Названия мероприятий к дню инвалида. Мбук «горнозаводская центральная межпоселенческая библиотека. «Каждая минута лагерной жизни - отравленная минута»

Утвержден как праздник много лет назад. Отмечается каждый год 3 декабря. Главная задача праздника - привлечь внимание общества к проблемам инвалидов. Люди, у которых есть материальная возможность, должны оказывать посильную помощь.

Забота об инвалидах

Мероприятия ко Дню инвалидов надо проводить обязательно, потому что в этот день каждый должен почувствовать, что общество о нем помнит. В этот день обычно проходят различные собрания и концерты в школах, университетах, обществах инвалидов, благотворительные мероприятия и посещение людей, прикованных к постели. Кстати, именно о последней категории людей с ограниченными физическими возможностями общество иногда забывает.

Такие члены общества наименее социализированы, поэтому в этот день к ним надо проявить особенное внимание и участие. Понимая, что материальное обеспечение инвалидов в нашей стране достаточно слабое, в гости к ним всегда стоит приходить с подарками или

Мероприятия ко Дню инвалидов

Во многих городах в этот день проходят собрания в городских советах. Участие в собраниях принимает городское руководство, представители а также творчески одаренные дети-инвалиды. Да, это люди с ограниченными физическими возможностями, но у большинства из них есть множество талантов, которые они стараются развивать, чтобы как-то проявить себя в жизни. В рамках таких собраний дети читают собственные стихи, декламируют стихотворения известных авторов, поют, участвуют в выставках рисунков и поделок. Часто именно в такой торжественной обстановке получают грамоты за победы на городских и областных конкурсах. На День инвалида сценарий мероприятия утверждается заранее.

Как провести праздник для инвалидов?

Чтобы успешно провести для аудитории собрание на День инвалида, сценарий мероприятия следует разрабатывать заранее. Во-первых, за пару недель до проведения мероприятия вывешивается объявление, в котором указывается дата, время и тема собрания. Люди должны знать про мероприятия ко Дню инвалидов. О чем обязательно надо сказать на этом празднике жизни? Для удобства и разнообразия привлекается два или три ведущих. В начале праздника каждый ведущий здоровается и приветствует всех собравшихся, особенно инвалидов. Далее речь ведется о том, что скоро (или сегодня) отмечается День инвалидов. Ведущий подчеркивает, что хоть на улице и зима, но этот день можно считать по-настоящему весенним, потому что все общество в этот момент становится чуточку добрей и благородней. Обязательно надо рассказать про историю образования этого праздника. Такую информацию мало кто знает, поэтому это заинтересует всю собравшуюся аудиторию. Этот день образован по воле ООН в 1980-е годы.

Также ведущие обращают внимание на то, что на благо людей с ограниченными физическими возможностями надо работать постоянно, каждый день и час, потому что качество жизни инвалидов показывает уровень развития А 3 декабря просто подводятся итоги сделанного за год. После этого стоит уделить внимание талантливым детям. Несколько песенных выступлений будут очень кстати. Потом ведущие снова выходят на сцену и рассуждают о том, что инвалиды - это такие же люди, как и все остальные, только они нуждаются в большем внимании со стороны окружающих. После этого дети-инвалиды читают стихотворения. Праздник заканчивается вручением подарков и общей фотографией.

Библиотечные мероприятия на День инвалидов

На День инвалидов мероприятия в библиотеке тоже проводятся. В основном это лекции, беседы, выставки картин и фотографий. Библиотека - это место, где каждый день собирается много людей, особенно студентов и учеников школ, поэтому на мероприятия ко Дню инвалидов в этих заведениях соберется большая аудитория. В библиотеках часто в эти дни проводятся акции под названием "От сердца к сердцу". Цель таких мероприятий - благотворительный от тяжелых болезней. К сожалению, многие заболевания невозможно вылечить в отечественных больницах. У бедных родителей часто не хватает средств на лечение своих детей, поэтому они обращаются за помощью в благотворительные фонды.

