Задания егэ химии по теме овр. Как решать задачи С1 (30) на ЕГЭ по химии
Линия УМК Кузнецовой. Химия (10-11) (У)
Линия УМК Кузнецовой. Химия (10-11) (Б)
Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (баз.)
Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции
Как нужно организовать работу на уроке, чтобы школьники достигли хороших результатов на экзамене?Материал подготовлен по материалам вебинара «Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции»
«Мы рассматриваем организацию подготовки к успешному выполнению заданий, связанных с окислительно-восстановительными реакциями. Если мы посмотрим на спецификацию и демо-версию, то такие реакции напрямую связаны с заданиями №10 и №30, но это ключевая тема школьного курса химии. Она затрагивает самые разные вопросы, самые разные свойства химических веществ. Она очень обширная», - подчеркивает Лидия Асанова, ведущая вебинара, кандидат педагогических наук, автор методических пособий .
Задание №30, рассматривающее окислительно-восстановительные реакции, - задание высокого уровня сложности. Чтобы получить высший балл (3) за его выполнение, в ответе ученика должно быть:
- определение степени окисления элементов, которые являются окислителем и восстановителем;
- окислитель и восстановитель (элементы или вещества);
- процессы окисления и восстановления, и на их основе составленный электронный (электронно-ионный) баланс;
- определение недостающих в уравнении реакции веществ .
Однако ученики часто пропускают, не расставляют коэффициенты, не указывают окислитель и восстановитель, степени окисления. Каким же образом нужно организовать работу на уроке, чтобы достичь хороших результатов на экзамене?
Особое внимание в учебнике О. С. Габриеляна для 10 класса, предназначенного для изучения предмета в объеме 3–4 часов в неделю, уделено прикладным темам: в пособии освещаются связанные с химией вопросы экологии, медицины, биологии и культуры. В 11 классе происходит завершение и обобщение курса.
1. Подготовка к экзамену должна осуществляться в процессе преподавания учебного предмета и нельзя сводить подготовку только к тренировке в выполнении заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы. Такое «натаскивание» не развивает мышление, не углубляет понимание. А ведь, между прочим, в экзаменационном задании указано, что допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Это значит, что творчески, с пониманием подойдя к решению поставленной задачи, можно получить высший балл за выполнение, даже если ответ сформулирован иначе.
Главная задача подготовки к экзамену - целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса химии. Конечно, обязателен опыт проведения реального химического эксперимента.
2. Есть перечень тем и понятий, которые школьникам совсем нельзя забывать. Среди них:
- правила для определения степеней окисления атомов (в простых веществах степень окисления элементов равна нулю, высшая (максимальная) степень окисления элементов II-VII групп, как правило, равна номеру группы, в которой находится элемент в периодической таблице, низшая (минимальная) степень окисления металлов равна нулю и т.д.);
- важнейшие окислители и восстановители, а также то, что процесс окисления всегда сопровождается процессом восстановления;
- окислительно-восстановительная двойственность;
- типы ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные, реакции конпропорционирования, реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления)).
В таблицу занесены типы окислительно-восстановительных реакций, факторы, влияющие на протекание реакций (фото страниц). Подробно разобраны примеры, а, кроме того, есть задания по теме «ОВР» в формате ЕГЭ.
Например:
«Используя метод электронного баланса, составьте уравнение химической реакции:
N 2 O + KMnO 4 + … = NO 2 + … + K 2 SO 4 + Н 2 О
Укажите окислитель и восстановитель».
Впрочем, для отработки решения задач даны самые разные примеры. Например, в пособии «Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Контрольные работы» есть такие:
«Исходя из теории окислительно-восстановительных процессов, укажите схемы невозможных реакций.
SO 2 + H 2 S → S + H 2 O
S + H 2 SO 4 → SO 2 + H 2 O
S + H 2 SO 4 → H 2 S + H 2 O
K 2 SO 3 + K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + K 2 CrO 4 + H 2 O
KMnO 4 + HCl → Cl2 + MnCl 2 + KCl + H 2 O
I 2 + SO 2 + H 2 O → HIO 3 + H 2 SO 4
Ответ обоснуйте. Преобразуйте схемы возможных процессов в уравнения реакций. Укажите окислитель и восстановитель»
«Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой изменения степеней окисления атомов углерода: С 0 → С – 4 → С –4 → С +4 → С +2 → С –2 ».
«Даны вещества: углерод, оксид азота(IV), оксид серы (IV), водный раствор гидроксида калия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами, не повторяя пары реагентов».
