Падежи имен существительных. Склонение по падежам. Способы распознавания падежных форм имени существительного

135. Прочитайте.

      В рощах птичье пение,
      А в классе - тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».
      Склоняем вслух: «Весна, весны...
      Весне, весну, весною, о весне...»
      «Пришла ве-сна,
      Дождись ве-сны...
      Привет ве-сне,
      Встречай ве-сну...
      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне...»
      (Я. Аким)

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  • Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -

  • Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:

лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .

Признаки падежных форм имён существительных

Падежи

Предлоги

Вопросы
падежные
и смысловые

Роль в
предложении

кто? что?

Подлежащее

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

кого? чего?
где?
куда?
откуда?

Второстепенный член

кому? чему?
где? куда?

Второстепенный член

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

кого? что?
куда?

Второстепенный член

над, за, под, перед, с, со, между,

кем? чем?
где? куда?

Второстепенный член

о, об, в, на, при

о ком? о чём?
где?

Второстепенный член

138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
  • Обратите внимание на выделенные предлоги - они употребляются только с одним падежом.
  • В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

(В. Медведев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.

141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?

      Роняет лес багряный свой убор ,
      Сребрит мороз увянувшее поле ,
      Проглянет >день как будто поневоле
      И скроется за край окружных гор.
      (А. Пушкин)

  • Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
  • Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

Говори правильно!

      столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
      сле́сарь - сле́саря
      снеги́рь - снегиря́
      волк - во́лка
      шарф - шарфа́ (Р. п.)
      торт - торта́
      герб - герба́
      зонт - зонта́

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .

  • В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист ?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле- : телебашня , ... .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.

теле фо́н теле переда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .

(В. Катаев)

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки .
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

      Зябнет липа за окошком ,
      Выпал иней поутру.
      Машет маленькой ладошкой
      Жёлтый листик на ветру.
      Перед самою зимой
      Он прощается со мной.
      (В. Орлов)

  • Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
  • Найдите в предложениях олицетворения - слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .

148. Прочитайте. Спишите.

Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

149. Прочитайте.

      На горе шумит ветла,
      На ветле звенит пчела,
      Полосатая, как зебра...
      В роще - клёны и дубравы,
      А под ними есть грибы,
      Каждый гриб похож на зонтик.
      (Ю. Мориц)

  • Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
  • Найдите в предложениях сравнения.
  • Вспомните, почему предложный падеж так называется.

150. Прочитайте.

1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

а лле́я

Страничка для любознательных

Употребление падежей в речи

Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.

В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.

В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.

151. Прочитайте.

      Я сам себя в пальто одел
      И рукавом свой нос задел.
      Решил пальто я наказать
      И без пальто пошёл гулять.
      (О. Григорьев)

  • Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел , а когда - надел ?
  • По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто ?

Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе . В этом случае падеж определяется по вопросу.

152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.

Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

Падеж – это словоизменительная категория существительных, выражающая то или иное отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям признакам.

Им.п., представляющий собой основную, словарную форму имени, называется прямым падежом. Остальные же падежи называют косвенными . Им.п. никогда не употребляется с предлогом, предложный падеж никогда не выступает без предлога; остальные падежи употребляются как с предлогами, так и без. У каждого падежа есть свой набор предлогов.

Один и тот же падеж, в зависимости от контекста и от лексического значения сущ. может выражать разные значения. Существует 4 основных типа падежных значений.

1) Субъектное – указание на производителя действия или носителя признака.

2) Объектное – указание на тот объект, на который направлено действие.

3) Обстоятельственное (адвербиальное) – указание на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень и т.п.

4) Определительное – указание на признак предмета, в том числе и предикативный.

Падежные формы сущ. с субъектным и объектным значением формируют костяк синтаксической структуры предложения: Охотник увидел оленя . Если же падежная форма сущ. имеет обстоятельственное либо определительное значение, то она используется для распространения, конкретизации синтаксической структуры: Ранним утром охотник увидел оленя редкой красоты .

Почти каждый падеж способен выражать все 4 вида значений:

Им.п. имеет значения: 1) субъектное: Учитель работает ; 2) объектное: Дом строится рабочими ; 3) определительное: Город- герой .

Р.п. приглагольный имеет значения: 1) субъектное: соседей не было дома ; 2) объектное: избегать друзей ; 3) обстоятельственное: Это случилось третьего апреля .

