Как мы победили боязнь летать на самолетах раз и навсегда! Как побороть страх полёта. Проверенные способы

Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать - разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.

Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы - области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?

«Самолёт - самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например ) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.

К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах - в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.

Узнайте больше об авиации

Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы , что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья - это нормально и даже хорошо , потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.

Алексей Герваш

Узнать как можно больше об объекте своего страха - это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины - это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.

Перестаньте думать, что вы контролируете всё

«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить - нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали - полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.

Попытайтесь понять свой организм

Помните о том, что полёт для вашего организма - это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.

Или сильное сердцебиение и дрожь в ногах. Вам может показаться, что с вами что-то не так, может накрыть паника. Здесь тоже лучше отдавать себе отчёт в том, что дрожь в коленях и сердцебиение - это реакция организма на выброс адреналина. Организм реагирует на угрозу (причём неважно, реальная это угроза или придуманная вами) и считает, что с угрозой нужно драться или убегать от неё, поэтому дыхание учащается. Чтобы облегчить это состояние или, по крайней мере, не ухудшить его, нужно закрыть глаза, откинуться на спинку кресла и сделать простое дыхательное упражнение. Вдох на четыре счёта, задержка дыхания на четыре счёта и выдох - тоже на четыре счёта. Справиться с аэрофобией это не поможет. Но поможет снять приступ паники здесь и сейчас.

Не совершайте этих ошибок

Не делайте тех вещей, которые, кажется, могут помочь, но на самом деле только усиливают вашу аэрофобию.

  • не пытайтесь спастись от страха с помощью алкоголя или снотворного;
  • не просиживайте часы в Интернете в поисках информации о катастрофах;
  • не придумывайте себе приметы.

Алексей Герваш

пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха»

На первых этапах человек, в принципе, может справиться с аэрофобией самостоятельно. Книги почитать, узнать, как летают самолёты. Научиться правильно дышать и не концентрироваться на негативных мыслях. Но очень часто люди совершают все мыслимые и немыслимые ошибки и только ухудшают ситуацию. Чем, например, плох алкоголь. Выпивая (или принимая какие-то снотворные препараты), вы как будто устраняете себя из той среды, в которой находитесь. К следующему разу в вашем мозгу уже формируется определённая картина: раз вам нужны были методы, чтобы устраниться из этого места, значит, это место плохое. И аэрофобия усиливается. Ещё одна ошибка - постоянно искать информацию о катастрофах, расследованиях этих катастроф и примерять всё это на себя. Наш мозг устроен так, что он будет фильтровать информацию, и вы будете концентрироваться только на негативе. А дальше аэрофобы постепенно обрастают приметами – например, ездят в аэропорт только на определённой машине (мол, ездили раньше на ней, и это принесло удачу - не разбились). Всё это в конечном счёте только усугубляет ситуацию.

  • скачайте специальные приложения для аэрофобов.
  • Если вы уже в самолёте и начинаете паниковать

    • не давайте своему телу напрягаться, закройте глаза и сознательно расслабьте мышцы (как при медитации);
    • нормализуйте дыхание с помощью простых дыхательных упражнений;
    • сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях и попробуйте прекратить попытки узнать о ситуации в салоне по лицам стюардесс, а также позвольте себе не следить за звуками, которые издаёт самолёт;
    • мысленно представьте шкалу своей тревожности. Она может быть похожа на термометр или цифры на табло с градацией от одного до десяти. Представляйте, как снижается уровень вашей тревожности на шкале;
    • как только с первые признаки паники удалось ослабить, переключитесь на что-то, что будет занимать ваше внимание - книга, работа, фильм, разговор с соседом или даже просто завтрак.

    Практически каждую минуту в мире взлетают пассажирские самолёты. Однако, как показывает статистика, 70% клиентов авиалиний попросту боятся перелётов. Такая фобия вполне естественна, особенно если вы пользуетесь подобными услугами впервые. Разберёмся вместе, как справиться с распространённой проблемой.

