Почему апостола Фому называют неверующим?  Преподобный Фома

Житие преподобного Фомы Малеина

Пре-по-доб-ный Фо-ма Ма-ле-ин жил в Ви-зан-тии не позд-нее X ве-ка. От-ли-ча-ясь те-лес-ной си-лой и храб-ро-стью, свя-той Фо-ма со-сто-ял на во-ен-ной служ-бе и со-вер-шил нема-ло по-дви-гов в сра-же-нии с вра-га-ми оте-че-ства. Од-на-ко лю-бовь ко Хри-сту по-бу-ди-ла его оста-вить мир и при-нять мо-на-ше-ский по-стриг. Под-ра-жая ни-ще-те и сми-ре-нию Гос-по-да, он об-хо-дил ино-че-ские оби-те-ли, чтобы по-лу-чить на-став-ле-ния по-движ-ни-ков.

Ко-гда свя-той ре-шил уда-лить-ся для без-мол-вия в пу-сты-ню, пе-ред ним на небе за-си-ял ог-нен-ный столп, ко-то-рый пред-ше-ство-вал ему, ука-зы-вая до-ро-гу. Свя-то-му бы-ло яв-ле-ние св. про-ро-ка Илии, ука-зав-ше-го ему путь. Та-ким об-ра-зом пре-по-доб-ный Фо-ма при-шел на го-ру Ма-лея, точ-ное ме-сто на-хож-де-ния ко-то-рой неиз-вест-но. По-се-лив-шись на этой го-ре, пре-по-доб-ный под-ви-зал-ся в по-сте и мо-лит-ве, ве-дя непре-стан-ную брань с ду-ха-ми зло-бы. Там свя-той Фо-ма удо-сто-ил-ся Бо-же-ствен-ных ви-де-ний и от-кро-ве-ний и по-лу-чил бла-го-дат-ные да-ры чу-до-тво-ре-ния и ис-це-ле-ния от неду-гов. По мо-лит-ве свя-то-го из-го-ня-лись бе-сы из лю-дей. По-сле кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Фо-мы его мо-щи про-сла-ви-лись мно-го-чис-лен-ны-ми чу-де-са-ми.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи

Свети́ла богосия́нная ми́ру/ и и́ноков одушевле́нныя зари́,/ Фома́ чудесы́, Ака́кий же послуша́нием,/ возсия́сте све́тло;/ сих, я́ко иму́щих дерзнове́ние к Бо́гу,/ моли́твами во бра́нех посо́бствовати мо́лим,/ да про́сят от Христа́ Бо́га дарова́ти проще́ние согреше́ний// чту́щим их святу́ю па́мять.

Перевод: Светила Богом явленные миру и монахов духовное сияние, Фома - чудесами, Акакий же послушанием просияли ярко, их, как имеющих к Богу, просим помочь молитвами в битвах, да просят они у Христа Бога даровать прощение согрешений почитающим их святую память.

Кондак преподобному Фоме, иже в Малеи

Ве́лию побе́ду му́жески показа́л еси́,/ отону́дуже Боже́ственною любо́вию разгоре́вся,/ царя́ тле́ннаго и вся кра́сная преоби́дел еси́,/ на горе́ Мале́стей вселе́ние соверши́в,/ от нея́же в Небе́сная/ возше́л еси́ к Царю́ царе́й, Фомо́,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Великую победу ты мужественно явил, потому возгоревшись Божественной любовью, царством тленным и всеми земными благами ты пренебрег, на горе Малеи поселившись, с нее же на Небеса взошел ты к Царю царей, Фома, моли не переставая обо всех нас.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА (†72)

Святой Апостол Фома был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа. О его жизни нам известно немногое.

Апостол Фома, называемый Близнец (по преданию, апостол Фома внешне был похож на Христа), был родом из Галилейского города Панеада (Северная Палестина) и занимался рыболовством. Услыхав божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). В последующие времена он стал известен как «Фома неверующий».

Он был мало образован, но обладал острым и логическим умом. Из всех апостолов только Фома обладал действительно аналитическим складом ума, лучшим интеллектуальным пониманием Иисуса и способностью по достоинству оценить Его личность.

Когда Фома присоединился к апостолам, он был склонен к меланхолии, но общение с Иисусом и другими апостолами в значительной мере излечило его от этого болезненного погружения в себя.

Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности ко Господу. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, где, как известно, Его собирались схватить враги, то святой Фома призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.

Иисусу очень нравился Фома, с которым он провел много длительных бесед с глазу на глаз. Его присутствие среди апостолов было огромным утешением для всех честных скептиков и помогло многим смущенным умам войти в царство, даже если они не могли целиком понять всех духовных и философских аспектов учений Иисуса. Апостольство Фомы было неизменным свидетельством того, что Иисус любит и честных скептиков.

