Синестезия в психологии - что это, определение, виды. Синестезия

Уже давно прошло то время, когда неординарность определенного индивида вызывала к себе отрицательное отношение общества. Сегодняшний день несколько изменил мнение масс. К примеру, левшей больше не переучивают писать правой рукой, хотя еще 50 лет назад такая тенденция считалась нормой. Специалисты всерьез стали изучать подобные особенности пациентов, тогда как последние поняли, что их отклонения могут запросто принести пользу.

Что следует подразумевать под понятием «синестезия»? Это, согласно общепринятому мнению, уникальный синдром, заключающийся в том, что один определенный раздражитель способен одновременно приводить в работу несколько органов чувств (к примеру, цветовой слух). Обладающие такой особенностью личности могут ассоциировать с определенной мелодией образы, настраивая в уме цвета на звуки. Чаще всего это композиторы.

Феномен и его понятие

Согласно греческому словарю, «синестезия» - это смешанное восприятие. Антонимом можно считать достаточно знакомое слово - «анестезия» (отсутствие ощущений). Синестезия - это процесс восприятия, при котором определенный чувствительный орган раздражается. При этом возникает определенное восприятие, относящееся к другому органу чувств. Проще говоря, разнообразные по характеру ассоциации, которые могут синтезироваться и перемешиваться. Склонные к такому феномену люди могут не только слышать звуки, но и созерцать их.

Синестезия является противоположностью анестезии (бесчувствия). Люди, страдающие последним из перечисленных синдромов, не могут проявлять таких способностей. Всем известно, что в жизни человек способен использовать пять анализирующих органов, ответственных за соответствующие ощущения:

  • слуховые;
  • зрительные;
  • вкусовые;
  • осязательные;
  • обонятельные.

Психологи уверены, что такой «навык» указывает на нарушение работы полушарий мозга. А посему синестетики обладают отличной моторикой как правой руки, так и левой. Они, в своем роде, универсалы.

Феномен синестезии и его разновидности

Данное понятие вошло в обиход совсем недавно, в то время как в медицинской практике оно было известно с древних времен. Так, еще первобытные люди, исполняя ритуальные танцы, не разделяли цвета и звуки. В конце же девятнадцатого столетия описанное «отклонение» стало особенно популярным в сфере культуры.

Одаренные люди охотно совмещали цвета и звуки, соединяли вкусовые и зрительные ощущения. Однако подобным феноменом активно пользовались не только жрецы искусства, в особом почете синестезия была и у врачей. Современная медицина начала разделять данное понятие на несколько разновидностей. Основные виды синестезии:

  1. Цветной слух. Такое проявление психики нередко наблюдается у музыкантов либо композиторов. Им легко дается "окраска" звуков в определенные цвета.
  2. Синестезия слуховая. Люди этой категории могут представлять звук в момент созерцания какого-либо предмета.
  3. Вкусовая синестезия. Данное проявление феномена позволяет уникумам ощущать посредством слуха или зрения вкусовые качества объекта. К примеру, подобное умение может проявлять себя при прослушивании мелодии.
  4. Ассоциирующая, а также проецирующая синестезия. Первая говорит о впечатлениях, оставивших свой отпечаток на подсознании человека. У многих личностей, к слову, холодная вода обязательно будет ассоциироваться с синим цветом. Вторая же работает по другому принципу. Такие люди неспособны связывать чувственное восприятие с возникающими предметами. То есть им холодная вода может напоминать что угодно.

Изучение психологами понятия синестезии

Вышеупомянутый феномен в медицине определяет таких людей, которые способны четко связывать предметы или образы посредством нескольких чувств. К таким личностям не обязательно могут относиться талантливые музыканты или художники. Однако здесь встречаются исключительно уникумы, одаренные удивительной памятью. Синестезия в психологии всегда вызывала множество вопросов и догадок. Поэтому утверждение об уникальной памяти стало своеобразным постулатом после проверки догадок на основе опытов.

Испытуемой в тот момент была женщина, которой вручили следующее задание. Ей показали матрицы, имеющие в своем составе по 50 цифр. В течение нескольких секунд она переписала на листок бумаги все символы, показанные ей ранее. Спустя двое суток тест был продублирован. Результат подтвердился. Психологи утверждают, что такой объем информации женщине позволили запомнить ассоциации, возникающие в момент демонстрации ей матриц. Кстати, абстракционизм как раз-таки напрямую связан с этим феноменом.

