Люди с зелёными глазами: что с ними не так. Что не так с людьми

Студент Бауманки убил и изнасиловал девушку, вместе с которой снимал квартиру, а затем свел счеты с жизнью. В предсмертной записке он написал, что любил свою соседку, но она не отвечала на его чувства. Кровавая трагедия вызвала широкий резонанс в интернете. Многие пользователи соцсетей становятся на сторону насильника и убийцы. А о погибшей девушке пишут: она сама виновата в том, что с ней произошло. Мол, вела разгульный образ жизни, любила алкоголь, баловалась наркотиками, публиковала в интернете интимные фото. О том, почему люди оправдывают преступника и возлагают ответственность за его злодеяния на жертву, порталу рассказал психолог Сергей Ермаков (г. Владимир).

– Сергей, история со студентом Бауманки и его соседкой показывает, что в нашем обществе не преступник, а жертва рискует вызвать агрессию и негодование. Почему так происходит?

– В нашем обществе процветает виктимблейминг – явление, когда жертве насилия, физического или сексуального, приписывают полную или частичную вину и ответственность за действия, которые совершил агрессор (насильник). Этот термин может применяться не только к женщинам, но и к мужчинам. Случаи насилия переживают все, и виктимблеймингу затем также подвергаются представители обоих полов.

Можно выделить внутренний виктимблейминг (жертва насилия сама себя обвиняет) и внешний (жертву обвиняют со стороны). Часто один вариант дополняет другой.

Рассмотрим основы данного явления.

  • Полоролевые стереотипы в обществе. Последние несколько тысяч лет мир живет при патриархате, когда-то явном, когда-то более скрытом, как сейчас. Одним из следствий является то, что женщине на бессознательном уровне большинством людей, включая многих женщин, приписывается подчиняющаяся роль и функция . Стало быть, когда происходит насилие, жертва априори сама виновата, поскольку отказалась подчиняться.
  • Особенности семейной системы. Ребенок осваивает те модели поведения, которые реализуются между родителями. И если в семье было насилие, которое оправдывалось по принципу "мама сама виновата, что папа ее избил", ребенок, повзрослев и попав в ситуацию насилия над собой, может бессознательно перенести на себя эту схему. Также велика вероятность, что такой взрослый станет агрессором, будет снисходительно относиться к чужому насилию.

  • Искаженное представление о мире. Это тоже своего рода следствие особенностей воспитания, когда картина мира включает идеалистическое представление о том, что "плохое случается только с плохими людьми". И если человек переживает насилие над собой, то в его голове появляется мысль: "Значит, я плохой/плохая, раз это со мной произошло". И конечно, он склонен огульно винить жертв в том, что с ними случилось.
  • Негативная реакция ближайшего окружения. С внутренним виктимблеймингом было бы проще справиться, если бы родственники и друзья проявляли больше понимания, заботы и терпения. Потому что зачастую именно близкие люди вместо поддержки прямо или исподволь начинают внушать: "Сама виновата!" Особенно часто это происходит в случаях домашнего насилия.
  • Слабая информированность людей прежде всего по психологическим аспектам общения и отношений, включая секс и сексуальность. К сожалению, большинство понятия не имеет о том, что такое насилие в принципе, каковы его психологические причины и признаки; каковы меры профилактики, как и куда обращаться за помощью и поддержкой в случае переживания насилия.

– Что делать, если близкий человек подвергся насилию?

– Прежде всего оказать поддержку и быть рядом на всех этапах . Это база для психологического восстановления. Нельзя оставлять человека наедине с его переживаниями, нужно помогать их выражать. А это можно сделать только в обстановке помощи и принятия. Дайте человеку почувствовать себя любимым.

Если человек после насилия не в состоянии искать информацию о вариантах профессиональной помощи , сделайте это на всякий случай самостоятельно. Порекомендуйте психолога, телефон доверия, кризисный центр, юридическую службу. Только позаботьтесь о том, чтобы форма рекомендаций была максимально мягкой и аккуратной.

