Фактор риска - это что такое? Факторы риска развития заболеваний. Увеличение степени риска связано. Химические и биологические факторы опасности

Тема 8: Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: определения «биологический анамнез», «аномалии развития», «вскармливание», «естественное вскармливание»; преимущества естественного вскармливания перед смешанным и искусственным; преимущества женского молока перед коровьим, принципы успешного грудного вскармливания

понимать: особенности формирования здоровья в различные периоды онтогенеза

В ходе самостоятельной работы студент должен

овладеть навыками (уметь) : оценивать биологический анамнез, уровень стигматизации ребенка.

2. ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 мин.

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Детская поликлиника №1 МУЗ ГКБ№6

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

1. Проверка посещаемости -3 мин.

2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 42 мин.

3. Перерыв – 10 мин

4. Текущий контроль знаний студентов, корректировка знаний (см. «Тесты и типовые задачи заключительного уровня») - 30 мин.

5. Заключение по занятию - 12 мин.

6. Задание к следующему занятию - 3 мин.

5. ОСНАЩЕНИЕ СЕМИНАРА:

· Мультимедийная презентация

6.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определения «биологический анамнез», «факторы риска биологического анамнеза», «малые аномалии развития», «уровень стигматизации», «вскармливание», «Естественное вскармливание»

2. Перечислите периоды онтогенеза.

3. Укажите факторы риска в каждом из периодов онтогенеза.

4. Приведите примеры малых аномалий развития различных систем и органов.

5. Назовите преимущества естественного вскармливания перед смешанным или искусственным.

6. Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.

7. Назовите принципы успешного грудного вскармливания по Совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ.

Самостоятельная работа:

Оценить биологический анамнез по предложенной истории развития ребенка и дать заключение.

Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

Биологический анамнез. Оценка биологического анамнеза. Понятие о малых аномалиях развития. Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья. Преимущества грудного вскармливания.

Биологический анамнез (особенности онтогенеза) включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

· антенатальный (I и II половина беременности),

· интранатальный,

· ранний неонатальный,

· поздний неонатальный,

· постнатальный ранний,


· постнатальный поздний.

1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):

Токсикозы I и II половины беременности;

Угроза выкидыша;

Экстрагенитальные заболевания у матери (соматические заболевания);

Профессиональные вредности у родителей;

Отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;

Хирургические вмешательства;

Вирусные заболевания во время беременности;

Посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.

2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

Характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);

Пособие в родах;

Оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

Оценка по шкале Апгар;

Крик ребенка;

Диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

Срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

Срок вакцинации БЦЖ;

Время отпадения пуповины;

Состояние ребенка при выписке из родильного дома;

Состояние матери при выписке из родильного дома

4) поздний неонатальный :

Родовая травма;

Асфиксия;

Недоношенность;

Гемолитическая болезнь новорожденного;

Острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

Ранний перевод на искусственное вскармливание;

Пограничные состояния и их длительность

5) постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:

Повторные острые инфекционные заболевания;

Наличие рахита;

Наличие анемии;

Расстройства трофики тканей в виде дистрофии типа гипотрофии или паратрофии;

Наличие диатезов.

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Оценка биологического анамнеза:

Факторы риска - это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на состояние здоровья. Сами по себе они не являются причинами заболеваний, однако могут послужить той самой движущей силой , которая запустит патологические процессы в организме.

Что означает «фактор риска» и как его определить?

В некотором смысле фактор риска - это предвестник болезни, который ни в коем случае нельзя отождествлять с ее непосредственными причинами. Этиологические факторы, в отличие от факторов риска, прямо воздействуют на организм и вызывают нарушения. К таковым относят патогенные микроорганизмы, химические реагенты, травмы и т. д.

Для вызова сбоя в работе организма, важно сочетание факторов риска и тех причин болезни, которые стали толчком для его развития. Зачастую выделить одну причину оказывается невозможным, поскольку чаще всего патология возникает из-за воздействия целой цепочки неблагоприятных условий, связанных между собой.

Сколько всего существует факторов для развития болезней?

Назвать основные факторы риска не так просто, как может показаться на первый взгляд . Так, в середине прошлого века ученые составили перечень наиболее неблагоприятных для здоровья человека условий, состоящий из 1000 позиций. С того момента число вероятных факторов риска возросло в три раза.

Для наглядности и удобного пользования списком следует разбить его на несколько категорий, т. е. классифицировать потенциально опасные для здоровья условия и обстоятельства. Стоит сразу обратить внимание, что присутствие нескольких факторов риска одновременно является основанием для суммирования их эффекта.

Влияние окружающей среды как причина развития патологий

К первой группе целесообразно отнести неблагополучную окружающую среду. Неподходящие природно-климатические условия как фактор риска развития заболеваний являются наиболее распространенным признаком, сигнализирующим о потенциальной опасности для здоровья. К данной категории относят различные элементы внешней среды, свидетельствующие об ухудшении экологической ситуации в регионе:

  • загрязненная вода и воздух;
  • насыщение почвы канцерогенами и радиацией;
  • внезапные смены атмосферных явлений;
  • низкая влажность воздушных масс;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • магнитные бури.

Последствия неблагоприятных условий внешней среды

Результаты исследовательских разработок подтверждают реальность теории о косвенном воздействии природно-климатических условий на организм человека. Практически нет таких заболеваний, которые не были бы связаны с действием данных факторов риска. Это находит свое объяснение и в том, что некоторые недуги имеют выраженную географическую локализацию. Например, риск развития онкологического заболевания наиболее высок в регионе с превышающим норму радиационным фоном; население, повсеместно употребляющее воду с критичным уровнем фтора, имеет огромные шансы заболеть эндемическим флюорозом .

Вред здоровью своими руками: «человеческие» факторы риска

  • злоупотребление алкоголем;
  • табакокурение;
  • нерациональное и вредное питание;
  • тяжелый физический труд;
  • стрессы и переживания;
  • безграмотное применение лекарственных средств;
  • наркомания;
  • гиподинамия.

Психоэмоциональные расстройства являются весьма распространенными предпосылками для возникновения патологических процессов. Эти «универсальные» факторы чаще всего вызывают заболевания нервной системы, нарушения психики. Не реже встречаются болезни, активизировавшиеся на фоне некачественного питания. Из-за потребления недостаточного количества ценных веществ или поедания вредных продуктов возникают патологии желудочно-кишечного тракта, печени и почек, снижается иммунитет. Подходящим условием для возникновения патологий суставов, позвоночника и связок является гиподинамия, причиной которой, в свою очередь, является малоподвижный образ жизни.

