Отец порфирий кавсокаливит. Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие. Исповедь - дар любви Божией человеку

Афонский Архимандрит Георгий Алеврас Кавсокаливит

Некоторое время назад, а именно 25 декабря 2014 года, Синод Московского Патриархата и всея Руси принял решение, после Доклада Председателя отдела внешних церковных связей Священного Синода Преосвященного митрополита Илариона о канонизации Преподобного Порфирия Kавсокаливита и включении его имени в месяцеслов Русской Православной Церкви. Год назад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил своим письмом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей о причислении к лику святых Преподобного Порфирия Кавсокаливита решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви от 27 ноября 2013 года. Протоколом 133 от 25.12.2014 закреплено Решение о включении Преподобного Порфирия Кавсокаливита в месяцеслов Российской Православной церкви, и теперь каждый год 2 декабря будет праздноваться день памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита Русской Православной Церковью и всеми благочестивыми людьми России.

Мое волнение не поддается описанию. Преподобный Порфирий был моим духовным отцом на Священной горе Афоне с 1985 года. Вплоть до его кончины, 2 декабря 1991 года я жил с ним в его скромной келье внутри которой была маленькая церковь посвященная Святому Георгию Победоносцу. Служа планам моего духовного отца и его завещанию, я посетил Россию как президент некоммерческой компании ELAIA.

19 декабря 2009 года благословлением Божьим, я встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В моем визите меня сопровождал генеральный директор компании ELAIA, писатель и исследователь г-н Иоаннис Корнилакис. Целью нашего визита было получить из рук Святейшего Российского Патриарха, его предисловие, которое украсило редкую, коллекционную книгу неопубликованных доселе писем (930 писем) первого губернатора Греции и министра иностранных дел России Иоанни Каподистрия (исторический период 1809-1827). Это исторические документы, которые до сих пор не были изданы об истории Греции, России и всей Европы.

Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил нас за нашу инициативу. Признавая, что аналогичные исторические усилия, прямо ведут к познаванию, единству и солидарности между народами двух стран православной России и Греции. Он также подчеркнул, что «Иоаннис Каподистрий является самым вернейшим путем греко-российских отношений».

Благодаря представившейся нам возможности визита и нашей встрече, мы преподнесли Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу - икону, результат исключительного вдохновения Афона. Икона эта является символом единства, основанного на молитве Иисуса Христа. Икона Божьей Матери Патриотки «Да будет едино…». С этими тремя словами отошла к небу и святая душа Преподобного Порфирия 2 декабря 1991 года. Эти же самые слова, использовал и первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий, в своем письме к духовенству греческой церкви того времени. На нашей встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом мы взяли на себя обязательство, с Божьей помощью, сотворить русскую версию образа Богоматери Единства, во всем величии достойного Православного народа России. Принимая из рук Святейшего его предисловие к книге собрания писем Иоанниса Каподистрия, я с большой любовью молвил ему: «Ваше Святейшество, я духовный сын Преподобного Порфирия.

Первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий был исключительно благородным дипломатом. На родине его дипломатической карьеры в России, я имел честь встретиться с не менее исключительным дипломатом Российской Федерации, который в то время был Полномочным Представителем Президента России Дмитрия Медведева в Центральном федеральном округе. Это был господин Георгий Полтавченко. Благородный дипломат, который 31 августа 2011 года, был избран управлять Губернаторством Санкт-Петербурга, а именно через 180 лет после убийства Иоанниса Каподистрия 27 сентября 1831. Это может быть Божественным знаком, поскольку именно в Санкт-Петербурге приступил к своим дипломатическим обязанностям советника императора России Александра I Иоаннис Каподистрий. Эта встреча принесла вдохновение, что еще до издания всех писем Иоанниса Каподистрия им будет предшествовать 800-страничный труд г-на Иоанниса Корнилакиса под названием «Иоаннис Каподистрий Святой политик».

Важно также, что впервые этот труд был представлен в посольстве РФ в Греции 16 декабря 2010 года, после написания предисловия к этой книге Послом России. Книга описывает важные моменты нашей общей истории, помощь и участие России в восстановлении греческого государства, о чем собственно и свидетельствует Иоаннис Каподистрий в своих письмах.