    Почему появляется страх перед полётом

    1. Большинство людей попросту боятся летать на самолёте, такой страх вполне допустим, и имеет место быть. Здесь следует отметить, что некоторые личности справляются со своей фобией вполне успешно. Они её игнорируют либо погружаются в музыку, книгу. Другие люди в большинстве случаев незначительное беспокойство превращают в глобальную проблему, страх. Фобия закладывается глубоко в подсознании.
    2. Причины развития такой проблемы могут быть разнообразны. Некоторым людям боязнь полёта передаётся на генном рефлекторном уровне от предков, которые боялись высоты либо птиц. По этой причине человек неосознанно может пугаться недалеко пролетающий самолёт. Как только авиалайнер поднимается в небо, человеческий организм чувствует ощутимый дискомфорт из-за непривычной обстановки.
    3. В этом случае, если человек на подсознательном уровне подвержен фобиям, страх полёта начинает сильно развиваться и проявляться. Выявляется паника и организм испытывает колоссальный стресс. Человек попросту может не осознавать причину возникновения фобии. Также важно понимать, что большинство людей попросту насмотрятся фильмов про катастрофы и специально начинают развивать в себе страх полёта.
    4. В большинстве случаев люди побаиваются полёта в тот момент, когда процедура происходит впервые в их жизни. Человека может попросту одолевать чувство неизвестности. В некоторых случаях, из-за плохого самочувствия после первого полёта у людей откладывается впечатление не из лучших. От этого начинает развиваться фобия на подсознательном уровне. В любом случае со страхом нужно бороться.

    Симптомы боязни полёта

    1. К сожалению, люди могут страдать не только аэрофобией. Зачастую у некоторых личностей в дополнении к этому прибавляется страх замкнутого пространства и высоты. Также часть людей страдает от негативного чувства незнакомой компании на борту самолёта. Чтобы разобрать во всём, стоит знать, насколько вы боитесь полёта.
    2. Если вы задолго до путешествия начинаете испытывать страх перед полётом, фобия определённо есть и не слабая. Вы начинаете паниковать на пустом месте, представляя весь процесс. Если вы не в силах справиться с фобией и не можете контролировать внутреннюю панику, у вас определённо есть проблема.
    3. Если каждый раз перед заходом на борт вы потребляете достаточное количество алкоголя для успокоения, стоит задуматься. Сюда же можно отнести антидепрессанты и седативные препараты. Фобия также проявляется, если вы каждый раз вцепляетесь в кресло при взлёте и посадке. Зачастую при таком страхе потеют ладони, пальцы попросту впиваются в подлокотники.
    4. Также страх начинает проявляться в том, что вы постоянно обеспокоены. Вы сосредотачиваетесь и внимательно следите за звуком двигателя и его работой. В иллюминаторе вы наблюдаете за какими-либо ненормальными явлениями. Фобия проявляется в особой степени, если вы попадаете в зону турбулентности и мысленно прощаетесь с жизнью.

    Как справиться с фобией

    1. Перед полётом, необходимо заблаговременно настроиться и вооружиться положительными мыслями.
    2. Ни в коем случае перед путешествием не смотрите фильмы о подобных катастрофах и не читайте новостные сводки о крушении самолётов.
    3. Не просматривайте статистику авиа аварий. Поверьте, в автокатастрофах людей гибнет в разы больше.
    4. Чтобы настроиться на полёт психологически, следует заблаговременно пройти регистрацию и попросить кресло подальше от иллюминаторов.
    5. В момент загрузки авиалайнера, вы со спокойной душой можете освоиться на новом месте. Запомните, не берите места в хвосте самолёта. Там в особой степени чувствуется тряска, особенно при турбулентности.
    6. Настоятельно рекомендуется не прибегать к помощи алкоголя и успокоительных средств перед полётом. Такие препараты могут спровоцировать непредсказуемую реакцию.
    7. Чтобы справиться с укачиванием, достаточно вооружиться специальными таблетками либо леденцами направленного действия.
    8. Чтобы фобия не проявляла себя в полной степени, настоятельно рекомендуется отвлечь себя любым доступным способом. Вооружитесь музыкальным плеером с любимыми композициями либо увлекательной книгой.

    Профессиональные методы борьбы с фобией

    1. Проанализируйте свою психоэмоциональную среду. Что тревожит в полётах сильнее всего? Взлёт, посадка, сам путь или его длительность. Найдите хорошего специалиста и назначьте встречу. Изложите психологу все свои страхи и попросите оказать поддержку.
    2. Специалист приложит все силы, чтобы вы смогли перебороть фобию. Вы не обойдётесь одной беседой, потребуется полноценный курс. Со временем полёты будут представляться не так страшно, а скорее, естественно.
    3. Если говорить о профессиональной помощи в борьбе с аэрофобией, в процессе терапии используются тренажёры-стимуляторы. Они позволяют за короткий срок привыкнуть к долгим перелётам, не испытывая страха. Это оборудование хорошо тем, что, будучи на земле, вы чувствуете себя комфортно. Впоследствии данное состояние переносится в полёт по воздуху.
    4. Кроме тренировки на тренажёрах специалист подберёт медикаментозное лечение. Возможно, потребуется пропить курс. Также попросите врача выписать вам препараты, которые можно принимать непосредственно перед взлётом, чтобы комфортнее себя чувствовать.
    5. Таблетки, которые пропишет психотерапевт, условно разделяются на 2 вида. К первому можно отнести препараты накопительного действия, ко второму - быстродействующие. Накопительные принимаются в несколько шагов через определённый промежуток времени. Быстрые действуют сразу, 1 единицы хватает на весь полёт для успокоения.
    6. Медикаментозное лечение осуществляется путём затормаживания нервных импульсов и в виде седативного эффекта. То есть в первом случае подавляется тревожность во время полёта, во втором - человек успокаивается, нормализуется его психоэмоциональная среда.
    7. Стоит понимать, что самостоятельно купить и начать принимать лекарства - это не выход. Врач должен сам провести обследование и назначить (при необходимости) курс седативных или противотревожных средств.
    8. К медикаментам можно быстро привыкнуть, поэтому пить их постоянно крайне не рекомендуется. Достаточно пройти курс и сочетать его с симуляцией полётов на тренажёре, а также другими техниками, которые позволят избавиться от аэрофобии.
    9. Принимать медикаменты можно лишь изредка и в случае крайней необходимости, к примеру, если вы путешествуете раз в год. Старайтесь готовиться к перелёту заблаговременно. За месяц до предполагаемого путешествия пропейте «Глицин» или настой валерьянки.

    Многие люди, которые регулярно смотрят новости, замечают, с какой частотой падают самолёты. Но это только по их мнению. Чтобы не бояться отказа двигателя или других поломок, ознакомьтесь с конструктивными особенностями летающего аппарата.

    Если в очередной раз вам необходимо готовиться к полёту, не переживайте. Благодаря законам физики вы поймёте, что громадный аппарат с множеством пассажиров на борту продержится в воздухе длительное время.

    1. Благодаря мощнейшему двигателю, которым оснащены все современные пассажирские авиалайнеры, самолёт парит среди облаков на протяжении всего времени перевозки.
    2. У самолёта минимум 2 двигателя, поэтому переживать, что один из них сломается, нет смысла. Если мотор №1 по определённым причинам выйдет из строя, второй будет держать вас в воздухе и работать полноценно.
    3. Самолёт парит в небе благодаря крыльям, они прочно прикрепляются к корпусу. Инженеры свели к 0 вероятность того, что крылья при перевозке пассажиров отпадут. Поэтому не переживайте.
    4. В авиалайнерах, которые направлены на перевозку людей, у каждой важной системы управления имеется 3-4 дублёра. Если вдруг главная выйдет из строя, её функции на себя возьмёт новая система.
    5. Все самолёты оснащены автоматической системой пилотирования, которая помогает посадить или поднять лайнер в небо. Пилот выступает в роли вспомогательного звена. Не переживайте за человеческий фактор (что пилот не справится).
    6. Каждый авиалайнер контролируется наземными диспетчерами, которые чётко отслеживают передвижения воздушного судна. Пилот всегда находится на связи, обменивается информацией в связи с изменением погодных условий и может предусмотреть абсолютно всё.
    7. Не пугайтесь зоны турбулентности, пристегните ремни, выпрямите спинку кресла, закройте глаза и включите любимую музыку. Стюардесса или стюард предупредят заранее, что вскоре судно войдёт в турбулентную зону. Благодаря аэродинамике самолёта природное явление не навредит конструкции судна.
    8. Стоит также уточнить, что процесс отбора пилотов, бортпроводников, стюардесс крайне жёсткий. Поэтому не сомневайтесь в профессионализме тех, кто летит с вами на борту. Если они уверены в надёжности «птички», то и вы должны.

