Правописание падежных форм имен существительных в русском языке. «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс)
Тема : Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
Цели урока: 1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;
Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование : презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Минутка чистописания.
– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.
Что такое антонимы?
К словам подберите антонимы.
плохой- Слайд 1
трусливый-
– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)
Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между
– Прочитайте слова.
– Назовите междометия.
– Прочитайте. Что они обозначают?
Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2
–Что можете сказать об остальных словах?
– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.
3. Словарная работа.
Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.
Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.
Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.
Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)
Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)
Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)
Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
Падеж- работяга.
4. Постановка проблемного вопроса.
Какие вопросы у вас возникли?
Какой падеж взял себе такой псевдоним?
Почему его так назвали?
5. Поиск решения проблемы.
Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
*Запись на доске оформляет ученик.
Падеж – работяга, труд, работа,творить.
По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)
Что такое синонимы?
Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)
А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3
"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".
Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу
С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
6. Самоопределение к деятельности..
Прочитайте словосочетания.
Закрыло туч… Слайд 4
Тянуло ветр…
Спрятался под ель…
В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)
– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5
Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)
7. Изучение нового материала.
1)Повторение знаний. Слайд 6.
Что мы уже знаем о творительном падеже?
Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?) -
Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)
Каким членом предложения является? (второстепенным)
Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
* составление кластера.
2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.
Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.
Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой» . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».
Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)
На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
3) - Так какие окончания вставим в словосочетания.(клон сл переделать)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?
Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7
Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)
Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)
Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9
4)Физминутка.
Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.
Конь, солнце печь сын
земля, отец платье книга
сын дача парта тетрадь
дочь мышь ручка день
Алла окно тишь печенье
5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.
Игра “Где искать?” Слайд 10
Работа в группах.
(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)
Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.
– Под чем искать желуди? (Под дубом
.)
– Под чем искать еловые шишки? (Под елью
.)
– Под чем искать дом? (Под крышей.
)
– Под чем искать волосы? (Под шапкой
.)
Под чем искать клад?
Под чем искать подберёзовики?
– Выделить окончание, определить склонение, падеж.
(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.
)
Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11
Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)
Взаимопроверка.
8. Рефлексия. Слайд 12
Какую задачу мы ставили перед собой?
Что же мы узнали на уроке?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
9.Итог.
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)
Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?
- Сколько падежей в русском языке?
- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.
Инсценирование стихотворения
Спросили Лежебокина:
1 ученик:
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить,
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:
2 ученик:
В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые,
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный,
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более,
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь,
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный,
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
1 ученик:
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые,
Придумать имена?
2 ученик:
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?
Оценки.
10. Домашнее задание. Слайд 13.
Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.
В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .
2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .
Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .
Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .
Окончания:
1-е склонение : -и , -ы .
2-е склонение : -а , -я .
3-е склонение : -и .
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
Окончания:
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -у , -ю .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .
Окончания:
1-е склонение : -у , -ю .
2-е склонение : -а , -я .
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение : -ой (-ей ).
2-е склонение : -ом (-ем ).
3-е склонение : -ю .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение : -е .
2-е склонение : -е .
3-е склонение : -и .
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .
В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.
– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п. Для этого нам надо: а) разделиться на группы; б) обозначить работу каждой группы; в) поработать с таблицей.
Объект исследования | Результат |
|
Основное значение Т.п. | ||
Работа в группах
1 группа проведет 1 исследование,
2 группа – 2 исследование,
3 группа – 3 исследование,
4 группа – 4 исследование,
5 группа – 5 исследование
Задание для 1-й группы:
– По тексту стихотворения определите, что могут обозначать слова, стоящие в Т.п.:
Я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
– Творите! – Чем?
– Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
– С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
Задание для 2-й группы:
– Определите падежные и смысловые вопросы существительных в Т.п.:
Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры (…?) пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили (…?) напильником. Оля с (…?) Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над (…?) кормушкой закружились синицы.
Задание для 3-й группы:
– Определите склонение выделенных существительных, выделите окончания и заполните таблицу:
Окончания существительных в Т.п.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью
он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном
волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью
пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
. Ф. Тютчев
Задание для 4-й группы:
– Найдите предлоги у существительных в творительном падеже в
Задание для 5-й группы:
– Разберите по членам предложений предложения и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:
Засыпаны снегом осины и берёзки. Кусты, деревья опушились блестящим инеем . Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.
Заполнение таблицы.
– Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу:
Объект исследования | Результат |
|
Основное значение Т.п. | Указывает: – на место, – на лицо, с которым совершается или творится действие, – на предмет, с которым совершается |
|
Падежные и смысловые вопросы Т.п. | ||
Окончания имен существительных в Т.п. | 1скл. 2скл. 3 скл. Ой - ом - ю |
|
Предлоги имен существительных в Т.п. | с, за, под, между, перед |
|
Роль в предложении имен существительных в Т.п | второстепенный член предложения |
Давайте сравним таблицу, составленную нами с таблицей, данной в учебнике на стр.117
Прочитайте вслух тексты, данные вам для работы.
О чём они нам рассказали?
Я приготовила для вас несколько фотографий. Вам знакомы эти места?
Это работы инсарского фотографа Урсова Алексея. Полюбуйтесь ими, получите наслаждение от красоты природы. Пусть они поднимут вам настроение.
Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -а, -я
жена , земля | ,
-о, -е
конь, село , поле |
ночь, лошадь |
Р. п. | -ы, -и
жены , земли | -а, -я
коня , села , поля | -и
ночи , лошади |
Д. п. | -е
жене , земле | -у, -ю
коню , селу , полю | -и
ночи , лошади |
В. п. | -у, -ю
жену , землю | ,-а, -я, -о, -е
коня , село , поле |
ночь, лошадь |
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею)
женой , землей | -ом, -ем
конём , селом , полем | -ью
ночью , лошадью |
П. п. | -е
жене , земле | -е, -и
коне , селе , поле | -и
ночи , лошади |
В падежных окончаниях единственного числа пишется:
- буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
- буква и
:
- в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
- в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
- в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .
Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание -и ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание -е ).
Падежные окончания в фамилиях и названиях
В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .
В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены , земли | а, -я, -ы, -и
кони , сёла , поля | -и
ночи , лошади |
Р. п. |
жён, земель | -ов, -ей,
коней , сёл, полей | -ей
ночей , лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам , землям | -ам, -ям
коням , сёлам , полям | -ам, -ям
ночам , лошадям |
В. п. | -ы, -и,
жён, земли | -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней , сёла , поля | -и, -ей
ночи , лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами , землями | -ами, -ями
конями , сёлами , полями | -ами, -ями
ночами , лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах , землях | -ах, -ях
конях , сёлах , полях | -ах, -ях
ночах , лошадях |
- В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
- В родительном падеже множественного числа существительных на -ья
и -ье
в безударном положении пишется -ий
, под ударением — -ей
, например: лгу́ний
(лгунья), разду́мий
(раздумье),
но стате́й
(статья), скаме́й
(скамья)
. Исключения: ру́жей
(ружьё), платьев
(платье), устьев
(устье), верховьев
(верховье), низовьев
(низовье).
У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) . - Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .