Все о гиппокампе: функции, строение, патологии. Как мысль ставит больных на ноги

Нижеуказанные упражнения направлены на стимуляцию взаимосвязи между двумя отдельными полушариями нашего головного мозга . Известно, что левый глаз соединён с правым полушарием мозга , в то время как правый глаз, соединен с левым. Когда мы используем оба глаза независимо и смотрим на скомбинированную картинку, то это означает, что точная связь...

https://www.сайт/journal/147126

Чем в плохом, пишут психологи из университета Торонто. "Хорошее и плохое настроение меняют режим работы зрительной коры головного мозга и то, как мы видим. В частности, наше исследование показывает, что когда мы в хорошем настроении... приводятся в сообщении университета. Андерсон и его коллеги использовали магнитно-резонансную томографию, чтобы определить, как мозг обрабатывает визуальную информацию, когда человек находится в плохом, хорошем и "нейтральном" настроении. Участникам...

https://www.сайт/journal/122301

Умеет обращаться с этой энергией только он. Стоит Психической Энергии попасть в «руки» мозга млекопитающего или рептильного мозга , как она из могучей целительной, созидательной силы превращается в смертоносный яд для всего живого... в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать...

https://www..html

Психоделическое действие. Так же воздействуют бег на длинные дистанции и медитация. Теменные доли располагаются над корой головного мозга и содержат карты, на которых обозначен каждый дюйм как моторных, так и тактильных участков тела. Это область... начинает выделяться постоянный поток эндорфинов. Также есть доказательства того, что когда уровень эндорфина повышается в головном мозге , он понижается в спинном. Таким образом, вполне возможно, что некоторые дыхательные и визуализационные методики...

https://www.сайт/psychology/15449

Ученый и преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, производя исследование на крысах, обнаружила, что, помещенные в благоприятную среду обитания, они демонстрировали изменение химии мозга , вследствие чего кора их головного мозга стала толще приблизительно на 7%. Нервные клетки у них стали больше, увеличилось количество глиальных клеток, химические связи между клетками улучшились, дендриты удлинились...

https://www.сайт/psychology/15444

Всеми средствами – и все же невредимыми возвращаться к жизни. Все это связано со своеобразным механизмом формирования тканей мозга . Они образуются не обычным делением, как другие клетки организма – но пополняются за счет приносимых с током крови... отбор. И если во время состояния смерти сохраняющий энергетический канал разорван, то пополнение прекращается, и в тканях мозга наблюдаются необратимые изменения; если же такой канал сохранен, то необратимых изменений нет, и возможно «оживление» через...

https://www.сайт/magic/15818

При работе выделяет тепло. Нарушить работу может излишняя теплота, поскольку нейроны мозга нормально функционируют только в узком диапазоне температур. Сопоставив полученные теоретические данные с экспериментальными значениями, автор работы пришел к выводу, что мозг – термодинамически стабилен. Это означает, что его структура обеспечивает нужный температурный баланс...

ТРЕТИЙ ГЛАЗ

В физическом теле есть четыре основных мозга: головной мозг, мозжечок, продолговатый мозг и солнечное сплетение. Помимо них есть гипофиз и шишковидная железа. Головной мозг делится на два полушария. Мозжечок расположен за и под головным мозгом. Они соединяются коротким стеблем, называемым продолговатым мозгом. Солнечное сплетение (брюшной мозг) находится позади желудка. К этим четырем мозгам может присоединяться астральный шнур тонкого двойника. Астральный шнур является пуповиной, питающей физическое тело универсальной энергией. Внутри головного мозга находится шишковидная железа. Она является основным связующим звеном между физическим и духовным миром. Шишковидная железа находится в центре черепа прямо над концом позвоночника. Она имеет форму конуса и красно-серый цвет. Ее назвали шишковидной, потому что внешне железа похожа на сосновую шишку. Гипофиз расположен перед шишковидной железой и ниже ее. Он также связан с оккультизмом. Молекулярное движение в шишковидной железе вызывает ясновидение. Поэтому при механическом промывании носа соленой водой или своей мочой в течение трех лет человек начинает видеть будущее. Однако, чтобы это ясновидение осветило поле Вселенной, огни гипофиза должны соединиться с огнями шишковидной железы.

Сосредоточение на шишковидной железе облегчает сознательную проекцию астрального тела. Шишковидная железа в эзотерике называется Третьим глазом. Линия силы (астральный шнур) образуется в том месте, на котором человек концентрирует свое внимание. Эта сила управляет физическим телом, а не создается им.

Почему работа на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте дает такие поразительные результаты?

Механизм действия этого интеллектуального тренажера на мозг можно сравнить с нанотехнологиями . Вы влияете на тончайшие процессы, протекающие в вашем головном мозге, включая в работу те резервы, которые большинство людей не используют в повседневной жизни.

По данным самых последних научных исследований, для того чтобы использовать наш мозг на все сто процентов для решения задачи и добиваться максимального успеха в решении любого вопроса, необходимо:

1. Усилить кровоток в определенных зонах мозга (лобных долях). Это обеспечит максимальную работоспособность всех интеллектуальных процессов, которые протекают в коре головного мозга во время процесса принятия решений.

