Кратко о годах правления ярослава мудрого. Князь Ярослав Владимирович Мудрый: биография, правление, интересные факты и фото

Будущий великий князь киевский Ярослав Мудрый был рождён в семье Владимира Святославича и Рогнеды, полоцкой княжны. Он начал княжить уже в 987 году, когда ему были переданы для правления Ростовские земли. Однако, после кончины старшего сына Вышеслава Ярослав становится Новгородским правителем. Кончина киевского князя Владимира дала начало жестокой борьбе между его детьми за обретение отцовской власти. При этом, престол захватывает Святополком Окаянным, убившим ради этого двух своих братьев Глеба и Бориса, которые княжили в Смоленских и Ростовских землях. Остановить Святополка было суждено Ярославу, который одержав победу, стал великим князем.

Князь взял в жёны Ингигерду, которая приходилась дочерью конунга шведов.

В период правления этого великого князя (1019-1054 годы) Киевская Русь достигла своего наибольшего расцвета, став одним из самых мощных в Европе. Вся политическая и военная деятельность Ярослава Мудрого была полностью направлена на укрепление стольного города и обширных владений. Именно в период данного правителя началось активное возведение городов.

Благодаря стратегическому уму и ведению мудрой внешней политики киевский князь смог значительно поднять авторитет государства. Весьма удачлив был Ярослав и делах военных. Например, очень успешными считаются военные походы на Польшу, Литовское княжество, а также на территории, принадлежавшие финским народам. Однако, самой запоминающейся значимой победа было поражение печенегов в 1036 году.

Кроме того, в эпоху правления этого мудрого князя Киевская Русь в последний раз столкнулась с Византией, вступив с ней в военный конфликт и подписав после мирный договор, который был подкреплён династическим браком. Необходимо отметить, что Ярослав Мудрый довольно часто использовал этот политический приём (династические браки) для закрепления результатов своей внешней политики.

Реформы киевского князя смогли охватить каждую сферу общественной жизни. Ярослав Мудрый активно развивал на Руси идеи просвещения, а большая часть его внутренней политики была направлена на повышение грамотности и образованности народа. Он основал училище в котором мальчиков обучали церковному делу. К слову, именно в период правления Ярослава в Киевской Руси появляется свой митрополит.

И, конечно же, стоит отметить наставническую литературную деятельность князя, который оставил после себя очень важные литературные и юридические памятки.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по прозванию Мудрый (978−1054) — князь ростовский, великий князь киевский и новгородский. Основатель Ярославля.

Благоверный князь Ярослав Мудрый. Художник С.Н.Гусев. Иконописная мастерская "София" (Ярославль). 2009

Четвертый сын Владимира I Святославовича от Рогнеды, княжны полоцкой. Княжил в Ростове с конца X в. или самого начала XI в. и до 1010, когда принял новгородское княжение по смерти Вышеслава, старшего сына Владимира I. В годы княжения в Ростове на устье речного пути от Волги к Ростову как военный княжеский форпост основал Ярославль , в окрестностях которого располагались военно-торговые фактории союзных Ярославу скандинавов и словен-новгородцев.

Легенда об основании Ярославля, дошедшая в списке XVIII в.(публикуется ниже ), показывает Ярослава в роли князя-жреца в ритуале жертвоприношения священного племенного медвежьего культа и одновременно как князя-христианина, обратившего местных язычников в христианскую веру. Данные легенды говорят в пользу ранней даты возникновения Ярославля в конце X — начале XI в., в пору христианизации Руси при жизни Владимира I Святославича, когда Ярослав контролировал Ростов и верхневолжский путь к Новгороду. По старо-ярославскому преданию построил первую в Ярославле деревянную церковь во имя св. пророка Илии на Волге при устье оврага Медведица.

Опираясь на наемные скандинавские дружины и новгородцев, с 1016 утвердился на великокняжеском столе в Киеве, одержав победу над старшим братом Святополком — убийцей братьев-князей Бориса и Глеба. Создал предпосылки их будущей канонизации как страстотерпцев, первых святых патронов Русской земли. Будучи новгородским князем, Ярослав совершил в 1024 поход в Суздальскую землю для подавления антихристианского и антифеодального выступления жрецов старого языческого племенного культа.

В 1026 Ярослав утвердился в Киеве, «разделиста по Днепръ Русьскую землю» с братом Мстиславом, а после его смерти в 1036 «перея власть его всю и бысть самовластець Русьстеи земли». В 1037 построил собор св. Софии в Киеве, при котором учредил митрополию, книгописную школу и библиотеку. Покровительствовал распространению книжно-христианской культуры на Руси, за что получил прозвание« Мудрый». Летописная статья« Повести временных лет» под 1037 содержит похвалу книгам и князю Ярославу Мудрому.

Способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

Благоверный князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси сразу после смерти, хотя формально не входил в число святых Русской православной церкви. 9 марта 2004 года, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а в следующем году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля(5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

ПУБЛИКАЦИИ

Сказание о построении града Ярославля

(По книге: А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. — Ярославль, 1877. )

В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху.

Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Такое гда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты.

Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии люди жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, какожи ти и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.

Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе.

По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назваво свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.

Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, такочесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его.

И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойдево град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворисяво храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии люди рекоша: уверуем и крестимся!

И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.

Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских.

И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия чудотворца.

Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

ПУБЛИКАЦИИ

Ярослав I Владимирович Мудрый

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона )

Ярослав — сын св. Владимира и Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород, помимо старшего — Святополка Туровского, который, по свидетельству Дитмара, был тогда под гневом отца и даже в заключении.

Будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался(1014 г.) платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские; его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опасаясь любимого тевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил трех братьев(Бориса, Глеба и Святослава); такая же опасность грозила и Ярославу.

Между тем Ярослав поссорился с новгородцами: причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда(дочь шведского короля Олава Скёткокунга), оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя население жестокостью и насилиями; дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сторону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитростью. Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами; последние легко согласились идти с ним против брата; отказать Ярославу в помощи и вынудить своего князя к бегству — значило бы возобновить зависимые отношения к Киеву и принять оттуда посадника; кроме того Ярослав мог вернуться из-за моря с варягами и отомстить Новгороду. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, которых нанял раньше для войны с отцом, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под г. Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол(1016 г.), после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее; вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород; Болеслав отдал Киев Святополку(1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим войском разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на р. Альте(1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер; Ярослав в том же году стал великим князем киевским.

Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 г. племянник Ярослава, кн. Брячислав Изяславич полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей; получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской обл., на р. Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость.

Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву(1024). Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого(см.). Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена(близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца(вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу(1025).

В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править русской землей(«был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб»(темницу) брата своего, кн. Судислава псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. Причина гнева Ярослава на брата неизвестна; вероятно, последний изъявлял притязания на раздел выморочных волостей, переходивших целиком к Ярославу В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исключением полоцкого княжества.

Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов; почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 г. Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.

Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела(христианское имя Ярослава — Георгий или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь; поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа.

Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством какого-то Улеба(1032).

На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, по-видимому — для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав ходил осаждать Брест, успешно или нет — неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз(в сев.-вост. Галиции); в следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по р. Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г.

Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот(1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли; Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при г. Варне. В 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Как видно из летописей, Ярослав не оставил по себе такой завидной памяти, как его отец. По отзыву летописи, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр»; при этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени учености.

Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины(в честь ангела своей супруги). Киевский храм св. Софии построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота(в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.

Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел собору русских епископов поставить митрополитом священника с. Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному(демественному) пению.

Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права — «Устав» или« Суд Ярославль» или« Русская Правда». Большинство ученых(Калачев, Бестужев-Рюмин, Сергеевич, Ключевский) по весьма веским соображениям полагают, что« Правда» есть сборник действовавших тогда законов и обычаев, составленный частными лицами. Как видно из самого памятника, «Правда» составилась не при одном Ярославе, но и после него, в течение XII в.

