Чистота речи ненормативная лексика введенская л а. Культура речи (Введенская Л.А.)

«Федеральная программа книгоиздания России»
Рецензенты: доктор филологических наук, профессор
В.П. Малащенко доктор филологических наук, профессор
Н.П. Колесников
Введенская Л.А.
В 24 Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.
Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.
От автора
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.
Пособие «Культура речи» поможет вам:
- осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;
- приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
- сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной.
Помните: только терпенье и труд к успеху ведут.
I. Общение – социальное явление
1.1. Что такое общение?
Культура речи входит в понятие общения. Поэтому прежде всего следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность.
Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она - часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
Общение - процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (А1 -адресант) и слушающий (А2 - адресат). Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями реальной действительности. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка - L. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта (А1) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А2) при помощи языка (L), известного им обоим.
Представим это наглядно:

Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.
Для студентов средних специальных заведений.

Что такое общение?
Культура речи входит в понятие общения. Поэтому прежде всего следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность.
Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она - часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.

Общение - процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (А1 -адресант) и слушающий (А2 - адресат). Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями реальной действительности. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка - L. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта (А1) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А2) при помощи языка (L), известного им обоим.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
I. Общение – социальное явление
1.1. Что такое общение?
1.2. Значение общения
1.3. Условия, необходимые для общения
II. Невербальные средства общения
2.1. Значение мимики и жестикуляции при общении
2.3. Указательные жесты
2.4. Изобразительные жесты
2.5. Символические жесты
III. Литературный язык
3.1. Формы существования национального языка
3.2. Высшая форма национального языка
IV. Основные качества речи
4.1. Точность речи
4.2. Понятность речи
4.3. Чистота речи
4.4 Богатство и разнообразие речи
4.5. Образность, выразительность речи
V. Норма, ее динамика и вариантность
5.1. Языковая норма - явление историческое
5.2. Вариантность нормы
5.3. Формирование норм литературного языка
VI. Основные кормы литературного языка
6.5. Лексические нормы
VII. Речевой этикет
7.1. Назначение речевого этикета
7.2. Формулы речевого этикета
7.3. Обращение в русском речевом этикете
VIII Особенности звучащей речи
8.1. Интонация - отличительный признак устной речи
8.2. Из истории исследования интонации
8.3. Акустические компоненты интонации
8.4 Типы интонации
8.5. Пауза, ее типы
IX. Словари - источники знаний
9.1. Значение словарей в жизни человека
9.2. Этимологические словари
9.3. Толковые словари
9.4. Семонимические словари
9.5. Фразеологические словари
9.6. Словари трудностей русского языка
Речевая гимнастика
Вместо предисловия
Комплексы упражнений.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Культура речи, Введенская Л.А., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 539 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-15115-0.
Разрешение 600 dpi, текстовый слой, цветная обложка.В пособии описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи.
Значительное место в пособии занимает Практикум, содержащий задания для самостоятельной работы. В Приложении даются акцентологический, орфографический, словарный минимумы, аннотированный список лингвистических словарей и справочников, материалы по деловому письму.
Пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утверждены в феврале 2000 г.).
Предназначено для студентов вузов нефилологического профиля. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов, а также при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга читателей.Содержание:Предисловие.
Из истории русского языка.
Происхождение русского языка.
Русский национальный язык XVIII—XIX веков.
Русский язык советского периода.
Русский язык конца XX века.
Русский язык в современном мире.
Структурные и коммуникативные свойства языка.
Язык — знаковая система.
Формы существования языка.
Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.
Функциональные стили литературного языка.
Культура речи.
Характеристика понятия «культура речи».
Нормативный аспект культуры речи.
Коммуникативные качества речи.
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).
Речевое общение.
Основные единицы речевого общения.
Организация вербального взаимодействия.
Эффективность речевой коммуникации.
Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
Невербальные средства общения.
Основы ораторского искусства.
Понятие об ораторском искусстве.
Оратор и его аудитория.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи.
Основные приемы поиска материала.
Начало, завершение и развертывание речи.
Способы словесного оформления публичного выступления.
Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
Официально-деловая письменная речь.
Из истории русского делового письма.
Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
Требования к оформлению реквизитов документов.
Типы документов.
Унификация языка деловых бумаг.
Новые тенденции в практике русского делового письма.
Особенности русской и зарубежной школ делового письма.
Практикум.
Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение.
Основы ораторского искусства.
Официально-деловая письменная речь.
Литература.
Приложения.
Акцентологический минимум.
Орфографический минимум.
Словарный минимум.
Аннотированный список лингвистических словарей и справочников.
Перечень реквизитов документов.
Схемы расположения реквизитов.
Список общепринятых сокращений.
Образец трудового договора.
Образец типового резюме.

Культура речи. Введенская Л.А.

Ростов н/ Д: Феникс, 2001 - 448 с..

Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.

Для студентов средних специальных заведений.

Формат: doc / rar

Размер: 1 76 Кб

/ Download файл

От автора
I. Общение – социальное явление
1.1. Что такое общение?
1.2. Значение общения
1.3. Условия, необходимые для общения
II. Невербальные средства общения
2.1. Значение мимики и жестикуляции при общении
2.3. Указательные жесты
2.4. Изобразительные жесты
2.5. Символические жесты
III. Литературный язык
3.1. Формы существования национального языка
3.2. Высшая форма национального языка
IV. Основные качества речи
4.1. Точность речи
4.2. Понятность речи
4.3. Чистота речи
4.4 Богатство и разнообразие речи
4.5. Образность, выразительность речи
V. Норма, ее динамика и вариантность
5.1. Языковая норма - явление историческое
5.2. Вариантность нормы
5.3. Формирование норм литературного языка
VI. Основные кормы литературного языка
6.5. Лексические нормы
VII. Речевой этикет
7.1. Назначение речевого этикета
7.2. Формулы речевого этикета
7.3. Обращение в русском речевом этикете
VIII Особенности звучащей речи
8.1. Интонация - отличительный признак устной речи
8.2. Из истории исследования интонации
8.3. Акустические компоненты интонации
8.4 Типы интонации
8.5. Пауза, ее типы
IX. Словари - источники знаний
9.1. Значение словарей в жизни человека
9.2. Этимологические словари
9.3. Толковые словари
9.4. Семонимические словари
9.5. Фразеологические словари
9.6. Словари трудностей русского языка
Речевая гимнастика
Вместо предисловия
Комплексы упражнений