Тургенев муму жанр. Анализ рассказа Тургенева «Му-му

На глухой московской улице стоит дом старой барыни-вдовы. Его украшают колонны, и видится былое его благолепие. У барыни есть несколько дочерей, но все они давно замужем, поэтому живет она совершенно одна, если не считать множества слуг.

Здесь мы знакомимся с дворником Герасимом – самым заметным, пожалуй, человеком при дворе. Его все немного боятся. Он обладает могучим телосложением, но уродился глухонемым. Барыне же он понравился хорошей характеристикой работника, поэтому она забрала его из деревни и наняла на работу. Герасиму не просто было свыкнуться с городом и шумной жизнью, ведь он вырос на деревенских просторах. Но работает он прекрасно и здесь, у барыни на услужении, и даже мелким воришкам страшно залезать во двор, зная, что там за хозяйством приглядывает Герасим. Поселился дворник недалеко от кухни, там у него отдельная каморка. Продолжим краткое содержание "Муму".

Вся дворня понимает, что барыня имеет над прислугой безразмерную власть. Среди них есть еще один заметный персонаж – это башмачник Капитон Климов. Все знают, что он сильно пьет, поэтому вздумалось как-то барыне женить его на робкой и забитой прачке Татьяне. Таким образом, считает барыня, Капитон охолонет. Никто не смеет возражать ей, и дворецкий Гаврила по поручению хозяйки начинает готовить свадьбу. К тому времени Герасим живет у барыни уже около года.

Татьяне двадцать восемь лет, она стройна по фигуре, и у нее белокурые волосы. Герасим проникается к ней симпатией, и по-своему начинает ухаживания – несколько неуклюжие и робкие. Решает Герасим, наконец, обратиться к барыне с просьбой выдать Татьяну замуж именно за него, и для этого случая он надеется получить новый кафтан, дабы предстать перед хозяйкой в должном образе.

Не забывайте, что краткое содержание "Муму" представлено литературным порталом сайт

У дворецкого Гаврилы теперь целая неприятность. Как быть, ведь хотя барыне Герасим по душе, какой парой может стать глухонемой для молодой девушки? «Жениху» Капитону тоже не по себе – Герасима он явно побаивается. Есть шанс, думает дворецкий, что, как часто бывает, у барыни выйдет эта идея из головы, но все получается наоборот – она каждодневно интересуется свадебной подготовкой Капитона и Татьяны.

И вот у Гаврилы созрел свой хитроумный план, как расстроить отношения Герасима и Татьяны. Дело в том, что дворник не переносит пьяниц, и поэтому, как только он увидит хмельную Татьяну, решил дворецкий, он сам от нее откажется. План срабатывает, и свадьба Капитона с прачкой состоялась.

По прошествии года Капитон почти спился, поэтому барыня решает отправить его и Татьяну из города в деревню. Провожая Татьяну, Герасим одаривает ее красным платком, который он купил для девушки около года назад. Подходим к кульминации рассказа "Муму", краткое содержание которого вы читаете.

Обратно Герасим идет берегом реки, и вдруг замечает, как тонет щенок. Выловив собачку, он приносит его к себе домой. Щенок оказывается удивительно ладным, у него пушистый хвост, большие глаза и длинные уши. Зовет Герасим щенка Муму.

Теперь Муму везде с дворником – помогает сторожить ночью хозяйство, не будит никого лаем, и его любят все слуги. Проходит еще год. Барыня расхаживает по гостиной, и, выглянув во двор, видит Муму. Настроение у барыни приподнятое, хотя приживалки такого расположения духа очень боятся, ведь после такого «веселого часа» она впадает в тоску и гневливость. Происходит печальная история: старуха приказывает доставить собачку в дом, но Муму пугается барыни и поэтому не только рычит на нее, но и скалится. Вмиг поменяв настроение, старуха велит Муму убираться вон.

