Картотека игр и игровых упражнений направленных на социально-личностное развитие дошкольника. Картотека на тему: игры способствующие социально - личностному развитию детей

В младшем школьном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания имени

1. «Ласковое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

2. «Взрослое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству.

Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: «Я - Мария Игоревна», «Я -Михаил Николаевич».

Комментарий. Когда все дети побывают в роли взрослых, можно предложить им обсудить, понравилось или нет им быть в роли взрослых и почему. Определить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ролью взрослого.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию притязания на признание

1. «Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: «Лена - очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется».

Комментарий. После того как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать о соседе или слушать, как говорят о нем самом?

2. «Смелый мальчик»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано: «Смелый мальчик (девочка)», «Сильный мальчик (девочка)», «Веселый мальчик (девочка)», «Красивый мальчик (девочка)». Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить друг к другу, делать что-нибудь друг с другом, нельзя только произносить звуки».

Комментарий. Если дети не могут угадать, что показывает тот или иной ребенок, то можно помочь ему изобразить то, что написано на карточке..

3. «Я горжусь...»

Дети сидят в кругу.

Они закрывают глаза, а ведущий просит их представить себе лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь тем, что я...» После того как все внимательно «рассмотрят» красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Игры-упражнения, направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей

Важной особенностью этого структурного звена самосознания младших школьников является значительное преобладание осознаваемых обязанностей над правами. Кроме того, осознаваемые обязанности, как правило, односторонне ориентированы на обеспечение успешности деятельности в лагере. Исходя из этого основные цели упражнений, приведенных здесь, были определены как расширение перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у них представлений об относительности осознаваемых ими обязанностей.

1. «Фантазеры»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н. Носова «Фантазеры». Давайте мы тоже поиграем в фантазеров. Каждый попробует придумать и рассказать какой-нибудь самый невероятный случай, который с ним произошел. А потом мы определим, кому же удалось лучше всех нафантазировать».

2. «Я имею право»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, какими правами (и обязанностями) обладает ребенок в лагере. А потом возьмите лист бумаги и запишите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые говорящий уже назвал. Победит тот, у кого в списке останется больше всего невычеркнутых слов».

Данные игры направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до... » Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра "Волшебные конфеты". Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

Пусть они избавятся от болезней

Пусть все долго живут

Пусть у всех будет дом

Пусть все дружно живут

Пусть все будут счастливы

«Головомяч». Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Игра «Встаньте все те кто…» Ведущий дает задание:"Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Художник слова». Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

«Я хороший - я плохой». Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

«Найди друга». Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи». Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Прогулка по ручью». На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся - попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Поводырь». В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Мы хорошие». Д ети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.


Целью развивающей социальной игры «Бюро добрых услуг» является объяснение детям того, что вокруг них живет большое количество хороших и замечательных людей, готовых оказать им помощь, а они, в свою очередь, могут помочь другим.

Материалами для этой игры будут: Большая вывеска с надписью «Бюро добрых услуг» и игровыми рисунками персонажей сказок, памятка о режиме дня, материалы для визитных карточек, килограмм крупы (любой), мерная посуда (стаканчики) 200 и 500 г.

Начинается игра с того, что ведущий показывает ребятам вывеску, и объявляет об открытии в группе «Бюро добрых услуг». Он прикрепляет вывеску и начинает работать во вновь открывшемся бюро. Работник бюро предлагает помощь в общении, веселье, игре, в сохранении времени, совершении всевозможных дел. Ведущий предлагает всем детям группы играть по отдельности, а после сигнала звонка собраться в небольшие команды по три человека в каждой. Каждая команда должна получить свои задачи, которые она должна выполнить, обратившись за помощью в «Бюро добрых услуг».

Первая команда от воспитателя получает задачу научиться организовывать встречи за пределами детского сада в выходные дома. Дети обращаются в бюро, и ведущий рекомендует сделать всем визитные карточки и ими обменяться. При поддержке взрослых все дети готовят визитки с адресами, телефонами, именами, условными знаками, портретом. Далее по желанию происходит обмен визитками.

