Православная энциклопедия «Азбука веры. Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе
архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О т сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Н ыне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1Кор.15:54) ! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф.1:4-5;7) .

П обеда Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Н еслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

С егодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.12:16-21) , когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп.1:21) , а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

К ак часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

В ходя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

С ердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2018 год

01 мая 2016, 16:36

Пасха- это праздник, отмечаемый всеми людьми писаний с Ветхозаветных времен. У иудеев этот праздник называется Пейсах, у христиан- Пасха, у мусульман- Ашура. В разных книгах Писаний, отмечается в разное время. Суть одна- это праздник демонстрации всемогущества Всевышнего, который Сотворяет из мертвого Живое. Мертвое-Оживляет, Живое- Умершвляет, Умершвленное- Воскрещает в Судный день. В основе празднования Пасхи заложена центральная идея- могущества Творца и его милость ко всем Уверовавщим в Могущество, Милость, Милосердие и Любовь Творца к своим творениям.
Это праздник напоминания Величия Господа миров, которы спас Евреев из египетского плена и наделил их благами. Это напоминание христианам, утверждающим, что Иса а.с.- Исус Христос (Христос- это помазанник Бога) был умерщвлен- распят, а не Вознесён, как утверждается и подтверждается самим Всевыщним. Это напоминание и мусульманам, что у них бвли предшественники и пророк- Мухаммад с.а.с. был завершением цепи пророчеств и завершающий ПЕЧАТЬЮ (ХАТИМА) всех предшествоваших Посланий, Законов- Шариа и Пророков- мир им.
Ислам со ссылкой на исторические факты предшествоваших Писаний и жизнеописаний всех пророков, предшественников мусульман, отвергает учение об умерщвлении Исуса, в результате распятия Христа. Коран утверждает, что Христос- не был распят, а ВОЗНЕСЕН к БОГУ.
Первым Подтверждением этого довода является тот исторический факт, подтвержденный Всеми Апостолами, что Исус явился к ним в своем человеческом обличье, если и пил вместе с апостолами. Бог- не ест и не пьёт и тем более после еды и питья- не справляет нужду. Бог не рождается в утробе женщины матери, не развивается там 9 месяцев, не рождается кем то, не бывает у Бога выделяемых природаз нечистот, нет у бога пупка, и крайней плоти, которые полежат обрезанию, по закону Моисея.
Вторым доводом является тот непреложный факт, что Исус Христос явиться в мир, к концу веков, сразиться и победить Антизриста (даджаля), установит Халифат и будет правит по самому Справедливому- Шариа- Закону, согласно Корану.
Третьим доводом является тот факт, что Исус умрет естественной смертью и будет похоронен, как любой человек и вновь Будет Воскрещён в Судный день и будет свидельствовать за свою общину и община за Него или против него.
Таким образом Бог, на примере своего пророка - помазанника Божьего, показывает человечеству своё Могущество и что только Он -над всякой вещью Мощен.
Каждая община обязана благословлять своих пророков, ибо они ИЗБРАННИКИ ВСЕВЫШНЕГО. Каждый из пророков Всевышнего обладал определенными качествами, которыми их мог наделить только Господь миров.
Но среди пророков есть- двое, Качествами которых не могли обладать и не обладали никто из пророков.
Первый- Адам а.с. Сотворенный из праха и Словом Божьим-Духом Святым.
Второй - это Иса а.с. Сотворенный из человеческой плоти, во чреве своей матери- Марьям р. а. Словом Божьим- Духом Святым.
Марьям р.а. - единственная женщина, в отношении которой использовано понятие -"Къанитинаhа"- "особо благочестивая женщина", которая сохранила свою девственность ради Всевышнего и во благо Света и Любви для всего человечества и миров.
Следование Пророкам- не означает их обожествление. Бог всегда только Один и Он -- Един для иудея, христианина и мусульманина и нет иного Бога, кроме Елиного Бога, ибо только Единый Бог- Влыдыка Судного дня. Все остальное в мире смертно, в том числе и пророки и Праздники, отмечаемые людьми.
Вечен лишь Лик- Вевышнего- Оживляющего, Умершляющего, Воскрещающего и Вечного (аль- абкъа).
У каждого Пророка есть своя ступень стояния перед Всевышним в День Суда.
Поэтому, все уверовавшие в Бога и Судный день, выполняющие Сунны своих Пророков и установленные Богом Законы- Шариа, для этих общин, не должны при жизни на этой бренной земле, свидетельствовать тому, что может противопоставит их пророка Единому Богу, так как ни один пророк - мир им, не говорил и не утверждал, что он- Бог и что Писания не от Бога и что они выше или могущественне Бога, избравшего их для выполнения их пророческой миссии на земле. Все ангелы, пророки, все творения видимых и невидимых миров, люди и джины Благословляют лишь одного - Елиного Всевышнего, у которого нет и не может быть никаких сотоворищей, ни дочерей, ни сыновей. Все мы- творения Бога, в том числе пророки- мир им. В отличии от простых людей, пророки любимые избранники Всевышнего, через которых Всевышний проявил свой Свет, Милости, Любовь, прощение для своих Творений, последовавших призыву:- нет Бога, кроме Бога и пророки избранные богом для сужения Ему и человечеству -рабы Его.
Всевышний возложил на общины мусульман обязательства и запреты в отношении иудеев и назареев- христиан. Среди этих обязательств- обязанность признавать все Предшествовавщие писания: Таврат, Псалтырь, Евангелие и пророков - предшественников ислама. При упоминании имен этих пророков предписано их восхвалять словами Всевышнего- мир им и благословение от Господа миров.
Среди запретов:- запрет на уничтожение скитов, синагог, церквей и храмов и убийство их священнослужителей. Так как среди них могут быть и есть люди поклонящиеся Всевышнему и следующие по пути их пророков. Этот коранический принцип пророком мусульман Мухаммадом с.а.с. Никогда и нигде не нарушался и это запрет Аллаха распространяется на всю общину не только мусульман, но и общины иудеев и христиан в отношении святынь мусульман.
Вот что что сообщает Коран мусульманам о словах Иссуса своей общине:- "Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни».
Коран, Сура 19, Аят 33. Обратите внимание, слова, "когда я скончаюсь, когда буду Воскрещён" употреблено в будущей форме...
Иса (Иисус) сказал: «Воистину, Аллах - мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь».
Коран, Сура 19, Аят 36
"Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марьям)! Слово Истины, относительно которого они препираются".
Коран, Сура 19, Аят 34.
Зачем мы это говорим в праздничный день? Чтобы мы перестали препираться и Признали Истину от Бога такой, как она есть и Разъяснена нам и не пытались ее подменить своими умозрениями и не приписывали Богу того, в чем Он не нуждается.
Этого нельзя делать ни в понедельник, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресение, ни по праздниками, ни по будням.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ

ГЛАВЫ ДОНСКОЙ МИТРОПОЛИИ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

Всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В радости о Господе, победившем смерть и даровавшем нам надежду вечной жизни, обращаю ко всем вам слова великого пасхального благовестия:

« ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ»!

В каждом очевидном событии Священной Истории действует непостижимая божественная сила, способная изменить реальность человеческой жизни.

В событии Воскресения Христова эти обстоятельства и следствия столь велики, что святитель Василий Великий назвал его« основанием совершенно нового мира, где разрушена смерть и поражен дьявол». Поэтому в жизни каждого христианина Пасха Христова – это не просто великий праздник, это основа веры, цель жизни, смысл всех усилий. Апостол Павел полагал, что без принятия в свою жизнь благодатных даров Воскресения Христова бессмысленно все, чем живет человек:« Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – пишет он христианам(1 Кор. 15:14).

Что же празднует полнота Церкви в день Христова Воскресения? На этот вопрос отвечают слова Пасхального канона:« Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало».

Сотворив этот прекрасный добрый мир, Господь поставил человека, обладающего божественным подобием, царствовать над ним. Первые люди пребывали в святой гармонии друг с другом и со всем Божьим творением. Что еще более дивно, они обладали даром вечной жизни, которая неразрывным образом была связана с возможностью прямого богообщения. Нам трудно себе представить, как это происходило, но из Священного Писания мы знаем, что в пространстве первозданной райской жизни Адам и Ева, пребывая непрестанно пред лицом Божиим, находили в этом Таинстве высочайшее счастье своего бытия.

Преступив единственную заповедь, данную Богом в Раю, человек становится виновником великой мировой трагедии. Он теряет возможность первозданного богообщения, распадается гармония отношений между самими людьми и даже природа воспротивилась поступку своего« вчерашнего царя». Порвав отношение с Богом, выбрав путь так называемого независимого развития, человек вкушает горький плод богооставленности – смерть и одиночество.

Ученые, изучающие религии и культуры древних людей, свидетельствуют о тех огромных усилиях, которые предпринимались для того, чтобы преодолеть последствия грехопадения. Но преодолеть закон смерти человек был не властен. Он остро чувствовал, что для победы над таким врагом ему нужна сила, превосходящая человеческую немощь. Поэтому милосердный Бог и после грехопадения не оставил Своих чад. Через религиозные заповеди и нравственные законы, устами пророков и патриархов Он продолжал бороться за судьбу Своего возлюбленного творения. Однако предлагая человеку помощь, решающую роль Бог по-прежнему отдавал осознанному выбору и свободе человека:« Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», – говорит Господь в Библии(Втор. 30:19).

Стремление к обновлению духовной жизни, желание вернуть возможность утерянного богообщения породило у ветхозаветного человечества чувство глубокого покаяния. С нескрываемой надеждой автор ветхозаветной« Хроники» обращает к Богу слова благодарности за такую возможность:« Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение»(2 Пар. 36:22-23).

Но ни жертвоприношения, ни воскурение ладана, ни обряды омовения не могли вернуть людям полноценную радость духовной жизни. По словам блаженного Августина,« в новую жизнь ввести мог только Тот, Кто был ее началом, Кто обладал ее полнотой». Один только Бог был способен умертвить адово жало и упразднить смерть. В этом и заключается таи нственный смысл того события, что произошло в Иерусалиме почти две тысячи лет тому назад. Сын Божий и Сын Девы, соединив в Себе две природы – божественную и человеческую – принял страшные муки и вкусил смерть. Но смерть, поглотив Человека, не смогла удержать Бога. Надеясь на легкую победу, ад был порушен изнутри. Воскресением Своим Христос низверг смерть, упразднил ад и утвердил торжество жизни, как об этом ярко свидетельствует святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове.

Отныне для каждого христианина Воскресение Христово является не просто событием истории. Таинственная, божественная сторона пасхального торжества, главным образом, заключается в том, что смерть была умерщвлена, ад разрушен, а жизни положено новое начало, о чем и поет пасхальный канон праздника. Церковь открывает нам, что теперь каждый имеет возможность стать причастником этих таинственных событий. Святитель Филарет Московский говорит, что« Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит началом и нашего воскресения». Каждый человек призван совоскреснуть Христу, полнейшим и реальным образом приобщиться к Его Воскресению.

Что же для этого необходимо? Как возможно стать полноправными наследниками благодати Воскресшего Спасителя? По мысли апостола Павла, для того, чтобы совоскреснуть в Боге, человек должен соумереть для греха(Кол. 2:12-13). Без этой персональной внутренней работы, без опыта личного соумерания греховным навыкам и страстям невозможно быть подлинным учеником Христовым и участником Его победы над смертью. Об этом нелицеприятно свидетельствует и преподобный Симеон Новый Богослов:« Воплотившийся Бог принял смерть именно ради того, чтобы благодатью Его могли больше не грешить те, которые верой приемлют Христа как Господа. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Его, хотя и мнят, что приняли».

Один из путей личного приобщения к благодати Воскресшего Спасителя пролегает через подвиг самоотверженного служения людям и Отечеству. В этом году мы отмечаем 70-летие великой Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Сама способность человека пожертвовать своей жизнью ради жизни ближнего, с точки зрения Священного Писания, является высочайшим проявлением того божественного начала, что вложено в каждого человека и приобщает его к Жертве Христовой.« Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», – говорит Господь в Евангелии(Ин. 13:15). Но, прославляя героев Победы, мы не должны забывать и духовные уроки той войны, не усвоив которые любой народ обречен на новые тяжелейшие испытания. Ведь мирное развитие нации, гармоничная жизнь отдельно взятого человека во многом зависят от того, на каких духовных основаниях строится жизнь общества. Если в общественном развитии нет места духовно-нравственному просвещению, творчеству, новациям, в основе которых находятся традиционные нравственные ценности, Сам Бог будет тщетен в Своих усилиях и, как это ни страшно звучит, напрасен подвиг героев. Вся история наполнена свидетельствами о том, что, потеряв Бога, и государство, и общество, и даже целые цивилизации способны потерять себя, утратить чувство реальности жизни. А значит, уже в пределах своего земного бытия они начинают жить смертью, предуготовляя себя к умиранию и в веках, и в вечности.

Поэтому сегодня, вспоминая о великой Победе нашего народа в войне и торжествуя великую Победу Бога над смертью, победу полноты Жизни над бессмысленной греховной пустотой, будем помнить, что Воскресение Христово – это не просто метафора, не повод для очередного торжества или артефакт культуры. Это вечно живая сила, способная укрепить дух нашего народа, обновить каждого из нас, дать возможность личной победы над грехом и смертью, возможность стать не рабами греховных прихотей, а сынами Божьими(Ин. 8:34, Гал. 3:26).

Поэтому, отвергнув всякий страх и сомнение, укрепив себя твердой верой в безграничную милость Творца, памятуя все то, чему учит нас история, сделаем все, чтобы« иного жития вечнаго начало» явилось началом и нашего личного духовного обновления в Боге, Спасителе нашем.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!

+ М Е Р К У Р И Й

митрополит Ростовский и Новочеркасский

Пасха Христова, 2015 год

город Ростов-на-Дону

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу

Господом нашим Иисусом Христом!

(1 Кор. 15:57)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

20 апреля 2014 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с Пасхальным обращением к телезрителям.

Светлое Христово Воскресение — Пасху — называют Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Почему? Да потому что побеждены два главных врага человека: грех и смерть. В Воскресшем Христе все человечество теперь может переступить через ранее непроходимую преграду на пути к свободе и вечности. Преграду, которая никогда и никем не была преодолена — ни высотой мудрости философов и ученых, ни изяществом художников и поэтов, ни мощью правителей, ни искусством дипломатов. Ее преодолел Христос — Он возвысил человечество до Божественной славы, Он упразднил все то, что мешает каждому из нас становиться таким же, как Он.

Незадолго до крестных страданий в прощальной беседе с учениками Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). В чем же эта новизна? Да в том, что отныне Бог вершит Свой высший суд не по законам формального благочестия, а по тому, как относится человек к своим ближним, что он им несет — радость, мир, благость или же, напротив, смуту, ненависть, вражду. Ведь теперь вочеловечившийся и Воскресший из мертвых Бог не только Судия, но и Спаситель. Он «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Христос не только вершит суд, но и становится защитником любого грешника, если тот обращается к Нему с верой. Важнейшее условие Нового Завета — это любовь людей друг ко другу невзирая ни на какие различия. Ведь дефицит любви уничтожает человека, разделяет семьи, разрушает общество и государство.

В эти Пасхальные дни наша молитва к Богу о народе Украины, о примирении враждующих, о прекращении насилия, о милости людей друг ко другу — что бы их ни разделяло и какие бы средостения между ними ни стояли. Для всех чад нашей единой Церкви Украина — часть нашего сердца, в котором болью отдаются страдания украинского народа. А потому в эти Пасхальные дни вместе с миллионами православных людей я особо молюсь о мире на Украине.

Христианин — это не тот, кто знает о существовании исторического Иисуса из книг, а кто чувствует Его присутствие в своей жизни. А тем, кто еще не ощутил этого присутствия, я желаю обрести радость встречи с Воскресшим Спасителем, дабы на собственном опыте, реально ощутить преображающее действие силы Божией. С праздником, дорогие мои! Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святый день , когда мир, видимый же весь и невидимый (см. канон Св. Пасхи), прославляет Начальника жизни и смерти Победителя, сердечно приветствую всех вас пасхальным восклицанием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни.

Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств , мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира, Его крестные страдания и светлое Воскресение. Пасха — это не какая-то красивая легенда, не теоретическое богословие и не дань установившемуся в далеком прошлом народному обычаю. Это — самая суть и ядро христианства. Это — победа, дарованная нам Богом.

Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но — что особенно важно — как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Данный праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас, ибо Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира — это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, — все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.

По слову апостола Павла, Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас (см. Рим. 8:11).

В светлый день Воскресения Христова души миллионов верующих преисполняются благодарности Творцу, и наше земное бытие обретает подлинный смысл. Пасха Христова является великим торжеством жизни, торжеством победы над смертью, несущим любовь, мир и духовное преображение.

Празднованием Пасхи мы всякий раз как бы открываем новый период в своей жизни, ибо Воскресший Господь обновляет человеческое естество, укрепляет в испытаниях, дает силы для совершения благих дел.

Пасхальная весть, изменившая весь последующий ход мировой истории, побуждает нас к нравственному преображению и духовному обновлению, которые так необходимы современному обществу. Она напоминает всем людям об истоках христианства, а также о грядущем вечном Царстве, где «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28).

Ныне, как и прежде, Русская Православная Церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата.

Наша особая молитва сегодня — о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестер по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество.

Возвещая превосходящую разумение любовь Божию (см. Еф. 3:19), христианство объединяет людей, преодолевая национальные, культурные и государственные границы, ибо свет Христов просвещает всех (см. Ин. 1:9).

Воскресший Господь да дарует всем нам с пользой для души продолжать земное странствование, памятуя о высокой христианской ответственности и призвании созидать в себе и окружающих твердую веру, искреннюю любовь и непоколебимую надежду. Пусть радость этого праздника укрепляет и вдохновляет нас на совершение добрых дел, дает нам мужество и силы посреди бушующих волн житейского моря хранить выдержку и спокойствие, противостоять соблазнам и искушениям, преодолевать, по слову преподобного Сергия Радонежского, ненавистную рознь мира сего .

Воссиявший от Живоносного гроба свет славы Христовой да пребудет с нами и да озарит наши сердца, простираясь на ближних и дальних, на всех, кто будет нуждаться в нашем внимании и поддержке.

Поздравляя всех вас с великим праздником Святой Пасхи, молитвенно желаю щедрых духовных даров, телесной крепости и благодатной помощи свыше в победном шествии за Христом. Аминь.