Не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней. феликс кирсанов. Изменение отношения к ситуации может изменить саму ситуацию

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Вы, конечно же, не раз слышали выражение: "Если не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней" в ответ на жалобы друзьям или близким на неудачи в жизни. И каждый раз впоследствии задавали себе один и тот же вопрос: "Как это сделать ?" Надеюсь, прочитав написанное мною дальше, вы найдёте ответ на свой вопрос.

Итак, начну с примера из жизни. Представьте, что вы на вечеринке или дне рожденья, веселитесь, танцуете, ведёте непринуждённые беседы, чувствуете себя счастливым, и вам кажется, что мир окрашен во все цвета радуги, но вдруг под конец вечера вы обнаруживаете пятно на своей одежде (платье, рубашке). Что же происходит дальше?! А происходит следующее: вам кажется, что весь вечер испорчен, все видели ваше пятно, и никто не сказал вам о нём, скорее всего, смеялись, обсуждая, как вы можете ходить с таким пятном. Все цвета радуги смешались, стали тем самым пятном, которое вы обнаружили. Вы сами нагнали на себя ненастные мысли, так почему же не посмотреть на эту ситуацию совсем с другой стороны? Возможно, никто не видел гадкого пятна на вашем платье или рубашке, поэтому ничего и не сказал, к тому же вы можете подбодрить себя тем, что даже грязное платье не помешало вам провести прекрасно вечер и быть на высоте.

Если мы способны приятный вечер превратить в неприятный, почему же не сделать наоборот? Возможно, это покажется вам смешным и глупым, но если это поможет вам изменить отношение и проще отнестись к ситуации, то почему бы не превратить неприятные ощущения хотя бы в нейтральные, если не в приятные?

В сумасшедшем ритме нашей жизни у нас не всегда есть возможность спрятаться от всех в сложные для нас периоды жизни, перевести дух и вернуться назад отдохнувшим, не всем хватает средств, чтобы слетать в выходные на море и т.д.

Что же делать? Как изменить ситуацию?

Для начала вспомните времена, когда вы чувствовали себя счастливым, вам было хорошо и комфортно, вспомните, какие предметы окружали вас, какая играла музыка, какая была погода, восстановите в своей памяти все мелочи тех дней. Раскрасьте эту картинку, сделайте цвета яркими, насыщенными. Теперь подумайте, чем отличается эта картинка от картинки настоящей, какие эмоции вы испытывали, что можно сделать, добавить или убрать, чтобы изменить картинку и вернуться к тем приятным эмоциям и чувствам, которые вы испытывали раньше. Поймите, что жизнь неповторима и все в ваших руках. Запомните картинку, где вам было хорошо, зафиксируйте её в памяти. Вы можете возвращаться туда, чтобы отдохнуть, когда вам снова станет плохо, и вы не будете знать, что вам делать.

Часто ли вам намеренно приходилось изменять яркость возникающих картинок в нашем сознании, часто ли приходилось возвращаться в приятные моменты жизни, чтобы намеренно менять свои чувства?

Большинство из нас позволяет своему мозгу показывать нам любую картинку, а мы в ответ чувствуем себя либо хорошо, либо плохо. У каждого из нас есть как хорошие, так и плохие воспоминания, разница лишь в том к каким из них мы чаще возвращаемся. Мы в состоянии избавиться от отрицательных эмоций, если действительно этого захотим.

Очень часто мы думаем, что есть ситуации, которые изменить невозможно, при этом мы не предпринимаем никаких шагов навстречу изменениям. Возьмите ручку и листок бумаги и выпишите все претензии и мысли к работе, семье, друзьям. Посмотрите, что можно изменить, меняйте, не можете сразу — меняйте постепенно, не хотите менять, посмотрите на ситуацию с другой стороны, может она и не так страшна, как вам кажется, окрасьте её в яркие цвета, отнеситесь к происходящему с чувством юмора и вам станет намного легче. Чтобы поднять себе настроение купите себе какую-нибудь безделушку, которая поднимет настроение, либо наденьте яркий шарфик или шапочку, вы сразу почувствуете себя более уверенно и комфортно. Запишитесь в спортивную секцию, на танцы, составьте список развлечений по неделям, чаще проводите время с друзьями — копите положительные эмоции и тогда для вас не составит труда окрашивать яркими красками негативные для вас ситуации и смотреть на них с другой стороны.