Психиатрия и синестезия

Психиатрам подобное понятие стало известным еще в позапрошлом столетии. В то время были активно изучены многие композиторы, писатели, поэты и художники. При этом каких-либо умственных отклонений у людей выявлено не было. Возможность развития психических заболеваний также оказалась у них на обычном уровне. Это полностью подтверждает, что синестезия ощущений не является заболеванием.

Известные уникумы

Показательным примером наследственности подобного феномена является прямой потомок В. Набокова - его сын по имени Дмитрий. Наравне с матерью и отцом он унаследовал подобный дар. Следует заметить, что это далеко не единичный случай, когда проявлялась синестезия. Примеры удивительных людей можно легко найти среди знаменитостей.

Среди оговоренных уникумов также насчитывается большое количество писателей, упоминавших об этом удивительном явлении в своих творениях, - Рембо, Бодлер, Верлен. К ним же можно отнести и Бальмонта, Цветаеву, Пастернака и т. д. Синестезия, примеры которой можно перечислять бесконечно, проявлялась у Скрябина и Римского-Корсакова, а также у певицы из Норвегии Марии Иды. Хотя подобное явление наблюдалось и у который прославился своим умением быстрого счета огромных чисел. Этот человек также владеет 11 языками. Явление синестезии замечено и у Соломона Шерешевского, который является журналистом.

Взаимодействие ощущений

Человеческое восприятие может претерпевать некоторые изменения. Происходят они в результате личных изменений организма или под воздействием внешней среды. При взаимодействии ощущений можно наблюдать, как более слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов. В то время как сильные, напротив, понижают. Одними из основных видов взаимодействия ощущений являются сенсибилизация, синестезия.

Рассмотрим, что сокрыто в этих терминах. Сенсибилизация - процесс тренировки чувствительности в результате одновременной работы стабилизаторов в совокупности с постоянными упражнениями. Данную реакцию организма можно вызвать не только посредством использования посторонних раздражителей, но также и путем специальных занятий. Таким образом, повышение чувствительности - Синестезия - это одновременное, совместное ощущение.

Как самостоятельно развить феномен

Как известно, синестетикам удается лучше проникать в тайны окружающего их пространства, глубже чувствовать, ощущать в той степени, которой не способны добиться обычные люди. Подобное явление дает возможность решать задачи творческого плана, развивать свой талант и совершенствовать его.

Если человек с детства способен улавливать дополнительные качества у окружающих объектов, не связанных с ассоциациями на уровне подсознания, значит, существует высокая вероятность того, что он обладает данным феноменом.

Как известно, синестезия в психологии достаточно подробно изучается. Многочисленные исследования позволили прийти к удивительному открытию. Оказывается, согласно мнению экспертов, подобное качество можно не только унаследовать, но и развить самостоятельно. Для этого даже разработаны специальные тренинги, благодаря которым человек может научиться получать информацию от дополнительных чувствительных органов, вызывающих оговоренный феномен. Провести подобные занятия самостоятельно не представляет никакой сложности.

Наиболее простой способ развития синестезии

В данном случае необходимо просто вызвать ассоциации, не принадлежащие изучаемому объекту. К примеру, "придайте" какой-либо мелодии фактурность или красочность. Пытайтесь выходить за рамки привычных чувств, подключайте дополнительные эмоции, не свойственные выбранному предмету. Таким образом у вас начнет развиваться синестезия ощущений. Музыка должна наполниться вкусом, звук - цветом и проч. Отметим, что развитие подобного феномена впоследствии даже может наталкивать человека на грандиозные идеи и мысли.

Сравнение ассоциаций

Второе упражнение заставит мозг изрядно поработать. Ведь здесь придется размышлять в нестандартном формате. Необходимо представить успешных людей - композиторов, художников или музыкантов в иной сфере. Поразмышляйте, какую бы музыку мог писать Пушкин, какими картинами мог бы удивить Моцарт общество и т. д. Подобное упражнение способствует развитию нехарактерных ассоциаций для головного мозга.

