Слабое сердце. Больное сердце: скрытые признаки. Повышенная утомляемость, усталость

Впервые повесть Федора Михайловича Достоевского «Слабое сердце» была опубликована в 1848 году в журнале «Отечественные записки», а в 1865 – выпущена отдельным изданием. В чем же суть этого произведения, заставляющего сердце сжиматься от боли за героя Васю Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»? Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно проанализировать сюжет и описать характер каждого из героев.

Аркадий, видя все происходящее, пытается отвлечь друга, просит его отдохнуть, но Вася не прислушивается к мудрым словам.

Однажды они решают посетить Лизу. По дороге заходят в магазин и покупают очень красивый чепчик. Визит Васи и Аркадия в гости оказывается удавшимся. Все, включая старушку из семьи Лизоньки Артемьевой, очень рады, подарок понравился, но чрезмерные похвалы приводят Василия в возбуждение. Он, не привыкший к такому неожиданному счастью, испытывает смятение. Такое неуравновешенное состояние, близкое к нервному срыву, замечает Аркадий и очень переживает за друга. К тому же, он узнает, что переписать Шумкову осталось еще целых шесть тетрадей, и Вася явно не успевает сделать работу в срок.

Чувство вины Василия перед начальником усиливается, и он решает во что бы то ни стало «ускорить перо». Увы, такое перенапряжение дает о себе знать: одна из бессонных ночей оказалась роковой – проснувшись, Аркадий видит, что его лучший друг, вместо того, чтобы переписывать текст, просто водит сухим пером по бумаге, и в ужасе понимает, что он сошел с ума. Оставленный без присмотра Василий, пока Аркадий бросился на поиски врачей, уходит в департамент, чтобы объясниться со своим благодетелем Юлианом Мастаковичем. Увидев обезумевшего подчинённого и узнав причину несчастья, начальник сокрушённо восклицает: «Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было неважное и вовсе не спешное. Так-таки, не из-за чего, погиб человек! Что ж, отвести его!…»

Конец повести плачевный – Васю увозят в сумасшедший дом, а Лиза выходит замуж за другого, но в душе горько плачет о невосполнимой потере.

Вася Шумков: погибший из «благодарности»

Что двигает этим героем произведения, когда он приходит в восторг от любой, даже незначительной мелочи? Вася, привыкший к унижению и подчинению сильным, не может принять факт простого человеческого счастья, которого он, по ложному убеждению, недостоин. С одной стороны любовь к девушке окрыляет его, заставляя трепетать и восторгаться, с другой – мучает необъяснимое чувство вины перед «благодетелем»: он должен сделать срочную работу, но не успевает, хотя тот заплатил ему наперед. Этот комплекс неполноценности, выработанный годами, сковывает действия Васи, не давая поверить в то, что он имеет право на хорошую жизнь без каких-либо условий, ведь он не виноват, что судьба, наконец, повернулась лицом, подарив неожиданные радости. Заниженная самооценка приводит к страшным последствиям: герой лишается рассудка вследствие психологического разлада. На вопрос Юлиана Мастаковича, отчего же он с ума сошел, Аркадий Иванович отвечает «Из благодарности». Казалось бы, парадокс, но увы, Васе не удалось справиться с собственными чувствами, бушевавшими в нем.

Предлагаем вашему вниманию где можно найти описание самых известных книг легендарного классика.

Аркадий Иванович Нефедевич

Этот действующий персонаж на протяжении повести выступает в образе увещевателя и покровителя лучшего друга, которого любит всем сердцем. Недаром в начале он, услышав о предстоящей женитьбе, принимает это как бы не серьезно, берет Васю на руки и делает вид, что убаюкивает. Но потом разбирается в ситуации, и всем сердцем радуется за друга, которому, наконец, улыбнулось счастье.

Аркадий – необыкновенно чувствителен, но вместе с тем и практичен: переживает за Васю, разделяет с ним восторг, но предлагает рассмотреть и другую сторону дела. «Чем же ты жить-то будешь?» – спрашивает он.