Однако у Фомы был очень тяжелый и сварливый характер. Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность и пессимизм. Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился. Они убедились в его абсолютной честности и непоколебимой преданности. Фома был в высшей степени искренним и правдивым человеком, однако он был от природы придирчив. Проклятьем его аналитического ума была подозрительность. Он уже терял веру в людей, когда познакомился с апостолами и, таким образом, соприкоснулся с благородной личностью Иисуса. Эта связь с Учителем сразу же начала преобразовывать весь характер Фомы, что привело к огромной перемене в его отношениях с другими людьми.

У Фомы бывали очень тяжелые дни; временами он становился мрачным и унылым. Однако, когда приходило время действовать, именно Фома всегда говорил: «Пошли!»

Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Это был человек логического склада ума, мыслитель.

Воскресение Христа

Обладая критическим сознанием, апостол Фома не поверил рассказам апостолов о Воскресении Иисуса Христа (его не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя): «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец - не поверю!» (Ин. 20:25).

И вот ровно через неделю, на восьмой день после Воскресения опять были в доме ученики Христа и Фома был с ними. И снова явился пред ними Господь и показал Свои раны и предложил Фоме вложить палец (перст) в раны: «Дай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).


Неверие святого Фомы, Караваджо. 1601-02.

После этого Фома уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Тогда Иисус с укоризной ему заметил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Сомнение Фомы послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа.

Мы видим, что вера апостола Фомы была весьма сильной и даже больше, чем у многих других апостолов. Просто само событие Воскресение Христова настолько невероятно, настолько радостно, настолько преображает весь мир, что даже страшно было в него поверить, поверить, что неужели это правда, неужели такое счастье возможно в этом мире?

Многие комментаторы обращают внимание на то, что апостол Фома олицетворяет рассудочную или интеллектуальную возможность уверования в Бога. Пример благочестивого скепсиса, приносящего свои уникальные плоды.

Фома во многом сомневался и был недоверчив, однако, в Евангелии нет ни одного места, где бы Фома высказывал свои сомнения Христу или бы сомневался в Его мнении, или спорил бы с Ним. И в данном случае, Фома не поверил не Христу, а апостолам! Тем более, что они не раз уже являли своё малодушие (Иуда предал Его целованием; Петр хвалился быть верным до смерти и в тут же ночь отрекся от Него; во время ареста Иисуса, в Гефсиманском саду, все ученики разбежались прочь). Более того, ходил слух, что ученики хотят выкрасть из пещерного гроба тело Христа и симулировать Его воскресение. Вполне закономерно, что Фома не поверил апостолам.

Также никто не доверяет и нам. Мы можем стоить из себя духовных, православных, полных любви, а нам не верят. Нам кажется, что мы, ученики Христа, вещаем глаголы Божии, а никто, слушая эти глаголы, и не собирается стать христианином. В лучшем случае, существует несколько человек, которых мы как-то уговорили прийти в храм. А так к нашим словам равнодушны даже наши ближние. Никто не верит только словам. Вера без дел мертва и абсолютно не убедительна.

Господь не мог не поддержать Фому, так стремившегося к Нему и чуть не упавшего. Он не только явился, но более того, разрешил осязать Его. Обратим внимание, что если до Пасхи Христос и ученики, как мы читаем, могли приветствовать Христа лобзанием, могли возлить на Его главу масло, или прикоснуться к Нему, то после Воскресения возникла некоторая дистанция. Как он сказал Марии Магдалине встретившей Его утром на Пасху: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»

А здесь, напротив, предлагает вложить перста в раны «гвоздиные». Это очень высокая степень доверия и знак близости, и следствие веры Фомы. Касание как аргумент того, что воскресший Христос не призрак, а реальность.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Проповедь в Индии

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповедания Слова Божия. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы научить истинной вере различные обитавшие там народы — парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.

Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трех южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих ее от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы - жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.

Фома пришёл в ужас, что ему надо идти в такие дикие страны; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним.

И Апостол Фома стал проповедовать в Палестине, Месопотамии, Пирфии, Эфиопии и Индии, основывая там христианские Церкви.


Проповедь апостола Фомы в Индии

О путешествии апостола Фомы в Индию рассказывается в неканонических источниках. Это апокриф «Евангелие святого Фомы» и индийские сборники Маргом Кали и Мапилла Паатту.

Апостол св. Фома приплыл в Кералу и основал там христианскую церковь, окрестив местных жителей. Обычно они упоминаются как сирийские христиане. По преданию, Св. Фома прожил в Керале 12 лет.