Физические нагрузки

Дыхательная практика - еще один прекрасный метод развития в себе синестезии. Отлично подействует и гимнастика для глаз. Помните, что органы могут дать больше информации о предмете, если их работа проходит на оптимальном уровне.

Наделение запахов образами

Для того чтобы научиться зрительно представлять запах, необходимо начать тренировку с достаточно сильного раздражителя. Закрыв глаза, по очереди начните принюхиваться к апельсину либо гвоздике, табаку либо хлебу, краске либо лаванде. Сильно пахнущие предметы отлично подходят для развития феномена. Наделите «подопытные» объекты тактильными или зрительными характеристиками.

Ощущение посредством осязания

Для тренировки следует собрать вместе несколько предметов, подлежащих дифференцировке. Осязая, попробуйте вызвать несвойственные им ассоциации. Тренировке оговоренного качества поможет также развитие вкусовых эмоций посредством чтения кулинарной или винной книг. Именно в них наиболее четко сформулированы мысли, способные повлиять на проявление желаемого качества.

Заключение

Синестезия - это не просто обострение восприятия. Данное явление можно считать иным взглядом на окружающий мир. На сегодняшний день все больше людей находят в себе этот дар. Виной всему, видимо, генетика. Быть может, это своеобразный переход на новый уровень развития человечества. Чтобы понять, присутствует ли у вас это качество, постарайтесь вызвать его. Возможно, вы тот человек, который в звуках, запахах и цветах может найти что-то большее, чем стандартный набор качеств.

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант . Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики . Также можно попробовать гимнастику для глаз . Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди . Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала .

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии . Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии.

Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии . Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Проявления синестезии: о типах и видах

Антон Дорсо

специально для сайта сайт
Указание ресурса и авторства обязательно.

На самые общие типы синестезию принято делить по условиям или причинам, её вызывающим. В первую очередь выделяют когнитивную или художественную синестезию, то есть, такой тип проявления, к которому как к способу познания и самовыражения чаще и планомернее прибегают художники, поэты, кинематографисты, дизайнеры и представители других творческих профессий. Однако это не значит, что такая синестезия проявляется только в искусстве. В ежедневном своем проявлении межчувственные ассоциации, образы и аналогии, вовлекающие ощущения от разных органов чувств, как, например, ожидания приятных запахов от красивых цветов или громких и низких голосов от крупных животных – всем этим обладает каждый из нас в силу опыта и привычной координации ощущений. Вероятно, в творчестве этот опыт обостряется и превращается в более “насыщенные” индивидуальные поэтические картины мира, в которых начинают доминировать чувственные синестетические связи. Такой способ переживания синестетических связей можно назвать имплицитным, то есть, неявным, скрытым, другие же способы характеризуются эксплицитностью ощущений, ярко выраженной, явной закономерностью непроизвольной природы.

Другой тип синестезии, выделяемый на основе вызвавшей его причины, это синестезия в измененных состояниях сознания (ИСС). ИСС-синестезия может быть результатом гипноза, медитаций, транса, молитвенного экстаза, полуобморочных состояний и перехода ото сна к бодрствованию и при засыпании. Причиной ИСС-синестезии может быть принятие наркотических средств и в отдельных случаях некоторых лекарственных препаратов. Частной разновидностью такого типа синестезии можно назвать изменение чувственного восприятия при масштабных воздействиях на организм (головной мозг), таких как интенсивная магнитная активность, физические удары, долговременная невесомость, ампутация (феномен “фантомных” ощущений) и т.д. Сюда же можно отнести и компенсаторные проявления синестезии, при которых у людей, утративших те или иные сенсорные способности, развиваются синестетические реакции на ощущения, получаемые при помощи сохранных органов чувств, например, “фантомные” цвета и формы как реакция на определенные звуки у утративших зрение. Эта группа синестетических проявлений весьма неоднородна и отражает частные случаи влияния – “внутренние” или “внешние” – на головной мозг, при которых значительно изменяется координация его сенсорной активности.