2. Мобилизовать память так, чтобы вся информация, относящаяся к решаемому вопросу, вышла из хранилища долговременной памяти в память оперативную. То есть буквально разбудить ассоциативные связи, которые относятся к вопросу. Это позволит не тратить драгоценные секунды на припоминание, так как вся необходимая информация будет «лежать на поверхности».

3. Правильно сосредоточиться на решаемой задаче. Одна задача требует концентрации, чтобы в буквальном смысле слова ничего не видеть и не слышать, кроме нее. Другая – переключения внимания, третья – одновременного обращения к нескольким информационным полям. Иными словами, каждая задача требует активизации определенной стороны внимания, чтобы оптимально подключить нужные интеллектуальные ресурсы для эффективного решения нужной нам задачи.


Как же интеллектуальный тренажер на основе Таблиц Шульте «одним махом» решает все эти вопросы? Ниже мы ответим на все эти вопросы. Но сначала давайте разберемся с некоторыми очень важными моментами, которые касаются устройства и работы нашего мозга.

Разбудите свой мозг!

Общеизвестно, что люди в процессе своей жизнедеятельности активно используют всего-навсего десять процентов ресурсов своего мозга. Оставшиеся 90% как бы дремлют.

Поэтому среднестатистические представители человеческого общества, как говорится, «звезд с неба не хватают», особыми талантами не блещут, живут «как все», без размаха.

Конечно, кто-то может сказать, что у такой тихой и спокойной жизни есть свои преимущества. Однако они не идут ни в какое сравнение с теми перспективами, которые открывает перед человеком активизация ресурсов его мозга, – жизненный успех и уверенность в себе, осознание своих реальных возможностей и умение использовать их.

Как правило, для того чтобы сделать шаг и использовать свой мозг на 100%, человеку не хватает знаний о том, как именно он может это сделать. На протяжении многих лет ученые пытались разработать систему, которая могла бы помочь множеству людей включить в работу весь интеллектуальный потенциал, заложенный в человеке с рождения, но до поры до времени их попытки не были успешными.

Что у нас в голове?

Давайте посмотрим, как устроен головной мозг человека.

На рис. 1 вы видите то, что обычно скрыто от нашего взгляда черепной коробкой – головной мозг. Этот уникальный орган включает в себя несколько отделов, в «ведомстве» каждого из которых находятся определенные функции, обеспечивающие жизнедеятельность нашего организма.


Рис. 1. Строение головного мозга человека


Нас с вами будет интересовать кора головного мозга. В этой части мозга находятся зоны, которые отвечают за обработку зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Кора считается наиболее развитой частью мозга человека, и именно она обеспечивает нормальное развитие и функционирование речи, восприятия и мышления. Вся кора делится на области, каждая из которых имеет свою строго определенную функцию. Так, существуют области, ответственные за слух, речь, зрение, осязание, обоняние, движение, мышление и т. д.

Кора занимает значительную часть головного мозга – примерно 2/3 всего его объема, и делится на два полушария – левое и правое. Их функции и взаимодействие достаточно сложны, но в целом можно сказать, что правое полушарие в большей степени ответственно за интуитивное, эмоциональное, образное восприятие окружающей действительности, а левое обеспечивает логическое мышление. При этом анатомическое строение правого и левого полушария идентично.

На рис. 2 показано, на какие части – так называемые «доли» – нейрофизиологами разделяется кора головного мозга.



Рис. 2. Доли коры головного мозга


Лобная доля обеспечивает моторные функции нашего организма и частично – речь, отвечает за принятие решений и выстраивание планов, а также за любые целенаправленные действия. Височная доля включает в себя центры слуха, речи и обоняния. Теменная доля отвечает за обработку информации, полученной от тела через тактильные ощущения. Затылочная доля обеспечивает работу зрительных центров.

Лобные доли коры, наверное, могут быть названы самой загадочной областью головного мозга. Именно здесь расположена зона, называемая префронтальной корой или же корой префронтальной области полушарий большого мозга, все загадки и возможности которой до сих пор не изучены учеными. В этой области находятся зоны, отвечающие за память, способность человека к обучению и коммуникации, а также за творческие способности и мышление.

В ходе различных экспериментов было обнаружено, что стимуляция этой области головного мозга человека дает ему мощный толчок в плане «личностного роста».

В той части, где проходит граница лобной и теменной частей коры, располагаются сенсорная и моторная полосы, которые, как следует из их названий, отвечают за функции движения и восприятия.

В нижней части лобной доли левого полушария находится зона Брока, названная так по имени знаменитого французского хирурга и анатома Поля Брока. Благодаря работе этой части головного мозга мы обладаем способностью произносить слова и писать.

В височной доле левого полушария, в том месте, где она смыкается с теменной долей, психиатром из Германии Карлом Вернике был обнаружен еще один центр, отвечающий за речь человека. Эта зона, названная по имени ученого, играет большую роль в нашей способности воспринимать смысловую информацию. Именно благодаря ей мы можем читать и понимать прочитанное (см. рис. 3).

На рис. 4 вы видите, какие функции обеспечивают различные зоны коры головного мозга человека.


Рис. 3. Зоны коры полушарий головного мозга:

1 – височная доля; 2 – зона Вернике; 3 – лобная доля; 4 – префронтальная кора; 5 – зона Брока; 6 – моторная зона лобной доли; 7 – сенсорная зона теменной доли; 8 – теменная доля; 9 – затылочная доля



Рис. 4. Функции долей коры полушарий мозга


Лобные доли – «дирижер» нашего мозга и центр интеллекта

Поскольку интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга, давайте поговорим о них чуть подробнее.

Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он был едва намечен, то у приматов получил уже достаточно заметное развитие. У современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи склонны говорить о том, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. А ведь еще в начале 20-го столетия исследователи нередко называли эти зоны бездействующими, так как не могли уяснить – какова их функция.

В тот момент никак не удавалось связать деятельность этой части мозга с какими-то внешними проявлениями.

Зато сейчас лобные доли коры головного мозга человека получили название «дирижера», «координатора» – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.

Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Эти области головного мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Это подтверждают и врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга. Нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Для того чтобы представить, где именно расположен он в вашем мозгу, сядьте, поставив руку локтем на стол, и прислонитесь к ладони виском – так вы сидите, если мечтаете или размышляете о чем-то. Вот в том месте, где ваша ладонь касается головы – около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Именно боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

«Похоже на то, что эти участки – главный штаб всей интеллектуальной работы мозга, – говорит Дункан. – Туда стекаются донесения из других мозговых зон, там идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение».

Но для того, чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, которые встают перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Нейрофизиологи своими исследованиями подтверждают – заметная активизация этих участков стабильно наблюдается при решении интеллектуальных задач.

Отличный инструмент для этого – занятия на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте усиливает кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрывает интеллектуальный потенциал

Эффект от применения таблиц Шульте в любой области поистине волшебный.

Но на самом деле никакой магией тут и не пахнет – ученые готовы объяснить секрет их воздействия на мозг человека.

В научно-исследовательских экспериментах, которые проводили ученые, работающие в области функциональной нейровизуализации, специальные приборы регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время решения людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.).


В результате было сделано два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Иными словами, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае, заниматься с различными таблицами Шульте), это будет стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга. А это будет заметно улучшать деятельность нашего мозга, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Но почему самой эффективной оказывается работа именно с таблицами Шульте? Чем она отличается от решения других интеллектуальных задач – выполнения арифметических действий, разгадывания кросс вордов, припоминания и заучивания стихотворений, также стимулирующих работу головного мозга? В чем их преимущество? Почему именно они дают такой колоссальный результат, ведь теоретически любая интеллектуальная нагрузка на мозг будет для него хорошей тренировкой.

Все дело в том, что при работе с таблицами Шульте фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не отвлекается на другое, не тратит свои силы на дополнительные расходы, как это случается при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

Решая арифметические задачки, мы помимо общего интеллектуального потенциала активируем еще и свои математические способности, задействуем память (процессы припоминания). Эти способности «лежат» в других зонах лобных долей и коры головного мозга в целом.

Значит, часть от общего объема крови, поступающего к головному мозгу в этом случае, будет поступать в эти отделы. Следовательно, интенсивность кровотока в лобных долях будет ниже, чем в случае работы с таблицами Шульте.

Разгадывая кроссворды, мы опять-таки «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д. И в результате опять теряем часть от общей интенсивности кровотока.

То же самое и со стихами. Вспоминая или заучивая их, мы активизируем свою память, инициируем те зоны коры головного мозга, которые отвечают за припоминание, запоминание, хранение информации и т. п. И в результате опять получаем общее снижение интенсивности кровотока.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. И именно за счет этого мы получаем возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

* * *

Итак, изо дня в день, регулярно нагружая работой лобные доли своего головного мозга, вы получите потрясающий результат – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Кроме того, интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает вам уникальную возможность мобилизовать свой интеллектуальный потенциал и все ресурсы памяти на решение нужной задачи буквально за считаные секунды!

Например, перед важной встречей, собеседованием, экзаменом, свиданием, сдачей на водительские права, соревнованиями, выполнением каких-либо физических или умственных упражнений – в любой ситуации, когда вам требуется предельная концентрация и от вашей внутренней организованности зависит ваша карьера, здоровье и успех, вы не станете паниковать или, наоборот, твердить себе, что у вас все получится (хотя это тоже неплохо). Вы откроете эту книгу, пять минут поработаете на нашем интеллектуальном тренажере и, уверенный и подготовленный ко всему, сделаете шаг навстречу успеху.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте мобилизует память, и вся нужная информация оказывается в нужный момент у нас «под рукой»

Наша память – это сложный процесс, который складывается из восприятия, запоминания, сохранения информации и приобретенного опыта, восстановления и использования их при необходимости, а также забывания ненужного.

Именно память хранит не только опыт данного человека, но и тот путь, который был пройден предыдущими поколениями, и это позволяет человеку чувствовать себя не отдельной единицей, а частью огромного сообщества.

Часто от объема памяти человека и той скорости, с которой он может использовать хранящуюся в ней информацию, зависит успех его деятельности.

Память и внимание – это два процесса, которые неразрывно связаны друг с другом.

