Виды предложения по цели высказывания. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации
1) повествовательные, они заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых |
Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена. (А. Блок) |
2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.) |
Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья! Пусть нам звездою путеводной святая истина горит... (А. Плещеев) |
3) вопросительные, они выражают вопрос |
Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? (А. Блок) |
Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности |
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (А. Блок) |
II. По интонации различают типы предложений: |
|
1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством |
О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая! (А. Блок) |
2) невосклицательные, по интонации нейтральные: |
В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова. (А. Блок) |
Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться
- в конце предложения:
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
- в середине предложения:
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65
Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:
- 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.
Виды предложений по цели высказывания
По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.
Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).
Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.
Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).
Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.
Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.
Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).
Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.
В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).
Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.
Классификация по цели высказывания
Предложения бывают:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.
Примеры:
- До праздника осталось совсем мало времени.
- Хорошая работа достойна уважения.
- Зима. Снег. Солнечно и морозно.
- Набегались, нагулялись, устали.
Повествовательные предложения содержат:
Вопросительные предложения
- Пример. Когда мы завтра идём в гости?
- Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
- Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.
Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.
Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.
Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»
Побудительные предложения
Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.
Примеры:
- Запишите домашнее задание.
- Сбегай-ка за водой.
- Давай побежим наперегонки.
- Не смей мне перечить.
Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.
По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.
Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:
- Заканчивается учебный год.
- Перед дождём низко летают ласточки.
- Люблю Отчизну я.
В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.
Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.
Примеры:
- Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
- Подожди! Не уходи!
В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»
Сильные эмоции передаются:
- интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
- междометиями: ух, ах, ой, эх;
- частицами: да, пускай, о, ну.
Примеры:
- Какая красота вокруг!
- Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
- Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
- Да здравствует наш союз!
В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:
Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.
В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).
Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.
По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Основное назначение повествовательных предложений - сообщение об определённых явлениях действительности (иногда - вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.
Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление - с понижением голоса в конце предложения: На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).
Основное назначение вопросительных предложений - получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.
Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются: 1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса; 2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.); 3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.): 1) Видите на том берегу дом и сад? (А. Чехов); 2) Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин); 3) Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин).
Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в частности - в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных): На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) (Никто не в силах). Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.
Назначение побудительных предложений - побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.
Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разновидностей (в зависимости от того, что выражается в предложении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).
Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин); Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава). Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах: 1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов) - и некоторых других.
В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам. Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний - совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения. Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное). Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? - [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию {вопросительно-побудительное предложение).