Р.п. приименный имеет значения: 1) субъектное: пение артиста , бег спортсмена ; 2) объектное: охрана природы ; 3) определительное: крыша дома , человек большого ума .

Д.п. приглаголный: 1) субъектное: сыну было 20 лет ; 2) объектное: верить другу , помогать соседу .

Д.п. приименный имеет только определительное значение: памятник Пушкину .

В.п. имеет значения: 1) субъектное: больного знобит ; 2) объектное: читать книгу , петь песню ; 3) обстоятельственное: объездить всю Сибирь .

Т.п. приглаголный: 1) субъектное: дача строится рабочими ; 2) объектное: восхищаться героем ; 3) обстоятельственное: ехать лесом ; 4) определительное: Гагарин был космонавтом .

Т.п. приименный: 1) субъектное: открытие Америки Колумбом ; 2) определительное: ты казак душой .

П.п. приглагольный имеет значения: 1) объектное: говорить о науке ; 2) обстоятельственное: отдыхать на юге ; 3) определительное: Иванов состоял в помощниках .

П.п. приименый часто имеет определительное значение: статья о науке , дом в деревне .

    Ответил: anonymous

Вопрос: 12.Склонение существительных. Особенности в образовании падежных форм существительных 1-го и 2-го склонения. Склонение существительных с первым компонентом пол... (пол-)

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня , например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например:окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я , например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш , например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Вне этих трех типов склонений находится десять имен существительных на -мя (имя, знамя, семя, темя и другие) и слово путь.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное, см. § 139) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

В пределах одного типа (или подтипа) склонения каждый падеж, как правило, имеет одно окончание, общее для всех слов, входящих в этот тип. Однако в некоторых случаях наблюдаются колебания в использовании определенных падежных окончаний.

Особенности первого склонения имен существительных

Единственное число

Родительный падеж . Наряду с окончанием родительного падежа единственного числа -а, -я , неодушевленные существительные мужского рода имеют окончание -у, -ю , которое вносит в значение падежа дополнительные оттенки - части (у вещественных существительных): стакан чаю (носбор чая ), килограмм сахару (но цена сахара ); неопределенной множественности (у существительных собирательных и отвлеченных): много песку, мало народу, много шуму .

Окончание -у, -ю могут иметь существительные с предлогами с, из, без (причем иногда предлог перетягивает на себя ударение), в отдельных устойчивых сочетаниях и в конструкциях с отрицанием: из носу, с полу, отроду, без спросу, спору нет, ни слуху ни духу, задать перцу, с глазу на глаз и т.д. В некоторых случаях выбор окончания зависит от значения: из дому (из своего дома), из дома (из любого дома), из лесу (место), из леса (материал).

Эти же существительные в сочетании с согласованным определением обычно имеют окончания -а, -я: стакан крепкого чая; много мишурного блеска; из дальнего леса . При возможности употребления с одинаковым значением обоих окончаний формы с окончанием -у, -ю имеют разговорный или устарелый характер: нет простора и нет простору; без спроса и без спросу; подали свежего творога и подали свежего творогу .

Творительный падеж

    Имена существительные с основой на твердые шипящие (ж, ш ) и на ц склоняются по твердому варианту склонения. При ударении на основе они имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ем, ст о рожем, м а ршем, п а льцем, щ у пальцем, ок о нцем, пл а тьицем и др., при ударении на окончании имеют -ом: уж о м, ерш о м, лиц о м, словц о м и др.

    Существительные с основой на мягкие шипящие ч и щ склоняются по мягкому варианту склонения, но при ударении на окончании в творительном падеже единственного числа оканчиваются также на -ом: тягачом, плющом .

    Название населенных пунктов на -ов, -ев, -им, -ын, -ово, -ево, -то, -ыно , образованные по типу притяжательных прилагательных, склоняются по твердому варианту склонения существительных и имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : городом Киевом, городом Харьковом, городом Бородином и др.

    Мужские русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа оканчиваются на -ым , как и притяжательные прилагательные на -ов, -ин: Петровым, Некрасовым, Птицыным . По этому же типу склоняются отдельные русские фамилии, являющиеся иноязычными по своему происхождению, например: Фонвизиным, Карамзиным .

Мужские иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже единственного числа оканчиваются, как и существительные, на -ом: Вирховом, Эльмаром, Грином .

