теперь я остался Астраханским митрополитом, а весьма большая часть, Енотаевская епархия отошла.

А почему?

Мне было очень трудно туда ездить. 400 километров в одну сторону. И вот я нашел батюшку хорошего, молодого. Антонию привили крепкую веру бабушка и мама. Он окончил высшее учебное заведение, АГТУ. Тогда монастырь только у нас открылся, и он устроился туда дворником, потом стал послушником, поступил в Свято-Тихоновский Университет, который и окончил декабре - у него два высших образования, и он очень хорошо умеет говорить. Как-то я доверил ему проводить ярмарку: «Благоустрой все здесь». Он так все хорошо все устроил! И нельзя не заметить множество его замечательных способностей. Я внимательно наблюдаю за его ростом.

Антоний будет епископом Актюбинским и Енотаевским. Его утвердил Патриарх.

Он будет в вашем подчинении?

Я бы хотел, чтобы это была самостоятельная епархия. И вот Антоний, будущий епископ, очень много мусульман привел к православию, всех своих друзей.

Расскажите, пожалуйста, как в митрополии строится миссионерская работа?

У нас председатель миссионерского отдела иерей Роман Сколота, умница, тоже имеет и духовное и высшее светское образование, он кандидат исторических наук. Отец Роман организовал этот отдел, проводит лекции в институтах, отвечает на вопросы.

Если вернуться в наше Алтуфьево, хотелось бы несколько слов для прихожан.

Спасаться было всегда трудно! Сейчас, можно сказать, вере дан зеленый свет, но возникает другая, более серьезная опасность - секты.

Будем молить Бога, чтобы Господь умиротворил нас всех, особенно, хранил православие. Это вот сейчас разделение богатые-бедные, а раньше все жили как «средний слой», и жили ничего. Трудно, конечно, было. Но с верой мы преодолели все.

Я вспоминаю, как мама треску жарила, яйцами заливала. Как вкусно было! Свои куры, свое молоко. Я помню, как моя мама разговлялась на Пасху. Накануне она варила постные щи. У нас сейчас вот как: пост проходит, и вот на Пасху мы наедаемся.… Все болит у нас: и правый бок и левый бок…

А моя мама приходила с Пасхальной литургии - разговеется маленьким кусочком кулича и яичка, а потом - ест тарелку постного супа. Она никогда не страдала заболеваниями желудка.

Помню, когда мы стали подрастать, институты закончили, за Алтуфьево отстроили новый поселок. Где здесь сегодня лес шумит - было поле, и нам давали сажать елочки, березки. Денег не платили, а выделяли траву для корма скотины. Многие бабушки, которых уже нет, говорили: «Владыка нам оставил храм, а мама его оставила нам лес».

Слава Богу, народ ходит в храмы. Молодежи много, особенно в городах, изменяются люди. Нельзя говорить, что молодежь плохая. Есть, конечно, наркоманы, а, в общем, молодежь у нас передовая. У кого есть разум и вера в сердце тот - человек.

Владыка, мы всегда чувствуем вашу поддержку, даже тогда, когда вас нет в Москве.

А я молюсь всегда: «Всех прихожан Алтуфьевских…». И я мечтаю привести сюда на службу своего архидиакона, отца Олега.

Беседовала Татьяна Чекальникова

Фото Ольги Лён

(Карпухин Юрий Алексеевич; род. 13.06.1941, Москва), митр. Астраханский и Камызякский, глава Астраханской митрополии. Из семьи рабочего. С детства был прихожанином Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве. После окончания средней школы, несмотря на противодействие со стороны местной власти, в 1959 г. принят в Московскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, в 1963 г. поступил в МДА. 1 сент. 1965 г. зачислен послушником в Троице-Сергиеву лавру . 21 сент. 1965 г. пострижен в монашество с именем Иона в честь Киевского и всея Руси митр. свт. Ионы . 6 февр. 1966 г. рукоположен во диакона. В 1967 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение святого Иоанна Дамаскина о соединении двух естеств в лице Иисуса Xpиста» и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. 5 мая 1968 г. рукоположен во иерея. С 1967 г. был сотрудником Церковно-археологического кабинета при МДА и помощником инспектора Московской ДС. С 1970 г. преподаватель МДАиС. Написал неск. методических пособий по литургике. С 1970 по 1991 г. был благочинным Покровского храма при МДА. Летом 1971 г. возведен в сан игумена. 14 окт. 1981 г. возведен в сан архимандрита. С 1 марта 1991 г. настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве (с 1992 по наст. время почетный его настоятель) и благочинный Троицкого окр. Москвы.

