Нужны ли детям прививки? Все аргументы "за" и "против". Почему смертельно опасно делать прививки ребенку

Беспокойство родителей о том, действительно ли их малышу практически с пеленок необходима вакцинация, вполне закономерно и понятно. Тем более, что медицина снимает с себя ответственность, предоставляя родителям право самостоятельно принимать решение в этом нелегком вопросе. Чтобы окончательно определиться, следует вдумчиво изучить все аргументы «за» и «против».

Детская вакцинация: аргументы «за»

Заметьте, что все разговоры о вреде прививок для ребенка появились лишь в последнее время, когда риск распространения серьезных эпидемий сводится практически к минимуму. Остановить массовые вспышки болезней, которые совсем недавно уносили жизни многих людей, помогла именно вакцинация.

Вследствие необоснованного отказа родителей от прививок в России заметно участились случаи заболевания детей корью, дифтерией, коклюшем и даже полиомиелитом. Однако своевременная вакцинация позволила бы избежать такой удручающей статистики. Прежде всего, не стоит поддаваться массовой панике и принять во внимание веские аргументы «за»:

  • Прививка защитит ребенка от многочисленных вирусов, выработав в его организме иммунные тела для сопротивления болезни.
  • Массовая вакцинация позволяет избежать серьезных вспышек эпидемий, а ведь именно неокрепший детский организм становится их первой жертвой.
  • В окружающем мире «гуляет» огромное число небезопасных бактерий, невосприимчивость к которым возможна лишь благодаря вакцинации.
  • Не смотря, на то что прививка не защищает на 100%, у привитых детей заболевание переносится легче.
  • Угроза и риск, исходящие из болезни, гораздо выше, чем от вакцинации . Практически у всех вакцин соотношение таково: невысой риск / большая польза.
  • Массовый отказ от вакцинации может привести в будущем к возникновению эпидемий.
  • На сегодняшний день против каждого заболевания существует широкий ряд вакцин. Это позволяет родителям провести их анализ и подобрать для своего ребенка вакцину с учетом всех особенностей именно его организма, дабы снизить риск возможных осложнений.

Конечно, появляясь на свет, ребенок уже обладает определенным иммунитетом, однако его защитные силы еще слишком слабы и неустойчивы. Даже у взрослого человека отсутствует невосприимчивость к инфекционным заболеваниям. Содержащиеся в вакцине вирусы и бактерии неактивны, они не способны привести к заболеванию, однако при этом помогают организму выработать защитные антитела на случай болезни.

Негативная реакция на прививку зачастую преувеличивается родителями, которые принимают за неё порою банальную простуду.

Так ли необходимы прививки: аргументы «против»

Тем не менее, участившиеся разговоры о вреде детских прививок вовсе не беспочвенны. К сожалению, нередко происходят ситуации, когда вакцинация ребенка вызывает в лучшем случае осложнение. Медицинские работники, отрицающие необходимость массовой вакцинопрофилактики, в защиту собственного мнения приводят следующие доводы:

  • Заболевания, против которых прививают ребенка, уже не несут в себе серьезной опасности.
  • В первые 1,5 года жизни малыш получает необоснованно высокое количество прививок, что является серьезным стрессом для его иммунной системы.
  • Некоторые вакцины, например, известная всем АКДС, содержат заведомо опасные соединения, способные привести к осложнениям . Органическая соль ртути, являющаяся основой многих вакцин, весьма токсична даже для взрослого человека.
  • Ни одна прививка не защищает на 100%.
  • Невозможно заранее предугадать реакцию каждого отдельного организма на конкретную прививку.
  • Очень часто осложнения после прививки возникают вследствии неправильного хранения вакцины. Непосредственно перед прививкой каждый родитель может проследить за тем, что вакцину извлекают из холодильника, но где гарантия, что ее транспортировали и хранили до этого с соблюдением всех норм?
  • Неправильная техника постановки вакцины - источник осложнений. Контролировать этот фактор самостоятельно родители врятли в состоянии.
  • В условиях современной педиатрии, когда врачи настаивают на поголовной вакцинации, не учитываются особенности каждого отдельно ребенка . Часто допускаются к прививке дети, имеющие не только временные, но и абсолютные противопоказания к вакцинации.
  • Результаты независимых исследований показывают: на сегодняшний день риск послепрививочных осложнений давно превышает возможность заразиться самим заболеванием.
  • Фармацевтический бизнес - один из самых прибыльных. Компании, производящие вакцины, зарабатывают огромные деньги, они крайне заинтересованны в масовой вакцинации, и сокрытии информации о возможных противопоказаниях и рисках.
  • Утвержденный и действующий календарь прививок не соответствует эпидимеологической ситуации на данный момент, вирусы мутируют и изменяются, а вакцины портив них остаются теми же.
  • На сегодняшний день специалисты утверждают об увеличении у детей таких явлений как: аутизм, неспособность к обучению, расстройства сна и питания, импульсивная аргессия. Существует мнение, что данная тенденция связана именно с вакцинацией. В странах третьего мира, где не проводится обязательная вакцинация, таких отклонений практически не встречается. Никто не знает, какие последствия в будущем будет иметь поголовная вакцинация.

Что гласит закон

Ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гласит: «Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях », т.

е. данной статьей четко зафиксировано право граждан на получение от врача сведений о возможных побочных реакциях при постановке прививки.

Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 885 утверждает перечень поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками , включёнными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, в котором указаны следующие осложнения:

1. Анафилактический шок.

2. Тяжелые генерализованные аллергические реакции (рецидивирующий ангионевротический отек - отек Квинке, синдром Стивена-Джонсона , синдром Лайела, синдром сывороточной болезни и т.п.).

3. Энцефалит.

4. Вакцино-ассоциированный полиомиелит.

5. Поражения центральной нервной системы с генерализованными или фокальными остаточными проявлениями, приведшими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также с клиническими проявлениями судорожного синдрома.

6. Генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ.

7. Артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи.

Часто ли, приводя ребенка на прививку, родители могут получить всю правдивую информацию о возможных осложнениях?

Было бы ошибочно полностью отвергать ту или иную точку зрения на детскую вакцинацию, ведь здравое зерно содержится в каждой из них. Грудной ребенок имеет довольно слабый иммунитет, поэтому вряд ли сумеет противостоять болезни. Но именно по этой же причине малыш может сложно перенести вакцинацию.

Чтобы родителям принять правильное решение и не винить себя впоследствии за необдуманный шаг, следует предварительно ознакомиться с вакциной и её составом, выяснить возможности осложнений и риска. Однако при этом нельзя не учитывать всю серьезность распространения болезней и вероятность заражения.

Несмотря на высокое качество вакцинных препаратов, ни одна компания не может отвечать за индивидуальную реакцию каждого ребенка. Ведь побочные эффекты порою непредсказуемы, и родители просто обязаны, не поддаваясь бессмысленной панике, заранее изучить действие препарата. Любая вакцина - это прежде всего медицинский препарат, у которого бывают свои противопоказания.

Если родители соглашаются на вакцинацию своего малыша, они должны строго придерживаться правил подготовки к прививке и поведения после неё. Чтобы минимизировать негативную реакцию на вакцину, потребуется:

  • Использовать только высококачественные прививочные препараты;
  • Строго соблюдать правила вакцинации;
  • Внимательно изучить меры предосторожности и возможности риска с учетом показателей здоровья каждого ребенка.

Только в этом случае иммунная система ребенка способна будет выработать антитела против той или иной инфекции.

Более подробно об общих правилах подготовки к прививке читайте

В условиях современной педиатрии, родители обязаны заниматься самообразованием, и самостоятельно принимать решения о вакцинации, ведь вся ответственность за здоровье ребенка лежит только на родителях.

А вы делаете своему ребенку прививки? Делитесь своим опытом и комментариями.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

Отвечает руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «НИИ детских инфекций ФМБА России», доктор медицинских наук, профессор Сусанна Харит :

—  Есть реакции на прививку, а есть осложнения.