Все это позволяет максимально полно изучить тему окислительно-восстановительных реакций и отработать решение самых разных задач.
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник» . В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.
Окислительно-восстановительные реакции
За правильное выполненное задание получишь 2 балла . На решение отводится примерно 10-15 минут .
Для выполнения задания 30 по химии необходимо:
- знать что такое
- уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций
Линия УМК Кузнецовой. Химия (10-11) (У)
Линия УМК Кузнецовой. Химия (10-11) (Б)
Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (баз.)
Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции
Как нужно организовать работу на уроке, чтобы школьники достигли хороших результатов на экзамене?Материал подготовлен по материалам вебинара «Организация подготовки к ЕГЭ по химии: окислительно-восстановительные реакции»
«Мы рассматриваем организацию подготовки к успешному выполнению заданий, связанных с окислительно-восстановительными реакциями. Если мы посмотрим на спецификацию и демо-версию, то такие реакции напрямую связаны с заданиями №10 и №30, но это ключевая тема школьного курса химии. Она затрагивает самые разные вопросы, самые разные свойства химических веществ. Она очень обширная», - подчеркивает Лидия Асанова, ведущая вебинара, кандидат педагогических наук, автор методических пособий .
Задание №30, рассматривающее окислительно-восстановительные реакции, - задание высокого уровня сложности. Чтобы получить высший балл (3) за его выполнение, в ответе ученика должно быть:
- определение степени окисления элементов, которые являются окислителем и восстановителем;
- окислитель и восстановитель (элементы или вещества);
- процессы окисления и восстановления, и на их основе составленный электронный (электронно-ионный) баланс;
- определение недостающих в уравнении реакции веществ .
Однако ученики часто пропускают, не расставляют коэффициенты, не указывают окислитель и восстановитель, степени окисления. Каким же образом нужно организовать работу на уроке, чтобы достичь хороших результатов на экзамене?
Особое внимание в учебнике О. С. Габриеляна для 10 класса, предназначенного для изучения предмета в объеме 3–4 часов в неделю, уделено прикладным темам: в пособии освещаются связанные с химией вопросы экологии, медицины, биологии и культуры. В 11 классе происходит завершение и обобщение курса.
1. Подготовка к экзамену должна осуществляться в процессе преподавания учебного предмета и нельзя сводить подготовку только к тренировке в выполнении заданий, аналогичных заданиям экзаменационной работы. Такое «натаскивание» не развивает мышление, не углубляет понимание. А ведь, между прочим, в экзаменационном задании указано, что допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Это значит, что творчески, с пониманием подойдя к решению поставленной задачи, можно получить высший балл за выполнение, даже если ответ сформулирован иначе.
Главная задача подготовки к экзамену - целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, по приведению в систему знаний ключевых понятий курса химии. Конечно, обязателен опыт проведения реального химического эксперимента.
2. Есть перечень тем и понятий, которые школьникам совсем нельзя забывать. Среди них:
- правила для определения степеней окисления атомов (в простых веществах степень окисления элементов равна нулю, высшая (максимальная) степень окисления элементов II-VII групп, как правило, равна номеру группы, в которой находится элемент в периодической таблице, низшая (минимальная) степень окисления металлов равна нулю и т.д.);
- важнейшие окислители и восстановители, а также то, что процесс окисления всегда сопровождается процессом восстановления;
- окислительно-восстановительная двойственность;
- типы ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные, реакции конпропорционирования, реакции диспропорционирования (самоокисления-самовосстановления)).
В таблицу занесены типы окислительно-восстановительных реакций, факторы, влияющие на протекание реакций (фото страниц). Подробно разобраны примеры, а, кроме того, есть задания по теме «ОВР» в формате ЕГЭ.
Например:
«Используя метод электронного баланса, составьте уравнение химической реакции:
N 2 O + KMnO 4 + … = NO 2 + … + K 2 SO 4 + Н 2 О
Укажите окислитель и восстановитель».
Впрочем, для отработки решения задач даны самые разные примеры. Например, в пособии «Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Контрольные работы» есть такие:
«Исходя из теории окислительно-восстановительных процессов, укажите схемы невозможных реакций.
SO 2 + H 2 S → S + H 2 O
S + H 2 SO 4 → SO 2 + H 2 O
S + H 2 SO 4 → H 2 S + H 2 O
K 2 SO 3 + K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + K 2 CrO 4 + H 2 O
KMnO 4 + HCl → Cl2 + MnCl 2 + KCl + H 2 O
I 2 + SO 2 + H 2 O → HIO 3 + H 2 SO 4
Ответ обоснуйте. Преобразуйте схемы возможных процессов в уравнения реакций. Укажите окислитель и восстановитель»
«Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой изменения степеней окисления атомов углерода: С 0 → С – 4 → С –4 → С +4 → С +2 → С –2 ».
«Даны вещества: углерод, оксид азота(IV), оксид серы (IV), водный раствор гидроксида калия. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами, не повторяя пары реагентов».
Все это позволяет максимально полно изучить тему окислительно-восстановительных реакций и отработать решение самых разных задач.
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в . В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.
Как решать задачи С1 (36) на ЕГЭ по химии. Часть I
Задача N 36 на ЕГЭ по химии посвящена теме "Окислительно - восстановительные реакции". Ранее задание этого типа входило в вариант ЕГЭ под номером С1.
Смысл задания С1: необходимо расставить коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса. Обычно в условии задачи дается лишь левая часть уравнения, учащийся должен самостоятельно дописать правую часть.
Полное решение задачи оценивается в 3 балла. Один балл дается за определение окислителя и восстановителя, еще один - непосредственно за построение электронного баланса, последний - за правильную расстановку коэффициентов в уравнении реакции.
На мой взгляд, самое сложное в этом процессе - это первый шаг. Далеко не всем удается правильно предсказать результат реакции. Если же продукты взаимодействия указаны верно, все последующие этапы - это уже дело техники.
Первый шаг: вспоминаем степени окисления
Мы должны начать с понятия степени окисления элемента . Если вы еще незнакомы с этим термином, обратитесь к разделу "Степень окисления" в справочнике по химии. Вы должны научиться уверенно определять степени окисления всех элементов в неорганических соединениях и даже в простейших органических веществах. Без 100%-ного понимания данной темы двигаться дальше бессмысленно.
Шаг второй: окислители и восстановители. Окислительно - восстановительные реакции
Хочу напомнить, что все химические реакции в природе можно разделить на два типа: окислительно - восстановительные и протекающие без изменения степеней окисления.
В ходе ОВР (именно такое сокращение мы будем использовать далее для окислительно - восстановительных реакций) некоторые элементы меняют свои степени окисления.
Пример 1 . Рассмотрим реакцию серы с фтором:
S + 3F 2 = SF 6 .
Расставьте самостоятельно степени окисления всех элементов. Мы видим, что степень окисления серы повышается (от 0 до +6), а степень окисления фтора понижается (от 0 до -1). Вывод: S - восстановитель, F 2 - окислитель. В ходе процесса сера окисляется, а фтор - восстанавливается.
Пример 2 . Обсудим реакцию оксида марганца (IV) с соляной кислотой:
MnO 2 + 4HCl = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O.
В ходе реакции степень окисления марганца понижается (от +4 до +2), а степень окисления хлора повышается (от -1 до 0). Вывод: марганец (в составе MnO 2) - окислитель, хлор (в составе HCl - восстановитель). Хлор окисляется, марганец восстанавливается.
Обратите внимание: в последнем примере не все атомы хлора поменяли степень окисления. Это никак не повлияло на наши выводы.
Пример 3 . Термическое разложение бихромата аммония:
(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O.
Мы видим, что и окислитель, и восстановитель находятся в составе одной "молекулы": хром меняет степень окисления от +6 до +3 (т. е., является окислителем), а азот - от -3 до 0 (следовательно, азот - восстановитель).
Пример 4 . Взаимодействие диоксида азота с водным раствором щелочи:
2NO 2 + 2NaOH = NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O.
Расставив степени окисления (надеюсь, вы делаете это без труда!), мы обнаруживаем странную картину: меняется степень окисления лишь одного элемента - азота. Часть атомов N повышают свою степень окисления (от +4 до +5), часть - понижают (от +4 до +3). В действительности, ничего странного в этом нет! В данном процессе N(+4) является одновременно и окислителем, и восстановителем.
Поговорим немного о классификации окислительно-восстановительных реакций. Напомню, что все ОВР делятся на три типа:
- 1) межмолекулярные ОВР (окислитель и восстановитель находятся в составе разных молекул);
- 2) внутримолекулярные ОВР (окислитель и восстановитель находятся в одной молекуле);
- 3) реакции диспропорционирования (окислитель и восстановитель - это атомы одного элемента с одинаковой начальной степенью окисления в составе одной молекулы).
Думаю, что, опираясь на эти определения, вы без труда поймете, что реакции из примеров 1 и 2 относятся к межмолекулярным ОВР, разложение бихромата аммония - пример внутримолекулярной ОВР, а взаимодействие NO 2 со щелочью - пример реакции диспропорционирования.