    Что будет, если не избавиться от аэрофобии

    1. Если полёт предстоит в ближайшем будущем, человек заранее начинает о нём беспокоиться. Навязчивые мысли не дают сконцентрироваться на главном вплоть до того, что появляется хроническая бессонница или кошмары.
    2. Сильно расшатывается психоэмоциональный фон. Проблемы со сном ведут к раздражительности, срывам, беспричинной злости. Это напрямую отражается на межличностных и деловых отношениях.
    3. Если человек намерено скрывает аэрофобию, желая выглядеть этаким «героем», это ещё хуже. В процессе страх накапливается, превращая мужчину или женщину в зажатую (зашуганную) личность.
    4. На основе фобии развиваются нервные расстройства, а они, в свою очередь, приводят к проблемам с сердечной мышцей, повышению артериального и внутричерепного давления, сбоям в эндокринной системе.
    5. Аэрофоб не может полноценно отдохнуть, потому что каждая подготовка к отпуску сопровождается навязчивыми мыслями.

    Если вы столкнулись с опасениями и боязнью перед полётами сравнительно давно, а путешествовать самолётом приходится постоянно, имеет смысл обратиться за помощью к профессионалам. У каждой фобии есть последствия, поэтому со своими страхами и опасениями необходимо бороться на начальном этапе зарождения.

    Видео: как преодолеть страх полета

    Даже самые смелые люди иногда чувствуют себя некомфортно при виде самолета, в котором им нужно лететь. Особенно страшно становится во время поднятия по трапу, когда человек понимает, что у него под ногами больше нет земли, и его безопасность зависит от фортуны.

    «А если самолет сломается или в него ударит молния? Что тогда будет?» – такие вопросы возникают в голове у каждого. Для многих это всего лишь философская заковырка. Но есть и те, у кого при таких мыслях начинается паническое состояние и они не могут справиться с ним. Таким людям становится страшно летать, им постоянно кажется, что с самолетом что-то случится во время нахождения в воздухе. Наличие такого страха может существенно подпортить жизнь, ведь перелеты представляют собой часть жизни множества людей. На самолетах человек летит в командировку, на отдых, к родным людям. Как же перестать бояться полетов?
    Прежде всего, нужно понять есть ли у человека боязнь летать или это всего лишь чрезмерная эмоциональность. Чувство легкого дискомфорта или тревожности характерно почти для всех людей. Настоящий страх заставляет человека полностью отказаться от полетов. Если все же придется лететь, перелет станет для него каторгой.
    Кроме этого некоторые люди принимают за аэрофобию боязнь закрытых пространств или высоты. Бывают настолько сложные случаи этого явления, что человеку не обойтись без помощи психолога. Но если фобия не настолько сильная, с ней можно справиться и самостоятельно.

    Чего не нужно делать при боязни самолетов?