Ночью барыне не до сна, она бесится, и утром жалуется всем, что не могла спать из-за собачьего лая. После этого лакей получает приказание убрать из дома Муму. Лакей не смеет ослушаться, и отправляется в Охотный ряд, чтобы ее продать. За Муму дают полтинник. Герасим сам не свой, он бросает все, ищет своего друга, но найти не может, правда, день спустя Муму сама находит Герасима, а на шее у нее виднеется оборванная веревка. Жаль, что краткое содержание "Муму" на нашем сайте сайт не может вместить всех красок повествования, для этого стоит прочесть рассказ полностью.

Догадывается дворник, кто виновен в пропаже собаки, к тому же с помощью жестов его предположение подтверждают, рассказав о случае в барском доме. Герасим прячет Муму, но это не помогает – барыня слышит ночью ее лай и бьется в истерике, после чего дворецкий обещает избавиться от Муму насовсем.

Повеление барыни дворецкий доносит до бедного Герасима, причем, сам глухонемой дворник решает взяться за эту задачу. Он облачается в лучшую свою одежду, щедро кормит собачку, а затем на лодке вместе с ней плывет к середине реки. В лодке они прощаются, и Герасим, привязав к шее Муму кирпичи, топит своего единственного друга.

После этого Герасим, собрав вещи, оставляет барский дом и возвращается в свою деревню. Несколько дней уходит у Герасима на пеший путь, но в деревне рады ему. Сначала старуха-барыня ищет его в Москве, но когда узнает, что он вернулся в деревню, решает не выписывать его обратно. Зачем нужен ей человек с таким неблагодарным сердцем?

У Герасима в деревне ветхая избушка, так и проживает он в ней. Женщины его не интересуют, и собаки он так ни одной и не завел.

Вы прочитали краткое содержание "Муму". Обязательно регулярно заходите в наш раздел Краткие содержания , ведь там собраны сотни изложений самых разных литературных произведений.

Прочитав сейчас эту печальную историю, вы, наверняка, подумали, почему Герасим решил именно так распорядиться своим единственным другом? Неужели невозможно было что-то придумать, например, убежать к себе в деревню вместе с Муму? Сложный вопрос, и Тургенев здесь неспроста затрагивает эту тему, такую наболевшую для своей эпохи. Мы подготовили статью "Почему Герасим утопил Муму" , прочитайте ответ на этот вопрос.

А кроме того, читая краткое содержание "Муму", вы, скорее всего, удивились, почему Герасим согласился жить у барыни, почему вся дворня так боялась старухи, и даже свадьбой повелевала она, не оставляя выбора простым людям. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера­сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец­кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес­кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос­калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы­вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич­тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст­ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро­той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ­ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев­ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп­ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы­полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни­будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя­занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук­нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль­шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот­ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си­лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепост­ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима­ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска­зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто­го русского народа.

План
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.

2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.

3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

6. Герасим находит Муму.

7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.

/ / / История создания рассказа Тургенева «Муму»

И.С. Тургенев был одним из самых яростных противников крепостничества, хотя сам по происхождению был дворянином. Вскоре его произведения попали в поле зрения цензуры. 1852 г. обозначился скорбной датой – смертью Н.В. Гоголя. И.С. Тургенева очень впечатлило это событие, так как он уважал Николая Васильевича и как человека, и как мастера пера. Писатель создал статью о Гоголе, которую опубликовали в «Московских ведомостях». Цензура посчитала, что в статье были нарушены серьезные правила, из-за чего Тургенев попал под арест весной 1852 года.

В комнате для ареста был написан рассказ . В письмах к друзьям и издателям Тургенев признавался, что основа сюжета была взята из детских воспоминаний. Нужно отметь, что писатель сидел в камере, за стеной которой наказывали крепостных. Людей беспощадно избивали и писатель слышал их мучения. Возможно, эти жуткие звуки и расшевелили его память.