Известно, что Святой Николай Чудотворец является одним из любимейших почитаемых святых русского народа. Именно в Соборе Святого Николая в городе Трикале впервые была представлена 6 декабря 2011 года, достоверная и великолепная русская версия Иконы Божьей Матери Единства (Патриотки «Да будет едино...»). Бог услышал наши молитвы. Наше обещание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу стало реальностью. 11 ноября 2012 года в Соборе Святых Константина и Елены в Кардице, приветствовали новый образ Богородицы. Два епископа греческой церкви приветствовали образ, Греческая армия с воинскими почестями сопровождала Образ и тысячи тысяч людей молились ему.

Хочу здесь рассказать и о своей личной связи с этими двумя городами в Центральной Греции. Первый город Трикала - это земля моего рождения. Второй город Кардица - является городом моего посвящения, как монах я был пострижен на Святой Горе Афона, а в городе Кардице я был посвящен Митрополитом Кириллом в сан Иеромонаха и Архимандрита 8 ноября 2006 г. В Православии священным правилом считают завет Самого Иисуса, чтобы люди наблюдали за божественными знаками. Я считаю Божественным знаком мою связь с этими двумя греческими городами, поскольку эти же самые города связывают важного святого Православия Святого Арсения Элассонского, который ознаменовал своим присутствием, как землю, так и Православную Церковь России. Преподобный Арсений Элассонский родился в одной из деревень города Кардица.

Свое обучение проходил в городе Трикала. Был посвящен Иеромонахом и Священником в монастыре города Трикала. Приглашенный в Константинополь, он получает сан Архиепископа другого греческого города Элассонас. В 1588 году он сопровождал Патриарха Константинопольского Иеремии II в Московию, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском Соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха Всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле. В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле.

В декабре 1613 короновал императора Михаила I Федоровича и в 1615 году стал Архиепископом Суздальским (Суздаль), помогая изо всех сил, стимулировать культурные греко-российские отношения.

За последние восемь лет, через некоммерческую организацию ELAIA мы также старались стимулировать греко-российские отношения, большими трудами и жертвами. Мы хотели выразить и показать те чувства, которые испытывает к своему братскому российскому народу весь греческий народ. Хотя нас постоянно многие обвиняют в про-русских настроениях, мы не были обескуражены и продолжаем наши благословенные усилия. Огромная часть греческого народа с большими надеждами смотрит на Россию, в то же время другие относятся к нам с подозрением. Но ведь даже Иоаннис Каподистрий считался определенными кругами своего общества, пророссийски настроенным, несмотря, что принес себя в жертву своей стране. Его жизненный путь вдохновляет нас, дает нам силы и мужество, чтобы не прекращать наши усилия. Здесь вспоминается пророчество Святого Порфирия, который предрекал приход беды, а после нее люди увидят всю правду.

Иоаннис Каподистрий служил не только интересам России и Греции. Он служил также интересам всей Европы. Совсем не случайно, что он характеризовался Архитектором Европейского 99 летнего мира в Европе, начиная с Венского Конгресса до начала Первой мировой войны (1815-1914).

Его вся жизнь подтверждается строками от Матфея: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими... Евангелие от Матфея гл. 5 ф. 9.» Неоспорим и тот факт, что народы России и Греции связаны многовековой историей и духовностью. Это своей Проповедью подтвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Грецию полтора года тому назад: «Очень важной была роль Греции в Христианизации России, в то время как в более поздние времена Россия сыграла наиважнейшую роль в освобождении Греции».

Наша страна переживает в последние годы беспрецедентный экономический кризис, который, к сожалению, вырос до размеров гуманитарного кризиса. Обвал нашей страны становится все более и более крутым. Духовная засуха, испытываемая всем мировым сообществом, влияет не только на небольшую Грецию. И недавние неблагоприятные экономические события в России это еще раз подтвердили, что огонь, возникший в небольшом доме, не может не перекинуться и на больший. Глобальная политика «выравнивания» не обращает внимание на размеры стран, а только на размеры духовного сопротивления. Россия и Греция обладают огромным духовным «сокровищем», внутренним потенциалом и именно там должны подпитываться. Подтверждаются мои убеждения еще раз словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сказавшего: «Даже в эпоху холодной войны, отношения между Грецией и Россией были теплыми и братскими, и это было очень важно. Чувствовали друг друга друзьями, оказывая поддержку на протяжении веков».