Реакция на прививку бывает примерно у 10-20% детей. С чем это связано? Мы вводим чужеродные вещества — «убитые» или ослабленные бактерии и вирусы или «кусочки убитых» микроорганизмов. Иммунная система отвечает тем, что вырабатывает специальные белки (их называют антителами) и образует клетки-«убийцы», которые в дальнейшем при встрече с живыми возбудителями защитят от них организм. В ходе этих сложных процессов вырабатываются нужные иммунной системе вещества, которые могут вызвать повышение температуры и небольшую интоксикацию.

Но важно: реакции на прививку всегда возникают в определённое время.

Неживые вакцины

Если мы вводим вакцину, где нет живого вируса, реакция возникает в первые же сутки и к третьему дню ребёнок чувствует себя нормально. Но если недомогание, температура появятся позже или будут сохраняться дольше 3 дней — это не реакция на прививку, ребёнок одновременно с прививкой заболел, и нужно выяснить чем.

Живые вакцины

Когда мы вводим живые вакцины — против кори, паротита, краснухи, — недомогание возникает с 5-го по 14-й день. Не в 1-4-й день!

Реакция на прививку проходит сама и не требует лечения, не оставляет никаких последствий. Но, если температура высокая (выше 38-38,5°), надо дать ребёнку жаропонижающее, так как при высокой температуре дети могут давать судорожные состояния, и вызвать врача, чтобы он исключил присоединение какого-то заболевания. Высокая температура после прививок возникает у 1-4% детей.

Возможно появление отёка и красноты в месте прививки, такие реакции проходят сами за несколько дней.

А осложнения после прививки — это серьёзная ситуация, например, тяжёлая аллергическая реакция на компоненты вакцины. Но, к счастью, они бывают редко. Например, анафилактический шок случается один раз на миллион доз, а крапивница — один раз на 30-50 тысяч доз.

5 мифов от антипрививочников

Рассказывает врач-специалист по общественному здоровью и здравоохранению Павел Стоцко.

Миф 1. Прививки приводят к инвалидности

В журнале Lancet («Лансет») в 1998 году была опубликована работа учёного Эндрю Уэйкфилда, который доказывал, что вакцинация вызывает детский аутизм. Но потом оказалось, что всё это неправда — это была не только подмена понятий, но даже и фальсификация научной работы. Естественно, было опубликовано опровержение, но волна уже пошла. И до сих пор это «-исследование» является нормой для антипрививочников.

Стоит понимать, что случаи инвалидизации от прививок дейст-вительно могут быть, но только в одном случае. Это не связано с самой вакциной или вводимым антигеном. Проблемы могут возникнуть, если нарушаются правила использования препарата, например, превышается дозировка. К примеру, неподготовленная медсестра берётся за вакцинацию и путает количество вводимого средства. Сама же прививка, при условии что вакцина введена правильно и у человека нет аллергии, на организм никакого негативного влияния не окажет и сопутствующих заболеваний не вызовет.

Миф 2. Прививки содержат всю таблицу Менделеева

Многие уверены, что в качестве дополнительных компонентов в вакцины добавляют самые разно-образные вещества, в т. ч. и такие смертельно опасные, как ртуть, формальдегид и т. д. Но при этом противники прививок забывают, что речь идёт о пределах допустимых норм. Так, каждая вакцина действительно может содержать всё что угодно. Но в дозах, допустимых для применения в живом организме. Ртуть есть даже в обычной воде, и её никто не боится и даже не задумывается о ней.

Миф 3. Лучше переболеть и выработать естественный иммунитет

Это не самый лучший выход. Ведь достаточно один раз серьёзно заболеть, чтобы получить крайне тяжёлые осложнения. Многие из тех патологий, которые считаются детскими и профилактируются прививками, тяжёлые и смертельно опасные. Кроме того, стоит понимать, что мы делаем вакцину не для того, чтобы на 100% защититься от болезни, а для того, чтобы не получить серьёзных осложнений.

Миф 4. В России нет смертельно опасных заболеваний

В России действительно сегодня нет таких смертельных инфекций, как дифтерия, полиомиелит, корь. Но это связано исключительно с тем, что раньше практически все поголовно прививались. И сейчас мы наблюдаем картину, когда из-за отказа от прививок смертельно опасные патологии начинают возвращаться.

Миф 5. Вакцинация — это заговор фармкомпаний с целью получения выгоды

Все вакцины, которые есть в Национальном календаре прививок, оказались там по результатам большого количества исследований, во время которых проводили вакцинацию и ревакцинацию, а также в течение нескольких лет и даже десятков лет изучали титр антител в крови. Именно по количеству этого титра и определяются необходимость повторной вакцинации и длительность защиты организма от инфекции.

Сами же фармкомпании должны доказать безопасность и эффективность своих препаратов — и на это они тратят огромные деньги.

Простой способ укрепить иммунитет

Помните, что прививки — не панацея. Даже привитому ребёнку полезны физкультура и закаливание. А самый большой вклад в укрепление иммунитета вносит правильное питание. Если вы сторонник натуральных продуктов, вспомните про рыбий жир. Сегодня педиатры всё чаще советуют вернуться к этому простому средству оздоровления детей.

Рыбий жир — это настоящий суперфуд. В нём содержатся рекордные количества сразу трёх полезных иммунитету веществ: омега-3, витамин А и витамин D. Они повышают способность организма сопротивляться болезням, а значит, снижают частоту и тяжесть заболеваний у детей.

С наступлением осени рыбий жир следует давать ребёнку ежедневно. Особенно важно придерживаться этого правила первые три года жизни, когда процесс формирования иммунитета идёт наиболее активно.

То, что, вообще-то, прививки нужны, как правило, понимают все. И подтекст этого вопроса обычно несколько иной: «Нельзя ли моему ребенку обойтись без прививок?» Оказывается, можно, но только в двух случаях: если ваш ребенок собирается всю жизнь провести один на необитаемом острове или если все окружающие, кроме него одного, будут эффективно привиты. И та и другая ситуации очень далеки от реальности.
Реальностью же является то, что за последние 10 лет вследствие уменьшения числа привитых детей в России резко возросла частота инфекционных заболеваний. Заболеваемость дифтерией увеличилась в 13 раз. Ежегодно регистрируется 20-25 тысяч больных корью, увеличилось число случаев коклюша, в 1995 г. в России зарегистрирована вспышка полиомиелита - заболевания, о полном отсутствии которого у них заявили 145 стран мира. Вот уж действительно - «мы впереди планеты всей» или почти всей.
Причин уменьшения числа привитых детей несколько, но основных, как выяснилось, две. Одна со стороны родителей - стремление всеми правдами и неправдами избежать прививок, другая - неоправданно расширенное число медицинских противопоказаний для прививок Со второй причиной удалось справиться сравнительно легко - административно-разъяснительным путем. Изменить же точку зрения на прививки мам и бабушек оказалось сложнее (папы и дедушки в этом вопросе обычно более покладисты).

А в чем, собственно, состоит защитное действие прививок?

Уже при рождении ребенок устойчив по отношению ко многим (но не ко всем) инфекциям благодаря полученным им от мамы в конце внутриутробного периода защитным антителам. Уровень этих антител в организме ребенка также поддерживается благодаря дополнительному их поступлению с грудным молоком. В связи с этим новорожденные и грудные дети до 6 месяцев жизни невосприимчивы к дифтерии, краснухе, кори, ветряной оспе. Однако на протяжении второго полугодия жизни ребенка эти, по сути дела материнские, антитела разрушаются. Малыш оказывается беззащитен перед окружающим его миром болезнетворных микроорганизмов. Прививки же и обеспечивают ребенку так необходимую ему защиту от инфекций.
Прививка заключается во введении в организм резко ослабленного возбудителя болезни (живая вакцина) либо его компонентов (убитая вакцина). Это вызывает специфический ответ организма в виде выработки защитных антител, способных в перспективе нейтрализовать возбудителя инфекции в случае его попадания в организм. Для создания и поддержания в организме ребенка достаточного уровня антител для защиты от одних инфекций (дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита, полиомиелита) необходимо повторное введение вакцины и последующее периодическое повторение прививки, а в отношении других инфекций (корь, паротит, краснухами др.) достаточно одной прививки живой ослабленной вакциной.

Почему за границей детям делают другие прививки?

Сроки, последовательность и разновидности проводимых детям прививок против различных инфекций в каждой стране определяются наряду с возрастными особенностями иммунной системы ребенка, а также уровнем инфекционной заболеваемости и наличием профилактических препаратов. С учетом всех этих факторов каждая страна разрабатывает свой, национальный календарь профилактических прививок.

Большинство развитых стран имеют сходные календари прививок Особенностью российского календаря является проведение прививок против туберкулеза всем новорожденным детям (в связи с высоким уровнем заболеваемости) и отсутствие прививок против гемофильной b-инфекции (так как нет отечественных препаратов).
С учетом этих особенностей детей, родившихся за границей, стараются привить против туберкулеза до двухмесячного возраста. В более старшем возрасте такую прививку можно будет провести только после обследования ребенка (внутри-кожное введение туберкулина - проба Манту), позволяющего убедиться, что он еще не успел заразиться туберкулезом.

Нужна ли моему ребенку прививка против гепатита В?

Гепатит В 1 - тяжелое заболевание, нередко постепенно (в течение ряда лет) приводящее к циррозу печени. В последние годы его частота упорно возрастает. Используемые при лечении гепатита В медикаменты очень дорого стоят, к тому же не гарантируют выздоровление. Вакцина, применяемая для прививки, получена при использовании самых современных генно-инженерных технологий. Она представляет собой лишь антиген вируса, не может вызвать заболевание и практически не вызывает постпрививочных реакций.
Выделена группа детей (группа повышенного риска), для которых эта прививка является просто обязательной. К их числу относят:

  • детей, матери которых во время беременности перенесли острый гепатит В или являются носителями вируса гепатита В;
  • детей из семей, в которых есть больные хроническим гепатитом или носители вируса гепатита В;
  • детей, проживающих или отъезжающих в район с высоким (более 8%) уровнем носительства вируса гепатита В среди населения (а это, в частности, значительная часть территории Сибири);
  • непривитых против гепатита детей, имевших контакт с больным острым гепатитом В;
  • подростков, начавших беспорядочную половую жизнь;
  • детей с заболеваниями крови, получающих переливания крови или препараты крови;
  • наркоманов, вводящих препараты внутривенно (к сожалению, бывают и такие дети).

Но, учитывая широкую распространенность и тяжесть прогноза заболевания, безусловно, эта прививка полезна и всем остальным детям. И не случайно в последние годы эта прививка в нашей стране включена в календарь обязательных прививок.
Кстати, не менее актуальной для жителей России является прививка против гепатита А. Заболеваемость детей вирусным гепатитом А довольно высока, и нередко в детских коллективах возникают вспышки этого заболевания. Разработаны эффективные вакцины против гепатита А («Хаврикс», «Вакси»), позволяющие защитить ребенка от заражения.

Правда ли, что прививка может вызвать у ребенка заболевание?

Нет, заболевание, против которого прививка направлена, она вызвать не может, но обязательно вызывает ответ организма, который обычно протекает скрытно, хотя для некоторых прививок характерны постпрививочные реакции.
Характер реакций зависит от особенностей прививки. При внутримышечном введении вакцин местные реакции проявляются болезненностью и, возможно, легкой припухлостью в месте инъекции (впрочем, как после любого укола).
Пожалуй, наиболее выраженная местная реакция характерна для прививки против туберкулеза (БЦЖ). На месте прививки на коже наружной поверхности левого плеча через 4-6 недель появляется бугорок с последующим образованием гнойничка, а затем корочки. Нередко родители пытаются либо обработать этот гнойничок каким-либо дезинфицирующим раствором, либо удалить корочку. Конечно, этого делать не следует. Напротив, необходимо беречь этот участок во время массажа, при переодевании, а также при купании ребенка (смачивать его можно, но растирать не следует). Через 2-3 месяца на этом месте формируется рубчик размером 2-10 мм, косвенно свидетельствующий о сформированной невосприимчивости к туберкулезу.
Общие реакции на прививку выражаются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) прививочные реакции могут проявляться картиной резко ослабленной инфекции. Так, у части детей (5-15%) после противокоревой прививки с 5-го по 15-й день повышается температура тела, возможен насморк, легкое покашливание, слезотечение и очень редко появляется пятнистая необильная бледно-розовая сыпь. Эти проявления сохраняются не долее 2-3 дней и не требуют специального лечения. И конечно, они по тяжести не сопоставимы с проявлениями, характерными для кори у непривитого ребенка.
После противопаротитной прививки у большинства детей прививочный процесс протекает бессимптомно. У небольшой части детей с 4-го по 12-й день могут наблюдаться температурные реакции и очень редко - кратковременное увеличение околоушных слюнных желез. Но никогда не бывает панкреатита или орхита (воспаления яичек), которые иногда осложняют течение паротита у детей.