Следующая тройка игроков должна получить задачу от повара. Он просит их помочь сварить кашу им на обед. Но для этого ему нужна крупа. Так как кухонные весы поломались, он не может определить правильное количество крупы. А ему для этого необходимо ровно один килограмм крупы. Повар просит детей определить правильное количество. Работник бюро выдает детям мерную посуду разной емкости. Дети измеряют ею количество содержимого пакета с крупой и отдают для приготовления повару. Тот их благодарит и уходит готовить обед.

Третья команда получает задания от заведующего детским садом. Его интересует, от чего у одних людей хватает времени за день сделать много дел, а у других это не получается. Как им с этим справиться? Так как дети писать еще не умеют, они должны нарисовать красным фломастером дела на сегодняшний день очень важные, а синим - не столь важные. После этого детям раздают памятки с планом важных дел в рисунках.

Ещё одна команда берет задание у музыкального руководителя. Он просит детей развеселить его и всех здесь присутствующих. И интересуется, смогут ли они это сделать, если обратиться в бюро услуг. Ведущий, он же работник бюро, вместе с детьми изучает слова несложной народной потешки или частушки, а затем все вместе они под музыку, с движениями и подтанцовками веселят всех присутствующих.

В конце игры ведущий говорит детям, что сегодня они очень помогли повару в приготовлении обеда, научились планировать свои дела, сделали визитные карточки и обменялись ими с друзьями, всех развеселили. Далее он интересуется, важно это или нет, и спрашивает, нужно ли в группе оставить «Бюро добрых услуг»?

Энка 11.08 15:33

Можно развить игру. Ежедневно, приходя в группу, дети по желанию могут взять бейджик, как будто сегодня он работник бюро добрых услуг. К нему могут за помощью обращаться другие дети, воспитатель, нянечка (помочь завязать шнурки, взбить подушку, собрать грязную посуду со столов). А если ребёнок захочет взять бейджик домой, дома к нему с просьбами будут обращаться родители, бабушка. Взрослым в этой игре важно не переусердствовать с заданиями и обязательно хвалить за выполнение.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «БЕРЕЗКА»

Разработала воспитатель
Шибанова Э. А.

Городской округ г. Бор
2017 г.