Много злоключений выпало на долю апостола. Об этом сохранились древние предания.

На пути в Индию апостолу Фоме встретился богатый купец Аван, который был послан от индийского царя Гундафора в Палестину, чтобы сыскать хорошего архитектора для постройки царского дворца наподобие дворцов римских кесарей. По внушению Господа, св. Фома выдал себя за архитектора и они вместе отправились в Индию. По прибытии, Аван представил апостола индийскому радже (царю Махадеван) как весьма искусного зодчего, и раджа повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года и раджа вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.

Тогда доложили радже, что на том месте, где должен стоять дворец, еще ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь или нет, а Фома ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдешь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Раджа в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал тяжко его мучить.

В это время умер брат раджи, которого он очень любил. В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. А душа этого брата-язычника также была вознесена на небо и ей, как и всякой другой душе, были показаны и райские обители, и ад. И когда она осматривала рай, то в одном месте увидела великолепнейшее строение, такое прекрасное, что ей захотелось пребывать в нем вечно. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. И Ангел ответил, что это — дворец его брата, для него построены эти великолепные палаты. И тогда душа стала просить Ангела о том, чтобы он разрешил ей вернуться на Землю для того, чтобы испросить у своего брата разрешение войти в уготованные ему палаты. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело.

И произошло чудо - умерший брат раджи воскрес. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». И понял раджа, что Фома не обманывал его, что для него Господь уже уготовал место в Царстве Небесном. Тогда раскаявшийся раджа не только выпустил Фому из заключения, попросив у него прощения, но и принял Крещение.

Успение Богородицы

В то время, когда Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны, наступило время честного преставления Божией Матери. В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Отсутствовал только апостол Фома.

По устроению Божию, только через три дня после погребения Девы Марии апостол Фома вернулся в Иерусалим и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Тогда, по общему соглашению святых апостолов, для святого Фомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. И отсюда все твердо уверились в том, что Матерь Божия, подобно Сыну Своему, воскресла в третий день и с телом была взята на небеса.

Господь по особому усмотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и верующие, таким образом, уверовали, что Матерь Божия с телом была взята на небо, подобно тому как ранее, чрез неверие того же апостола Фомы, уверовали в воскресение Христово.

Существует предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

Кончина апостола Фомы

После сего Фома снова вернулся в Индийские страны и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами.

Затем апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, и, проповедуя здесь Христа, обратил к вере двух женщин, одна из которых была женой тамошнего царя Муздия (правителя индийского города Мелипура). Обе женщины настолько уверовали, что отказались от плотского сожительства со своими нечестивыми мужьями. Это очень разгневало царя и его приближенных и святой апостол был заключен в темницу, где претерпел пытки.

Малипур (ныне часть г.Мадраса)- город на восточном (Коромандельском) берегу полуострова Индостана. Когда Португальцы в первый раз в 1500 г. прибыли к берегам Индии, то нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от Апостола Фомы, и этот город в конце прошедшего столетия называли городом св. Фомы.

Проповедь Евангелия святой апостол закончил мученической смертью: Фома был пронзен пятью копьями на горе во время молитвы перед крестом, вырезанным им лично из камня. Он умер, обнимая этот крест, и был похоронен на том месте, где ныне находится католическая базилика св. Фомы на берегу моря в Ченнае (Мадрасе).

По преданию, царь Муздий уверовал во Христа уже после смерти апостола Фомы и со всеми своими вельможами принял крещение.

Гору, где мученически казнили Фому, в последствии назвали его именем.

Место мученической кончины апостола Фомы указывают в Калурмине - на одной высокой скале, отстоящей верстах в 6-ти от Малипура, куда Фома часто ходил для молитвы.

О мученической кончине апостола Фомы в Индии сообщают, что он принял ее либо в 68 году, либо в 72 году.

Мощи святого апостола Фомы

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии , Венгрии, Италии и на Афоне .

Мощи святого апостола пребывали нетронутыми в Индии до IV века.

Индия, Ченнай (до 1996 года - Мадрас). Собор Святого Фомы



Реликварий в частицей мощей Апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия)

Но в 385 году часть мощей апостола Фомы была перенесена из Индии в Месопотамию в город Эдессу (ныне Орфа). В Эдессе над мощами святого апостола была построена, великолепная церковь, куда из отдаленных стран стекались богомольцы. Впоследствии часть мощей апостола Фомы была перенесена в Константинополь , где во имя его был создан храм при императоре Анастасие (490-518 гг.) царским сановником Аманцием.

В 1143 году в результате войны с мусульманами город Эдесса пал. Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы перенесли их на остров Хиос в Эгейском море .