Я надеюсь, что Россия и Греция осознают это каждое мгновение, что именно эти неразрывные связи двух стран и являются наибольшим вкладом в их существование. Но обстоятельства требуют работы и поступков, а не просто слов и теорий.

Было бы непростительно, если бы я не упомянул о высказывании Святейшего Патриарха Варфоломея говорящего, что « экономический кризис в первую очередь духовный кризис». Вселенский Патриархат после падения Константинополя является Распятым Патриархатом. Подтверждается это самим Святейшим Патриархом Варфоломеем: «...нас подвергают распятию ежедневно...».

Мы, как греки, восприняли эти слова без должной глубины. Мы, как греки не переживали их крест. Возможно, через этот кризис, который, к сожалению, станет ещё глубже, мы сможем пережить все чувства нашей Матери Церкви, нашего Распятого Патриархата. Мы лично никогда не забудем слова нашего Святейшего Патриарха Варфоломея, что наши усилия по изданию собрания писем Иоанна Каподистрия является непременно огромным подвигом.

В конечном счете мы, как греки на что надеемся? Мы надеемся на Россию? Мы надеемся на Америку? Мы надеемся на Европу? Мы надеемся на мировую финансовую систему?

Я рядом с великим Святым Порфирием Кавсокалавитом понял одну вещь. Все люди должны надеяться только на Истинно Подлинную любовь, Любовь Иисуса Христа.

Чувствуя огромную благодарность за принятое решение Московского Патриархата и всея Руси о прославлении в лике святых моего Святого старца Преподобного Порфирия Кавсокаливита и внесении его в месяцеслов Русской Православной Церкви, посвящаю мысли эти в память Святого Арсения, который четыреста (400) лет назад возглавил архиепархию Суздаля в 1615 году, я не могу пропустить, наконец, что святой Арсений прибыл в Святую Русь в 1588 году, ровно четыре (400) лет назад перед моим восхождением на Афон в 1988 году и также в тот самый год, в который праздновалось тысячелетие Крещения Руси Святым равноапостольным князем Владимиром в 988 г. н.э.

Старец Порфирий Кавсокаливит наряду с блаженным Паисием Святогорцем - один из самых почитаемых православным миром подвижников XX века. Святой - по сути, наш современник, который застал технический прогресс, полет человека в космос, и который, несмотря на все многообразие и соблазны современного мира, не утратил связи с Богом. В то же время, он так близок и понятен каждому. С фотографий святого Порфирия на нас смотрит доброе и неизменно улыбающееся лицо, хотя жизненный путь старца отнюдь не был простым.


Несмотря на все невзгоды и болезнь, он неустанно трудился телом и душой, никогда не роптал и не молил об исцелении, а все свои духовные дары отдавал людям. Душа его всегда была полна любовью к Богу и человеку.

Старец Порфирий (в миру - Евангелос Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года в деревне Агиос Иоаннис на острове Эвбея в бедной крестьянской семье, он был четвертым из пятерых детей. Его родители, Леонид и Елена, отличались набожностью и благочестием. Отец был певчим в местном храме и взял на себя обучение детей основам веры.

Бедность заставила отца семейства отправиться на строительство Панамского канала. Сын же, окончив всего лишь два класса, был вынужден оставить школу и идти работать. Поначалу он устроился на угольную шахту, затем в лавку бакалейщика. Ему пришлось рано повзрослеть, и, как позже с иронией сказал сам старец, он «начал бриться в восемь лет». С раннего детства его отличали трудолюбие и исполнительность, а внешняя серьезность делала старше, чем он был на самом деле.

Читая день за днем житие Иоанна Кущника, Евангелос мечтал о монашеской жизни на Афоне. Втайне от семьи в возрасте двенадцати лет он отправился на Святую гору. На борту корабля, следовавшего на Афон от Салоник, мальчик повстречал добродетельного старца Пантелеимона, своего будущего духовного наставника.