Мероприятия, посвященные Дню инвалидов, не обязательно проводить именно 3 декабря. Неплохо соединить беседу ко Дню инвалидов с празднованием Международного дня защиты прав человека 10 декабря, потому что права инвалидов сегодня защищены слабо.

Галина Диденко

План мероприятий с детьми старшей группы ко дню инвалидов : «Мир спасет доброта

С детьми старшей группы проведена работа , приуроченная к Международному дню инвалидов . Прошла она с 30ноября по 5декабря 2015г. Цель мероприятия - информирование детей о проблемах и правах инвалидов . Что эти проблемы наши общие. Особое внимание уделили ИОС и занятиям, где было рассказано и показаны (слайды) о детях с ограниченными возможностями здоровья.

В течении недели с детьми проведены следующие мероприятия .

ИОС и занятие : «Учитесь разговаривать сердцем»

Беседы : «Мир спасет доброта » , «Уроки добра » , «Спешите делать добро » , «Это трудно, это сложно, но иначе- невозможно» (как инвалиды , преодолевая трудности, делают невозможное, «Доброе слово лечит , а плохое калечит» (пословицы, «Далеко ли эти «ножки» уведут его» (об инвалидах колясочниках ) .

Д/Игры : «Профессии» , «Непослушные пуговицы» (застегивание и расстегивание пуговиц одной рукой) .

Чтение сказок : «Стойкий оловянный солдатик» , «Хроменькая уточка» .

Стихов : «Вежливым и добрым быть совсем не трудно» , «Иногда люди очень жестоки…» , «Но давайте мы будем добрее » .

Проведение подвижных игр (вовлечь детей с низким уровнем двигательной активности) .

Рисование : «Мы разные, но мы вместе» , «Подари улыбку миру»

Аппликация : «Цветик- семицветик»

В книжном уголке : «Я и ты вместе» (выставка книг, иллюстраций)

Прослушивание и разучивание песен : «Дорогою добра » , «Улыбка» , «Если добрый ты » , «Волшебник» .

Консультации для родителей : «Учите детей доброте » , «Помогите ребенку научиться дружить» .

Представляется фотоотчет.

Дети вырезают из картона ладошки

Рисуют "Кукол-друзей"


"Я и ты вместе!"


"Мы разные, но мы вместе"


Делают "Цветик- семицветик"


"Загадываем желание для детей инвалидов "


"Дети- пусть все у вас будет хорошо! Мы вам всем желаем!"


"Волшебная корзиночка,посмотрите,закройте глаза, и представьте, чтобы вы хотели увидеть в ней !"


"Пусть у каждого ребенка будет "Цветик- семицветик!"


"Дарим всем свою улыбку, доброту и наш привет !"


Публикации по теме:

План-конспект НОД с детьми средней группы «Что такое доброта? Это сердца высота» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность»,.

План мероприятий по патриотическому воспитанию детей 1-й младшей группы № Мероприятие Дата выполнения 1 1. Дидактическая игра: «Наш микрорайон» 2. Рассматривание фотоальбома «Наш любимый детский сад» 3. Оформление.

Досуговую деятельность принято понимать какосознанную и направленную активность человека, в которой удовлетворяются потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.

При организации досуговой деятельности инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.

Законодательство Российской Федерации закрепляет право каждого человека на культурную творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и других позиций, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и т.п., право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. В федеральном законодательстве также определены обязанности государства в области культуры, в том числе, по обеспечению доступности культурных ценностей для всех граждан.

В Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации (1997) отмечено, что государственная политика в отношении людей с ограниченными возможностями, как одной из наименее социально защищенных категорий населения является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов может проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.


В жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой.

Социально-культурному отчуждению способствуют:

Трудности адаптации инвалида с врождённой или приобретенной инвалидностью к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);

Неадаптированность общества к насущным потребностям человека с ограниченными возможностями (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.

Проблема социально-культурного отчуждения в отношении инвалидов достаточно сложна. С одной стороны причиной отчуждённости является их неадаптированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны - общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения инвалида является социально-культурная реабилитация.

Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мероприятий, имеющих целью оказание помощи инвалиду в достижении и поддержке оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Социальная независимость инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурно-досуговой деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения. Осуществление социальной независимости инвалидов является одной из главных задач специалистов по социальной работе, создающих условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способнос-ти и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.

Отечественный и зарубежный опыт решения проблем социальной адаптации и социально-культурной реабилитации инвалидов средствами культуры, спорта и искусства свидетельствует об эффективности соответствующих программ и технологий, о их возможностях обеспечения интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.

Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клуб создаётся для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами (Г.П. Щедровицкий).

Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.

Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.

Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.

Спорт - важнейший феномен современной культуры и, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О культуре и спорте в РФ» от 9.10.1992 №3612-1 основной целью вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом является повышение их двигательной активности. В документе определяется, что двигательная активность - это непременное и определяющее условие всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалида.

Адаптивный спорт помогает укрепить здоровье, обрести уверенность в себе, развить коммуникативные навыки, повысить самооценку. Среди адаптивных видов спорта большую популярность обрели борьба, настольный теннис, сидячий волейбол, баскетбол на колясках, дартс, лёгкая атлетика, конный спорт, спортивная езда на велоколясках. Основная задача адаптивного спорта - вовлечение в занятия спортом как можно большего числа людей с ограниченными возможностями. В массовом адаптивном спорте инвалиды получают возможность для полного раскрытия своих возможностей, установить контакты с другими людьми, осуществить взаимодействие с другими общественными организациями.

Глухие и слабослышащие инвалиды принимают участие в таких видах массового спорта как футбол, лыжи, коньки, стрелковый, велосипедный спорт, теннис, шахматы, гребля, бокс, плавание, классическая борьба, легкая атлетика. Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лёгкой атлетике, плаванию, гребле, туризму, лыжах, освоена новая спортивная игра для незрячих - роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).

Всё большую популярность приобретают Паралимпийские игры, целью которых является пропаганда олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов, активизации деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здоровья и адаптации к жизни в обществе молодых людей с ограниченными возможностями. Для успешного выступления круглогодично проводятся тренировки спортсменов, летние и зимние игры на местном, региональном и национальном уровнях.

Паралимпиада - олимпийские игры инвалидов - в мире считается выдающимся событием. Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя Людвиг Гуттман им был основан Центр лечения спинных травм, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение. В 1952 году голландские военнослужащие присоединились к движению и основали Международную спортивную федерацию людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 1972 году в Торонто в соревнованиях приняло участие более тысячи инвалидов из 44 стран. Участвовали только спортсмены-инвалиды на колясках, а с 1976 года к спортсменам со спинными травмами присоединились спортсмены других групп повреждений - инвалиды по зрению и люди, перенесшие ампутацию конечностей.
С каждыми следующими играми возрастало число участников, расширялась география стран, увеличивалось количество видов спорта. В 1982 году появился орган, способствовавший расширению Паралимпийских игр - Международный Координационный Комитет Всемирной Организации спорта инвалидов. В 1992 году, его правопреемником стал Международный Паралимпийский Комитет (МПК). Сейчас в Международный Паралимпийский Комитет входят 162 страны.

Паралимпийских видов спорта семнадцать: стрельба из лука, легкая атлетика,велосипедный спорт, выездка, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, баскетбол кеолюсочников, регби и теннис колясочников, волейбол, лыжный кросс и хоккей с шайбой.

В России Параолимпийское движение существует более 20 лет, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле. По итогам парлимпийских игр - 2010 в Ванкувере сборная команда олимпийцев России заняла 2 место в общекомандном зачете, завоевав 38 медалей.

Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии.

Кроме Параолимпийских игр проводятся и так называемые Специальные Олимпийские игры для умственно отсталых людей. “Спешиал Олимпикс” (Special Olympics) - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью. Специальные Олимпийские игры - для детей и взрослых, страдающих умственной отсталостью (синдром олигофрении).