Предложный падеж

    Имена существительные мужского и среднего рода обычно оканчиваются на -е (столе, окне, отце) . Однако некоторые неодушевленные существительные мужского рода (как правило, с односложной основой и с ударением на окончании) имеют еще параллельное окончание -у, -ю . Это окончание встречается после предлогов в и на с различными обстоятельственными значениями (при этом наблюдается перенос ударения на окончание): времени - во втором час у , в 1800-м год у ; места - на мост у , на кра ю , на нос у , в стро ю , в лес у ; состояния - в бред у , в цвет у , на лет у , на ход у . То же окончание встречается в ряде устойчивых сочетаний: не остаться в долг у , хлеб на корн ю , жить в лад у . Эти же существительные, если они не выражают обстоятельственных значений, имеют окончание (при этом ударение падает на основу): гулять в лесу , но играть в «Лесе» Островского . В некоторых случаях различие окончаний связано с изменением значений: на дом у (у себя дома), на д о ме (на наружной части любого дома); на вес у (в висячем положении), на в е се (в отношении веса); в цвет у (во время цветения), в цв е те лет (в лучшую пору жизни).

В ряде случаев употребительны оба окончания без изменения значения: в цехе и в цеху , в отпуске и в отпуску, в тифе и в тифу, в стоге и в стогу, на холоде и на холоду , однако в этих случаях формы с окончанием -у, -ю более свойственны разговорной и профессиональной речи.

    Существительные с основой на «йот» (j) и предшествующим гласным и (гений) в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -и (о гении) . То же в среднем роде: о здании .

    Существительные на «йот» (j) с предшествующим согласным (питье, ущелье, взморье и т.д.) независимо от ударения имеют окончание -е (о питье, об ущелье, на взморье) . Исключение составляет слово забытье: о забытье , но в забытьи .

Множественное число

Именительный падеж

    Существительные мужского рода обычно оканчиваются на -ы, -и (столы, рули) . Однако во многих словах имеется окончание -а, -я (ударное):бок а , глаз а , берег а , дом а , лес а , город а , мастер а , учител я и т.д. Окончание -а, -я - явление продуктивное для современного русского языка. Но по нормам литературного языка оно возможно (как правило) у слов, имеющих в единственном числе ударение не на последнем слоге: проф е ссор - профессор а , уч и тель - учител я , дир е ктор - директор а . Окончание имеют иноязычные слова с ударяемыми суффиксами -ер и -ёр: офиц е р - офиц е ры, инжен е р - инжен е ры, шофёр - шофёры и т.д.

В незначительном количестве случаев допустимы обе формы: воз ы - воз а , т о поли - топол я , о тпуски - отпуск а и некоторые другие. В ряде слов различие окончаний связано с различием значений: хл е бы (печеные изделия) - хлеб а (колосья злака), счёты (приспособление для счета, только множественного числа) - счет а (документы), пр о воды (провожание, только множественного числа) - провод а (электрические),цвет ы (множественное число от слова цветок ) - цвет а (краски), о рдены (рыцарские или монашеские объединения) - орден а (знаки награды), т о ны (звуки сердца, кишечные тоны и т.д.) - тон а (о цвете), л а гери (какие-либо группировки, течения) - лагер я (временная стоянка туристов, пионеров и т.д.) и др.

    Слова на -анин (-янин) в единственном числе образуют множественное число (во всех падежах) без суффикса -ин ; в именительном падеже - окончание или -ы: горожане, крестьяне, бояре, болгары, татары . Слова на -ёнок (-онок) в единственном числе образуют множественное число без этого суффикса, но с суффиксом -ят- (-ат-) и с окончанием -а: телята, козлята, медвежата .

    У слов среднего рода обычное окончание -а, -я: окна, яйца, поля, известия . У незначительного количества слов (у слов с основой на и ударением на основе) окончание -и: яблоки, зёрнышки (окончание сохраняют слова войска и облака ); окончание имеют также отдельные слова: уши, плечи, очи, очки .

    В некоторых словах мужского и среднего рода множественное число (во всех падежах) осложняется суффиксальным «йотом» (j), после которого в именительном падеже существительные оканчиваются на -и (-я): братья, колосья, мужья, звенья ; слова сын и кум имеют суффикс -oвj-: сыновья, кумовья . Формы множественного числа без суффиксов для слов сыны (сыны Родины) и мужи (мужчины) свойственны речи торжественной.

    Пренебрежительные, ласкательные и увеличительные имена существительные мужского рода на -ишко, -ушко, -ище (домишко, хлебушко, домище) в единственном числе склоняются по типу существительных среднего рода (окно, вещество ). Однако в именительном падеже множественного числа (и сходном с ним винительном) эти существительные оканчиваются на (вместо обычного ): домишки, садищи, домищи и т.д.

Родительный падеж

    У имен существительных мужского рода с основой на твердый согласный и «йот» (j) основное окончание - -ов, -ев (столов, плодов, героев, пальцев) .

    Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей: коней, ключей, ножей .

    Существительные на -ане, -яне и -ата, -ята имеют нулевое окончание: крестьян, граждан, лютеран, армян, медвежат, козлят, ребят . Нулевое окончание имеют также слова: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, аршин, турок, болгар, грузин, цыган, осетин и некоторые другие. Употребление этих слов в разговорной речи с окончанием -ов не соответствует литературной норме; отступлением от литературной нормы является и нулевое окончание в таких словах, как апельсин, мандарин (вместо правильного апельсинов, мандаринов ).

    Имена существительные среднего рода обычно имеют нулевое окончание: окон, сёл, дел, плеч, училищ, заявлений, занятий, течений и другие. Несколько слов (море, поле, око, ухо ) имеют окончание -ей: морей, полей, очей, ушей .

    Отдельные существительные среднего рода с основой на ц (если ц стоит после твердого переднеязычного согласного) имеют безударное окончание -ев: бол о тцев, ок о нцев, кол е нцев, коп ы тцев, кр у жевцев и др. Некоторые существительные имеют нулевое окончание: бл ю дец, полот е нец, з е ркалец, щ у палец, кор ы тец и т.д. Существительное яйцо имеет форму яиц .

    Существительные мужского рода на «йот» (j) с предшествующим и (гений, пролетарий) -ев (гениев, пролетариев) .

    Имена существительные среднего рода с основой на «йот» (j) имеют в родительном падеже множественного числа форму с нулевым окончанием со вставкой гласного и: копий, побережий, житий и т.д. Несколько имен существительных среднего рода, а также существительное мужского рода подмастерье в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ев: платьев, звеньев, перьев, поленьев, низовьев, верховьев, подмастерьев . Окончание -ёв имеет существительное остриё - остриёв .

    Имя существительное ружье имеет в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с беглым е: р у жей .

    Существительные среднего рода с суффиксом -ик- и слова облако, очки в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов: плечиков, колесиков, облаков, очков .

Второе склонение

Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.

Особенности второго склонения имен существительных

Единственное число

    В родительном, дательном и предложном падежах немногочисленная группа слов на -ия имеет особое окончание -и: (о) молнии, (о) Марии, (об) армии, на реке Бии (вместо обычного -е: (о) клешне ).

    В творительном падеже наряду с окончанием -ой (-ей) в словах на -ия и -а, -я может быть и окончание -ою (-ею) , которое является для современного языка устаревшим и употребляется в книжных стилях речи: травой - травою, землей - землею, молнией - молниею и т.д.

    Имена существительные с основой на шипящий и ц при ударении на основе в творительном падеже имеют окончание -ей (-ею): кр ы шей, б а ржей, т у чей, стан и цей . Окончание -ой (-ою) эти существительные имеют только под ударением: душ о й, вожж о й, саранч о й, овц о й .

Множественное число

    В родительном падеже большая часть слов второго склонения имеет нулевое окончание: стен, трав, капель ; некоторые существительные с основой на шипящий и на л, н (смягченные) имеют окончание -ей: клешней, долей, юношей, вожжей , а также ноздрей, дядей, стезей .

    Существительные с основой на «йот» (j) в родительном падеже имеют нулевое окончание с беглым е , если ударение падает на последний слог:сем е й, стат е й , и с беглым и , если ударение падает на основу: гостий (от существительного гостья ), пев у ний, шал у ний, колд у ний .

    У имен существительных на -ня с предшествующим согласным в родительном падеже после беглого е (ё) мягкий согласный основы н заменяется твердым н: башня - башен, вишня - вишен, пашня - пашен, читальня - читален .

Исключение составляют слова: барышня - барышень, боярышня - боярышень, деревня - деревень, кухня - кухонь .

Склонение существительных с первым компонентом пол… (пол-).