Как местная, так и общие прививочные реакции непродолжительны (1-2 дня), хорошо переносятся детьми, не представляют угрозы для здоровья ребенка и, конечно, не сопоставимы с возможными последствиями самих инфекций.

А разве не бывает тяжелых реакций на прививку?

Любое хорошее дело можно скомпроментировать, если игнорировать необходимые для его осуществления условия. Действительно, иногда встречаются необычные и неадекватные реакции на прививку - осложнения. Как правило, они обусловлены либо грубыми нарушениями техники проведения прививок, либо стандартным (формальным) подходом к ребенку, не учитывающим его индивидульных особенностей.
Подчас родители в своем стремлении добыть для своего ребенка самую лучшую вакцину, заказывают ее привезти кому-нибудь из знакомых «с другого конца света». Но вакцины - это биологически активный продукт, требующий для сохранения присущих ему свойств определенных условий. Транспортировка вакцин должна осуществляться в специальных контейнерах, обеспечивающих оптимальный температурный режим. Вакцины нельзя взбалтывать. При несоблюдении этих условий самая хорошая вакцина в лучшем случае утрачивает свои свойства, и прививка оказывается неэффективной. В худшем случае вакцина становится токсичной и способна вызвать осложнения.
Если прививку проводит неподготовленный персонал, если инструменты не стерильны, если не проведены тщательная обработка места укола и рук персонала, тогда возможны местные осложнения прививки - уплотнения, нагноения в месте укола. При этом в области.укола появляется покраснение и напряжение кожи, а в глубине можно прощупать резко болезненное уплотнение. Нередко поднимается высокая температура тела, появляется озноб. Можно попытаться помочь ребенку, давая ему антибиотики и накладывая на область уплотнения полуспиртовые компрессы (при появлении размягчения, напротив, холод). Однако зачастую в этих случаях требуется помощь хирурга.
Все же основным условием возникновения осложнений чаще является измененная реактивность ребенка. Опасность осложнений реально повышена у детей с аллергическими заболеваниями, с повышенной судорожной готовностью, с нарушенным иммунитетом. Для предупреждения осложнений таких детей выделяют в особые группы, прививки им проводят по индивидуальной схеме, специально подготавливая ребенка для каждой из прививок (об этом - несколько позже). При соблюдении этих правил осложнения после прививок - редкое явление.
Родители нередко несколько преувеличивают частоту осложнений после прививок, ошибочно расценивая в качестве постпрививочных осложнений другие не связанные с прививкой заболевания, которые у ребенка могут возникнуть в этот период с той же вероятностью, как и в любой другой. К примеру, после противодифтерийно-столбнячной прививки (АДС) у ребенка появились кашель и насморк Казалось бы, очевидна причинная связь заболевания с прививкой. Однако это совершенно нехарактерные проявления для этой прививки, и связь имеет случайный характер.
Многочисленными исследованиями доказано, что более чем половина детей с «реакцией на прививку» в действительности переносили различные не связанные с прививкой заболевания, которые наслаивались на постпрививочный период.

Можно ли как-то отличить реакцию на прививку от самостоятельного заболевания?

Отличить постпрививочную реакцию от заболевания вполне возможно, если учесть следующие моменты:

  • реакции с повышением температуры тела после прививки убитыми вакцинами (АКДС, АДС и АДС-М) никогда не развиваются позже 48 часов, а после прививки живыми вакцинами (коревой, паротитной, краснушной) возможны не раньше 4-5-го дня;
  • аллергические реакции не отмечаются позже чем через 24 часа после любого вида прививок;
  • расстройства стула, нарушения мочеиспускания и одышка не характерны для прививок и являются признаками сопутствующих заболеваний;
  • катаральные проявления (кашель, насморк) могут быть реакцией на противокоревую прививку, но не характерны для других прививок.