У Аркадия доброе сердце. Он сострадает другу, утешает, старается направить его мысли в правильное русло, понимает радость первой любви и волнуется, когда тот терпит неудачи. Стремление уберечь товарища от несчастья (Нефедевич чувствует, что работа ночами без отдыха может обернуться бедой) заканчивается провалом: последствия волнений, недосыпания и нервного перенапряжения оказываются для Василия намного хуже, чем Аркадий Иванович мог предположить.

Благодетель Юлиан Мастакович

Это важный чиновник, который является героем нескольких ранних повестей Федора Михайловича Достоевского. На первый взгляд, кажется, что он хороший человек, помогающий другим, но присмотревшись внимательнее, можно понять, что за внешней добродетелью прячется стремление к выгоде.

Юлиан Мастакович – пресыщенный, богатый сластолюбец, однако, его уважает и боится Вася Шумков. Бедный подчиненный безмерно благодарен судьбе за такого доброго человека и не понимает, что «благодетель» безжалостно его использует.

Отчество Мастакович несет смысловую нагрузку (одно из значений слова «мастак», по В.И. Далю, - дошлый делец).

Лиза Артемьева

Лизонька – объект воздыхания Васи. После того, как её бросил жених, Лиза обратила внимание на влюбленного в нее Шумкова и ответила взаимностью, согласившись выйти замуж. Это добрая девушка, которой, к сожалению, пришлось пережить немало горя: сначала предательство одного мужчины, затем сумасшествие другого. Увы, надеждам на счастливую жизнь с любимым Васей не суждено было сбыться. Артемьева вышла замуж, но тоска по прошлому вызывала слезы: героиня произведения говорит окружающим, что счастлива, однако последнее предложение повести открывает ее истинное настроение: «…Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтоб скрыть от людей свое горе…»

Молодые люди редко думают о своем сердце. И напрасно. Во-первых, каждый молодой человек стареет. Тогда и проявляются максимально активно все ошибки, совершенные по отношению к своему здоровью в молодом возрасте. Во-вторых, болезни сердца молодеют. Проблемы диагностируются уже в юности. А после тридцати пяти лет диагноз ставится каждому десятому. Поговорим о слабом сердце. Заболевании, нарушающим привычный ритм и представляющим реальную угрозу для жизни пациента.

Причины слабого сердца

1. Основная причина – это нарушение кровообращения. Сосуд, доставляющий к сердечной мышце питательные вещества и кислород, закупоривается. В результате погибают клетки миокарда. Нормальная ткань замещается рубцовой.

2. Вторая по частотности причина – повышенное артериальное давление. В течение многих лет сердечная мышца вынуждена работать в усиленном режиме. Ведь ей приходится качать кровь под значительным сопротивлением. В результате мышца становится больше и крепче. Соответственно, ей нужно больше питания. А получить его она не может. Так как кровеносные сосуды отстают от сердечной мышцы в развитии. Недостаток питания рано или поздно приводит к снижению активности мышцы. Она уже не может хорошо качать кровь.

3. Повышенный сахар в крови – еще одна причина развития слабого сердца. Все диабетики входят в группу риска. Высокий сахар способствует отложению холестерина в кровеносных сосудах, ускоряет процесс отмирания сердечной мышцы.

Факторы риска:

1. Курение.

Сердцу заядлого курильщика приходится работать не в лучших условиях. В организме из-за табачного дыма не хватает кислорода. Поэтому сердечная мышца вынуждена работать активнее, сверх нормы. Так сердце старается предотвратить кислородный голод. Более того, сам мотор испытывает голод. Ведь курение влияет на здоровье сосудов.

2. Ожирение.

У людей с лишним весом ослаблены мышцы. В том числе, и сердечная. А ей приходится много работать. Большому человеку требуется перегонять больше крови. Ситуацию усугубляет закупоренность сосудов холестериновыми бляшками, которая характерна для людей с ожирением.

3. Употребление алкоголя.

С алкоголем сердце получает изрядную дозу токсинов. Плюс головной мозг сигнализирует об отравлении организма. И сердце вынуждено включиться в работу по очищению крови. Стучит оно чаще и сильнее, стараясь перекачать больше крови.

4. Злоупотребление возбуждающими нервную систему напитками.

Кофе, крепкий зеленый чай, энергетики – все это искусственно увеличивает частоту сердечных сокращений.

5. Малоподвижный образ жизни.

Сердечная мышца, как и любая другая, нуждается в постоянной тренировке. Кардиотренировки – бег, плавание, катание на лыжах и на велосипеде, спортивные игры.

6. Неправильное питание.

Это злоупотребление солью и животными жирами. Подобные продукты приводят к образованию атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах. А лишняя соль становится причиной задержки жидкости в организме. Отсюда – увеличение объема крови и вынужденная перегрузка сердца.

7. Не вовремя вылечиваемые инфекции.

Клиническая картина слабого сердца

Как распознать опасную болезнь?

Тревожные сигналы, которые должны заставить Вас пойти к врачу:

  • боли любого характера в области сердца;
  • одышка даже при незначительных нагрузках, вялость и повышенная утомляемость;
  • тахикардия, ускоренный, не ритмичный пульс;
  • отечность нижних конечностей к концу рабочего дня;
  • плохое настроение, раздражительность;
  • бессонница.

Слабое сердце нельзя лечить самостоятельно. И оставлять без внимания данные симптомы тоже нельзя. Болезнь склонна к прогрессированию и осложнениям.

Признаки, при появлении которых нужно вызвать скорую помощь:

резкое и сильное побледнение лица либо покраснение такого же характера;

  • нет возможности вдохнуть полной грудью;
  • внезапно появляются проблемы с речью
  • обморок;
  • неспособность отвечать на вопросы окружающих, замедленная реакция;
  • внезапное помутнение взгляда;
  • учащение пульса, но ощущается он слабо.

И еще: самое эффективное лечение – это профилактика. Минимизировав влияние факторов риска, можно избежать серьезных проблем с сердцем.

Федор Михайлович Достоевский

Слабое сердце

Под одной кровлей, в одной квартире, в одном четвертом этаже жили два молодые сослуживца, Аркадий Иванович Нефедевич и Вася Шумков… Автор, конечно, чувствует необходимость объяснить читателю, почему один герой назван полным, а другой уменьшительным именем, хоть бы, например, для того только, чтоб не сочли такой способ выражения неприличным и отчасти фамильярным. Но для этого было бы необходимо предварительно объяснить и описать и чин, и лета, и звание, и должность, и, наконец, даже характеры действующих лиц; а так как много таких писателей, которые именно так начинают, то автор предлагаемой повести, единственно для того, чтоб не походить на них (то есть, как скажут, может быть, некоторые, вследствие неограниченного своего самолюбия), решается начать прямо с действия. Кончив такое предисловие, он начинает.

Вечером, накануне Нового года, часу в шестом, Шумков воротился домой. Аркадий Иванович, который лежал на кровати, проснулся и вполглаза посмотрел на своего приятеля. Он увидал, что тот был в своей превосходнейшей партикулярной паре и в чистейшей манишке. Это, разумеется, его поразило. «Куда бы ходить таким образом Васе? да и не обедал он дома!» Шумков между тем зажег свечку, и Аркадий Иванович немедленно догадался, что приятель собирается разбудить его нечаянным образом. Действительно, Вася два раза кашлянул, два раза прошелся по комнате и, наконец, совершенно нечаянно выпустил из рук трубку, которую было стал набивать в уголку, возле печки. Аркадия Ивановича взял смех про себя.

– Вася, полно хитрить! – сказал он.

– Аркаша, не спишь?

– Право, наверно не могу сказать; кажется мне, что не сплю.

– Ах, Аркаша! здравствуй, голубчик! Ну, брат! ну, брат!.. Ты не знаешь, что я скажу тебе!

– Решительно не знаю; подойди-ка сюда.

Вася, как будто ждал того, немедленно подошел, никак не ожидая, впрочем, коварства от Аркадия Ивановича. Тот как-то преловко схватил его за руки, повернул, подвернул под себя и начал, как говорится, «душить» жертвочку, что, казалось, доставляло неимоверное удовольствие веселому Аркадию Ивановичу.

– Попался! – закричал он. – Попался!

– Аркаша, Аркаша, что ты делаешь? Пусти, ради бога, пусти, я фрак замараю!..