В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Победу в битве одержали венецианцы, которые перенесли святые мощи апостола Фомы с острова Хиос в свой город Ортона (Италия) .


С тех пор и по сей день мощи святого апостола Фомы хранятся в соборе города Ортоны, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения святыне.


Кафедральный Ортонский собор во имя святого апостола Фомы (Basilica San Tommaso Apostolo) был воздвигнут на месте языческого капища, как это часто случалось в Европе, в знак торжества христианства над язычеством


Внутри собора


Мощи святого апостола Божия хранятся в двух раках - в крипте, в раке из позолоченной меди, на которой устроен престол, и в приделе - в серебрянной раке-бюсте.

В 1566 году гробница апостола в соборе была осквернена турками, захватившими город, но святые мощи не пострадали. Собор, в котором хранятся святые мощи апостола впоследствии еще не раз подвергался нападениям - в 1799 году со стороны французов и в 1943 году его пытались разрушить отступающие немцы.

Память святого апостола Фомы празднуется Православной Церковью 6/19 октября , в Неделю 2-ю по Пасхе и в день Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов (30 июня/13 июля ).

Апостолу Фоме молятся при беспокоящем душу неверии, как самому прошедшему это тяжкое состояние.

Тропарь святому апостолу Фоме, глас 2-й:
Ученик Христов быв, божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4-й:
Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

Молитва святому апостолу Фоме
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Преподобный Фома подвизался на рубеже IX-X столетий, в правление императора Льва VI Мудрого. Он родился в окрестностях горы Кимин в Вифинии . В те времена это был значительный монашеский центр. Вместе с отцом Фома часто посещал кельи монахов, во множестве населявших те места, и с юных лет возлюбил иноческое житие. Усвоив азы монашеского послушания и выучив наизусть Псалтирь и Послания, он с радостью и рвением ступил на путь ангельского жития. Суровыми подвигами аскезы Фома возрождал в первозданной красоте заключенный в человеке образ Божий.

В то время один богатый житель Константинополя основал во славу Божию и спасение своей души монастырь и обратился к местному епископу за советом, прося указать опытного и добродетельного монаха, которого можно поставить настоятелем. Таковым иноком, достойным высочайшей похвалы и подражания в соблюдении всех монашеских обетов и уставов, владыка назвал святого Фому.

На этом посту преподобный старался еще более очищать душу и возвышаться духом, а его стремление укрываться от людей приводило к увеличению числа посетителей, привлеченных святостью его жизни. По прошествии некоторого времени Фома, найдя себе замену, убедил братию отпустить его на пустынножительство. Но очень скоро монахи, чувствуя себя осиротевшими, отправились на его поиски. Найдя, они уговорили Фому вернуться в монастырь, обещав соорудить отдельно стоящую келью, где он мог бы пребывать в затворе, не оставляя все же братию без духовного руководства.

Тогда диавол, не в силах долее взирать на мужественного подвижника, презиравшего его силу, подверг святого Фому жестоким искушениям по плоти. На протяжении трех лет прародитель зла насылал на преподобного тучи мошкары, не дававшей ему покоя ни днем, ни ночью, так что тело его стало почти неузнаваемым от множества укусов. Вслед за этим святого принялись одолевать стаи мух и полчища муравьев. Однако все эти искушения не смогли заставить его покинуть келью, прервать непрестанную молитву или же нарушить заведенный распорядок в делах. Святой Фома противостоял бесовским наваждениям, как подобает истинному воину Христову, - презирая козни диавола, не имеющего силы над духом христианина, и отражая все бесовские нападения молитвой, постом и призыванием святого имени Иисусова. За девять лет лукавый не смог одолеть преподобного. Тогда в бессильной злобе он наполнил его келью отвратительными ядовитыми гадами, столь многочисленными, что святой Фома не мог даже двинуться с места, чтобы не натолкнуться на одного из них. Но и тогда святой оставался неколебим, твердо уповая на Божие заступление, между тем как эти твари не переставали кусать и жалить его на протяжении одиннадцати с лишним лет.

Однажды, когда преподобный служил Божественную литургию вместе с одним из учеников, бес внезапно появился у него за спиной в образе чудовища, видом напоминавшего безобразного быка. Молодой монах в ужасе застыл на месте, потрясенный страшным видением, в то время как святой Фома продолжал спокойно возносить молитвы, всеми помыслами обращенный к Господу. Затем, обернувшись, он увидел перед собой чудовище, нисколько не смутился и, властным голосом подозвав ученика, завершил литургию. Когда преподобный выходил из храма, зверь попытался укусить его, но, едва коснувшись облачения, отпрянул прочь, будто обожженный огнем, обратился в бегство и вскоре исчез, бросившись в пропасть. В тот же миг лик святого, обратившего в ничто все козни лукавого, просиял небесным светом, а ядовитые гады, которые много лет обитали в келье, были в одно мгновение уничтожены внезапно налетевшей стаей птиц.

