Психология, Упражнения Личностного Роста. Упражнение "Комплименты и благодарность". Упражнение «Никто не знает»

Тема урока: Я и мои личные качества.

У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают;

тот, который он сам себе приписывает;

и тот, который есть на самом деле.

Виктор Гюго

Цель урока:

    установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим урокам;

    способствовать самоанализу учащихся;

    пояснить значение понятия «Я-концепция» для развития личности.

Задачи урока:

    содействовать познанию самого себя;

    формировать навыки самопознания;

    развивать критическое мышление.

Оборудование: флипчарты, маркеры

План урока:

Упражнения

Время

Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …»

5 мин.

Основная часть:

    Лекция

    Работа с таблицей

25 мин.

Заключительная часть «Сегодня на уроке я узнал…»

10 мин.

Ритуал прощания «Подари тепло и улыбку соседу»

5 мин.

45 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я...» (5 мин.)

Цель: настроить учащихся на урок, познакомить с правилами работы на занятии; развивать у подростков способность к самоанализу через самопрезентацию.

Учитель приветствует учащихся и объявляет тему и цель урока, а также проводит ознакомление с тремя правилами: активность, поднятая рука, доверие. Предлагает провести разминку - упражнение «Не хочу хвастаться, но я…»

Для этого предлагает всем встать в круг и по очереди закончить предложение:

«Не хочу хвастаться, но я…»

Возможные ответы:

    «Не хочу хвастаться, но я сегодня с утра позвонила своей бабушке и обрадовала ее своими успехами в школе».

    «Не хочу хвастаться, но я умею играть на гитаре» и т. д.

Учитель: - Легко ли вам было выполнять это упражнение? В чем заключается легкость, а в чем трудность?

Каждый из вас сейчас рассказал что-то о себе, о своих интересах, переживаниях, способностях, увлечениях. И мы немного больше узнали друг о друге. Это очень важно. Таким образом, мы становимся ближе и понятнее для других.

2. Основная часть

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «три составляющих личности: реальное, идеальное, зеркальное», «самосознание».

Учитель: - А что такое «Я»? (открывает флип на доске, на котором написано «Что такое "Я"?»)

Возможные ответы:

    «Я – это мой характер, мысли, чувства, переживания, тело, мечты, душа, поступки, желания».

    «Я – это моя ЛИЧНОСТЬ».

Учитель: - На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в многообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины.

Личность есть формирующаяся, индивидуальная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Психологи выделяют три составляющих личности:

«Я» реальное – внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. п., осознающиеся человеком.

«Я» идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.

«Я» зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.

Работа учащихся с таблицей (таблица висит на доске).

«Я» реальное

Представление о том, кто я есть на самом деле.

«Я» идеальное

Представление о том, каким я хотел бы стать.

«Я» зеркальное

Представление о том, каким меня воспринимают окружающие.

Учитель: - Подумайте о своих представлениях по этой таблице. Какое из трех «Я» самое важное для вас сейчас и почему?

Учитель подводит учащихся к выводу: реальное и идеальное вступают в противоречия. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляют одно из важнейших условий саморазвития личности.

Саморазвитию личности свойственна обращенность в будущее, т.е. то, к чему я стремлюсь. Давайте назовем это «Я-концепция».

Я концепция – это то, к чему я стремлюсь.

У каждого человека есть свои стремления, свои мечты, которые смогут осуществиться, только если он предпримет для этого какие-то действия.

Мы должны уметь анализировать свое реальное, идеальное и зеркальное «Я», уметь поставить для себя цели: кем и каким я хочу быть? После этого действовать в направлении к своей цели.

Учитель: - Как вы думаете, для чего необходимо понимание понятия «Я-концепция»?

Возможные ответы:

    « Это помогает человеку осознавать себя, выстроить план действий для своего личностного роста».

    «Человек должен расти, а для этого нужно ставить цели в жизни и понимать, каким образом он должен двигаться. Если нет такого анализа, нет стремлений и желаний развиваться, то человек стоит на месте, он не растет, становится неинтересным ни самому себе, ни окружающим».

3. Заключительная часть (10 мин.). Упражнение «Сегодня я узнал, что…»

Цель: провести обратную связь, рефлексия.

Учитель: - Каждый из участников по кругу дополняет фразу: «Сегодня я узнал на уроке…»

Важно, чтобы фразы носили позитивный характер. Их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, чрезмерно глубокой рефлексии.

4. Ритуал прощания (5 мин.). Упражнение «Подари тепло и улыбку соседу»

Цель: позитивное завершение урока.

Учитель: - Каждый из нас сегодня сделал шаг к самопознанию. Я предлагаю все наши занятия заканчивать ритуалом прощания. Давайте поднимемся, возьмемся за руки, почувствуем тепло, пошлем друг другу импульс добра и радости и подарим улыбку. Я улыбаюсь соседу справа и шлю тепло, а он передает улыбку и импульс тепла соседу, и так далее по кругу.

Ещ е несколько лет назад профессии тренер , коуч в академической школе не существовало, получить диплом бизнес тренера вообще было нереально, но благодаря интенсивному развитию активных методов обучения ситуация изменилась в корне. Для каждой профессии, и тренер не исключение, есть профессионально важные качества . Одни, возможно, дарованы вам природой, а другие необходимо вырабатывать.

Высокая судьба человека - родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен. (Р. Эмерсон).

Профессионально важные качества - понятие, которое возникло вначале ХХ века благодар я исследованию психологии труда.

Исследователи пришли к выводу, что для профессиональной деятельности важны качества, часть из которых плохо тренируемы, а часть можно успешно развивать. Таким образом, для осуществления успешной деятельности в любой профессии, важно обладать системой профессионально важных качеств, по ним составляются психограммы и профессиограммы профессии.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

Упражнения личностного роста

Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники придумывают новые слова, по этим словам пробуют охарактеризовать человека, их придумавшего. Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности. Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Игра, направленная на развитие социального мышления. Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания. Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». Процедура группового психологического тренинга (направленного на личностный рост). Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации. Процедура группового психологического тренинга, направленного на личностный рост. Участники рассказывают друг другу разные поучительные истории – пытаются избавить друг друга от ненужных страхов, опасений. В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы. Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния. Психология, практические упражнения для гештальтгрупп. Выработка у участников более объективной самооценки. Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации. Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца. Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке. Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах. Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека. Анализ феномена предпринимательства. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства. Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Отработка простых менеджерских функций. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми. Процедура группового психологического тренинга. Участники ощупывают разные предметы, материалы. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени. Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем. Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – у кого из них лучший "автопилот". Упражнение направлено на осознание важности привычек в нашей жизни, а также способности в сложных, необычных ситуациях действовать разумно. Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Описание тренингового упражнения Автопортрет. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Упражнение личностного роста, направленное на саморефлексию, поиск собственного смысла жизни. Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях. Взаимная рефлексия участников. Самоанализ жизненных ценностей. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Отработка коммуникативных умений и навыков. Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. Отработка гибкости невербального поведения. Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования. Помощь в выработке у участников более объективной самооценки. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Процедура группового психологического тренинга. На одного участника возлагается задача – обобщить групповой опыт. Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия. Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Процедура группового психологического тренинга. Участники преодолевают символические внутренние барьеры. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Обогащение словаря эмоций у участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники заканчивают предложения. Участники раскладывают свою жизнь по ступеням. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются в том, кто из них лучший «Обещалкин». Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность". Отработка педагогических ситуаций. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Отработка умения точно передавать суть высказывания. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники перечисляют свои привычки, потом "делятся" ими. Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Совершенствование коммуникативной культуры. Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Тренировка уверенной просьбы. Развитие способностей самовыражения. Процедура группового психологического тренинга. Участники сочиняют рассказы, которые должны закончиться определенным образом. Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся воспоминаниями о каких-то необычных, редких переживаниях, эмоциях, чувствах. Упражнение для глубокой саморефлексии. Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз. Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения. Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств. Процедура группового психологического тренинга. Участники подвергают друг друга психологической обработке. Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Процедура группового психологического тренинга личностного роста. Участники рассказывают друг другу о последних изменениях собственного поведения. Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей. Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание. Выработка у участников навыков уверенных интонаций. Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться. Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления. Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Список моих лучших качеств»

Цель : осознать, какие свои качества мы считаем лучшими, сформулировать, записать и отследить, как с помощью неосознаваемых процессов оценки себя и других по одному и тому же параметру могут варьироваться с точностью до наоборот.

Инструкция . Пожалуйста, будьте внимательны и следуйте инструкции пошагово, это крайне важно в данном упражнении. Сейчас вы будете вспоминать свои лучшие качества и записывать их. Это будет происходить в три приема.

Исключительно важно понимать, что данный процесс «вспоминания, формулирования и записывания своих качеств» у каждого сугубо индивидуален. Здесь нет никаких норм. Если вы закончили список в первый раз и после контрольного вопроса («Это все?») в памяти ничего не всплывает, пожалуйста, удержитесь от того, чтобы «выжимать» из себя что-то еще только потому, что в инструкции предусмотрены дополнительные шаги. В то же время не торопитесь, пусть если что-то и всплывет, то всплывет свободно, просто терпеливо ждите и дайте материалу шанс появиться и проявиться. И будьте готовы к тому, что может ничего не появиться, и это тоже нормально. Найдите «золотую середину» процесса и придерживайтесь ее. То есть в этой работе важно «отпустить себя» и дать вашему внутреннему процессу развиваться свободно, следуя за ним и немного направляя его, удерживая себя от попыток «пришпорить» или «обесценить» его, что неоднократно может возникать во время внутренней работы над собой. Чтобы вам было легче опознать собственные попытки помешать процессу протекать ровно и естественно, приведем примеры.

Попытки «пришпоривания» себя могут проявиться так: «Ну, хватит! Никто так долго не сидит над первой колонкой. Пора переходить ко второй, а то это все затянется». Или: «Ну что это такое? У всех нормальных людей наверняка списки как списки, а я почему-то так мало хороших качеств вспомнила. А ну-ка, поднажмем и сформулируем еще немного, что я, хуже других, что ли?» Отслеживайте эти мысли и интенции и спокойно останавливайте попытки нарушить ваш естественный процесс.

Попытки «обесценивания» своей работы могут проявиться так: «Да ну, все это ерунда, просто слова и игра в слова». Будьте бдительны и отводите и эти мысли и переживания, не давайте им сбить ваш процесс, охраняйте его от подобных вмешательств. Встречаясь с такими внутренними вмешательствами, не огорчайтесь, не ругайте, а поздравляйте себя – ведь вы смогли это отследить, осознать и отвести, а это уже большая победа над своими автоматическими психическими реакциями!

1 . Возьмите бумагу. Разделите ее двумя вертикальными чертами, чтобы у вас получилось три колонки, примерно равные по ширине. Задумайтесь на какое-то время над вопросом: «Каковы мои самые лучшие качества?»

2 . Запишите в 1-й колонке в столбик ваши самые лучшие качества, или по крайней мере те, что вы на сегодня считаете лучшими качествами в себе. При этом формулируйте это в прилагательных. Поставьте вверху букву «Я» и, думая о себе, пишите сверху вниз все самое хорошее о себе: «Я (допустим) умный, красивый...» и пр. Работайте таким образом столько, сколько потребуется, дайте себе время на запись всего, что просится на бумагу, не ограничивайте себя. Количество качеств в 1-й колонке не ограничено ничем, кроме вашего внутреннего ощущения, что, пожалуй, вы перечислили все. Поэтому, работая, будьте предельно внимательны к процессу, происходящему параллельно и одновременно внутри вас. Записав некоторое количество качеств, отследите в себе в первый раз пришедшее ощущение завершенности (субъективно переживается как «Ну вроде все.

Когда это чувство придет, не торопитесь. Остановитесь.

3 . Прочитайте ваш список и спросите себя: «Это действительно все мои лучшие качества, не осталось ли что-то, о чем я не вспомнил(а)?» Очень возможно, что после такого вопроса вы обнаружите еще кое-что, о чем сразу не вспомнилось.

Если этого не произойдет, переходите к пункту № 3, но прислушивайтесь к процессу внутри очень чутко и стремитесь следовать ему, удерживая себя от привычной торопливости и готовности сделать все побыстрее. Наоборот, дайте себе время прислушаться к тому, что происходит внутри вас.

4 . Если после последнего вопроса вы прислушались и добавили к первоначальному списку лучших качеств несколько новых, вы вторично переживете уже знакомое чувство некоторой завершенности («Ну уж теперь-то вроде все»). Если то чувство придет, опять же не торопитесь. Остановитесь!

5 . Вторично прочитайте ваш список и спросите себя: «А теперь это действительно все мои лучшие качества?» Это будет как бы последний контрольный вопрос, последний шанс в этом упражнении поднять материал из глубин психики, насколько это сейчас возможно. Часто бывает, что после такого последнею контрольного вопроса обнаруживается что-то еще, о чем не вспомнилось ни в первом, ни во втором приближении. Вы удивитесь, но иногда это может быть то, что вы считаете самым лучшим у вас. Вы поймете это по тому, как что-то еще вспыхнет в памяти, и рука опять потянется к листу.

6 . Вторая колонка называется «Ты». (После полного и завершенного, по вашему внутреннему ощущению, выполнения предыдущего этапа.) Напишите вверху этой колонки слово «Ты». Возьмите первое свое лучшее качество из первой колонки и «примерьте» ею сюда. Для этого, пожалуйста, представьте себе, что это же самое качество есть у другого человека, и оно у него несколько усилено, как бы шаржировано, и отчасти потому потеряет долю своей привлекательности. Скажем, если о себе вы написали «(я) настойчивый», то напротив, во 2-й колонке, думая о другом человеке, напишите: «(ты) упрямый».

Проделайте так со всеми качествами из вашего списка в первой колонке.

7 . Третья колонка называется «Он». Напишите это слово вверху этой колонки. Продолжайте поочередно работать с качествами из первого списка, которые уже были однажды вами переформулированы. Возьмите опять самое первое качество (настойчивый – упрямый).

Теперь, думая все о том же качестве, представьте, что оно доведено до крайности. У нас было «я настойчивый», «ты упрямый», здесь будет «(он) настырный». Проделайте это с каждым из своих качеств из 1-й колонки.

Обсуждение с партнером

  • Что вы думаете обо всем этом?
  • Как вы думаете, если наши предпочтения и наши оценки (убеждения относительно себя и других) настолько легко переходят в свою противоположность, есть ли они нечто постоянное и могут ли они служить основой для принятия важных решений и действий в жизни?
  • Насколько часто вы принимаете решения исходя именно из таких оценок и предпочтений?