Относитесь к человеку как к живому и нормальному , а не как к больному и умирающему. Позвольте человеку делать то, что в его силах (к примеру, простые дела по дому), – и ритм его жизни начнет нормализовываться, появится позитивный контроль. В разумных и уместных пределах не забывайте также про юмор и расслабление, потому что состояние постоянного напряжения усугубляет переживание ситуации.

Помните, что нет никаких причин и аргументов, на основании которых было бы возможным винить жертву . Насилие в мирной бытовой жизни невозможно оправдать, оно не может и не должно быть оправдано в принципе, тем более приписыванием вины и ответственности жертве.

Беседовала Ирина Барейко

«Экономика слишком важная сторона нашей жизни, чтобы отдавать ее на откуп профессиональным экономистам», - уверен экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг. В своей книге «Как устроена экономика» он объясняет, как экономика влияет на бедность, а бедность на экономику. В этой статье мы рассказываем о плюсах, минусах и причинах неравенства в обществе.

Неравенство -движущая сила истории

Стремление к равенству стало мощной движущей силой человеческой истории. Равенство было одним из идеалов Французской революции. Liberte, egalite, fraternite ou la mort, помните? В Русской революции и других социалистических революциях, последовавших за ней, идея равенства тоже была движущей силой. Многие промышленные забастовки, демонстрации, революции и бесчисленные другие человеческие конфликты не произошли бы без погони за равенством.

Как измерить неравенство

Неравенство легко можно измерить по доходам и благосостоянию. Для этого используется коэффициент Джини, названный в честь итальянского статистика начала ХХ века Коррадо Джини. Чем больше значение коэффициента отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Ни одно общество, максимально равное с точки зрения идеологии и политики, не способно обеспечить своим членам полного равноправия (коэффициент Джини = 0). В обществе, где коэффициент Джини соответствует 1, абсолютно равны все, кроме одного человека, который, вероятнее всего, скоро умрет. Тем самым снижая коэффициент Джини до 0, поскольку это будет совершенно равноправное общество - без единого человека. В реальном мире нет ни одной страны с коэффициентом Джини ниже 0,2 и выше 0,75.

Наиболее равноправные общества главным образом сосредоточены в Европе, их коэффициенты Джини лежат между 0,2 и 0,3. Многие из них - развитые капиталистические страны с хорошей системой социального обеспечения, например (в алфавитном порядке): Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Норвегия (страна с наиболее равномерным распределением доходов в мире), Финляндия, Франция и Швеция.

На другом полюсе расположены страны, коэффициенты Джини которых превышают 0,6: Ботсвана, Мадагаскар, Намибия и ЮАР (в алфавитном порядке). Все они находятся в Южной Африке.

Любая страна с коэффициентом Джини выше 0,5 может считаться очень неравноправной. Много таких находится в Латинской Америке: Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гондурас, Панама и Парагвай. Но некоторые из них расположены в Африке (Кот-д’Ивуар, Мавритания и Руанда) и Азии (Камбоджа, Филиппины и Таиланд). К этой группе также принадлежит одна страна на территории бывшего социалистического блока - Грузия.

Коэффициенты Джини в большинстве других стран распределены между 0,3 и 0,5. США и Китай находятся с того края полюса этого распределения, где сильнее неравенство, - 0,45–0,5. Такие страны, как Уганда, Польша, Новая Зеландия и Италия, - на другой стороне (около 0,3). Грубо говоря, коэффициент Джини 0,35 служит границей между относительно равноправными странами и теми, которые таковыми не являются.

Глобальный коэффициент Джини

Согласно широко используемой оценке Бургиньона и Моррисона, глобальный коэффициент Джини составлял около 0,5 в 1820 году и вырос до 0,61 в 1910 году, 0,64 в 1950-м и 0,66 в 1992 году. Таким образом, если бы мир был одной страной, два столетия назад он начинал бы как очень неравноправное государство вроде Панамы или Руанды и перерос бы в высшей степени неравноправное, как Южная Африка, хотя, возможно, стал бы немного, совсем чуть-чуть менее неравноправным с 1990 года, в значительной степени благодаря Китаю, который быстро превращается в процветающую страну.

Но эти цифры менее надежны, чем национальный коэффициент Джини. Глобальный коэффициент Джини в действительности не очень актуален, поскольку мир не есть истинное сообщество.