Прототипами героев рассказа стали мать Тургенева – Варвара Петровна и немой дворник Андрей. Образы дворецкого и домашнего врача также были списаны из реальных людей. Жизнь матери писателя складывалась очень несладко: сначала она жила в бедности, терпела издевательства отчима и сводных сестер, а позже – дяди. После смерти дяди получила в наследство богатство и крепостных, вышла замуж за богатого помещика. Жизненные перипетии сказались на характере барыни. Она была женщиной властной, жестокой и беспощадной. Ее крепостные могли быть наказаны за пустяки. Дворня знала, что если у барыни хорошее настроение, это ненадолго. Все эти черты характера сохранились и в образе хозяйки имения из «Муму».

Немой дворник Андрей, привезенный из деревни, был очень предан хозяйке. Варваре Петровне нравилась в нем не только богатырская сила, но и умение красиво одеваться. Известно, что он предпочитал рубахи красного цвета и добротные армяки. У дворника действительно была собака по кличке Муму, которую приказано было утопить. Андрей выполнил приказ, но в отличие от литературного героя, остался жить при барыне. Печальные события происходили в Москве на Остоженке.

Нелегко далась публикация «Муму». Пребывая под арестом, И. Тургенев не мог выслать произведение в печать. После освобождения осенью 1852-го он дал знать о рассказе Ивану Аксакову. Семье издателя он пришелся по душе. «Муму» был включен в «Московский сборник», но он, уже готовый к печати, был запрещен цензурой.

Рассказ Ивана Сергеевича впервые увидел мир лишь в 1854 г. в «Современнике». Он был замечен цензурой, а издатель журнала был предупрежден властями. Дальнейшие попытки публикации были приостановлены. В 1856 году цензура, наконец, разрешила напечатать рассказ в сборнике Тургенева. Власть поняла, что запрет «Муму» вызовет в обществе недовольство, поэтому выгоднее его разрешить.

В первые годы после распространения рассказа в журнале и сборнике произведений Тургенева критики не писали на него публичных отзывов. Обсуждения рассказа велись в переписках литературных деятелей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАРГАСОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

РЕФЕРАТ
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА

«МУМУ»
Выполнила:

Брагина Света,

ученица 5 класса
Руководитель:

Брагина Г.А., учитель

русского языка и

литературы

Каргасок

2011 год
Содержание


  1. Введение стр.3

  2. Основная часть

    1. Время написания рассказа «Муму» стр.4

    2. Отношение Тургенева к крепостному праву стр.5

    3. Написание рассказа и появление его в печати стр .7

    4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери стр.8

    5. Реальные события, положенные в основу рассказа стр.12

  3. Заключение стр.14

  4. Информационные ресурсы стр.15

1. Введение

Иван Сергеевич Тургенев - один из любимых детьми писателей, хотя он никогда не писал специально для детей. Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма, которым пронизано каждое произведение писателя, очень располагают не только взрослых, но и детей.

Моё знакомство с Тургеневым началось на уроке литературы с чтения рассказа «Муму». Он поразил меня драматизмом излагаемых событий, трагизмом положения Герасима, печальной судьбой собачки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы больше узнать о детских годах Тургенева, о реальных событиях , положенных в основу рассказа, о причинах его появления в печати, выяснить роль и значение Тургенева для своего времени как борца с крепостничеством.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературы в 5 классе.

3.
2.1. Время написания «Муму»

Главным вопросом эпохи 40-50-х годов 19 века был вопрос о крепостном праве.

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землёй и людьми- крепостными крестьянами. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег.

Именно здесь, в таких условиях, автор «Записок охотника» написал свой знаменитый рассказ «Муму». Этим Тургенев доказал, что он не собирается отступать от своей главной темы- борьбы с крепостничеством, но будет её дальше развивать и углублять в своём творчестве. Из заключения Тургенев писал друзьям о своих дальнейших планах: «…буду продолжать свои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть в мире».

Отбыв месяц в заключении и получив предписание ехать на жительство в свою деревню, Тургенев перед отъездом прочитал для друзей «Муму». «Истинно трогательное впечатление, - писал один из слушателей ,- произвёл этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному, тону изложения».

Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать рассказ. Он был помещён в третьей книжке журнала Н.А.Некрасова «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

7.
2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери
Почему Тургенев, дворянин по происхождению и воспитанию, восстал против крепостного права? Думается, ответ надо искать в биографии писателя, в его детских годах. Именно они оставили неизгладимый след от ужасов насилия и произвола.

Родился И.С. Тургенев 28 октября 1818 года в городе Орле , в богатой дворянской семье. Его детство прошло среди изумительной и неповторимой красоты средней полосы России в поместье Спасском - Лутовинове Орловской губернии.

Родители писателя были самые богатые помещики края. У них было свыше пяти тысяч крепостных. Шестьдесят семейств обслуживали господский дом. Среди них были слесари, кузнецы, столяры, садовники, писари, портные, сапожники, маляры, музыканты.

Отец- Сергей Николаевич, в молодости офицер кирасирского полка, красивый, избалованный, жил так, как ему хотелось, не заботился ни о семье, ни о своём обширном хозяйстве. Мать- Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, женщина властная, умная и достаточно образованная красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И только глаза были красивы: большие, тёмные и блестящие.

В детстве и юности она перенесла много несправедливостей, и от этого её характер очень ожесточился. Чтобы понять это, надо рассказать немного её историю.

Варвара Петровна была сиротой. Её мать, бабушка писателя, после смерти мужа осталась без всяких средств к существованию и вынуждена была вновь выйти замуж за вдовца. У него уже были дети . Мать Варвары Петровны всю свою жизнь посвятила заботам о чужих детях и совсем забыла о родной дочери.

Варвара Петровна вспоминала: « Быть сиротой без отца и матери тяжело, но быть сиротою при родной матери - ужасно, а я это испытала, меня мать ненавидела». В семье девочка была бесправна. Отчим её бил, сёстры также не любили.

После смерти матери положение её стало ещё хуже. Не выдержав унижений и обид, пятнадцатилетняя девочка решила убежать из семьи отчима, чтобы найти приют у своего дяди- Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого, владельца богатого имения Спасское. Более семидесяти километров прошла она пешком. Но и у самого дяди ей не стало легче.

8.
И.И.Лутовинов был жестоким помещиком. Он безмерно угнетал своих крепостных. На свою племянницу он мало обращал внимания, но требовал от неё рабского подчинения. За малейшее ослушание грозил выгнать из дома.

Пятнадцать лет племянница терпела унижения и издевательства своего дяди. Девушка решила бежать.

Но внезапная смерть дяди неожиданно сделала Варвару Петровну владелицей многочисленных имений, нескольких тысяч крепостных крестьян, огромного денежного состояния.

Варвара Петровна стала одной из самых богатых невест в краю . Вскоре Варвара Петровна вышла замуж за Сергея Николаевича. Казалось бы, перенесённые в детстве и юности обиды, притеснения, унижения должны сделать человека более мягким, сострадательным, но может всё быть и по-другому. Человек может ожесточиться и сам стать деспотом. Именно это и случилось с Варварой Петровной. Она превратилась в злую и жестокую помещицу. Все дворовые её боялись, она своим видом приводила окружающих в страх.

Мать Тургенева была очень неуравновешенной и противоречивой натурой. Основными чертами её натуры являлись эгоизм, деспотичность, презрение к бедным. И в то же время она обладала чертами одарённой личности и своеобразным обаянием. Когда она говорила с крестьянами, она нюхала одеколон, потому что её раздражал «мужицкий запах». Многим из своих крепостных она искалечила жизнь: одних угнала на каторгу, других - в глухие деревни на поселение , третьих – в солдаты. Зверски расправлялась со слугами с помощью розг. За малейшую провинность их секли на конюшне. О жестокости Варвары Петровны сохранилось немало воспоминаний, как её сына, так и его современников. Близкий Тургеневу литератор Павел Васильевич Анненков вспоминал: «Как женщина развитая, она не унижалась до личных расправ, но подверженная гонениям и оскорблениям в молодости, озлобившим её характер, она была совсем не прочь от домашних радикальных мер исправления непокорных или не любимых ею подвластных. …Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, сделать несчастным человека, сохраняя приличие, спокойствие и своё достоинство» 3 .
Ужасной была и судьба крепостных девушек. Варвара Петровна не давала им выходить замуж, оскорбляла.