А может ли в будущем ребенок заболеть инфекцией, против которой ему была сделана прививка?

Да, изредка.прививка оказывается неэффективной, и ребенок может впоследствии заболеть этой инфекцией. Так бывает в тех немногих случаях, когда при проведении прививки были допущены погрешности:

  • если вакцина была неактивна вследствие нарушения правил ее транспортировки и хранения. Например, при транспортировке в багажном отделении самолета вакцина была заморожена или взболтана;
  • при нарушении техники проведения прививки. Например, вакцину против туберкулеза, предназначенную для внутрикожного введения (БЦЖ), ввели подкожно. При этом не только не формируется невосприимчивость к туберкулезу, но также возможно нагноение (абсцесс);
  • если при проведении прививки не были учтены противопоказания. Например, ребенка привили в остром периоде заболевания, когда его иммунная система боролась с инфекцией и не смогла адекватно прореагировать на прививку;
  • когда необходимую для поддержания невосприимчивости к инфекции прививку своевременно не повторяют. Так, для защиты от полиомиелита вакцину дают ребенку трехкратно на первом году жизни, а затем однократно в 18,24 месяца и в 6 лет. При нарушении сроков повторных прививок и появляется риск заболевания ребенка.

Как было отмечено, после некоторых прививок (против кори, краснухи, паротита) невосприимчивость сохраняется очень длительно (практически пожизненно). Тем не менее, учитывая, что по разным причинам у части детей невосприимчивость не сформировалась, в 6 лет эти прививки всем детям делают повторно.

Можно ли убедиться, что ребенок после прививки невосприимчив к инфекции?

Конечно, можно. После прививки, как уже отмечалось, в крови появляются специфические защитные антитела, которые могут быть выявлены с помощью специального анализа крови, взятой из вены ребенка (правда, анализ этот производят далеко не в каждой лаборатории, и он довольно дорого стоит).
Необходимость в таком анализе может появиться в ситуации, когда, к примеру, приятель вашего ребенка заболел корью, а ваш привитой против кори ребенок собирается ехать в летний оздоровительный лагерь или в санаторий. Его не берут, ссылаясь на контакт с инфекцией и вероятность (хотя и очень небольшую) возникновения у вашего ребенка кори. И это правильно, так как нельзя ставить под угрозу карантина весь лагерь или санаторий. Если же вы представите результаты анализа, в котором будет доказано наличие у вашего ребенка высокого уровня противокоревых антител, проблема будет исчерпана.
У ослабленных детей такое исследование бывает необходимо для того, чтобы в случае контакта с инфекционным больным (например, с корью) при отсутствие у привитого ребенка защитных антител своевременно ввести ему препарат (иммуноглобулин), который если не предотвратит заболевание, то значительно уменьшит его тяжесть.

Так ли уж обязательно делать прививки в установленные сроки?

В общем-то, необязательно, но желательно. Сроки проведения той или иной прививки регламентированы Прививочным календарем. Делать прививку раньше срока нецелесообразно, так как в организме ребенка еще сохраняются защитные антитела, которые нейтрализуют прививку. Защитный эффект прививки не будет достигнут.

Делать прививку позднее срока можно, но при этом ребенок до проведения прививки какое-то время не будет защищен от инфекции и может заболеть. Все же более разумно следовать рекомендациям Прививочного календаря и без весомых на то причин существенно не отклоняться от рекомендованных сроков прививок.

По каким причинам прививку придется отсрочить?

При острых лихорадочных заболеваниях иммунная система борется с болезнью и реакция ее на прививку может быть неадекватной, поэтому проведение прививок откладывают до выздоровления. По той же причине прививки не делают в периоде обострения хронических болезней. Вместе с тем при легких формах острых респираторных и острых кишечных инфекций прививки с разрешения врача можно проводить еще до полного выздоровления сразу же после нормализации температуры тела.
Очевидно, не стоит рисковать и повторять прививку, если на предшествующее введение этой вакцины было какое-то осложнение. Из-за опасности осложнений детей со злокачественными заболеваниями, первичными иммунодефицитами, ВИЧ-больных не прививают живыми вакцинами (полиомиелитной, коревой, паротитной). Однако таких детей необходимо прививать в первую очередь, так как в случае инфекции такой ребенок может погибнуть. У таких детей с целью вакцинации используют специальные убитые вакцины. Перечисленные патологические состояния у детей, к счастью, встречаются редко.