Сопутствующая или, по-другому, приобретенная или побочная синестезия представляет собой результат структурно-анатомических или физиологических нарушений работы головного мозга, таких как ранения, инсульты, опухоли и другие системные нарушения. Синестезия побочного типа в большинстве случаев имеет функциональную связь с напряжением внимания, то есть, связана с посттравматическим восприятием явлений, характеризующимися как “тяжелые” или “назойливые”. Таким образом, сопутствующая (побочная) синестезия может сопровождать определенное расстройство исключительно в качестве симптома, однако в этом случае не синестезия как таковая требует медикаментозного вмешательства, а только вызвавшая её травма. Чаще всего, спонтанно или после реабилитационных процедур, когда мозг восстанавливает баланс ощущений и реакций в новую системность субъективного опыта, сопутствующая синестезия исчезает.

Самый распространенный тип синестезии, никак не относящийся к патологическим и искусственно вызванным проявлениям, это синестезия естественного развития или врожденная синестезия. Прежде чем подробно рассказать о видах проявления врожденной синестезии, особо подчеркну, что во всех случаях синестезия разного типа причинности (генезиса) кардинально отличается как по роли или масштабу вовлеченности переживания, так и по его интенсивности, изменчивости и, главное, по объективной физиологической динамике и субъективному смысловому содержанию. Именно поэтому в оценочном смысле ставить в один ряд синестезию разных типов генезиса невозможно, как нельзя, например, ставить в один ряд память как способность запоминания. Один “помнит” цены на товары в гастрономе, другой “хранит в памяти” результаты проведенных вчера экспериментов на Большом адронном коллайдере. Смысл – в различии.

Итак, врожденная синестезия или синестезия естественного развития возникает в очень раннем возрасте или даже, предположительно, до рождения. Она не поддается сознательному контролю и, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Традиционная классификация естественной синестезии опирается на связь ощущения, которые испытывает человек при её проявлении, с провоцирующими их стимулами (сенсорная классификация). Таким образом, все названия видов проявления врожденной синестезии строятся по шаблону “стимул-реакция”. Например, о человеке, обладающим ощущением температуры в цвете, говорят как о термо-цветовом синестете. Если кто-то ощущает запахи как разнообразные фактурные поверхности или объемы, то такую синестезию удобно называть ольфакторно-тактильной и т.д. Восприятие “вкусов” эмоций будет обозначаться как эмоционально-вкусовая синестезия, а цветов “боли” – как альго-цветовая синестезия (от “алгос” - боль).

Однако формула “стимул-реакция” в названиях естественной синестезии таит в себе некоторую неточность. Так, под музыкально-цветовой синестезией могут понимать сразу три проявления: ощущение звучания разных музыкальных инструментов в цвете, восприятие разных музыкальных стилей или произведений композиторов в цвете и ощущение цветов при прослушивании мелодий в разных тональностях. Существует также звуковысотно-цветовая синестезия, естественным образом связанная с абсолютным слухом или его зачатками. Часто встречающаяся графемно-цветовая синестезия может ограничиваться только восприятием букв или цифр, но иногда даже включать знаки пунктуации. Ощущение цвета при графемно-цветовой синестезии может провоцироваться в большей или меньшей степени как фонетической стороной букв, их звучанием, так и графической, видимой формой. Ранние работы о синестезии приводят примеры отдельного цветового восприятия шрифтов и геометрических начертаний: волнообразных линий, стрелок, пунктиров и т.д.

Следует признать, что и в описании синестетической реакций, таких как “цвет” или “звук”, также закрадывается некоторая условность. Дело в том, что во многих случаях (и это можно прочесть, например, в воспоминаниях Набокова-синестета) переживания не ограничиваются исключительно единым и монолитным качеством окраса или звучания, а могут совмещать в себе движения, формы, светимость, привкус, положение в пространстве и многое другое. Сделаем вывод, что формула “стимул-реакция” лишь обрисовывает общий контур индивидуальных проявлений, не претендуя на точное описание субъективного переживания ни своего первого (“стимул”), ни второго компонента (“реакция”).

Кроме того, для некоторых случаев синестезии существуют индивидуальные традиционные термины, которые также могут условно включать в себя сразу несколько видов проявлений. Например, под пространственной локализацией последовательностей имеют в виду восприятие определенного пространственного расположения (как бы в 3D) не только чисел и годов (дат событий), но и дней недели, месяцев, алфавита и других последовательностей. Такие цепочки в каждом конкретном случае могут иметь не только любое направление и зигзагообразность, но отличаться еще и дополнительным ощущением объема, фактуры, цвета и прочими “элементарными” качествами. Также комплексным проявлением обладает синестезия, именуемая олицетворением графем, при которой цифры и буквы обретают в ощущении синестета качества и описания, обычно присущие людям: характер, пол, возраст и даже комплекцию и род занятий. Нередко олицетворение графем проявляется вместе с другими видами графемной синестезии (цветом, фактурой и т.п.).