– Нужды нет; зачем тебе фрак? зачем ты такой легковерный, что сам в руки даешься? Говори, куда ты ходил, где обедал?

– Аркаша, ради бога, пусти!

– Где обедал?

– Да про это-то я и хочу рассказать.

– Так рассказывай.

– Да ты прежде пусти.

– Так вот нет же, не пущу, пока не расскажешь!

– Аркаша, Аркаша! да понимаешь ли ты, что ведь нельзя, никак невозможно! – кричал слабосильный Вася, выбиваясь из крепких лап своего неприятеля. – Ведь есть такие материи!..

– Какие материи?..

– Да такие, что вот о которых начнешь рассказывать в таком положении, так теряешь достоинство; никак нельзя; выйдет смешно – а тут дело совсем не смешное, а важное.

– И ну его, к важному! вот еще выдумал! Ты мне рассказывай так, чтоб я смеяться хотел, вот как рассказывай; а важного я не хочу; а то какой же ты будешь приятель? вот ты мне скажи, какой же ты будешь приятель! а?

– Аркаша, ей-богу, нельзя!

– И слышать не хочу…

– Ну, Аркаша! – начал Вася, лежа поперек кровати и стараясь всеми силами придать как можно более важности словам своим. – Аркаша! я, пожалуй, скажу; только…

– Ну что!..

– Ну, я помолвил жениться!

Аркадий Иванович, не говоря более праздного слова, взял молча Васю на руки, как ребенка, несмотря на то что Вася был не совсем коротенький, но довольно длинный, только худой, и преловко начал его носить из угла в угол по комнате, показывая вид, что его убаюкивает.

– А вот я тебя, жених, спеленаю, – приговаривал он. Но, увидя, что Вася лежит на его руках, не шелохнется и не говорит более ни слова, тотчас одумался и взял в соображение, что шутки, видно, далеко зашли; он поставил его среди комнаты и самым искренним, дружеским образом облобызал его в щеку.

– Вася, не сердишься?..

– Аркаша, послушай…

– Ну, для Нового года.

– Да я-то ничего; да зачем же ты сам такой сумасшедший, повеса такой? Сколько я раз тебе говорил: Аркаша, ей-богу не остро, совсем не остро!

– Ну, да не сердишься?

– Да я ничего; на кого я сержусь когда! Да ты меня огорчил, понимаешь ли ты!

– Да как огорчил? каким образом?

– Я шел к тебе как к другу, с полным сердцем, излить перед тобой свою душу, рассказать тебе мое счастие…

– Да какое же счастие? что ж ты не говоришь?

– Ну, да я женюсь-то! – отвечал с досадою Вася, потому что действительно немного был взбешен.

– Ты! ты женишься! так и вправду? – закричал благим матом Аркаша. – Нет, нет… да что ж это? и говорит так, и слезы текут!.. Вася, Васюк ты мой, сыночек мой, полно! Да вправду, что ль? – И Аркадий Иванович бросился к нему снова с объятиями.

– Ну, понимаешь, из-за чего теперь вышло? – сказал Вася. – Ведь ты добрый, ты друг, я это знаю. Я иду к тебе с такою радостью, с восторгом душевным, и вдруг всю радость сердца, весь этот восторг я должен был открыть, барахтаясь поперек кровати, теряя достоинство… Ты понимаешь, Аркаша, – продолжал Вася, полусмеясь, – ведь это было в комическом виде: ну, а я некоторым образом не принадлежал себе в эту минуту. Я же не мог унижать этого дела… Вот еще б ты спросил меня: как зовут? Вот, клянусь, скорей убил бы меня, а я бы тебе не ответил.

– Да, Вася, что же ты молчал! да ты бы мне все раньше сказал, я бы и не стал шалить, – закричал Аркадий Иванович в истинном отчаянии.

– Ну, полно же, полно! я ведь так это… Ведь ты знаешь, отчего это все, – оттого, что у меня доброе сердце. Вот мне и досадно, что я не мог сказать тебе, как хотел, обрадовать, принесть удовольствие, рассказать хорошо, прилично посвятить тебя… Право, Аркаша, я тебя так люблю, что, не будь тебя, я бы, мне кажется, и не женился, да и не жил бы на свете совсем!