Можно ли прививать, если ребенок ослаблен?

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения ослабленных детей следует прививать в первую очередь, так как именно у них инфекции протекают наиболее тяжело, с высокой вероятностью осложнений. Но при проведении прививок такие дети требуют особого подхода.

  1. Прививки им проводят после выздоровления от острого заболевания и при отсутствии обострения хронического процесса.
  2. Детям с хроническими заболеваниями в качестве подготовки до и после прививки назначают противорецидивное лечение.
  3. Ослабленных детей прививают по индивидуальному графику, избегая сочетания нескольких прививок.
  4. К прививке таких детей специально подготавливают. Подготовка зависит от характера заболевания.

Детям, у которых ранее были судороги , прививки проводят на фоне противосудорожных средств (люминал) - 5-7 дней до и 5-7 дней после дифтерийно-столбнячной и с 1-го по 14-й день после коревой и паротитной прививок. При повышенном внутричерепном давлении в те же сроки назначают мочегонные средства.
Детям с аллергическими заболеваниями целесообразно проведение подготовки антиаллергическими средствами (фенкарол, тавегил, перитол) за 5-6 дней до и 5-6 дней после прививки. В некоторых случаях, на усмотрение врача, в течение 1-4 недель до< и 1,5-3 месяцев после прививки назначают задитен или интал.
У часто болеющих респираторными инфекциями детей лекарственную подготовку к прививке начинают на фоне стихания очередного заболевания. Назначают один из препаратов стимулирующего действия (женьшень, элеутерококк, лимонник), а также витамин А и экстракт корня солодки в течение 1 -2 недель до и 1 -1,5 месяца после прививки.

Наиболее тяжелые формы инфекционных заболеваний с осложнениями и смертельными исходами возникают у ослабленных непривитых детей и у детей с нарушением графика прививок Известно, что риск нежелательных реакций на современные вакцины несоизмеримо ниже, чем риск возникновения осложнений и смертельных исходов при инфекционных заболеваниях. Активное проведение прививок обеспечивает вашему ребенку формирование невосприимчивости к той инфекции, против которой проводится прививка, и способствует снижению инфекционной заболеваемости других детей, у которых по какой-то причине прививка не была проведена или оказалась неэффективной.

Открытое письмо онкоиммунолога

Профессора В.В. Городиловой

Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего "поствакцинального состояния", начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.

Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах "нормы" через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.

После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь - макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?

Грубое нарушение защитного механизма "иммунотерапией" вызывает ускоренную потерю "иммуносилы", допускаю - инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям...

Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие "расход" определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.

Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.

Полностью разделяю требования Галины Червонской - прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела - их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и "помолодевшие" аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них - детский лейкоз.

Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.

На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение - отёк мозговых оболочек.

Каждый человек - индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится - предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.

Добавлю к этому что реакция Манту - тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм "обязан" выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена - туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом - покраснением разной величины. Эта диагностическая проба - ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже - чужеродный белок, аллерген.

Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?

Думаю, мы занимаемся не "той" вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.

Иммунная система не выдерживает "планового натиска", она ломается, функции её извращаются, она "сбивается с курса", предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям... Растёт аллергия среди малышей - есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой - по этим проблемам публикации неисчислимы.

Разбалансированная иммунная система "не замечает" неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после "поствакцинального напряжения" во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.

Иммунная система - тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения - стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.

Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение - процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс "расходования" лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами - вакцинами.

Известный хирург, академик Амосов в своей книге "Раздумья о здоровье", утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями "здоровье" и "болезнь". К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где "переходные стадии" между здоровьем и "малой болезнью" - прививкой?

Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата "сверхнагрузки". Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований...