Поурочный урок по русскому языку. Русский язык

План – конспект урока русского языка в 5 классе

Учитель: Селиванова Т.В.

Тема урока : обобщение и систематизация знаний в 5 классе по теме “Синтаксис. Пунктуация”.

Форма урока : урок-путешествие в сказку.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока : обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при

изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

Проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

Учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся;

Развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

Через разнообразие форм повышать интерес к изучению русского языка;

Прививать интерес к чтению литературных произведений.

Методы: словесные, наглядные, практические, направленные на развитие творчества, самостоятельности.

Оборудование урока:

Компьютер, презентация Power Point

Учебник «Русский язык» под редакцией В.В.Бабайцевой;

Раздаточный материал для учащихся;

Жетоны для отрядов, смайлы для изображения настроения.

Для проведения урока выбрана игровая технология . Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

(помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”)

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, учебная деятельность подчиняется правилам игры

(на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока; ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны; на доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею; за быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон; в конце урока подведутся итоги)

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

( отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие)

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) :

учащиеся оперируют основными понятиями раздела « »; распознают главные и второстепенные члены предложения; используют соответствующие термины; конструируют, составляют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята! Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня зовут Татьяна Витальевна. Посмотрите, к нам пришло много гостей. Мы покажем им, как работаем на уроках. Я вижу, что настроение у каждого из вас разное. Но думаю, что наша совместная работа на уроке доставит удовольствие, и мы получим радость от общения друг с другом.

Урок сегодня будет необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”. Вы смотрели эту сказку? Итак, начнем.

Палаты княжеские.

Давным-давно это было. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея (СЛАЙД 2) – гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом Колываном (СЛАЙД 3) о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте поможем ему в этом.

Вы поделены на три группы -пары. А так как в княжеской Руси дружина состояла из отрядов, то ваши группы будут называться отрядами. Задача каждого отряда - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. Мы на доске будем отслеживать, чей отряд быстрее и качественно помогает Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока мы подведем итоги.

Проверим вашу готовность.

2. Введение в тему. Целеполагание.

Задание 1

Кроссворд

Цель: отгадав этот кроссворд, вы узнаете, по какой теме будут задания, с которыми столкнется Елисей.

Каждому отряду даются одинаковые кроссворды ( Кто быстрее отгадает слово по горизонтали? (выдается жетон)

Молодцы, …отряд.

Итак, все задания сегодня будут по теме «Синтаксис и Пунктуация».

Ребята, а что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение)

Что изучает пунктуация? (расстановку знаков препинания).

Давайте вместе определим, что мы должны сделать, исходя из темы «Синтаксис и пунктуация»… (Ответы детей)

Совершенно верно, сегодня на уроке, помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме. Это наша цель. (СЛАЙД 4)

Напомните мне, какие темы вы изучили в разделе «Синтаксис и пунктуация»? (ответы детей). Хорошо, все эти знания сегодня вам пригодятся на следующих этапах урока (СЛАЙД 5)

Работа в тетради :

Запишите в тетради дату, тему урока.

3. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

Задание 2.

Река

Долго ли, коротко ли ехала дружина с Елисеем и вот вышла к реке. (СЛАЙД 6 )

Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи с четырех сторон. Если воины по этим надписям правильно составят предложение, то камень откроет путь.

Ребята, на какие две группы делятся члены предложения? Что такое грамматическая основа предложения? Перечислите второстепенные члены предложения. Следующее задание помогает закрепить умение находить главные и второстепенные члены в предложении.

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения: (СЛАЙД 7 )

    из предложения Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);

    из предложения Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);

    добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);

    из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Команде, которая первой назовет предложение – жетон.

Итак, у вас получилось предложение Камень упал в глубокую реку . Назовите грамматическую основу предложения. Молодец, отряд… . Какие умения вы показали в этом задании? (умения находить главные и второстепенные члены предложения.)

Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

Задание 3

Избушка Бабы Яги

Перешел Елисей реку, а за ней – дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. (СЛАЙД 8 ) Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании. (

Образец:

хоромы князя – княжеские хоромы.

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя.

Отряд, выполнивший первым, называет первое словосочетание, второй отряд – второе словосочетание, третий – следующее и так далее. За каждое правильно составленное словосочетание– жетон.

