Фонетический разбор слов: как сделать звукобуквенный анализ. Звукобуквенный анализ слова

Звукобуквенный разбор слов

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

  1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
  2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.
  3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).
  4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
  5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м"ач], белка — [б"элка], лён — [л"он], люк — [л"ук]), и 2 звука (я — [й"а], е — [й"э], ё — [й"о], ю — [й"у]), если стоят в начале слова (яма — [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла — [й"ула]); после гласной (баян — [бай"ан], веер — [вей"ер], чаёк (от чай) — [чай"ок], баюн (кот-баюн) — [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй"эл], гроздья — [грозд"й"а], варенье — [варен"й"э], бельё — [бэл"й"о], вьюнок — [в"й"унок]).
  6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .
  7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Пример

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!

В данной статье мы расскажем про звуко-буквенный анализ слова. Для этого рассмотрим основные составляющие этого анализа.

Чтобы сделать правильный звуко-буквенный разбор слова, нужно знать некоторые разделы современного русского языка, такие как фонетика и орфоэпия, а также иметь понятие о транскрипции и соотношении между звуками и буквами.

Фонетика

Фонетика (от греч. Phone - звук) - область науки о языке, которая изучает звуки и буквы речи.

Звук

Главным предметом исследования фонетики являются звуки - самые маленькие единицы речевого потока, из которых в языке состоят слова.

Звуки речи на письме обозначаются так: [а], [с], [д "], [г], [и], [м], [н].

Отдельно взятые звуки, в отличие от слова и предложения, не имеют никакого значения ([о], [у], [п], [с], [д], [и], [к], [м]), но из них возникают слова и их значимые части.

Слова разделяются по количеству звуков, из которых они созданы, набору этих звуков и их последовательности.

Звуковая система русского языка насчитывает 43 звука: из них 37 согласных и всего 6 гласных.

Как возникает звук

По способу создания русские звуки и буквы разбиваются на гласные и согласные.

Гласные звуки - это звуки, возникающие посредством голоса. При произношении гласных звуков струя воздуха, выйдя из легких и проходя по гортани, вызывает вибрацию сомкнутых напряженных голосовых связок.

Согласные звуки - это звуки, возникающие при помощи голоса и шума или только шума. Когда произносится согласный звук, голосовые связки могут находиться в напряжении и вибрировать под давлением воздушной струи, образуя музыкальный тон (голос), а могут быть расслабленными и свободно пропускать выдыхаемый воздух.

Все слова делятся на слоги. Слог - это наименьшая произносимая единица. Слог может быть образован из одного или нескольких звуков, один из которых обязательно является гласным. Гласные звуки выступают в роли слогообразующих (составляющих) и образуют вершину слога. Количество гласных звуков в слове определяет количество слогов в нем. Согласные не является слогообразующими.

Орфоэпия

Орфоэпия (от лат. Orthos - прямой, правильный, ровный и Epos - слово, речь) - это область науки о языке, изучающая нормы произношения и правила ударения.

Чтобы звуко-буквенный анализ слова был сделан правильно, нужно знать некоторые особенности произношения звуков.

Произношение гласных звуков

Гласные в русском языке на ударных позициях звучат четко и внятно.

Так же четко и ясно произносятся и гласные [ы], [и], [у] в безударных слогах.

Безударный [е] при произношении приближается к [ы] ([шы]стой ), так же как и безударный [э] приближается к [и].

Безударный звук [о], как и ударный, тоже произносится громко, превращаясь в [а]: вокзал - в[а]кзал .

Произношение согласных звуков

В глагольных формах единственного и множественного числа 3-го лица настоящего времени буквосочетание [ться] произносится как [ц"]: приближаться - приближа[ц"]я.

Звонкие согласные [б], [д], [ в], [г], [ж], [з] перед гласными, как правило, сохраняют свою звонкость.

Звонкие согласные в середине слова перед глухими и в конце слова оглушаются: пробка - про[п]ка , враг-вра[к] .

В некоторых словах звук [г] произносится как [х]: мягкий - мя[х]кий.

Если свистящий согласный [с] находится перед шипящими [ш] и [ч], он произносится как глухой шипящий [щ]: счастье - [щ]астье.

Согласные сочетания [тч], [дч] и [тц], [дц], соответствуют свистящим звукам [ч"], [ц]: летчик - ле[ч"]ик .

Сонорные согласные [л], [м], [н], [р], [й], которые не имеют глухих соответствий, произносятся обычно так же, как и пишутся.

Для того чтобы звуко-буквенный разбор слова был правильным,необходимо знать основные правила записи фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция

Транскрипция (от лат. Transcriptio -переписывание) - специальный способ записи звуков в полном соответствии с их звучанием.

Фонетический алфавит - система букв и дополнительных знаков, с помощью которых записывается живой язык.

Основные правила записи фонетических транскрипций:

  • мягкий и твердый знак, а также буквы я, ю, е, ё в транскрипции не употребляются;
  • каждому звуку соответствует отдельная буква транскрипции (иногда вместе со вспомогательными обозначениями);
  • в каждом слове, которое записывается в виде фонетической транскрипции, если у него больше чем один слог, ставится ударение;
  • в транскрипции не употребляются большие буквы, все слова пишутся со строчной буквы.

Соотношение между буквами и звуками

Большинству букв соответстует один звук. Однако буква может передавать и 2 звука, например:
1. Буква щ передает сочетание 2-х звуков [ш] + [ч].
2. Буква ё всегда означает два звука [й] и [о].
3. Буквы я, ю, е могут передавать по одному звуку - [а], [у], [э], когда употребляются для обозначения мягкости согласных, а также два звука, когда выступают:
- в самом начале слова;
- в начале слога после гласной буквы;
- за твердыми и мягкими знаками.

Мягкость согласных звуков передается с помощью букв ь, и, е .

Твердость согласных звуков на письме не отражается, а для раздельного произношения применяется твердый знак.

Для разбора слова применяется специальная схема.

Звуко-буквенный анализ слова

Применение анализа слова помогает раскрыть его внутреннее строение и организацию.

Схема разбора такова:

  1. Записать слова.
  2. Указать в нем количество букв, каждую букву назвать.
  3. Разделить слово на слоги, каждому слогу дать характеристику.
  4. Записать слово фонетической транскрипцией, указать, сколько в нем звуков, каждый звук назвать. Если количество звуков и букв не совпадает, объяснить, почему.
  5. Выполнить фонетический разбор, по порядку записав каждый звук и дав ему характеристику.
  6. Проанализировать слово с точки зрения фонетических изменений: указать на возможность чередования или упрощения групп согласных звуков.

Сделаем звуко-буквенный анализ слова:

Магия - [м а г и йа] - 3 слога, 5 букв, 6 звуков;
м [м] - звук звонкий, твердый, непарный, согласный;
а [а] - звук ударный, гласный;
г [г] - звук звонкий, мягкий, согласный;
и [и] - звук безударный, гласный;
я обозначает два звука:

- [й] - звук звонкий, мягкий, согласный;
- [а] - звук безударный, гласный.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

памятка

Буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Гласные звуки в слове всегда обозначаются красным цветом.

А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.

Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]

Всегда мягкие согласные: [Ч]. [Щ], [Й],

Всегда звонкие согласные: [М], [Н], [Л], [Р], [Й].

Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

Парные согласные: [Б]-[П] [В]-[Ф] [З]-[С] [Ж]-[Ш] [Г]-[К] [Д]-[Т]

Имеют 2 звука: Я Ё Ю Е (если:Стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука)

ВАРИАНТ ОТВЕТА У ДОСКИ:

ЯРКИЙ

1.В слове яркий ударение падает на гласную Я

2.Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ

3.В слове ЯРКИЙ две гласные буквы Я и И, поэтому два слога.

4.Буква Я имеет два звука (Й, А), потому что стоит впереди слова.(Й)-всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом; Звук (А)-гласный, обозначаем красным цветом.

5.Буква ЭР- звук (Р).Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.

6.Буква КА-звук (Кь),обозначаем зелёным цветом, потому что гласный И указывает на мягкость впереди стоящего звука.

7.Буква И- звук (И). Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.

8.Буква Й-звук (Й). Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Памятки для звуко-буквенного анализа (2013 год)

Памятки для звуко-буквенного анализа для учащихся начальной школы. Такая памятка есть у каждого ученика в моем классе. В оформлении памятки использован иллюстративный материал из "Букваря" Р...

Никогда не славился своими грамматическими данными, поэтому очень часто пользуюсь данным севрисом, чтобы проверять свои ошибки, а иногда искать подсказки. К примеру. звуко-буквенный разбор для меня всегда был пределом, так как именно это давалось мне трудно. Но, и само словосочетание имеет множество нюансов. Сейчас увидел, что многое еще нужно изучать, чтобы обладать идеальными грамматическими знаниями. Денис Столяров

Я узнала об этом словаре от своего преподавателя в институте. Ознакомилась с ним и мне понравилось насколько автор легко делает такое сложный звуко буквенный разбор слова таким легким для использования в моих работах. Этим словарем пользоваться легко, а так же он хорошо закрепляет навыки такого разбора, хорошо отлаживается в памяти.Теперь у меня не занимает столько времени заниматься разбором слова в моих курсовых, потому что я пользуюсь этим словарем. Светлана

Звуко буквенный разбор1 сейчас проходят в школе наши детки оказывается в начальных классах, моя дочь например не справляется без меня с рабром слов, я скажу честно, с двумя высшими образованиями, не могу толком разобраться в этих схемах. Ваш сайт для меня настоящий помощник, все очень понятно и доступно написано, это спасательный круг для всех родителей чьи детки проходят звуковой и буквенный анализ слов. Наталья

Не могу сказать, что это легкое словосочетание, но звуко-буквенный разбор онлайн пользуется популярностью последнее время у нас в семье. Порой, если нужно узнать что-то новое, так как многие забыли после, того как закончили школу 20 лет назад. Приходится смотреть подсказки, это намного лучше, нежели копаться и искать в книжках. Сейчас все чаще заходим сюда, чтобы узнать и вспомнить то, что знали раньше. Геннадий

Мне понравилась эта статья, действительно такие подсказки как я уже выяснилось, я воспитываю 9 -летнюю дочь очень нужны. И то что сейчас можно использовать звуко буквенный анализ слова онлайн мне подсказали знакомые. Теперь мы всегда этим пользуемся. Очень легко, просто и хорошо запоминается. Воспользоваться такой услугой может даже самый маленький школьник. Не нужно в голове держать много ненужных знаний. Я теперь рекомендую эту услугу онлайн и мои знакомым родителям. Оксана Соколова

Словарь мне подсказала наша учительница, и я осталась очень довольна как просто можно делать в онлайн звуко-буквенный анализ слова. Теперь для нас с дочерью стало это все просто в доступной форме изучение такого сложного разбора русских слов. Самое главное, что легко пользоваться, хорошо запоминаются и закрепляются знания для детей. Таким словарем уже пользуются много детей в нашем классе. Стоит рекомендовать своим знакомым, такой онлайн словарь. Виктория

Я преподаватель в средней школе. Узнала о таком звукобуквенном разборе слова и стала применять его в школе со своими учениками. Результат стал хороший. Мои ученики стали грамотнее писать. Пользоваться словарем могут даже младшие классы, потому что он составлен просто,разобраться в пользовании с ним не состоит никакого труда. Да и можно пользоваться в школе, потому что есть в самом помещении свободный WI-FI. Нина Волошева

Мне мои коллеги по школе подсказали о возможном онлайн звукобуквенном разборе слов. Детально пересмотрел информацию на сайте и понял необходимость применения его в практике своей и научении грамотному писанию своих учеников. Теперь уже успешно применяем разбор по онлайн словарю. Здесь хорошие пояснения и знания легче усваиваются. На мой взгляд,это самый простой способ найти ответы на вопросы правописания. Игорь Самойлов

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Звуко-буквенный