При склонении сложных существительных с первым компонентом пол… (пол-) в значении ‘’половина’’ и второй частью, являющейся существительным в родительном падеже, составная часть пол… (пол-), а вторая часть изменяется в соответствии со склонением данного существительного: ‘’Прошло больше полугода’’, ‘’ В полуверсте от станции он сел на камень у дороги и стал глядеть на солнце’’. ‘’И вот, когда процессия прошла около полуверсты по дороге, Матвея… осенила простая и гениальная мысль’’

Формы косвенных падежей с неизменяемой частью пол… характерны для разговорной речи. В контекстах книжного характера подобное употребление неуместно. Поэтому неоправданны они в газетных примерах типа: ‘’Из пол-литра следовало полулитра] экстракта получается 5 литров хлебного кваса’’, ‘’Встречаются омары довольно крупные – длиной до полметра (следовало до полуметра) и весом до 11 кг.)

Сложные слова со вторым компонентом – существительные женского рода в дательном падеже с предлогом ‘’по’’ в распределительном значении имеют окончание – и(а не –е) : всем налили по полчашки (по полкружки).

Нужно различать сложные слова с пол , обозначающие реальную полову чего-либо, и те образования с пол…, которые не являются точной мерой, а употребляются гиперболические, во всяком случае как приблизительно обозначение величины. В этих последних случаях первая часть – пол..- не изменяется на полу : ‘’ Лаврецкий объявил, что проводит гостей до полдороги’’. ‘’Я стал подниматься по дороге. На полпути я оглянулся.’’

Не склоняются также сложные слова с ПОЛ…, в которых вторая часть обозначает одушевленный предмет: пол-лошади, пол-овцы.

    Способы распознавания падежных форм имени

    существительного

    (русский язык 3-4 класс система)

    1)Известно, что одной из « болевых точек» начального курса является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. Решение этой задачи в 4 классе отнимает много времени и сил как у школьников, так и учителей, причём нередко желаемого результата добиться не удаётся. И я считаю нужным показать как строится работа, цель которой – научить четвероклассников решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. На страницах учебника Натальи Васильевны Нечаевой начинается работа над вопросами падежей с 3-го класса. Сначала я знакомлю ребят со словосочетанием, называя слово, от которого задаётся вопрос – Главным и отмечая его знаком х, а слово, к которому задаётся вопрос - Зависимым. Оно поясняет главное.

    https://pandia.ru/text/79/217/images/image003_60.gif" width="12" height="27"> х чего? х что?

    сочетание слов задать вопрос

    главное слово зависимое слово

    Для закрепления умения находить главные и зависимые слова даются такие задания: 1)Запиши словосочетания, определи, к каким частям речи относятся главные слова, к каким – зависимые.

    Сочетание (сущ.) слов (сущ.), Главное (прил.) слово (сущ.)

    2) Исследуй, что обязательно требует главное слово – глагол от зависимого существительного: форму числа, рода, соответствие вопросу?

    Красивая кукла (главное слово «кукла» требует форму числа, рода, соответствие вопросу от зависимого слова «красивая».

    3) Составь словосочетания, подбирая зависимое слово в соответствии с вопросом.

    И (за что?) за командой, за команду, в мяче,

    Г в мяч, в мячи, на рояле, на рояль,

    https://pandia.ru/text/79/217/images/image009_24.gif" width="12" height="15">

    4) Какими членами предложения являются главные слова, какими зависимые?

    Главным словом в словосочетании может быть любая самостоятельная часть речи .

    2)Знакомство с падежами начинается со стихотворения Грачёва Г. « О коте»

    У норы добычи ждёт.

    Притаившись, серый кот,

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от кота .

    А теперь и за версту

    Не приблизится к коту .

    Крыса старая и та,

    Видя грозного кота ,

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться с котом .

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о коте.

    Правильному выбору имени существительного способствует правильно заданный вопрос от главного слова к зависимому.

    Вопросов всего 6. И вы их узнаете, если из стихотворения выпишете все формы слова кот с вопросами. У вас получилось 6 вопросов и 6 падежей. В правиле идёт пояснение, что грамматический термин падеж образовался при переводе на русский язык латинского слова казус - падение. Ещё греческие учёные заметили, что существительное имеет свою основную, начальную форму . В этой форме оно отвечает на вопросы Кто? Что? и выступает в роли подлежащего. Другие косвенные формы как бы отклоняются от основной, начальной формы. Отсюда термин – склонение- изменение по падежам.

    Для их запоминания даётся задание проанализировать название падежей, узнать: что особенного в падежных вопросах? Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходит от латинских и представляет их дословный перевод.

    Именительный – « имя» предмета- начальная форма наименования. Родительный – буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца и т. п.) Дательный - от слова дать, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата , того кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку)Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется. Но это с научной точки зрения. А чтобы дети лучше поняли названия падежей, рассказываю им сказку: «Откуда пришли названия падежей»

    « Он ещё не родился, а уже придумали, какое ему дать имя, и решили назвать – именительный.

    Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

    Он был малышом, ему всё давали, и он стал - дательным .

    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным .

    Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться творительным.

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

    Из названия падежей образовали слова - помощники:

    И. п.- имею, есть

    Р. п. – нет

    Д. п.- дам

    В. п.- виню, вижу

    Т. п.- творю, доволен

    П. п. – думаю, говорю

    Знакомясь с падежными вопросами, выясняем: Что особенного в падежных вопросах? В форме какого падежа слово исполняет роль подлежащего?

    Какие шаги надо сделать, чтобы определить падеж имени существительного? При выполнении упражнений составляем порядок действий:

    1. Найти основу предложения.

    2. Указать падеж подлежащего.

    3. Графически обозначить словосочетания, в которых существительное - зависимое слово.

    4. Указать падеж имён существительных - второстепенных членов предложения.

    Работая над упражнениями, замечаем, что слова в разных падежах имеют предлоги. Отдельных уроков по изучению употребления предлогов в падежах нет. Поэтому начинаем составлять таблицу: «Склонение имён существительных». В ней отражаем название падежей, падежные вопросы, слова – помощники, предлоги, с которыми употребляются слова, примеры слов. Затем сравниваем - какие предлоги употребляются только в родительном падеже, только в дательном, только в предложном, какие и в предложном и в винительном, какой падеж вообще не имеет предлога.

    Таблица выглядит так:

    Падеж

    Вопросы

    Часто употребляемые предлоги

    Примеры

    кто? что? имею, есть

    кого? чего? нет

    от, до, из, без, у, для, с

    кому? чему? дам

    к, по

    кого? что? вижу, виню

    в, на, за, про, через

    кем? чем? доволен

    под, над, за, с, перед, между

    о ком? о чём? думаю

    в, на, о (об), при

    Переходим к правописанию падежных окончаний имён существительных, т. е. к склонению – изменению существительных по падежам.

    Новая тема ведётся в виде исследований:

    I Сравнение окончаний имён существительных.

    II Принципы объединения разных существительных в группы.

    III Причины одинаковых и разных окончаний в одном и том же падеже.

    1.Запиши предложения по законам письменной речи, определи падеж проблемного слова.

    Это игрушка (кого?) Маш(и).

    Это игрушка (кому?) Маш(и).

    Различны или одинаковы окончания в первом и во втором случае? Раньше вы пропускали эту орфограмму или узнавали о написании у учителя, а теперь у вас достаточно знаний и умений, чтобы самостоятельно разобраться с этим вопросом.

    Это игрушка (кого?) Маши (Р. П.)

    Это игрушка (кому?) Маше (Д. п.)

    2. Как ты думаешь, по какому принципу объединены слова в группы?

    а) мама, Ася, стена, Гена, Вася…

    б) Кирилл, конь, сом, солнце, дерево….

    в) вещь, дочь, Любовь, дичь, лошадь…

    Выясняется, что: в первой группе слова мужского и женского рода с окончаниями а-я,

    рода с окончанием о-е

    в третьей – слова женского рода с мягким знаком на конце

    3. Даны слова: плита, чаша, свеча

    Исследуй, по какой причине один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен в одних случаях одинаковыми окончаниями, а в других разными. Запиши эти слова в именительном падеже , затем в винительном падеже . Объясни, почему у этих слов одинаковые окончания.

    Именительный падеж: плита, папа, свеча

    Винительный падеж: плиту, папу, свечу

    Вывод: эти слова относятся к первой группе, слова женского и мужского рода с окончанием – а -

    Существительные: вьюга, град, мышь запиши тоже в именительном и винительном падеже. Объясни, почему у этих слов разные окончания.

    Именительный падеж: вьюга, град, мышь

    Винительный падеж: вьюгу, град, мышь

    Вывод: эти слова относятся к разным группам, т. к. у них разный род и у двух слов отсутствуют окончания.

    После составления таблицы склонений имён существительных единственного числа проводим анализ правописания окончаний существительных по вопросам:

    1. Почему существительные женского и мужского рода распределены в разные склонения? (У них разные окончания или их нет вообще.)

    2. Почему существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода относятся к одному склонению?

    Потому что у них одинаковые окончания в винительном, родительном, творительном и предложном падежах.

    3. Почему учёные разделили существительные на три, а не на пять склонений?

    У существительных разный род, разные окончания или нулевые окончания.

    При изменении по падежам, окончания существительных трёх склонений не сов –

    Теперь можно правильно выбрать окончание для существительного:

    1. Определить к какому склонению оно относится.

    2. В каком падеже употреблено.

    3. Выбрать нужное окончание, опираясь на таблицу.

    Таблица падежных окончаний имён существительных в форме единственного

    числа

    Падеж, вопрос

    1-е склонение

    м. р., ж. р.

    2-е склонение

    3-е склонение

    ж. р.

    м. р.

    ср. р.

    И. п. кто? что?

    Р. п. кого? чего?

    Д. п. кому? чему?

    В. п.кого? что?

    Т. п. кем? чем?

    ой, ей

    ом, ем

    ом, ем

    П. п.о ком? о чём?

    Именительный падеж множественного числа

    В современном русском языке продуктивно образование форм на , . В настоящее время происходит активный процесс замены окончания ( ) ударным окончанием ( ): директора , мастера , профессора . Однако во многих случаях нормативными продолжают оставаться формы с окончанием ( ): выборы , кремы , лекторы (просторечные формы выбора , крема , лектора рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы). Некоторые слова имеют книжные и разговорные варианты окончаний: инспекторы и инспектора , слесари и слесаря . В отдельных случаях речь идет о семантических вариантах: кондуктора (работник транспорта) – кондукторы (деталь машины), пропуски (что-нибудь пропущенное) – пропуска (документ).

    Окончание ( ) стало общелитературной нормой:

    1) во многих односложных словах типа бег бега , дом дома , снег снега (но: торты , супы );

    2) в словах, которые имеют в единственном числе ударение на первом слоге: вексель векселя , вечер вечера , окорок окорока (но: ветер ветры );

    3) в словах латинского происхождения, которые утратили книжный характер: директор директора , доктор доктора ,
    профессор профессора .

    Окончание ( ) употребляется:

    1) в словах французского происхождения, которые оканчиваются на ударное -ер (-ёр ): инженер инженеры , офицер офицеры , шофёр шофёры ;

    2) в словах латинского происхождения на -тор , которые обозначают неодушевленные предметы: конденсатор конденсаторы , прожектор прожекторы , сектор – секторы ;

    3) в словах латинского происхождения, которые сохранили книжный характер: агитатор агитаторы , лектор лекторы , новатор новаторы ;

    4) в многосложных словах с ударением на втором, третьем, четвертом слоге: аптекарь аптекари , композитор композиторы , библиотекарь библиотекари .

    Родительный падеж множественного числа

    2.2.1. Имена существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют варианты – нулевое окончание и окончание -ов .

    Нулевое окончание имеют:

    1) названия предметов, которые обычно употребляются парами: ботинок , валенок , чулок (но: носков );

    2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р : англичан , башкир (но: венгров , сванов ); в некоторых случаях наблюдаются колебания: туркменов и туркмен ;

    3) названия воинских групп: партизан , солдат (но: минеров , саперов , мичманов ); в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и окончанием -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия , отряд , войско , группа и т. п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер , гусар , драгун , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) – форма на -ов : (трое) гусаров , драгунов ; формы гардемарин гардемаринов равноправны;

    4) некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными: (количество) аршин , вольт , герц ; окончание -ов сохраняется в формах гектаров , граммов , килограммов (разговорные варианты: гектар , грамм , килограмм ).

    Окончание -ов имеют следующие группы существительных:

    1) названия растений, плодов, овощей: апельсинов , мандаринов , томатов ; колебания: баклажанов баклажан ;

    2) названия некоторых национальностей: киргизов , таджиков , якутов .

    2.2.2. Имена существительные женского рода и среднего рода на -ья , -ье и -ьё имеют следующие варианты окончаний:

    1) существительные женского рода на неударяемое -ья -ий (это суффикс основы, а окончание нулевое): колдуний , оладий , певуний ;

    2) существительные на ударяемое -ья в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): полыней , скамей , статей ; также судей (мужской род);

    3) существительные среднего рода на -ье в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний , приглашений , состязаний , кочевий , побережий , угодий ; исключения: платье платьев , отрепье отрепьев , устье устьев , равноправные варианты: верховьев верховий , низовьев низовий ; существительное мужского рода подмастерье имеет окончание -ев : подмастерьев ;

    4) существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа имеют следующие нормативные формы: ружьё – ружей , питьё – питей ; копьё – копий ; жнивьё – жнивьёв .