Генетическая наследственность и шансы заболеть

Наследственная предрасположенность - это фактор риска множества заболеваний, имеющих генетическую природу. Данное условие объединяет под собой три типа болезней, связанных между собой в большей или меньшей степени:

  • Врожденные патологии. Большинство из них не поддаются лечению, их причинами являются хромосомные и генные нарушения (синдром Дауна, фенилкетонурия , гемофилия).
  • Наследственные болезни, которые развиваются при воздействии дополнительных факторов. К таковым относят сахарный диабет, подагру, ревматизм, онкологические заболевания, психические расстройства.
  • Недуги, появление которых объясняется наследственной предрасположенностью. В их число входит гипертония, язвенные болезни ЖКТ , астма, атеросклероз, ишемические болезни сердца и другие.

Действительно, заболеваний, причиной возникновения которых является генетическая наследственность, известно порядка трех тысяч, причем они связаны с процессами метаболизма, работой эндокринной системы, изменениями в составе крови, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Некачественное здравоохранение как фактор риска

Несколько слов следует сказать и о четвертой группе факторов возникновения риска для здоровья. Речь о низком уровне здравоохранения в государстве. Косвенными причинами развития нарушений жизнедеятельности организма являются:

  • несвоевременность оказания медицинской помощи;
  • низкое качество предоставляемых услуг в сфере здравоохранения;
  • неэффективность проводимых государством профилактических мероприятий.

Таким образом, обязательным условием для снижения показателей смертности и заболеваемости является квалифицированность оказываемой населению медицинской помощи. Однако не менее важной можно назвать профилактику факторов риска. Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Кстати, эти слова принадлежат великому Гиппократу.

Значение профилактики

Термин «профилактика» используется не только в медицинской сфере, но и в тех научных областях, где важно предотвратить наступление каких-либо негативных последствий. Соответственно, в отрасли здравоохранения данное понятие означает предупреждение развития и выявление факторов риска болезней.

Мероприятия по профилактике условно можно разделить на первичные и вторичные. Если в первом случае предупредительные меры будут направлены на исключение возможности возникновения патологии, то целью проведения вторичной профилактики станет торможение прогрессирования уже имеющегося заболевания. Любые действия предупредительного характера являются медицинскими, гигиеническими, социально-экономическими и пр. Профилактику также разделяют на общественную и личную, т. е. мероприятия для предотвращения массовых заражений (обязательная вакцинация) и защиты индивидуума.

Как научить население выходить из группы риска?

Главным условием эффективности мер, направленных на предупреждение возникновения и развития болезней, является гигиеническое воспитание населения, его знания о санитарных нормах. Интересно, что идеи о необходимости ведения профилактической политики зародились практически одновременно с осознанием важности диагностики и лечения. Еще в письменах глубокой древности можно было найти подтверждение тому, что люди имели некоторые представления о гигиене и здоровом образе жизни. Однако раскрыть причины повальных инфекционных заболеваний ученым удалось лишь в позапрошлом веке, что и позволило ощутить острую потребность в развитии сферы здравоохранения.

На сегодняшний день профилактика при наличии факторов риска является одним из ведущих направлений современной социальной медицины . Действующей системой здравоохранения регулярно предпринимаются попытки донести до населения значимость проведения предупредительных мер, к которым относят:

  • пропаганду здорового образа жизни;
  • организацию и бесплатное проведение профилактической вакцинации для детей и взрослых;
  • ежегодные и целевые обследования специалистами;
  • диспансеризацию;
  • соблюдение элементарных правил гигиены.

Как с помощью здорового образа жизни бороться с факторами риска?

В свою очередь программы по первичной профилактике при наличии факторов риска заболеваний должны составляться по принципу установок на здоровый образ жизни. Главные роли в работе предупредительного характера с жителями регионов принадлежат участковым и семейным терапевтам, медсестрам , педагогам, работникам детсадов, средствам массовой информации. При этом следует учитывать, что образ жизни населения является весомым показателем эффективности действующей в государстве системы профилактики. Не секрет, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • наличие достаточной двигательной активности;
  • осуществление интеллектуальной деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • регулярный отдых и сон;
  • отказ от вредных привычек.

Образ жизни и показатели здоровья населения также находятся в прямой зависимости друг от друга. Ярким примером тому служит факт повышенной частоты заболеваний пневмонией у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Причиной данного явления можно назвать неблагоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, которая , как было указано выше, относится ко второй группе факторов риска.

Негативно на здоровье может отразиться и отсутствие режима дня и приема пищи у ребенка , лишенного полноценного родительского внимания. Так, последствиями «перекусов на ходу» или частого употребления фастфудов (чипсов, хот-догов, бургеров , картофеля фри и т. д.) становятся гастриты и дуодениты.

Человеку, животным и окружающей среде в целом могут угрожать биологические факторы, возможны как на рабочих местах, так и в домашних условиях. Поэтому во избежание поражения ними является очень важной задачей.

Биологические (греч. Bios - жизнь и logos -слово, учение) факторы опасности - факторы, обусловленные действием различных живых организмов.

К ним относятся макроорганизмы (растения и животные) и патогенные микроорганизмы, возбудители инфекционных заболеваний (бактерии, вирусы, грибки, риккетсии, спирохеты, простейшие).

Макроорганизмы (ядовитые растения и животные). Токсичное вещество ядовитых растений е различные соединения, относятся преимущественно к алкалоидов, гликозидов, кислот, смол, углеводородов и т.д. (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Характеристика действия ядовитых растений на организм человека

По степени токсичности растения делятся на ядовитые (белая акация, бузина, ландыш, плющ и т.д.), очень ядовитые (наперстянка, олеандр и др.) И смертельно ядовитые (белена черная, белладонна, дурман обыкновенный).

Среди животных организмов ядовитые формы встречаются чаще, чем среди растений. Яды, производимые животными, являются химическими факторами, которые участвуют в межвидовых взаимодействиях. Представители фауны всех этапов эволюционного развития используют химические вещества для нападения или защиты (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Характеристика действия яда животных на организм человека

Название животного организма

Воздействие на организм человека

Паук (тарантул)

Очень сильные болевые ощущения, головная боль, слабость, нарушение сознания, судороги, тахикардия, повышение давления, летальные случаи

Укусы, покраснение, зуд, состояние общего отравления

Насекомые (осы, пчелы, муравьи, жуки)

Аллергические реакции, анафилактический шок, воспаление, болевые ощущения, летальный исход

Рыбы (скаты, морские драконы, скорпены)

Уколы, слабость, возможна потеря сознания, диарея, судороги, нарушение дыхания, снижение давления, летальные случаи

Рептилии (кобры, змеи)

Паралич скелетной и дыхательной мускулатуры, угнетение функций нервной и дыхательной систем, вялость, апатия, торможение рефлексов, патологический сон, летальные случаи

Патогенные микроорганизмы. Возбудители инфекционных заболеваний являются носителями определенных свойств, к самым главным из которых относятся патогенность, вирулентность, устойчивость в окружающей среде, изменчивость, специфичность.

