Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс. Сербия глазами православных монахов

Никогда не забуду того момента, когда впервые пересекла границу и оказалась на территории . Это было такое трогательно-прекрасное чувство – желание выйти из автобуса, полного туристов, опуститься на колени и, на глазах у недоумевающей толпы, коснуться губами священной (и !) сербской земли…

В моей судьбе многое неожиданно связано с Сербией. Мой прадед воевал на территории бывшей Югославии, был ранен, и выхаживала его именно сербка. На память о том сохранилась маленькая книжечка на сербском, нечто вроде краткого рассказа о главных празднествах Великого поста, проиллюстрированная соответствующими иконками. Семья, в которой я родилась и выросла, к сожалению, не была воцерковленной. Но, несмотря на это, в ней всегда присутствовал и глубоко переживался всеми членами дух Православия. Невозможно это объяснить словами, но на каком-то подсознательном уровне уважение и трепетное отношение к святым иконам, да и всему связанному с нашей верой, предавалось от родителей и мне, хотя мы никогда почти напрямую, вслух, не касались этой темы. Так я научилась воспринимать Сербию и сербов, как наших братьев по духу, как единственный по-настоящему дружественный по отношению к нам народ в Европе. Поэтому мне было так больно и тяжело переживать время натовских бомбардировок этой страны. Поэтому так хотелось все бросить и поехать туда…

Да я так и сделала. Правда, уже несколько лет спустя, в мирное время, и по совсем другому, радостному поводу – чтобы выйти замуж за любимого человека, и навсегда остаться с ним на этой святой земле.

К тому времени я была уже начала понемногу воцерковляться, много читала, еще больше воспринимала и запоминала, непосредственно посещая богослужения. Должна признаться, что на первых порах некоторые различия в религиозных традициях меня несколько удивляли. И все же в чужой монастырь со своим уставом – не хотелось. Поразмыслив, я поняла, что главное – не зацикливаться на различиях, а постараться разобраться и понять их истоки. И то, что казалось необычным и непонятным, очень скоро и легко нашло свое объяснение. То, что, будь я хоть чуток консервативнее и жестче в своих убеждениях, возможно, привело бы меня к осуждению по принципу: «у нас» не так принято, и поэтому все вы тут – еретики, а не православные!

Даже «у нас» можно и тут, и там найти какие-то, не слишком существенные, но все же различия в традициях и обычаях, в зависимости от местности. Так что уж говорить о другой стране, да еще к тому же отделенной несколькими государствами, с которой у нас нет общих границ (в отличие от Украины, например, или Белоруссии, которые веками входили в состав единой России).

А ведь Сербия – это страна, которая, приняв христианство прежде Руси, полтысячи лет находилась под тяжким ярмом турецкого ига. И это было положение гораздо более пагубное для церкви, и даже для самой веры, нежели татаро-монгольское иго на Руси. Турки категорически запрещали исповедание христианства, а церкви разграбили, разрушили и сожгли. Полтысячи лет не создавалось ничего нового на поприще церковной литературы, иконописи, зодчества. А те крохи, которые сохранились каким-то чудом в памяти народной, с годами лишь утрачивались в еще большей степени.

На мой взгляд, именно потому, что Сербия веками оставалась оторванной от Православного мира, один на один со страданиями своего и тяготами своего пути, сербская религиозная традиция имеет некоторые отличительные черты. Это, с одной стороны, как бы реликтовые остатки престарого, еще византийского Православия. Взгляните на главные тенденции в церковной архитектуре: монастыри (Жича, Студеница, Грачаница на Косово, например), соборы (св. Марка и св. Саввы в Белграде). С другой стороны, из-за того, что многое было безвозвратно утеряно за время турецкого господства, а свято место, как известно, пусто не бывает, взамен народ своими собственными силами привнес в церковную жизнь плоды своего духовного творчества, свое осмысление веры и восприятие Бога и Церкви Его. Отсюда обилие прекрасных стихов и традиционных народных песнопений, связанных с различными праздниками, которые широко используются в службах и многих церковных чинах (как, например, освящение славского кулича и т.д.) Да и сама традиция Крестной славы весьма интересна и уникальна, а по сему заслуживает отдельной статьи. Вкратце отмечу лишь, что вплоть до последних десятилетий прошлого века сербы фактически не знали обычая справлять свой (или чей-либо) день рождения или именины. Вместо того каждый год празднуется день поминовения святого, которого данная семья, или, лучше сказать, род, поскольку здесь наше традиционно зауженное понимание «семьи» не совсем применимо, почитает как «своего» крестителя и особенного небесного покровителя и заступника перед Господом.

Многие церковные праздники наполнены особенным смыслом для сербов. «Красным словом» в церковных календарях отмечены дни поминовения великих сербских святых Саввы Сербского (крестившего Сербию), Василия Острожского (основателя монастыря Острог в Черногории), св.муч. князя Лазаря («Видовдан»), а также самые широко распространенные «славы»: св. Николай-Чудотворец, св. вмч. Георгий («Джурджиц», или «Джуджевдан»), св.прп. Параскева-Пятница. А такие привычно значительные для нас с вами праздники, как Покрова или Введение во храм особенно не отмечаются (вне церкви, разумеется).

Интересно, как географическая широта сказалась на церковном календаре и связанных с ним традициях. Вегетация в Восточно-европейской полосе России примерно на месяц-два запаздывает по отношению к Сербии, поэтому Вербное воскресение здесь называется «Цветы» (они уже вовсю расцветают к этому времени обычно), а первые яблочки называются «петровки», и вкушать их положено на день св апостолов Петра и Павла («Петровдан»).

