Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка. Передний и задний фрикционные тормоза безынерционных катушек, какой лучше

Катушки с задним фрикционом не так популярны, как например, катушки с передним фрикционом, однако они горячо любимы некоторыми рыболовами, которые используют их максимально универсально. Компания Daiwa учла эту специфику, поэтому применяемые конструкционные механизмы катушек, максимально надежны и просты в использовании.

Вся продукция высочайшего качества, эргономична, эффективна и рассчитана на долгие годы. Все это стало достижимо благодаря таким технологически «фишкам», как Gyro Spin (новейшая система балансировки), ABS (система шпуль), Silent Oscilation (система подавления шума), Long Cast, Advanced Locomotive Levelwind (система аккуратной намотки лески), приводу Digigear, стопорам обратного хода, юбочным шпулям и другим новшествам. С такой технологической начинкой, катушки Daiwa по праву считают «чудом» техники! Они дарят только положительные эмоций и стали одним из лучших дополнений рыбалки!

Коротко, о самых известных катушках Daiwa с задним фрикционом:

Катушки Daiwa Harrier Match HM - это матчевые катушки премиум-класса. Отличительными особенностями являются: высокая чувствительность, лёгкий плавный ход и надёжность. Они способны без проблем выдержать большой улов, в том числе крупного карпа. По большей части применяются для болонских и матчевых удочек.

Катушки Daiwa Match Winner – стали фаворитами в спортивном рыболовстве. Они идеальны в фидерной и матчевой ловле. Катушки были разработаны по современным технологиям и соответствуют основным требованиям: способствуют дальнему забросу, за счёт противозакручивателя лески, а за счёт шпули ABS, уменьшают вероятность образования «бороды». Также катушки обеспеченны мгновенным «бесконечным» стопором обратного хода и системой AirBail, а мощное передаточное отношение делает эти катушки сверхскоростными.

Катушки Daiwa Sweepfire – серия катушек высокого качества по значительно низкой стоимости. Система внутреннего механизма довольно мощная и быстрая, а центральному подшипнику нет равных. Катушки предназначены для поплавочной ловли или ловли доночными снастями с монофильными лесками.

В нашем интернет магазине представлены только лучшие рыболовные снасти. При чём, купить катушки Daiwa с задним фрикционом у нас вы можете по самым выгодным ценам. Если вы испытываете трудности в подборе катушки, наши консультанты – опытные рыболовы, рады буду вас проконсультировать.

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

При ловле рыбы от 200 г разницы в переднем или заднем фрикционном тормозе с точки зрения чувствительности нет. Передний фрикцион используется в ультралайтовых снастях, тогда как задний более универсален.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Такой вот вопрос может задать новичок, только еще собирающий информацию о спиннинговой ловле и о снаряжении. Ответ тут может быть только один — конечно же с передним!

Почему? А потому что регулировать его вы сможете прямо во время вываживания крупной рыбы. Ведь согласитесь, сразу настроить фрикцион на рыбу любого размера практически нереально. Крупная будет тянуть сильнее и все ваши настройки по умолчанию окажутся слабы и фрикцион будет трещать не умолкая и вы даже приблизить рыбу не сможете, катушка будет прокручиваться. И вот если фрикцион передний, то подтянуть его будет гораздо удобнее, чем если бы у вас он был задним.

Да что тут рассказывать, посмотрите каталоги спиннинговых катушек в инет-магазинах, все более менее нормальные катушки — все практически с передним фриционом, а их цена говорит о том, что они более качественные. Да и не только об этом))

Вообще, о выборе катушки уже написано-преписано тонны литературы и кучи блогов об этом уже рассказали. Всякие передаточные числа, количество подшипников, титановые покрытия, облегченные конструкции и тп и тд. Можно даже диссертацию писать на эту тему)) Но главное правило я все-же упомяну — подбирайте катушку непосредственно к спиннингу, а не наоборот.

То есть, к примеру, если вы решили собрать ультра-лайтовую снасть, взяли нормальный спин с тестом 0.5-5 грамм, то и катушку ему нужно брать соответствующую, маленькую, легкую, чтобы по развесовке она идеально подходила к спиннингу, а не то поставите большую и тяжелую катушку и она будет перевешивать. А ведь нужен четкий контроль кончика удилища.

Именно поэтому все более менее нормальные производители делают сразу СЕРИИ спиннигнов и катушек. Вот например, взять хотя бы бюджетную версию лайтового спиннинга, которым владею я — . Какая катушка подойдет к нему идеально? Гадать можно долго, а можно просто взять и составить рекомендуемый производителем комплект — спиннинг и катушка этой же серии — Jet. Единственное, смотрите по числам 1000, 1500, 2500. Что они значат? Все просто — это так сказать размер шпули, показывающий, сколько лески вместится на шпулю.