Чтобы лучше понять эту идею, проведите небольшой мысленный эксперимент. Предположим, вам сказали, что ученые нашли в пределах нашей галактики 55 планет с разумными существами, которые значительно богаче, чем земляне, а также имеют огромный разрыв в доходах между собой, коэффициент Джини которого просто космически огромный. Вы были бы сильно расстроены этим? Наверное, нет, потому что на самом деле вы не знаете, что там есть какие-то существа, и даже не можете себе представить, как они живут.

Что не так с бедными людьми? Причины бедности

С раннего детства, начиная еще с мультфильмов Диснея, где говорится, что мы можем достичь всего, чего пожелаем, если будем верить в себя, нас засыпают сообщениями, что люди, и только они, несут ответственность за то, что они получают в своей жизни. Нас убеждают принять то, что называется принципом L’Oreal: если некоторым людям платят десятки миллионов фунтов стерлингов в год, то это потому, что они «того достойны».

Подразумевается, что если люди бедны, то потому что они недостаточно хорошие или прикладывают недостаточно усилий. В конце концов, люди несут ответственность за то, что они делают со своей жизнью. Даже если в целом люди происходят из одной среды, в итоге они занимают разное положение, поскольку обладают разными талантами в разных сферах и прилагают разные усилия разных типов.

Некоторые причины бедности являются «структурными» в том смысле, что они не зависят от конкретного человека. Недостаточное питание в детстве, отсутствие стимулов к обучению и школы, дающие знания ниже среднего уровня (часто встречающиеся в бедных районах), ограничивают развитие бедных детей, уменьшая их перспективы в будущем.

Родители до определенной степени могут контролировать то, сколько стимулов к обучению и какое питание получают их дети. И некоторые бедные родители, к их чести, прилагают немало усилий, чтобы дать своим детям максимум из этого, в отличие от других родителей, находящихся в подобных условиях, - но все же есть предел и их возможностям.

Даже на пути преодоления лишений детства и стремления подняться по социальной лестнице людям из бедных семей наверняка встретится больше препятствий. Отсутствие личных связей и культурный разрыв с элитой часто означают, что людей из малообеспеченных слоев общества несправедливо дискриминируют при приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице. Если же им «посчастливилось» иметь другие неподходящие характеристики - с точки зрения пола, расы, касты, религии, сексуальной ориентации, - им будет еще сложнее получить справедливый шанс продемонстрировать свои способности.

Государственное вмешательство

В доиндустриальной Корее часто говорили, что «даже всемогущий правитель ничего не может сделать с бедностью». Больше это утверждение не соответствует истине, если когда-либо вообще соответствовало. Современный мир производит достаточно материальных благ, чтобы победить абсолютную бедность. Даже без всемирного перераспределения доходов все страны, за исключением самых бедных, производят достаточно, чтобы сделать это.

Неравенство всегда будет существовать, но при соответствующей политике мы сможем жить в равных по уровню дохода и возможностям обществах, о чем вам охотно расскажут многие норвежцы, финны, шведы и датчане.

Благополучия вам!