Целенаправленное, устойчивое внимание – это залог крепкого запоминания. Каждый этап работы памяти требует хорошего внимания, но особенно важно это для начального этапа – восприятия.

Регулярные занятия с таблицами Шульте обеспечат вам не только заметное увеличение объема памяти, но и заметно повысят ту скорость, с которой происходит обработка хранящейся в ней информации.

Представьте, что ваша память – это огромное книгохранилище, как в библиотеке. Как книги на полках, в «ячейках» вашей памяти хранится весь ваш жизненный опыт – и то, что запоминалось непроизвольно, само собой, и то, над чем вам пришлось потрудиться. Все, от ваших первых детских воспоминаний до математических формул, которые вы заучивали в старших классах школы.

Но, спросите вы, если все это там есть, то почему я не могу в любой момент извлечь из нее то, что мне нужно в данный момент?

Чтобы найти в библиотеке нужную книгу, нужно знать – на какой полке какого шкафа и в каком ряду она стоит. Для этого существует каталог, в котором хранятся все сведения о книгах.

Раньше, чтобы отыскать номер конкретной книги, нужно было в огромном зале найти среди кучи ящичков один и в нем перебрать уйму карточек. И только после этого библиотекарь отправлялся в хранилище на поиски нужной вам книги.

Представляете, сколько времени может на это уйти?

Сейчас же вы открываете программу электронного каталога на компьютере и просто вводите любое слово из названия книги. В считаные секунды электронный мозг выдает вам все возможные варианты, из которых вы выбираете тот, который вам необходим.

Выигрывая в скорости, вы экономите свое время.

Точно так же дело обстоит и с вашей памятью – развивая внимание и ускоряя свои мыслительные процессы при помощи работы на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте, вы заменяете «картотеку» в своей голове на «электронный каталог».

Теперь ваша память выдает вам информацию в десятки раз быстрее, чем раньше, при этом предлагая множество вариантов на тот случай, если первоначальный вас не устроит. Вы значительно сокращаете то время, которое тратили на вспоминание раньше, а значит – заметно увеличиваете свою работоспособность.

Скорость усвоения новой информации и ее распределения по «ячейкам» памяти увеличивается на порядок, вы буквально проглатываете новые сведения и в любой момент готовы извлечь их и применить по назначению.

Однако встречаются и такие уникумы, способность к запоминанию которых поистине феноменальна.

Так, например, Александр Македонский мог поименно назвать всех солдат своего войска.

Моцарт еще в детстве мог, один раз услышав музыкальное произведение, записать его нотами и исполнить по памяти.

Уинстон Черчилль поражал своих современников знанием наизусть практически всех произведений Шекспира.

А в наши времена знаменитый Билл Гейтс хранит в своей памяти все коды созданного им языка программирования – а их насчитываются сотни.

Внимание

Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости, в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент.

Внимание – это исключительный психический процесс. Он позволяет выбрать из всего многообразия окружающей действительности то, что станет содержанием нашей психики, позволяет сосредоточиться на выбранном объекте и удерживать его в психическом поле.

Мы рождаемся с набором безусловных рефлексов, часть из которых обеспечивает работу так называемого непроизвольного внимания . Этот вид внимания преобладает у детей до 7 лет. Непроизвольное внимание выбирает все новое, яркое, необычное, внезапное, движущееся, кроме того, заставляет откликаться на все, что соответствует острой потребности (нужде).

Хотя непроизвольное внимание рефлекторного происхождения, его можно и нужно развивать. Кроме того, именно на базе непроизвольного, неконтролируемого внимания возникает внимание зрелое, регулируемое самим человеком произвольное внимание. Произвольное внимание дает человеку исключительную возможность самому выбирать объекты собственного внимания, контролировать деятельность с ними связанную и время удержания их в своем психическом пространстве. То есть, получая возможность управлять своим вниманием, человек становится хозяином своей психики, он может пропускать туда то, что важно и значимо для него, или не пропускать ненужное.

Многие психологи высоко оценивают вклад внимания в общие интеллектуальные способности. Общепризнанным и научно подтвержденным является тот факт, что дефекты внимания мешают вполне способным детям быть интеллектуально успешными.

Когда мы говорим об эффективности внимания, то имеем в виду его интенсивность и концентрацию, его объем, а также скорость переключения и устойчивость. Все эти характеристики сущеcтвуют в неразрывной связи друг с другом, поэтому, усиливая одну из них, мы можем воздействовать и на весь процесс внимания в целом.

Тренировки с таблицами Шульте помогут вам в первую очередь существенно увеличить скорость переключения внимания и увеличить его объем – количество объектов, которые человек может хранить в кратковременной памяти.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.

Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно.

Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение человеком определенного объекта и направление на него внимания.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Ученые решили задачу, которую не могли решить философы: причиной наших поступков является бессознательный выбор.

«Люди лишь по той причине считают себя свободными, что свои поступки они сознают, а причин, их вызвавших, не знают». Спиноза

Существование свободы воли – одна из важнейших неразрешенных проблем философии со времен античности. Принимаем ли мы решения сознательно, или, возможно, наш выбор осуществляется без участия сознания задолго до того, как мы его осознаем? Иммануил Кант включил проблему свободы воли в число своих антиномий – вопросов, ответы на которые лежат за гранью возможного познания. Но ученые не боятся сложных задач, в которых не преуспели философы. Изучению свободы воли посвящены сотни экспериментальных работ психологов и нейрофизиологов, и, похоже, ответ найден: причиной наших поступков не является сознательный выбор.

Одним из ведущих специалистов в данной области является профессор психологии Гарвардского университета Даниэл Вегнер, который обобщил имеющиеся экспериментальные данные в монографии «Иллюзия сознательной воли». Как следует из названия труда, Вегнер приходит к выводу, что свобода воли – иллюзия. Свобода воли не является причиной наших действий, но сопутствует им так же, как сигнал разряженного аккумулятора на экране мобильного телефона сопутствует разрядке аккумулятора, но не является причиной разрядки. Это лишь ощущение, которое позволяет отличить действие, выполненное нами, от процессов, не зависящих от нас.

Когда мы совершаем желаемый поступок, нам свойственно трактовать это как проявление свободы воли. Однако иногда люди совершают поступок, а чувства реализованной свободы воли не испытывают. Вегнер, Карпентер и ряд других психологов интересовались необычным эффектом, происходящим во время спиритических сеансов. Группа людей кладет руки на круглый стол, который может вращаться. Участники сеанса верят, что стол начнет вращаться по воле призванного ими духа. Нередко стол действительно приходит в движение, а все до единого участника группы готовы поклясться, что они не причастны к этому вращению. Когда на стол кладут Библию, вращение к всеобщему шоку останавливается.

Проверить причастность духов к вращению стола можно по характеру отпечатков пальцев, оставляемых участниками спиритического сеанса на пыльной столешнице. Одно дело, когда пальцы пассивно сопротивляются вращающемуся столу, и совсем другое, когда они активно раскручивают стол. Направление штрихов будет разным. Наблюдения показали, что люди, а не духи раскручивают стол. Но люди не ощущали свободы воли и потому испытывали иллюзию, что стол вращает кто-то другой. Другой тип спиритических сеансов использует картонную доску, на которой изображены слова или буквы. Например, слова «да» и «нет».

Группа людей берется за диск и держит его над доской. Они задают вопросы призванному духу, и тот подводит диск к одному из ответов. При этом ответы получаются логичными, например, на вопрос «ты жив?» дух стабильно отвечает «нет». Как и в предыдущем примере, люди убеждены, что не вызывают движения. Однако если участникам завязать глаза и в тайне от них развернуть доску, ответы «духов» перестают быть логичными, то есть ответы выбирают люди, а не духи, хотя сами того и не осознают. Таких примеров, называемых автоматизмами, существует очень много.

Но верно и обратное: мы нередко ощущаем свободу воли в действиях, которые не совершали. Например, в ряде экспериментов, описанных Вегнером, люди признавали свою вину за нажатие «неправильной» клавиши компьютера, которую они не нажимали. Для этого достаточно предоставить ложного свидетеля ошибки, а характер ошибки должен быть таким, чтобы ее совершение казалось правдоподобным. В ряде случаев человек не только испытывает чувство вины за несовершенный им поступок, но и «припоминает» детали своего нарушения. Вегнер приводит пример из собственной жизни, когда он сел играть в компьютерную игру и только спустя некоторое время увлеченного нажатия клавиш осознал, что не управляет игрой, а смотрит заставку к ней.

Серьезные нарушения ощущения свободы воли могут встречаться у пациентов с расстройствами мозга. Например, описаны клинические случаи, когда люди ощущают, что они управляют движением солнца по небосклону или машинами на дорогах. Они считают, что их воля является причиной этих движений. С другой стороны, существует люди, больные синдромом «чужой руки», которые уверены, что их рука живет своей жизнью, не подчиняется их воле. Для стороннего наблюдателя все движения руки выглядят как осознанные: рука может совершать сложные действия, например, застегивать рубашку. Но хозяин убежден, что рукой управляет кто-то другой. Некоторые люди верят, что ими управляют «из космоса», вовсе не ощущают своей воли за совершаемыми поступками.

Таким образом, свобода воли – это ощущение, которое не всегда соответствует реальности. Мы точно знаем, что свобода воли может быть иллюзией и вправе спросить: не может ли любое ощущение свободы воли быть иллюзией? Когда мы начинаем произносить длинный монолог, мы не продумываем его от начала и до конца, но каждое слово становится на свое место и укладывается в изящную связанную картину, словно мы знали весь монолог с самого начала. Нашему сознанию еще не известно, что мы скажем дальше, но почему-то это не мешает нам излагать свои мысли. Не странно ли это?

Впрочем, аргументы не ограничиваются философскими размышлениями. Ряд научных исследований свидетельствует в пользу того, что осознаваемая нами «свободная воля» не является причиной наших действий. Психолог Бенджамин Либет обнаружил в мозге так называемый «потенциал готовности», возбуждение в определенной зоне мозга, которое возникает за сотни миллисекунд до того, как человек примет сознательное решение к действию. В эксперименте людям предлагали нажимать на кнопку в произвольный момент времени, когда они этого захотят. При этом от участников требовалось отметить момент, в который ими было принято сознательное решение нажать на кнопку. Удивительным было то, что экспериментаторы, измеряя потенциал готовности, могли предугадать момент нажатия кнопки за сотни миллисекунд до того, как испытуемый осознавал, что он решил нажать на кнопку. Хронология складывалась такая: сначала ученые видели скачок потенциала готовности на измерительных приборах, затем человек осознавал, что хочет нажать на кнопку, а после этого происходило само нажатие кнопки.

Изначально многие ученые отнеслись к этим опытам со скептицизмом. Было предположено, что такая задержка может быть связана с нарушением внимания испытуемых. Однако последующие опыты, проведенные Хаггардом и другими исследователями, показали, что хотя внимание влияет на описанные задержки, основной эффект воспроизводится: потенциал готовности сигнализирует о воле человека нажать на кнопку до того, как человек испытывает эту волю. В 1999 году опыты нейрофизиологов Патрика Хаггарда и Мартина Эймера показали, что если человеку предоставить выбор между двумя кнопками, измеряя аналогичные потенциалы готовности, можно предугадать, какую кнопку выберет человек до того, как он осознает свой выбор.

В 2004 году группа нейрофизиологов опубликовала в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience статью о том, что люди с определенными повреждениями участка коры головного мозга, называемого париетальным, не могут сказать, когда они решили начать движение, хотя и могут указать момент начала движения. Исследователи предположили, что этот участок мозга отвечает за создание модели последующего движения. В 2008 году другая группа ученых попыталась воспроизвести опыты с нажатием кнопок с использованием более современной технологии – функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). МРТ позволяет исследовать изменение активности различных участков мозга, наблюдая за изменением тока крови (наиболее активные участки мозга требуют больше кислорода). Испытуемых сажали перед экраном, на котором менялись буквы. Испытуемый должен был запоминать, при появлении какой буквы они совершали выбор между двумя кнопками. Ученые пытались определить, возбуждение каких участков мозга содержит наибольшую информацию о том, какой выбор совершит человек: нажмет он на левую или на правую кнопку.

С учетом всех статистических поправок активность мозга в упомянутой выше париетальной коре головного мозга (и еще нескольких участках) позволяла предугадывать выбор человека до того, как он его осознавал. В ряде условий прогноз удавалось осуществлять за 10 секунд до момента принятия осознанного решения испытуемым! Нейрофизиолог Джон-Дилан Хейнс и коллеги, участвовавшие в этом исследовании, пришли к выводу, что сеть управляющих участков мозга, ответственных за принятие решений, начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем об этом подозревать. Эта работа была также опубликована в журнале Nature Neuroscience.

В обзоре «Ген Бога» (см. «Новую» от 06.06.2008) мы коснулись исследований Роджера Сперри, объектом которых были люди, пережившие операцию по разделению полушарий мозга. За эти исследования в 1981 году он был удостоен Нобелевской премии. Сперри показал, что у людей с перерезанным мозолистым телом (перемычкой, соединяющей левое и правое полушария мозга) возникают две независимые личности – одна в левом, другая в правом полушарии. К вопросу о свободе воли это имеет прямое приложение: удивительный факт, что две личности такого человека не конфликтуют и даже не осознают существование друг друга.

Полушария разделили, но для них как будто ничего не изменилось! Создается впечатление, что любое действие, совершаемое нашим телом, трактуется сознанием (сознаниями?) как результат проявления его свободы воли, даже если оно таковым не было. Представьте себе двух человек, живущих в одной комнате, но не знающих о соседе. Всякий раз, когда открывается форточка, каждый из них убежден, что именно он ее открыл.

Убеждение, что мы можем свободно и сознательно выбирать наши поступки, является фундаментальным для нашей картины мира. Однако эта точка зрения не согласуется с последними экспериментальными данными, которые указывают, что наше субъективное восприятие свободы не более чем иллюзия, что наши поступки определяются процессами в нашем мозге, скрытыми от нашего сознания и происходящими задолго до появления ощущения принятого решения.

Является областью в головном мозге человека , которая отвечает прежде всего за память, является частью лимбической системы, связан также с регуляцией эмоциональных ответов. Гиппокамп по форме напоминает морского конька, располагается во внутренней части височной области мозга. Гиппокамп является главным из отделов мозга по хранению долгосрочной информации. Считается также, что гиппокамп отвечает за пространственную ориентацию.

В гиппокампе присутствует два основных вида активности: тета-режим и большая нерегулярная активность (БНА). Тета-режимы проявляются в основном в состоянии активности, а также в период быстрого сна. При тета-режимах электроэнцефалограмма показывает наличие больших волн с диапазоном частот от 6 до 9 Герц . При этом основная группа нейронов показывает разреженную активность, т.е. в короткие промежутки времени большинство клеток неактивны, в то время, как небольшая часть нейронов проявляет повышенную активность. В данном режиме активная клетка обладает такой активностью от полу секунды до нескольких секунд.

БНА-режимы имеют место быть в период длинного сна, а также в период спокойного бодрствования (отдых, прием пищи).

Строение гиппокампа

У человека два гиппокампа — по одному на каждой стороне мозга. Оба гиппокампа связаны между собой комиссуральными нервными волокнами. Гиппокамп состоит из плотно уложенных клеток в ленточную структуру, которая тянется вдоль медиальной стенки нижнего рога бокового желудочка мозга в переднезаднем направлении. Основная масса нервных клеток гиппокампа это пирамидные нейроны и полиморфные клетки. В зубчатой извилине основной тип клеток это зернистые клетки. Кроме клеток указанных типов в гиппокампе присутствуют ГАМКергические вставочные нейроны, которые неимение отношение к какому-либо клеточному слою. Эти клетки содержат различные нейропептиды, кальций связывающий белок и конечно же нейромедиатор ГАМК.

Строение гиппокампа

Гиппокамп располагается под корой головного мозга и состоит из двух частей: зубчатая извилина и Аммонов рог . С анатомической стороны, гиппокамп является развитием коры головного мозга. Структуры, выстилающие границу коры мозга входят в лимбической систему. Гиппокамп анатомически связан с отделами головного мозга, отвечающими за эмоциональное поведение. Гиппокамп содержит четыре основные зоны: CA1, CA2, CA3, CA4.

Энторинальная кора, расположенная в парагиппокампальной извилине считается частью гиппокампа, благодаря своим анатомическим соединениям. Энторинальная кора тщательно взаимно связана с другими отделами головного мозга. Также известно, что медиальное септальное ядро, передний ядерный комплекс, объединяющее ядро таламуса, супрамаммилярное ядро гипоталамуса, ядра шва и голубое пятно в стволе головного мозга направляют аксоны в энторинальную кору. Основной выходящий путь аксонов энторинальной коры исходит из больших пирамидальных клеток слоя II, который как бы перфорирует субикулум и плотно выдаётся в зернистые клетки в зубчатой извилине, верхние дендриты CA3 получают менее плотные проекции, а апикальные дендриты CA1 получают еще более редкую проекцию. Таким образом, проводящий путь использует энторинальную кору в качестве основного связующего элемента между гиппокампом и другими частями коры головного мозга.

Зубчатых зернистых клеток передают информацию из энторинальной коры на иглистых волосках, выходящих из проксимального апикального дендрита CA3 пирамидальных клеток. После чего аксоны CA3 выходят из глубокой части клеточного тела и образуют петли вверх — туда, где находятся апикальные дендриты, затем весь путь тянется назад в глубокие слои энторинальной коры в коллатерали Шаффера, завершая взаимное замыкание. Зона CA1 также посылает аксоны обратно в энторинальную кору, но в данном случае они более редкие, чем выходы CA3.

Следует отметить, что поток информации в гиппокампе из энторинальной коры значительно однонаправленный с сигналами которые распространяются через несколько плотной уложенных слой клеток, сначала к зубчатой извилине, после чего к слою CA3, затем к слою CA1, далее к субикулуму и после этого из гиппокампа к энторинальной коре, в основном обеспечивая пролегание CA3 аксонов. Каждый этот слой имеет сложную внутреннюю схему и обширные продольные соединения. Очень важный большой выходящий путь идёт в латеральную септальную зону и в маммилярное тело гипоталамуса.

Гиппокамп получает модулирующие входящие пути серотонина, дофамина и норадреналина, а также от ядер таламуса в слое CA1. Очень важная проекция идёт от медиальной септальной зоны, посылающая холинергические и габаергические волокна всем частям гиппокампа. Входы от септальной зоны имеют важнейшее значение в контроле физиологического состояния гиппокампа. Травмы и нарушения в этой зоне могут полностью прекратить тета-ритмы гиппокампа и создать серьёзные проблемы с памятью.

Также в гиппокампе существуют другие соединения, которые играют очень важную роль в его функциях . На некотором расстоянии от выхода в энторинальную кору располагаются другие выходы, идущие в другие корковые области, в том числе и в префронтальную кору. Кортикальная область, прилегающая к гиппокампу носит название парагиппокампальной извилины или парагиппокамп. Парагиппокамп включает в себя энторинальную кору, перирхинальную кору, получившую своё название благодаря близкому расположению с обонятельной извилиной. Перирхинальная кора отвечает за визуальное распознавание сложных объектов. Существуют доказательства того, что парагиппокамп выполняет отдельную от самого гиппокампа функцию по запоминанию, так как только повреждение обоих гиппокампов и парагиппокампа приводит к полной потери памяти.

Функции гиппокампа

Самые первые теории о роли гиппокампа в жизни человека заключались в том, что он отвечает за обоняние. Но проведенные анатомические исследования поставили эту теорию под сомнение. Дело в том, что исследования не нашли прямой связи гиппокампа с обонятельной луковицей. Но все же дальнейшие исследования показали, что обонятельная луковица имеет некоторые проекции в вентральную часть энторинальной коры, а слой CA1 в вентральной части гиппокампа посылает аксоны в основную обонятельную луковицу, переднее обонятельное ядро и в первичную обонятельную кору мозга. По прежнему не исключается определенная роль гиппокампа в обонятельных реакциях , а именно в запоминании запахов, но многие специалисты продолжают считать, что основная роль гиппокампа это обонятельная функция.

