Контроль дыхания ребенка — как и зачем его делать? Возрастные нормы частоты дыхательных движений

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

5. Проведение антропометрии (измерение роста)

Последовательность выполнения:

    Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

    Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

    Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

    Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

Последовательность выполнения:

    По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

    Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

    Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

    Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

    Закрыть затвор.

    Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

    Записать данные измерения.

7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

Последовательность выполнения:

I. Подготовка к обследованию

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.


Что это такое?

Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.


Зачем измерять?

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.


Как измерять?

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).


В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.


Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.



Нормы

В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

  1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
  2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
  5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
  6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.


Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.


Причины отклонения

Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.


Что делать?

При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.


Чего делать нельзя?

Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.


О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2, 5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕП) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102+ (0, 6 х кол-во лет) мин. АД = 63+ (0, 5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает счи­тать нормальными цифрами артериальное давление для систо­лического (макс.) - 100 - 140 мм рт.ст.; для диастоличес-кого 80-90 мм рт.ст.

58. Функциональные пробы и тесты

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов.

Ортостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние физической тренирован­ности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25 уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности, более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении илизаболевании.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 сек и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутом­лении это время снижается до 30-35 секунд.

Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Одномоментная проба.

Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения приседаний посчитывают ЧСС в течении одной минуты.

При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах. Величина по 20% означает отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую,

от 41 до 65% - удовлетворительную,

от 66 до 75% - плохую,

от 76 и более - очень плохую.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется также, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после пол­ного выдоха. Здесь средним показателем является способность задер­жать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и более.

Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. 1 После 5-минутного спо­койного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р3) после нагрузки. Результаты оце­ниваются по индексу, который определяется по формуле:

6 х (Р1+ Р2+ Р3) - 200

индекс Рюффье =

Оценка работоспособности сердца:

индекс Рюффье

0 - атлетическое сердце

0, 1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце)

5, 1 - 10 - "хорошо" (хорошее сердце)

10, 1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность)

15 1 - 20 - "плохо" (сердечная недостаточность сильной степени)

на 25 - 50% - хорошо,

от 50 - 75% плохо.

Тест на проверку и оценку общей выносливости.

Осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной дистанции или преодоле­ния возможно большего расстояния за определенное время. При­мерами этих упражнений являются:

1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;

плавание на 200. 400, 500 м,

2) бег 12 мин.

Наиболее обоснованы оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это 12-ти минутный бег с преодолением максималь­ного расстояния (км).

Определить функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем позволит подсчет числа дыхательных движений у пациента. Показанием для подсчета частоты дыхательных движений бывают, в основном, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Перед тем, как рассмотреть последовательность действий данной манипуляции, вспомним о том, что такое дыхание в целом.

Дыхание — это основной жизненный процесс, который обеспечивает непрерывное поступление кислорода в организм и выделение из организма углекислоты и водяных паров. Различают следующие типы дыхания у человека в зависимости от вовлечения в процесс отделов грудной клетки.

Грудной тип дыхания

При грудном типе дыхания у человека происходит расширение грудной клетки преимущественно в переднезаднем и боковых направлениях. Такой тип дыхания чаще встречается у женщин. При этом нижние участки легких могут вентилироваться недостаточно.

Брюшной тип дыхания

При брюшном типе дыхания у человека расширение грудной полости происходит преимущественно за счет диафрагмы в вертикальном направлении. Такой тип дыхания больше характерен для мужчин. При этом недостаточно вентилируемыми могут оказаться верхушки легких.

Смешанный тип дыхания

При смешанном типе дыхания происходит равномерное расширение грудной полости во всех направлениях, что обеспечивает достаточную вентиляцию всех участков легких.

В норме частота дыхательных движений (ЧДД) у взрослого человека составляет 16-20 в 1 минуту. У новорожденных нормальная ЧДД — 40-60 в минуту, у детей 1-2 лет — 30-40.

Подсчет числа дыхательных движений

Для подсчета потребуется секундомер. Информировать больного о подсчете у него дыхательных движений не следует, поскольку при этом пациент начнет контролировать свое дыхание, что исказит истинную картину исследования.