Патогенность - это способность живых существ (как правило, микроорганизмов), а также продуктов их жизнедеятельности вызвать заболевания других организмов. В зависимости от размеров, строения и свойств патогенные организмы делятся на бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и т.

Вирулентность - агрессивные свойства микроорганизмов по отношению к организму животного и человека. Вирулентность различных штаммов микроорганизмов неодинакова. По мере ее является минимальное количество живых микроорганизмов, способных вызвать смерть подопытных животных (минимальная летальная доза). Чаще применяют среднюю смертельную дозу, что приводит к 50% гибели животных.

По устойчивостью в окружающей среде, то есть способностью противостоять его влиянию, микроорганизмы классифицируют на малоустойчивы, среднестойкие и устойчивы.

Изменчивость - способность живых организмов приобретать новые признаки, отличных от присущих предкам, в процессе индивидуального развития. Она обеспечивает появление определенных особенностей, благодаря чему образуются новые виды и происходит историческое развитие биосферы.

Важным свойством патогенных микроорганизмов является специфичность, которая выражается в том, что каждый вид по-разному действует на организм, вызывает специфическую болезнь и иммунологическую устойчивость организма. Поэтому инфекционные заболевания имеют характерные симптомы.

К возбудителям инфекционных заболеваний относятся различные виды микроорганизмов - бактерии, вирусы, грибки и тому подобное. Вызванные ими инфекции могут распространяться на большие территории, что приводит к возникновению эпидемий, которые охватывают значительное количество населения.

Составляющими эпидемического процесса является источника инфекции (человек, животные, растения), пути ее передачи и восприимчивость населения. Инфекционные болезни распространяются преимущественно при контакте (прикосновение, порез на коже, через рот или половым путем) и дыхании. Наиболее рискованный прямой контакт с кровью или выделениями больного. Инфекции также могут передаваться с помощью предметов, загрязненных кровью или выделениями больного, и через переносчиков (непрямой контакт) - комаров, вшей, мух и др.

Разновидность патогенных микроорганизмов, различные патогенность и вирулентность, проникновения в организм в неодинаковой количества, неодинакова резистентность проявляются в различных течения заболевания. Поэтому учитывают проявления не только типичных, а и бессимптомных (скрытых) форм. Степень проявления инфекционного процесса, то есть взаимодействия между возбудителем и организмом человека, разделяют на три вида: типичная, атипичная и скрытая формы инфекции. Типовом вида течения инфекционного процесса свойственны типичные формы заболевания. Видоизменение существенных признаков типичной инфекции или интенсивности ее проявления определяют как атипичную (амбулаторную, абортивную ) форму. В группу скрытых (латентных, дремлющих) инфекций относятся все формы, при которых отсутствует клиническое проявление заболевания. С эпидемиологического точки зрения важно, что независимо от степени проявления инфекции ее носитель представляет угрозу для окружающих.

От инфекционных заболеваний защищает кожный покров и иммунитет - невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Он может быть естественным и искусственным, пассивным и активно приобретенным.

Группы инфекционных заболеваний. В зависимости от общих характерных признаков инфекционных болезней, связанных с локализацией возбудителя в организме человека и механизмом передачи инфекции, все инфекционные заболевания делятся на четыре основные группы (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Группы инфекционных заболеваний

группы заболеваний

заболевания

локализация возбудителя

Пути передачи инфекции

Инфекции дыхательных путей

респираторно вирусные заболевания (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция и др.), ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез

Верхние дыхательные пути

Воздушно-капельный

кишечные инфекции

Дизентерия, брюшной тиф, паратиф, холера, вирусный гепатит, полиомиелит

кишечник

Через продукты питания, воду, землю, бытовые предметы, мух

кровяные инфекции

Малярия, сыпной и обратный тиф, клещевой энцефалит

кровеносная система

Через укусы переносчиков (комаров, клещей, блох, вшей, москитов и др.)

Инфекции наружных покровов

Чесотка, столбняк

Кожа, слизистые оболочки

Контактный путь

Инфекционные болезни и инвазии, происходящих в аграрном комплексе, классифицируют по их возбудителем:

Бактериальные (туберкулез, бруцеллез, сальмонеллез, лептоспироз, сибирская язва, листериозом, эризипелоид, чума, туляремия)

Вирусные (бешенство, орнитоз, холера)

Риккетсиоз (лихорадки)

Грибковые (актиномикоз, бластомикоз, кандидоз, кокцидиоидоз, криптококкоз, микроспория, трифофития, гистоплазмоз, эпидермофития)

Простейшие (эхинококкоз, тениоз, трихинеллез).

Особенно опасными инфекциями является холера, сибирская язва, чума, туляремия.

Профилактика инфекционных заболеваний. Она предполагает воздействие на источники инфекции, пути ее передачи и человека, который контактирует с инфекционным больным. К мерам профилактики относятся: иммунизация, раннее, активное и полное выявление больных, их своевременная изоляция, карантин и обсервация, госпитализация и лечение, проведение дезинфекционных мероприятий в очаге инфекции и тому подобное.

Основным методом профилактики инфекций является иммунизация - введение в организм ослабленных возбудителей или токсинов для приобретения иммунитета. В случае установления факта возникновения массовых инфекционных заболеваний вводят карантин - комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидации очага поражения. Обсервации называют меры, предусматривающие усиленное медицинское наблюдение за очагом инфекции. Дезинфекция (обеззараживание) - комплекс специальных мероприятий, предусматривающих уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей среде. Видами дезинфекции являются:

а) дезинсекция - уничтожение насекомых - переносчиков инфекционных заболеваний;

б) дератизация - истребление эпидемически опасных грызунов.

Эти мероприятия проводятся с целью предотвращения передачи возбудителя от больных людей к здоровым.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную. Для дезинфекции используют физические и химические методы, а также комбинированный, при котором физические и химические методы обеззараживания применяют одновременно (например, стирка белья в горячей воде с мылом).

Методы дезинфекции. Физическую дезинфекцию осуществляют с помощью механических, термических и лучевых средств. Механические средства (чистка, протирка, мойка, стирка, вытряхивание, подметание, проветривание) обеспечивают удаление микроорганизмов, но не их уничтожения. Использование пылесоса позволяет удалить до 98% микроорганизмов. Вентиляция эффективна, если ее продолжительность составляет не менее 30-60 мин.

Термические средства (горячий воздух, водяной пар, кипячение, пастеризация, сжигание, прожигание, высушивание и др.) Основаны на применении высоких и низких температур. Глажка белья является дезинфицирующим средством, однако он действует поверхностно. Замораживание не вызывает гибели микроорганизмов, но со временем уменьшает их количество.

Лучевые средства обеззараживания заключаются в использовании солнечного света, ультрафиолетовых лучей, радиоактивного излучения. Прямые солнечные лучи губительно действуют на возбудителей инфекционных заболеваний, однако этот метод зависит от времени года, погоды и является вспомогательным. Ультрафиолетовое облучение (бактерицидные лампы) обеззараживает воздух в операционных, процедурных и тому подобное. Радиоактивное излучение действует на все виды микроорганизмов и их споры. Чаще всего ионизирующим излучением в заводских условиях стерилизуют инструмент для одноразового использования. В некоторых случаях дезинфицируют ультразвуком.

Химические методы дезинфекции. Они основаны на использовании различных химических веществ, имеют неодинаковую действие на микроорганизмы: бактерицидное (убивают бактерии), бактриостатичну (подавляют жизнедеятельность), вирулицидную (уничтожают вирусы), фунгицидное (борются с грибками)

Средства мягкой дезинфекции применяют для дезинфекции кожи рук, одежды, белья, средства сильной дезинфекции - для обеззараживания очень загрязненных материалов (стула, обувь, туалетов и т.д.).

К химическим средствам относятся: хлор и его соединения (растворы хлорной извести, хлорамин), галогены (спиртйод, йодонат, раствор Люголя), окислители (перекись водорода, перманганат калия), фенолы (фенол, лизол), спирты (этиловый, метиловый) , альдегиды (формалин, формальдегид), кислоты, щелочи, красители, соли тяжелых металлов и др.

Антисептика. Избежать негативного влияния биологических поражающих факторов позволяют методы антисептики (греч. Anti - против и septikos - гнойный) - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологическом очаге или организме в целом.

Различают физические, механические, химические и биологические методы антисептики. Физические методы позволяют создать в ране неблагоприятные условия для развития бактерий и всасывание токсинов и продуктов распада. Этому способствуют внешнее дренажирование инфицированной раны тампонами, дренажами, а также ее высушивания с помощью световых и тепловых процедур (облучение соллюкс, кварцем). Механические методы охватывают приемы, направленные на скорейшее (в первые часы) удаление из раны некротических тканей, сгустков крови, инородных тел, а вместе с ними микроорганизмов. Химические методы обеспечивают уничтожение микробов в ране с помощью антисептических средств (бактерицидных или бактериостатических). Биологические методы (антисептики) направлены на повышение защитных сил организма и создание неблагоприятных условий для развития микроорганизмов (антибиотики, ферменты, иммунные сыворотки).

Ограничению контактов с инфекционным агентом также способствует соблюдение правил личной гигиены при уходе за больным.

Землетрясение;- холод;

Пожар;- водоемы;

Жара;- гроза;

Наводнение;- сильный снегопад;

Ураган;- сильный ливневый дождь;

Химические и биологические факторы опасности

Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:

Промышленные яды (растворители, красители);

Ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;

Лекарственные препараты, применяемые не по назначению;

Химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;

Боевые отравляющие вещества.

В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества делятся на:

Токсические;

Раздражающие;

Мутагенные;

Канцерогенные;

Наркотические;

Удушающие и т.д.

Токсичные вещества – это вещества, которые вызывают отравление всего организма человека или влияют на отдельные системы человеческого организма (например, на центральную нервную систему). Эти вещества могут вызывать патологические изменения определенных органов, например, почек, печени. К таким веществам относятся такие соединения, как угарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот или щелочей.

Раздражающие вещества – вызывают раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, пары кислот, щелочей, аммиак).

Мутагенные вещества приводят к нарушению генетического кода. Это – свинец, радиоактивные вещества.

Канцерогенные вещества вызывают, как правило, злокачественные новообразования – опухоли. К таким веществам относятся асбест, никель, хром.

Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).

Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).

Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.

Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют как аллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.

Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.

Биологические факторы опасности

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.

Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.

Биологическими опасными и вредными факторами являются:

Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);

Растения и животные.

Бактерии – типичные представители микроорганизмов. Бактерии вездесущи и выносливы. Они не погибают ни в вечной мерзлоте, ни в космосе, не страшно для них и воздействие смертельной для человека дозы радиации.

Бактериальными заболеваниями являются: чума, туберкулез, менингит, столбняк и т.д.

Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке.

Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.

Патогенные грибы вызывают болезни растений, животных и человека.

Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения.

По степени токсичности растения делятся на:

Ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;

Смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).

Животные:

Скорпионы – укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура);

Клещи – вызывают болезнь чесотку.

Психофизиологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.

Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими .

Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:

1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).

2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.

3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).

4. Повышенная эмоциональность.

5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.

2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).

3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).

4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).

Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.

Физическая деятельность – деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и т.п.).

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.

Catad_tema Наркотическая зависимость - статьи

Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков

В.Д. Москаленко

Национальный научный центр наркологии МЗ РФ, Москва, Россия

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) подростками растет, и уже превратилось из феномена в эпидемию. Большинство подростков прибегают к употреблению многих ПАВ. От 70 до 98% подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами . Обнаружена линейная взаимосвязь: чем тяжелее проявления антисоциальной личности, тем выше частота алкогольной зависимости. Употребление наркотиков также ассоциировано с тяжестью проявлений антисоциальной личности как среди мужчин, так и среди женщин [б]. Родительский алкоголизм часто сосуществует с антисоциальным поведением как самих родителей, так и их детей. К факторам риска относят поведение, приводящее к столкновению с полицией. В группе с наличием этого фактора 18,8% подростков употребляли запрещенные наркотики в сравнении с 1,6% тех, кто не имел трудностей с полицией .

S. Kuperman et al. описывают 3 группы факторов риска для подростков, у которых можно диагностировать алкоголизм в зрелом возрасте. Эти же факторы авторы считают предикторами. 1) Характеристики родительского дома (негативные взаимоотношения в парах родитель-ребенок) и окружающей среды (школьные и личные трудности). 2) Характеристики поведения ребенка (вызывающее поведение, плохой контроль импульсов, беспокойство и трудности концентрации внимания). 3) Раннее начало экспериментирования с алкоголем и табаком. Приведены следующие данные. Если молодые люди начинали употреблять алкоголь ранее 15-летнего возраста, то в возрасте 18-29 лет среди них находили 40% больных алкоголизмом. Если же молодые люди начинали употреблять алкоголь после 19 лет, то лишь 10% среди них становились алкоголь-зависимыми .

В течение 6 лет 3 раза обследовали 187 мальчиков. В 10-12 лет изучали функционирование и трудности темперамента, в 12-14 лет - агрессию и принадлежность к делинквентным сверстникам, в 16 лет -употребление ПАВ. Результаты: низкий уровень функционирования и трудный темперамент связаны с увеличением агрессии и с принадлежностью к делинквентным группам. Последние факторы связаны с увеличением употребления ПАВ. Связь между трудным темпераментом и употреблением ПАВ была полностью опосредована через агрессию и принадлежность к делинквентным группам .

Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов, включают следующие характеристики подростков :

  • гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве;
  • отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте;
  • антисоциальное поведение;
  • столкновения с правоохранительными органа ми;
  • низкий уровень реакции па алкоголь (способ ность не пьянеть);
  • тревога и депрессия;
  • раннее начало употребления ПАВ;
  • внешний локус контроля;
  • благоприятное отношение к выпивкам,
  • недостаток религиозной приверженности;
  • поиск новых стимулов, высокая потребность возбуждении.

Разграничение факторов риска по группам условно. Семья - это та область, где встречаются, сосуществуют и взаимодействуют генетические, индивидуальные и средовые (в значении внутрисемейная среда) факторы.

Факторы, связанные с семьей

В последнее время в наркологии уделяют внимание теории семейных систем .

Система - это целое, поддерживаемое взаимодействием его частей. Семейная система характеризуется структурой и поведением. Структуру составляют такие подсистемы, как родители, дети, другие члены семьи. Эти подсистемы постоянно взаимодействуют между собой. В результате этого каждый член семьи обретает смысл и значение. Самое раннее представление ребенка о себе обеспечивается взаимодействием членов семейной системы.

Другими элементами семейной структуры являются границы и треугольники. Для понимания границ важно иметь в виду, что каждая подсистема играет свою роль. Роль должна быть четко определена для того, чтобы поддерживать функционирование семьи. Треугольники (самый распространенный - родители и ребенок) нарушают границы, добавляя третьего члена, обычно ребенка. Ребенок может отвлекать других членов от стрессовой ситуации, переключая внимание на себя.

Поведенческие черты включают в себя гомеостаз, слияние и разъединение. Гомеостаз относится к состоянию, когда система регулируется сама собой, оставаясь постоянной, и в то же время реагирует на внешние силы. Слияние или разъединение отражают уровень привязанности и отстраненности между членами семьи. Семья может использовать третьего члена («козла отпущения») для облегчения стрессовой ситуации. Семья остается важной для развития всех ее членов на любой стадии жизненного цикла,

В соответствии с теорией семенных систем, взаимоотношения и взаимодействия между членами семьи являются важнейшими компонентами, влияющими на жизнь подростка. Члены семьи представляют собой модели поведения для подростка и являются источником подкрепления поведения подростка. Нарушение нормального функционирования семьи может укрепить негативное влияние других систем на поведение подростка - таких, как сверстники, школа, община. Например, конфликт между родителем и подростком может привести к тому, что подросток примкнет к группе лиц, употребляющих наркотики.

Теория семейных систем признает, что употребление ПАВ подростком - это не только проблема подростка, по и проблема семьи. Следовательно, употребление IIAB подростком можно рассматривать как продукт семейных взаимоотношений и взаимодействий, равно как и симптом дисфункции семьи, относящийся к неспособности семьи в выполнении тех задач, которые ставит каждая стадия жизненного цикла семьи.

Итак, подросток с употреблением ПАВ является не только носителем индивидуальной проблемы, но и носителем проблемы семьи.

В многочисленных исследованиях основным источником как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.

С семьей связаны как генетические, так и средовые (внутрисемейная среда) факторы. Причем, генотип и среда могут сочетаться и взаимодействовать неслучайным образом. Выдвигалась гипотеза о генно-средовой корреляции. Генно-средовая корреляция указывает, насколько индивиды подвергаются воздействию определенных факторов окружающей среды. Выбор той или иной среды рассматривают как функцию генетического предрасположения.

Эти корреляции важны в изучении психопатологии, поскольку они идентифицируют факторы среды, которые могут поддерживать экспрессию генетической подверженности данному расстройству. В одной из работ провели изучение корреляции между генетическими подверженностями злоупотребления алкоголем и наркотиками и перцепциями социального окружения в родительской семье и школе. По почте собрали данные у 85 пар моно- и 77 пар дизиготных близнецов из общей популяции. Близнецы заполняли опросники относительно злоупотребления алкоголем и наркотиками, шкалу семейного окружения, шкалу классного окружения в школе и опросник травматических событий.

Установили, что генетическая подверженность злоупотреблению алкоголем и наркотиками была ассоциирована с понижением воспринимаемых семейных морально-религиозных ценностей, со снижением семейной сплоченности и со снижением ориентации на задание в классе и с повышением воспринимаемого порядка и организации (строгости дисциплины) в классе. Авторы сделали вывод, что генно-средовые корреляции, в частности, морально-религиозные ценности дома, представляются важными в развитии злоупотребления психоактивными веществами .

Структура семьи рассматривалась среди факторов, относящихся к злоупотреблению подростками ПАВ. Предполагали, что семьи с одним родителем либо смешанными - биологическими и адоптивны

ми - родителями могут предрасполагать подростка к проблемам, вызванным употреблением ПАВ. Результаты исследований оказались противоречивыми. Одни авторы находили связь подобной структуры семьи с употреблением и злоупотреблением ПАВ подростками, другие - не находили этой связи

Выяснилось, что большое значение имеет тип или качество взаимоотношений между родителями и подростком при любой структуре семьи. Было установлено, что наличие в семье твердых правил, родительского мониторинга может существенно смягчить употребление подростками алкоголя, марихуаны и кокаина. Эти защитные факторы важны для подростков обоего пола .

Недавний развод родителей может быть стрессором для подростка и поэтому может влиять на потребление алкоголя. Давно пережитый развод родителей может быть меньшим стрессором. Вопрос о том, как употребляют ПАВ дети давно и недавно разведенных родителей изучали на 24599 учащихся 8-х классов (50,4% женщины) из 1052 школ. Пережили развод родителей более 4 лет назад 24,7% учащих и 14,4% пережили развод в период наблюдения, который длился 4 года - до 12 класса. Учитывали частоту и интенсивность потребления алкоголя, появление в школе в нетрезвом состоянии.

Установили, что дети, чьи родители развелись не давно (в рамках 4-летнего периода), были более склонны употреблять алкоголь в более высоких дозах и чаще появлялись в школе нетрезвыми, чем дети давно разведенных родителей и чем дети из полных семей. По частоте употребления алкоголя дети давно и недавно разведенных родителей не отличались, но отличались по частоте употребления более высоких доз алкоголя. Чаще в больших дозах пили дети недавно разведенных родителей. Результаты по мнению авторов, могут объясняться тем, что дети недавно разведенных родителей находятся под стрессом либо они моделируют поведение своих родителей. Возможно, что разиод был связан с повышенным потреблением алкоголя родителем Кроме того, дети, перенесшие развод родителей могут быть психологически более ранимыми и поэтому они испытывают на себе большее давление сверстников .

