Экологический проект «Птицы — наши друзья. Проект (подготовительная группа) на тему: педагогический проект «птицы – наши друзья

Проект

по теме «ПТИЦЫ» "Подготовительная" группа

(краткосрочный) 2017 учебный год

Воспитатель: Майер Н.В.

Вид проекта: познавательно - исследовательски - творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с16.10.2017 по 20 .10.2017г.)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.

Актуальность: Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи: закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;

    · провести наблюдения за птицами нашего края;

    · развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

    · уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;

    · развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме;

    · вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;

    · воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;

    · Развивать творческие способности: учить детей рисовать,

    · лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал

Предполагаемый результат:

    · Усвоение детьми знаний о птицах.

    · Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    · Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

    · Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

    · Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

    · Улучшение предметно-развивающей среды по теме проекта

Подготовительный этап:

Действия воспитателя:

а) подготовка справочной литературы по теме;

б) подбор литературного материала (стихи, рассказы);

Действия детей:

б) рассматривание картин с изображением птиц.

Основной этап:

Действия воспитателя:

А) Чтение художественной литературы:

Б) Наблюдение за птицами на участке детского сада;

Закрепить строение птиц и признаки, отличающие птиц друг от друга;

В) Беседа о пользе птиц

Г) Д/игры

Действия детей:

а) участие в выставке детских работ;

Завершающий этап:

Действия воспитателя:

- выставка рисунков.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«ПТИЦЫ»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Окружающий мир:

«О ком расскажет грач »

Цель:

Закрепить знания детей о домашних и диких птицах, а также перелетных и зимующих. Повторить части тела птицы. Дать представления о местах обитания тех или иных птиц.

Наблюдения:

За птицами на участке детского сада

ФЭМП:

« На болоте»

Цель: Учить решать простые задачи, отвечать полным ответом. Находить большее и меньшее значение. Учить соотносить цифру с количеством предметов.

Д\И « Как растет утенок»

Познавательно-исследовательское

«Где живет утенок »

Цель:

Учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление, интерес к экспериментированию, пополнить словарный запас.

Эксперимент : Как яйцо куриное держится в соленой воде.

Речевое развитие

«Сказки про птиц»

Цель: Учить воспроизводить диалоги действующих лиц, учить отвечать полным ответом, учить определять место звука в слове.

Д/И «Собери яйцо»

Рассматривание иллюстраций о птицах.

Загадывание загадок.

Чтение художественной литературы:

«Подкидыш », «Чей нос лучше», «Гости» М.Пришвин, «Воробышек», «Чайки».

Социально – коммуникативное

развитие

Настольно – печатные игры:

«Собери яйцо», «Подбери лапы»

Трудовая деятельность:

Беседа:

Какую пользу приносят птицы.

Как кукушка подкидывает яйца.

Беседа по ОБЖ:

Как определить порченое яйцо и можно ли его съесть.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Совушка»

Учить располагать изображение на листе бумаги. Учить наносить мазки в виде перышек. Закреплять названия цветов. Повторить геометрические фигуры.

Аппликация

«Лебедь»

Развивать воображение и фантазию. Закрепить названия частей тела птицы. Учить располагать изображение на листе. Развивать мелкую моторику.

П\И «Перелетные и зимующие»

Самостоятельная художественная деятельность

Лепка из пластилина.

Раскрашивание.

Мероприятия по работе с родителями:

Рисунок совместно с родителями птицы нашего леса.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление книги «Птицы нашего леса».

Проект «Птицы — наши друзья!»

Цель: Формирование первичных представлений об окружающем мире. Познакомить детей с тем, как живут птицы зимой. Вызвать к ним добрые чувства.

Задачи:

    Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    Способствовать формированию навыков разумного поведения

    Учить узнавать птиц, называть части их тела

    Воспитывать социально – активную личность, способную понимать и любить окружающий мир

    Расширять словарный запас на тему «Птицы»

    Развивать желание узнать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра, о том, как вести себя.

    Развивать желание разговаривать о прочитанном.

    Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов

Вид проекта: познавательный

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.

Краткое содержание проекта:

    Беседы:

    «Воробушек – пташка, серая рубашка » — заучивание считалки; познакомить детей с тем, как живут птицы зимой; вызвать к ним добрые чувства; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах

    «Зимующие птицы » — знать названия птиц, их отличительные особенности, появление на свет, образ жизни, чем питаются, дать представления о количестве ног у птиц и их назначении.

    «Какие птицы прилетают на участок?» учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам, находить следы птиц на снегу и по размеру следа узнать большая это была птица или маленькая; развивать у детей интерес и наблюдательность

    Рассматривание картин:

    «Дети кормят птиц» идет рассматривание картины и беседа о жизни птиц зимой (птичкам холодно, голодно, корма нет, им нужна помощь). Воспитатель говорит детям, что люди должны подкармливать их, заботиться о них.

    «У кормушки» дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Из чего сделана (дерево, пластмасса). Есть дно (куда кладут корм). Крыша (она укрывает корм от снега и дождя). Есть веревочки (за которые ее подвешивают на дерево). Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.

    Чтение художественной литературы:

    «Как появляется птица» И.Гурина – рассматривание иллюстраций в книге. Беседа по содержанию. Демонстрация гнезда птички.

    «Чем дятел кормится» — Н.Сладков

    «Птичья елка» — З.Александрова

    Подвижные игры:

    «Птички в гнездышках» дети – птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивая через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной стороне, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки. Ударяя кончиками пальцев по земле (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит «Птички в гнезда». Дети бегут и снова перешагивают через препятствие, занимают свои гнезда.

    «Наседка и цыплята» дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне комнаты огорожено место (это дом). В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиск корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята побежали по площадке. Воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.

    «Скворечники» — на площадке чертятся кружки, на одно меньше числа игроков. Это – скворечники. Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам» — все бегут к скворечникам. Кто – то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружочек. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

    «Ворона и собачка » — научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу. Выбирается «собачка», а остальные все дети вороны.

Возле елочки зеленой (прыгают, изображая ворону)

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала (убегают от «собачки»)

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

    «Воробушки и автомобиль » — воспитатель говорит детям, что он будет автомобилем, а дети птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке.

Прилетели птички, птички – невелички,

Весело скакали, зернышки клевали.

Дети летают, прыгают, садятся на корточки, стучат пальцами об пол. На сигнал воспитателя «Автомобиль по улице бежит, спешит, гудит «тра – та – та», посторонись.

    Пальчиковая гимнастика:

«Птенчики в гнезде» (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создается впечатление живых птенцов в гнезде)

Улетела птица — мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки – птицы

Мамины гостинцы.

«Птички» (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

«Сел на ветку снегирёк»

Сел на ветку снегирёк (кисти рук положить на плечи)

Брызнул дождик, (сжимание и разжимание кистей рук)

Он промок (руки на груди, сжать в кулачки, съежиться)

Ветерок, подуй слегка, (руки подняты вверх, движение руками

влево — вправо)

Обсуши нам снегирька. (имитация взмахов руками, как крыльями)

    Чтение и заучивание стихотворений: (побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов и эмоциональному рассказыванию стихов )

Голодно, холодно, галки, воробьи?

Голодно, голуби, гуленьки мои?

Прилетайте в гости, полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!

Гуль – гуль – гуль!

Е.Благинина

«Синица»

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

«Маленькая птичка»

Маленькая птичка прилетела к нам.

Маленькой птичке зернышек я дам.

Маленькая птичка зернышки клюет.

Маленькая птичка песенки поет.

Н.Найденова

    На прогулке: рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма; объяснить, как им голодно зимой; предложить детям покормить их и понаблюдать как клюют корм; учить различать птиц, прилетевших на участок; послушать как они переговариваются, перелетают с места на место и что им в этом помогает. Кормушки подвешены так, чтобы было удобно наблюдать за птицами. Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым.

    Физкультминутки:

«Две птички»- воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летали, садились.

Летали две птички

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

«Воробьишка»

Шустро скачет воробьишка, (прыгают по кругу на обеих ногах)

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет, (делают по 2 поворота головы влево —

Крошки собирает. вправо в каждую сторону)

«Птички» — Красный – дети сидят

Зеленый – летают

Желтый – прыгают на месте

    Бодрящая гимнастика:

Воспитатель негромко стучит по окну. Дети, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь (дети видят на окне заранее вырезанных и повешенных птиц). Давайте поиграем. Мы с вами сегодня воробьи, маленькие добрые птички.

    Ходьба обычная друг за другом

    Ходьба на носочках

    Медленный бег

    Построение в круг

    Дыхательное упражнение «Ах! И.п. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х».

    «Воробушки машут крыльями». И.п. – ноги слегка расставлены, руки — за спиной. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину.

    «Спрятались воробушки» И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, спустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п.

    «Воробушки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

    «Воробушки греются на солнышке» И. п. – лежа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п.

    «Воробушки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.

    Ходьба врассыпную в медленном темпе. Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1,2 счета; выдох – на 1,2,3,4 счета.

    Ходьба по ребристым дорожкам

    Одевание

    Настольно – печатные и дидактические игры:

    «Что забыл художник нарисовать? » – детям предлагается рассмотреть картинки с птицами с недостающими частями тела (без клюва, нет хвоста, крыла и т.д.)