Последовательность действий медицинской сестры

  • В положении пациента лежа берем его руку как для подсчета пульса и вместе со своей рукой кладем ее на переднюю поверхность грудной клетки пациента.
  • По экскурсиям грудной клетки или брюшной стенки подсчитываем число дыхательных движений за 1 минуту, при этом считаем либо вдохи, либо выдохи.
  • Регистрируем результат в температурном листе пациента, ведя графическую запись результатов и выводя кривую дыхания. Кривая получается при соединении точек, при этом по горизонтали отмечается дата или время, а по вертикали — ЧДД.

Подсчет числа дыхательных движений играет значительную роль для оценки состояния пациента (улучшения или ухудшения, либо отсутствия динамики).

По мере взросления у ребенка соотношение ЧДД и ЧСС должно приближаться к норме взрослого человека. Эти показатели помогают для расчета интенсивности физической и моральной нагрузки на ребенка. Для взрослых нормы также разнятся в зависимости от уровня физической активности. У спортсменов ЧСС ниже, чем у людей, которые не связаны со спортом.

Что такое ЧСС и ЧДД?

Подсчет числа ударов, которые делает сердце за минуту. Частота дыхательных движений - количество вдохов и выдохов за минуту. Эти показатели дают возможность определить насколько дыхание глубокое и ритмичное, а также возможность анализа работоспособности грудной клетки. Характеристики сердцебиения в разные периоды роста отличаются.

Укажите своё давление

Двигайте ползунки

Таблица по возрастам у детей: нормы

Исследования пульса показали, что у новорожденных он составляет 140 ударов за минуту. Частота пульса у детей в первые 12 месяцев жизни уменьшается до 110-130, а старше 12 лет - частота пульса доходит примерно до нормы взрослого. Норма ЧДД у детей важна для оценки состояния дыхательных путей, сердца, кровеносной системы и здоровья в целом. Соотношение ЧДД к ЧСС - дыхательно-пульсовый коэффициент у грудничков 1:2,5, у детей до 12-ти месяцев - 1:3, старше - 1:4. Следующая таблица представляет нормы ЧДД и ЧСС у детей по возрастам.

Измерение ЧСС и ЧДД

Как мерить пульс:

  1. Взяться за запястье в области определения пульса.
  2. Включить секундомер.
  3. Подсчитать количество сердцебиений в минуту.

Техника подсчета дыхания у детей (вдох-выдох):

  1. Отвлечь ребенка.
  2. Положить руку на живот или взять за руку.
  3. Считать количество циклов за 1 минуту.
  4. Оценить результат.

Для подсчета ЧСС, малыш должен принять неподвижное положение. Нельзя проводить измерение после различных нагрузок физических или эмоциональных, т. к. пульс учащается. После этого стоит определить соответствие результатов с показателями нормы. В норме пульсация ритмичная и четкая. Технику подсчета применяют для разного возраста. Частота дыхания измеряется на протяжении минуты. У малышей подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне.

Отклонения от нормы


При нарушении работы сердечно-сосудистой системы у ребенка необходимо обратиться к педиатру.

Не стоит волноваться, если ЧСС и ЧДД у малыша несколько разнятся с показаниями взрослого человека. И только при получении данных, значительно отличающихся от нормы, указанной в таблице, стоит обследоваться у врача для выяснения главной причины отклонений. Учащенное поверхностное дыхание называется тахипноэ. Превышение частоты пульса называется тахикардией, понижение - брадикардией.

Частое дыхание

Частое дыхание - увеличение повторяемости дыхательных движений, при котором его ритм не изменяется, и может развиться из-за нарушений газообмена со скапливанием в крови диоксида углерода и снижением количества кислорода. В результате амплитуда движений при дыхании становится поменьше. Временами учащенное дыхание усугубляется, что принимается за одышку, при которой частота дыхания у детей должна быть больше, чем 60 вдохов и выдохов за минуту.