    Человеку, который боится летать, нельзя употреблять алкогольные напитки перед полетом. Сначала ему, конечно, станет легче. Он на какое-то время забудет, что предстоит лететь, но позже тревожность усилится еще больше. Причем в сухом помещении, при низком атмосферном давлении, алкоголь действует сильнее. Даже 50-100 грамм вина могут вызвать опьянение, которое быстро сменится симптомами похмелья.
    Не нужно проявлять особый интерес к самолетам и искать в сети статьи о крушении воздушных судов именно той модели, на которой вы должны лететь. Во время поднятия по трапу, не забывайте, что в нынешнее время авиатранспорт является самым безопасным. Естественно, все бывает, и даже самолеты иногда разбиваются. Это случается не чаще двух раз в год. Если посмотреть статистику количества полетов, станет понятно, что самолеты терпят крушение крайне редко. Подумайте: ежедневно совершается минимум 10000 рейсов. Ежесекундно в полете находиться около десяти тысяч самолетов. За год они транспортируют примерно 5 миллиардов людей. Из них гибнет 300-400 человек. То есть из воздуха не возвращается один человек из 12 миллионов. Это ничтожная цифра. На дорогах, которыми все передвигаются каждый день, гибнет в сотни раз больше людей.

    Самые частые стереотипы

    При изучении боязни летать на самолете, ученые выяснили, что 65% людей, страдающей аэрофобией, бояться попадания в турбулентные зоны, и думают, что в этот момент самолет может упасть.
    Еще одно заблуждение – люди думают, что авиакомпании используют старые самолеты, которые часто ломаются. Это миф. Все самолеты российских авиакомпаний полностью безопасные и у них есть соответствующие сертификаты.
    Не стоит беспокоиться, если возраст самолета, на котором вам нужно лететь, составляет больше 10 лет. У самой большой мировой авиакомпании Delta Air Lines 50% самолетов старше 20 лет. И это не значит, что в техническом плане у них есть дефекты. Ресурс воздушных судов составляет как минимум 30 лет.

    1. Первый совет. Подготовьтесь к перелету. Тщательная подготовка помогает снизить уровень тревожности. Она связана с тем, что почти у всех людей тревожность вызывает не нахождение в самолете, а новая обстановка или необычные события. При планировании и вдумчивых сборах появляется ощущение контроля ситуации и человек понимает, что все решения он принимает сам. За неделю до полета следует обдумать, какие вещи нужно взять с собой и записать их на листике бумаги. При сборе складывайте все предметы точно по списку. Также необходимо составить список дел, которые будут выполнены перед отлетом. Укладывая каждую вещь, вычеркивайте её из списка. Это будет действовать на подобии медитации и поможет снизить уровень боязни летать.
    2. Второй совет. Перед полетом не вспоминайте о нем. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Зацикленность на самолете заставляет человека еще больше бояться летать. Он думает: «Сейчас мне нужно будет несколько часов находиться на большой высоте». Повторяя такую мысль можно расшатать нервы еще до попадания в воздушное судно. Во время ожидания своего рейса послушайте музыку, посмотрите кино, пообщайтесь с родственниками, почитайте книгу. Все это подавит панику и поможет притупить чувство боязни летать.
    3. Третий совет. Чтобы не бояться самолетов всегда перед полетом думайте о хорошем. Никогда не обращайте внимания на свои предчувствия. Это только усугубит ситуацию. Подумайте о цели вашего перелета, куда вы летите, к кому и кто вас встретит после приземления. Придумайте несколько причин, почему вы должны полететь. Повторяйте эту мысль в своей голове до схождения с самолета.
    4. Четвертый совет. Сконцентрируйтесь не только на себе, но и на других людях. Поймите, что вы не единственный кого заботит безопасность в самолете. Миллионы людей ежедневно летают и им тоже это не особо нравиться, но ничего не могут поделать, поскольку другого варианта нет. Посмотрите на тех, кому предстоит лететь с вами в одном самолете. Если среди пассажиров есть пожилые люди, помогите одному из них нести чемодан. Это отвлечет вас, а чувство нахождения «в одной лодке» притупит боязнь летать. Вы понимаете, что в данном случае у вас с ними одна судьба.
    5. Пятый совет. Помолитесь. Это поможет вам снять тревогу и приобрести душевный покой. Соответственно мысли о самолете будут на втором плане.
    6. Шестой совет. Во время ожидания в аэропорту порадуйте себя чем-нибудь необычным. Приобретите книгу или журнал, которые вы бы никогда не купили в обычных условиях или съешьте какое-нибудь специфическое блюдо. Это поможет успокоить нервы.
    7. Седьмой совет. Будьте уверенным в себе, независимо от внутренних чувств. Сев в кресло самолета улыбнитесь соседу, даже если в этот момент вас в буквальном смысле трясет. Кто знает, может интересная беседа, завязавшаяся с новым знакомым, отвлечет вас. Тогда полет будет более приятным и быстрым.