Игры на развитие социально- коммуникативных умений и навыков детей среднего дошкольного возраста.
Дети живут и развиваются вместе с нами, окруженные разнообразными источниками воздействия как положительного, так и отрицательного характера. Они постоянно обрушиваются на ещё только формирующиеся чувства и эмоции.
Основными средствами организации нравственного развития дошкольников стали простые доступные игры, влияющие на положительное мироощущение и восприятие детей.
Средствами формирования нравственных представлений, чувств, привычек являются различные педагогические методы и приёмы. .
Проблемная ситуация «Лужа»- дошкольникам была предложена ситуация: «представьте себе, что вы идете из детского сада домой с мамой и видите, как большой мальчик толкает маленькую девочку, девочка упала в лужу – сандалии её промокли, панамка с головы упала и девочка плачет, что бы вы сказали своей маме? Как бы поступили? Чем расстроена девочка? Ребята в жизни иногда настроение человека зависит от поведения другого, подумайте, как бы вы поступили». Эта ситуация определяет насколько дошкольники отличают плохие поступки от хороших.
Средством воспитания является и сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра проводится детьми и направляется взрослым с целью формирования заботливого отношения друг к другу, проявления внимания и доброты. Средствами и способами этой игры являются кукла-врач которая приходит в детский сад и говорит, что она обследовала очень много больных детей, не хочет ли ей кто-нибудь помочь? Кукла пробуждает интерес детей к игре. Дети активно начинают играть: врач ведёт приём больных, медсестра выписывает рецепт, даёт советы, фармацевт выдаёт лекарства в аптеке, скорая помощь отвозит больных в больницу. И вот наконец все больные поправляются и все радуются тому, что они здоровы. Содержание этой игры позволяет выявить отношения детей друг к другу.
Были разработаны игры, которые направлены на общее взаимодействие детей и объединение их между собой.
Игра «Внимание-внимание».
Дети садятся в круг, а ведущий- взрослый садиться спиной к детям и объявляет: «Внимание, внимание у нас потерялся ребёнок (подробно даёт описание внешнего вида какого-нибудь ребёнка) -Пусть он подойдёт к директору». Дети должны внимательно осмотреть друг друга и определить, о ком же идёт речь, и по возможности назвать имя и фамилию этого ребёнка. В дальнейшем в роли диктора может выступать любой ребёнок. Эта игра направлена на сплачивание детей в коллективе.
В ходе эксперимента нами были проведены игры, направленные на создание положительного настроя и доброго отношения друг к другу.
«Волшебные колпачки»
Детям на голову надеваются разноцветные шапочки-колпачки из цветного картона. В руки дети берут палочки, они превращаются в волшебные. Палочками дети дотрагиваются друг до друга и при этом говорят волшебные добрые слова: «здравствуйте, простите, будьте добры, спасибо, мне очень приятно». Эта игра способствует формированию культурно- гигиенических навыков у детей.
Следующая игра направлена на развитие умения понимать друг друга без слов. Игра «Передай сигнал» проводится когда дети стоят в кругу и держаться за руки. Ведущий первый пожимает руку стоящему с ним рядом ребёнку, тот ребенок, в свою очередь посылает сигнал около него стоящему ребёнку. Сигналы можно передавать и влево и вправо, но произносить слова и разговаривать нельзя. Когда к ведущему, снова возвращается сигнал, он поднимает руку и говорит: «Сигнал дружбы получен». Когда дети научаться чувствовать своё пожатие и пожатие другого человека можно усложнить игру – закрыть глаза. Главное правило этой игры общение и понимание друг друга без слов. Эта игра направлена на развитие внимания, ощущений, переживаний.
«Общий рисунок»
Эта игра может научить детей прислушиваться друг к другу, договариваться, учитывать чужое мнение, делиться ограниченным пространством. Правила игры: детей необходимо разделить на группы по 3-5 чел. На каждую группу даётся один большой лист бумаги, потом взрослый говорит, что дети будут рисовать на одном большом листе все вместе. Но сначала нужно договориться между собой и распределить кто, где будет рисовать. При проведении этой игры дети сразу начали рисовать, не договорившись не о чём, они спорили и ссорились. И только после объяснений им с трудом удалось понять, что значит договариваться друг с другом и уступать. При Проведении этой игры детям помогает понять, что значит уступать и договариваться.
Игра «хорошее - плохое». Эта игра развивает умение различать нравственные нормы хорошо-плохо, добро-зло. Вначале игры педагог просит детей выстроиться в ряд, встаёт перед детьми с мячом в руках. Затем каждому из них педагог бросаёт мяч и называет любой добрый или плохой поступок. Дети по очереди ловят мяч и каждый говорит хороший это поступок или плохой. Если поступок назван верно ребенок делает шаг вперёд. Если кто то случайно называет хорошее плохим и называет неверно, он делает шаг назад.
Побеждает не тот, кто первым дойдёт до педагога, а тот кто больше помогал своим товарищам определять плохие и добрые поступки. Этот же ребёнок становиться ведущим в следующий раз. Эта игра формирует умение помогать, поддерживать, если кто-то ошибается.
Игра «Поделись своим богатством». Эта игра проводится только после того, как взрослый внимательно наблюдал и изучил детей, то с чем играют дети в группе. После того, как самостоятельные игровые интересы изучены, взрослый складывает в один мешочек все те игрушки с которыми любят играть дети (кубик, карандаши, пластилин, куколка). После этого детей сажают в круг, а дети, которые не любят делиться своими игрушками, становятся водящими. Если дети играют в игру первый раз, то педагог вынимает из мешочка игрушки рукой ребёнка- водящего. Так из мешочка ребёнок- тот, кто жадничает- раздаёт предметы и игрушки всем детям, говоря при этом: «Это я дам Сереже, а это я дам Кате». Эта игра способствует формированию умения не жадничать, делиться, совместно пользоваться общими предметами и игрушками.
Упражнение «Пирамида любви»
Перед игрой каждый должен вспомнить, что мы все что- то любим, и нам что- то нравится: кто -то любит семью, кому- то нравиться детский сад, кто -то любит рисовать, а кто- то гулять. Взрослый предлагает детям построить пирамиду из рук. Может начать строить пирамиду и ребёнок, при этом он кладёт руку в центр и называет то, что он любит. Затем каждый присоединяется к этой пирамиде и кладёт свою руку в центр, называя при этом то, что любит он. Так получается одна большая высокая пирамида из рук – из предпочтений детей. Это упражнение развивает единение всех детей в группе.
При индивидуализации окружающей среды нами в группе собрана копилка добрых дел. Наша игра, которая может длиться весь день, так и называется «Копим добрые дела и выбрасываем злые». Эта игра побуждает и стимулирует детей на свершение добрых хороших поступков и осуждение плохих. В течении дня дети, вырезанные заранее сердечки, кладут в копилку и вечером или на следующий день всем рассказывают, что доброго они совершили. При этом черные тучки, которые находятся в другой коробочке, складываются в чёрный мешок. При этом мы побуждаем ребёнка, рассказать какие плохие поступки он совершил. Заранее нужно договориться, что складывать черные тучки мы будем в этот черный мешок, затем их выбросим.
Навыки общения у детей могут формироваться и в совместной экспериментальной деятельности. Один из веселых экспериментов это «Веселые гонки». Это экспериментирование развивает навык сотрудничества в общей совместной деятельности. Мы, проводя этот эксперимент, показываем, как воздухом можно двигать предметы. Для игры каждому игроку понадобиться лист белой тонкой бумаги и плотная картонка. Одну сторону белого листа можно загнуть вверх. Если участников игры много, то листы белой бумаги удобнее положить на пол. При этом дети садятся на корточки и выстраивают свои белые лодки на одну линию. Теперь по команде каждый начинает махать картонками, так как ему удобнее позади листов белой бумаги, а воздух будет продвигать их вперёд. Сколько положительных эмоций и радости доставляет эта игра. В этой игре у детей проявляется их сформированное нравственное качество и привычки.
Не менее интересный эксперимент «Непослушный апельсин». Для этого эксперимента нам понадобится несколько апельсинов и тазик с водой. Апельсины нужно вымыть и положить в тазик. Они будут плавать на поверхности как надутые мячи, при этом нужно детям дать возможность, засучив рукава их утопить. Им это не удастся. Спросить детей, почему так происходит? Выслушав ответы предложить взять два-три апельсина из тазика и очистить их. Затем сравнить очищенный и не очищенный апельсин. Очищенные апельсины положить в таз с водой и посмотреть, что будет. Сколько радости доставит детям, когда они увидят, что они утонули. Мы объясним детям, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, которые не дают ему утонуть. Это экспериментирование вызывает эмоциональное переживание, радость от совместной деятельности, развивает желание к познанию, учит любознательности.
Игра «Жадина» Эта игра развивает способность делиться общими игрушками, тренирует внимание, вызывает добрые чувства и переживания, учит не жадничать. Перед началом игры следует разбросать на освободившийся площадке много различных не очень больших предметов (маленьких мячиков, кубиков, небольшие игрушки). Водящего в игре нет. По команде под музыку или без неё все желающие, играющие должны собрать и удержать у себя в руках как можно больше предметов. Далее музыка останавливается и взрослый, подходя к детям, и сами дети считают и определяют, у кого в руках оказалось большее количество игрушек. У кого в руках большее количество предметов, тому ребёнку все дети отдают свои игрушки. Конечно, ребёнок не сможет удержать все предметы, и они снова падают на пол. Игра очень веселая и поэтому вызывает добрые чувства. И после этой игры не всем детям захочется жадничать.
Игра «Кто я» Эта игра помогает детям больше понять себя и другого ребёнка, развивает эмоции, чувства и ощущения детей. Перед началом игры дети на площадке располагается так около друг друга, что бы не мешать друг другу своими движениями, что бы было пространство около каждого. Затем по ходу игры придумывается сказка из эмоций и движений. Взрослый предлагает детям выполнить эмоциональные задания и войти в образ. Предлагаемое задание для детей – показать, как учиться ходить маленький ребёнок (он ползает, встаёт на четвереньки, встаёт на ножки, падает и опять встаёт). Показать, как идёт слепой человек, как кошка подстерегает мышку, как ходит слепая старушка, держась за палочку, как ведет себя цирковой клоун. Эта игра ещё хороша и тем, что она развивает толерантность детей, чуткость и заботу.
Следующее мероприятие это беседа на тему «Мы спешим делать добро». Беседа организована с целью формирования представления о доброте, воспитания чувства сопереживания, доброжелательности, потребности в дружеских взаимоотношениях. Вначале беседы дети садятся кружочком. У взрослого в руках зажженная свеча. Взрослый сообщает, что это тепло нашего сердца, и что мы его сейчас будем передавать друг другу. После этого детей спрашивают, как они понимают, что такое доброта, дети хором повторяют это слово и говорят, как они его понимают. Далее детей спрашивают, кто может быть добрым, какой добрый человек, как он выглядит, можно ли потрогать или почувствовать доброту. Потом детям предлагается вспомнить, когда они чувствовали, что они были добрыми и тоже рассказать об этом всем. Используя художественное слово-стих- «Добрым быть совсем непросто» спросить, все ли согласны с этим. Дети подводятся к выводу, что добрым быть просто и очень интересно. Потом взрослый предлагает детям подарить друг другу добро, что для этого нужно просто посмотреть друг на друга ласково. После этого взрослый показывает детям картинки с изображением сломанного цветка, порванной книжки, сломанной игрушки, плачущего ребенка и спрашивает, какой человек мог это сделать - добрый или злой. Что мы можем исправить, как мы можем подумать, какие добрые поступки мы сейчас можем совершить? Дети отвечают и взрослый показывает другие картинки -с подклеенной книгой, вымытой чашкой. они говорят, что это поступки доброго человека. Затем дети определяют и называют волшебные слова доброты – спасибо, пожалуйста. И встают в круг в игру «Мы одна семья».
Игра «Круги дружбы» Эта игра способствует развитию сплочённости всей группы, вызывает эмоциональные переживания за каждого участника игры, закрепляет умение играть в коллективе. Вначале игры все дети образуют два круга: внутренний - маленький, внешний – большой. Играющие которые стоят во внешнем кругу стоят на месте, дети которые находятся во внутреннем круге по сигналу идут по кругу и поют: «Мы по кругу идём и с собою мы берём всёкрасное». После этого игроки внешнего круга называют любой предмет красного цвета. Участник, который правильно назвал слово переходит из внешнего, во внутренний круг. Потом игра продолжается, но слово красное заменяется на любое другое слово, например квадратное. Игра закончена тогда, когда все стоят в одном круге. Эта игра способствует ещё и развитию восприятию сенсорных эталонов (форма, цвет, размер, вкус, запах).
Театрализованное представление. «Заюшкина избушка на новый лад».
Театрализованное представление организовано с целью развития умения понимать чувства «честность» и «хитрость», умение быть честным, обличать ложь, умение выражать чувства через вербальные и невербальные средства общения, с целью развития самостоятельности детей, через театрализованную деятельность. Средствами инсценирования являются сказочный домик-теремок, образные игрушки и письмо от лисы. Сказка представлена на новый лад. Зверюшки имеют другой характер, чем в настоящей сказке. Заяц представлен добрым, но не наивным, а честным, умеющим просить о помощи. Остальные звери, которые ему помогают справиться с лисой трусишками и хвастунишками. Петух в сказке не злой, а добрый, сильный, умеющий прийти на помощь, и который учит лису и зайца дружбе. В конце инсценирования лиса признаётся, что одной ей жить, не интересно и скучно, и что она согласна подружиться.
Нравственную сферу ребенка мы развивали и через чтение художественной литературы и обсуждение проблемных ситуаций по прочитанным произведениям. Одним из таких произведений был рассказ В. Сухомлинского «Почему плачет синичка». После чтения рассказа детям задаются вопросы: «Как вы думаете, за кого переживала синичка?», «Что она хотела сказать Оле и Мише?» «Как вы думаете, как дальше поступили бы дети?», «А вам за кого приходиться переживать?», «Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что он храбрый, кто такой храбрый человек?», «Когда мы можем быть храбрыми в детском саду?». Далее детям предлагается представить себя в различных ситуациях, где бы они могли проявить храбрость.
Одной из форм развития нравственных качеств у детей, это экскурсии. Нами была организована экскурсия для детей по детскому саду, с целью развития представлений у детей о тех людях, кто заботится о детях в детском саду, о значении труда взрослых детского сада с использованием карточек профессий детского сада и бумажный макет дома. Перед началом экскурсии детям сообщается, что у них сегодня необычное занятие, они отправляются на экскурсию по детскому саду и узнают, как взрослые заботятся о детях. Взрослый просит детей быть внимательными и запоминать всё, что они увидят и услышат. А так же напоминает правила поведения во время экскурсии. Дети тихо идут по детскому саду и посещают кабинет заведующего, медицинский кабинет, физкультурный зал и кухню. Детям о своей профессии рассказывает заведующая, медсестра, инструктор по физической культуре и повар. Так же взрослые знакомят детей с помещениями детского сада, оборудованием, приборами и инструментами. Придя в группу, дети вспоминают то, что они увидели и услышали на экскурсии, рассказывают о тех людях, кто о них заботится. На магнитную доску помещается макет детского сада и картинки с изображением профессий. Дети по очереди рассказывают о каждой профессии, кто что делает и кто как заботится о детях.
Таким образом, детские впечатления, переживания часто становятся отправной установкой, в соответствии с которой формируется последующее отношение к своей жизни. Взрослым нужно постараться, чтобы детские ощущения, переживания, чувства были добрыми и позитивными. Организация совместной и самостоятельной деятельности всех участников нашей группы детского сада направлена на формирование дружеских доброжелательных отношений, предполагающие приветливое, вежливое обращение детей и взрослых друг к другу, умение проявить заботу, внимание и сочувствие не только к сверстникам, но и к взрослым, оказать необходимую помощь, вступить в сотрудничество для совместной деятельности. Такие отношения создают основу для воспитания в дальнейшем дружеских, простых, коллективных отношений между детьми и взрослыми. Каждый ребенок будет в дальнейшем осознавать себя как равноправный член детского коллектива. Это чувство окажет влияние на развитие социальных чувств детей симпатии друг к другу, чуткости, отзывчивости, на практическое освоение способов сотрудничества со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, на освоение правил культуры поведения в коллективе и умения постоять не только за других, но и за себя.