С тех пор преподобный Фома был избавлен от всяческих искушений. Он достиг ничем не нарушаемого мира в сердце и удостоился принять от Бога дар чудотворения и провидения будущего. По этой причине еще более возрос поток людей, искавших у святого отшельника помощи и утешения. Император Лев VI решил убедиться в дарованной святому Фоме прозорливости и послал к нему гонца с письмом, содержавшим загадку. К своему смущению, он вскоре получил ответ от преподобного, которому даже не нужно было знакомиться с императорским посланием.

Тяготясь назойливым почитанием, святой Фома выбрал себе преемника и вновь покинул монастырь, найдя уединенное пристанище высоко в горах. Там он провел наедине с Богом несколько лет, и лишь тревога о спасении души кого-либо из братий заставляла его спускаться в монастырь. Достигнув почтенной старости, преподобный Фома Дефуркин, проболев недолгое время, мирно предал дух в руки Господа.


Гора Кимин расположена недалеко от горы Олимп. В числе других там подвизались прп. Афанасий Афонский и его духовный отец прп. Михаил Малеин.

Преподобный Фома родился в Вифинии 1 . Родители его были простого звания и жили в довольстве. Но Фома уже с юных лет отвращался от всяких житейских, суетных удовольствий и обнаруживал сильную склонность к иноческому житию. Увлекаемый примерною жизнью некоего инока, подвизавшегося в одном из окрестных монастырей, он привязался душевно к святой обители; с малолетства привык он соблюдать пост и, охотно занимаясь свойственным детскому возрасту книжным учением, изучил псалтирь, Апостольские писания и всю церковную службу. Таким образом, первоначальная жизнь Фомы протекала мирно, в благочестии, и добрые семена, посеянные в его душе, успели укорениться для дальнейшего возрастания. Когда же Богобоязненный отрок достиг совершенного возраста, то, облекшись в иноческую одежду, с непоколебимою твёрдостью вступил на подвиг духовной брани со врагом спасения. И настолько утвердился и усовершился он душою своею в добродетельном житии, что его духовная красота явно обнаруживалась пред всеми.

В то время один из Византийских вельмож, по имени Галоликт, основал при реке Сагарисе новый монастырь и просил епископа той области собрать в этот монастырь мужей достойнейших и разумных. Начальником этой новой обители был избран и поставлен преподобный Фома, как инок опытный, утвердившийся в духовной жизни и крепкий хранитель воздержания. Сообщено было об этом и собору епископов с объяснением, что Фома уже много лет подвизался в духовном делании, и что все его почитают сосудом, исполненным различных добродетелей, хотя сам он, по смирению своему, и старался скрывать то от других.

Между тем такое неожиданное поставление блаженного Фомы начальником обители, по навету диавола, попущением Промыслителя Бога, дало повод к некоторому раздору. Огорченный этим, Фома, обвиняя себя, говорил себе с укоризною:

– Что я мечтаю о себе!

И уразумев, что настало время исполнения заветных его желаний, простившись с братией и исповедав пред ними скорбь сердца своего и преподав им духовное утешение, он удалился из монастыря для безмолвия в одну пустыню. Оставшись без начальника, как овцы без пастыря, иноки пожелали возвращения преподобного; они отправились на поиски и долго искали его, пока не дошли до той самой пустыни, где поселился преподобный, в безмолвии перенося и зимнюю стужу и солнечный зной, вменяя первую в тепло, а второй – в прохладу. И умоляли они преподобного возвратиться в монастырь, а чтобы утишить скорбь его, говорили:

– Зачем ты изнуряешь себя столь суровым житием? Подумай: ведь мы созданы из персти земной и уже по сему самому носим в себе немощь, так что нам не по силам совершенно отрешиться от свойственной нам немощи.

Но Фома остался непреклонен и только, уступая желанию монахов, позволил им устроить для себя небольшую келлию. Когда она была устроена, преподобный вошел в нее и, преклонив колена на землю, произнес:

– Да будет сие благоугодно Тебе, Господи; пришедших же к моему недостоинству мужей сподоби возвратиться.

Иноки удалились, оставив своего вождя духовного в пустынном уединении. Но после того, как бы по нарочитому извещению, к святому подвижнику начали со всех сторон приходить благочестивые люди – миряне, желавшие принять иноческое пострижение, и просили преподобного, чтобы он позволил им жить у него в послушании. Всех таковых, как приходящих на служение Господу, он облекал в монашескую одежду, и двоих, как первых учеников Христовых, нарек именами Апостолов, – одному дав имя Иоанна, а другому Петра, и с ними возносил усиленнейшие молитвы Богу.