    Такие простые советы помогут вам расслабиться и снизить уровень беспокойства перед полетом. Конечно же, чудес не бывает и полностью перестать бояться летать невозможно. Однако можно улучшить самочувствие во время полетов.

    Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

    Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

    Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

    Ужас, летящий на крыльях

    Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

    Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

    Как успокоиться

    Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

    Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

    Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

    В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

    Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

    Можно ли доверять российским авиалиниям

    Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

    «Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

    Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

    Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

    ФОТО Getty Images

    Натан Фэйлс (Nathan Failes) – психотерапевт, специализируется на тревожности и страхе полетов. Его сайт nathanfeiles.com

    Голландский психолог и пилот доктор Лукасом ван Гервеном (Lucas van Gerwen) установил, что 40% пассажиров испытывают беспокойство во время путешествия на самолете. У некоторых страх полетов превращается в фобию, что приводит к паническим атакам и тошноте. В самолете многие чувствуют себя незащищенными, неспособными контролировать свою жизнь. Отсюда и чувство тревоги. И хотя с клиническими случаями фобии смогут справиться только профессионалы, побороть обычную тревожность помогут пять простых советов.

    1. Постарайтесь нормализировать ситуацию

    Мозг заставляет вас чувствовать тревогу, реагируя на «угрозы», которыми могут быть необычные и непривычные для вас события. Но задумайтесь – огромное количество, казалось бы, стрессовых ситуаций не провоцируют панические атаки. Потому что они случаются ежедневно. Поэтому ваша задача – представить полет на самолете чем-то таким же рутинным и привычным, как поездка на автобусе. Даже обычный поход в душ связан с риском для жизни. Но он настолько вошел у нас в привычку, что совершенно не вызывает тревоги.

    Чтобы нормализировать путешествие на самолете, нужно заставить мозг подумать, что это настолько же привычное и рутинное событие. Попробуйте следить за картой полетов каждый день. Так вы будете знать, что самолеты (и особенно ваш рейс) взлетают и садятся каждый день без происшествий.

    2. Сконцентрируйтесь на своем дыхании

    Не недооценивайте силу правильного дыхания. Дыхательные практики и медитация помогут вам успокоиться на борту самолета. А лучшее, что вы можете сделать, испытав приступ паники, – это мысленно перенестись в другое место. Делайте более глубокие вдохи и выдохи, дышите медленнее, чем обычно. Закройте глаза и представляйте любимый курорт, дом или любое другое место, которое вызывает у вас приятные эмоции.

    3. Знание - сила

    Большинство наших страхов – результат активной работы воображения. Начните читать больше про устройство самолетов, работу пилота и сотрудников аэропорта. Это заставит большую часть ваших страхов исчезнуть. Однажды был случай, когда мужчина закричал, что «у самолета нет фюзеляжа», чем вверг остальных пассажиров в состояние паники, с которым ничего не смогли поделать стюардессы. Если бы все присутствующие знали, что такое фюзеляж, то ничего бы не произошло.

    Худшее, что можно сделать, – избегать своего страха. Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее сможете с ней совладать

    4. Принимайте свою панику

    Худшее, что вы можете сделать, – это избегать своего страха. Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее вы сможете с ней совладать. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию. Примите свою тревожность, поймите, что она реальна. Скажите себе, что это непросто, но вы справитесь. Это поможет ослабить давление, которое вы испытываете.

    5. Превратите все в игру

    Сконцентрируйтесь на бортпроводниках, на спинке кресла напротив, своих ногах – это поможет вам оставаться в текущем моменте, не давая воображению рисовать вам ужасные картины. А если вы панически боитесь турбулентности, попробуйте описывать все, что происходит. Представляйте, как самолет летит сквозь облака, как он поворачивает и начинает снижаться. Это отвлечет вас от тревожных мыслей.