От Рерика до Старигарда (интервью с Андреем Паулем) - Уважаемый Андрей! В первую очередь, примите, пожалуйста, искренние поздравления от сайта Переформат.ру по поводу выхода Вашей книги «Балтийские славяне: от Рерика до Старигарда». Расскажите, пожалуйста, вкратце, о чем она, что нового узнают читатели? Большое спасибо за поздравление. Как можно догадаться уже по названию, книга посвящена истории балтийских славян, заселявших крайний юго-запад побережья Балтийского моря. Сегодня это северные регионы современной Германии, а ранее, в VIII-ХII вв. здесь располагалось славянское государство, которое предки современных немцев – франки и саксы – называли «королевством ободритов», «королевством славян» или просто «Славией». Это было достаточно сильное государство, стоявшее в одном ряду со средневековыми Данией, Польшей или Богемией. Их история на самом деле очень интересна. Уже к концу VIII века ободриты, наряду с другими балтийскими славянами, создали сеть приморских торгово-ремесленных пунктов-эмпориев – необходимую инфраструктуру для постоянных плаваний в Восточную Европу, откуда в то время поступало арабское серебро. После завоевания ободритского королевства немцами, эта инфраструктура стала основой знаменитого Ганзейского союза и сыграла значительную роль в историческом развитии Германии, её процветании и богатстве. Всё средневековье ободриты были неотъемлемой частью европейской истории, оказывая немалое влияние не только на своих ближайших соседей, таких как Саксония, Дания или другие славянские княжества, но и на Древнюю Русь. Часть материала – к примеру, о сложении южнобалтийского торгового пути или самоназвании ободритов – может быть уже в некоторой степени известна читателям Переформата по статьям, опубликованным в моей авторской колонке. В книге этот материал, конечно, подаётся в значительно доработанном и расширенном виде. Кроме того, я постарался дать представление о самом ходе истории ободритов на юге Балтики и попытаться ответить на вопрос, куда же исчез этот столь загадочный и интересный народ. Зная, что у читателей в России ободриты нередко вызывают интерес в связи с «варяжским вопросом», особенное внимание в книге было уделено реконструкции истории ободритов и вообще всего юго-западнобалтийского региона IX века, то есть времени призвания варягов. Кроме того, в книге помещён перевод одного малоизвестного источника, повествующего как раз об этих событиях, – «Страданий гамбургских мучеников». Источник этот был открыт совсем недавно, потому выполненный замечательным переводчиком И. Дьяконовым перевод его с латыни на русский стал, вместе с тем, и его первой русскоязычной публикацией. - Как Вы обратились к этой теме? Чем Вас заинтересовали балтийские славяне, почему именно они стали предметом Ваших исследований? Историей я интересовался с детства, но конкретно о балтийских славянах узнал только после переезда в Германию. Так получилось, что я уже около 15 лет живу как раз на территории бывшего королевства ободритов, сейчас его части называется Мекленбургом и Гольштейном. Сначала меня очень заинтересовала местная северогерманская топонимика. Названия большинства здешних населённых пунктов звучат совершенно идентично русским: Рыбниц, Грибов, Раков, Тетеров, Росток… Также и фамилии у некоторых здешних немцев, особенно – происходящих из глубинки, по виду ничем не отличаются от обыкновенных русских. Репин, Бабин, Яромин, Гадов, Слива, Воевода и многие, многие другие – это реальные люди, которых мне приходилось встречать по тем или иным обстоятельствам и которые родились в Германии и считали себя коренными немцами. Я начал интересоваться этой темой, и очень скоро узнал о славянской истории этих земель. Чем больше я узнавал, тем больше было моё удивление, насколько значительна была роль славян в истории Германии, насколько хорошо она изучена и насколько мало о них сейчас знают обычные люди. Поэтому изначально мой интерес к балтийским славянам, наверное, начался с краеведения – я лично бывал во всех описанных в книге местах на территории южнобалтийской Славии, осматривал археологические памятники, особенности природы и местности, пытался понять, почему какие-то события происходили именно так, а не иначе. Вторая причина – интерес к своим собственным корням и попытка понять, чем духовно, физически и культурно отличаются русские и немцы, и почему так получилось. Основные события, приведшие к сложению современных русской и немецкой наций восходят к IX веку, образованию Древнерусского государства и окончательному оформлению империи Каролингов. Причём и то, и другое оказывается в некоторой степени связано с ободритами. - Каковы Ваши научные и творческие планы? Есть ли задумка новой книги, и, если да, то чему она будет посвящена? Да, разумеется, планов очень много, в том числе и задумка новой книги. Она будет посвящена рюгенским славянам, история которых также крайне интересна, важна для всего балтийского региона, связана с Древней Русью, но при этом практически не изучена. Эта работа должна получиться особенной. Дело в том, что остров Рюген и прилегающие к нему земли до реки Пены – на самом деле совсем небольшие по размерам территории. Археологических находок здесь, к сожалению, не так уж и много, так как исследовано было очень мало мест. Источников – тоже достаточно мало. Как мне кажется, здесь складывается та уникальная ситуация, что если взять период истории Рюгена между VI и XII вв., то технически можно будет попробовать объединить всю имеющуюся на настоящий момент информацию о племени рюгенских славян в одном издании. То есть – все сообщения источников о них в русских переводах, с подробным анализом особенностей каждого источника и исторического фона его повествования, большинство археологических находок и этимологий славянской топонимики. То, что на настоящий момент было опубликовано об этом в Германии и мои собственные наработки. Это будет работа совсем другого уровня, чем книга об ободритах – если эту идею удастся осуществить, то она не будет иметь аналогов. По крайней мере – в изучении славян в Германии. В более дальней перспективе – книга о язычестве балтийских славян. По обеим темам у меня накопился огромный материал, который, как мне кажется, был бы интересен и оказался бы полезным многим русскоязычным любителям истории. Сложности в этом плане возникают не с написанием книг, а с их изданием.