“Спешиал Олимпикс” организация, открытая для спортсменов практически любого возраста (от 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей, каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с практически одинаковыми возможностями. Легкая атлетика, мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей на полу - занимаясь этим и многими другими видам спорта, люди с нарушениями умственного развития приобретают возможность адаптироваться к окружающему миру, активно общаться, получать навыки коллективной деятельности и благодаря этому жить полноценной жизнью.

Специальная Олимпиада России сегодня имеет 55 региональных (республики, края, области) отделений. В стране более 63 тысяч спортсменов, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта, регулярно тренируются и выступают в соревнованиях по программам Специальной Олимпиады.

В настоящее время Росспорт в рамках Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы” реализует масштабный план спортивного строительства; все спортивные объекты приспособлены для инвалидов. В обязательном порядке они снабжены пандусом, лифтом или подъемником, специальными раздевалками, для колясочников предусмотрены зрительские места на трибунах. В целях содействия реализации ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы” по подготовке города Сочи к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г. Всероссийским обществом инвалидов и Российским спортивным союзом инвалидов в Сочи в 2007 г. был проведен Всероссийский физкультурно-спортивный фестиваль инвалидов.

В рамках Фестиваля состоялись соревнования по 6 видам спортивных дисциплин (гонки на колясках, дартс, настольный теннис, пауэрлифтинг, шахматы, шашки), мастер-классы по параолимпийским видам спорта (волейбол, теннис), а также проведена конференция руководителей региональных физкультурно-спортивных организаций инвалидов, на которой были обсуждены современное состояние и перспективы развития в России физической культуры и спорта инвалидов. В Фестивале приняли участие 220 спортсменов из 31 субъекта РФ. Первое место в общекомандном зачете заняла команда Краснодарского края, второе - команда Брянской области, третье - команда города Москвы.

В феврале 2008 года в Московской области прошли соревнования Первой Всероссийской зимней спартакиады детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Ее организаторами выступили Детский социальный фонд “Республика Спорт” и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.

В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма инвалида. Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно - досуговой деятельности инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.

Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физических возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.

Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

Вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;

Обеспечение безопасности для туристов;

Включение в программу осмотра достопримечательностей;

Наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.

Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.

Участвуя в мероприятиях и программах летнего отдыха, инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значимость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.

Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов инвалидов.

Кроме того, в России для людей с ограниченными возможностями организуется ПараАртиада - фестиваль художественного творчества инвалидов. Цель ПараАртиады - творческая реабилитация инвалидов, и социальная интеграция, содействие развитию их творческого и культурного потенциала, вовлечение новых творческих личностей в ПараАртийское Движение России, привлечение внимания к деятельности параартийцев, реально участвующих в улучшении жизни жителей не только Москвы, но и других регионов России, государственных, политических, общественных, коммерческих и иных организаций.

ПараАртиада учреждена 3 декабря 1998 года в Международный день инвалидов,когда в Фонде народных художественных промыслов РФ прошло учредительное собрание Национального Артийского Комитета России и Центра творческой реабилитации инвалидов "Иван да Марья" (с 22 сентября 2000 г. - Региональная общественная благотворительная организация инвалидов - ПараАртийский Центр "Иван да Марья"), который и возглавил ПараАртийское Движение России.

Участником ПараАртиады может быть любой человек независимо от возраста, религиозных убеждений, творческого направления. Территориальное пространство и степень ограниченных возможностей не имеют значения. Все параартийцы прекрасно общаются на языке искусства - понятного для всех народов планеты.

Большие возможности для реализации культурно-досуговых интересов и предпочтений инвалидов создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, здоровому образу жизни, включению в мир искусства и культуры. Интернет для людей с ограниченными возможностями служит средством развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки, возможности творческого выражения.

Многие люди использует Интернет для общения. Виртуальное общение - это процесс, имитирующий структуру, функции и результаты реальных отношений и взаимных действий человека, через его виртуальные образы. В этом случае Интернет становится не только средством связи инвалидов, но и источником совета и поддержки. В виртуальном пространстве коммуникации создается особая среда, где транслируются «желаемые» образы (например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы).