Но для виновника зла – диавола нестерпимо было видеть свои козни и злоумышления побежденными. И вот они навели на преподобного, прежде всего, комаров в таком множестве, что блаженный не мог даже говорить: комары нападали на него, и когда он лежал, и когда вставал на молитву, – набиваясь ему в рот, они проникали даже до гортани. И скудная пища и всё, что было в келлии святого, всегда наполнялось множеством комаров. Три года продолжалась такая напасть, но преподобный не только без ропота и воздыханий претерпевал сие, но еще благодарил Бога, испрашивая себе отпущение грехов. Потом, когда, по воле Божией, нападение комаров прекратилось, появились большие мухи, которые кусали преподобного и как бы острыми стрелами пронзали его изнуренное воздержанием тело. Миновала и эта напасть, продолжавшаяся так же три года. Но после того на преподобного напали муравьи, которые заползали к нему и в глаза, и в ноздри, но он, как крепкий дуб, оставался непоколебим в подъятом им подвиге терпения. Видя такую твёрдость блаженного старца, переносившего эти девятилетние напасти, как бы мимолетные, однодневные, искуситель напал на него еще с большею, неистовейшею злобою. Зная, что человеку, от создания почтенному образом Божиим, присуще по природе отвращение к змее, как орудию первого греха (Быт. 3:1–6, 14–15), коварник, чтобы разрушить душевный мир преподобного и вселить в его сердце чувство озлобления, равно как и у его сподвижников, наслал на него множество змей. Это многим может показаться невероятным, но то не было каким-либо только привидением. Змеи являлись не в воображении преподобного Фомы, но на самом деле подползали, окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно.

И не один год, или два года, но целых одиннадцать лет святой окружаем был ими, и ни разу не произнес он ропота. От змей не свободно было и ложе его; они гнездились и там во время его отдыха. Но, охраняемый промышлением Божиим, преподобный оставался невредим от них.

Однажды блаженный отец совершал Божественную бескровную службу; служение приближалось к концу, и вот откуда-то выполз громадный змей и, как кольцом, опоясал собою всю церковь, в которой совершалось священнодействие. Прислуживавший преподобному инок вышел пред тем из церкви, чтобы принести потребную при священнодействии теплоту, а змей, сначала как бы опоясавший собою церковь, в это время свернулся у порога церковного, представляя собою огромный клубок. И вот произошло дивное чудо: совершавший Богослужение преподобный, удивляясь, почему не подается по обычаю своевременно теплота, оглянулся и увидел чудовище, лежащее у порога, а прислуживавшего инока стоящим в трепетном ужасе, и, исполнившись Духа Святого, сказал брату:

– Входи и не бойся.

Сам же продолжал святое дело. Ободренный отеческим повелением инок, как бы на крыльях, перескочил через змея и вошел в церковь. По окончании Божественной службы, блаженный старец в священном облачении подошел к порогу, где лежало чудовище, и сказал:

– Если это появление твое здесь, змей, означает кончину твою помощью Бога моего, то следуй за мною.

Змей схватился зубами своими за край одежды святого и последовал за ним; Фома же отошел от церкви на расстояние полёта стрелы из лука и, зайдя в дебрь, где была глубокая яма, остановился и начал молиться; ко многим молитвам он присоединил и такую:

– Боже, давший власть верующим в Тебя наступать на змей и скорпионов, благоволи, Господи, и мне меньшему наступить на гортань змея, по слову Твоему! (Лк. 10:19)

Как только преподобный произнес сию молитву, змей тот час поднялся с места и низвергся в пропасть; с ним осыпались и края этой пропасти, так что на том месте образовалась заравненная котловина. Возблагодарив Бога, старец возвратился в свою келлию. А затем последовало и новое дивное чудо: змеи, гнездившиеся под келлиею преподобного и столько лет устрашавшие его, при виде его святого лица, как бы спасаясь от огненного опаления, внезапно все ушли в то место, где погиб и змей-чудовище. Там, волею Божиею, их погибло многое множество и птицы нападали на них и поедали.

С того времени святой Фома, освободившись от искушения и напастей, получил от Бога дар исцелений и прорицаний, но вместе с тем еще с большим старанием заботился он о своем духовном совершенствовании, устремляя свое внимание особенно на соблюдение подвига безмолвия. А так как к нему беспрестанно приходили искавшие наставлений и вынуждали его нарушать безмолвие, то он начал обыкновенно удаляться в нагорное место своей пустыни; предъизбранные же им, приближенные ученики, по его завету, руководствовали и братию и приходящих: Иоанн распоряжался при совершении молитв и служб церковных, а Петр назидал по благодатному дару прозорливства. И хотя всё это так устроилось, но духовная сила отеческого наставничества не была ослаблена тем, потому что во всем проявлялось одно произволение, – всех окормляла воля старца-отца, любовью которого все окрылялись и направлялись на путь спасения.

Когда, таким образом, в уединенной обители всё шло установившимся порядком, однажды благочестивый греческий царь Лев, сын Василия 2 , имея в сердце своем некое недоумение, изложил о том в письме и, запечатав его своею царскою печатью, отправил оное с нарочитым послом к преподобному старцу, желая получить от него разрешение своего недоумения. Царский посол отправился, и едва приблизился он к порогу келлии блаженного отца, последний, выходя ему навстречу, подал свое запечатанное письмо и сказал:

– Приими сие, брат, и возвратись к пославшему тебя.

Такое обстоятельство привело посланного в ужас, и он, недоумевая, возразил:

– Какой же ответ я дам пославшему меня касательно его письменного запроса, когда ты даже и в руки не взял царского писания?

На это преподобный отвечал ему:

– Довольно, чадо: так хочет Бог.

Приняв от святого Фомы послание, посланный возвратился и рассказал царю о случившемся и весьма удивил его. Когда же царь прочитал ответ старца и нашел в нем разрешение своего недоумения, то выразил настойчивое желание лично видеть преподобного. Но Фома чуждался мира и по своему смиренномудрию уклонился от представления царю. Об этом, впрочем, уже только впоследствии и притом кратко сообщено было одним из учеников его. Всякий, кто имел какую-либо душевную потребность, безбоязненно, не смущаясь дальностью расстояния и времени, обращался к преподобному и получал ожидаемое духовное утешение, а равно и телесное здоровье. И так много лет и многих руководствуя в духовной жизни, достигнув глубокой старости, преподобный отец, после непродолжительной болезни, предал дух свой Богу 3 .

Примечания

"Дефуркин" - это прозвище, данное преподобному Фоме.

1 Вифиния – северо-западная область Малой Азии, лежавшая по берегам Чёрного моря, Босфора и Константинопольского пролива.

2 Лев VI Мудрый, сын Василия Македонянина. Византийский император, царствовал в 886–911 гг.

3 Прп. Фома Дефуркин преставился в X веке.


Жития святых мужей
09.03.2010

Преподобный Фома родился в Вифинии . Родители его были простого звания и жили в довольстве. Но Фома уже с юных лет избегал всяких житейских и суетных удовольствий я обнаруживал склонность к иноческому образу жизни.

Он с детства привык соблюдать пост, охотно занимался книжным учением, изучил Псалтирь, апостольские писания и всю церковную службу.

Таким образом, первоначальная жизнь Фомы протекала мирно, в благочестии, и добрые семена, посеянные в его душе, успели укорениться для дальнейшего возрастания. Когда же он достиг зрелого возраста, то принял иноческий постриг и вступил на тяжелый путь духовной борьбы.

В то время один из византийских вельмож по имени Галоликт основал при реке Сагарисе новый монастырь и просил епископа той области собрать в нем достойнейших и разумных иноков.

Начальником той обители был избран и поставлен преподобный Фома, как уже бывший опытным и искушенным в духовной жизни.

Об этом было сообщено Собору епископов, с убедительным объяснением его духовных качеств, которые скрыть было невозможно. Между тем, избрание Фомы дало повод к некоторому раздору.

Не желая быть «яблоком раздора», Фома испросил у братии прощения за то, что невольно стал причиной смуты, попрощался с ними, преподал им духовное утешение и удалился из монастыря для безмолвия в пустыню.

Оставшись без духовного руководителя, иноки пожелали возвращения преподобного. После долгих поисков они нашли его живущим в чрезвычайно суровых условиях.

— Зачем ты изнуряешь себя столь суровым житием? — говорили они. —Подумай: ведь мы созданы из персти земной и уже по сему самому носим в себе немощь, так что нам не по силам совершенно отрешиться от свойственной нам немощи.

Фома долго оставался непреклонен, и только после долгах уговоров позволил им устроить для себя небольшую келию. Когда она была устроена, преподобный вошел в нее и, преклонив колени, произнес:

— Да будет сие богоугодно Тебе, Господи. Пришедших же к моему недостоинству мужей сподоби возвратиться.

Иноки удалились, оставив своего наставника в пустынном уединении. Но вслед за этим к подвижнику начали со всех сторон приходить благочестивые люди, миряне, желавшие вести иноческую жизнь и просили его, чтобы он позволил им жить у него в послушании.