Как видно из таблицы, некоторые виды естественной синестезии не могут быть описаны и сгруппированы с предельной детальностью. Особенно это заметно ближе к её завершению, где указаны синестезии с тактильными и зрительными стимулами. Это можно объяснить тем, что таких проявлений нам известно не столь достаточно и каждое из них слишком индивидуально, чтобы как-то попасть под то или иное определение. В большой группе зрительных синестезий, например, стимулами могут служить цвета, фактуры, наблюдаемые движения и целые образы, ощущаемые синестетом на вкус, слух или тактильно. Синестезии, вызываемые прикосновениями, также могут отличаться конкретным местом касания к телу (в случае касания руками, синестезию можно назвать гаптической), особенностью касающейся фактуры, температурой, силой надавливания и т.д.

Еще большая степень подобного рода индивидуальности может проявляться в кинетико-звуковой и кинетико-цветовой синестезиях, эмпатии прикосновений, и синестезии, получившей необычное название “бегущая строка”. В частности, эмпатия прикосновений проявляется как непроизвольное ощущение “на себе” наблюдаемых касаний, движений, поз. “Бегущая строка”, как следует из названия, это непроизвольная, бессознательная трансформация слышимой речи в видимый тест, цветной или черно-белый. Зарубежными исследователями зарегистрированы синестезии на шахматы (правила хода фигур) и стили плаванья, в обоих случаях вызывающие у синестетов ощущения цветов.

Стоит заметить, что так называемые синестетические “ассоциации” правильнее было бы называть связями или чувственными проекциями, так как в отличие от ассоциаций жизненного опыта синестетические “ассоциации” формируются по неизвестной для синестета причине и не имеют непосредственного, первичного значения. Также ассоциативностью невозможно объяснить тот факт, что естественная синестезия, как правило, ограничена строго выделенной группой понятий или явлений (категорией) и никогда не выходит за её пределы, даже если существуют понятия, очень близкие по значению. Например, у синестета, воспринимающего дни недели в цвете, слова выходные и уикенд остаются “неокрашенными”.

Так как некоторые термины видов синестезии представляют собой определенную сложность и иногда весьма громоздки, то использовать их стоит только в профессиональных ситуациях для более точного описания особенностей своих или чужих ощущений. В повседневном общении, конечно, можно обойтись и более доступными сочетаниями, тем более, как мы уже заметили, даже многосложные обороты могут и не передать палитру ваших реакций с желаемой точностью. Так, проще говорить о вкусо-звуковой синестезии, а не гастическо-акустической, или “цветных днях недели”, а не о хроно-цветовой синестезии. Можно придерживаться и традиционно закрепившегося понятия цветной слух , для начала объяснив собеседнику, что именно вы имеете в виду, потому что в него могут включаться как музыкальные синестезии во всех их многочисленных проявлениях, так и фонемно- и графемно-цветовая синестезии.

Теперь поговорим еще об одних тонкостях проявления естественной или врожденной синестезии. В некоторых относительно редких случаях синестезия естественного развития может настолько тесно связывать системы чувств, что в результате, например, звуковое впечатление любого характера: шум, музыка, речь – вызывает субъективное ощущения цвета, световых пятен, фактурных и других качеств. Такое проявление естественной синестезии правильнее называть общемодальной , так как в данном случае мы имеем функциональную вовлеченность всей сенсорной системы или модальности, например, слуха, при которой синестезируются все без исключения звуковые стимулы. В отличие от общемодальной формы синестезии, феномен с избирательным механизмом проявления называется специфической синестезией . Именно разновидности специфической синестезии естественного развития делятся и классифицируются по типам, описанным выше и представленным в таблице.

