Электронные сигареты могут подорожать в два раза. Акцизы на электронные сигареты разделили рынок

Многие наши партнеры, просто знакомые и друзья в последнее время задают один и тот же вопрос — ты слышал, что будут акцизы на вашу продукцию? Что вы будете делать? Какова ваша стратегия?

Ответ очевиден и очень прост. Мы продолжим работать дальше и, что очень важно — практически без подорожания жидкости с никотином, если все же акцизы будут приняты.

На текущий момент законопроект о введении акцизов на жидкость для электронных сигарет приняли в Госдуме в третьем чтении. Необходимо, чтобы его еще одобрил Совет Федерации и подписал президент РФ. Кроме того, надо, чтобы он после этого вступил в силу.

Другими словами, еще как минимум 2 этапа, на которых законопроект может остановится, и некий срок для вступления закона в силу.

  1. Это фактически приведет к краху легального бюджетного сегмента жидкостей с никотином, которые сейчас так распространены
  2. Это приведет к установлению минимальной розничной стоимости жидкости с никотином в размере от 600-650р за 30мл
  3. Это приведет к заполнению рынка дешевой безникотиновой жидкости, которая, с нашей точки зрения, наоборот способствует не бросанию, а привыканию к парению, так как будет дешево и, частично, безвредно. И даже те, кто не парил и не курил до этого — теперь начнут это делать. Почему мы против «нулевки» —
  4. Значительно повысятся оптовые цены для никотиновой жидкости, куда будет заложена акцизная часть
  5. Во всю ширь расцветет нелегальная торговля никотиновой жидкостью, перемешивая ее с безникотиновой

Кстати, 5-й пункт очень интересен с точки зрения бизнеса и легальности продукции. Подвальные производители жидкости, коих, по нашим оценкам, более 70% российской жидкости, не собираются платить никакие акцизы. А значит, будут поставлять без акцизную продукцию в вейпшопы.

И именно вейпшопы рискуют всем , продавая такой продукт. Что же касается разработанной системы штрафов юр. лиц при продаже такой продукции — пока ее никто не видел, возможно, они будут такие же, как и для всей продукции без акцизов (спиртные напитки, табак, топливо)?

«Электронными системами доставки никотина» Государственная Дума признала «одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем». Облагаемые акцизом жидкости, согласно тексту закона, должны быть предназначены «для использования в электронных системах доставки никотина».

Другими словами, можно подвести производимые жидкости к многоразовым системам ЭСДН, указав это на этикетке и тем самым избежав попадания под акцизную группу. Но этот способ довольно слаб и недолговечен, в следующем году ошибку легко исправят.

Если кто-то сразу задумался о том, что будет продавать безникотиновую жидкость, а никотин — в отдельном пузырьке, то и тут вас ждет разочарование. Чистый никотин продавать нельзя вообще, а любая никотиновая основа, согласно определению, та же жидкость для электронных сигарет с никотином, просто без ароматизаторов.

Поэтому продавать такую основу без уплаты акциза законным образом также будет нельзя.

Что делать вейпшопам

Я бы советовал подождать до введения законопроекта в силу. После этого решать, что для вас важнее — легальность и стабильность на рынке. Или же временный заработок на нелегальной продукции до первой проверки.

Кстати, не забывайте, что теперь это серьезный повод для жалобы покупателя или даже конкурента. Если вы будете продавать нелегальную продукцию, на вас быстро «настучит» лекальный конкурент. Это бизнес, увы.

Есть еще вариант — продавать только безникотиновую жидкость. Но думаю, этот вариант скорее всего лишит вас более 50% оборота по жидкостям и клиентов, которые уйдут к легальному конкуренту.

2 ноября депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий введение акцизов на электронные сигареты с 2017 года, сообщает Агентство «Москва» .

В законопроекте отмечается, что в перечень подакцизных товаров включаются одноразовые электронные системы доставки никотина. На них ставка акциза составит 40 рублей за штуку. Помимо этого, будет установлен акциз на никотиносодержащую жидкость, его ставка составит 10 руб. за 1 мл. Также в перечень подакцизных товаров подпадет нагреваемый табак со ставкой акциза 4,8 тыс. руб. за 1 кг в 2017 г.

Также для повышения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 г. законопроектом предусматривается увеличение в два раза (с 9 до 18 руб. и с 5 до 10 руб.) размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством РФ о налогах и сборах в отношении вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, а также вин местного производства.

Предполагается, что такое повышение ставок акциза может привести к росту цены одной бутылки вина емкостью 0,7 литра на 7,4 руб., а одной бутылки вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения такой же емкости - на 3,7 руб.

Также законопроектом предлагается установить ставку акциза на игристые вина в период 2017-2019 гг. на уровне 27 руб. за один литр. Помимо этого, предлагается выровнять ставки на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный и нагреваемый. Так, ставки акцизов на все виды табачной продукции, установленные на 2017 г., предлагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 г. и 2019 г. проиндексировать на 10% к предыдущему году.