20 окт. 1992 г. Свящ. Синодом РПЦ определен быть епископом Астраханским и Енотаевским, с тем чтобы наречение и хиротония были совершены в Астрахани в ходе патриаршего визита в епархию. 24 окт. 1992 г. наречен во епископа в Покровском кафедральном соборе, 25 окт. хиротонисан в Успенском архиерейском соборе Астраханского кремля. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . При И. епархии были переданы Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня, часовня во имя игум. Кирилла, собор равноап. кн. Владимира, в к-ром ранее располагался автовокзал. C 1992 по 2002 г. число действующих церквей в епархии увеличилось с 17 до 70. С сент. 1996 г. ежемесячно выходит газ. «Свет Православия», с апр. 1999 г. издается бюллетень отдела религ. образования и катехизации «Хоругвь». Под рук. И. в епархии ведется социальная и катехизаторская работа в вузах, воинских частях, больницах, детских приютах. С 2001 г. И. является председателем созданного им Астраханского обл. межконфессионального совета. 25 февр. 2002 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии. Присвоен титул «Астраханский и Камызякский».

Награжден орденами св. кн. Владимира 3-й (1991) и 2-й (2001) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1995), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2006), орденом Антиохийской Православной Церкви. В 1998 г. удостоен памятного знака «Защитник Отечества» общероссийского движения «Россия Православная». В 2000 г. И. присвоено почетное звание «Благодетель Астраханской губернии» за осуществленные под его руководством дела милосердия и благотворительности. 16 янв. 2001 г. награжден гос. орденом Дружбы за сохранение и укрепление мира и согласия между народами. Также награжден медалью «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед Астраханской областью» (2006). Является почетным гражданином г. Астрахани (2006).

Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии с присвоением титула «Астраханский и Камызякский».

Решением Свящ. Синода от 15 июля 2016 г. почислен на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста.

Соч.: С молитвой против смуты: Cвт. Иосиф Астраханский в судьбах России. Астрахань; СПб., 2002 (рец.: Максимова Е. // ЖМП. 2002. № 4. С. 74-76); Литургика: (Учебное пособие) / Под ред.: М. В. Бахтин. М., 2004.


Дата рождения:
7 января 1963 г.
Дата хиротонии:
1 июля 2012 г.
Дата пострига:
20 октября 1985 г.
День тезоименитства:
30 ноября
Страна: Россия

Биография:
Родился 7 января 1963 г. в д. Морд-канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.

В 1967-1979 г. проживал в пос. Майоровск Сызранского р-на Куйбышевской обл., где окончил среднюю школу. Затем обучался в сельскохозяйственном техникуме г. Бедно-Демьяновск Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

11 сентября 1985 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона.

20 октября 1985 г. тем же Преосвященным пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

В 1985-1990 гг. служил в качестве диакона в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Осенью 1990 г. назначен экономом возрождающегося Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Ивановской обл.

Указом епископа Амвросия от 1 февраля 1991 г. назначен наместником Николо-Шартомского монастыря. Ко дню Святой Пасхи 1991 г. награжден золотым наперсным крестом.

В 1992 г. возведен в сан архимандрита.

В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «Религиоведение», затем был избран доцентом кафедры религиоведения данного вуза.

Был куратором Иваново-Вознесенской епархии в программе «Культура России (2006-2012 годы)».

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) избран епископом Шуйским и Тейковским.

Наречение во епископа состоялось 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 июля за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 49) назначен Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии.

18 июля 2016 г. за Божественной литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1998 г. - Самарская духовная семинария.

1999 г. - Шуйский государственный педагогический университет.

Место работы:
Астраханская митрополия
(Глава митрополии)

Епархия:
Астраханская епархия
(Правящий архиерей)

Награды:
Церковные:

  • 2010 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.