Шаг третий: начинаем осваивать метод электронного баланса
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили предыдущий материал, задам вам простой вопрос: "Можно ли привести пример реакции, в которой происходит окисление, но нет восстановления, или, наоборот, присутствует окисление, но нет восстановления?"
Правильный ответ: "Нет, нельзя!"
Действительно, пусть в ходе реакции степень окисления элемента Х повышается. Это означает, что Х отдает электроны . Но кому? Ведь электроны не могут просто испариться, исчезнуть без следа! Есть какой-то другой элемент Y, атомы которого будут принимать эти электроны. Электроны имеют отрицательный заряд, следовательно, степень окисления Y будет понижаться.
Вывод: если есть восстановитель Х, то обязательно будет и окислитель Y! Более того, число электронов, отданных одним элементом, будет в точности равно числу электронов, принятых другим элементом.
Именно на этом факте и основан метод электронного баланса , используемый в задаче С1.
Начнем осваивать этот метод на примерах.
Пример 4
С + HNO 3 = CO 2 + NO 2 + H 2 O
методом электронного баланса.
Решение . Начнем с определения степеней окисления (сделайте это самостоятельно!). Видим, что в ходе процесса два элемента меняют степени окисления: С (от 0 до +4) и N (от +5 до +4).
Очевидно, что углерод является восстановителем (окисляется), а азот (+5) (в составе азотной кислоты) является окислителем (восстанавливается). Кстати, если вы правильно определили окислитель и в-тель, вам уже гарантирован 1 балл за задачу N 36!
Теперь начинается самое интересное. Напишем т. н. полуреакции окисления и восстановления:
Атом углерода расстается с 4 электронами, атом азота - принимает 1 е. Число отданных электронов не равно числу принятых. Это плохо! Необходимо исправить ситуацию.
"Домножим" первую полуреакицию на 1, а вторую - на 4.
C(0) - 4e | = | C(+4) | (1) |
N(+5) + 1e | = | N(+4) | (4) |
Вот теперь все отлично: на один атом углерода (отдающий 4 е) приходится 4 атома азота (каждый из которых принимает по одному е). Число отданных электронов равно числу принятых!
То, что мы сейчас написали, собственно, и называется электронным балансом . Если на реальном ЕГЭ по химии вы напишите этот баланс правильно, вам гарантирован еще 1 балл за задачу С1.
Последний этап: осталось перенести полученные коэффициенты в уравнение реакции. Перед формулами С и СО 2 ничего не меняем (т. к. коэффициент 1 в уравнении не ставится), перед формулами HNO 3 и NO 2 ставим четверку (т. к. число атомов азота в левой и правой частях уравнения должно быть равно 4):
С + 4HNO 3 = CO 2 + 4NO 2 + H 2 O.
Осталось сделать последнюю проверку: мы видим, что число атомов азота одинаково слева и справа, то же касается атомов С, а вот с водородом и кислородом пока проблемы. Но все легко исправить: ставим коэффициент 2 перед формулой Н 2 О и получаем окончательный ответ:
С + 4HNO 3 = CO 2 + 4NO 2 + 2H 2 O.
Вот и все! Задача решена, коэффициенты расставлены, а мы получили еще один балл за правильное уравнение. Итог: 3 балла за идеально решенную задачу С 1. С чем вас и поздравляю!
Пример 5 . Расставьте коэффициенты в уравнении реакции
NaI + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 S + I 2 + H 2 O
методом электронного баланса.
Решение . Расставьте самостоятельно степени окисления всех элементов. Видим, что в ходе процесса два элемента меняют степени окисления: S (от +6 до -2) и I (от -1 до 0).
Сера (+6) (в составе серной кислоты) является окислителем, а йод (-1) в составе NaI - восстановителем. В ходе реакции I(-1) окисляется, S(+6) - восстанавливается.
Записываем полуреакции окисления и восстановления:
Обратите внимание на важный момент: в молекуле иода два атома. В реакции не может участвовать "половина" молекулы, поэтому в соответствующем уравнении мы пишем не I, а именно I 2 .
"Домножим" первую полуреакицию на 4, а вторую - на 1.
2I(-1) - 2e | = | I 2 (0) | (4) |
S(+6) + 8e | = | S(-2) | (1) |
Баланс построен, на 8 отданных электронов приходится 8 принятых.
Переносим коэффициенты в уравнение реакции. Перед формулой I 2 ставим 4, перед формулой H 2 S - подразумеваем коэффициент 1 - это, думаю, очевидно.
NaI + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + H 2 O
А вот дальше могут возникнуть вопросы. Во-первых, неверно будет ставить четверку перед формулой NaI. Ведь уже в самой полуреакции окисления перед символом I стоит коэффициент 2. Следовательно, в левую часть уравнения следует записать не 4, а 8!
8NaI + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + H 2 O
Во-вторых, часто в такой ситуации выпускники ставят коэффициент 1 перед формулой серной кислоты. Рассуждают так: "В полуреакции восстановления найден коэффициент 1, этот коэффициент относится к S, значит, перед формулой серной кислоты должна стоять единица".
Эти рассуждения ошибочны! Не все атомы серы меняли степень окисления, часть из них (в составе Na 2 SO 4) сохранила степень окисления +6. Эти атомы не учтены в электронном балансе и коэффициент 1 не имеет к ним никакого отношения.
Все это, однако, не помешает нам довести решение до конца. Важно лишь понимать, что в дальнейших рассуждениях мы опираемся уже не на электронный баланс, а просто на здравый смысл. Итак, напоминаю, что коэффициенты перед H 2 S, NaI и I 2 "заморожены", их менять нельзя. А вот остальные - можно и нужно.
В левой части уравнения находится 8 атомов натрия (в составе NaI), в правой - пока всего 2 атома. Ставим перед формулой сульфата натрия коэффициент 4:
8NaI + H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + H 2 O.
Только теперь можно уравнивать количество атомов S. Справа их 5 шт, следовательно, перед формулой серной кислоты нужно поставить коэффициент 5:
8NaI + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + H 2 O.
Последняя проблема: водород и кислород. Ну, думаю, вы и сами догадались, что не хватает коэффициента 4 перед формулой воды в правой части:
8NaI + 5H 2 SO 4 = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + 4H 2 O.
Еще раз тщательно все проверяем. Да, все правильно! Задача решена, мы получили свои законные 3 балла.
Итак, в примерах 4 и 5 мы подробно обсудили алгоритм решения задачи C1 . В вашем решении реальной экзаменационной задачи обязательно должны присутствовать следующие моменты:
- 1) степени окисления ВСЕХ элементов;
- 2) указание на окислитель и восстановитель;
- 3) схема электронного баланса;
- 4) окончательное уравнение реакции с коэффициентами.
Несколько комментариев по поводу алгоритма.
1. Должны быть указаны степени окисления всех элементов в левой и правой частях уравнения. Всех, а не только окислителя и восстановителя!
2. Окислитель и восстановитель должны быть обозначены четко и ясно: элемент Х (+...) в составе... является окислителем, восстанавливается; элемент Y(...) в составе... является восстановителем, окисляется. Надпись мелким подчерком "ок. в-ся" под формулой серной кислоты не все смогут расшифровать как "сера (+6) в составе серной кислоты - окислитель, восстанавливается".
Не жалейте букв! Вы же не объявление в газету даете: "Сд. комн. со вс. уд."
3. Схема электронного баланса - это просто схема: две полуреакции и соответствующие коэффициенты.
4. Подробные объяснения, как именно вы расставляли коэффициенты в уравнении, на ЕГЭ никому не нужны. Нужно лишь, чтобы все цифры были верны, а сама запись сделана разборчивым почерком. Обязательно несколько раз проверьте себя!
И еще раз по поводу оценивания задачи С1 на ЕГЭ по химии:
- 1) определение окислителя (окислителей) и восстановителя (восстановителей) - 1 балл;
- 2) схема электронного баланса с верными коэффициентами - 1 балл;
- 3) основное уравнение реакции со всеми коэффициентами - 1 балл.
Итог: 3 балла за полное решение задачи N 36.
Я уверен, что вы поняли, в чем заключается идея метода электронного баланса. Поняли в основных чертах, как строится решение примера С1. В принципе, все не так уж и сложно!
К сожалению, на реальном ЕГЭ по химии возникает следующая проблема: само уравнение реакции дается не полностью. Т. е., левая часть уравнения присутствует, а в правой или вообще нет ничего или указана формула одного вещества. Вы должны будете сами, опираясь на свои знания, дополнить уравнение, а уж потом начинать расстановку коэффициентов.
Это может оказаться весьма сложным. Универсальных рецептов написания уравнений не существует. В следующей части мы обсудим этот вопрос подробнее и рассмотрим более сложные примеры.
Copyright Repetitor2000.ru, 2000-2015