Аркадий Иванович, который необыкновенно был чувствителен, и смеялся, и плакал, слушая Васю. Вася тоже. Оба снова бросились в объятия и позабыли о бывшем.

– Как же, как же это? расскажи мне все, Вася! Я, брат, извини меня, я поражен, совсем поражен; вот точно громом сразило, ей-богу! Да нет же, брат, нет, ты выдумал, ей-богу выдумал, ты наврал! – закричал Аркадий Иванович и даже с неподдельным сомнением взглянул в лицо Васи, но, видя в нем блестящее подтверждение непременного намерения жениться как можно скорее, бросился в постель и начал кувыркаться в ней от восторга, так что стены дрожали.

– Вася, садись сюда! – закричал он, усевшись, наконец, на кровати.

– Уж я, братец, право, не знаю, как и начать, с чего!

Оба в радостном волнении смотрели друг на друга.

«Слабое сердце» - это повесть Федора Михайловича Достоевского, которая была опубликована в 1848 г. в журнале "Отечественные записки". В 1865 году она была выпущена отдельным изданием.

«Слабое сердце» (Достоевский): краткое содержание

Герой «Слабого сердца» Вася Шумков — молодой и незначительный чиновник в каком-то правительственном департаменте в Петербурге. Он рос в бедной семье, к тому же он еще и кривобок, сознание того, что он хуже других, глубоко укоренилось в нем.

Однако в недавнее время на Васю обратил благосклонное внимание Юлиан Мастакович, его начальник. Василий и не знает даже, как отблагодарить за оказанную ему незаслуженную честь. Кроме того, бедная, но добрая девушка Лиза тоже вдруг отнеслась к нему с благосклонностью, и молодые люди должны вскоре сыграть свадьбу.

Но добрых вестей чересчур много, и за ними скрывается западня. Вася, не обладающий никакими достоинствами и вдобавок кривобокий, до сих пор знал только презрение, а теперь вдруг приближается к настоящему счастью — женитьбе. Свалившееся на него счастье и участливое отношение вызывают в нем угрызения совести и ужас. Его чувствительная натура такова, что в его робком сердце эти угрызения становятся все острее и острее.

Беспокойство Васи, обусловленное нежданным счастьем, к которому он «не привык», достигает немыслимых пределов, работа по перебеливанию документов, порученная Юлианом Мастаковичем, валится у него из рук. Его мучает чувство страшной вины, оттого что он не сможет закончить в срок работу, порученную ему его благодетелем. Васино сердце истерзано, он не может спокойно усидеть ни минуты. Он с беспокойством думает: я не заслужил этого счастья, я чувствую это, я знаю это каждой клеточкой своего тела, отчего случилось так, что я сделал для этого... Словом, Вася совершенно теряется и, в конце концов, трогается умом—от благодарности за свалившееся на него счастье.

Анализ повести «Слабое сердце»

В этой повести Достоевский еще раз пытается разобраться в сердце безответного человека — как это он уже проделал с Голядкиным из «Двойника». На службе Голядкин подвергается остракизму, никто не считается с ним, он страдает от комплекса неполноценности, ему кажется, что враги преследуют его, страхи одолевают и заставляют страдать, и в результате наступает помешательство. То есть в причинах безумия Голядкина лежат вполне резонные основания.

Что до Васи Шумкова, то к нему по-доброму относится начальник, он любим хорошей девушкой, но он все равно сходит с ума — потому, что считает себя недостойным такого счастья. То есть причины безумия Голядкина и Шумкова — разные, но в них есть и общее: оба героя не могут справиться с неожиданной для них ситуацией.

Достоевский считает, что есть такие люди, для которых счастье может трансформироваться в ужас и боль. И в «Хозяйке» Достоевский говорит, имея в виду Катерину: «Дай ему волюшку, слабому человеку, — сам ее свяжет, назад принесет».

Иными словами, Достоевский делает такое открытие: у человека есть привычное и уютное положение, и если оно резко нарушается — к лучшему или худшему, —то душа человека разрушается. Это свое открытие Достоевский пытался приложить в своих произведениях к самым разным людям. Настасья Филипповна из «Идиота» — это повторный «выход» Катерины из «Хозяйки» (Достоевский любил притчу «Нового завета» о Христе, спасающем блудницу, но знал, что эта мечта заканчивается ничем).

Вот обладатель «слабого сердца», на которого обрушилось счастье — что с ним будет? Справится ли он? Проведем такой эксперимент! Именно из такого интереса Достоевский и приступил к написанию «Слабого сердца». Вася, на которого обрушивается счастье, полон самых серьезных сомнений: нельзя, чтобы был счастлив только я один, это преступление; когда я женюсь, не хочу, чтобы на свете оставался хоть один несчастливец; не хочу быть счастлив в одиночку.

«Хочу, чтобы все были счастливы» — такова молитва Достоевского, которую он почерпнул из лозунгов владевшего им «социализма». Достоевский заставляет Васю выговаривать свои мысли, но тот выговаривает их с болью. Лозунг загоняет Васю в угол и уничтожает. Отчего так? Зачем это было нужно Достоевскому?

Достоевскому был близок радикальный идеал «всеобщего счастья». Его желание было настолько всеобъемлющим и горячим, что он боялся сделать счастливым одного-единственного маленького человека. Сердце мечтателя Достоевского находилось во власти грандиозного идеала, и когда единственный экземпляр этого идеала был близок к осуществлению, Достоевский в нервическом порыве уничтожал возможность этого осуществления — вот такой странной психологией он обладал. И в «Белых ночах», и в «Записках из подполья» Достоевский настойчиво выводит на сцену мечтателя, стремящегося к прекрасной дружбе, но когда до идеала становится рукой подать, он внезапно скрывается и отнимает у себя возможность такой дружбы. Писатель говорит нам, что идеал, покуда он остается мечтой, — сладок, но когда он уже готовится к своему осуществлению, для мечтателя, который «не привык к действительности», он становится невыносим.

Вот пример поэта другой страны. Рильке верил в идеальную любовь к женщине, которая была от него далеко. Когда читаешь его «Записки Мальте Лауридса Бригге», понимаешь, что любящие друг друга люди только воображают встречу и соединение; вместе со страстным предчувствием счастья Рильке одолевают и предчувствия того, что он лишится свободы, что встреча окажется обманом. И Достоевский руководствовался такой же логикой.
Похоже, что при написании «Слабого сердца» Достоевский находился под влиянием гоголевской «Женитьбы». Главной темой этой пьесы выступают достижение счастья и страх. Когда близится время свадьбы, жениха Подколесина одолевает предвкушение счастья, но вместе с тем усиливается и его страх; и когда страх становится нестерпим, герой сбегает через окно с места свадебной церемонии. Васю Шумкова тоже преследует ужас от возможного счастья, и он «сбегает» в сумасшедший дом.

В «Слабом сердце» выведен еще один значимый персонаж — Аркадий Нефедевич. Когда мы рассуждаем о нем, следует непременно вспомнить тот петербургский пейзаж, который открывается перед его глазами после того, как он проводил своего друга Васю в психиатрическую лечебницу. В «Петербургских сновидениях...» Достоевский почти в тех же выражениях описывает открывающийся ему почти с того же самого места закатный Петербург, наблюдаемый им через реку. О чем же говорит нам этот призрачный вид?
В первой части описания город предстает в мистическом виде. За открывающимся реальным пейзажем писателю чудится другой свет, другое пространственное измерение. Перед Аркадием (Достоевским), стоящим на берегу Невы, находится огромный занавес, на котором изображено огромное пространство города. Но вот сгущаются сумерки, и за медленно поднимающимся занавесом тревожное воображение грозит не обнаружить ничего. Или же оно предчувствует, что пейзаж перед глазами — обман и морок. Или же этот занавес видится тонкой вуалью, за которой скрывается совсем другой мир... Таково уникальное видение Достоевского. Достоевский неоднократно обращался к «видению на Неве» не потому, что он много раз наблюдал этот пейзаж. Нет, дело в том, что в его тело было вмонтировано принимающее устройство с тонкой подстройкой, с помощью которого он постоянно ловил сигналы, исходящие от мира «за занавесом».