Законопроектом также изменяется размер акцизов на нефтепродукты. Так, на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. будет сохранена ставка акциза в размере, действующем в 2016 г., - 13,1 тыс. руб. за 1 тонну; на автомобильный бензин класса 5 предлагается установить ставку акциза на 2017 г. в размере 10,13 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 10,53 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 10,95 тыс. руб. за 1 тонну; на дизельное топливо устанавливается ставка акциза на 2017 г. в размере 6,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 7,07 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 7,35 тыс. руб. за 1 тонну; на средние дистилляты - установить ставку акциза на 2017 г. в размере 7,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 8,11 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 8,43 тыс. руб. за 1 тонну.

Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 г. до 1 января 2030 г., а также продление срока применения ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 г.

Кроме того, законопроект предлагается централизовать на период 2017-2020 гг. в федеральный бюджет 1% налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков 10 годами предлагается отменить.

Помимо этого, в целях улучшения условий исполнения обязанности по уплате налогов, законопроектом предусматривается предоставление возможности уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении законопроект, в тексте которого прописывается акциз на жидкости для электронных сигарет. К числу продукции, облагаемой сбором, относятся системы одноразового использования (типа Pons) и жидкости, которыми заправляются многоразовые приборы. Для первых ставка устанавливается равной 40 рублям, для вторых – 15 рублей в расчете на 1 мл вещества.

Актуальность законопроекта

Ежегодно государство несет огромные расходы, связанные с распространением табакокурения в стране. Согласно расчетам специалистов Высшей школы экономики, они достигают полутора процентов ВВП.
Эксперты проанализировали ситуацию и выявили структуру «табачных потерь»:

  • 72,4% – потери от преждевременной смертности;
  • 21% – расходы на оказание медицинской помощи курильщикам;
  • 2,4% – оплата больничных курильщиков;
  • 4,2% — иные затраты (поддержание общественного порядка, ликвидация пожаров и их последствий и т.д.).

Введение акцизов – попытка властей покрыть расходы, которые ежегодно несет государственный бюджет. Инициатор нововведения, Министерство финансов, отмечает, что оно направлено на выравнивание условий налогообложения разных направлений табачной промышленности.

Акцизы и самозамес: ценовые перспективы

Законопроект вводит четкое определение никотинсодержащих жидкостей. Это смеси, в состав которых входит пропиленгликоль (до 99,9%) и / или глицерин (до 99,9%) и никотин в соотношении от 0,1 мг на миллилитр.

По оценкам экспертов, под определение законотворцев попадают все типы жидкостей, представленные на рынке, в том числе и основы для самозамеса (не «нулевки»). Если значение акциза останется на уровне 15 рублей на мл, стоимость стандартного флакона (30 мл) увеличится на 450 рублей, а большого (120 мл) – на 1 800 рублей. Это ощутимый удар по карману приверженцев «парения».

Мнения и противоречия

По подсчетам экспертов, государственные потери, связанные с распространенностью табакокурения, за первые шесть месяцев 2016 года превысили 400 млрд рублей. Введение акцизов не позволит получить дополнительный доход или даже полностью покрыть расходы.

Статистка свидетельствует, что покупателями е-сигарет в России являются 1,2 млн человек. Общее потребление никотинсодержащих смесей составляет 2,2 млрд мл. Это означает, что акцизы на жидкость для электронных сигарет за 2017 принесут не более 32,85 млрд рублей бюджетного дохода. Это более чем 10 раз меньше полугодовых потерь от пристрастия населения к пагубной привычке.

Специалисты прогнозируют, что удорожание никотиновых жидкостей приведет к уменьшению спроса. Значит, доход в 32 млрд окажется недостижим.

Законопроект во время рассмотрения в Государственной Думе претерпел множество коррективов. Сейчас в нем остаются «шероховатости» и слабые места. Одно из них – размер акциза. Он установлен на уровне 15 рублей для всех жидкостей. Разные типы таких смесей содержат разное количество никотина. Получается, что Минфин декларирует борьбу с вредным веществом, но обладает налогом не его, а объем.

Зло или благо?

Акцизные марки на жидкости для электронных сигарет приведут к установлению минимальной розничной цены на 30-миллилитровый флакон на уровне 650-700 рублей. Представители отрасли опасаются, что удорожание даст эффект, обратный ожидаемому: граждане не расстанутся с пагубной привычкой, зато расцветет подпольная торговля дешевыми и токсичными жидкостями. Сегодня, по разным оценкам, ее объемы достигают 70% от совокупного «вейперского» оборота. Система штрафов за реализацию смесей «из-под прилавка» не разработана.

Будет ли установлен акциз на жидкости для электронных сигарет или власти ограничатся дебатами – покажет время. Сегодня очевидно, что инициатива неоднозначно воспринимается общественностью и нуждается в устранении недочетов и «шероховатостей».