Важное роль отводят таким семейным характеристикам, как сплоченность (cohesion) и твердости. (hardiness). Под сплоченностью понимают способность семьи работать вместе, особенно во время стресса.

Твердость - это способность семьи использовал свои сильные стороны в преодолении стресса в течение какого-то времени. Сплоченность и твердость признают важными характеристиками защиты подростка от употребления и злоупотребления ПАВ.

В течение 2 лет четырежды, с 6 месячным интервалом, обследовали 840 подростков (443 мальчиков и 397 девочек). Анализ показал, что семейная социальная поддержка ассоциирована с понижением потребления алкоголя среди респондентов. В этом же направлении действуют факторы религии, школьной успеваемости и поведение сверстников .

Взаимная привязанность в паре родитель-ребенок в.течение детского и подросткового возраста сочетается с такими личностными особенностями, как ответственность, мало выраженное бунтарство, нетерпимость к девиантному поведению. Прослеженные лонгитудинально до конца третьего десятилетия жизни юноши с подобными чертами не были склонны к употреблению ПАВ . Близость к матери, даже если она употребляет алкоголь, оказалась существенным защитным фактором, направленным против употребления алкоголя молодыми людьми 16-19 лет. Подростки, чьи матери злоупотребляют алкоголем, показали низкую степень привязанности к матери и были сами склонны к злоупотреблению алкоголем .

По нашим наблюдениям, важное защитное влияние оказывают гармоничные взаимоотношения не только в паре родитель-ребенок, но это не менее важно - в паре мать-отец. Если эти взаимоотношения позитивные, то подросток чувствует себя комфортно в семье и может отказываться от употребления ПАВ.

Факторы риска и защиты рассматривают как дискретные группы факторов, а не как континуум, в котором присутствие фактора означает повышение риска, а отсутствие фактора риска означает защиту.

Авторы суммируют факторы защиты следующим образом: позитивные семейные взаимоотношения, низкий уровень родительской вседозволенности и надежное окружение. При наличии их снижаются такие показатели, как количество ПАВ, употребленных в течение жизни, возраст инициации, употребление ПАВ в течение последнего месяца, принятие ПАВ, предложенных в последнее время. Пол является важным модератором всех факторов. Результаты не отличаются существенно среди лиц различной этничности .

Были сделаны попытки установить те факторы инициации употребления ПАВ, которые можно установить еще до подросткового возраста ребенка. Выделили 3 семейных фактора. 1. Правила. Это существующие в семье требования относительно времени отхода ко сну ребенка, о выполнении домашней работы, четкость и ясность правил, согласие родителей о правилах, наличие правил употребления алкоголя, правила о просмотре телепередач. 2. Мониторинг. Ребенок звонит родителям относительно своей задержки возвращения домой, дети имеют возможность быть в контакте с родителями. Родители знают о местонахождении их детей, о том с кем и чем занимаются дети после школы. Родители знают, с кем дружит ребенок. 3. Привязанность и приверженность семье. Родители и дети сообщают, что они делятся мыслями и чувствами. Дети говорят о своей близости к матери и отцу (или фигурам, их заменяющим), о желании быть похожим на мать или отца. Родители отмечают, что дети спонтанно, по своей инициативе помогают в домашнем хозяйстве и хотят порадовать мать и oтца.

В исследовании изучали влияние этих семейных факторов и влияние групп сверстников на инициацию употребления алкоголя, сигарет, марихуаны учащимися. Детей обследовали дважды - в 11-летнем и 12-летнем возрасте. Установили, что просоциальные процессы в семье, т.е. наличие правил, мониторинга и привязанности существенно влияет на снижение выбора антисоциальных сверстников. Наличие в семье указанных трех факторов существенно снижает инициацию употребления ПАВ детьми, даже в тех случаях, когда они примыкают к группе антисоциальных сверстников. Авторы указывают, что влияние семьи с возрастом ребенка снижается, а влияние сверстников повышается. Но никогда влияние семьи не устраняется полностью. Выбор группы антисоциальных сверстников все же вторичен, а влияние семьи первично .

В других исследованиях также было показано, что родительский мониторинг, соблюдение подростком "комендантского часа" были установлены как факторы, смягчающие употребление ПАВ подростками. Если подросток соблюдает установленные в семье границы, если он придерживается "комендантского часа" (возвращается домой не позднее установленного времени), если родители знают, где и с кем находится их ребенок (родительский мониторинг) и могут влиять на его поведение, то вероятность употребления ПАВ подростком снижается .

Тестировали гипотезу о том, что родительский алкоголизм и сосуществующее антисоциальное поведение непрямым образом сцеплены с проблемами экстернализованного поведения ребенка (агрессивность, делинквентность, дефицит внимания). Изучили 125 семей с больным алкоголизмом отцом и 83 семьи подобранной контрольной группы. Обследование проводили дважды с 3-летним интервалом. Во всех семьях были биологические сыновья 3-5 лет в начале лонгитудинального изучения. Результаты показали, что недостаток контроля у ребенка является медиатором между родительским алкоголизмом и экстернализованным поведением в последующей жизни сына. Семейный конфликт - важный медиатор влияний антисоциального поведения матери и отца . Это адаптация к разводу, повторному браку родителей или выраженное ухудшение семейных взаимоотношений; дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство; негативные коммуникации в паре родитель-ребенок; плохой мониторинг со стороны родителей; нечеткие семейные правила, ожидания и поощрения; употребление ПАВ родителем или сибсом; хаотический уклад семейной жизни, в особенности в случаях, когда родители злоупотребляют ПАВ или страдают душевным заболеванием; неэффективная практика воспитания ребенка, в особенности в случаях с трудным темпераментом ребенка и проблемным его поведением; недостаток взаимной привязанности и заботы; хроническое внутри-семейное напряжение и разлад; отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность.

Факторы защиты включают систему позитивной семейной поддержки, позитивные взаимоотношения в семье, сильную привязанность, приверженность семейным ценностям, высокий уровень образования родителей,религиозность.

Сходные факторы риска защиты обнаруживались и при изучении употребления подростками запрещенных наркотиков.

В неклинической выборке из 2837 колумбийских юношей и их матерей провели интервью, в котором учитывали стиль воспитания, употребление членами семьи запрещенных наркотиков, личностные особенности матери и ребенка и употребление подростком запрещенных наркотиков. Результаты показали, что насилие, доступность наркотиков, употребление наркотиков кем-либо в семье, дистантные взаимоотношения между родителем и ребенком и отклоняющееся поведение подростка являются факторами риска употребления подростком запрещенных наркотиков. Риск употребления может снижаться протективной практикой воспитания ребенка родителем. Например, интервенция, направленная на уменьшение таких факторов, как делинквентность, плохой эмоциональный контроль матери и ребенка может привести к снижению потребления наркотиков подростком .

Оценка семейного анамнеза (наличие алкоголизма и наркомании у родителей), учет текущей и прошлой психопатологической симптоматики у самих изучаемых больных, степень злоупотребления алкоголем и другими ПАВ в настоящее время и в прошлом, антисоциальное и криминальное поведение была проведена у 246 кокаиновых наркоманов (96% из них курили крэк). У 75% обследованных, по их самоотчетам, отмечался алкоголизм либо наркомания у родителей. Наличие наркологических заболеваний у отца либо у матери ассоциировалось с повышенным риском употребления, злоупотребления алкоголем, лечения от алкоголизма в прошлом, а также с предшествовавшим или недавним криминальным поведением и очень часто совпадало с диагнозом антисоциальной личности и с серией антисоциального поведения у родителя; с другой психопатологией этот родительский фактор не ассоциирован.

Сравнение подгрупп с наличием и отсутствием наркологических проблем у матерей обнаружило более сильные различия, чем сравнение подгрупп с наличием и отсутствием наркологических проблем у отцов или у кого-либо из родителей. Это указывает на более важную роль матери во влиянии на жизнь их детей, чем роль отца. Результаты могут указывать как на роль социального научения, так и на важность биопсихосоциальной интерпретации факта отягощенности семейного анамнеза и на драматическое влияние материнского анамнеза в вон росах злоупотребления их детьми алкоголем и наркотиками .

Большинство факторов риска одинаково важны для лиц обоего пола.

Женщины испытывают на себе негативное влияние семейного алкоголизма в такой же степени, как и мужчины. Наличие родственника 1-й степени родства с алкоголизмом повышает риск алкоголизма у женщин в 2-4 раза. Распространенность алкоголизма среди женщин, являющимися детьми больны алкоголизмом, составляет 5-14% сравнительно 0,1-1,0% в общей популяции женщин. Семейный алкоголизм широко распространен. Сообщалось что 53% взрослых лиц из общей популяции отмечали в своих семьях наличие родственника 1-й степени родства, больного алкоголизмом .

Изучали факторы, противодействующие развитии. алкоголизма у женщин. Учитывали влияния родительского алкоголизма и семейного окружения Обследовали 3 раза национальную выборку 4449 женщин в течение 10 лет, в которой оказалось 21% женщин с наличием алкоголизма у родителей. Изучали супружеские коммуникации у этих женщин супружескую сплоченность, гармонию, вербальное согласие, расхождения позиций, конфликты. Предположили, что сплоченность в супружеских диадах может снижать неблагоприятное действие родительского алкоголизма на женщин.

Результаты свидетельствуют, что неблагоприятное влияние родительского алкоголизма на последующую алкогольную зависимость в течение жизни существенно снижается по мере взросления дочерей, что особенно выражено к возрасту 37 лет. Середина 4-го десятилетия жизни женщины - это критический возраст развития алкоголизма при наличии алкоголизма у родителя. Важным добавочным фактором риска (к алкоголизму родителя) является алкоголизм сестры. При сочетании этих обоих факторов риск алкоголизма у женщин увеличивается драматическим образом. Позитивные интерперсональные коммуникации эффективно снижают значение факторов риска. Особенно благоприятна сплоченность в супружеских диадах, справедливое разделение тягот домашнего хозяйства, снижение конфликтности по поводу нерешенных домашних проблем. Повышение сплоченности в диадах рекомендуют сделать целью психотерапии .

Таким образом, для женщин важны те же факторы риска, что и для мужчин. Кроме того, для них имеют значение следующие факторы риска: недостаток близких подруг; сексуальное оскорбление в анамнезе; депрессия и тревога в анамнезе; высокая частота суицидальных попыток; раннее начало пубертата, совпадающее с ранним употреблением алкоголя, табака, наркотиков .

Факторы риска, проявляющиеся в школе

Среди подростков с употреблением ПАВ отмечают плохую успеваемость в учебе, плохое когнитивное функционирование, конфликты во взаимоотношениях, насилие и другие формы дисфункционального поведения.

По данным ряда исследователей, факторы риска злоупотребления ПАВ, проявляющиеся в школе, -это: плохая успеваемость; агрессивное поведение или чрезмерная застенчивость в классе; стремление примкнуть к подросткам с девиантным поведением, ожидание похвалы за употребление ПАВ в школе, со стороны сверстников. Упоминают также частую смену школ и некоторые виды учительской практики .

Факторы риска, связанные со сверстниками

Сюда относятся: дружба со сверстниками, употребляющими ПАВ; осведомленность и одобрительное отношение к фактам употребления ПАВ другими .

Таким образом, основные факторы риска употребления ПАВ и злоупотребления ими связаны с наличием биологического родителя, больного зависимостью, и с взаимоотношениями, специфичными для семей с наличием зависимости. Как факторы риска, так и факторы защиты обнаруживаются прежде всего в семье. Важным фактором риска является наличие друзей с употреблением ПАВ и антисоциальной направленностью поведения. Однако выбор таких друзей опосредован семейными влияниями и соответствующей структурой личности. С точки зрения существования генно-средовой корреляции совпадение генетических и средовых факторов в определенных семьях не является случайным.

Если генотип является неизменным, то внутрисемейная среда изменяема. Авторы, изучавшие факторы риска и защиты, подчеркивали важность своих находок для организации семейной интервенции и работы с родителями до начала употребления ПАВ подростками. Улучшение семейных взаимоотношений, которое может быть достигнуто в процессе психотерапевтической работы с семьями, должно стать важным направлением первичной профилактики.

Результаты рассмотренных в статье исследований представляем в таблице.

Таблица. Основные факторы риска и защиты употребления и злоупотребления психоактивными веществами подростками, поданным исследований.

Факторы риска Факторы защиты
Зависимость от ПАВ родителя и/или других родственников

Употребление ПАВ членами семьи

Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец

Плохой мониторинг со стороны родителей

Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя

Нереалистические ожидания в отношении развития ребенка

Дистантное, малозаботливое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку

Отсутствие руководства со стороны родителей, вседозволенность

Предпочтение мнения сверстников мнению семьи

Плохая успеваемость, исключение из школы

Проблемы с правоохранительными органами Низкий уровень ожидания от будущего

Воспитание в семье с высокими морально-религиозными ценностями

Позитивные коммуникации в семье

Просоциальные установки семьи с наличием правил, мониторинга и эмоциональной привязанности

Сплоченность и твердость семьи

Интеллектуально-культурная ориентация

Эмоциональная близость к матери

Любовь между всеми членами семьи, адекватное выражение любви к ребенку

Положительное поведение окружающих сверстников.

Уважение семейных ценностей

Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты

Хорошая школьная успеваемость

Литература

1. Москаленко В.Д., Шевцов A.В). Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости Часть 1. Изучение семей близнецов, приемных детей и факторов среды/ « Новости науки и техники» Серия Медицина. Выпуск Алкогольная болезнь//ВИНИТИ. - 2000. - №2. - С. 1-6.
2. Москаленко В.Д., Шевцов А.В. Роль генетических и средовых факторов в возникновении зависимости. Часть 2. Генетические модели на животных. Проблема маркирования. Гены-кандидаты / «Новости HBV ки и техники». Серия Медицина. Выпуск Алкоголь ная болезнь //ВИНИТИ. - 2000. - №3. - С. 1- 5.
3. Bogenschneider К., Wu M., Raffaelli M. & Tsai/ Parent influences on adolescent peer orientation am! substance use: The interference of parentining practices and values // Child Development. - 1998. - Vol. 69, N. 6 (Dec). - P. 1672.
4. Brook J.S., Whiteman M., Finch S., Cohen P . Longitudinally foretelling drug use in the late twenties: Adolescent personality and social-environmental antecedents //J. Genet. Psycliol. - 2000. - Vol. 161. № 1. - P.37-51.
5. Brook J.S., Brook D. W., De La Rosa M. et al. Adolescent illegal drug use: The impact of personality, family, and environmental factors //J. Behav. Med. - 2001. - Vol. 24, N. 2. - P. 183-203.
6. BucholzK.K.,Hesselbrock VM, Heath Л. С. et a/. A latent class analisis of antisocial personality disorder symptom data from a multi-centre family study of alcoholism // Addiction.-2000 - Vol. 95, №4. - P. 553-567.
7. Caudill B.D, Hoffman LA, Hubbard R.L, Flynn P.M. and Lucky J.W. // Probl. Of Drug Depend., 1992: Proc. 54th A. Sci. Med. College on Probl. Of Drug Depend., Inc. // NIDA Res. Monogr. - 1993. - Vol. 132. - P. 204.
8. Dunkan Т., Tildesley E. The consistency of family and peer influences on the development of substance use in adolescence // Addiction. 1995.- Vol. 95, N. 12 (December). - P. 1647-1651.
9. Freshman A., Leinwand C. The implication of female risk factors for substance abuse prevention in adolescent girls //]. Prev. And Interv. Commun. - 2001. -Vol.21,N. 1.-P. 29-51.
10. Giancola P.R., Parker A.M. A six-year prospective study of pathways toward drug use in adolescent boys with ana without a family history of a substance use disorder //]. Stud. Alcohol. - 2001. - Vol. 62, March. P. 166-178.
11. JangK.L., Vemon P.A., Livesley W.J. Personality disorder traits, family environment, and alcohol misuse: a multivariate behavioral genetic analysis //Addiction. 2000. - Vol. 95, N. 6. - P. 873 - 888.
12. JangK.L., Vemon Ph. A., Livesley W.J. et al. Intra- and extra-familial influences on alcohol and drug misuse: a twin study of gene-environment correlation // Addiction. - 2001. - Vol. 96, N. 9. - P. 1307-1318
13. Jenni.wn K.M.,Johnson K.A. Parental alcoholism as a risk factor for DSM-IV-defined alcohol abuse and dependence in American women: The protective benefits of dyadic cohesion in marital communication // Amer.J. Drug and Alcohol Abuse. - 2001. - Vol. 27, N. 2. - P. 349-374.
14. Jeynes W. H. The effects of parental divorce on their children"s consumption of alcohol //]. Youth and adolescence. - 2001. - Vol. 30, N. 3. - P. 305-319.
15. Kupennan S., Schlosser S.S., Kramer J.R. et al. Risk domains associated with an alcohol dependence diagnosis // Addiction. - 2001. - Vol. 96. - P. 629-636.
16. Loukas A., Fitzgerald H. E., Zucker R.A., von Eye A. Parental alcoholism and co-occurring antisocial behavior: Prospective relationships to externalizing behavior problems in their young sons // J. Abnorm. Child Psychol. - 2001. - Vol. 29, № 2. - P. 91-106.
17. Mason A., Windle M. Familv, religious, school and peer influences on adolescent alcohol use: A longitudinal study //]. Stud. Alcohol. 2001. - Vol. 62, January. -P. 44-53.
18. Moon D. G.,Jackson K. M., /fechtM. L. Family risk:ind resiliency factors, substance use, and the drug substance process in adolescence //J. Drug Educan 2000. - Vol. 30, N. 4. - P. 373-398.
19. Obotl.S. The role of the family in promoting drug free communities in Nigeria // J. Family Soc. Worl 2001. - Vol. 6, N. 1. - P. 53-67.
20. Oxford Ml., Harachi T.W.Catalano R.F., Abbot I"D. Preadolescent predictors of substance initiation: Arest of both the direct and mediated effect of family soi"ial control factors on deviant peer associations and substance initiation // Am. J. Drug Alcohol Abuse -2000. - Vol. 27, N. 4. - P. 599-616.
21. Pico B. Perceived social support from parents:ind peers: Which is the stronger predictor of adolescent substance use? // Substance Use & Misuse. - 2000. -Vol. 35, N. 4.-P. 617-630.
22. Stewart Ch., 2002. Family factors of low-income African_American youth associated with substance abuse: an exploratory an analysis //J. of Ethnicitv in Substance Abuse. - 2002. - Vol. 1, № 1. - P. 97-f
23. Schuckit M.A., Smith T.L. The relationships of a family history of alcohol dependence: A low level of response to alcohol and six domains of life functioning to the development of alcohol use disorders // J. Stud. Alcohol. - 2000. - Vol. 61. P. 827- 835.
24. Schuckit M.A., Smith T.L., 2001 Correlates of unpre dicted outcomes in sons of alcoholics and controls / J.Stud. Alcohol. - 2001. - Vol. 62, July. - P. 477-485.
25. Smart L., Chibucos T. Adolescent substance use and perceived family functioning. // J. Family Issues. -1990. - Vol 11, N. 2 - Jun. - Р.208-228.
26. Slephenson A., Henry С. Family characteristics and adolescent substance use // Adolescence. 1996. - Vol 31.N. 121 Spring. - P. 59-68.
27. Sutherland I., SepherdJ.P. Social dimensions of adolescent substance use // Addiction. - 2001. - Vol. Wi 3. - P. 445-458.
28. Vakalahi H.F. Adolescent substance use and famil. based risk and protective factors: A literature review //J. Drug Educ. - 2001. - Vol. 31, N. 1. - P. 29-44
29. ZhangL., WelteJ.W., Wieczorrk W.F. The influence of parental drinking and closeness on adolescent drinking //J.Stud. Alcohol. - 1999. - Vol. 60, N. 2. - P. 245-254