Например, 1000 — значит сможете намотать 100 метров лески диаметром 0.1, 2000 — диаметром 0.2. Поэтому логично — чем больше это число, тем толще будет шпуля. А потому для ультра-лайта, где используется очень тонкая плетня диаметром до 0.1(чаще всего 0.6 оптимально), можно взять тысячную катушку. Она будет миниатюрная, с тонкой шпулей и для супер легкого спиннинга станет идеально удобной.

А представьте, что на спиннинг тестом до 5 грамм вы поставите катушку 3000 — это будет капец просто, она мало того, что толстая и неуклюжая, так и по развесовке категорически не подходит. Поэтому подбирайте катуху правильно, а для спиннинговой ловли особенно, где важен каждый грамм, который окажет влияние на чувствительность снасти в общем.

Если такая серия кажется вам дешевой, смотрите серию Kosadaka Viper — это уже профессиональные удилища и катушки, идеально сбалансированные. И ценник тут уже будет на спин от 4000 рублей.

Да и катушка Косадака Вайпер 1500 стоит под 3000 рублей. Тут вам и куча подшипников и крутые передаточные числа и титановое покрытие шпули и дужки. Всё это качественно облегчено и усилено. Работает годами и не ломается. А потому, если есть финансы — берите какую-нибудь профессиональную серию спиннинга и сразу и катушку к нему такую же. И не нужно париться с подбором, все и так сбалансировано.

Также естьи средний диапазон цен — серия Косадака Safir — «палки» по 2000 рублей, катушки в этих же пределах. Такие красненькие, красивые))

Для новичка, конечно, брать катушку за 3000 рублей и такой же спиннинг будет нецелесообразно, вдруг окажется, что спиннинг — это не ваша снасть и бегать по берегу в поисках рыбы и менять кучи насадок — это не для вас. Тогда вполне можно взять какой-нибудь недорогой спиннинг до 500 рублей и такую же катушку китайскую. «На попробовать» вполне хватит и все разговоры вида «это же Китай, выкинь его, эта катушка сломается у тебя через пару рыбалок, нужно брать Шимано!» — такие разговоры будут неуместны. Все мы когда-то начинали и уж явно не с дорогущих спиннингов и катушек. Для начала вообще можно взять палку за 300 рублей и пластиковую катушку «Cobra» за 200))

У меня вот сначала была китайская катушка за 600 рублей с задним фрикционом(фото чуть выше) — и ничего, бросал ею, а потом поставил на фидер, благо что диаметр шпули большой. 2500 вроде.


Еще больше рыбалки:

В современных безынерционных катушках присутствует, как правило, фрикционный тормоз двух типов: задний и передний .

И первый, и второй являются достаточно важными элементами катушки, так как активно используются в разных видах ловли. И хотя главная функция у них по сути одинаковая, задний и передний фрикционные тормоза отличаются между собой не только по расположению, но и по внутреннему устройству механизма, а также по критерию удобства при использовании в различных условиях и ситуациях.


Передний фрикционный тормоз более актуален именно для спиннинговой ловли, особенно при использовании лайтовых и ультралайтовых снастей.

Передний фрикцион отличается большей чувствительностью, тогда как задний тормоз в некоторых случаях может быть неэффективным при слишком тонкой настройке, а впоследствии пропускать резкие рывки относительно небольшой рыбы.

Однако вместе с тем передний фрикцион имеет и существенный недостаток: его неудобно регулировать на стадии вываживания потенциального улова. В такие моменты задний фрикцион гораздо удобней.

Считается, что передний фрикционный тормоз более надежный благодаря своей простой конструкции.

Очень важный совет: при транспортировке и хранении катушки выкручивайте фрикцион на максимальную мягкость. Это продлит срок его службы!!!


Второй – задний фрикцион используется преимущественно в фидерной или троллинговой ловле.

Он обладает меньшей чувствительностью по сравнению с передним, но при ловле крупной рыбы более тяжёлыми, мощными снастями высокий уровень чувствительности по большому счёту и не нужен.

Задний фрикцион менее чувствительный но более удобный по причине его расположения в задней части катушки!!!


На первый взгляд никаких сложностей в настройке фрикциона нет. Нужно лишь настроить тормоз так, чтобы тот реагировал на сильное сопротивление рыбы или серьёзный зацеп, и впоследствии стравливал некоторое количество лески.

Однако помните, что для срабатывания фрикционного тормоза при натяжении пропущенной через все кольца лески нужно приложить больше усилий, чем когда леска стягивается прямо с катушки, без пропуска через кольца удилища. То есть для оптимальной настройки фрикциона необходимо, чтобы леска была уже пропущена через все кольца спиннинга.