    «Сложи картинки» — разрезные картинки на 3-4 части

    «Чем похожи» — игра на сходство и отличие (домашние + дикие; домашние)

    Художественное творчество:

    в аппликации : формировать умения детей из готовых форм создавать изображения предметов, передавая их форму и строение

    в рисовании: раскрашивать готовые картинки, используя разные цвета средство выразительности, стараться не выходить за контур; учить рисовать птиц по показу воспитателя, подмечая особенности окраски каждой птички и размер частей тела.

    в лепке : создать у детей радостное настроение, вызвать желание вылепить маленьких птичек, самостоятельно использовать полученные ранее умения.

    Загадки:

    В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей (кормушка)

    На суку сижу. «Кар! Кар!» — кричу (ворона )

    Чик – чирик! С ветки прыг.

Клюй, не робей! Кто это… (воробей)

    И другие

Проект «Птицы - наши друзья»

Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы - наши друзья» была выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В свою очередь, человек должен заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы птичьих семей, научить заботиться о них, воспитать интерес и желание самим или с помощью родителей узнавать новые факты из жизни птиц, их повадках, а так же создать все условия для общения ребенка с миром природы.

На материале лексической темы «Птицы» возможно совершенствование речевых навыков, формирование умений рассказывать. Рассказы, в свою очередь, позволяют улучшить связную речь у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир птиц пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей - 5- 6лет.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, рядом с человеком, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Задачи:

  • Развивать интерес к жизни птиц;
  • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
  • Ознакомить с художественной литературой. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
  • Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
  • Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
  • Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  • Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  • Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
  • Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию и слушанию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Формы и методы работы:

  • - интегрированные занятия;
  • - игры-ситуации;
  • - беседы;
  • - Выставки рисунков и поделок;
  • - экскурсии;
  • - просмотр мультфильмов;
  • - викторина;
  • - консультации.
  • - круглый стол

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта;

Методические разработки;

Предметно-развивающая среда

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»

«Зимующие и перелётные птицы»

"Домашние птицы"

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

План реализации проекта

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании поделок, рисунков, макетов.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Совместно с ребенком сделать свой проект о любой птице.

Консультация: "Перелетные птицы"

Раздел программы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в деревню»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

"Найди тень"

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Пингвины на льдине»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы домашние», "Перелетные птицы"

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Изготовление Лэпбука «Домашние птицы»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Участие в акции «Вкусняшки для птиц»

Правила поведения в природе.

Здоровье и физическое развитие

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы—наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Начало грамоты

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Детская продуктивная (изобразительная) деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Цыпленок»

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Цыпленок»

"Петя, Петя, петушок!""

Лепка.

Ручной труд

Коллективная работа «Мы цыплята"

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении весной?

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

Какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица - Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Итоговое мероприятие круглый стол «Моя птичка».

Презентация проекта «Птицы - наши друзья»

Итог.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, дети узнавали информацию не только от воспитателя и логопеда, но и заранее подготовленную и оформленную информацию друг от друга, что позволило научиться не только рассказывать, но и слушать.

В реализации проектной деятельности дети научились:

  • - видеть проблемы;
  • - задавать вопросы;
  • - выдвигать гипотезы;
  • - давать определения понятиям;
  • - классифицировать;
  • - наблюдать;
  • - проводить эксперимент;
  • - делать выводы и умозаключения;
  • - доказывать и защищать свои идеи.
  • - сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Олеся Пушкарская

детского исследовательского проекта

«Птицы - наши друзья »

старшая группа

воспитатель :

Пушкарская Олеся Михайловна

МБДОУ д/с №76 «Ромашка» г. Брянска

Вид проекта : познавательно-исследовательский (краткосрочный)

Продолжительность : 12.11.2014 – 19.11.2014 года.

Участники : воспитатели, родители и дети старшей группы.

Актуальность : Во время занятий, наблюдений, бесед, рассматривания альбомов было установлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах города Брянска , воспитанники плохо владеют информацией о том, как заботиться о птицах . Поэтому, было принято решение реализовать проект «Птицы - наши друзья » . Это позволит расширить представления детей о птицах нашего края , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за птицами в зимнее время года . В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям , тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать своё суждение по этой проблеме.

Проблема : можем ли мы помочь птицам в холодное время года?

Цель : расширить представления детей старшей группы о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи :

Провести наблюдения за птицами нашего края осенью ;

Развивать познавательный интерес в процессе наблюдений за поведением птиц ;

Выяснить, почему некоторые птицы улетают на юг , а остальные остаются зимовать в городе Брянске

Научить детей правильно подкармливать птиц ;

Воспитывать любовь и заботу к живым существам.

Гипотеза : если мы реализуем данный проект , то повысится уровень знаний детей о птицах родного края , а также будет формироваться экологическая культура.