Следующая теория, которая на данный момент является основной говорит о том, что основная функция гиппокампа это формирование памяти . Эта теория многократно была доказана в ходе различных наблюдений за людьми, которые были подвержены хирургическому вмешательству в гиппокамп, либо стали жертвами несчастных случаев или болезней, так или иначе затронувших гиппокамп. Во всех случаях наблюдалась стойкая потеря памяти. Известный пример этому — пациент Генри Молисон, которому была проведена операция по удалению части гиппокампа с целью избавления от эпилептических припадков. После этой операции Генри стал страдать ретроградной амнезией. Он просто перестал запоминать события, происходящие после операции, но отлично помнил свое детство и все, что происходило до операции.

Нейробиологи и психологи единогласно соглашаются с тем, что гиппокамп играет важную роль в формировании новых воспоминаний (эпизодическая или автобиографическая память). Некоторые исследователи расценивают гиппокамп как часть системы памяти височной доли, ответственной за общую декларативную память (воспоминания, которые могут быть явно выражены словами - включающие например, память для фактов в дополнении к эпизодической памяти). У каждого человека гиппокамп имеет двойную структуру — он расположен в обоих полушариях мозга . При повреждении например, гиппокампа в одном полушарии, мозг может сохранять почти нормальную функцию памяти.

Но при повреждении обоих частей гиппокампа возникают серьезные проблемы с новыми запоминаниями. При это более старые события человек прекрасно помнит, что говорит о том, что со временем часть памяти переходит из гиппокампа в другие отделы мозга. Следует при этом отметить, что повреждение гиппокампа не приводит к утрачиванию возможностей к осваиванию некоторых навыков, например игра на музыкальном инструменте. Это говорит о том, что такая память зависит от других отделов мозга, а не только от гиппокампа.

Проведенные многолетние исследования кроме того показали, что гиппокамп играет важную роль в пространственной ориентации . Так известно, что в гиппокампе есть области нейронов, под названием пространственные нейроны, которые чувствительны к определенным пространственным местам. Гиппокамп обеспечивает пространственную ориентацию и запоминание определенных мест в пространстве.

Патологии гиппокампа

Не только такие возрастные патологии, как (для которых разрушение гиппокампа является одним из ранних признаков заболевания) оказывают серьезное воздействие на многие виды восприятия, но даже обычное старение связано с постепенным снижением некоторых видов памяти, в том числе эпизодической и краткосрочной памяти. Так как гиппокамп играет важную роль в формировании памяти, ученые связывают возрастные расстройства памяти с физическим ухудшением состояния гиппокампа . Первоначальные исследования обнаруживали значительную потерю нейронов в гиппокампе у пожилых людей, но новые исследования показали, что такие потери минимальны. Другие исследования показывали, что у пожилых людей происходит значительное уменьшение гиппокампа, но вновь проведенные аналогичные исследования такой тенденции не нашли.

Особенно хронический, может приводить к атрофии некоторых дендритов в гиппокампе. Это связано с тем, что в гиппокампе содержится большое количество глюкокортикоидных рецепторов . Из-за постоянного стресса стероиды, обусловленные им влияют на гиппокамп несколькими способами: снижают возбудимость отдельных нейронов гиппокампа, ингибируют процесс нейрогенеза в зубчатой извилине и вызывают атрофию дендритов в пирамидальных клетках зоны CA3. Проведенные исследования показали, что у людей, которые переживали длительный стресс атрофия гиппокампа была значительно выше других областей мозга . Такие негативные процессы могут приводить к депрессии и даже к шизофрении . Атрофия гиппокампа наблюдалась у пациентов с синдромом Кушинга (высокий уровень кортизола в крови).

Эпилепсия часто связывается с гиппокампом. При эпилептических припадках часто наблюдается склероз отдельных областей гиппокампа.

Шизофрения наблюдается у людей с аномально маленьким гиппокампом . Но до настоящего времени точная связь шизофрении с гиппокампом не установлена. В результате внезапного застоя крови в областях мозга может возникать острая амнезия, вызванная ишемией в структурах гиппокампа .

Материалы по теме:

Дар новых целителей, исцеляющих с помощью энергий

Дар новых целителей, исцеляющих с помощью энергий Ли Кэрролл: По мере того, как мы сдвигаемся на планете в новые энергии и новые парадигмы, нуждается в...

Шестое чувство: как мозг реагирует на магнитное поле

Шестое чувство: как мозг реагирует на магнитное поле Человеческий мозг реагирует на магнитное поле Многие животные способны чувствовать магнитное поле, и, возможно, в ряду этих животных...

Звук и свет исцеляет Болезнь Альцгеймера

Звук и свет исцеляет Болезнь Альцгеймера Звук определённой частоты помогает мозгу бороться с нейродегенеративными процессами. О том, что свет может стать оружием в борьбе против болезни...

Отношения мужчины и женщины

Отношения мужчины и женщины Физиология человека, предполагает между полами интимность отношений, которые создают их крепость, связывая определенными чувствами взаимности, создавая смысловую трактовку действиям, проявляя чувства, ...

Связь с дельфинами. Между дельфинами и человеческой жизнью на Земле есть связь

связь с дельфинами Связь с дельфинами. Между дельфинами и человеческой жизнью на Земле есть связь Интервью Дэвида Уилкока с Питом Питерсоном Д.У.: Добро...