Итак, помните, все зависит только от вас , если вы способны испортить себе настроение из-за мелочи, то точно так же вы можете отрицательные эмоции заменить положительными: "У медали две стороны"! и вы должны это увидеть.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Не можешь изменить ситуацию – поменяй отношение к ней! И, удивительно!, ситуация измениться!

Да в жизни действительно бывают случаи, когда мы не в силах и ни какими способами не можем повлиять на события! На это существует много причин и объективных и личностных... Но не будем сейчас об этом! Оказывается есть способ при котором мы можем влиять на события совершенно не принимая никаких физических действий по отношению к ним!!!

Вы можете с нами поспорить, но факт, что на 90% мы сами создаем свою судьбу, является для нас незыблемым! Своим поведением, поступками - мы притягиваем события, определенных людей! Руководствуясь своим целям мы выбираем себе работу, коллектив, который в силу специфики своей деятельностной направленности имеет определенный характер отношений. И др....

И вот так живем мы и путешествуем по своему созданному сценарию. И вдруг стоп - проблема! К примеру: "Ненавистный коллега" или чаще "Монстр директор", а может "Измена: мужа, жены?"... Проблемные ситуации, которые мы хотели бы изменить, есть в жизни каждого из нас! На то она и жизнь со своими законами развития! Жизнь останавливает нас в своем вопросе и заставляет искать его решение! Если мы сильные личности и понимаем, что многое зависит от нас, то не замедля, не смиряясь с обстоятельствами, начинаем читать, спрашивать узнавать, применять, действовать в направлении решения нашей проблемной ситуации. Проходят минуты, часы,дни, месяцы и тут мы понимаем, что неразрешенный вопрос всё по кругу и ... Отчаяние? Агрессия? Депрессия?... Не дай бог психосоматика, потеря смысла жизни, самоубийство, даже в самой приемлемой форме: "Я не заслуживаю счастья, видно это моя участь, моя судьба и я должна смириться с этим..."

И тогда, давайте вместе с вами попробуем применить очень эффективный способ решения проблемы в смене отношения к ней! Сначала решитесь - это не просто! Ведь просто быть жертвой, страдать. Не просто взять , сказать страдаю 9 минут, а потом начинаю другую жизнь! Чтобы не случилось в жизни, она имеет шанс на свое продолжение в самой оптимистичной форме!

И так пример! Надоел занудливый коллега, надоел своими интригами, откровенным подсиживанием, агрессией или тупым занудством... Сначала определитесь в чувствах по отношению к нему. Возможно: вы испытываете агрессию! Тогда в упражнении смены отношений попытайтесь пожалеть его! Вероятно он несчастен в личной жизни, ему до сих пор не везло (не зря же он вас подсиживает/, значит не удовлетворен нынешним положением), девушки ему изменяли, родители бросили и т.п. (для каждого найдется свой список!)... И думайте об этом каждый раз, когда его видите! Результат не заставит себя долго ждать. Во-первых мы не станем реагировать на его "вызовы" по отношения к нам измениться ситуация в русле "стимул-реакция", во-вторых нас самих перестанет цеплять данное поведения, возможно мы переведем его в смех, в третьих для нас это уже не будет проблемой и....

P.S. Давайте встретимся через 21 день и поделимся результатами! С нетерпением ждем ваших отзывов и примеров ваших ситуаций!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней

В стародавние времена на одной скале в Тибете кто-то высек надпись: “Научились ли вы радоваться трудностям?”. Давайте посмотрим, как можно обратить себе на пользу этот мудрый принцип.

Некоторые люди не замечают, что сами являются источником собственных проблем. В их головах господствуют идеи такого сорта: “у меня ничего не получится”, “я не смогу”, “это невозможно”, “я, наверно, уродился таким неуверенным” и прочие. Конечно, такие негативные установки имеют причину, но они не имеют разумного основания, потому что, во-первых, никто не знает наверняка, что у нас получится, а что нет и где предел наших возможностей. Во-вторых, упаднические мысли формируют пораженческий настрой. У человека с таким настроем действительно ничего не получится, т.к. негативное мышление подавляет его потенциал.

