Нейробика - система упражнений для развития нейропластичности мозга - школа - g. У вашего мозга есть кнопка Delete. Вот как ее использовать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Представляю вашему вниманию эффективное упражнение для изменения нейронных связей головного мозга, а вместе с ними и самой жизни. Оно меняет характер и привычки за 21 день.

Скорей всего вы замечали, что у одних людей всё идёт как им хочется, у других нет. Этому есть разные причины и одна из них, это сложившиеся нейронные связи мозга. Что такое нейронные связи, читаем в статье « »

Практически всё, что мы делаем в обычной жизни, состоит из этих связей. Так жить значительно проще.

У каждого человека свой характер, свои привычки и привязанности. Всё это сложилось в процессе жизни и всё это влияет на судьбу. Изменив характер и привычки, можно кардинально изменить свою судьбу. Как это сделать?

Прежде всего необходимо убрать основные негативные нейронные связи, которые сейчас есть у большинства людей — это смена негативного мышления на позитивное.

Существует такой закон: .

А как мыслят большинство людей? Они всё время чем-то недовольны: работой, семьёй, доходом, жизнью. Всё это создаёт подсознательные страхи и проблемы. Изменив характер и привычки, человек меняет свою судьбу. Он начинает мыслить по-другому, действовать и у него появляются другие результаты без особых усилий. Всё происходит как бы само собой. Человек словно рождается заново с новой судьбой.

На перезапись нейронных связей требуется 21 день, иногда 40. Мне на начальном этапе требовалось 40 дней. У меня раньше вообще шло всё очень сложно. Терпение и устремления побеждают все проблемы.

Сейчас мы будем учиться получать радость и приятные события в жизни. Эндорфинов (гормонов радости), у вас будет становиться всё больше и больше.

Итак, с этой минуты перестаём жаловаться на жизнь и вспоминать или придумывать неприятные ситуации. Начинаем перепрограммировать свой мозг. Встречайте упражнение «20 горошин».

Упражнение «20 горошин»

Берём 20 горошин. Горошины можно заменить чем угодно: бусинками, пуговицами, другими небольшими предметами или использовать для действий смартфон.

Кладём горошины в карман и начинаем искать вокруг что-нибудь хорошее и приятное и благодарить за это свою судьбу. Благодарность существенно усиливает эффективность упражнения.

Как что-то увидели или почувствовали хорошее и приятное, сразу перекладываем одну горошину из кармана в другой карман. Основная задача, за день все горошины переложить в другой карман. Итак, делать каждый день на протяжении 21 дня. Ваши нейронные связи перепишутся, и вы начнёте замечать вокруг только хорошее. Ваша жизнь начнёт превращаться в каждодневный праздник, где постоянно происходит что-то хорошее.

Вспомните о законе: на чём больше концентрируешься, того и становится больше . Теперь у вас начнёт с каждым днём происходить всё больше хороших событий. Вы начнёте буквально притягивать хорошие обстоятельства, а неудачи просто будете не замечать.

Приведу пример: проснулись утром, с вами всё хорошо и можно поблагодарить вселенную за это. Открыли глаза, а в окне солнышко. Как здорово! Новая благодарность и у вас уже 2 переложенных горошины. Вы вышли на улицу, а там вам придержали дверь или улыбнулись. Как приятно встретить хорошего человека! Итак, буквально выискиваем хорошие события.

В первый день я смог переложить только несколько горошин, через неделю легко перекладывал все, а через 2 недели, я их перекладывал за пол дня, а за вторую половину обратно. Конечно, день на день не приходится, но прогресс очевиден и какая радость, когда спустя 21 день вы обнаружите себя совсем другим, более счастливым и удачливым человеком. Напомню, что некоторым людям потребуется для изменения нейронных связей 40 дней, а самым угрюмым и негативщикам этот срок придётся удвоить. Терпение и каждодневный труд сделают своё дело. Хотя это трудом даже сложно назвать.

Основная сложность, которая была у меня в первое время, я просто забывал подмечать хорошие события и перекладывать горошины. Это упражнение также вырабатывает внимание, которое незаменимо в обучении управления своей судьбой. На этом я прощаюсь с вами, всего доброго и до новых встреч! Пишите своё мнение в комментариях.

Хотите на практике испытать, как работают методики по изменению нейронных связей? Приглашаю вас на благотворительный тренинг: .

ПЕРВЫЙ РАЗ НА БЛОГЕ? НАЙДИ ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ТЕБЯ ИНФОРМАЦИЮ ПО

На протяжении многих веков человеческий организм, его жизнеобеспечивающие функции, психика и система восприятия являлись одним из самых трудоёмких объектов для всестороннего и глубокого изучения. С появлением новых направлений и исследований в медицине, генетике, нейробиологии и психологии стало возможным провести множество параллелей о взаимном влиянии наших психоментальных процессов и биологических функций организма.

В данной статье мы обзорно рассмотрим с позиции нейробиологии и ииссиидиологии взаимосвязи некоторых отделов мозга и проходящих в них нейрональных цепочек с психологическими состояниями и привычками человека.

1. Немного о нейронах

Нейронная сеть (нервная система человека) - сложная сеть структур, которая обеспечивает взаимосвязанное поведение разных систем в организме. Нейрон - это специальная клетка, состоящая из ядра, тела и многочисленных отростков - дендритов (длинные отростки называют аксонами). Зоны контакта между нейронами называются синапсами. Средний человеческий мозг располагает ресурсом в 100 млрд. нейронов. Каждая клетка, в свою очередь, может дать примерно 200 тыс. синаптических ответвлений. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации. С их помощью формируются ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения .

Одна из ключевых задач нейрона - передача электрохимического импульса по нейронной цепи по доступным (резонационным) связям с другими нейронами. При этом каждая из связей характеризуется некоторой величиной, которая называется синаптической силой. Она определяет, что будет происходить с электрохимическим импульсом при его передаче другому нейрону: усилится он, ослабеет или останется неизменным.

Биологическая нейронная сеть имеет высокую степень связности: на один нейрон приходится порою несколько тысяч связей с остальными нейронами. Однако это приблизительное значение, которое в каждом из конкретных случаев разное. Передача импульсов от нейрона к нейрону порождает некоторое возбуждение всей сети нейронов. Несколько упрощая, можно сказать, что каждая нейронная сеть представляет собой мысль, навык, воспоминание, то есть некий блок информации.

Любая наша мысль меняет работу мозга, прокладывая новые пути для электрических импульсов. При этом электрический сигнал должен преодолеть щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере повторения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся «шире и прочнее»; растёт число синапсов и связей между нейронами. Образуются новые нейронные микросети, куда «встраиваются» новые знания, убеждения, привычки, модели поведения, навыки человека.

Здесь мне бы хотелось подчеркнуть, что конкретика этих убеждений будет зависеть от того, в каком отделе головного мозга будут чаще всего задействованы нейронные цепочки.

2. Отделы мозга: неокортекс и лимбическая система

На сегодняшний день считается, что отличительной особенностью человеческого мозга от мозга животных является заметно увеличенные области лобных долей, которые представляют собой один из отделов неокортекса (от лат. neo - новая, cortex- кора). Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он едва намечен, то у современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

Другими словами, эта - человеческая - часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки. Это центр концентрации внимания, осознанности, а также контроля инстинктов и эмоций. За поведение, которое повторяется многократно и выполняется на «автопилоте», отвечает левая часть неокортекса. Правая часть «включается», когда человек сталкивается с незнакомой информацией, собирается выполнить новую задачу или делает несвойственный ему выбор.

В тоже время каждый из нас может себя узнать и в таких проявлениях как резкие перепады настроения, окрашенные пессимистичным или негативным взглядом на жизнь, снижение мотивации, устремления, самооценки, усиление чувства вины или беспомощности и многие другие подобные состояния.

Такие модели поведения регулируются архикортексом, или лимбической системой. У «людей» и у животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх, оборонительное и агрессивное поведение), так и примитивных положительных эмоций. Причём её размер положительно коррелирует с агрессивным поведением: у менее развитых «личностей» она всегда крупнее .

Почему же нам, людям, бывает так сложно контролировать степень активности нейронных сетей лимбической системы?

Одной из основных причин является ещё достаточно устойчивая сосредоточенность личности на собственных интересах. По этой причине задействуются отделы мозга, связанные с эмоциями и получением различных видов удовольствий: тактильных, вкусовых, обонятельных, эстетических и других; в корне многих мотиваций лежит получение выгоды и желание комфорта, побуждающее личность идти путём наименьшего сопротивления к данным состояниям.

Лимбическая система обуславливает автоматические (часто неосознаваемые) реакции на уровне инстинктов. Инстинкты - это совокупность сложных наследственно обусловленных шаблонов поведения, которые мы машинально используем в своей повседневной жизни . Однако многие базовые животные инстинкты: стадный, половой, инстинкт самосохранения в процессе эволюционирования были адаптированы под человеческий образ жизни и приобрели несколько иной вид. Например, инстинкт самосохранения может проявляться у людей как склонность к повышенной осторожности, мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Всё это может стать одной из причин формирования у человека «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, истеричность, трусость и прочие качества. Другой пример, это инстинкт продолжения рода, проявляющийся первично в воспроизводстве потомства и межполовых отношениях, однако он также изрядно трансформировался и проявляется у людей как излишнее стремление к нарядам, самоукрашению, паническая зацикленность на своей внешности и фигуре, кокетство, флирт, нарциссизм, стремление обнажать себя. Это всего лишь несколько примеров, демонстрирующих то, что в основе большинства наших повседневных интересов главенствуют нейронные цепочки архаичных животных программ выживания и зацикленности на себе.

Некоторые люди могут даже не предполагать того, что данные проявления не только являются нечеловеческим наследием, но и не позволяют нам полноценно развиваться, преодолевать свои недостатки и несовершенства с лёгкостью. Таким образом, ежедневно подкрепляя различные типы инстинктов, усиливаются и «уплотняются» подобные нейрональные цепи, являясь причиной формирования импульсивных и в большей степени негативных шаблонов поведения.

Здесь важно отметить, что наиболее действенный способ для «торможения» этих нейронных цепочек - научиться анализировать и различать собственные черты и модели поведения, стараясь подключать отделы неокортекса, посредством осознанности и наблюдением за собой. А для этого необходим контроль над своими текущими навыками и эгоистичными состояниями для усиления других нейрональных сетей, отвечающих за «новые» гармоничные шаблоны мышления .

3. Взаимосвязанность нейронных сетей

В добавление ко всему вышесказанному, хотелось бы отметить ещё несколько особенностей нейронных сетей. Одно из фундаментальных правил нейронауки гласит: нейроны, используемые вместе, соединяются. Стоит сделать что-либо один раз, и разрозненная группа нейронов образует сеть, но если вы не повторите это действие достаточное количество раз, то не «протопчете тропинку» в мозге, соответствующую подобному качеству выборов и мышления. Когда мы совершаем определённые действия снова и снова, то связь между нервными клетками укрепляется и «включить» эту нейросеть повторно становится гораздо проще. В результате даже мимолетные мысли и ощущения могут надолго оставить соответствующий след в нашем мозге.

Здесь стоит подумать о том, какие нейрональные цепочки мы закладываем своим мышлением и действиями изо дня в день. Какие тенденции мышления нам больше свойственны: гармония, созидание или деструкция, разрушение? Какую «атмосферу» мы создаём вокруг себя и что полезного и радостного несём другим людям?

Все образующиеся в нашем мозге нейросети не обособлены, а тесно и сложно взаимоувязаны между собой, и именно эти взаимосвязи образуют сложные идеи, глубокие переживания, воспоминания из жизни, образы давно испытанных эмоций. Человеческий мозг взаимодействует с миллионами бит информации каждую секунду, но сознательно мы способны воспринимать только небольшую часть из них.

Например, нейросеть, хранящая понятие «яблока» в информационном простнатсве нашего сознания, - это не один простой комплекс нейронов. Это довольно крупная сеть, соединенная с другими сетями, хранящими такие понятия, как «красный», «фрукт», «круглый», «вкусный», «сочный», «сладкий» и т. д. Эта нейросеть также соединена со многими другими сетями, поэтому, когда мы видим яблоко, зрительная область коры головного мозга (которая тоже подключена сюда) обращается к этой сети, чтобы дать нам образ яблока именно для этой конкретной ситуации. В другой ситуации в зависимости от настроения, текущего психического состояния человека, он к понятию яблока подключит абсолютно другие нейронные сети и получит соответственно другие переживания, например, «кислое», «твёрдое», «несочное» и т.д.

У каждого человека имеется собственная коллекция огромного многообразия переживаний и навыков, представленная в нейросетях его мозга. Доктор медицинских наук Д. Диспенза поясняет: «В какой семье вы росли, сколько у вас было братьев и сестер, где вы учились, какую религию исповедовали ваши близкие, к какой культуре они принадлежали, где вы жили, любили вас и поощряли в детстве или били и обижали - все это и многое другое сказалось на формировании нейросетей вашего мозга» .

Согласно концепции автора «Ииссиидиологии», на образование новых нейронных взаимосвязей оказывают влияние не только вышеназванные факторы. Одним из постулатов ииссиидиологии является теория о многовариантном, многомировом существовании всех форм, в том числе и людей. Одновременно с нами существует бесконечное количество Вселенных, миров и наших личностных интерпретаций в них. Из этого вытекает следующий принцип: благодаря постоянным взаимовлияниям друг на друга разных вариантов «нас самих», мы образуем тесную генно-волновую резонационную связь, благодаря чему происходит обмен и поступление информации в систему восприятия для дальнейшего декодирования её через ДНК с помощью нейронов и гормонов .

Таким образом происходит формирование «нейронной ткани» нашего мироощущения и в ответ на стимулы из окружающей среды включаются те или иные зоны нейросетей, вызывая определенные биохимические процессы в мозге и гормональной системе. Эти процессы, в свою очередь, влекут за собой соответствующие эмоциональные реакции, окрашивают восприятие, обусловливают отношение к людям и событиям нашей жизни.

Подобное информационное воздействие на нас всегда осуществляется по резонационному (резонанс - усиление частоты колебаний по совпадению некоторых признаков) принципу. В какой-то степени здесь уместно выражение «притяжение подобного подобным». Иными словами, задействовав новые модели поведения, человек начинает постепенно резонировать с соответствующим вариантом убеждений «другого себя», укрепляя тем самым данные нейронные цепочки.

Как уже говорилось выше, если часто реагировать одним образом, активизируется определенная нейронная сеть и соответствующее поведение превращается в устойчивую привычку. Чем чаще используется сеть, тем прочнее она становится и тем проще получить к ней доступ.

Также возможен и обратный процесс: устойчивые связи между нейронами, не используемыми вместе, ослабевают. Всякий раз, когда мы прекращаем или предотвращаем действие, ментальный процесс, оформленный в нейросеть, соединенные между собой нервные клетки и группы клеток ослабляют свою связь. При этом тончайшие дендриты, отходящие от каждого нейрона и связывающие его с другими нейронами, освобождаются для связи с другими. Этот механизм обусловлен нейропластичностью (нейрогенезом) - в зависимости от стимуляции нейронов, одни связи становятся прочнее и эффективнее, а другие ослабевают, высвобождая потенциал для формирования новых.

Авторы книги «Мозг: краткое руководство» Д. Льюис и А. Вебстер утверждают, что человеку необходима ежедневная «встряска»», иначе в мозге не будут формироваться новые нейронные связи, необходимые для сбалансированного ментально-чувственного развития .

Когда мозг привыкает не думать, не решать сложных задач и не преодолевать сложности, не трансформировать внутренние и внешние конфликты, то происходит торможение развития и постепенная деградация личности, потому что электрические импульсы задействуют уже знакомые им пути, не прокладывая новых.

В цикле книг по ииссиидиологии для развития нейронных цепочек в сторону высокочувственного и высокоинтеллектуального потенциала личности предлагается модель интеллектуально-альтруистичного развития и образа жизни. Это позволяет нам в большей степени задействовать Человеческие отделы мозга и гармонизировать активность эгоистично-импульсивных выборов и программ. Ииссиидиология и Центры Интеллекта и Альтруизма, создаваемые для её практического применения, направлены на радикальное позитивное человеческое переформатирование и трансформацию нейронных сетей, соответствующих модели нашего восприятия себя и мира вокруг нас .

4. Заключение

С точки зрения физиологии, привычки есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных взаимосвязей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию по сравнению с другими цепочками нейронного реагирования. Чем больше мы повторяем какие-либо действия, мысли, слова, тем более активными и автоматическими становятся соответствующие нейронные пути.

Разные отделы полушарий мозга играют в этом процессе свою необходимую роль. Когда их деятельность синхронизирована между собой, то передача информации между нейронами становится оптимальной.

Для человека огромное значение имеет баланс между чувственно-эмоциональной сферой (контролируется лимбической системой) и высокоинтеллектуальной активностью (отвечают отделы неокортекса). Личность развивается и действует наиболее эффективно, когда дисбаланс между «передовыми» областями мозга и более старыми (примитивными) отсутствует либо его степень незначительна.

Мозг - это более сложная структура, чем просто большой набор разных популяций нейронов, аксонов и глиальных клеток. Это один из главных механизмов адаптации поступающей к нам из внешней среды любого рода информации. Он выступает в роли её «декодировщика» и «интерпретатора» для нашей системы восприятия. Исполнительные функции этого процесса выполняются благодаря гормональной системе, которая и отражает на физиологическом уровне результат внутренней психоментальной активности человека в каждый момент времени.

С другой стороны, наше самосознание является «регулятором» любых биологических процессов и нервной системы, способствуя побуждению к деятельности тех или иных участков головного мозга. Эта закономерность всегда предоставляет нам возможность создавать необходимый образ себя, а также наиболее гармоничные привычки в своей повседневной жизни, которые станут основой для внутренней гармонии.

Известно, что мозг состоит из эмбриональной ткани, поэтому он всегда открыт для развития, обучения и перемен. Учёные убеждены, что наш мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества, и это может происходить даже без специальных, внешних воздействий, а под влиянием лишь тех мыслей, которыми он наполнен. Всё вышесказанное подводит к пониманию того, что каждому, кто задумывается о качестве своего мышления и привычек, требуется фундаментальное изменение накопленных убеждений - преодоление и смену инстинктивной генетической программы и прежнего воспитания на истинно человеческие представления, основанные на высокоинтеллектуальных и высокочувственных представлениях любого аспекта жизни.

Формирование новых нейронных связей и развитие мозга.

"Считается, что человеческий мозг без нагрузки стареет быстрее. Поэтому важно его тренировать. Развиваясь подобно мышцам, при тренировке мозг образует новые нейронные связи, которые делают нервную систему более устойчивой и гибкой. В старости, когда часть нервных клеток погибает, натренированный мозг гораздо легче справляется с повышенной нагрузкой и лучше поддерживает баланс жизни при возникновении нежелательных отклонений в состоянии гомеостаза (изменение артериального давления, концентрация в крови сахара, жира, холестерина). Подходящие упражнения для мозга - игра на музыкальном инструменте, изучение иностранного языка и даже увлечение компьютерными играми".

* * *

Музыка способствует созданию новых нейронов головного мозга

Музыка – универсальный язык настроений, эмоций и страстей. Хорошо знакомое всем нам чарующее воздействие она производит при помощи целого ряда нейронных систем. Исследователи Университета Люксем-бурга обнаружили, что музыка стимулирует отделы мозга, отвечающие за память, язык и двигательные функции. И эти знания могут оказаться очень полезными на практике.
В ходе экспериментальной «музыкальной терапии» удавалось доби-ваться заметного улучшения общего самочувствия, снижения боли и внутренней напряжённости у пациентов. В этих исследованиях прини-мали участия пожилые люди, среди которых были зависимые от посто-ронней помощи и самостоятельные, со слабоумием и без. Сеансы проводились как групповые, так и индивидуальные.
Исследователи заключили, что музыка оказывает стимулирующее воздействие на эмоциональную память, пробуждая старые воспоминания и обновляя самоощущение человека.
Согласно выводам, опубликованным в журнале «Medical Hypotheses», музыка может оказать неоценимую помощь для предотвращения разви-тия болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Она показала свою эффективность при лечении нервно-психиатрических расстройств. Однако сами механизмы воздействия музыки на мозг всё ещё остаются недостаточно изученными, несмотря то, что возросший в последнее время интерес учёных к этой теме.
Во время недавних исследований выяснилось, что музыка оказывает воздействие на черепно-мозговые нервы людей от эмбриона до глубокой старости. Учёные предположили, что развитие, обновление и восстановление черепной клетки происходит при помощи выделения стероидных гормонов что, в конечном итоге, приводит к повышению пластичности мозга.
Музыка влияет на уровень образования таких стероидов, как кортизон, тестостерон и эстроген и оказывает воздействие на связанные с ними рецепторные гены. И, в отличие от лекарственных препаратов с анало-гичными свойствами, музыка безопасна и не имеет никаких побочных эффектов.

Учёные изучили влияние музыки на образование в мозгу белков нейро-трофинов. Они включали мышам музыку с медленным ритмом в течение 21 дня подряд. В конце этого периода в мозгах мышей наблюдалось увеличение нейротрофического фактора гиппокампа. Кроме того, оказалось, что музыка значительно повысила способность мышей к обучению. В результате этого эксперимента учёные заключили, что музыка может помочь в лечении нескольких патологий, связанных с нервной системой.
Музыка виляет на развитие нервной системы детей
Знаменитый оперный певец Лучано Паваротти как-то сказал: «Если детей не приучили слушать музыку с самых ранних лет, то их, тем самым, лишили чего-то фундаментально важного в жизни». Музыка влияет на настроение, концентрацию, креативность и способность к обучению.

Нейронные связи в мозгах младенцев и маленьких детей формируются через опыт и укрепляются при помощи повторений, пока не устанавли-вается некий предсказуемый отклик на то или иное воздействие или явление. Но когда такая связь сформировалась, сломать её уже очень сложно.