Прибыв на Святую гору, Евангелос останется с братьями Пантелеимоном и Иоанном в келье Святого Георгия на Кавсокаливии. С радостью и большим духовным рвением принял он послушание, никогда не жалуясь на суровые условия, хоть и приходилось ему спать на холодном полу кельи, укрываясь лишь тонким одеялом даже снежными зимними ночами. Непрерывный физический труд и духовная работа были в радость смиренному юноше.

Через некоторое время после прибытия на Афон, Евангелос был пострижен в монахи с именем Никита.

Однажды, придя в церковь до начала службы, он стоял в одиночестве и тихо молился. В этот момент в храм вошел 90-летний старец Димитрий, бывший русский офицер. Не заметив молодого монаха, он начал молитву. На молящегося старца излилась такая благодать, что он воспарил в воздухе, не касаясь пола. Божья благодать коснулась и инока Никиты. Возвращаясь после литургии назад в келью, юный монах почувствовал такую радость и любовь в своем сердце, что, воздев руки к небу, он громко воскликнул: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!».

Вместе с благодатью получил монах Никита и особый дар Божий: он мог предвидеть будущее, созерцать прошлое, словно сам в нем присутствовал, понимать язык птиц, видеть ангелов и бесов, мог исцелять тело и душу человека. Наделенный Божьей благодатью, он никогда не использовал ее для себя, даже тяжело заболев, не попросил Бога о здравии.

Жизнь в благодати открывается избранным, и для большинства людей остается непостижимой тайной. Видимые проявления благодати человек пытается объяснить в силу своих человеческих возможностей. Зная об этом, старец Порфирий пояснял: «Это не наука, не искусство, это - Благодать».

Монах Никита желал навсегда остаться на Святой горе, но воля Божья была иной. Он тяжело заболел: воспаление легких переросло в плеврит. Духовные наставники приказали Никите оставить Афон и отправиться в больницу. Через некоторое время, пройдя лечение и почувствовав себя лучше, он вновь вернется в свою келью на Святую гору. Однако здоровье его вновь начало ухудшаться, и старцы, опасаясь за его жизнь, отправили юношу обратно, не благословив на возвращение на Афон.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит. Фото с сайта - 3.bp.blogspot.com

Однажды в монастыре святого Харлампия на несколько дней остановился архиепископ Синайский Порфирий III. Познакомившись с отцом Никитой, он был впечатлен его подвижничеством и благодатным даром. 27 июля 1927 года архиепископ рукоположил 21-летнего отца Никиту во священники, дав ему свое имя.

Митрополит Пантелеимон заметит, что отец Порфирий, несмотря на юный возраст, очень внимательно, вдумчиво и с пониманием относится к людям и их переживаниям, и назначит его монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий будет нести до 1940 года. Слава о добром и понимающем человеческую душу батюшке распространится по всей округе, люди станут приходить к нему и днем, и ночью. Часами без перерыва он принимал, выслушивал и давал наставления. За свое неустанное служение отец Порфирий в 1938 году был возведен в сан архимандрита.

Через два года он оставил монастырь Святого Харлампия и переехал в Афины, где получил назначение в храме святого Герасима при больнице. Здесь он прослужит 33 года, помогая тысячам людей обрести душевное спокойствие, и исцеляя от болезней по дарованной ему благодати. Сам же отец Порфирий, непрестанно трудясь, к концу своей службы заболел почечным недугом, который сильно запустил. Даже несмотря на болезнь, он не переставал помогать людям. И, когда, в марте 1970 года вышел на пенсию, продолжал служить при больнице до назначения преемника.

Преподобный старец Порфирий Кавсокаливит

Будучи на пенсии, отец Порфирий служил в древнем храме Святителя Николая в Пендели вплоть до августа 1978 года, когда с ним случился инфаркт. Двадцать дней старец провел в больнице, а затем несколько месяцев оставался в доме своих друзей в Афинах.

В 1979 году старец поселился в Милеси, где построил храм Преображения Господня. Здоровье его ухудшалось, в 1987 году он перенес операцию по удалению катаракты на левом глазу, но из-за ошибки врача вскоре почти потерял зрение. Почечная болезнь давала о себе знать, а вместе с ней и другие недуги, которые старец Порфирий неизменно переносил со смирением. Непрерывно чувствуя боль, преподобный продолжал трудиться как наставник своих духовных чад.

Святой Порфирий был и остается свидетельством Божьей благодати, своими деяниями он показывал людям, что Господь милостив и, что путь к нему открыт для каждого.

Сохранилось множество высказываний святого в назидание человеку, вот одно из них:

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги, и увидишь, какую от этого получишь пользу».

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия . В преддверии 2 декабря - дня памяти старца - портал Православие.Ru знакомит читателей с кратким жизнеописанием, а также избранными чудесами и наставлениями святого.

Больше читай Священное Писание

«Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание , жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое‑либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».

«Читай больше, чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным».

Исповедь - дар любви Божией человеку

«Как только в нас зародится один помысел, в котором нет любви, знайте, что мы приняли духа злобы»

Старец Фаддей Витовницкий

«Из-за эгоизма человек находится на стороне злого духа, то есть он развивается со злым духом, а не с добрым… Мы дошли до того, что в наше время сделали землю одной психбольницей! А мы и не понимаем, в чем здесь причина…»

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Немирные мысли разрушают нас и мир вокруг — Эгоист служит злым духам, а не добрым – Как вырваться из порочного круга страстей – Трудности первых шагов к Богу

Люди сейчас очень мало значения придают своим мыслям, а ведь каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Благородный человек – это человек с благородными мыслями – тогда и слова, и поступки будут соответственными. Если же мысли злые, то как бы мы ни старались за внешней благопристойностью скрыть их, ничего не получится, — душа душу чувствует, зло даже на уровне мысли передается другим, сея вокруг себя раздражительность, непонимание, конфликтность. Мирный же человек со спокойными, добрыми мыслями одним своим присутствием вносит в окружающую его среду покой и гармонию.

Сербский старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) говорил: «Наша жизнь такова, каковы наши мысли ». И еще он говорил, что «если наши мысли мирные и тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше собственное состояние – мы еще источаем этот покой всюду вокруг себя: и в семье, и в своей стране… Если в нас живут негативные мысли, то от этого нам бывает большое зло! Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем – на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. Мы можем нести и большое добро, и большое зло; а если так, человече, лучше быть добрым – ради собственного же блага! Потому что разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».

«Старец Порфирий Кавсокаливит»

Митрополит Лимасольский Афанасий

Я хотел с вами говорить, мои дорогие, о памяти одного святого, который упокоился 2 декабря. Это святой нашего времени, великий святой. И я не просто расскажу вам историю, я хочу, чтобы мы увидели: все, чему учат и о чем говорят в Церкви, может воплощаться в реальную жизнь.

Старец Порфирий (так его звали) упокоился в 1992 году. Быть может, вы слышали об этом великом человеке. Господь удостоил меня знать его лично, и знать достаточно близко. Я много раз бывал у него. И поскольку он был афонским монахом, то и упокоился на Афоне. Так что я встречал его и там. И может быть, я был одним из последних, с кем он говорил… Мы говорили с ним по телефону за день до его кончины. Этот старец, дорогие мои, был великим явлением нашего времени. О нем написано множество книг на основе свидетельств очевидцев. Думаю, можно составить целые тома, множество томов, куда войдет описание разных случаев, свидетелями которых были люди, находившиеся рядом с ним, общавшиеся с ним. Я расскажу вам о некоторых событиях из его жизни, которые наблюдал лично или слышал от людей, знавших его.

Семья старца Порфирия была из Малой Азии, но сам он родился и вырос в окрестностях Афин. Еще будучи ребенком, он прочитал житие святого Иоанна Каливита (в русской традиции Иоанн Кущник). Это был необычный святой. Однажды он решил уйти из своего дома. Он ушел, стал монахом и по прошествии многих лет решил вернуться домой. Все это происходило в Риме. Родители его плакали, рыдали о том, что потеряли свое единственное драгоценное дитя. Святой Иоанн прожил у них примерно тридцать лет. Родители же его были очень богатыми людьми, но святой поселился в шалаше, который они смастерили для него, поскольку приняли его за бедного нищего. Так что он жил в этом шалаше в саду своего дома, над ним смеялись его же рабы, бросали ему какие-то объедки, мучили его и глумились над ним. А он продолжал там жить, претерпевая все это до самой своей смерти. Прямо перед кончиной он неожиданно отдал своим родителям рукописное Евангелие, которое подарила ему его мать. Так открылось, что это был их сын. Но он тут же умер. Это очень маленькое рукописное Евангелие святого Иоанна Каливита по сей день хранится на Афоне.

«Это правда, что без любви к людям ты не можешь возлюбить Бога. Но также несомненно и то, что только через любовь к Богу ты сможешь воистину возлюбить людей.

Римский папа с давних пор намеревается подчинить себе Православную Церковь. Но настанет день, когда диалог с католиками зайдет в тупик. Ничего у них не выйдет…

Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, то разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло»

Православие – Внешний вид. Одежда – Индуизм – Курение – Любовь к Богу и ближнему – Масонство – Помыслы – Пост – Римский папа – Святые места – Сновидения – Хилиасты (свидетели Иеговы) — Экстрасенс – Различные советы

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991):
Православие

Впервые я понял, что значит Православие

Основа Православия – это присутствие Святого Духа . Как говорил великий отец нашей Церкви святитель Ириней Лионский , где благодать Святого Духа явно ощутима, там и Церковь.

Явление таких людей, как отец Порфирий, доказывает, что и сегодня Православная Церковь продолжает существовать, что мы издревле твердо храним традиции нашей веры. Доказывает, что дары Святого Духа ниспосылались Богом не только во времена апостолов, как считают многие еретики, но они всегда живы и действенны в православном предании на все времена.

«Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства.

…Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё !

…Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело…

Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой… Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!»

Старец Порфирий Кавсокаливит

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991)

Душевные и телесные недуги

Старец всегда, независимо от того, насколько серьезна была телесная болезнь человека, в первую очередь обращал внимание на болезнь его души. Многие из приходящих к отцу Порфирию больных настойчиво просили его помолиться только лишь об избавлении их от телесного недуга. У них не хватало терпения переносить свои немощи. Эти люди полагали, что если они не поправятся и болезнь примет затяжной характер, то это поколеблет их веру во Христа и, в конце концов, приведет их и к душевному расстройству. Но, по словам Старца, все было наоборот: грех, неосознанная ими болезнь души, омрачал их взор, и они не замечали высшего вразумляющего значения их телесного недуга, который попустила им любовь Божия . Старец знал, что если он будет молиться только об их телесном здравии, то он им не поможет, потому что в своей основе они так и останутся неисцеленными. Он всегда старался соединить лечение тела с лечением души.

Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно – твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен, на всю свою жизнь…

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991):

Ты сделаешь аборт?

– Геронда, сейчас, пока я еще в начале беременности, все советуют мне пройти предродовое обследование. Это делается для того, чтобы быть уверенной, что у тебя нормальный ребенок, без каких-либо физических отклонений.

– А что ты будешь делать, если у ребенка есть отклонения? – спросил меня отец Порфирий. – Сделаешь аборт? Если ты сделаешь аборт, то лучше и не спрашивай у меня никаких советов. Тогда мне уже будет нечего тебе сказать.

Раз вы не любите друг друга

Одни молодым супругам Старец сказал: «Поскольку вы не любите друг друга, у ребенка, который скоро должен родиться, будут проблемы». Это пророчество отца Порфирия в точности исполнилось. Старец считал, что отсутствие любви между супругами непременно станет причиной проблемного характера у ребенка . Отец Порфирий показал действенность педагогической теории, согласно которой «воспитание ребенка начинается с момента его зачатия».

Существует только один способ избежать трудностей при воспитании детей – святость .

Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи; не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом, и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом и никак иначе мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия».

Старец Порфирий Кавсокаливит

Афонский старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991) родился 7 февраля 1906 года в Греции. На Святую Гору Афон попал с 14 лет.

Однажды, придя рано в церковь, он, совсем еще юный монах, стоял в тёмном углу и молился. Тут в храм вошёл 90-летний русский старец, монах Димитрий, бывший офицер царской армии. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока. Охватившие его чувства не возможно описать. По пути назад, в келию, после приобщения Святых Таинств, его сердце переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Старец всегда, независимо от того, насколько серьез­на была телесная болезнь человека, в первую очередь обращал внимание на болезнь его души. Многие из приходящих к отцу Порфирию больных настойчиво просили его помолиться только лишь об избавлении их от телесного недуга. У них не хватало терпения пе­реносить свои немощи. Эти люди полагали, что ес­ли они не поправятся и болезнь примет затяжной ха­рактер, то это поколеблет их веру во Христа и в кон­це концов приведет их и к душевному расстройству. Но, по словам Старца, все было наоборот: грех, не­осознанная ими болезнь души, омрачал их взор, и они не замечали высшего вразумляющего значения их те­лесного недуга, который попустила им любовь Божия. Старец знал, что если он будет молиться только об их телесном здравии, то он им не поможет, потому что в своей основе они так и останутся неисцеленными. Он всегда старался соединить лечение тела с лечени­ем души.

Один христианин, врач-психиатр, выступая на ре­лигиозном собрании, сказал: «Я, будучи психиатром, являюсь врачом не души человека, но его нервной си­стемы. Разъясню подробнее. Душевно больным чело­веком является лишь нераскаянный грешник, пото­му что душа заболевает только тогда, когда человек совершает грехи и не кается. Один лишь Христос яв­ляется врачом душ человеческих. Но по благодати Божией и святые обладают знанием души. Они позна­ют как свою душу, так и души других. Не достигший святости, страстный человек, не обладающий позна­нием ни своей души, ни душ других людей, может ли быть врачом душ? Христос и по благодати Христовой святые Его, которым под силу труднейшее - исцеле­ние души, могут справиться и с куда более „легкой“ задачей и исцелить тело, если его здоровье пойдет на пользу душе.

Телесные немощи служат неизреченному промыслу любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитив­ное простонародное мнение, что болезнь - это нака­зание Божие за грехи, а здоровье - награда за добро­детели. Но в действительности может быть совсем на­оборот. Так, весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, а многие люди, живу­щие во грехе и далекие от покаяния, никогда не боле­ют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая грехов­ными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов. И наоборот, умиротворенная, преисполненная Божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для ис­целения тела. Однако в конечном счете здоровье каж­дого человека, которое, как морская волна, то прихо­дит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытым от нас, но открытым святым Его».

Старец не отвергал лекарства, но не отводил им пер­вое место в деле лечения больного. Однажды он спро­сил меня: «Что такое лекарство?» Я ответил: «Некий химический состав, который мы принимаем, чтобы выздороветь». Мой ответ его не удовлетворил. «Ска­жи мне, что такое лекарство? Само это слово тебе ни о чем не говорит?» Я не нашелся, что сказать ему в от­вет. Тогда Старец продолжил: "Лекарство, чадо мое, означает яд". (В греческом языке слово «лекарство (то фарцако) - производ­ное от слова «яд» - Прим. переводчика). Не думай, что лекарства всегда прино­сят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А по­чему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы поз­волим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы вы­брасываем лекарства»

Такое мнение Старца показалось мне необычай­но простым и полезным. Отец Порфирий, подобно духовному «буру», постепенно доходил до самых со­кровенных глубин, выясняя причины наших болез­ней, расстройств, грехов, отсутствия Христа в наших душах. Благодаря ему я стал лучше понимать смысл слов апостола Павла, сказанных о тех, кто принял Христа в свою душу: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены" (2 Кор. 4, 8).

Во время одной из наших встреч Старец сказал мне: «Когда нас одолевает болезнь, мы, чтобы избе­жать ошибок, должны прислушиваться к рекомен­дациям врачей и вести себя разумно. Но прежде все­го мы должны следовать воле Божией и иметь полное доверие к Его любви». Старец всегда знал, как приве­сти к равновесию и гармонии высокую духовную за­дачу, поставленную перед человеком, и его телесные потребности.

Болезнь - это Божие посещение

Что касается себя самого, то Старец молился только лишь о спасении своей души. И больше ни о чем. Да­же когда он был тяжело болен, когда многочисленные, неизлечимые, мучительные болезни, годами изнуряю­щие его тело, ставили Старца на тонкую грань между жизнью и смертью, даже тогда он не отступал от свое­го правила. Он никогда не молился Богу об исцелении своих собственных недугов. Потому что, как сам отец Порфирий говорил, болезнь - это Божие посещение. И горе тому человеку, которого Бог не посетит. Он те­перь уже потерян для Бога. Здоровый и богатый нахо­дятся далеко от дверей Рая. Как богатому, так и здоро­вому в равной степени угрожает опасность так и не войти внутрь - остаться вне брачного чертога.

Однако то, чего сам Старец никогда не делал для са­мого себя, он просил и ждал от нас, его духовных де­тей. «Молитесь за меня, - говорил он, - потому что я очень грешен и один, будучи отягощен столькими болезнями, не в силах понести все бремя моих без­законий. Просите Бога, чтобы Он призрел на меня и поддержал меня». Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня попри­ветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден ска­зать ему:

Вы, Геронда, совершили такое великое множе­ство чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли не­излечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерз­новением, не умолите Бога избавить Вас от этих бо­лезней?

Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

Но почему? Вы же не просите у Бога ничего пло­хого?

Потому что я не хочу принуждать Бога!

Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил за­молчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал, как он боролся с болезнью - молчаливо и с полным спокойствием.

Следует заметить, что во время этого тяжкого испы­тания я не услышал из его уст ни единого слова недо­вольства, негодования, жалобы. Он не говорил о сво­ей болезни, не выражал ни малейшей досады на такое тяжкое испытание, которое попустил ему Богочело­век Иисус. Напротив, бесчисленное число раз я слы­шал, как Старец произносил два своих самых люби­мых слова: «Иисусе мой! Иисусе мой! Иисусе мой!»

Любовь к Старцу, скорбь и боль разрывали мое серд­це. В эти тяжелые часы всем нам было более чем оче­видно, что Старец старается умолить Господа не изба­вить его от боли и болезней, но укрепить, дать ему си­лы их понести. И ему это удалось. Надо отметить, что и всегда в подобных ситуациях Старец поступал точ­но так же, как в этот раз. Его молитва о помощи всег­да бывала услышана.

Вообще, надо сказать, что средством для решения всех проблем у Старца была молитва. Долгая, прилеж­ная молитва, которую он завещал и нам, его духовным чадам.

Болезнь становится настоящим благодеянием

Старец Порфирий считал болезни великим благосло­вением Божиим. Как известно, он сам был очень бо­лезненным человеком. Бог попустил, чтобы блажен­ный Старец был испытан многими недугами. Больше всего отец Порфирий страдал от страшных головных болей, вызывающих обморочные состояния, когда он уже не мог общаться с людьми. Однако неоднократ­но, когда того требовала настоятельная необходи­мость, Старец, даже будучи близок к обмороку от бо­ли, продолжал, по благодати Божией, разговаривать и давать свои советы людям. Он пренебрегал своей болезнью и заботился только лишь о преуспеянии и спасении ближних. Сквозь призму немощей и боли отец Порфирий видел явление Бога в человеке. Ког­да человек страдает, он явственно ощущает свою не­мощь. Он не может найти для себя опору в самом се­бе, потому что сила его покинула. Но он стремится преодолеть эти трудности и вручает себя любви и че­ловеколюбию Божию. Общение с Богом через непре­станную молитву, предание своей жизни в руки про­мысла Божия дают бытию человека настоящую силу, исходящую от Бога и ведущую ко спасению. То есть к единению с Богом и причастию жизни Троичного Божества.

Когда мы спрашивали Старца о том, как он себя чувствует, он нам отвечал. Переживая столь тяжелое испытание, он находил в себе силы, чтобы открыть нам великую истину: «Бог нас любит безмерно и хо­чет, чтобы мы стали для Него своими, чтобы мы пол­ностью предали Ему самих себя». «Весь живот наш Христу Богу предадим". Больному легче предать се­бя в руки Божии, потому что болезнь отнимает у нас уверенность в своих собственных силах. И тогда наш недуг становится для нас настоящим благодеянием. Поэтому Старец и говорил: «Не просите Бога о том, чтобы выздороветь. Он знает, что для вас полезно, и действует по Своей бесконечной любви, которую Он имеет к человеку».

Молитва и болезнь

«Молись не о том, чтобы Бог избавил тебя от раз­личных твоих болезней, - сказал мне однажды Ста­рец, - но о том, чтобы тебе посредством умной мо­литвы, пребывая в терпении, умиротвориться. Это принесет тебе очень большую пользу».

«Не проси Бога облегчить твои страдания от раз­личных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

Цитируется по книге "Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветослов советов"