Молодцы! Вы справились с заданием. Отряд … показал лучшие умения составлять словосочетания нужного вида. Баба Яга указала Елисею дальнейший путь.

Задание 4

Пещера Змея Горыныча

Долго Елисей искал Любаву, и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт. (СЛАЙД 9 )

Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход в пещеру, нужно выполнить задание на карточке. Цель этого задания – поупражняться в расстановке знаков препинания в соответствии с изученными правилами, обосновать их выбор.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания. Задание выполнять на карточке. (

Отряды вывешивают на доску листы с выполненными заданиями.

При проверке задается вопрос:

Какой еще знак препинания можно поставить во втором предложении? От чего это зависит?

За каждый правильно поставленный знак препинания – жетон. За существенные добавления другой команды – жетон.

Итак, выполняя это задание, какие темы мы повторили? (постановку тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; постановку запятой в предложении с обращением; постановку запятой в сложном предложении). Лучше всех в этот раз потрудился … отряд.

В пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше. Дошел он до терема купца Колывана. (СЛАЙД 10 )

Задание 5

Терем купца Колывана

Чтобы открыть ворота этого терема, надо выполнить следующее задание.

Цель этого задания: повторить знаки препинания при прямой речи.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

1) Змей Горыныч сообщил: ______ .

2) _______ ! – возмутился Колыван.

3)______ ? – спросил Елисей.

Отряд, который выполнил задание первым, начинает отвечать, затем остальные отряды. Другим отрядам можно исправлять ошибки, допущенные соперниками. За это отряд получает дополнительный жетон.

Итак, какое умение мы применяли в этом задании? (мы повторили расстановку знаков препинания при прямой речи). С этим заданием лучше всех справился … отряд. Благодаря этим ребятам ворота терема Колывана открыты.

Задание 6

Букет цветов.

Освободив Любаву от злого Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.

Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к своей серединке и объяснить свой выбор. Цель этого задания – изобразить в виде схемы-цветка признаки второстепенных членов предложения. (

На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (по 12штук). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор . За каждый правильный ответ- жетон.

С этим заданием лучше всех справился …отряд. Молодцы! Красивый букет получился. Любаве он очень понравился.

Задание 7

Свадьба.

Вернулись наши герои к князю. Но князь заупрямился, не хочет выдавать Любаву замуж за гонца княжеского. Давайте поможем Елисею, докажем, что он храбрый, смелый воин и достойный жених для Забавы Путятишны.

Для этого сейчас каждый из вас сядет за компьютеры и выполнит на оценку небольшой тест.

Молодцы, ребята. Благодаря вам и вашим хорошим оценкам, согласился князь и приказал он созвать людей знатных, да гостей почётных, и сыграли они свадьбу Елисея с Любавою. (СЛАЙД 11 )

4. Итог урока. Домашнее задание.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором еще раз наш путь.

(Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения.)

Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Над чем ещё надо поработать?

Впереди у вас контрольная работа по этой теме, и чтобы лучше подготовиться к ней, дома вы выполните задание по уровням. (разноуровневое задание на карточках )

5.Награждение победителей. Рефлексия.

Подведем итоги: какой отряд набрал наибольшее количество жетонов.

Отряд, который занял I место получают за урок “пятерки”, отряды, которые заняли “второе” и «третье» места, получают “четверки”.

Рефлексия настроения и рефлексия результативности

Наш урок подходит к завершению. Изменилось ли у вас настроение? Покажите это на «смайлике» и оцените свою работу на уроке с помощью «лесенки знаний» Приложение 7 .

Учащиеся прикрепляют свои смайлики на определённые «ступеньки», выслушивается 2-3 комментария.

Молодцы! Урок окончен. Спасибо за ваше усердие и старание!

Литература:

    Русский язык: Учебник для 5-го класса / Бабайцева В.В.. и др. М.: Просвещение, 2012.

    Русский язык. 5 класс. Тесты. Дидактические материалы / А.М. Якунина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – (Экспресс-проверка знаний). С. 57-61.

    Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Кроссворд по теме «Синтаксис. Пунктуация»

По вертикали:

    Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)

    Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)

    Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство)

    Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

По горизонтали:

    Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис)

Приложение 2

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –

Приложение 3

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

    Пещера следующее препятствие.

    Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

    Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

    Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

Приложение 4

1) Змей Горыныч сообщил: _____________________ .

2) _______________________ ! – возмутился Колыван.

3)____________________________ ? – спросил Елисей.

1) Змей Горыныч сообщил: _______________________ .

2) ________________________ ! – возмутился Колыван.

3)_____________________________ ? – спросил Елисей.

1) Змей Горыныч сообщил: ________________________ .

2) _________________________ ! – возмутился Колыван.

3)______________________________ ? – спросил Елисей.

Приложение 6

Домашнее задание:

Уровень 1. Дописать предложения:

    Синтаксис – это…

    Пунктуация изучает…

    Подлежащее и сказуемое составляют…

    Все члены предложения делятся на …

    В распространённом предложении есть…

    Обращение не является…

    Сложное предложение состоит из…

    К второстепенным членам предложения относятся …

    Дополнение отвечают на вопросы ….

    Определение подчёркивается …

    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время или способ действия, называется …

Уровень 2. Составить новое предложение, выполняя задания:

    Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое.

    Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.

    Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.

    Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья . Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.

  • Дополнить полученное предложение однородными членами.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

Марковина Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

Сульдум-оол Алина Юрьевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

Ляшенко Светлана Николаевна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №58
Краткое описание работы: Закрепить знания детей о написании заглавной буквы в именах собственных; формировать творческие способности младших школьников; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; работать над гигиеническими нормами письма; воспитывать интерес к русскому слову, аккуратность в работе, любовь к родному языку, чувство коллективизма.

Стрижак Людмила Викторовна
Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ"
Краткое описание работы: Урок нацелен на то, чтобы повторить и закрепить сведения вводных словах и конструкциях, полученные раннее; отработать навык выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их. Также на уроке идет подготовка к ГИА.

Зайцева Надежда Александровна
Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
Краткое описание работы: Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Долгова Вера Петровна
Учебное заведение: МБОУ "Усолинская средняя общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: Ознакомление учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование умения распознавать условия выбора орфограммы; формирование умения видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В ходе урока применяются слуховой диктант с использованием сигнальных карточек, физкультминутка, выборочный диктант.

Репетухас Елена Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Приозерная основная школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
Краткое описание работы: Урок показан на авторском семинаре учителя по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках русского языка".Урок содержит все виды работ с использованием ИКТ.

Потепалова Ирина Игоревна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
Краткое описание работы: Учащиеся становятся детективами, помогая Шерлоку Холмсу разгадать загадки, при этом вспомнинают различия между звонкими и глухими согласными звуками, разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой; повторяют, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развивают речь и мышление.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Мушкудиани Надежда Раульевна
Учебное заведение: ГУ " Владимировская СШ "
Краткое описание работы: Учащиеся смогут:- акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета); - использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

Колмагорова Марина Михайловна
Учебное заведение: КГУ КШ ДС № 33
Краткое описание работы: Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся активный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

План-конспект урока по русскому языку по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по русскому языку. Конспект урока русского языка представляет собой подробный план, который включает как его содержание, так и развернутое описание последовательности этапов учебного занятия.

Для учителей русского языка конспект урока выполняет двойную функцию: во-первых, он служит опорным планом проведения занятия, тем самым позволяет лучше систематизировать учебный материал и улучшить качество преподавания, во-вторых, конспект урока представляет собой официальный документ, который используется при аттестации учителей русского языка, также как и педагогов, занимающихся преподаванием других предметов. Независимо от преподаваемого предмета, стажа и опыта педагога, конспекты уроков играют исключительно важную роль в построении грамотного и эффективного образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, конспекты уроков русского языка в школах России должны отвечать ряду учебно-методических принципов, заложенных в образовательных стандартах нового поколения. План-конспект урока русского языка по ФГОС должен соответствовать следующим критериям: цели, задачи, методы занятия должны соответствовать возрастной категории учащихся; цели и задачи урока четко сформулированы; ход учебного способствует выполнению задач и достижению целей.

Основными элементами конспекта занятия по русскому языку являются: тема урока, его цели и задачи, вид и форма проведения урока, ход (включает в себя последовательность этапов урока), методическое обеспечение.