Еще меня поразило, что в храмах «можно дышать» даже и по большим праздникам, т.е., несмотря на то, что подавляющее большинство сербов считают себя верующими, в церквях нет давки, к которой я уже было привыкла (но лишь по праздникам!) на родине. Да и ведут себя люди гораздо свободнее. Никаких обязательных платочков на женщинах, ни длинных юбок. Порою даже на дьяконе нет рясы, а обычная одежда. Правда, это может быть связано с обеспеченностью церкви…

Отличается и порядок богослужений. На Рождество и Светлое Христово Воскресение, например, нет ночной литургии. В церковь верующие идут рано утром в день праздника, тогда же и причащаются, поздравляя друг друга словами: «Христос родился!» – «Воистину родился!», или, как и мы: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес!».

Потом, короткие какие-то службы. Помню, я сильно переживала, выбирая туфли к свадьбе, чтобы не жали на венчании. Между тем, вся церемония заняла от силы полчаса. Зато запомнилась на всю жизнь! Вот как это объяснить?! Я долго ломала голову. Нет, не оправдания искала, но – правды. Действительно, почему им так можно, а нам – нельзя? Мне кажется, что ответ – это наше относительное неофитство. Да, если с турками Сербии не повезло, то уж с социализмом и Тито – во всяком случае, больше, нежели нам – с ленинским коммунизмом. И хотя в былой Югославии хождение в церковь органами власти не одобрялось, прямого и жесткого запрета, как в СССР, здесь все же не было. Кто желал, мог совершенно беспрепятственно праздновать славу и все остальные церковные праздники, без опаски за себя, своих близких и будущее своих детей. Хотя и без особого разглашения, конечно.

Позволю себе напомнить пусть и достаточно уже избитое, но уместное сравнение. Как-то, на учебе в США, во время занятий преподаватель задал аудитории вопрос, на который смогла ответить только я, студентка по обмену. Вопрос гласил: почему в странах бывшего Советского Союза процент явки на выборах столь высок, в то время как в «демократичных» Штатах без второго тура почти не обходится? Простой и, на мой взгляд, столь очевидный (с точки зрения банальной логики) вопрос поставил в тупик моих американских коллег.

Да, наверное, для нас вера и церковь – это как глоток живой воды после долгих скитаний по пустыне. Для сербов же это нечто само собою разумеющееся, как та же вода – для человека, прожившего всю жизнь возле живого источника. С другой стороны, вы не найдете здесь каких-то заумных и слишком уж глубоких философских изысканий ни со стороны прихожан, ни (местного, по крайней мере) духовенства. Внутри церкви все живут и функционируют по давно устоявшемуся и всем хорошо известному незатейливому укладу. Помню ситуацию, когда я одного батюшку спросила о чем-то, не то, чтобы из ряда вон, но он все же, по-видимому, растерялся. Почувствовала себя, примерно как героиня того анекдота, который заканчивается пожеланием: «замуж, срочно!» Пришлось самой предложить варианты ответа. Одним словом, зачем все усложнять, когда все предельно просто?

Правда, за эти годы, которые я прожила в Сербии, многое опять-таки изменяется в сторону все большего соответствия нашей, русской традиции. Так, поначалу меня чуть не ввергло в шок то, что большинство народа причащалось без предшествующей (но обязательно после поста). В последнее время все чаще слышу высказывания о том, что исповедь – все-таки необходимый этап, хотя и по сей день это не считается непреложным условием для принятия Святого Причастия.

Появилось значительно больше литературы в церковных лавках, помимо распечаток «желтой» православной прессы. Встречается много переводов с русского (недавно вот купила своей пятилетней дочке «Детский молитвенник»). Это, безусловно, приведет к большей информированности верующих. Тогда, возможно, постепенно если не исчезнет совсем, то пускай хотя бы сойдет на нет тот формализм и некоторая, на мой взгляд, чрезмерная обрядовость, смешение веры и суеверности, которые меня изначально смущали.

Приходилось сталкиваться с не совсем верным пониманием поста. Например, постом считалось лишь строгое ограничение в пище («на воду», т.е. без употребления масла) от первого до последнего дня, без отступлений. Или, наоборот, многие сами себе определяли послабление, соблюдая пост в только в первую и последнюю седмицы. Или, оскоромившись даже случайно, прекращали пост, вместо того, чтобы попытаться исправить и наверстать упущенное (по принципу: «Упал? Вставай!»). Причем оскоромиться несложно – достаточно вкусить постную пищу, которая каким-либо образом соприкоснулась, хотя бы случайно, со скоромной. Или вдруг выяснилось, что в состав продукта, который вы употребили, входит, например, сыворотка в порошке.

Наблюдала однажды, как моя знакомая выбрасывала абсолютно постный салатик из помидоров в мусорное ведро только потому, что его ел ее муж, который не постился (!). О «сплошных седмицах» же мало кто знал, и кто постился в среду и пятницу, постился всегда без исключений! А на мои рассказы о том, что такая штука на самом деле есть, смотрели с высокой степенью недоверчивости.

Что касается , то и у нас эта «болезнь» распространена весьма и весьма широко, не только в Сербии. К великому сожалению! Выслушивая какие-либо очередные небылицы, в ответ на мое заявления, что это не стоит воспринимать всерьез, получала в свой адрес вопрошания: «Ты же верующая, как можно не верить…» (далее следовало обычно «в приметы», «толкование снов», «бабкины молитвы-заговоры» и т.д.).

Сейчас в церквях снова бывает все больше и больше народа, и чаще замечаю женщин в юбках и платочках. Особенно меня впечатлило обилие людей, вышедших на улицы Белграда, чтобы проводить в последний путь (упокой, Господи, его душу!). В тот день всем верующим работодатели обязаны были предоставить возможность отсутствовать на рабочем месте ради участия в траурной церемонии прощания с пастырем. Вообще, государственных праздников, связанных с верой, в Сербии больше (правда, все-таки меньше, чем в моей родной Белоруссии). Помимо Рождества и Светлого Понедельника на Пасхальной седмице, официально не работают на Великую Пятницу и день своей Крестной славы (у каждого он – свой). А вот 8 марта – рабочий день, что, по-моему, очень правильно.

В некоторых храмах, по инициативе прихожан, в основном, происходит становление традиции всенощных, взятой от русских. Люди ощущают тесную духовную общность и стремятся не просто больше узнать, но и в чем-то перенять интересный, полезный опыт. У абсолютного большинства отношение к России и русским самое теплое, даже трепетное.

Внешне сербская церковь, как архитектурное сооружение, практически ничем не отличается от русских церквей, т.е. принципы, положенные в основу, те же. Только вот стиль может различаться. Главным образом, он может быть византийский (о нем упоминалось выше), или западный, созвучный католическим костелам (неоготика).

Последний особенно присутствует в северных районах, которые долгое время входили в состав Австро-Венгрии. Внутреннее убранство же отличает то, что иконы не принято вешать на стены и/или колонны, они исключительно лежат на аналоях, и подсвечников перед ними нет. Свечи зажигаются и ставятся в специальном помещении, которое либо располагается в притворе храма, либо вообще вынесено за его пределы.

Нет здесь традиции того музыкального, переливчатого колокольного звона. Но все больше церквей в состоянии приобрести колокола, и когда в чистом морозном воздухе ясного утра раздается звон с далекой колокольни, сердце так и просится, просто рвется в храм Божий!

Пусть есть различия – их просто не может не быть. Ведь мы – два разных народа, с разными историческими путями, разными языками и собственной культурой. Не надо придираться к отличиям, лучше искать то, что нас объединяет – единственная, правая вера в единственного Господа нашего! Аминь.

Напоследок, дам маленький совет тем, кто может быть когда-нибудь окажется в Сербии и будет ломать голову, какие сувениры отсюда привезти. Не раздумывайте долго, а зайдите в ближайшую церковь и накупите четок («броЯницы»). Таких я нигде не встречала! Чаще всего, они сделаны из узелков на прочном шпагате и выглядят, как браслет. Очень благочестивая и в то же время очаровательная традиция. Носят их и крестьянки, и самые ультра-современные модницы, байкеры и серьезные «деятели» в дорогих костюмах. Не забудьте, что носят «броЯницу» на левом запястьи, «ближе к сердцу»!

Ещё во второй половине XIX века известный русский мыслитель Константин Леонтьев указывал, что из всех славянских народов сербы являются самым разделённым. Сербский народ и сегодня разделён искусственно созданными государственными границами. До последнего времени это не касалось Сербской православной церкви (СПЦ). И в Сербии, и в Черногории, и в Боснии и Герцеговине, и в Македонии неотъемлемой частью сербского наследия издавна было православие с его храмами, письменными памятниками, преданиями, традициями. Сегодня атакам подвергается и этот бастион сербского единства.

Возникшие среди иерархов и клира разделения проходят по трём основным линиям:

  • 1) между канонически-консервативной частью священнослужителей и модернистами-экуменистами;
  • 2) по вопросу о судьбе Косово и Метохии;
  • 3) по линии внутренних расколов.

Сегодня среди членов Синода СПЦ большинство принадлежит сторонникам модернизма и экуменизма, имеющими сильное влияние на патриарха Иринея. К числу экуменистов относят, в частности, епископа епархии Шабаце Лаврентия (вёл радиопрограммы для католиков, поддерживал издание литературы секты пятидесятников, предлагая её в качестве учебного пособия в школах Сербии); епископа епархии в Захумье и Приморье Григория (лоббирует получение автокефалии "боснийской православной церковью"); епископа епархии Бачка Иренея – одного из ведущих в СПЦ участников диалога с Ватиканом, члена Совета религиозных лидеров Европы по вопросам «религии мира»).

Что касается вопроса о судьбе Косово и Метохии, то принципиальную позицию в этом отношении заняли митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) и митрополит Захумско-Герцеговинский Атанасий (Евтич). Они обратились к патриарху с просьбой поднять в Синоде в марте сего года вопрос о политическом разделе Косово и Метохии. Однако патриарх Ириней отказался это делать, предпочитая дождаться окончательного решения официального Белграда. При этом сам он неоднократно заявлял, что край Косово и Метохия – неотъемлемая часть Сербии, а Вучич, мол, «дерется как лев за сербское Косово» (последнее, однако, никак не подтверждается фактами).

О разделениях по третьей линии многое говорит история с епископом Рашско-Призренской епархии Артемием. Он позволял себе открытую и жёсткую критику в адрес правительства Бориса Тадича, а в 2009 году запретил вице-президенту США Джо Байдену посетить монастырь Высоки Дечани, что вызвало международный скандал. В результате в 2010 г. епископа Артемия обвинили в хозяйственных нарушениях и лишили сана. В ответ Артемий объявил о создании Рашско-Призренской епархии в изгнании; вместе с ним сербские монастыри в Косово и Метохии покинули около 120 монахов. На данный момент эта группа священнослужителей построила несколько храмов в Сербии и за рубежом (четыре в США), в том числе за счёт пожертвований от рядовых граждан.

К этому можно добавить, что когда Синод СПЦ уполномочил епископа Артемия подготовить доклад по вопросу участия Сербской Церкви в экуменистском Всемирном Совете Церквей, выводы доклада показали необходимость выхода СПЦ из этой протестантской по идеологии организации, что и было сделано в 1997 г. Артемий с его антизападными и антилиберальными взглядами пользуется большим авторитетом у православных сербов.

Говоря о расколах, можно вспомнить и самозваную «черногорскую церковь». В свете вступления Черногории в НАТО, а также вводимого в этом году запрета на обучение на кириллице в черногорских школах можно предположить, что политическое давление на митрополита Амфилохия будет возрастать.

Участвуют в атаках на Сербскую православную церковь и прозападные СМИ. Самые известные из них – Krik, Birn, N1 (своего рода CNN для Балкан), Danas, O2, Vreme, Balkaninsight. Большую работу по дискредитации СПЦ ведёт в Сербии неправительственная организация Hope not Hate, которую возглавляет американский гражданин Ник Лоуэлс, живущий в Великобритании и связанный с MI6. Выделяются на этом поле и такие ультралиберальные фигуры, как Мариника Тепич и Зоран Живкочич из партии «Нова странка».

К сожалению, внутри правительства есть группа, которая небрежно или нигилистически относится к церковной истории сербов. Так, в 2015 году под предлогом реконструкции и расширения автомагистрали был затоплен монастырь Вальевска Грачаница. В том же году был уничтожен древний дуб, которому насчитывалось более 600 лет (при господстве турок-османов многие сербы молились на иконы, устанавливаемые на этом дереве). Теперь появилась информация о том, что правительство Сербии ведёт переговоры с Европейским союзом о создании ядерного могильника на территории национального заповедника Фрушка гора (Воеводина), в котором находится большое количество монастырей и православных храмов и которое называют Сербским Афоном.

Кажется, до прямых гонений на Сербскую православную церковь остаётся только шаг.

Люди Сербской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] Луганская Светлана Алексеевна

Сербская Православная Церковь: краткая справка

Первое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610–641). Дальнейшее распространение христианство получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к нему греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия.

Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и сербского народа по праву считается святой Савва (1175–1236), первый архиепископ Сербский, младший сын великого жупана Стефана Немани. В 1219 году Сербия получила от греческого императора и Патриарха Константинопольского право иметь своего автокефального архиепископа. Святым Саввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV веке ставший столицей сербских патриархов. Огромную роль сыграл святой Савва и в укреплении сербской государственности: в 1221 году в монастыре Жича он короновал своего брата Стефана.

В конце XIII века резиденция сербских архиепископов была окончательно перенесена в Печ. Пребывать в Жиче было небезопасно из-за нашествия татар (1242) и болгар (1253). После захвата сербских земель турками в XIV веке печские патриархи стали для сербов объединяющим началом.

Черногорское княжество до второй половины XIV века входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана отпало от Сербии. В конце XVII века черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд побед над турками. С этого времени черногорские митрополиты управляли страной, соединяя до 1857 года в своем лице гражданскую и духовную власть.

Православные сербы издавна жили и на землях, вошедших впоследствии в австро-венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от турок. С переселением в 1690 году в австрийские владения Патриарха Печского Арсения (Чарноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная Сербская митрополия. В 1848 году сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита Патриархом, но впоследствии ему было отказано в этом титуле.

Сербы в Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не имели права на своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. После перехода Далмации во владение французов здесь в 1810 году была открыта православная епископская кафедра. В 1815 году по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии, и Далматинская епархия была подчинена митрополиту Карловацкому.

После окончания Первой мировой войны, в которой Сербская Церковь потеряла больше трети священства, было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, в границах которого оказались все области Сербской Церкви.

Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. И 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В ее состав вошли 28 епархий.

28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Патриархом Сербским архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия (Павловича). Преемником Патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году митрополит Сараевский Варнава, в свое время живший и учившийся в России. После его смерти новым Предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил.

Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 году, сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Патриарха Сербского Гавриила. Пройдя через тюрьмы, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был отправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Государстве Хорватия (НГХ). Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены, сотни православных священников – убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. Сербская Церковь потеряла девять архиереев.

После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосипа Броз Тито. Страдания Сербской Церкви не прекратились. Власти разрешили возвращение Патриарха Сербского Гавриила на родину только в ноябре 1946 года. Прибыв в Белград, Патриарх сразу же столкнулся с многочисленными проблемами в организации жизни

Церкви. Епископы и священники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму безо всякого суда и следствия. Большое количество священников было убито.

Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание Закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников, находящихся на покое, перешли в собственность министерства труда. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70 000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. В Южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам в приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.

Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового Предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), которому, несмотря на давление со стороны властей, удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». 5 июля 1958 года Патриарх Викентий внезапно скончался, и спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 года, новым Предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Жичский Герман (Джорич). За время патриаршества Германа было основано несколько новых епархий. В то же время в СПЦ произошло два раскола: в 1963 году «американский», который был преодолен, и в 1967 году – «македонский», продолжающийся до сих пор.

В 1990 году Патриарх Герман, в связи с болезнью, был отправлен на покой, и 1 декабря 1990 года новым Предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел. Одним из первых дел нового Предстоятеля СПЦ по вступлении на Патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 году было восстановлено долгожданное каноническое единство.

Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными войнами, сербский народ снова был изгнан с территорий бывших республик СФРЮ вместе со своим священством. Как и во время Второй мировой войны, разрушению подверглось большое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил KFOR.

В настоящее время Сербская Православная Церковь насчитывается 46 епархий, более 3500 приходов, 205 монастырей, около 2000 священников, 300 монахов и 1200 монахинь. Подготовка будущих священнослужителей и законоучителей осуществляется в шести семинариях, действуют два богословских факультета.