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский рассказывает о посещении лондонской Всемирной выставки, он наблюдает за десятками тысяч людей, которых всасывает огромный дворец, и писатель замечает, что «Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, воочию совершающееся». И здесь мы тоже имеем дело с такой же зрительной галлюцинацией. В «видении на Неве» присутствует сильное ощущение иллюзорности происходящего. Видимо, это является отражением восприятия российской интеллигенцией бытия как явления призрачного.

И сам Достоевский, и его друзья и знакомые получили высшее образование, их головы были полны идеями, порожденными Западом, но сами они были бедными интеллигентами, у которых не было никаких возможностей для осуществления этих идей на практике. Герои «Петербургской летописи», «Хозяйки», «Белых ночей», «Записок из подполья» и других произведений говорят нам: у нас нет ни материальных средств, ни связей, и потому у нас нет возможности обеспечить себе достойное существование; мы можем стать лишь мелкими чиновниками, низшими военными чинами, учителями или же литературными поденщиками, заискивающими перед издателем; мы — люди бедные и бессильные. Словом, эти люди обладают пораженческим сознанием.

В том же ряду и герои «Слабого сердца». Когда Аркадий наблюдает за вечерней Невой, ему открывается причина, по которой бедный Вася сошел с ума и не смог выдержать груз своего счастья. И эта причина открылась ему потому, что и Вася, и сам Аркадий ясно понимали свое бессилие.

Все эти люди ощущают себя порождением Петербурга, фантастического морока этого города, воздвигнутого по своевольному приказу на болотах в устье Невы. Они мечтают действовать и приносить пользу этой ныне процветающей столице, но их мечты и есть морок, они сами — фрагмент фантазии, они живут в призрачном городе, словно бесплотные тени, и в то же время они отдают себе отчет в своей житейской тяжкой доле и страдают.

В эпизоде, когда Аркадий смотрит на призрачную Неву, есть еще один момент, который требует истолкования. Аркадий как будто бы слышит какое-то страшное предсказание и вдруг становится другим человеком — утрачивая всю свою веселость. Казалось бы: что тут могло такого случиться? Человек смотрит на вечерний Петербург, который он видел много раз, и вдруг весь характер его переменяется. Нет ли здесь излишней литературщины? Что странного увидел Аркадий, что он сумел прозреть? Почему «он сделался скучен и угрюм и потерял всю свою веселость»? Казалось бы, это требует объяснения. Но Достоевскому объяснения не нужно. Сказанного ему достаточно — повествование закончено.

Достоевский говорит нам: одно созерцание пейзажа способно потрясти человека и нанести ему удар; внезапное ощущение может заставить его почувствовать, что и он сам, и весь его мир вдруг стали другими. Именно это произошло с Аркадием.

Вот человек узнал что-то неприятное — и настроение у него испортилось; вот ему сообщили что-то радостное — и он просветлел... То же самое и с пейзажем. Внутренняя жизнь Достоевского была чрезвычайно интенсивна и тонка, она управляла им; его преследовали галлюцинации, и перемены в настроении влекли за собой решительные изменения в самом мировосприятии. Поэтому Достоевскому не требуются никакие объяснения, он просто сообщает нам о своем обыденном опыте.

Раскольников и Свидригайлов из «Преступления и наказания», Аркадий Долгорукий из «Подростка», Мышкин из «Идиота», Вельчанинов из «Вечного мужа» — все они похожи на Аркадия из «Слабого сердца». Они точно так же прозревают рождение нового мира и имеют опыт резких перемен в своем характере. Для этого не нужно, чтобы случилось что-то ужасное, вполне достаточно спокойно смотреть на закатное солнце, находясь в его косых лучах, и вдруг ощутить переход от радости к депрессии, от смутного состояния души к просветленности.

Работа слабого сердца влияет на весь организм. Диабетики подвержены опасности вдвойне.

Его ноги отекли, они болят. Пройдя сто метров, он задыхается и с трудом говорит. У Детлефа Доле слабое сердце, как и у 1,2 миллиона людей в Германии. Многие даже не подозревают о своем заболевании или списывают недуг на избыточный вес или просто на возраст.

Дата: 01.01.1970


Многие люди недооценивают серьезность сердечной недостаточности. И напрасно, так как средняя продолжительность жизни у людей со слабым сердцем меньше, чем у некоторых больных раком. Двойную опасность этот недуг представляет для диабетиков.

Наиболее частой причиной слабого сердца является нарушение кровообращения, примерно как после перенесенного инфаркта. Если сосуд, по которому к сердечной мышце поступают кислород и питательные вещества, закупорен, то клетки миокарда погибают. Нормальная ткань на этом участке сердечной мышцы замещается рубцовой, и сюда прекращается подача кислорода.

Второй причиной сердечной недостаточности является высокое кровяное давление. Представьте себе, что сердечная мышца на протяжении многих лет качает кровь под большим сопротивлением - естественно, она становится толще и крепче. Но более сильная мышца нуждается и в усиленном питании, чего ей не хватает, поскольку кровеносные сосуды отстают в развитии. "Голодная" мышца все хуже справляется с работой, сосуды медленнее наполняются кровью, значит, все органы и ткани человека, включая головной мозг, почки, хуже снабжаются кислородом и питательными веществами.

КАК ВЛИЯЕТ САХАР НА МЫШЕЧНЫЕ КЛЕТКИ?

Повышенный сахар в крови способствует отложению холестерина в сосудах и образованию атеросклеротических бляшек, что ведет к инфаркту миокарда. Кроме того, ученые полагают, что диабет непосредственно вредит клеткам сердечной мышцы. Теоретически повышенное количество сахара и жирных кислот в крови ускоряет процесс отмирания мышечных клеток или способствует тому, что они заменяются нефункциональной соединительной тканью.

ОТКАЗ, ИМЕЮЩИЙ БОЛЬШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Последствия слабого сердца на организм можно увидеть на нашем графике. Слабый "насос" меньше работает. Органы, связанные с работой сердца, такие как головной мозг, мышцы или почки, хуже снабжаются кровью. Человек при этом чувствует усталость и слабость. Подняться вверх по лестнице для него очень трудно. Задержка крови в легких приводит к одышке, поначалу только при физических нагрузках, а по мере прогрессирования болезни и в состоянии покоя.

Особую угрозу для жизни представляет отек легкого: вследствие внезапного ухудшения работы сердца в легочных альвеолах собирается так много жидкости, что это препятствует дыханию. В этом случае спасти человека может только неотложная помощь врача-реаниматолога или экстренное хирургическое вмешательство. Скопление крови перед сердцем характеризуется следующими симптомами: ноги отекают, так как из переполненных вен жидкость поступает в ткани. Ночью, в положении лежа, когда нагрузка на сердце снижается, жидкость возвращается в капиллярное русло, оттуда в артерии, и в то же время кровь лучше поступает в почки. Это объясняет частые ночные позывы на мочеиспускание, чем страдают многие пациенты со слабым сердцем.

Однако не только ноги, но и внутренние органы, такие как печень и селезенка, могут отекать. В тяжелых случаях жидкость скапливается в органах брюшной полости, увеличиваются размеры печени, ухудшается ее функция, что может привести к нарушениям свертываемости крови и к развитию желтухи.

Изменения в сердечной мышце можно остановить, замедлить их развитие, своевременно распознав заболевание.

ДИАГНОЗ ЧЕРЕЗ УЛЬТРАЗВУК

Существуют различные медикаменты, которые благоприятно влияют на работу слабого сердца. Какую комбинацию и дозу приема врачу выбрать, зависит, среди прочего, и от результатов эхокардиографии - обследования сердца ультразвуком. Врачу это может, например, сказать о том, утолщена ли сердечная мышца, насколько изменены размеры сердца и сколько крови перекачивается с каждым ударом.

Результаты эхокардиографии являются решающими для выбора метода лечения. Так, если сердце увеличено, то уменьшить его можно с помощью мочегонных таблеток. При отечности стенки сердца назначают препараты, которые замедляют ритм сокращений и тем самым дают сердцу возможность заполняться кровью за больший промежуток времени. Чаще всего врач выписывает несколько медикаментов, но общее у них только одно: они не способны вылечить сердечную недостаточность, а лишь облегчают (снимают) симптомы и препятствуют дальнейшему развитию болезни.