Мы же с вами говорим о позитивном мышлении, которое раскрывает наши потенциальные возможности.
Всё, что угодно в этом мире с разных точек зрения может иметь и плюсы, и минусы. Даже в смерти человека можно найти плюсы: избавился от страданий, освободил должность, оставил наследство и сохранил много кислорода для потомков. Мир и так задает нам много вопросов, которые надо решать, и если мы вдобавок еще будем мотать себе нервы, то будем сами себе создавать дополнительные проблемы. Лучше быть себе другом, а не врагом. Для этого надо уметь смотреть на мир позитивно. В мире нет проблем, а существуют события. Или вопросы, которые следует решать. Вместо того, чтобы в событиях видеть одни лишь минусы и отдаваться своим привычным расстройствам, полезней к ним относиться философски - воспринимать их, как должное. А также замечать в них плюсы.

Если водитель не вписался в поворот и разбил автомобиль, то обычно он тут же придает событию статус проблемы - концентрируется на минусах и размышляет примерно так: “как всё ужасно! Несколько лет копил на машину - и вот тебе раз, - одним махом вдребезги! Мало того, что свою разбил, так еще и за чужую платить придется! Говорила мама мне, дураку, что надо застраховать машину и не надо лихачить!” и так далее. Человек занимается самобичеванием. Является ли такой подход к делу разумным? Ясно, что такой подход попросту глуп, т.к. он не решает вопрос, а убивает нервы и портит здоровье (как говорится, все болезни от нервов). Тем не менее, именно таким глупостям люди отдаются регулярно. Причем, добровольно. Как говорил мой друг Михайло Ломоносов, сначала вобьют себе в голову хрень, а потом жалуются, что голова раскалывается.

В данной ситуации умней поступит тот, который сумеет преодолеть свою естественную склонность к огорчению, посмотрит на событие с другой стороны и скажет себе: “ну что ж, надо решать проблему. А вообще-то, можно ли эту ситуацию назвать проблемой? Назову-ка ее лучше вопросом, который надо решить. Она (т.е., ситуация) делает меня сильней. Потеря материальных благ - это вообще-то ерунда. Главное, что обошлось без жертв, инвалидов и сам оказался невредим. Я получил полезный урок. Именно такие уроки делают меня более опытным и прозорливым, и теперь я застрахован от скользких поворотов”. Можно в данной ситуации заметить и другие плюсы, например: не надо будет раскошеливаться на зимние шины, назрел повод купить новый автомобиль, а заодно сменить диванные пролежни на мышечный тонус, ведь появился стимул, чтобы активней шевелиться и т.д.

Именно умение смотреть на мир позитивно и действовать активно, вместо того, чтобы тратить силы в изнурительном плавании по болоту собственных огорчений, отличает победителей от аутсайдеров.

Умейте смотреть на мир позитивно. Хоть мир не всегда нас гладит, иногда шлепает, но и в подзатыльнике можно заметить полезную встряску. На худой конец, массаж головы. Во всяких минусах есть плюсы. Развод можно считать обретением свободы или необходимым шагом навстречу новому счастью (уверяю вас, что на свете есть много более достойных людей, чем бывшая вторая половина). Даже самый утомительный разговор может оказаться продуктивной беседой, а кризис - благоприятной возможностью. Если вы получили двойку на экзамене, то это повод набраться знаний, коих, как известно, много не бывает (между прочим, строгие и принципиальные преподаватели, которые заставляют студентов тщательно изучать науку, как правило, делают их более образованными, в отличие от добродушных лояльных педагогов, потакающих разгильдяйству). Ну, а если вас уволили с работы, то это явный признак того, что пора вам подниматься на более высокий уровень достатка - организовать собственное дело и давать работу другим людям.

Есть такое полезное правило жизни: не можешь изменить ситуацию, - измени отношение к ней. Как сказал Вольтер, “утешение можно найти и на турецких галерах” (на которых гребцов эксплуатировали столь нещадно, что они не выдерживали больше трех месяцев каторги и покидали этот лучший из миров).

Если с нами произошел нежелательный случай - аврал, потоп, девятый вал - то было бы глупо заниматься еще и самоедством, сокрушая свою нервную систему. Ведь дурное настроение прожорливо. Оно, как черная дыра, поглощает наши силы. Получается замкнутый круг: нежелательный случай вызывает огорчение, которое высасывает жизненную энергию, что вызывает еще больше огорчения, приводящего к язве желудка, которая, в свою очередь, огорчает еще больше и т.д. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо справиться со своей естественной негативной реакцией на ранней стадии. Для этого сначала надо расслабиться - выспаться, послушать Бетховена, ну или хотя бы опрокинуть стопарь - кому, что ближе. Затем, когда эмоции отойдут, следует обратиться к разуму. Разум нам ответит, что всё в этом мире - пустяки, по сравнению с вечностью. Тогда вместо привычной нервотрепки мы сможем воспринять событие, как должное. А затем появится повод сконцентрироваться на положительной стороне события и сделать полезные выводы. Таким образом, даже самые скверные происшествия могут показаться нам забавными. А если мы хоть чуть-чуть научимся радоваться трудностям, к чему нас призывает из глубины веков тибетская надпись на скале, тогда черная дыра внутри нас превратится в звезду, энергия которой обратит в пепел любые проблемы.

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда есть предпосылки и источники. Причины подобных ситуаций делятся на две категории: одни из них находятся вовне, а другие – это переживания человека, внутренняя реакция на эти события.

Предлагаю рассмотреть первую группу причин. Можем ли мы что-то сделать с теми факторами, которые лежат вне границ нашей души и тела? На первый взгляд кажется, что нет. Как мы можем повлиять на внешние силы? Но если присмотреться внимательнее, то только от самого человека зависит, продолжать ему находиться в дискомфортной ситуации или нет, подставляться под негативные факторы или постараться их избежать. Тут, конечно, не всё полностью зависит от нас. Но надо понять, что существует не только чёрное и белое. Есть что-то, на что мы можем повлиять, а есть что-то, на что не можем. И это задача каждого человека - распознать, что он может в этой ситуации поменять. Для этого, прежде всего, нужно осознать эту ситуацию как некомфортную и неприятную. Без этого вообще никакие изменения невозможны. В этом-то как раз и помогают внутренние факторы, наши отношения, переживания, оценки.

Давайте обратимся и к другому фактору. Есть набившая оскомину фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношения к ней! ». Но что же это значит на самом деле? И как это сделать – изменить отношение? Откуда вообще берётся это отношение? Сами ли мы решаем, как нам реагировать на ту или иную ситуацию? Как и всему прочему, эмоциональному реагированию на происходящие события мы учимся в детстве. Конечно, не напрямую. Родители не учат нас в малолетстве, как реагировать, например, на увольнение или не расставание с любимым. Но все наши взрослые ситуации можно свести к определённым категориям. Примерно этот список может выглядеть так: успех, неудача, неожиданность, стрессовая ситуация. Вот реакциям на эти как раз ситуации мы обучаемся в детстве под влиянием окружающих взрослых. Ситуации неудачи у маленького ребёнка, подростка, студента и, например, офисного работника совершенно разные, но в способе реагирования на них мы найдём много общего у одного человека. И мы не можем себя силой воли заставить себя реагировать на эти ситуации по-другому. Ну, может разово и можем, если очень напрячься, но в целом рисунок реагирования будет оставаться похожим. Что же делать? Вот тут как раз на помощь приходят методы и способы психотерапии. Для этого нужно изучить личную историю человека и вместе с ним понять, как же появился данный способ реагирования, какие события и переживания сопровождали этот процесс? Работая в процессе терапии с этими событиями, проживая их, мы уменьшаем их значимость для человека, уменьшаем их влияние. Вместе с этим человек получает возможность сформировать свой собственный, новый способ реагирования на ту или иную группу ситуаций. Теперь у него нет необходимости поступать так, как его невзначай «научили» старшие, а он может выработать адекватный своим силам и возможностям способ реагирования. (Я пишу «научили» в кавычках, потому что это редко бывает прямое непосредственное обучение. Обучают нас обычно очень правильным вещам. Но в процесс научения это ещё и наблюдение за взрослыми и их реакциями, это те ситуации, в которые попадает ребёнок раз за разом).

Вот такой тернистый и трудоёмкий путь ждёт тех, кто действительно хочет поменять своё отношение к окружающим событиям.