Тем не менее, и в таком делении на специфическую и общемодальную синестезию не все так прямолинейно. В моих исследованиях встречалась разновидность, при которой у одного и того же человека общемодальная синестезия в спокойном привычном состоянии становилась специфической, то есть избирательной. Если бытовой шум становился обыденным, то он прекращал синестезироваться, но человеческая речь, музыка и шумы навязчивого характера никогда не утрачивали своих цветов. Кроме того, у синестета, о котором идет речь, некоторые понятия: цифры, имена, дни недели и названия месяцев - также вызывали синестезию специфического типа, выражавшуюся в своеобразном усилении реакций, присущих закономерным связям его общемодальной синестезии.

Если человек обладает сразу несколькими видами синестезии, то он – множественный синестет, и его синестезия проявляется во множественной форме . Множественную форму проявления синестезии можно охарактеризовать как некоторый промежуточный вариант между общемодальной и специфической (избирательной). У некоторых множественных синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии. Обычно, но не всегда, все реакции множественной синестезии переживаются в одной модальности, например, только как цвет и другие присущие зрению качества.

По способу переживания синестетических реакций принято выделять два полюса проявлений: проективный и ассоциативный . Как пример, синестеты с проективными реакциями переживают окрашенные буквы или цифры в виде проекций цвета поверх написанных знаков. Синестетические проекции любой модальности (цвет, вкус, звучание) – это физически реальные ощущения, как бы накладывающиеся поверх предметного мира. Так как они отличаются от реальных цветов или звуков меньшей степенью конкретности и строгой привязкой к вызывающим их явлениям, то перед синестетом никогда не стоит опасность перепутать одно с другим. На другом конце спектра способа переживания синестетических реакций находятся синестеты-“ассоциаторы”. При ассоциативной форме синестетические реакции протекают с той же неизменностью, постоянством и четкостью, но на уровне подспудных впечатлений, стойких знаний и “субъективной неопровержимости” без конкретно-физических качеств, как в проективной форме.

Наконец, еще одним важным понятием, использующимся при описании естественной синестезии, является врожденность . Учитывая сложный характер взаимодействия генетики и среды, термин “врожденная синестезия” должен приниматься на текущий момент исследований только как ориентир. Нередки случаи, когда родители синестетов сами не обладают синестезией и, наоборот, дети синестетов могут не наследовать синестезию. Поэтому даже уже вскрытые генетические маркеры, указывающие на определенную вероятность наследственности синестезии, нельзя принимать однозначно. Вопрос о степени генетической предопределенности синестезии должен оставаться открытым для дальнейших исследований, так как среди возможных влияющих факторов могут оказаться как методы когнитивной социализации (обучения), так и присущие данному обществу стили познания и мышления.

Сделаем вывод: синестезия трудно поддается классификациям и привычному стороннему описанию. Синестезия - разномерный спектр явлений с разными ландшафтами и тонкостями проявлений. Некоторые проявления, такие как олицетворение графем или “бегущая строка”, подпадают под определение синестезии только по характеру непроизвольности и дополнительности субъективного ощущения, другими же своими качествами они не вписываются в классическое понимание феномена. Скорее всего, синестезию лучше представлять себе в виде разноуровневых переходов и спектров проявлений: от выделяемых и группируемых свойств “стимулов” до неповторимого характера “реакций”; от объема внимания, которое она к себе привлекает в субъективном опыте, до личного и творческого значения, которым её наделяют с подачи общества.

Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква “А” будет окрашена для них в разные цвета, а потому что эта буква каждый раз будет иметь разное значение. Синестезия – результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.