Музыка очень важна для развития мозга, поскольку она помогает создавать и укреплять эти нейтронные связи, от которых зависит обра-ботка звуковой информации.
Музыка помогает мозгу после инсульта
Благодаря прослушиванию музыкальных произведений, особенно классических, у больных улучшаются двигательные навыки
Американские специалисты, проанализировав данные нескольких исследователей, выяснили, что музыкальная терапия помогает больным, перенесшим инсульт, после которого пострадала мозговая деятельность, лучше адаптироваться к окружающему миру. Музыка, стимулируя функции головного мозга, помогает поддерживать нейронные связи.
Ученые сравнивали две группы больных - получающих обычную послеинсультную терапию и тех, кто слушал еще и музыку. Благодаря определенным ритмичным музыкальным произведениям, больные могли проходить более длительные расстояния, и их скорость увеличивалась примерно на 14 метров в минуту. Поэтому терапевты предположили, что ритм определенных музыкальных мелодий может стать главным фактором в улучшении самочувствия после инсульта.
Нейронные связи. Что это такое и зачем они нам.
Мозг обладает удивительной способностью реорганизовать себя, формируя новые связи между клетками мозга (нейроны). По мере роста ребенка происходит развитие его головного мозга. Взаимодействие обоих полушарий становится более координированным, поэтому развивается способность выполнять более сложные действия. Развитие лобной доли коры головного мозга позволяет понимать ребенку абстрактные вещи и начать думать, как взрослые. Связи, формирующиеся между нервными клетками, называются синапсами, и они позволяют информации, передаваемой в виде нервных импульсов путешествовать от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образуя сложную и гибкую сеть, они позволяет нам чувствовать все участки нашего тела, и непосредственно способствуют процессу мышления.

Новые нейронные связи образуются у нас в любом возрасте, главное узнавать что то новое в жизни и всегда стремится к поиску.

Как выражался Сократ «Я знаю, что ничего не знаю», т.е. по мере роста нашего знания, наше незнание растет в 2 раза быстрей. Но от этого и развивается все человечество и наш мозг в этом основной механизм. Искать ответы на вопросы КТО Я? ГДЕ Я? И Зачем здесь? Менять форму своего поведения. Например, здоровались только говоря привет, теперь придумывайте новые подходы для приветствия друг друга. На роботу или еще куда то ходите по одному и тому же маршруту, так надо поменять его, так человеческий организм привыкает к одному и тому же и уже работает на автомате, получается мы не живем, мы просто существуем. А планета Земля создана для чего большего чем просто существование, причем даже не осмысленное. Правильное и здоровое питание, давать организму полноценный отдых, чаще гулять на улице, посещать парки, выставки, музеи. Вот всем то того чтобы собирать у кого то дома и пить пиво, лучше сходить в парк поиграть в какие то командные игры или просто сходить в театр. Вообще надо перестать делать то что постоянное делаете.

Для чего формировать новые связи? Даже хотя бы для того чтобы просто радоваться жизни. Нам важна не сама цель, а путь к ней. Новые связи позволят нам посмотреть на старых нас с другого угла и понять почему мы поступали в той или иной ситуации именно так. У вас начинают появляется новые идеи в жизни, мы начинаем искать какой новый смысл для себя. Любые препятствия для нас становятся всего лишь указателями нашего пути. Поддержание здорового мозга и синапсов (связей в мозгу) имеет решающее значение. Их ухудшение в результате болезней может привести к когнитивным проблемам, таким как потеря памяти, изменения в настроении и к некоторым другим изменениям в мозговом функционировании. Почему сложилось мнение, что к старости человек тупеет и у него ухудшается память. Да просто все потому, что мы думаем, что все смыла жить дальше нету, развития тоже не какого нету и вся. Так если мы не используем наш Мозг по его применения, то явно он перестанет вообще функционировать и что то помнить и запоминать, формировать какие то новые идеи. Мозг вообще имеет огромное влияние на весь организм в целом и поэтому иммунитет у старых людей более низкий. Взять к примеру дедушку который постоянно чем то занять, он работает, занимается спортом, посещает парки, музеи, т.е. тратит время на себя и постоянное у него есть что то новое в жизни. Его мозг может дать фору даже молодым людям, которые сидят целыми днями за компьютером играют в игры или просто стоят возле подъезда и распивают спиртные напитки. Поэтому нам выбирать, кем мы будем в старости беспомощными стариками или вполне здравомыслящими старцами.

Что негативно влияет на формирование и образование новых нейронов, а иногда даже уничтожает старые связи. Исследования показали, что стресс уменьшает нейроны в префронтальной коре и гиппокампе. Самый главный враг нейронов это конечно алкоголь, наркотики и другие нейротоксины. Они просто разрушают нейроны в мозге. Поэтому надо одуматься не слишком поздно, чтобы остановиться перед употреблением таких веществ и начать формировать новые нейронные связи. К примеру, у вас есть 5-ти этажный дом. Вы начинаете в нем сначала гадить, потом уже долбить кирпичи и вскоре у вас рухнуло пол дома, а другая его часть просто вся разбитая. Возможно ли восстановить такой дом, конечно возможно но нужно много времени и сил. Так вот ваш организм это ваш дом и не стоить разрушать его и гадить в нем. Потом может не хватить сил на восстановления.

Долголетие – это активность мозга. Развиваем мозг при помощи нейробики – аэробики для мозга.

Опытным путем ученые доказали: нервные клетки могут восстанавли-ваться, да еще как! Интеллектуальные способности истощаются не потому, что нервные клетки отмирают, а в связи с тем, что иссякают возможности дендритов, которые проводят импульсы от одной клетки к другой.
В том случае, если между клетками время от времени не поддерживать связи, дендриты могут атрофироваться подобно мышцам, которые долго находятся без физической нагрузки.

В свое время полагали, что новые дендриты возникают лишь у детей. Но совсем недавно стало известно, что нейроны имеют способность взращивать новые дендриты, что бы хоть как-то восполнить утрату старых. Головной мозг человека может адаптироваться к таким сменам и трансформировать структуру отношений. На базе этих заключений и выводов и была создана НЕЙРОБИКА – аэробика для мозга . Она вынуждает различные отделы и зоны головного мозга работать быстро и гармонично.

Что бы превратить любой ваш шаг, даже самый привычный и будичный, в нейробическое упражнение, необходимо, что бы он отвечал определенным условиям. Допустим, вы правша и изо дня в день пишете ручкой. Заменив ручку карандашом или маркером, вы не будете трени-ровать свой мозг. Для этого нужно еще переменить руку, которой вы работаете. Это неудобно и не привычно, но для головы польза неоце-нимая.

Как работает нейробика

1. В новой обстановке нужно сделать так, чтобы было задействовано несколько органов чувств. Например, можно попробовать шнуровать ботинки, закрыв глаза и опираясь преимущественно на органы осязания.

2. В нейробике важно вовлечение в работу всех видов внимания. Если над вашим рабочим местом висят какие-нибудь картинки или плакаты (все равно что), попробуйте перевернуть их верх ногами. Или приведите с собой на службу хотя бы 1 раз ребенка.

3. Будет совсем неплохо, если удастся изменить обыденное для вас течение событий. К примеру, отправиться в офис каким-нибудь абсо-лютно новым маршрутом.

4. Регулярно выполнять упражнения. Нейробика должна стать для вас необходимостью, в какой-то мере даже частью вашей жизни. Только при таком условии и в пенсионном возрасте вы сохраните ясный ум, четкое логическое мышление и ко всему прочему – крепкую нервную систему.

Главный принцип нейробики – постоянно меняться самому и изменять все вокруг себя. А выполнение гимнастики для мозга должно стать образом жизни. Иногда человек даже не подозревает, насколько авто-матически выполняет он различные действия, насколько он предсказуем и просчитываем. Потому-то зарядку для мозга надлежит начинать с самых, казалось бы, незначительных атрибутов будичной жизни. Вы стыдитесь окружающих, которые (на ваш взгляд) ожидают от вас стандартного поведения? Припомните себя лет эдак в 13 – 15. Вы просто жаждали возможности противоречить всем и каждому, когда хотели доказать свою правоту! Вы грезили новыми открытиями, которые смогут потрясти мир!

Не нужно стремиться к тому, чтобы любой свой произвольный шаг сделать нейробическим. Вполне хватит нескольких заданий из опреде-ленного раздела. Но нейробика нейробикой, а забывать о традиционном тренинге ума не стоит: решение кроссвордов и головоломок, чтение научно-популярной литературы, освоение иностранных языков, путе-шествия по стране и миру, общение принесут большую пользу.

Не выходя из дома

Перемещение в абсолютной темноте для зрячего человека сродни маленькому приключению. Можно попробовать походить по квартире с закрытыми глазами, принять душ или одеться. Такие нехитрые упраж-нения развивают не только концентрацию, но и внимание. Методика искусственной слепоты в нейробике называется методикой «Летучей мыши».

А для того, чтобы стимулировать работу обоих полушарий мозга, нужно попросту поменять руку, выполняющую те или иные привычные движения. То есть, время от времени завязывать шнурки, открывать двери, застегивать рубашку, чистить зубы или брать чашку «непривыч-ной рукой». Правшам полезно хотя бы пару строчек в день писать левой рукой, а левшам – правой.

Игра со звуком
Существует множество упражнений, связанных со звуками. К примеру, можно записать на диктофон самые различные звуки, которые встре-чаются по дороге на работу, в магазине, в офисе, возле дома, в кафе или других местах. После чего нужно собрать семью или друзей и поста-раться угадать, где именно был записан тот или иной звук.

В супермаркете
Большинство людей двигается по супермаркету заранее определенным маршрутом. Поэтому в качестве первого упражнения в супермаркете нейробика предлагает смену маршрута движения – с привычного на противоположный. Кроме того, следует поменять привычные способы обследования полок и если попадется какой-то новый продукт, взять его в руки и изучить.

Если времени много и хочется подурачиться, то совместный поход в супермаркет можно превратить в настоящий квест. Для этого нужно на бумажках список продуктов, используя лишь их описание продукта. Например, бородинский хлеб и масло можно записать как: «Темный ароматный продолговатый, сверху посыпанный приправой, а к нему желтое, прямоугольное, тающее в тепле».
А если приходится долго стоять в очереди, можно попробовать опреде-лить номинал монеты по ее размеру.

На отдыхе
Периоды отдыха (выходные, отпуск) наиболее благоприятны для того, чтобы как следует потренировать мозг. Например, познакомиться с местной кухней, запоминая названия ресторанов, блюд и их ингредиен-тов. Еще одно интересное упражнение - понаблюдать за местным населением. Можно поискать что-то общее в них, либо рассмотреть особенности каждого человека. Впрочем, на отдыхе мозг и так будет усиленно работать, обращая внимание на все необычное, будь то пейзажи, витрины с вывесками и даже дорожные знаки.
Впрочем, чтобы заставить мозг «качаться», не обязательно ехать за границу – на просторах родной страны, области и даже города найдется уйма неизведанных мест, которые можно отправится изучать.

Изучение языка
Иностранный язык - отличный стимулятор для головного мозга, по-скольку в процессе его изучения задействуются практически все органы чувств. Знакомство с новым языком и, как следствие, с новой культурой дает мозгу нескончаемый поток новых впечатлений и материала для работы и развития.
Не стоит отчаиваться, если изучить иностранный язык никак не полу-чается. Можно освоить язык жестов, что поможет сформировать в коре головного мозга новые связи, отвечающие за межличностную комму-никацию и лексический запас языка. Да и координация движений после такой учебы точно улучшится.
Когда мозг начинает работать в полную силу

Учёные в США разгадали тайну мудрости: только после 60 лет мозг работает на полную.
Американские ученые выяснили, что с возрастом человек становится умнее и рассудительнее, так как его мозг начинает работать в полную силу. При этом пик интеллектуальной активности приходится на 50-70 лет. Таковы сенсационные результаты работы исследовательницы Барбары Стоуч, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на The Daily Mail.

Традиционно считалось, что со временем умственная деятельность затухает, так как нейроны - клетки головного мозга - постепенно отмирают, и к концу жизни человек теряет до 30% нейронов. Однако в ходе последних исследований выяснилось, что это вовсе не так: клетки головного мозга не умирают. Могут быть потеряны связи между ними, но только в том случае, если человек их никак не задействует.

При этом со временем в головном мозге увеличивается количество миелина - вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами. За счет этого общая интеллектуальная сила мозга повышается до 3000% по сравнению со средним показателем. А пик активности производства миелина приходится на 60-летний возраст и старше.

Кроме того, если до 50 лет между двумя полушариями головного мозга существует жесткое разделение труда и каждое из них выполняет строго определенные функции, то после 50 лет человек может использовать обе части мозга одновременно. Это позволяет ему решать значительно более сложные задачи.

Наряду с этим, сказывается и жизненный опыт взрослых и пожилых людей, полученный в течение всей жизни. Они меньше подвержены смятению из-за необычной или эмоциональной информации, нежели молодежь. Как заявил профессор Университета Калифорнии Дилип Джейст, мозг человека, за плечами которого находятся десятилетия жизни, менее импульсивен и более рационален. По его мнению, это и можно назвать мудростью.
Ранее австралийские ученые заявили, что способности мозга к восстановлению после полученных травм недооценены.В совокупности с надлежащей терапией кора головного мозга может самостоятельно реконструироваться.

По словам старшего научного сотрудника НИИ Хобарта, доктора Трейси Диксон, современная наука пытается не только изучить реакцию мозга на полученные травмы, но и найти пути исцеления. «Возможности человеческого мозга безграничны, - подчеркнула Диксон. - А зачастую травматизм не только калечит людей, но и, наоборот, раскрывает необычные способности, например, к гипнозу, целительству или изучению иностранных языков».

Начните тренировать свой мозг

Человеческий мозг до сих пор остается загадкой природы. Общеизвестно, что 90% потенциальных интеллектуальных возможностей мозга человеком не используется. Так происходит благодаря защитным механизмам природы, предохраняющим мозг от перегрузок. Как тело нуждается в постоянной тренировке для поддержания физического здоровья, так и мозг нужно тренировать на протяжении всей жизни, что позволит долго оставаться молодым. Когда прекращается развитие интеллекта, наступает неизбежная деградация мозга. Первый сигнал недостаточной интеллектуальной активности – ухудшение памяти. Установлено, что на развитие интеллекта и интеллектуальных способностей активно воздействует количество перерабатываемой мозгом информации.

Никогда не поздно начать тренировать свой мозг и попробовать выполнить для его поддержания в тонусе следующие советы.

1. Хорошая тренировка для мозга – решение всевозможных загадок, головоломок.
2. Всем известно, что двигаемся мы по команде мозга. Постарайтесь овладеть двуправорукостью, то есть одинаково хорошо управляться правой и левой рукой. По утрам чистите зубы и расчесывайте волосы левой рукой, если Вы правша, и наоборот. Попробуйте писать двумя руками одновременно.
3. Получите удовольствие от парадоксов, не имеющих логического объяснения.
4. Изучите и научитесь пользоваться интеллект-картами, помогающими обрабатывать информацию и творчески мыслить.
5. Научитесь блокировать ощущения: попробуйте есть или купаться, закрыв глаза или заткнув уши.
6. Смакуя вино, шоколад и др., сравнивайте вкусовые ощущения от них.
7. Ищите точки соприкосновения несовместимых на первый взгляд вещей.
8. Овладейте мастерством печатания вслепую.
9. Найдите обыденным предметам новые возможности для применения. Например, что можно сделать с гвоздем и куда его применить.
10.Не будьте заложником стандартных привычных представлений, поменяйте их на радикально противоположные.

11. Изучите и овладейте техниками развития творчества, что позволит быстро решать творческие задачи.
12. Пусть Вас не останавливает первый же очевидный ответ, размышляйте дальше.
13. Выйдите за рамки установленного порядка вещей.
14. Не отказывайте себе в удовольствии резвиться и бегать, валять дурака.
15. Повесьте картины и фотографии в комнате вверх ногами.
16. Займитесь развитием критического мышления.
17. Не следуйте общепринятым заблуждениям, отвергайте их.
18. Займитесь изучением логики. Тренируйтесь, решая логические задачи.
19. Изучите приемы и методы научного мышления.
20. Научитесь рисовать и чертить автоматически. Для этого необязательно обладать специфическими познаниями.

21. Попробуйте себя в любом виде искусства: скульптуре, живописи, музыке и т.д. Научитесь показывать фокусы.
22. Питайтесь полезными для мозга продуктами.
23. Не наедайтесь, старайтесь вставать из-за стола с легким чувством голода.
24. Не пренебрегайте физическими упражнениями.
25. Привыкайте сидеть прямо и пить в течение дня много воды.
26. Научитесь правильно и глубоко дышать, чаще смеяться.
27. Разнообразьте свой досуг и найдите себе новые виды деятельности.
28. Подберите себе увлечение, хобби.
29. Позаботьтесь, чтобы у Вас был хороший сон, обеспечивающий организму полноценный отдых.
30. Привыкайте к короткому сну.

31. Слушайте только хорошую музыку.
32. Не идите на поводу своей склонности откладывать дела и не торопиться.
33. Научитесь максимально обходиться без техники.
34. Займитесь изучением материалов по исследованию деятельности мозга.
35. Измените стиль одежды, привыкайте чаще ходить босиком.
36. Самосовершенствуйтесь, будьте проще.
37. Играйте в игры, тренирующие и развивающие умственные способности и логическое мышление: шахматы, судоку, разгадывайте кроссворды.
38. Не стесняйтесь быть непосредственными, как дети.
39. Найдите время для видеоигр.
40. Постарайтесь развивать чувство юмора. Займитесь сочинением шуток.

41. Применяйте техники для генерации идей, поиска скрытых проблем и их решения.
42. Изучите и применяйте метод Квота Идей, заключающийся в составлении на протяжении дня начального списка идей.
43. Анализируйте всякую возникающую у Вас идею. Способствуйте развитию идей.
44. Вспоминайте и вновь возвращайтесь к ним через время.
45. Практикуйте «тематическое наблюдение». Наблюдайте в течение дня за предметами какой-нибудь одной категории: автомобилями одной марки, предметами красного цвета и т.д. Концентрируйте внимание на выбранной теме.
46. Возьмите за правило ведение дневника.
47. Начните изучать иностранные языки.
48. Ешьте предпочтительно в национальных ресторанах.
49. Научитесь компьютерному программированию.
50. Научитесь читать длинные слова в обратном порядке.

51. Переставьте мебель, переложите предметы, поменяйте место жительства
52. Пишите! Займитесь написанием рассказов, стихов, заведите в интернете блог.
53. Научитесь языку символов.
54. Учитесь играть на музыкальных инструментах.
55. Чаще ходите в музеи.
56. Заинтересуйтесь изучением функционирования мозга.
57. Займитесь изучением техники быстрого чтения.
58. Найдите свой индивидуальный стиль обучения.
59. Научитесь определять дни недели для любой даты.
60. Оценивайте отрезки времени ощущениями.

61. Увлекитесь методом «приблизительного расчета» - оценка, полученная догадками без соответствующей информации.
62. Найдите «общий язык» с математикой. Научитесь быстро и правильно считать.
63. "Коллекционируйте" памятную информацию.
64. Займитесь изучением системы образного мышления в целях развития памяти.
66. Научитесь запоминать имена людей.
67. Займитесь медитацией, тренировкой концентрации внимания и полного отсутствия мыслей.
68.Не зацикливайтесь на просмотре фильмов одного жанра, смотрите разные.
69. Избегайте смотреть телевизор.
70. Привыкайте концентрироваться.

71. Бывайте чаще на природе, контактируйте с ней.
72. Научитесь в уме решать математические задачи.
73. Отвыкайте от спешки.
74. Не делайте одновременно несколько дел.
75. Сбавьте темп при выполнении разных дел.
76. Будьте любознательными.
77. Посмотрите на вещи чужими глазами, прикиньте, что бы думали и делали другие на Вашем месте?
78. Научитесь созерцательно относиться к окружающему Вас миру.
79. Уединяйтесь и наслаждайтесь релаксацией.
80. Учитесь на протяжении всей своей жизни.

81. Отправляйтесь в путешествие за границу.
82. Изучите образ жизни людей, живущих в других странах.
83. Изучайте жизнь гениев.
84. Обзаведитесь надежными близкими друзьями.
85. Не избегайте соперничества.
86. Общаться только с единомышленниками неинтересно и однообразно. Окружать Вас должны люди разного с Вами мировоззрения.
87. Принимайте участие в мозговых штурмах.
88. Научитесь по-другому планировать будущее: вместо кратковременного - долговременное, вместо коллективного - индивидуальное.
89. Ищите причины существующих проблем.
90. Займитесь коллекционированием цитат знаменитых людей.

91. Общайтесь другими средствами: бумага вместо компьютера, голосовая связь вместо письма.
92. Не ленитесь читать классиков.
93. Научитесь способу эффективного чтения, его развитию.
94. Записывайте коротко содержание прочитанной книги.
95. Займитесь развитием самосознания.
96. Озвучивайте свои проблемы.
97. Анализируйте подробно свои ощущения.
98. Применяйте метод Брайля, хотя бы считая этажи.
99. Купите произведение искусства, которое вызовет у Вас эмоциональный всплеск.
100. Научитесь стимулировать и провоцировать Ваши ощущения и мысли.

101. Пользуйтесь парфюмерными ароматами. Купируйте Ваши ощущения.
102. Овладейте искусством спора.
103. Умейте защитить свою позицию.
104. Примите во внимание и мнение оппонента.
105. Применяйте метод тайм-боксинга, заключающийся в фиксировании отрезка времени, определенного для того, чтобы выполнить задание.
106. Найдите больше времени для развития мозга.
107. Придумайте себе святилище, существующее только в Вашем воображении.
108. Не бойтесь быть любопытным.
109. Научитесь искусству визуализации. Развивайте его ежедневно.
110. Конспектируйте свои сны в блокноте каждое утро.

111.

Научитесь управлять стрессом.
112. Овладейте методом случайного ввода информации. Привыкайте выписывать случайные слова из прочитанных текстов.
113. Меняйте каждый раз маршрут. Идя на работу или возвращаясь домой с прогулки, каждый раз идите разными улицами.
114. Часто меняйте операционные системы на Вашем персональном компьютере.
115. Займитесь обогащением Вашего словарного запаса.
116. Стремитесь добиться больше предполагаемого вначале.
Тест на определение доминирующего полушария головного мозга

Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно, помогает глубже понять себя и окружающих. Результаты теста точны на 95%, поэтому их можно рассматривать как дополнительный материал в познании своей личности и своих психологических особенностей.

Итак, взгляните на рисунок, что вы видите? Запомните именно тот вариант, который увидите первым на картинке.
Не спешите. Запомнили? Читаем дальше

Если вы увидели в первую очередь пейзаж - то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением.
Если вы увидели вначале лошадей - то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением.

О чем это говорит?

Вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением:
У вас развито логическое мышление.
Так как левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. То вы отлично контролируете свою речь, имеете способности к чтению и письму, запоминаете факты, имена, даты и их написание.
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением:
У вас хорошо развита интуиция.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Пространственная ориентация:
Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность:
Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры:
С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.
Художественные способности:
Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции:
Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Мистика:
За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты:
Правое полушарие отвечает также и за мечты.
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Теперь вы знаете свои сильные стороны! И если что-то выше было сказано совсем не про вас, это значит, что вы еще плохо себя знаете. Используйте эти данные как дополнительный материал в познании своей личности и своих психологических особенностей.


9 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ЗАПОМНИТЬ ВСЕ:

1. Записывайте.
Исследование, проведенное в 2008 году в Университете Киото, показало: если перед тем, как приступить к зубрежке, в течение 15-20 минут вспоминать и записывать свои грустные мысли и мельчайшие неприятности, произошедшие за последнее время, эффективность учебы резко возрастет. Дело в том, что все негативное мы априори запоминаем очень хорошо. И всю информацию, которая поступит сразу после эпистолярных излияний, мозг по инерции воспримет как «плохую», а значит, надежно зафиксирует. Не самый веселый метод, но реально работает.

2. Смените обстановку.
Если за один вечер нужно подготовиться к двум экзаменам (или совещаниям), делайте это в разных комнатах. Информация, которую мы запоминаем при различных обстоятельствах, не перемешивается в голове.

3. Кричите громче.
Слова запоминаются на 10% лучше, если их выкрикивать. Звучит глупо, но факт. Необязательно, конечно, ставить на уши весь дом. Достаточно по несколько раз громко и внятно произнести каждое слово.

4. Будьте экспрессивнее.
Еще один совет для изучающих трудные языки: изображайте жестами все слова и фразы, которые Вы учите. Буквально: если учите спряжение глагола «прыгать» - попрыгайте. А если нужно выучить диалог или сложную фразу, разыграйте сценку. Вот увидите, все запомнится поразительно быстро.

5. Слушайте себя.
Выучив некую информацию, наговорите ее на диктофон. А когда будете засыпать, тихонько включите эту запись - нужно именно спать под нее. Это потрясающе действенный способ для того, чтобы закреплять уже знакомые, но плохо запоминаемые вещи.

6. Не сидите на месте.
Учите стихи, учебники и доклады, наворачивая круги по комнате. Дело в том, что ходьба активизирует работу мозга, и Ваша способность к запоминанию значительно увеличивается.

7. Выкидывайте слова.
Суперспособ для того, чтобы выучить большой объем слитного текста, например, слова песни или доклад. Перепишите этот текст, оставив от каждого слова только первую букву, и учите его, пытаясь вспоминать эти слова. Естественно, поначалу придется заглядывать в оригинал, но в итоге Вам будет достаточно глянуть на усеченный вариант и текст моментально всплывет в памяти. Такую шпаргалку очень удобно брать с собой.

8. Спите больше.
Чем дольше Вы будете спать после того, как что-то выучили, тем лучше будете помнить эту информацию наутро. А бессонные ночи, наоборот, значительно ухудшают память. Я хочу, чтобы все студенты это прочитали и приняли к сведению. Лучше поспать пару часов перед экзаменом, чем пытаться выучить еще «пару билетиков».

9. Займитесь спортом!
На эту тему проводилось очень много исследований, и все подтвердили: аэробные упражнения улучшают мозговое кровообращение и память. Потанцуйте перед тем, как сесть за книги: сможете выучить наизусть хоть «Евгения Онегина»! По крайней мере, первую строфу - точно...



Интересные факты о чтении:

1. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
2. Сталин читал по 400 страниц в день, считая это своей минимальной нормой.
3. Т. Эдисон читал сразу 2–3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
4. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
5. 95% людей читают очень медленно - 180–220 слов в минуту (1 страницу за 1, 5–2 минуты).
6. Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
7. В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.
8. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
9. При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.
10. Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.
11.Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12–16 остановок, читающего быстро 2–4 остановки.
12. Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.
13. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.
14. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.



Правило 72 часов.

Как только вы наметили свою цель, что и как будете достигать, вы должны тотчас же приступить к его исполнению. Вторым изъяном российского менталитета является то, что люди любят лишь мечтать о своей цели, но ничего не делать для ее достижения. Как часто можно увидеть «великие вершины», которые строятся лишь в головах у людей. Поэтому если вы в течение 72 часов не приступите к реализации только что намеченной цели, тогда вы можете смело ее отбрасывать в корзину для мусора. Почему?

Дело в том, что мозг человека так запрограммирован, что если некая идея не стала мотивом для действий его хозяина, тогда он понимает: «Ага, хозяин лишь видит какую-то картинку, но действия он не принимает. Значит, она не имеет для него значения!». Таким образом, человек начинает не верить в реализацию собственной цели. Поэтому, если вы хотите верить в реальность вашей мечты, тогда начните действовать в течение 72 часов. Это не значит, что вы должны реализовать ее в течение этого срока. Вам всего лишь нужно начать свои первые шаги на пути к цели в пределах отмеченного времени, иначе ваша мечта так и останется мечтой.

Учёные назвали 7 способов продлить молодость мозга, с помощью нескольких способов стимуляции работы мозга, мозговой активности.

Под руководством Стивена Смита Оксфордские эксперты проанализировали данные, полученные в рамках сотрудничества с международным проектом изучения мозга Human Connectome Project. Целью изучения этого проекта является составление подробной карты, на которой будет отражено, какая область головного мозга отвечает за определённые процессы в самом головном мозге (формирование памяти, мышления) и в организме человека, включая образование тех или иных заболеваний. Исследования по данному проекту пока не завершены, но уже достоверно известно, что многие производные от полноценного функционирования головного мозга: интеллект, память, эмоциональная составляющая - находятся в прямой зависимости от количества связей между нейронами (нервными клетками) .

Уже установлено, что для поддержания работоспособности головного мозга наиболее важную роль играют дальние нейронные связи, связывая отдалённые нейроны головного мозга, и являются определяющими в поддержании на должном уровне аналитических и мыслительных способностей.

Т.е. для увеличения нейронных связей, мозг нужно тренировать, как и тело, но нагружая не физической, а усиленной умственной деятельностью, например: изучение иностранных языков, решение логических задач различной сложности, выполнение упражнений развивающих память.

2. Усиленная деятельность опорно-двигательного аппарата

Ещё один из способов усиления нейронных связей - это усиленное стимулирование отделов мозга отвечающих за опорно-двигательный аппарат, утверждает один из участников проекта, - профессор Филипп Хайтович.

Таким образом можно не только усилить нейронные связи, но и улучшить физическую форму, поправить здоровье. Суть этого метода усиления нейронных связей заключается в овладении новыми, моторно-двигательными навыками обучаясь восточным единоборствам, танцам, катанию на роликах, лыжах, рисованию, вышиванию и т.д.

3. Ходьба задом наперёд и спуск, подъём по ступенькам

Канадские учёные из Университета Конкордия, который находится в Монреале, установили удивительный факт, чем дольше и чаще люди поднимались и спускались по лестницам многоэтажек, не пользуясь лифтом, тем меньше теряли серого вещества на определённом временном промежутке в рамках эксперимента, по сравнению с испытуемыми, которые для спуска и подъёма пользовались лифтом.

Как утверждает профессор, это вполне предсказуемо. Так, например некоторые китайцы преклонного возраста, стараются при любой удобной возможности стараются ходить задом наперёд, т.к. такой вид ходьбы способствует сохранению серого вещества и омоложению мозга. В чём же секрет такого способа передвижения? - Дело в том, что когда человек передвигается по горизонтальной плоскости или привычным способом ходьбы, то для мозга это привычно, а ходьба по ступенькам или задом наперёд требует нестандартной координации, т.к. мозгу приходится строить новые цепи нейронов, создавая новые нейронные связи. Благодаря такому способу передвижения моторная кора головного мозга и мозжечок всегда находятся в тонусе.

4. Целебный сон

Давно научно доказано, что именно во время сна происходит закрепление новых знаний и умений и восстановление организма. При этом нет разницы, дневной это сон или ночной, они одинаково полезны. Но для профилактики старения головного мозга дневной сон не так полезен, т.к. сон ночью соответствует суточным биоритмам человеческого организма, биологическим часам. Генетически так заложено, что восстановительные процессы в мозге и во всём организме происходят только ночью, - акцентирует внимание Филипп Хайтович. - Дневной сон не даст такого эффекта.

5. Мозг нуждается в тренировках, как и мускулатура

В наш век развития электронных технологий, мы всё чаще пользуемся различными гаджетами, без них никуда, но нейробиологи рекомендуют тренировать собственный мозг, давая технике передышку. Организм человека можно сравнить с машиной, если какие-то механизмы не используются долгое время, то начинают ржаветь и портиться.

Поэтому нужно стараться время от времени, периодически делать подсчёты и расчёты самостоятельно, отказавшись от смартфона с калькулятором, строить маршруты передвижения по городу без навигатора, и удерживать планы на день в голове, не пользуясь электронным календарём.

6. Общение, залог молодости мозга

Эволюционно так сложилось, что львиная доля наших мыслительных способностей предназначена для общения с себе подобными, - продолжает профессор Хайтович. А если мы избегаем общения с другими людьми, то мозг лишается получения привычной информации, в получении которой он нуждается, для которой он адаптирован. Что ускоряет процессы старения головного мозга.

7. Продукты полезные для мозговой активности

Продукты с содержанием омега-3 - это одни из самых полезных продуктов для работы мозга. Омега-3 в первую очередь содержится в жирных сортах рыб, обитающих в холодных океанических водах (рыба выращенная на рыбных фермах не годится) . Также много омега-3 содержится в печени трески, семенах льна, льняном масле, грецких орехах, кунжуте. Такой вид полиненасыщенных жирных кислот является профилактикой депрессии, нарушения памяти, инфарктов, инсультов, благотворно влияет на сердечнососудистую систему, улучшает состояние стенок кровеносных сосудов.

На протяжении многих лет ученые думали, что головной мозг взрослого человека остается неизменным. Однако теперь науке точно известно: на протяжении всей жизни в нашем мозге формируются все новые и новые синапсы — контакты между нейронами или получающими их сигнал клетками другого типа. В совокупности

нейроны и синапсы формируют нейронную сеть, отдельные элементы которой постоянно контактируют между собой и обмениваются информацией.

Именно нейронные связи помогают разным областям головного мозга передавать друг другу данные, тем самым обеспечивая жизненно важные для нас процессы: формирование памяти, продуцирование и понимание речи, управление движениями собственного тела. Когда нейронные связи нарушаются (а произойти это может в результате заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, или же из-за физической травмы), определенные области головного мозга теряют способность взаимодействовать между собой. Вследствие этого становится невозможным выполнение какого-либо действия, как умственного (запоминание новой информации или планирование своих действий), так и физического.

Группа исследователей под руководством Стивена Смита из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета решила выяснить, способно ли общее число нейронных связей в мозге каким-то образом влиять на его работу в целом. В ходе исследования ученые использовали данные, полученные в рамках Human Connectome Project — проекта, запущенного в 2009 году. Его целью является составление своеобразной «карты» головного мозга, с помощью которой можно будет понять, какая область мозга отвечает за тот или иной процесс или заболевание, а также каким образом разные области мозга взаимодействуют друг с другом.

Уникальность работы исследовательской группы Стивена Смита заключалась в том, что ученые не концентрировали свое внимание на связях между конкретными областями мозга или на его определенных функциях, а изучали процессы в целом.

В исследовании были использованы результаты магнитно-резонансной томографии 461 человека. Для каждого из них была создана «карта», на которой показывалось общее количество нейронных связей между всеми областями мозга. Кроме того, каждый участник исследования заполнял анкету, где рассказывал о своем образовании, образе жизни, состоянии здоровья, семейном положении и эмоциональном состоянии. Всего вопросы затрагивали 280 аспектов жизни человека.

В результате работы удалось выяснить: чем большее количество нейронных связей присутствует в головном мозге человека, тем более «положительным» он является.

Люди, мозг которых был богат контактами между нейронами, как правило, получили высшее образование, не имели проблем с законом, стремились вести здоровый образ жизни, находились в хорошем психологическом состоянии и в целом демонстрировали высокий уровень удовлетворенности жизнью.

Отделу науки удалось связаться с ведущим автором работы Стивеном Смитом и поговорить с ним о деталях работы.

— Можно ли дать точное объяснение того, почему количество нейронных связей в головном мозге оказывает прямое воздействие на качество жизни человека: например, сказать, что число связей каким-то образом влияет на мозговую деятельность?

— Нет, говорить о таких причинно-следственных связях пока рано, так как все это — предмет сложного и многовариантного корреляционного анализа. Поэтому пока что мы не можем заявить, что мозг, в котором много нейронных связей, заставляет человека учиться на несколько лет дольше (или наоборот — что многолетнее обучение увеличивает количество нейронных связей).

Кстати, на данный момент действительно можно распространять причинно-следственные связи в оба направления — это можно назвать «заколдованным кругом».

— В таком случае каким образом вы собираетесь этот «заколдованный круг» разорвать?

— Та работа, которую мы проделали сейчас — сканирование головного мозга при помощи магнитно-резонансной томографии, — может показать лишь то, насколько тесно связаны между собой те или иные области мозга. Она также отражает множество других биологических факторов меньшей важности — например, демонстрирует точное количество нейронов, связывающих эти области. А вот понимание того, как эти связи влияют на поведение, умственные способности, образ жизни человека, — это основной вопрос, который стоит перед сотрудниками проекта Human Connectome Project.

— Стивен, а существует ли корреляция между числом нейронных связей в головном мозге родителей и детей?

— А вот тут я могу однозначно ответить — да. Существует множество доказательств того, что количество нейронных связей, скажем так, передается по наследству. В рамках нашего проекта мы собираемся изучить это явление более глубоко. Хотя, несомненно, существуют и другие важные факторы, которые влияют на функционирование мозга и формирование нейронных связей.

— А возможно ли — хотя бы теоретически — каким-то образом повлиять на количество нейронных связей и таким образом изменить качество жизни человека?

— Об этом очень сложно говорить в общих чертах. Впрочем, существует множество примеров, когда вмешательства в функционирование головного мозга изменяли поведение человека или улучшали какие-то отдельные показатели его работы. О подобном эксперименте можно прочесть, например, в журнале Current Biology : в статье говорится, что ученым при помощи микрополяризации (метода, позволяющего изменять состояние различных звеньев центральной нервной системы действием постоянного тока. — «Газета.Ru») удалось улучшить математические способности испытуемых.

Можно привести и другой, более простой и обыденный пример: мы же все знаем, что обучение и практика в каком-либо виде деятельности помогают улучшить выполнение этой самой деятельности.

Но ведь обучение — по определению — изменяет нейронные связи головного мозга, пусть иногда мы и не в состоянии это зафиксировать.

Что касается вашего вопроса, то проблема глобального изменения поведения или способностей человека остается масштабным и чрезвычайно интересным объектом исследования.