Из книги Первобытная культура автора Тайлор Эдвард Бернетт

Из книги Сын Человеческий автора Смородинов Руслан

59. Барнаша.3 (Краткая биографическая справка) Ешуа (????????), известный под именем Иисуса Христа, родился около 5 года до н. э. в Палестине - в области Галиль (???????), в селении Н’цэрет (???????). Его отец Йосэп (??????) и мать Мирйам (???????) были людьми простого звания: Йосэп был

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий

6. СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

6.1.2. Сербская Православная Церковь в период иноземного господства В 1459 г. Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным. Большинство церквей было обращено в мечети. Верующих насильно заставляли принимать ислам. В подобном

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

6.1.3. Сербская Церковь в XX в. После Первой мировой войны было образовано королевство Сербов, Хорватов и Словенцев - Югославия, в состав которого вошли Босния и Герцеговина, Черногория и Далмация. Возникла реальная возможность объединения всего православного населения

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Глава II. Сербская Православная Церковь Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) - ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), - а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии,

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками После Первой мировой войны, когда произошло объединение Сербии, Хорватии, Словении, Далмации,

Из книги Благотворное и очистительное цунами: Виноват ли Бог в стихийных бедствиях? автора Зисис Феодор

Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языкеАлександров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911.Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл.

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

1. Краткая историческая справка об Иисусе Будет полезно коротко обозначить основные вехи личной истории Иисуса. Мы отметим лишь те события, которые, согласно большинству исследователей, обладают высокой исторической достоверностью. Безусловно, это ни в коем случае не

Из книги автора

Протоиерей Феодор Зисис. Краткая биографическая справка Протопресвитер Феодор Зисис - профессор пастырского отделения факультета богословия Фессалоникийского Аристотелевского Университета (ФАУ).Родился в 1941 году в местечке Панагия на острове Тасос (остров в

Из книги автора

Элладская Православная Церковь: краткая справка Авторы и издатели благодарят инока Павлина (Святая Гора Афон), архимандрита Серафима (Димитриу, Афины), Александра Кристева (Салоники), Константина Филиди (Афины), Эриетту Константиниди (Афины) за помощь в организации

Из книги автора

Из книги автора

Сербская Православная Церковь Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из

    Герб Сербской православной церкви Флаг Сербской православной церкви Сербская Православная Церковь автокефальная поместная православная Церковь, имеющая шестое (по версии Московского Патриархата 7 е) место в диптихе автокефальных поместных Церквей … Википедия

    Сербская православная церковь - Сербская православная церковь, одна из автокефальных православных церквей. Христианство проникло на территорию современной Сербии в VII в. в своей западной форме, но было воспринято лишь частью её жителей. В IX в. сербы были крещены византийскими …

    Входит в состав Церквей Вселенского православия. Основана в конце IX в. С 1219 г. автокефалия. С 1346 г. первый (т.н. Печский) Патриархат. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 г.… … Религиозные термины

    Одна из поместных православных церквей. С 1219 автокефальная, с 1346 возглавляется патриархом (резиденция в Белграде). Приходы Сербской православной церкви находятся преимущественно в Сербии, Черногории и Македонии. В составе Сербской… … Энциклопедический словарь

    СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самое крупное религ. объединение Югославии. Является автокефальной с 1219. Имеет в своем составе 28 епархий (из них 7 за границей), около 24 тыс. приходов, преимущественно в Сербии, Черногории и Македонии, 180 мужских и женских монастырей. Кадры… … Атеистический словарь

    Српска истински православна црква Основная информация Основатели Акакий (Станкович) Автокефалия 2011 Признание автокефалии не признаны … Википедия

    Сербская православная общая гимназия “Кантакузинa Катарины Бранкович“ Основана 2005 год Директор Слободан Лалич Тип Гимназия … Википедия

    Православная церковь Чешских земель и Словакии - Православная церковь Чешских земель и Словакии, одна из автокефальных православных церквей. На территории Чехии и Словакии византийское христианство появилось в IX в. в результате миссионерской деятельности славянских просветителей Кирилла и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Orthodox Church in America … Википедия

На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святой Марины в г. Чачак (Сербия) священник Владе Капларевич. Передача из Санкт-Петербурга.

Отец Владе, Вы первый гость из Сербии в нашей студии. Очень рад Вас приветствовать. В первую очередь хотелось бы узнать о Сербской Церкви и ее православных людях, какие они?

Большое спасибо за приглашение. Я первый раз в Санкт-Петербурге. Нам здесь очень понравилось, в первую очередь потому, что сербский народ очень любит вашу Церковь, вашу страну, мы вообще чувствуем в вас братьев.

Сербская Православная Церковь не такая великая, как Русская. Но, как сказал нам один наш русский друг: «Вы, сербы, очень малый народ, но у вас есть душа». У сербского народа очень тяжелая история: несколько веков у нас была война с Турцией, оккупировавшей нашу землю и разрушавшей наши храмы. Но Православная Церковь осталась благодатью Господа и Божией Матери целой, поэтому мы и смогли приехать сюда и привезти икону святой Одигитрии, которая находится в алтаре храма Вознесения Господня г. Чачак Жичской епархии, центральной епархии Сербской Православной Церкви. Этот храм был разорен турками трижды, и здесь была устроена мечеть. Мы считаем икону Одигитрии чудотворной, потому что она всегда сохранялась в этом храме, была найдена и отреставрирована. Сейчас она впервые покинула храм, чтобы прибыть в другую страну, и нам очень приятно, что это Россия, потому что, как я сказал вначале, мы очень любим русский народ и Русскую Церковь. Еще раз хочу сказать спасибо русскому народу, русской Церкви, русскому Патриарху и митрополиту Варсонофию за то, что они пригласили нас. Наша икона дарит вашему народу благословение, а мы получаем благословение у ваших святынь.