Но, разумеется, не обошлось и без искушений. На него напали тучи комаров, в таком множестве, что он не мог раскрыть рот: они тут же набивались ему в рот и проникали даже до гортани. Скудная пища его и все его вещи были покрыты слоем комаров. Такая напасть продолжалась три года, но преподобный не только терпеливо переносил все это без малейшего ропота, но и благодарил Бога за такое испытание.

Комаров сменили большие мухи, которые кусали изможденное длительным воздержанием тело его как будто острыми стрелами. И эта напасть продолжалась в течение трех лет. Затем появились муравьи, которые заползали ему в уши, ноздри, под веки.

И это искушение святой пережил со смирением и терпением. Но и это было не все. Человек от создания своего с особым отвращением относится к змеям, как к проводнику первого греха.

Зная это, диавол наслал на преподобного множество змей. Они подползали к нему, окружали его постоянно. От змей не было свободно даже его ложе. Но, охраняемый силой Божией, он оставался невредим. Такое испытание длилось полных одиннадцать лет. И опять ни слова ропота.

Однажды блаженный совершал Божественную службу. Чин приближался к концу, и в это время откуда-то выполз громадный змей и кольцом опоясал собой всю церковь, в которой совершалось священнодействие. Прислуживавший преподобному инок вышел незадолго перед тем из храма, чтобы принести необходимую теплоту. Змей, между тем, свернулся огромным клубком у входа в храм.

Преподобный, удивляясь, что не подается своевременно теплота, оглянулся и увидел чудовище, а прислуживавший ему инок в ужасе стоял снаружи, не смея войти внутрь. Преподобный, исполнившись дерзновения, сказал иноку:

— Входи и не бойся.

Сам же продолжал священнодействовать. Ободренный благословением святого, инок как бы на крыльях перелетел через змея и вошел в церковь. По окончании богослужения блаженный старец в полном облачении подошел к порогу, где лежало чудовище, и обратился к нему с такими словами:

— Если это появление твое здесь, змей, означает кончину твою помощью Бога моего, то следуй за мной.

Змей захватил своими зубами край одежды святого и последовал за ним. Фома же отошел от церкви на расстояние полета стрелы и, зайдя в глухое место, где была большая яма, начал молиться. Ко многим молитвам он присоединил и такую:

— Боже, давший власть верующим в Тебя наступать на змей и скорпионов, благоволи. Господи, и мне, меньшему, наступить на гортань змея, по слову Твоему!

Как только преподобный произнес эту молитву, змей тотчас поднялся с места и низвергся в пропасть. После этого последовало новое чудо: змеи, окружавшие и находившиеся в его келии и столько лет устрашавшие его, при виде возвратившегося святого старца, как бы спасаясь от огня, внезапно все оставили его и ушли в то место, где были остатки змея-чудовища. Там они и погибли.

С этого времени святой Фома, освобожденный от искушений и напастей, получил от Бога великий дар исцелений и прозрения, но, как это в обычае у святых людей, еще больше заботился о своем духовном совершенствовании, особенно соблюдая взятый на себя обет безмолвия.

А так как к нему постоянно приходили нуждающиеся в наставлении и вынуждали его нарушать безмолвие, то он стал по возможности удаляться в нагорное место пустыни. Для наставления приходивших он оставлял двоих особенно приближенных учеников: Иоанна и Петра. В обители все шло по установленному порядку под общим руководством старца-отца.

Зная праведную жизнь святого Фомы, однажды благочестивый греческий царь Лев, сын Василия , будучи смущаем каким-то вопросом, изложил его в письме и, запечатав его своей царской печатью, отправил его с нарочным послом к преподобному Фоме, желая получить от него ответ.

Едва царский посол приблизился к порогу келии блаженного старца, тот, выйдя ему навстречу, протянул свое запечатанное письмо и сказал:

— Прими это, брат, и возвратись к пославшему тебя. Это обстоятельство привело посланца в ужас и он в недоумении возразил:

— Какой же ответ я дам пославшему меня касательно его письменного запроса, когда ты даже и в руки не взял царского послания?

На это преподобный ответил:

— Довольно, чадо. Так хочет Бог.

Посланник возвратился и рассказал царю о случившемся. Когда же царь прочитал письмо старца и нашел в нем разрешение своего недоумения, то выразил желание лично увидеть автора. Но Фома, по своему смирению и отчуждению от мира уклонился от представления царю. Об этом, впрочем, стало известно уже после смерти преподобного от его учеников.

В глубокой старости, после непродолжительной болезни, преподобный Фома скончался в первой половине Х века.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.