О красивых глазах написано много. Людей впечатляет их форма, разрез, глубина. Часто обсуждается и цвет. Кому-то нравятся голубые, кому-то - карие. О зеленых глазах пишут, что они обладают колдовской силой. И это неспроста.

Самый редкий цвет

Радужка настоящего зеленого цвета присутствует всего у 2% людей на Земле. Это самый редкий оттенок глаз. Зеленоглазые представители рода человеческого обитают в Исландии, Шотландии и, как ни странно, Турции. Достаточно много людей с изумрудными глазами можно встретить среди немцев.

И все-таки больше зеленоглазых на севере Европы. В Исландии зеленый или зеленовато-серый цвет радужки почти у 70% населения. В Шотландии - и того больше. В мире даже сложился стереотип о шотландцах, как об огненно-рыжих людях с зелеными глазами. Среди турков зеленоглазых около 20%.

В Азии и Южной Америке, на Востоке и в Африке зеленый цвет глаз настолько редок, что считается какой-то особой, экзотической красотой. В России он тоже встречается редко. Чаще можно увидеть людей со смешанным цветом: зеленовато-карим, серо-зеленым. Такие оттенки радужки обусловлены смешением генов разных народов: от славян и прибалтов - до кочевых монголов и татар.

Что «не так» с зелеными глазами

Генетики объясняют разные цвета глаз присутствием большего или меньшего количества пигмента меланина. У голубоглазых и сероглазых его очень мало, потому и радужка такая светлая. Максимум меланина в карих и черных глазах. Ген этих цветов даже считается доминантным (голубого - рецессивным, то есть тем, который обычно подавляется).

Зеленый оттенок радужки не существует в чистом виде. Он является смешением голубого (синего) и светло-карего цветов. У зеленоглазых строма - «опорная» ткань радужки - голубого цвета. На нее сверху накладывается коричневый пигмент липофусцин. При этом различают просто зеленый и болотный тона. Во втором случае в тканях радужной оболочки присутствует больше коричневого пигмента.

Почему зеленоглазых так мало

Столь сложная игра пигментов, дающая в результате красивый, насыщенно-болотный или зеленый оттенок, - почти ювелирное искусство, к которому природа прибегает редко. По этой-то причине зеленоглазых особей в человеческой популяции не так уж много. И хоть изумрудные глаза не дают своему обладателю никаких явных выгод, людьми они воспринимаются как уникальные и прекрасные.

Существует недоказанная теория о том, что гены зеленых глаз и и рыжих волос как-то связаны. Якобы этим и объясняется экзотическая внешность чистокровных шотландцев. Однако эта теория пока остается только теорией.

Колдовские очи

Зеленые глаза уникальны не только по причине нежелания природы тиражировать такую красоту. Свою лепту в уничтожение зеленоглазых собратьев внесли сами люди в Средние века. Массовый террор тогда устроила Священная Инквизиция. Больше всего досталось красивым и обладающим тайными знаниями женщинам с теми самыми зелеными глазами.

Не известно точно, когда именно и почему человечество стало считать таких дам ведьмами (возможно, из-за того, что они были редкостью и производили сильное впечатление). За 300 лет ярости Инквизиции на кострах сгорело порядка 40-50 тыс. человек. Основную их часть составляли соответствующие описанию «истинной ведьмы» зеленоглазые женщины и мужчины.

Все они были носителями тех самых уникальных генов. Так что до начала массового психоза под названием «охота на ведьм» в Западной и Восточной Европе было гораздо больше людей с такими редкими и красивыми изумрудными глазами.

«Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла от ужасной из них – равнодушия».

Х. Каллер

Равнодушие – страшнейший порок сегодняшней жизни. В последнее время мы настолько часто сталкиваемся с его проявлениями, что для нас такое «невозмутимое» поведение людей, к сожалению, уже не вызывает протеста.

Рядом с нами

Нас порой не столько огорчает ненависть – это всего лишь временное явление противоположного характера на пути к любви, – а именно человеческое равнодушие. Почему именно так? Равнодушие отравляет в человеке все живое, это черствость сердца и отсутствие душевности. При этом за такое поведение люди ответственности не несут.

Зачастую равнодушие – это способ защиты человека, попытка закрыться от жестокой критики или реальности. Например, если кого-то часто унижали или задевали обидными фразами, он будет стараться избежать негативных эмоций и не пойдет на контакт с окружающими. Чтобы его не трогали, к нему не цеплялись, он будет неосознанно изображать безразличие.

Хотелось привести несколько таких примеров из жизни:

  • Мальчики футболят котенка, как мяч, а прохожие проходят мимо, как будто не замечают.
  • Старушку толкнули – никто не помог подняться.
  • Ребенок плохо учится в школе, но ни один учитель не поинтересовался почему.
  • Ребенок пришел из школы с синяками, а мама не обратила внимания.
  • Кондуктор высадила плачущего ребенка на ближайшей остановке, потому что мальчик потерял деньги, которые мама дала ему на проезд в автобусе.
  • Старенькая соседка не выходит из квартиры несколько дней, но соседи даже не задумались почему.
  • В дорожной аварии пострадала семья. Мимо проезжают машины и снимают происходящее на телефон и т. д.

Таких примеров из повседневной жизни можно привести массу. И очень хотелось бы, чтобы люди задумались, прочувствовали, научились видеть человеческое горе как свое.

Не скупитесь на любовь

Равнодушие опасно тем, что постепенно может перерасти даже в психическое заболевание. Причинами безразличного поведения может быть длительный приём психотропных препаратов, заболевания психики, употребление наркотиков и алкоголя. Также чувство равнодушия может возникнуть после сильного стресса или шока – например, потери близкого человека. У подростков жестокость и равнодушие могут развиться из-за отсутствия внимания родителей, от нехватки любви, по причине насилия со стороны семьи.

На равнодушие вполне может повлиять алекситимия. Этот термин был предложен американским психоаналитиком П. Сифнеосом в 1969 г.

как «ограниченная способность к восприятию эмоций и их словесному выражению. Бесконечно описывая физиологические ощущения, больные не способны адекватно передать свои переживания».

Причины такого явления, с нашей точки зрения, лежат в нехватке любви родителей к своим детям. Ошибка этих родителей состоит в том, что они сами же приучают детей таить свои эмоции в себе. Они не пытаются понять ощущения и поступки своего ребенка, в итоге, когда он вырастает, он оказывается не в состоянии изведать это ощущение любви и быть милосердным к другим.

Одной из причин равнодушия в современном мире, мы видим растущий эгоизм (я, мне, мое, все для меня). Собственное «Я» становится выше всего, и все почему-то должны ему. Относясь к людям потребительски, человек теряет чувство сопричастности и сочувствия к окружающим.

О равнодушии можно говорить бесконечно, и это особенно сильно задевает каждого из нас, когда вопросы касаются наших близких и родных. Боль становится невероятно острой, когда, например, повзрослевшим детям родители становятся совершенно не нужны. Престарелых самых близких людей бросают на произвол судьбы побираться на паперти, а иной раз могут насильно вымогать у них последние деньги от пенсии на спиртное.

Равнодушие приводит к разрушению личности, мешает гармоничному существованию человека. Поэтому так важно правильно воспитывать своих детей. Нужно с самого детства учить малышей щедрости, отзывчивости и доброте, чтобы они могли сопереживать, поддерживать и оказывать помощь окружающим. Всегда важно помнить о том, что иногда от вашего личного примера в поведении может зависеть жизнь другого человека, и не важно, кто вы – доктор, водитель или просто прохожий.