Кроме« Правды» при Ярославе появился церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.

Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем-«нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города(Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков.

Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде(в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах(Всеволод, Святослав). Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава(Олав Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый); варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI в.

Ярослав умер в Вышгороде(под Киевом), 76 лет от роду(1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Великий князь Ярослав Мудрый

А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»

Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным - у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос - в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание - хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.

При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета - Норвегии, а Анна - Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод - на византийской.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет - до 1054 - года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль

Князь Ярослав Мудрый

Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.

Платон

Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года. После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг. Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.


Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году . В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.


1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году , оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Имя и портрет Ярослава Мудрого хорошо известны даже тем, кто полностью забыл историю России. Он был одним из двенадцати сыновей Владимира Крестителя. личность чрезвычайно яркая, и прежде всего Ярослав активно продолжал дело своего отца.

Ярослав Мудрый. Краткая биография

Маленький Ярослав был хромым от рождения. Преодолевая этот недуг, он стал ежедневно упражняться с мечом. Поэтому его правое плечо было гораздо крупнее левого. Более того, князь считался одним из лучших воинов среди современников.

Летопись, в которой описана биография Ярослава Мудрого, сообщает, что летом одна тысяча одиннадцатого он ходил крестить язычников, а те поставили пред князем медведицу, но он смог победить ее. И когда люди увидели это, они с радостью стали креститься, так как считали, что правда небесная всегда на стороне победителя.

Так же в то время думал и Ярослав. В этом его убеждал собственный, пока еще небогатый опыт. Ведь управлять княжеством отец поставил его только после того, как убедился, что сын обладает мощной волей, которая позволила преодолеть недуг, приобретенный от рождения.

Система восхождения на престол

Еще при жизни Владимир делит земли между своими сыновьями. Святополк получает Туровское княжество, Ярослав - Ростов, в Новгороде садится самый старший сын, Вышеслав. И эта система восхождения князей на престол, которая создается Владимиром, действует еще на протяжении двух поколений. Она называется лествичная.

Все княжества по своему статусу ранжируются. Например, Новгородское считается самым престижным после Киевского, где сидит отец. Поэтому в Новгороде будет править самый старший сын. Дальше Полоцкое, Туровское, Ростовское и так далее.

Как только умирает самый старший из братьев (при жизни отца), все оставшиеся поднимаются на одну ступеньку вверх. Поэтому и называется восхождения на престол. Исключение составляет случай, если умирает кто-то из средних братьев, тогда княжество наследуют его дети и внуки.

Одна смерть, спасшая тысячи жизней, или кончина государя

Интересный факт, который описывает биография Ярослава Мудрого, касается смерти Вышеслава, после которой начинается перераспределение княжеств. И здесь наблюдается очень странная вещь: Ярослав оказывается сразу в Новгороде. Почему это произошло - непонятно. Летописи об этом умалчивают.

Через некоторое время правления Ярослав поссорился с отцом, так как отказался платить дань в Киев. И Владимир собирался идти войной на собственного сына, но не успел. Неожиданно скончался при подготовке этого похода. Но Ярослав к тому времени уже успел пригласить варягов для участия в сражении со своим отцом.

Тесные связи со скандинавскими странами

В отличие от предшествующего времени, в эпоху Ярослава формируется последовательная и стабильная внешняя политика древнерусского государства. Причем так же, как и Владимир, остро ощущает свои родственные связи со скандинавским севером. Когда на Руси разгорается борьба, и жизни Владимира и Ярослава угрожает опасность, они пытаются или даже бегут в Скандинавию. Оттуда приглашают наемников.

С ними же обмениваются послами при заключении брака, например, Ярослава со шведской принцессой. Составляется торговый договор с Норвегией. Более того, Ярослав вмешивается во внутренние дела В частности, в Норвегии он фактически сажает на престол сына Олава Магнуса Доброго, подкупая всю знать в его пользу.

Кровавая бойня за престол

Пока варягам они грабят местное население, насилуют и убивают. Естественно, это не понравилось новгородцам, и они в одну из ночей собрались и перебили всех мучителей. В ответ на это Ярослав собирает лучших жителей у себя и убивает их. И в эту же ночь он получает известие из Киева, что скоропостижно скончался Владимир. Произошло это пятнадцатого июля одна тысяча пятнадцатого года.

Это первая дата, которую биография Ярослава Мудрого сообщает с точностью до одного дня. Власть в Киеве захватывает Святополк. Дружина Бориса, следующего брата, предлагает ему захватить власть в свои руки. Но тот отказывается. Он говорит, что Святополк ему как отец и престол принадлежит ему по праву. Однако в ту же ночь приходят наемники, посланные Святополком, и убивают Бориса.

Одновременно он посылает своих людей ко второму брату, Глебу, и, более того, хочет убить даже Ярослава. Но тот получает известие об этом от своей сестры Предславы. И на следующее утро уже собирает полк и отправляется войной на Святополка. Побеждает его и изгоняет из Киева. И далее биография Ярослава Мудрого на протяжении двух лет не сообщает никаких фактов о его жизни.

Спустя два года, или возвращение Святополка

В одна тысяча восемнадцатом году вдруг появляется Святополк, и не один, а с Бориславом Храбрым, польским королем, который поддерживает его. Происходит захват Киева, потому что бежит из него Ярослав Мудрый. Краткая биография того периода сообщает о том, что он даже не собирается защищать город.

Борислав грабит Киев, захватывает сестер Ярослава и его мачеху и возвращается в Польшу. А Святополк снова правит в городе. Ярослав бежит в Новгород, где опять собирает войско для новой битвы и вновь одерживает победу. Вот что пережила Русь при Ярославе Мудром.

Но у нового правителя остались еще братья, к которым он всегда относился очень холодно. Тогда одного из них он сажает в темницу. Просидел он там до самой смерти наследника престола, и только потом сыновья Ярослава Мудрого освободили его из темницы. А с другими расправляется не менее жестоким образом.

Политическая линия сближения с Западом

История Ярослава Мудрого не изобилует фактами. Но одно известно точно. Во времена его правления, то есть ближе к середине одиннадцатого столетия, Древняя Русь становится широко известной Западной Европе.

И дело не только в том, что он проводил активную матримониальную политику. Дочери и сыновья Ярослава Мудрого вступали в браки с представителями западноевропейских правящих династий. Именно это и была политическая линия Ярослава Мудрого для сближения с Западом - Венгрией, Польшей и другими государствами.

Например, Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира Первого, которую звали Гертруда. Всеволод - на греческой царевне Ирине Мономах. От этого брака появится известный князь Владимир Мономах. А Игорь был связан узами брака с германской принцессой Кунигундой. Отец же в это время готовится к войне с Византией.

Но не настолько мрачен, каким может показаться на фоне всех событий, предшествующих его восхождению на престол. После того, как он стал полноправным князем в Киеве, Ярослав разворачивает бурную деятельность. В одна тысяча тридцать шестом он начинает грандиозное строительство.

Новая столица мира

Это акт, который свидетельствует не только о том, что Ярослав Мудрый был хорошим хозяйственником. Такие действия были важны и в политическом плане. Он построил храм Софии Киевской, в это же время создается древнейший свод летописи, а также произносится "Слово о законе и благодати".

То есть Ярослав Мудрый проделывает колоссальную работу, чтобы придать совершенно особый статус государству, которое он возглавил. При нем Киев становится "новой столицей мира". Также он организует деятельность по переводу книг на славянский язык.

А перед самой смертью Ярослав закрепляет за каждым из своих сыновей определенное княжество, чтобы не было в дальнейшем междоусобных распрей. Он закладывает основы совершенно новой государственной структуры, которая является гораздо более мудрой системой правления.