Овладение Интернет - технологиями с одной стороны позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой специальные компьютерные продукты позволяют восполнить ранее утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, общение, взаимодействие с равными себе и помощь - всё это возможности социокультурной реабилитации молодых инвалидов, связанных с их вовлечением в сферу пользования виртуальной реальностью.

Таким образом, досуговая деятельность инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.

Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме того, досуговая деятельность инвалида в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте порядок назначения ежемесячной денежной выплаты инвалиду.

2. Перечислите основные формы социального обслуживания инвалидов.

3. Раскройте особенности пенсионного обеспечения инвалидов.

4. Перечислите задачи, решение которых возможно при условии использования гендерного подхода в социальной работе с инвалидами.

5. Какое значение имеет гендерный подход в социальной защите инвалидов?

6. Охарактеризуйте основные формы досуговой деятельности инвалидов.

Антология социальной работы.- Т. 3. - М., 1995.

Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. - М., 2009.

Басов Н.Ф. История социальной работы. Практикум. - М., 2008.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - на - Дону, 2009

Благотворительная Россия.- СПб., 1902.

Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. - 2008. - №2.

Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне. - Саратов, 2003.

Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. - М., 2008.

Евсеев С.П.., Шапкова Л.В.Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.

Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. - М., 2009.

Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М., 2007.

Киселёва Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. // Социальное обслуживание. - 2009. - №2.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. - М., 2009.

Никонов Л.С., Четвериков М.Н. Адресная социальная защита: Опыт муниципальных образований - М., 2003.

«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 .12. 2001 г. N 173-ФЗ

Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. - 4-е изд., стер. - М., 2008.

Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 5-е изд., стер. - М., 2008.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов, 2006.

Социальная политика / Под ред. Н.А.Волгина. - М., 2008.

Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.- 2-е изд., стер. - М., 2010.

Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д., 2006.

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Сценарий концертно – игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья "Разноцветный праздник".

Цели и задачи: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
Звучит музыка. Входит Незнайка.

Незнайка (читает в слух). Задачка. В корзине 3 яблока. Как поделить из между тремя девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзинке? Ну и задачка….Как поделить яблоки? Да если бы у меня были яблоки, я-то уж точно съел их сам. Была охота с кем-то делиться.

Звучит музыка. Входит Василиса Премудрая.

Василиса. Здравствуй, Незнайка. Чем ты занимаешься?
Незнайка. Задачку решаю.
Василиса. Молодец, что решил учиться.
Незнайка. Да это я со Знайкой поспорил, что решу эту задачку без всякого труда.
Василиса. Ну и как решил?
Незнайка. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине, лишнее, значит, я его заберу себе, ну а два яблока отдам девочкам.
Василиса. Задачка у тебя очень простая, но ты решил её неправильно.
Незнайка. Это почему же неправильно?
Василиса. Я, думаю, ребята могут тебе подсказать.
Всё очень просто, Незнайка. Нужно двум девочкам отдать по одному яблоку, а третьей яблоко вместе с корзинкой.
Незнайка. И себе не оставить ни одного яблока? Больше я такие задачки решать не буду.
Василиса. Не переживай, Незнайка. Хочешь, я приглашу ребят, и тебя тоже, в свою волшебную страну? Согласны отправиться в путешествие? Вас ждут необычайные приключения на нашем пути.
Незнайка. Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы, ребята?
Василиса. Чтобы отправиться в путешествие нам нужно сказать волшебные слова.
Эни-бени, черебени,
Маятник качается,
Эни-бени, черебени-
Путешествие начинается.
Ребята хором повторяют эти слова, звучит музыка.
Василиса. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители этой страны знают волшебные слова, которые помогают им спастись от беды и неприятностей. А вы знаете волшебные слова?
Незнайка. Здравствуйте, до свидания.
Василиса. Молодец, Незнайка. Уверена, что вы знаете много волшебных слов. Сейчас мы это проверим. Если я буду называть волшебное слово, то вы выполняйте моё задание, если нет, не двигайтесь. Понятно?