    2.2.3. Нормативными являются формы с нулевым окончанием: басен , домен , яблонь , а также формы с окончанием -ей : долей , пригоршней , свечей .

    2.2.4. Существительные среднего рода на -ко , -ице имеют нулевое окончание: блюдечек , перышек , платьиц .

    2.2.5. Слова на -це употребляются как с нулевым окончанием (зеркалец , одеялец , полотенец ), так и с окончанием -ев (болотцев , оконцев ). В некоторых случаях возможны варианты: копытцев и копытец , кружевцев и кружевец .

    2.2.6. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе, имеют следующие нормативные формы родительного падежа: заморозков , лохмотьев ; нападок , потемок , сумерек ; будней (реже буден ), дровней , яслей .

    В случае затруднения окончания слов следует проверять по словарям.

    Имя числительное

    Склонение количественных числительных

    Числительные два , три , четыре имеют особые формы:

    Падеж Два (две) Три Четыре
    И. два, две три четыре
    Р. двух трех четырех
    Д. двум трем четырем
    В. два, две, двух три, трех четыре, четырех
    Т. двумя тремя четырьмя
    П. о двух о трех о четырех

    Числительные от пяти до двадцати и тридцать изменяются по падежам как существительные третьего склонения:

    Падеж Пять Пятнадцать
    И. пять пятнадцать
    Р. пяти пятнадцати
    Д. пяти пятнадцати
    В. пять пятнадцать
    Т. пятью пятнадцатью
    П. о пяти о пятнадцати

    Числительные сорок , девяносто и сто при склонении образуют две формы: в именительном и винительном падежах – сорок , девяносто и сто , в остальных падежах – сорока , девяноста и ста :

    Падеж Сорок Девяносто Сто
    И. сорок девяносто сто
    Р. сорока девяноста ста
    Д. сорока девяноста ста
    В. сорок девяносто сто
    Т. сорока девяноста ста
    П. о сорока о девяноста о ста

    При склонении сложных количественных числительных 50 80 , 200 400 , 500 900 изменяется каждая часть слова:

    Падеж 50–80 200–400 500–900
    И. пятьдесят триста пятьсот
    Р. пятидесяти трехсот пятисот
    Д. пятидесяти тремстам пятистам
    В. пятьдесят триста пятьсот
    Т. пятьюдесятью тремястами пятьюстами
    П. о пятидесяти о трехстах о пятистах

    При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: двести девяносто семь , двухсот девяноста семи , двумстам девяноста семи , двумястами девяноста семью , о двухстах девяноста семи .

    Счетное существительное тысяча в творительном падежеединственного числа имеет две формы: тысячей и тысячью . Первая форма управляет зависимым словом, вторая – согласуется с существительным: с тысячей друзей , с тысячью рабочими .

    Числительные полтора и полтораста во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют формы полутора , полутораста .

    Использованные источники

    1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учеб. для вузов. М., 2001. – С. 162–166.

    2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2008. – С. 202–203, 212–216, 229–230.

    3. Культура письменной речи. Ресурс в составе портала «Русское слово» [Электронный ресурс]: http://www.gramma.ru/.

    Тема 4. Синтаксические нормы

    Нормы управления

    1. Управление при словах-синонимах. В русском языке имеются такие синонимические ряды, в которых слова требуют при себе разных зависимых форм: восхищаться отвагой – преклоняться перед отвагой , увлекаться музыкой – любить музыку .Наличие смысловой близости иногда приводит к возникновению ассоциативных ошибок, при этом близкие словосочетания смешиваются: отзыв на диссертацию (вместо: о диссертации ), убедиться о том… (вместо: в том ), описывает о событиях (вместо: рассказывает о событиях или описывает события ).

    2. Управление при однородных членах. Общее зависимое слово при однородных членах предложения может употребляться только в том случае, если эти главные слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу , выписывать и запоминать цитаты . Стилистически неверны предложения, в которых зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: организовать и руководить группой . Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове: организовать группу и руководить ею .

    3. В сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица предлог по употребляется с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам ), скучают по нас (не по нам ).