Бесплатно скачать конспекты уроков русского языка можно на сайте Конспектека

Учителя русского языка могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем сайте и получить за это именной сертификат о публикации . Размещая свои материалы на сайте, Вы даете другим перенять часть Вашего опыта и помогаете своим коллегам на пути профессионального педагогического развития. Все авторские материалы по русскому языку на нашем сайте можно скачать бесплатно в ознакомительных целях.

Помимо конспектов по русскому языку на нашем сайте Вы найдете разработки по

Русский язык- один из крупнейших языков мира. На нем говорит огромное количество людей по всему миру. Из всех славянских языков именно он является самым распространенным. Помимо этого, русский язык признан еще и самым распространенным языком Европы. К сожалению, сложность этого языка сегодня очевидна как никогда ранее. Даже среди коренного населения России грамотно и безошибочно разговаривать и писать на нем могут далеко не все. Стоит отметить, что, несмотря на предпринятые меры (например, объявление 2007 года Годом русского языка), уровень знаний в этом направлении на сегодняшний день не повышается. Грамматика , фонетика, морфология , синтаксис, лексика , орфография - всё это вызывает немало проблем как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей.

В школе уроки русского языка преподаются с самого начала обучения, но стопроцентная успеваемость в этом предмете демонстрируется не многими. Времена, когда за чистотой и правильным использованием русского языка люди старались следить, можно сказать, уходят в прошлое. Теперь уровень знания русского языка - родного языка для многих жителей России - чрезвычайно низок. Даже в профессиональных СМИ нередко встречаются довольно безграмотные журналисты и корреспонденты. Про обычных людей, пользователей Интернета, не стоит и говорить.

Лекции по русскому языку

На страницах портала вашему вниманию предлагаются лекции педагогов с большим опытом работы. С монитора компьютера очень подробно и не спеша они расскажут обо всех правилах русского языка, избавив школьника от необходимости сидеть за учебником. Размещенные на нашем образовательном портале видеоуроки по:

а также русскому языку 11 класса могут в какой-то степени заменить полноценного домашнего репетитора. Учитывая то, что за эти учебные видеоматериалы вам ничего не нужно будет платить, их использование становится еще более привлекательным. Вам потребуется компьютер с выходом в Интернет и желание восполнить пробелы.

Вашему вниманию представлены лекции опытных педагогов. В этих материалах вы найдете видео по таким темам, как деепричастные обороты, степени сравнения наречий, основы синтаксиса и морфологии , сложные предложения и пр. С такой эффективной поддержкой, которая предоставляется совершенно бесплатно, школьник может значительно повысить собственную успеваемость. Стоит отметить, что знание русского языка будет необходимо человеку в любых жизненных ситуациях, поэтому к этой учебной дисциплине стоит отнестись с повышенным вниманием. Не исключено, что увлечение гуманитарными науками подтолкнет школьника к выбору будущей профессии. Может быть, ему понравится работать с текстами - и он свяжет свою жизнь именно с гуманитарной деятельностью. К сожалению, уровень преподавания учебных дисциплин в российских школах нередко оставляет желать лучшего. Случается, что эти методики отбивают у школьников всякое желание заниматься гуманитарными науками. Но уроки русского языка, размещенные на нашем портале, к их числу не относятся. Профессиональное видео, снятое на лекциях опытных преподавателей дает возможность изучить абсолютно все правила русского языка не спеша, в комфортных условиях. Дома, удобно расположившись перед компьютером, школьник может почерпнуть, возможно, гораздо больше и надолго запомнить, нежели в стенах школы. Любой непонятный момент в видеолекции можно повторить парой кликов компьютерной мыши.

Изучить русский язык теперь намного проще

Чем раньше у школьника появится возможность исправить отставание в учебе, тем легче пойдет изучение предмета, по которому он не успевает. Теперь вам вовсе не обязательно искать репетитора (и платить ему) или посещать дополнительные занятия. Учебные видеоматериалы, размещенные на нашем портале, могут продемонстрировать не меньшую эффективность. А своевременно прочитанные конспекты по урокам русского языка помогут лучше усвоить изученный материал. Главное - вовремя дать шанс школьнику понять всю важность этой учебной дисциплины. Сегодня хорошее знание русского языка (и письменного, и устного) нередко является одним из основных требований при поиске работы.

Если у вашего ребенка-школьника есть определенные проблемы с изучением русского языка, если он демонстрирует неуспеваемость по этой дисциплине, воспользуйтесь учебными видеоматериалами нашего сайта, которые дополнены вспомогательными конспектами по урокам русского языка.

Тема. "Пунктуация сложных бессоюзных предложений"

По типу – обобщающий урок, исходя из дидактических целей.

По форме проведения – традиционный урок.

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме.

Задачи урока:

1.Образовательные: конкретизировать, углубить, обобщить знания учащихся о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, исходя из смысловых отношений.

2.Развивающие: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала; познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию межпредметных связей и поиска знаний.

3.Воспитательные: воспитать творческий подход к изученной теме.

4.Коррекционные: скорректировать ЗУН учащихся по изученной теме.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение учащимся целей и задач урока. Беседа.

3.Объяснение нового домашнего задания.

4.Анализ изученного по теме. Синтаксический разбор предложения.

5.Актуализация знаний учащихся по теме.

6.Закрепление изученного материала. Отработка практических умений и навыков по изучаемой теме.
А) Преобразование союзных в бессоюзные сложные предложения.
Б) Объяснительный диктант.
В) Индивидуальная творческая работа.
Г) Выборочный диктант.

7.Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклады учащихся, предварительно подготовленные дома).

8.Индивидуальная работа с литературным текстом.

9.Тестирование по изученной теме.

10.Подведение итога урока.

11.Выставление оценок.

Оборудование: литературные тесты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»), таблицы-опоры к выборочному диктанту, материалы по тестированию, тетрадь, учебник, классная доска, заранее подготовленная к уроку.

Формы работы:

1.фронтальная;

2.индивидуальная;

3.в парах;

4.групповая.

Методы:

1.Объяснительно- иллюстративные;

2.Репродуктивные;

3.Частично-поисковые;

4.Исследовательские.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Беседа. (2 мин.)

Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП).

Эта тема – одна из трудных в курсе 9 класса. И для её успешного усвоения необходимо опираться на знания и навыки, которые получены вами при изучении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

Ребята, сегодняшний урок – это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.

3. Объяснение нового домашнего задания. (2 мин.)

Найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного.

(Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель отмечает отсутствующих).

4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.)

Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса.

5. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.)

Какие предложения называются сложными бессоюзными?

Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения? (Примеры из домашнего упражнения).

6. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)

1.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.)

Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).

Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.

Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее).

А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.)

Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.)

В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)

2.Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения и объясняется постановка знаков препинания).(4 мин.)

А) По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой.

Б) Метелица поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок.

В) Много пчел на желтой акации – жди дождя.

3.Индивидуальная творческая работа (по вариантам).(4 мин.)

Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант (для сильных учащихся)

А) Мы хорошо отдохнули… (следствие).

Б) Вчера нам сказали… (дополнение).

В) Здесь нельзя проехать… (причина).

2 вариант (для слабых учащихся)

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.

4.Выборочный диктант (Контроль проводится путем взаимопроверки). (4 мин.)

Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

1.Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

2.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

3.Я подошел к окну: ночью снег запорошил весь сад.

4.Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

5.Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

6.Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

7.Спать долго – жить с долгом.

8.Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

Ответы:

7. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклад учащегося). (5 мин.)

Ребята, как вы думаете, СБП чаще используются в устной или письменной речи? (Письменной). Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Какой вы сделали вывод? Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века?

Доклад учащегося: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.

Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.

Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».

Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?

(Современная литература стала более рациональной, так как нынешнее поколение меньше уделяет внимание правильному выражению своих мыслей и чувств, эмоций, следовательно, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств).

8. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.)

Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин».

Результаты самостоятельных наблюдений учащихся:

В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных.

В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные.
Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».

9. Контрольное тестирование. (4 мин.)

Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование.

В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом – тире.

1 вариант

1.Земля прожить без нас сумеет мы оскудеем без нее.

2.Ноги вязли по щиколотку идти было трудно.

5.Деревья словно плакали с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

6.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, накрапывал дождь.

7.Тренер волновался спортсмен делал ошибки.

Ответы:

10. Подведение итога урока. (2 мин.)

Что мы сегодня вспомнили на уроке?

Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

11. Выставление оценок. (2 мин.)