Игра "Пожалуйста".

Поднимите правую руку вверх, пожалуйста, левую тоже поднимите и присядьте, и т.д.
Василиса. Мы смело можем отправляться в путь дальше.

Звучит музыка.

Друзья, мы с вами попали в город разноцветных фонарей. По вечерам фонарщики зажигают фонари в городе, чтобы всем жителям было светло и уютно. Для фонарщиков это сложная работа, потому что они должны перенести огонь с одного конца улицы на другой.
Незнайка. Да разве это сложная работа? Если нужно, мы поможем. Правда, ребята.
Василиса. Молодец, Незнайка, конечно, им нужна ваша помощь.

Игра "Фонарщики".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по два шарика. Нужно передать их над головами из рук в руки, не роняя их, и вернуть обратно.

Василиса. А, сейчас друзья, мы с вами попали в удивительный город. В этом городе всё необычно. Здесь во вторник сажают овощи, а в среду уже убирают урожай.
Незнайка. Этого не может быть.
Василиса. Может, ты забыл, что страна эта волшебная, а ещё здесь очень часто идет дождь, который помогает быстро созревать овощам.
Давайте вспомним, как начинается дождь.

Игра "Дождь".
Правильно, с одной капли - хлопаем в ладоши тихо один раз, затем упало две капли (2 хлопка), а потом 3 и заморосил мелкий дождь (аплодисменты). Дождик стал усиливаться и пошёл ливень….(громкие аплодисменты). После дождя можно сажать и овощи. Давайте поможем жителям в этом.

Игра "Сбор урожая".
Команды выстраиваются друг за другом. Первый игрок сажает овощи в обруч, второй собирает их в корзину, следующие игроки сажают и собирают и т.д.
Василиса. Молодцы, вы очень быстро справились с заданием, а главное, помогли жителям города.
Звучит музыка.

Внимание, друзья, впереди нас ждёт опасность - это болото, которое мы должны перейти, чтобы попасть в другой город.

Игра "Переход через болото".
Для участия в конкуре необходимо 8 колец – это кочки. Нужно пройти по кочкам от старта до финиша.

Василиса. Перешли через болото, и попали в город художников.
Задание для команд: нарисовать кошку на альбомном листе фломастерами, привязанными к палкам.
Конкурс "Художник".

Незнайка. Молодцы, ребята. Хорошие вы художники.

(Слышен детский плач).
Незнайка. Вы, слышите? Кто-то плачет.
Василиса. Мы с вами попали в город, жители которого – малыши, они очень часто плачут.
Незнайка. А, что нам сделать, чтобы они улыбались?
Василиса. Я думаю, малыши перестанут плакать, если мы им споём.
Незнайка. Ой, как это просто. Давайте все вместе споём мою любимую песню «В траве сидел кузнечик». Запевай! (Дети поют 1 –й куплет песни).
Василиса. Вы хорошо поёте, но это не поможет. Вам нужно спеть для каждого малыша свою песню.
Конкурс "Песенный".

Каждому участнику дают куклу, их задача спеть 1 куплет песни малышу.
Василиса. Молодцы, ребята хорошо поёте. А теперь, садитесь на свои места и послушайте, как поют наши юные артисты.

Концертная программа.

Василиса. Наши кружковцы приготовили для вас подарки, сделанные своими руками.
Вот и закончилось наше путешествие по волшебной стране.
Незнайка. Мне понравилось. А вам, ребята?
Василиса. Страна наша небольшая, но красивая и добрая. Она дарит всем улыбки и хорошее настроение. Если хотите, можете пригласить нас с Незнайкой и мы продолжим наше путешествие. А сейчас до свидания!
Незнайка. До свидания

Сценарий мероприятия к Международному дню инвалида «Дорога добра»

МБДОУ ДС комбинированного вида №3 г.Смоленска

Подготовила: музыкальный руководитель Владимирова Оксана Владимировна

Цели: формирование общечеловеческих ценностей: доброты, внимания к ближнему,

  • создать комфортную, доброжелательную обстановку;
  • развивать психо-физические способности детей-инвалидов, эмоциональную сферу;
  • формировать эстетическую культуру;
  • воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам.