Этапы реализации проекта :

«ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ »

1-й этап – подготовительный :

Дети вместе с родителями подготовили сообщения о птицах города Брянска , из которых мы узнали, чем питается каждая птица , как себя ведет в разное время года, где и когда гнездится, о внешнем виде и т. д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми , некоторые фруктами и ягодами. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает : исчезают насекомые, поэтому птицам нечем питаться , они улетают на юг, в более лучшие для них условия существования. Зимующие птицы : воробей, ворона, синица, свиристель, голубь, сорока и многие другие птицы остаются зимовать . Они отлично переносят климат Брянской области. Дети вместе с родителями нарисовали различных зимующих птиц .

2-й этап :

Родители совместно с детьми собрали копилку – коллекцию разных кормов «Что едят птицы Мы узнали, что в холодное время года птиц можно подкармливать семечками подсолнечника, рябиной, пшеницей, овсом, разными видами круп : пшеном, гречкой, рисом, перловкой, синички любят свежее сало.

3- й этап :

Дети совместно с родителями пофантазировали над моделями кормушек с учетом свойств корма и погодных условий. В старшем возрасте дети могут творчески подходить к выполнению таких заданий, самостоятельно придумывать и рисовать новые модели. Дети знают, как изготовить кормушки с учетом сохранности корма (должна быть крыша, чтобы корм не намок от снега и дождя, должен быть бортик, чтобы во время ветра корм не высыпался из кормушки).


4-й этап :

Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц . Дети принесли кормушки в детский сад, мы развесили их на своем участке.



5-й этап :

На прогулке мы каждый день насыпали корм в кормушки и вели наблюдения за птицам . Свои наблюдения мы зарисовывали в календаре природы. В первый день прилетели воробьи. На следующий день прилетела ворона, из-за того, что кормушки малы по размеру ничего в них клевать не стала, полакомилась тем, что упало на землю. Прилетели синички, с радостью стали брать в кормушке семечки, и после вылетали, садились на ветки сирени, очищали семечки от шелухи и съедали их. На кормушку воробьи садятся стайкой, синички, наоборот – по одной. Прилетал поползень, один раз залетел в кормушку и улетел. Птицы постепенно распознали «столовую» , и прилетать стали довольно часто, чаще всего – это воробьи, синички, голуби (едят с земли) . Следовательно, мы сделали вывод : что можем помочь выжить многим птицам в трудное для них зимой.













3 Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. 4 Научить детей правильно их подкармливать 5 Помочь понять, что птицы нуждаются в помощи человека. 6 Учить объяснять наблюдаемое, что между птицами существуют определенные взаимоотношения. 7 Воспитывать вдумчивое, осознанное, эмоциональное отношение к окружающему миру.






Ожидаемые результаты Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется эмоциональное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться, природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относится к себе как к части природы. Они научатся практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (создавать изопродукцию, в речевой деятельности, игре) научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, что бы не причинить ей вреда.




Актуальность проекта. Бережное отношение к природе, осознание Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы. важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения направленные на охрану природы.




ІІ Реализация проекта - Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка конспектов и сценария мероприятия. - Практическая часть: 1 Занятия по экологическому воспитанию познавательного цикла 2 Развешивание кормушек на участке детского сада и парке. 3 Создание фотоальбома «Мы и наши друзья» 4 Изготовление паспорта для птиц. 5 Совместные мероприятия с ЦДТ 6 Связь с другими видами деятельности: а) игровая б)продуктивная в)коммуникативная (беседы, чтение худ. литер.)






Механизм выполнения 1 Создание условий для выполнения проекта 2 Составление плана мероприятий 3 Наблюдение на прогулках 4 Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, аппликация, математика. 5 Психогимнастика: изображение птиц с разным настроением 6 Чтение художественной литературы: Е.Чарушина, В.Бианки и др. авторов.
План мероприятий Мероприятия Сроки проведения 1 Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели) Ноябрь 2 Беседа «Синичка – невеличка» Декабрь 3 Развивающее занятие «Где обедал воробей» Декабрь 4 Беседа «Меню для птиц» Декабрь 5 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушке Ноябрь – Март 6 Экскурсия в зимний парк январь


7 Мероприятия совместно с ЦДТ Январь 8 Изготовление рекламы (дети – родители) Январь 9 Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы) Январь 10 Конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе» (дети – родители) Февраль 11 Изготовление паспорта для птиц (по итогам наблюдения) Март 12 Чтение художественной литературы по теме проекта Ноябрь – Март 13 Подкормка птиц на участке д/сада (совместно с родителями) Ноябрь – Март 14 Оформление фотоальбома (совместно с родителями) Март 15 Выпуск стенгазеты о жизни птиц и нашей работе Ноябрь - Март