В домашней обстановке помещица старалась подражать коронованным особам. Крепостные люди различались между собой придворными званиями: у неё был министр двора, министр почты. Корреспонденцию Варваре Петровне преподносили на серебряном подносе. Если барыня была довольна полученными письмами, все радовались, если же наоборот, то все, затаив дыхание умолкали. Гости спешили покинуть дом.


Варвара Петровна была страшна в гневе, могла разозлиться из-за малейшего пустяка. Писатель, будучи мальчиком, вспоминал такой случай. Однажды во время прогулки барыни в саду два крепостных садовника, занятые делом, не заметили её и не поклонились ей, когда та проходила мимо. Помещица страшно возмутилась, и на другой день провинившиеся были сосланы в Сибирь.

Ещё один случай вспоминал Тургенев. Варвара Петровна очень любила цветы, особенно тюльпаны. Однако её страсть к цветам очень дорого обходилась крепостным садовникам. Раз как-то кто-то вырвал дорогой тюльпан из клумбы. Виновника не нашли и за это высекли на конюшне всех садовников .

Другой случай. У матери писателя был один крепостной талантливый мальчик. Он очень любил рисовать. Варвара Петровна отдала его учиться живописи в Москву. Вскоре ему заказали расписать потолок в одном московском театре. Когда помещица об этом узнала, она вернула художника в деревню и заставила его писать с натуры цветы.

« Он писал их,- рассказывал сам Тургенев,- тысячами- и садовые, и лесные, писал с ненавистью, со слезами… они опротивели и мне. Бедняга рвался, зубами скрежетал - спился и умер». 4

Жестокость Варвары Петровны простиралась и на её любимого сына. Поэтому не добром вспоминал Тургенев свои детские годы. Его мать знала только одно воспитательное средство- розгу. Она не представляла, как можно воспитывать без неё.

Маленького Тургенева пороли в детстве очень часто. Тургенев впоследствии признавался: « Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день». 5

Однажды какая-то старая приживалка что-то насплетничала Варваре Петровне на её сына. Тургенев вспоминал, что мать без всякого суда и расспросов тотчас начала его сечь. Секла собственными руками, и на все его мольбы сказать, за что его наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам догадайся, сам догадайся, за что секу.

Мальчик не знал, за что его секут, не знал, в чём признаваться, поэтому сечение продолжалось три дня. Мальчик готов был убежать из дома, но выручил его немец- гувернёр. Он поговорил с матерью, мальчика оставили в покое.

В детстве Тургенев был искренним, бесхитростным ребёнком. За это ему часто приходилось расплачиваться . Тургеневу было семь лет, когда в гости к Варваре Петровне приехал известный в то время поэт и баснописец И.И.Дмитриев. Мальчика попросили прочитать одну из басен гостя. Он охотно это сделал, но в заключение к великому ужасу окружающих сказал, что его басни хороши, а И.А.Крылова – гораздо лучше. По одним источникам за это мать его лично высекла розгою, по другим - мальчика на этот раз не наказали.

Тургенев не раз признавался, что в детские годы его держали в ежовых рукавицах и матери своей он боялся как огня. Он с горечью говорил , что ему нечем помянуть его детства, ни одного светлого воспоминания.

С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и давал себе клятву никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимать руки на человека, хоть в чём-нибудь зависимого от него.

«Ненависть к крепостному праву - уже тогда жила во мне,- писал Тургенев,- она, между прочим, была причиной тому, что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом - но до «Записок охотника» было далеко. Я был просто мальчик – чуть не дитя». 6

В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив образование и став писателем, Тургенев всю свою литературную и общественную деятельность направил против гнёта и насилия, царивших в России. Свидетельством этому явились замечательные антикрепостнические рассказы. Большинство из них вошло в книгу «Записки охотника».