ТАБЛИЦА С ТИПАМИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ СИНЕСТЕЗИИ

Сочетание стимула > реакции Формальный термин
эмоции → цвет эмоционально-цветовая
вкус→ цвет гастическо-цветовая
общие звуки → цвет акустико-цветовая
графемы → цвет графемно-цветовая
движения → цвет кинетико-цветовая
ноты → цвет звуковысотно-цветовая
звуки музыки → цвет музыкально-цветовая
запахи → цвет ольфакторно-цветовая
оргазм → цвет оргазмо-цветовая
боль → цвет альго-цветовая
цепочка понятий (числа, буквы) → положение в пространстве локализация последовательностей (числовые формы)
восприятие людей → цвет (“ауры”) “аурическая” синестезия
фонемы → цвет фонемно-цветовая
температура → цвет термально-цветовая
единицы времени → цвет хроно-цветовая
имена → цвет номо-цветовая
названия городов (местностей) → цвет номо-цветовая
хар-р пространства, помещения → цвет нет наименования
прикосновения → цвет тактильно-цветовая
геом. фигуры, начертания → цвет линаменто-цветовая
графема → черты человека олицетворение графем
слова, понятия → черты человека олицетворение понятий
предметы → черты человека олицетворение предметов
слышимая речь → видимый текст “бегущая строка”
эмоции → вкус эмоциональньно-гастическая
эмоции → боль эмоциональньно-болевая
эмоции → запах эмоциональньно-ольфакторная
эмоции → температура эмоциональньно-термальная
эмоции → прикосновения эмоциональньно-тактильная
вкус → звук гастико-акустическая (вкусо-звуковая)
вкус → температура гастико-термальная
вкус → прикосновения гастико-тактильная
графемы → вкус графемно-гастическая
движения → звук кинетико-акустическая
фонемы → вкус фонемно-гастическая
слова → прикосновения лексемно-тактильная
ощущения наблюдаемых прикосновений эмпатия прикосновений
ноты → вкус звуковысотно-гастическая
боль → вкус альго-гастическая
боль → запах альго-ольфакторная
боль → звук альго-акустическая (альго-звуковая)
восприятие людей→ запах персоно-ольфакторная
восприятие людей → прикосновения персоно-тактильная
фонемы → прикосновение фонемно-тактильная
запах → вкус ольфакторно-гастическая
запах → звук ольфакторно-акустическая (ольфакторно-звуковая)
запах → температура ольфакторно-термальная
запах → прикосновение ольфакторно-тактильная
звук → вкус акустико-гастическая
звук → движение акустико-кинетическая
звук → запах акустико-ольфакторная
звук → температура акустико-термальная
звук → прикосновение акустико-тактильная
температура → вкус термально-гастическая (термально-вкусовая)
температура → звук термально-акустическая (термально-звуковая)
прикосновение → эмоции тактильно-эмоциональная
прикосновение → вкус тактильно-гастическая
прикосновение → запах тактильно-ольфакторная
прикосновение → звук тактильно-акустическая (тактильно-звуковая)
прикосновение → температура тактильно-термальная
зрительное восприятие → вкус визуально-гастическая (зрительно-вкусовая)
зрительное восприятие → движение визуально-кинетическая
зрительное восприятие → запах визуально-ольфакторная
зрительное восприятие → звук визуально-акустическая
зрительное восприятие → температура визуально-термальная
зрительное восприятие → прикосновение визуально-тактильная
стили плаванья → цвет нет наименования
шахматы → цвет нет наименования

Синестезия – феноменальное состояние организма человека, при котором одни сенсорные (когнитивные) направления создают связь с другими подобными направлениями. Проще выражаясь – смысл или понимание чего-то одного, возможны в двух разных смыслах или концепциях. К примеру, обладающий таким феноменом человек способен не только видеть цвет, но с не меньшим успехом способен слышать цвет. Связь между направлениями образуется непроизвольно и последовательно во времени, исключает сознательный или произвольный характер.

Содержимое публикации

Личность и обладание феноменальной способностью

Испытывающая синестезию личность, не задумывается о создании связи. Для обладателя феномена отношения между парами ощущений или мыслей – явление само собой разумеющееся.

Поэтому синестезию следует рассматривать, скорее атипичным способом восприятия, но никак не состоянием здоровья или неврологической аномалией.

Феноменальное восприятие: 1 — вкусовые ощущения; 2 — функция осязания; 3 — функции слухового аппарата; 4 — чувства обоняния; 5 — функции представления

Люди, наделённые уникальными свойствами испытывать этот феномен на протяжении всей своей жизни, получили характеристику синестетов.

Наукой исследованы несколько видов синестезии. Между тем, все эти виды феноменального состояния относят к одной из двух групп:

  1. Ассоциативная.
  2. Проективная.

Обладатель ассоциативного вида феномена чувствует связь стимулов и чувств. Но обладатель проективного вида феномена реально видит, слышит, чувствует, или ощущает вкус стимуляции.