Ваша икона находится сейчас у нас в Санкт-Петербургена православной выставке. И мы приглашаем жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, всех, кто может приехать, посетить Зимнюю православную выставку и поклониться чудотворному образу Одигитрии.

Если говорить о численности Православной Сербской Церкви, насколько она большая, и какие у нее отношения с государством?

В Сербской Православной Церкви около семи миллионов человек. Среди сербов 90% православных. Православная Церковь в последний период стала очень любима народом, который познал, что без Господа, Богородицы, без Церкви государство вообще не может быть хорошим. Сейчас у нас очень хорошие отношения с государством, мы уважаем друг друга. Проблемы у нас, наверное, такие же, как и у вас. Семь миллионов сербов православные, но на литургию ходит около 10%. Конечно, это слишком мало, и надо организовать большую миссию, чтобы проповедовать Евангелие лучше, чем сейчас, и приблизить Церковь к каждому человеку с помощью Интернета и всех других возможностей, которыми располагает наша миссия.

Насколько я понимаю, традиции Русской и Сербской Православной Церкви несколько отличаются. Не могли бы Вы рассказать об этих отличиях.

Некоторые отличия есть. На ваших богослужениях обязательно поет хор, а у нас поют все люди: батюшка служит, а народ отвечает. Такая традиция сложилась на основе мнения, что служить на литургии должны все вместе. Священник служит и приносит Дары Господу, а народ служит, отвечая «Господи, помилуй», «Аминь», поет «Символ веры» и«Отче наш». У вас народ тоже поет, я это видел, но ваша традиция богослужения обязательно включает и хор. Ваше пение очень красиво, а у нас нет таких хоров, потому что всегда была традиция народного пения. Мы думаем, что это хорошо, потому что литургия не должна быть слишком динамичной, а служить литургию должен не только священник, но все вместе, и все вместе должны принимать Господа.

- У вас причащаются все, кто находятся в храме?

Да, сейчас у нас такая традиция, что,если человек хочет причаститься, он должен поститься. Когда идет пост, нет проблем, но когда поста нет, то возникают проблемы. В разных епархиях это происходит по-своему. У нас есть епархии, где батюшки говорят, что перед причастием надо поститься 5-7 дней, у вас такого нет. И у вас тоже разные традиции, но обязательной является исповедь. У нас исповедь необязательна, хотя в разных епархиях тоже существуют разные традиции. Но в целом считается, что во время подготовки человек должен трудиться, а после трудов размышлять о своей жизни, и обязателен пост. В нашем храме по благословению нашего епископа мы причащаем всех, кто бывает в храме каждое воскресенье и праздник. Они принимают Святые Тайны, потому что понимают, что это жизнь Церкви. Церковь без Причастия - это не духовная жизнь, но духовная смерть. Поэтому очень важно, чтобы люди находились на литургии не только телом, но и духом, чтобы они не только стояли молились и крестились. Если они не будут причащаться, то все это не имеет цели.

Такое чувство, что сербский народ стал особенно близок русскому после смерти патриарха Павла. Сейчас наши русские люди очень интересуются жизнью, служением святейшего Павла. Расскажите немного о нем, о Вашем личном отношении к нему и вообще об отношении к нему всей Церкви.

Мы чувствуем, что наш почивший святейший патриарх, блаженный, как мы его называем, уже святой. Мы так чувствуем и веруем. Он был старец, который оставил всем нам пример христианской жизни. Хотя он был «маленький человек» (в переводе с греческого «Паулос» (Павел) означает «маленький человек»), это был человек великий. Как я вижу, русский народ вообще любит Сербскую Церковь и очень любит нашего патриарха Павла. В монастыре Раковица у его могилы очень много почитателей из России.

Не знаю, насколько вы знакомы с жизнью святейшего патриарха Павла. Сначала он был послушником монастыря Вуян нашей Жичской епархии, здесь он много болел и дал Господу обет: «Если я останусь жив, то хочу посвятить свою жизнь Господу, стать монахом». И Господь исцелил его. Здесь будущий святейший патриарх изготовил маленький крест во славу Господа и подарил этому монастырю, где был послушником. Потом его послушание проходило в монастыре Рача, о котором вы можете узнать на выставке, посвященной нашему патриарху Павлу и где представлены замечательные фотографии из его жизни. Монастырь Рача тоже находится в нашей Жичской епархии. Как я уже говорил, это самая большая и значимая епархия Сербской Церкви, в ней находится 25-30 монастырей. Здесь патриарх Павел принял монашеский, иеродиаконский постриг и священнический сан, и потом был избран епископом Рашско-Призренским. В 1991 году он стал патриархом Сербским (после смерти патриарха Германа). Как это всегда бывает, и в вашей Церкви, и во всех Поместных Церквях, патриарх - это большая и замечательная личность. Такими были и наши патриархи Герман, Павел, и думаю, наш нынешний Патриарх Ириней.

Традиции, связанные с патриархом, различны в России и Сербии. Мы говорим, что Патриарх Московский - это державный государь, а в нашей традиции такого нет. Когда Павел стал патриархом, он остался монахом: вообще не ездил на машине, ходил по епархии. Он был большим, но оставался маленьким.

В этом году в Сербии мы сделали выставку, посвященную столетию со дня рождения святейшего патриарха Павла и пяти годам со дня его упокоения. Эта выставка сейчас проходит в Санкт-Петербурге, и мы очень рады этой возможности, потому что очень любим нашего патриарха и чувствуем, что сейчас он здесь с нами.

Я помню, что когда почил патриарх Павел, все сербские студенты нашей Санкт-Петербургской духовной академии носили траурные пояса в память о нем. Как я понимаю, святейший еще при жизни был почитаем в народе?

Да, очень, потому что он был очень скромным. Наш народ очень любит личностей скромных. Если монах или священник скромный, он очень почитаем людьми. Но патриарх Павел единственный и как человек, и как монах, и как патриарх: он был очень мудр, очень скромен и смирен. О чем бы его ни спросили, он всегда отвечал с такой мудростью, что все удивлялись и говорили, что это Господа. Когда он умер, то оставил записку, чтобы мы не тратили денег на цветы, но передали бы их на детей, которые не имеют родителей, и тем, кому нужна помощь. Такое было его благословение. Он умер, но мы знаем, что он святой, и что, когда придет время, Господь устроит, чтобы Церковь признала его святым и внесла в календарь. Но сейчас нам это даже не нужно, потому что мы это чувствуем и так, и это самое главное. Таким был и старец Паисий Святогорец, которого Православная Церковь любит, а Господь прославляет.

Наверное, телезрители не задают вопросы, потому что не понимают мой русский язык.

Отец Владе, мы Вас прекрасно понимаем Ваш русский язык, и нам очень приятно, что есть возможность общаться с Вами напрямую, без переводчика.

Расскажите, пожалуйста, немного о жизни священника в Сербии. У нас в России каждый приход полностью находится на самообеспечении, а как у вас строится приходская жизнь?

Наша приходская жизнь очень тяжела, как и у вас, потому что дух современности таков, что человек думает, что ему вообще не нужна Церковь, не нужен Бог. Но когда у человека возникают проблемы, он говорит: «Господи, где Ты и что Ты?» До этого же вообще не приходит в церковь. Я думаю, что всякому священнику тяжело, потому что мы должны дать ответ Господу за каждую душу на нашем приходе.

У вас иная традиция: священник служит в храме, читает молитвы. У нас священник должен ходить по домам, спрашивать, что кому требуется,если нужен молебен или освящение воды, то приглашает прийти в церковь. Думаю, что всем нашим священнослужителям очень тяжело, но наш призыв серьезен, а Господь по молитвам всех святых, которые нас благословляют на служение, всех любит и хочет, чтобы каждый человек был вместе с Ним. И наше утешение в том, что ни один человек не будет отторгнут от Господа, потому что Он смотрит на нас как на Своих детей, и это большая радость и утешение для священников, которые отвечают перед Господом за народ, приход и за Церковь, которая построена здесь на земле, и под которой надо понимать не только храм, но живую Церковь, которая образуется из людей.

- Телезрительница спрашивает о святом Николае Сербском.

Святитель Николай Сербский - один из наших знаменитых святителей XX века. В начале служения он был нашим Жичским епископом и был очень знаменит. Тогда шла Вторая мировая война, немцы оккупировали Сербию, его выгнали, и он был вынужден уехать в Америку, где находился в монастыре святого Саввы в Либертвилле. В Сербии его очень любили, и письма святителя Николая из тюрьмы и утешения народа в то военное время были очень нужны и важны для сербского народа, который очень любил его уже при жизни. Святой Николай очень почитаем в Сербии, это наш самый знаменитый святитель после святого Саввы Сербского, который устроил саму Сербскую Церковь и православную жизнь в Сербии. У нас говорят, что святой Савва, святой Николай и святой Иустин(Попович), тоже XX века -это три святых отца Сербской Церкви, которые просят у Господа милости и благословения для нас на земле.

Мощи святителя Николая Сербского в 1991 году были перенесены из Америки в Сербию и положены в монастыре Ларич около города Лаева. Церковь канонизировала его в 2003 году, и память его отмечается 18 мая. Очень много людей приходит в этот день в монастырь Ларич, где молится святому Николаю и причащается. К нам приходит очень много русских людей, и мы направляем их поклониться мощам. По-моему, на русском языке сейчас тоже издается много трудов святителя Николая. Русские люди могут читать его письма и проповеди, все, что он написал за время своей жизни.

Многие интересуются, каким образом построить свой паломнический маршрут в Сербии и как нашим православным паломникам в Сербии подготовиться к причастию, чтобы не нарушать традиции.

Невозможно нарушить традицию, потому что у нас есть благословение, что когда в наш храм приходят русские, они могут следовать собственной традиции, которую мы знаем. Когда несколько лет назад я был в России и хотел причаститься, то меня спросили, почему я не исповедовался? На что я ответил, что исповедовался месяц или два тому назад. «Как же ты хочешь причаститься без исповеди?»И когда я ответил, что не знал об этом, меня спросили, откуда я. Узнав, что я серб, сказали «тогда понятно, хорошо, причащайся». Я не хотел нарушать вашу традицию, но мне сказали, что поскольку у нас своя традиция, то я могу свободно причаститься. Так же я сказал и своим русским друзьям: когда они придут в наш храм, пусть поступают в соответствии со своей традиции. Так происходит и с русскими, и с нашими братьями из Греции.

К сожалению, наша паломническая служба не столь серьезно устроена, как ваша. Вы должны поступать так, как вам удобно. У нас существует паломническое доброчинство, информацию о нем можно найти в Интернете. К сожалению, я точно не знаю, какие паломнические маршруты там предлагают, но, конечно, приглашаю всех вас в нашу Жичскую епархию, находящуюся в Центральной Сербии, рядом с Белградом. В ней находятся очень знаменитые храмы и монастыри XII, XIV и XV веков. Сербия не так далеко, поэтому это не так дорого. У нас два-три месяца назад был священник из Москвы и несколько его друзей, которым я рассказал, что замечательного и интересного надо обязательно посмотреть в Сербии. Хотя мы и маленький народ, но, как говорят русские, у нас большая душа. Приглашаю всех, кто может и хочет, обязательно посетить монастырь Студеница и монастырь Жича-это два монастыря, построенные святым Симеоном Мироточивым, отцом святителя Саввы. Вместе они построили и храм Святого Вознесения, где находится чудотворная икона Одигитрии. Это также очень знаменитый и старинный храм XII века, построенный на два года раньше Студениц, братом Симеона Мироточивого, князем Стратимиром.

У нас есть 12 мужских и женских монастырей, построенных с XII по XIX век, все они расположены довольно близко, поэтому нашу епархию можно осмотреть за 7 дней и поклониться мощам святителя Симеона, свт. Симона монаха, брата святого Саввы, и святой Анастасии Сербской, матери свт. Саввы. Можно увидеть монастырь Жичу, где находилась кафедра архиепископии. Существует еще много приходов и монастырей, которые можно посетить, если вы к нам приедете.

- В какое время года находиться в Сербии приятнее всего?

Как и у вас, в Сербии хорошо в мае, июне, а июль - жаркий месяц. Хорошо паломничать во второй половине августа и особенно в сентябре. Когда мы были Югославией, у нас было все: и горы, и море, а сейчас только Сербия.

Сербы - православный народ, но если сравнивать его с русским народом, достаточно немногочисленный. Как вы себя ощущаете сейчас, когда в Европе много модернистских, либеральных течений. Чувствуете ли вы стойкость Сербской Православной Церкви?

Наш народ не хочет быть европейским, но государство хочет. Мы маленький народ, и, возможно, наше государство из опасений за него, старается сделать все возможное. Но Церковь Христова всегда была и будет, как и Евангелие Христово всегда было, есть и будет.Просто модернизация, которая приходит к нам со стороны другой цивилизации, к сожалению, нам нравится, как то хорошее, что в ней есть, таки нехорошее. Но мы надеемся, что Господь не попустит пройти всему плохому из Европы и Америки, но только хорошему. Мы хотим жить хорошо, но должны понимать, что без Церкви, без духовной жизни, без Господа нам ничего не нужно и не возможно. Что значат деньги и современные достижения Европы и Америки, если у нас не будет Господа? Святитель Николай Сербский всегда говорил о том, что цивилизация Европы и Америки состоит не в том, что они сейчас имеют, но цивилизация - это Христос, Церковь Божия, тогда все будет.

- Давайте еще раз напомним зрителям об иконе, которую вы привезли.

Мы привезли икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая у нас еще называется Градочка, потому что город Чачак некогда называли Градец. Но в XVII веке оккупировавшие его турки дали городу другое имя. Не могу точно сказать, что значит название Чачак.

Храм, где находится икона, был разорен турками трижды, и здесь была устроена мечеть. Но в 1837 году они наконец ушли, и храм снова стал православным. Первый храм до турецкой оккупации был посвящен Пресвятой Богородице Градочке, но когда князь Милош узнал, что Господь помогал тому, чтобы турки ушли отсюда, в благодарность он посвятил храм Ему, в честь Вознесения Христова. Поскольку здесь находится эта знаменитая икона, храм еще называют храмом в честь Богородицы Градочки. Икона находится в алтаре, поэтому паломники не могут ей поклоняться, и вот впервые она вышла из алтаря и из храма. Три года назад ее забирали на реставрацию, а затем снова вернули в алтарь. Сейчас она впервые пришла на благословение братскому русскому народу.

Младенец Христос на этой иконе улыбается, и это хорошо. У нас это означает, что Господь не оставит нас, что Он утешает нас и мы должны приходить и к Господу, и к Матери Божией, чтобы Бог благословил нас в этой жизни и не оставил бы нас, когда мы уйдет к Нему.

- Как Вас найти в Санкт-Петербурге, и до какого числа продлится выставка?

Выставка продлится до 29 декабря, находится она в СКК, а мы расположены в самом начале с правой стороны. Каждый час мы читаем акафист перед иконой с 11 часов утра и до 20 часов вечера. Читают и священнослужители из Александро-Невской лавры. Приглашаю всех наших любимых русских друзей познакомиться с нами и получить благословение от Матери Божией. Приглашаю прийти помолиться за наши народы и государства. Здесь можно подать записки на поминовение в наших храмах и монастырях: сорокоусты, полугодовые и годовые. Можно приобрести сувениры и подарки из Сербии, познакомиться с нашей епархией.

Всех вас еще раз поздравляю с праздником святого Спиридона. Благословение Господне да пребудет с вами, с вашей прекрасной землей и Русской Церковью. Дай Бог, чтобы мы не в последний раз пришли к вам, и приглашаю всех телезрителей к нам - посмотреть на наши храмы, поклониться святыням, научиться говорить по-сербски, а нас научить русскому языку. Да всегда любим друг друга, Христа, Матерь Божию, всех святых и в том числе русских святых, которых очень любит и сербский народ: святого благоверного князя Александра Невского, святого праведного Иоанна Кронштадского, святую Ксению, святую Матрону Московскую, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. У вас очень много святителей, которых мы тоже любим. Спасибо еще раз за приглашение. Поздравляю с праздником и ваш народ, и ваше государство. Мы очень благодарны и вашему государству, и Церкви за то, что вы делаете. С Рождеством Христовым!

Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Юлия Подзолова