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3- лет

Пояснительная записка
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.
Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Пособие предназначено для использования в дошкольных учреждениях.

Коммуникативные игры от 3 до 5 лет

Охота на тигров
(авторы - Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель : развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих : не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они - «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

Дотронься...
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Ау!
(авторы - О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

КОГО УКУСИЛ КОМАРИК?
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

ДВЕ ИГРУШКИ - ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

СЛУШАЙ КОМАНДУ
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Ласковое имя
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

Встань на кого посмотрю
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

Кто к нам в гости пришел?
Цель игры: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Возраст: от 3 лет
Ход игры. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

Сапожок
Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.
Возраст: 4 – 5 лет
Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:
"Нашли сапожки!
Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

Проверка знаний.
Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка - догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие - сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают "добрую кошечку") и пить молоко из блюдечка ("добрая кошечка"). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке ("добрая кошечка"). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла ("сердитая кошечка"). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка ("сердитая кошечка")? Мурка испугалась и бросилась бежать.
Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили ("добрая кошечка"). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка?
Покажите ("добрая кошечка").

Добрые эльфы
Возраст: 4-5 лет
Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя.
Воспитатель. Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Магазин

Возраст: 4-5 лет
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Чей предмет?
Цель игры: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.

Позови ласково
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

Все наоборот
Цель игры: научить детей определять действия, противоположные по смыслу.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: при помощи считалки выбираем водящего. Дети встают в круг, руки на пояс, водящий становится в центр круга. Водящий делает произвольные движения и называет их, остальные дети выполняют противоположные действия. Например, водящий поднимает вверх руки и говорит: «Руки вверх», все дети опускают руки по швам. Ребенок, допустивший ошибку, становится водящим. Если все дети выполнят действия правильно, через некоторое время выбирается новый водящий при помощи считалочки.

Сосны, елочки, пенечки
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Возраст: от 4 лет.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.

Коммуникативные игры от 5 до 7 лет

Сиамские близнецы
(автор - К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую - другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование - 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Ладонь в ладонь
(авторы - Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Тропинка
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» - дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» - все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

Небоскреб (автор - К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперед. Выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

ДРАКОН
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

СЛОЖИ КАРТИНКУ
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.

УЛИТКА
Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

КРОКОДИЛ
Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой - это пасть крокодила - и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.

МЕНЯЛКИ
Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

ЗАПРЕЩЕНО ДВИЖЕНИЕ
Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

СЛУШАЙ ХЛОПКИ
Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

КОМПЛИМЕНТ
Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

Пожелание
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

Сделай подарок
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

День наступает, всё оживает...
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
Дрозды
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
“Возьмёмся за руки, друзья”
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ(домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Найди друга (для детей с 5 лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Ветер дует на...» (для детей 5-10 лет)
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Секрет (для детей с 6 лет)
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Рукавички (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Дотронься до... (для детей с 5 лет)
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Тень (для детей с 5 лет)
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Испорченный телефон
Возраст: от 5 лет
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Царевна-Несмеяна
Возраст: от 5 лет
Игроки делятся на две команды.
Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.
Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.
Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.
Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”,выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.
После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

Упражнение Веселый счет
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Упражнение Кто быстрее?
Цель: сплочение коллектива.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Волшебники
Возраст: 5-7 лет.
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.

Игра с юлой
Цель: Развитие умения сотрудничать.
Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до юля и подхватить её, выбывает из игры.

Холодно – горячо, право – лево
Возраст: 5- 7 лет
Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка.

Цепочка слов

Возраст: 5-7 лет
Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим.

Собери чемодан
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?
Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.

Эхо
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.
2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».
«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».
Взаимное цитирование
Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

Сундучок

Возраст: 5-7 лет
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве,
свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.
Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Картинная галерея
Цель: учить детей задавать открытые и закрытые вопросы
Возраст: 5-7 лет
Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».
Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)».

Объясни Незнайке!
Цель: учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл.
Возраст: 5-7 лет
Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т. д.

Я бросаю тебе мяч
Возраст:5-7 лет
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».

Художник слова
Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: 5-7 лет
Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т. д.

Коробка добрых поступков
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

Конспиратор
Цель: повысить степень доверия к взрослому человеку.
Возраст: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В игре могут принимать участие группа детей и один или несколько взрослых.
Игроки размещаются по кругу, лицом к центру. В центре круга с завязанными глазами стоит водящий. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.