Например, для ассоциатора звуки скрипки могут создавать сильную ассоциацию с цветом синего неба. Проектор же способен не просто услышать мелодию скрипки, но также способен реально увидеть синий цвет, проецируемый в пространстве, как если бы скрипка существовала там физическим объектом.

Известны не менее 80 видов синестезии, но некоторые имеют большее распространение, чем другие.

Какие существуют виды синестезии?


Видение цифры цветом помогает обладателям уникальной способности проводить математический счёт проще и легче, чем это могут обычные люди

Наиболее часто встречающиеся виды феномена можно объединить следующим списком:

  1. Хрорестезия – общая форма синестезии, где звуки и цвета тесно связаны один с другом. Например, музыкальная нота «Ре» вполне может соответствовать зеленому цвету.
  2. Графемная окраска – распространенная форма, характерная тем, что графемы (буквы или цифры) воспринимаются цветом. Синестеты не связывают одни и те же цвета графемы один с другим. Такими людьми буква «A», к примеру, воспринимается красным цветом.
  3. Числовая ментальная форма или ряд чисел – восприятие, возникающее по причине видения или размышления о числах.
  4. Лексически-вкусовое восприятие – достаточно редкий вид, когда восприятие слухом даёт результат вкуса. Например, имя приятного человека воспринимается на уровне вкуса шоколада.
  5. Восприятие зеркальным отражением – тоже редкая форма, примечательная тем, что несёт разрушительную силу для жизни синестетов. При такой форме индивид чувствует ощущения как ответ на стимуляцию другим человеком. Например, наблюдая индивидуума, которого похлопывают по плечу, синестет чувствует хлопки на собственном плече.

Принцип действия синестезии

Учеными не изучен до конца полный механизм феномена. Тем не менее, существует версия, что принцип действия связан с усилением перекрестных помех, возникающих между специализированными областями головного мозга.

Согласно ещё одной версии, механизмом является уменьшение ингибирования в нейронном пути, что позволяет синестетам проводить мультисенсорную обработку стимулов.

Некоторые исследователи считают, что синестезия основана на способностях мозга, извлекать и назначать формы стимула (идеастезия).


Процентный расклад феноменального общества: 1% — диагностировано расстройств аутистического характера; 0,04% — доля аутистов синестетов; 4% — охваченные феноменом синестезии

Психологи, изучающие феномен, заявляют, по меньшей мере, о 4% населения мира, обладающего уникальным восприятием. При этом более 1% людей имеют синестезию цветом (цветные цифры и буквы). Женщин с таким феноменом больше, чем мужчин.

Некоторые исследования показывают повышенную предрасположенность к синестезии у людей с и людей с характерными признаками «левши».

Независимо от того, имеется или не имеется генетическая предрасположенность, необычная форма восприятия активно обсуждается в научных кругах.

Может ли развиваться синестезия?

Имеются документированные случаи, когда у обычных людей отмечалось развитие синестезии. В частности, причиной тому являлись:

  • травма головы,
  • инсульт,
  • опухоли головного мозга,
  • эпилепсия височной доли.

Временная способность нередко проявляется от воздействия мескалина, психоделических препаратов, полусинтетических психоактивных веществ типа ЛСД, а также в результате сенсорной депривации или в результате медитации.


Препараты психоделического, а также психоактивного действия, провоцирующие появление синестезии

Людям, не обладающим синестезией, вполне доступно развитие ассоциации между различными чувствами посредством сознательной практики. Потенциальным преимуществом для такого развития является улучшение функций памяти и времени реакции.

Например, человек реагирует на звук быстрее, чем на зрение, или вспоминает серию цветного ряда лучше, чем ряд чисел. Некоторые люди с хроместезией имеют идеальную основу для развития, потому как способны идентифицировать надписи определёнными цветами.

Синестезия тесно связана с необычными творческими и уникальными познавательными способностями. Например, синестет Дэниел Таммет (Daniel Tammet) установил рекорд математических вычислений — 22 514 цифр числа «Пи», используя способность видеть цифры в памяти как цвета и формы.

Так, что же это за удивительное явление, которое не относится учёными к разряду психических расстройств, но несомненно претендует на характеристику отклонений от нормы? Возможно, для кого-то ответ найдётся на кадрах видео.

Что такое синестезия обзорным видео