Подготовка: украшение зала цветами, шариками, подготовка костюмов, атрибутов,

Подбор музыки, спортивный инвентарь, разучивание музыкального

Материала и стихов.

Атрибуты: костюмы для танца, шуршунчики, компьютер, проектор для презентации

Музыкальный центр, подарки для детей - инвалидов.

Ход мероприятия.

ВЕДУЩИЙ:

Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие - вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

ВЕДУЩИЙ:. Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы собрались, чтобы

Отметить день добра, любви и милосердия.
В 1992 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций

Праздничную программу «Дорогою добра» мы посвящаем вам. И эта

Песня звучит для Вас!

1АХ, КАК ХОРОШО.

Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.


ВЕДУЩИЙ: На жизненном пути каждого человека встречаются люди, несущие в себе

Такой заряд положительной энергии, что даже немного пообщавшись с

Ними ощущаешь себя как-то по особенному воодушевленно, радостно.

Именно к такой категории людей относится заведующая нашего детского

Сада О.Е.

Слово для поздравления предоставляется заведующей…..

Для Вас О.Е. ребята подготовили упражнение с мячами.

2. УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧАМИ

ВЕДУЩИЙ: Доброта способна сострадать, сопереживать, сочувствовать. Да, трудно

быть всегда готовым утешить ближнего, разделить чье-то горе, броситься

На помощь. Но человек должен стремиться быть добрым всегда.
Не только лекарство, но и доброе слово помогает выздороветь

Человеку. Не зря говорят: Доброе слово, что ясный день! В нашем детском

Саду каждый ребенок знает и употребляет «волшебные» добрые слова.

Добрые слова – это цветы человеческой души.

РЕБЕНОК:
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

РЕБЕНОК:
Нам желают «Доброго пути!»
- Будет легче ехать и идти.
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку,
- Здравствуйте! - он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

РЕБЕНОК:
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

РЕБЕНОК:
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

ВЕДУЩИЙ: Своей добротой, хорошим настроением и улыбками с вами поделятся

Ребята 4 группы. В их исполнении прозвучит оркестр «Полянка»

3. ОРКЕСТР «ПОЛЯНКА» (бубны, погремушки, ксилофон)

ВЕДУЩИЙ: Мы желаем всем присутствующим здоровья, жизненной энергии,

Несгибаемого стремления к достижению намеченных целей. Пусть вас

Окружают родные и близкие, понимающие люди!

Сейчас Леня исполнит для вас свою любимую песню «Дом в котором мы

Живем»

3. «ДОМ В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» сл. Е.Черных муз. О.Волох

ВЕДУЩИЙ: Международный день инвалидов напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте. Этот день очень нужен нашему обществу - и для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями, и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, умением инвалидов добиваться успеха в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас. Для вас, дорогие друзья, продолжают выступление наши артисты Леня и Максим. Спортивный танец

5. СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ (с султанчиками)

ВЕДУЩИЙ:У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.
Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.

6. ТАНЕЦ «БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ» Сл.и муз. Н.Тананко
(Танец с шарами в виде сердца, в конце танца бросаем шары гостям и возвращаемся на свои места и продолжаем танцевать)

Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.

ВЕДУЩИЙ: Давайте делать все зависящее от каждого из нас, чтобы вокруг была

Только доброта, любовь и милосердие, не было месту жестокости и

Злобе. Давайте пожелаем всем добра песней.


7.Песня «ТОЛЬКО ДОБРОТОЙ СЕРДЕЦ!»

ВЕДУЩИЙ: Вот и подошел к концу такой необычный, но светлый и добрый праздник. Надеемся, что вы хорошо провели сегодняшний вечер, получили заряд бодрости и хорошего настроения. Позвольте на прощание пожелать вам добрых солнечных дней! Мы не прощаемся с вами, а говорим вам: «До свидания», до новых встреч!