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа
К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для написания послужил действительный случай, который произошёл в Москве на Остоженке в доме № 37.

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, когда-то живший в их доме.

Однажды, объезжая свои имения, Варвара Петровна заметила крестьянина богатырского сложения, который на расспросы барыни ничего не мог ответить: он был немым. Ей понравились оригинальная фигура, и Андрей был взят в Спасское дворником. С этого времени он получил новое имя- Немой.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником,- рассказывала В.Н.Житова.- Одет он был всегда прекрасно и, кроме красных кумачовых рубашек, никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддёвка или синий армяк. В Москве зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признавали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками». 7

Немой дворник Андрей, как и Герасим, нашёл и приютил у себя бездомную собачку. Привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала её утопить. Немой исполнил приказание барыни и продолжал спокойно жить и работать у барыни. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме неё, никого своей

госпожой признавать не хотел. Очевидица рассказывала, что после того трагического конца его любимицы, Андрей ни одной собаки никогда не приласкал.

В рассказе «Муму» Герасим показан как бунтарь. Он не мирится с причинённой ему барыней обидой. В знак протеста он уходит от жестокой барыни в деревню пахать родную землю.

Сохранилось донесение царского чиновника из секретной переписки цензурного ведомства того времени. В нём чиновник говорит о том, что читатели, прочитав рассказ, исполнятся состраданием к крестьянину, угнетаемому помещичьим своенравием.

Этот документ подтверждает великую художественную выразительность и идейную силу тургеневского произведения.

И.А.Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ- это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Писатель был уверен, что он (Герасим) со временем заговорит. Эта мысль оказалась пророческой.

3. Заключение

Сделаем следующие выводы:


  1. Человек, перенёсший в детстве страдания и боль, вступая во взрослую жизнь, ведёт себя по-разному: кто-то, как Варвара Петровна, становится злым и мстительным, а кто-то, как Тургенев – чутким к страданиям человека, готовым помогать людям не только словом, но и делом.

  2. Увиденные в детстве унижения, оскорбления человеческой личности и достоинства сформировали в будущем писателе отвращение к крепостному праву. Хотя Тургенев не был политическим борцом, но с помощью своего литературного таланта , общественной деятельности он боролся с крепостническим произволом.

  3. В «Муму» сталкиваются две силы: русский народ, прямодушный и сильный, и крепостнический мир в лице капризной, выживающей из ума старухи. Но Тургенев даёт этому конфликту новый поворот: у него герой совершает своеобразный протест, выразившийся в его самовольном уходе из города в деревню. Возникает вопрос, на чём держится крепостное право, почему мужики-богатыри прощают господам любые прихоти?
4. Информационные ресурсы

  1. Большой учебный справочник. Русские писатели ХIХ века. М.: Дрофа,2000

  2. Жизнь и творчество Тургенева И.С.: Материалы для выставки в школе детской библиотеки сост. и вступительная статья Н.И.Якунина, М.:Детская литература, 1988

  3. Житова В.Н. Из воспоминаний о семье И .С.Тургенева. Литература 5 класс под ред. Г.И.Беленького- М.:Мнемозина, 2010

  4. Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение»,1976

  5. Орешин К. История рассказа «Муму» Смена № 491 ноябрь 1947г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:Smena- online. ru> storiya-Rasskaza-mumu

  6. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961 Т.2

  7. Тургенев в школе: Пособие для учителей/ сост. Т.Ф.Курдюмова.- М.: Просвещение,1981- 175с.

  8. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Фотографии. М.: Детская литература,1982, 511с.

Очень кратко Жестокая барыня разлучает глухонемого слугу с любимой женщиной и заставляет утопить собачку - единственного друга. Выполнив приказ барыни, слуга возвращается в родную деревню.

На одной из глухих московских улиц, в доме с колоннами, полном дворни, лакеев и приживалок, живёт старая барыня-вдова. Дочери её давно вышли замуж. Сама барыня доживает последние годы уединённо.

Самый заметный человек в доме барыни - дворник Герасим, мужик могучий, но глухонемой с рождения. Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим считался лучшим работником. Выросший на земле, Герасим долго тосковал и с трудом привык к городской жизни. Обязанности свои он исполняет исправно - окрестные воришки обходят дом барыни стороной. Дворня тоже побаивается глухонемого, но Герасим их не трогает, считает за своих. Живёт он в отдельной каморке над кухней.

Проходит год. Барыня, имеющая неограниченную власть над дворней, решает женить своего башмачника Капитона Климова. Башмачник - горький пьяница, но барыня считает, что после свадьбы он остепенится. В жёны Капитону она выбирает робкую, забитую прачку Татьяну и поручает дворецкому Гавриле довести дело до свадьбы.

Татьяна, худенькая и белокурая двадцативосьмилетняя женщина, нравится Герасиму. Дворник неуклюже ухаживает за ней, защищает от издёвок и ждёт нового кафтана, чтобы в приличном виде прийти к барыне за разрешением жениться на Татьяне.

Гаврила долго раздумывает над проблемой: барыня жалует Герасима, но какой муж из глухонемого, да и решение своё хозяйка не переменит. Боится могучего дворника и «жених». Дворецкий втайне надеется, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако мечтам его сбыться не дано - барыня спрашивает о свадьбе каждый день.

Наконец Гаврила вспоминает, что Герасим терпеть не может пьяных, и придумывает хитрость: подговаривает Татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. Хитрость удаётся - Герасим отказывается от Татьяны, и та выходит замуж за Капитона.

Проходит год. Капитон окончательно спивается, и барыня отправляет его с Татьяной в дальнюю деревню. Герасим дарит Татьяне красный платок, купленный для неё же год назад, и намеревается её проводить, но на полпути поворачивает назад.

Возвращаясь вдоль реки, Герасим видит в воде тонущего щенка, вылавливает его и относит в свою коморку. Дворник выхаживает собачонку, и та превращается в «очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» по имени Муму.

Муму всюду сопровождает глухонемого, сторожит двор по ночам и никогда не лает понапрасну. Дворня тоже любит умную собачку.

Год спустя, расхаживая по гостиной, барыня выглядывает в окно и замечает Муму. В тот день на барыню находит «весёлый час» - она смеётся, шутит и требует того же от своих приживалок. Те боятся такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа».

Муму нравится барыне, и она велит привести её в покои, но испуганная собачка жмётся в угол, начинает рычать на старуху и скалить зубы. Настроение у барыни быстро портиться, и она велит увести Муму.

Всю ночь барыня не спит и пребывает в мрачном расположении духа, а наутро заявляет, что ей мешал заснуть собачий лай, и велит избавиться от Муму. Лакей продаёт её за полтинник в Охотном ряду. Герасим забрасывает свои обязанности и ищет Муму, не находит, начинает тосковать, а через сутки собачка является к нему сама с обрывком верёвки на шее.

Герасим успел сообразить, что Муму пропала по приказу барыни - жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. Он начинает прятать собачку, но напрасно - ночью Муму лает, барыня устраивает истерику, и Гаврила клянётся ей, что скоро собаки «в живых не будет».

Дворецкий отправляется к Герасиму и жестами объясняет ему приказ барыни. За его исполнение Герасим берётся сам. Одев свой лучший кафтан, он сытно кормит Муму в трактире, затем берёт лодку и выплывает на середину реки. Попрощавшись с единственным другом, Герасим обвязывает шею Муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросает в воду.

Вернувшись домой, Герасим быстро собирает вещи и отправляется пешком в родную деревню. Он торопится, «как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях».

Через три дня Герасим уже на месте, и староста с радостью его принимает. В Москве же Герасима долго ищут. Обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хочет выписать его назад, но передумывает - «такой неблагодарный человек ей вовек не нужен».

Герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит».