Прививка за или против. Прививки новорожденным

Прививка, или вакцинация – искусственный метод повышения иммунитета, предполагающий введение в организм антигенов возбудителей болезни, с целью увеличения его устойчивости к инфицированию. Применение этого метода стимулирует производство антител самим организмом. Более эффективны препараты, произведенные на основе ослабленных, но живых микроорганизмов, чем изготовленные из инактивированного материала. Первые две прививки новорожденным ставят еще в роддоме.

Несмотря на очевидную пользу, растет количество отказов от прививок. Сегодня, как никогда, актуален вопрос: «Делать ли в роддоме прививки новорожденным?». Доступность информации позволяет родителям узнать не только о положительных результатах вакцинации, но и возможных осложнениях.

Перечень прививок для детей периода новорожденности (28 дней), как и для всех последующих возрастов, регулируется федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и федеральным законом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Все эти документы не запрещают родителям (либо опекунам) выступать против вакцинации и отказываться от прививок.

Для того чтобы новорожденному ребенку не ставили прививку в роддоме, необходимо до приезда в роддом подготовить 2 экземпляра заявления об отказе от биологических проб и вакцин. Оно заполняется по форме, внизу обязательна дата и подпись заявителя. При поступлении в роддом документ предъявляется главному врачу. Важно проследить за тем, чтобы на оба экземпляра были поставлены печати и подписи, факт из приема был отображен в журнале входящей документации.

Затем одно заявление прикрепляется в медицинскую карту, второе – остается на руках у роженицы. Чтобы избежать проблем, стоит в устной форме предупредить медицинский персонал об отказе и наличии заявления, которое по случайности может быть не замечено.

В действующем законодательстве не отмечено никаких последствий для родителей при отказе делать вакцинацию. Поэтому заявление будущей матери не может послужить причиной для более длительного, чем рекомендовано врачами, пребывания в роддоме. Требование дополнительных справок и документов, помимо заявления об отказе, незаконно. Нет необходимости пояснять и аргументировать свое решение.

Если не удается решить проблему мирным путем, права матери и ребенка нарушаются, следует написать заявление на имя руководителя медицинского учреждения, второй его экземпляр – в прокуратуру района, третий – оставить на руках.

В этом документе должно быть полное описание ситуации: давление со стороны персонала, отказ в выписке и т. п., а также указанны контактные данные заявителя. В прокуратуру заявление направляется заказным письмом с уведомлением о получении. Если главврач выступает против официального оформления жалобы и отказывается подписывать документ, нужно тоже отправить почтой.

После выписки из роддома аналогичную процедуру отказа делают в детской поликлинике по месту жительства. После подачи заявления ответственность за здоровье ребенка в отношении заболеваний, против которых проводится вакцинация, несут родители. Исходя из нормативных актов ребенка, не получившего прививку, могут ограничить в посещении детского учреждения в период эпидемий или при объявлении карантина.

Перечень прививок для новорожденных

Какие прививки в роддоме делают новорожденным? Этот список небольшой:

Вакцина изготовлена из ослабленных бактерий, ее делают внутрикожно. При отсутствии противопоказаний первая прививка ставится с 3 по 7 день жизни ребенка, как правило, это происходит в роддоме. Ее действие направлено на развитие иммунитета, защиту организма от перехода «спящей» инфекции в заболевание, а также против развития тяжелых форм туберкулеза.

Прививка впервые ставится в течение 12 часов после рождения, ее делают внутримышечно. По стандартной схеме ревакцинация производится дважды: через 1 месяц и через полгода. Вакцина представляет собой «дрожжевой» рекомбинантный препарат.

В основе технологии производства – вживление гена синтезирующего часть вируса гепатита B в пекарские дрожжи. Размножение дрожжей приводит к размножению антигена, который потом отчищается и тестируется на стерильность. Введенная вакцина против гепатита B провоцирует выработку антител, обеспечивающих невосприимчивость к заболеванию.

Общие противопоказания для вакцинации новорожденных

К общим противопоказаниям относятся:

  1. Недоношенность. Вакцины не вводятся, если масса тела ребенка меньше 2300 гр.
  2. Гнойно-септические кожные воспаления. Прививка может быть поставлена через месяц после полного выздоровления.
  3. Внутриутробное инфекционное заражение, сепсис. Вакцинация – через полгода после выздоровления.
  4. Острые заболевания. Прививание возможно через месяц после выздоровления.
  5. Гемолитическая болезнь . Вакцина вводится через полгода, при условии, что отсутствует анемия.
  6. ППЦНС с выраженными проявлениями. Вакцинация – через полгода после выздоровления по разрешению невропатолога.
  7. Ферментопатии. Полное противопоказание.
  8. Иммунодефицитные состояния. Полное противопоказание.
  9. Генерализованная инфекция БЦЖ, обнаруженная у сиблингов.

Количество противопоказаний постоянно изменяется, чаще – в сторону уменьшения, так как вакцины становятся более совершенными. Вакцинация – достаточно надежный метод защиты ребенка от инфекций. Все препараты на территории РФ делают под строгим контролем, они проходят клинические испытания для подтверждения эффективности и безопасности.

Общие реакции на прививку: нормальные и ненормальные

Несмотря на надежность вакцинации, побочные эффекты часто неизбежны, потому что ребенок болеет облегченной формой заболевания. Но далеко не все реакции на прививку представляют опасность. Формирование стойкого иммунитета – положительная реакция, которая больше всего ожидаема. Она защищает организм от инфекций и их последствий.

Негативные реакции на вакцинацию представлены осложнениями и прививочными реакциями. Риск осложнения после прививки такой же, как и после первичного приема любого лекарства. Кроме того, последствия инфекционных заболеваний, такие как смерть и инвалидность, более опасны и возникают чаще, чем осложнения после введения вакцины.

Общие реакции на прививку представлены следующими симптомами:

  • повышение температуры тела. Слабые реакции – до 37,5 ºС; средние — 37,6-38,5ºС, сильные – от 38,5ºС;
  • фебрильные судороги – подергивания конечностей в связи с реакцией ЦНС на повышение температуры. Появляются в течение 24 часов после процедуры;
  • афебрильные судороги – подергивания конечностей при нормальной температуре тела. Указывают на наличие неврологического заболевания, необходим осмотр невропатолога;
  • нарушения сна и аппетита;
  • ухудшение общего самочувствия;
  • головная боль;
  • боль в животе, в суставах и мышцах;
  • тошнота и рвота.

Все эти симптомы длятся максимум первые 3 суток после прививки. Выраженность общих реакций зависит от того, какие именно вакцины были введены и от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Первая помощь при проявлении общих прививочных реакций сводится к устранению симптомов. При повышенной температуре тела (более 38 ºС) необходимо делать обтирания влажным полотенцем, дать ребенку жаропонижающие средства: парацетамол, панадол, нурофен. После нормализации температуры общее состояние сразу улучшается: проходят болевые ощущения, тошнота и рвота. Если жаропонижающие лекарства не помогают нужно вызвать бригаду скорой помощи.

Профилактика осложнений

При тщательной подготовке к вакцинации, а также при правильном поведении во время процедуры и после нее, можно минимизировать риск развития осложнений и нежелательных реакций.

Перед тем как поставить прививку необходимо:

  • сдать анализы мочи и крови для общей оценки состояния здоровья;
  • проконсультироваться с невропатологом и аллергологом, получить их заключение;
  • проверить наличие в домашней аптечке детских жаропонижающих средств;
  • не давать ребенку незнакомую пищу перед процедурой;
  • в течение двух дней до вакцинации принимать противоаллергические препараты;
  • на процедуру взять с собой прививочный сертификат, пеленку и любимую игрушку ребенка;
  • выходя из дома измерить температуру тела ребенка, недопустимо ее повышение более 37 o С.

При проведении вакцинации:

  • проверить название вакцины, производителя, срок годности;
  • пройти осмотр и консультацию у педиатра перед тем, как зайти в прививочный кабинет. Он должен оценить общее состояние ребенка, измерить температуру, прослушать легкие, осмотреть горло;
  • не волноваться, не суетиться – эти состояния быстро передадутся ребенку, настроят его против процедуры;
  • позволить ребенку проплакаться, затем прижать к себе, покачать – делать то, что его успокаивает.

Когда «самое страшное» позади:

  • остаться в поликлинике на полчаса после прививки, даже если вас забыли об этом предупредить;
  • при повышении температуры – снять с ребенка одежду, обтереть мокрой пеленкой комнатной температуры;
  • не злоупотреблять жаропонижающими препаратами, следить за дозировкой;
  • не использовать аспирин до 5 лет;
  • не купать ребенка и не гулять в день вакцинации;
  • менять рацион можно только через 3 суток после прививки.

Для того чтобы решить, делать ли прививки новорожденным нужно взвесить все «за» и «против». В любом случае выбор остается за родителями. Но нужно помнить, что в случае отказа от вакцинации вся ответственность будет лежать на них.

На сегодняшний день доступ к информации позволяет всесторонне изучить проблему и принять правильное решение. Задача врача в этой ситуации – рассказать как о возможных последствиях отказа, о том, какие могут быть осложнения после процедуры, не оказывая при этом давления и не склоняя к определенному решению.

Полезное видео о прививках для новорожденных

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Сотни детей каждый год попадают в больницы, нуждаются в длительном лечении, а иногда даже становятся инвалидами после посещения прививочного кабинета.

После прививки от туберкулеза жизнь Маши и ее близких превратилась в настоящий ад. Из-за осложнений, которые начались после введения вакцины, у девочки практически полностью разрушилась одна из костей стопы. Понадобились три сложнейшие операции - медики полностью заменили пораженную болезнью кость.

"Какие будут осложнения в дальнейшем, никто мне не говорит. Может, останется хромота. Может, что-то еще", - говорит мама Маши Наталья Дуплякова.

Мама Маши сейчас собирает бумаги, чтобы судиться с врачами, которые, по словам женщины, не рассказали о существующем риске.

"Врачдолжен сказать родителям о противопоказаниях и возможных последствиях данной прививки. Тем не менее, родитель в случае отказа должен об этом письменно уведомить врача", - говорит адвокат Владимир Орешников.

Светлана и Александр из Москвы вообще не хотят слушать о вакцинации. Их дочке уже два с половиной года, но девочке за всю жизнь не сделали ни одной прививки. Родители считают, что благодаря достижениям цивилизации надобность в этом просто отпала.

"Сейчас, когда личные средства гигиены очень доступны и кран под рукой, очень легко бороться с те же самыми вирусами, которые просто-напросто исчезают в воде, в которой мы моем руки", - убеждён Александр Подковыров.

Врачи уверены: от инфекция средства гигиены - не защита. В случае отказа от прививок родители должны быть готовы и к неприятным юридическим сюрпризам.

"Не привитого ребенка могут не допустить в школу или в детский сад при возникновении какой-либо эпидемии. Стоит также отметить, что ребенка могут не выпустить за границу на отдых, если законы страны не позволяют въезд на свою территорию ребенка, не сделавшего определенные прививки", - говорит адвокат Владимир Орешников.

По словам медиков, в случае массового отказа от прививок неизбежны эпидемии.

"Прививать надо детишек в обязательном порядке. И ни в коем случае не идти на поводу досужих, разных специалистов, которые считают, что вакцинацию можно не делать", - говорит главный врач консультативно-диагностического центра по специфической иммунопрофилактике Иван Лешкевич.

"Существуют поствакцинальные осложнения. Но, на самом деле, они встречаются гораздо реже, чем осложнения от перенесенной инфекции", - добавляет педиатр Ольга Салкина.

Согласна с таким подходом и мама Юлианны. Девочкая родилась с патологией почек. Из-за болезни ей до двух лет не делали никаких прививок. Но сейчас, когда Юлианна подросла, мама уверена: только вакцинация может защитить ее ребенка от инфекций.

"Нам прививки обязательны. Потому что мы подвержены каким-то заболеваниям. Мы боимся всего этого. Мы хотели бы как-то себя огородить от всех этих проблем", - говорит Наталья Колесникова.

Главное, предупреждают медики, учесть все возможные противопоказания. Так, прививки нельзя делать при обострении хронических недугов; при простуде, а также в период выздоровления. Не рекомендуют вакцинировать ребенка и если болеет кто-то из его близких.

"Если ребенок находился в контакте с какой-то инфекцией. он уже, в общем-то, ей инфицирован. Но клинические проявления он еще не развернул. Если на этот фон сделать вакцинацию, то, естественно, можно ожидать, неблагоприятное течение", - сказала педиатр Ольга Салкина.

Крайне осторожными нужно быть, и если есть аллергия на какой-либо из компонентов препарата. Тревожный знак - если малыш дает реакцию на яичный белок, пыльцу или не переносит антибиотики - в этом случае велика вероятность, что и прививка приведет к осложнениям. Не стоит ослаблять бдительность, и когда укол уже сделан. Врачи советуют родителям в течение пяти дней после вакцинации внимательно следить за самочувствием ребенка.

Уже не первый год среди мам и пап активно обсуждается вопрос «прививки за и против». Полемика не затихает ни на минуту, к ней присовокупляются мнения различных специалистов, причем далеко не всегда медицинского профиля, как в пользу прививок, так и отрицающие их. Если добавить сюда популистские высказывания о вреде «вмешательства в силы природы», пугающие истории о побочных эффектах вплоть до смерти детей, то станет понятно, почему все больше родителей начинают отказываться от прививок. Но вопрос «прививки за и против» это вопрос здоровья детей, требующий самого тщательного и взвешенного подхода.

Прежде всего, что такое прививки и зачем они нужны? Прививки или вакцинация - это метод защиты организма от опасных инфекций путем введения внутрь убитого или ослабленного возбудителя (его компонентов).В результате такого введения происходит ответ иммунной системы выработкой антител, то есть человек становится как бы «уже переболевшим» этим заболеванием и невосприимчивым к нему в дальнейшем. В этом случае польза прививок очевидна. Существует много смертельно опасных заболеваний (полиомиелит или эпидемический детский паралич, дифтерия, столбняк и т.д.), весьма распространенных ранее и неизлечимых до сих пор, но их массовому «победному» шествию помешало именно введение прививок. Что же касасется вмешательства в «естественные защитные силы организма», то увы, мы уже давно не живем в естественных условиях, а наоборот, проживаем в городах- мегаполисах, которые, по сути, являются «неестесвенным» скоплением людей, очень благоприятным в плане распространения различных инфекций.

Как и у каждого лекарства, у прививок имеется и «обратная сторона медали» в виде побочных эффектов, на которые, в основном, и делают упор противники вакцинации. Самое грозное осложнение - это развитие болезни, от которой прививка призвана защищать. Да, при применении «живой» вакцины это возможно. Так было, например, в Америке в сороковые годы, когда разрабатывали препарат против молиомиелита. Но, во-первых, это было на заре развития этого направления в медицине, а современные технологии выработки вакцины сводят к минимуму подобный риск, а во вторых, заболевание протекает все же в значительно более легкой форме и в подавляющем количестве случаев у детей с пониженным иммунитетом.Поэтому имеют твердый Цифры статистики говорят, что частота подобных осложнений на сегодняшний день составляет 1 случай на примерно 100 000 привитых. Ещё одним осложнением является возможная аллергическая реакция на компоненты препарата. Но современная медицина располагает арсеналом сильнодействующих противоаллергических средств практически мгновенного действия, поэтому своевременно оказанная медицинская помощь позволяет с успехом справиться и с этой «напастью».

Если все же возникает сомнение, стоит ли делать прививки, то стоит просто подумать и представить себе - от каких страшных болезней они защищают. В последнее время в обсуждениях прививки за и против часто встречается мнение, что раз нет распространения заболеваний, то они уже побеждены и защищаться от них не надо, но это очень опасное заблуждение! Дело в том, что среди населения должна существовать так называемая "иммунная прослойка» которая и сдерживает массовое проявление болезни. На практике это означает, что привитыми должны быть не менее 80% от всех потенциально подверженных риску заболеть. уменьшает эту спасительную прослойку, делая возможными вспышки инфекций и первыми жертвами их становятся именно непривитые дети. Практика показывает, что в последние годы участились именно такие случаи заболевания, например, дифтерией со смертельными исходами.

Учитывая все вышеизложенное в полемике «прививки за и против» можно ставить жирную точку, так как необходимость их очевидна. Исключение составляют только дети с пониженным иммунитетом, которым прививка действительно может повредить. Но в каждом конкретном случае решать вопрос о необходимости медотвода должен только врач.

Время с осени по весну - период простудных заболеваний. Можно ли обезопасить себя от инфекций и вирусов с помощью вакцинации?

С давних пор человечество сталкивалось с различными инфекционными заболеваниями, сопровождавшимися высокой смертностью несмотря на все усилия врачей. К ним относятся натуральная оспа, холера, брюшной тиф, чума и некоторые другие.

Еще в средние века врачи стали задумываться о том, как предотвратить эпидемии, уносившие миллионы людей. Уже в XII столетии для предупреждения оспы в Китае использовали раневое отделяемое от коров, болевших оспой (коровья оспа незаразна для человека). В 1796 году Эдвард Дженнер привил человеку коровью оспу и ввел термин «вакцинация» (от лат. «vacca» - корова), а с 1798 года в Европе начинается массовая вакцинация против оспы. Однако научные основы иммунизации развиваются лишь спустя 100 лет благодаря трудам Луи Пастера.

Зачем нужна прививка?

Так что же такое вакцинация ? Для ответа на этот вопрос следует кратко описать особенности функционирования иммунной системы человека.

Главный страж здоровья
Иммунная система - «сторож» организма человека, защищающий его от чужеродного биологического материала. Распознавая чужеродные вещества, она нейтрализует их и «запоминает» свой ответ, чтобы воспроизвести его впоследствии при столкновении с аналогичным «чужаком». Если бы не было иммунной системы, то все люди стали бы легкой добычей для бактерий, вирусов, грибков, гельминтов. Малейший ветерок вызывал бы серьезное инфекционное заболевание, грозящее смертью. Именно так и случается у людей с иммунодефицитом, иммунная система которых функционирует недостаточно эффективно. Неважно при этом, родились ли они с иммунодефицитом или же приобрели его (например, в результате заражения ВИЧ).

Каким бывает иммунитет

Одна из функций иммунной системы, как уже указывалось, - распознавание «своего» и «чужого» биологического материала. Со «своим» биологическим материалом иммунная система знакомится в процессе эмбрионального развития, знания о «чужом» передаются по наследству, как и другие генетические признаки. В этом случае говорят о наследственном (врожденном) иммунитете. Но чаще случается так, что иммунная система знакомится с «чужим» биологическим материалом при непосредственном контакте с ним. Тогда говорят о приобретенном иммунитете , он по наследству не передается и менее стоек, чем врожденный.

Как действует вакцина

Формирование активного иммунитета
Действие вакцин основывается на введении в организм как отдельных частей возбудителей инфекционных заболеваний (белки, полисахариды), так и целых убитых или ослабленных живых болезнетворных агентов, либо вакцин, полученных методом генной инженерии. При этом организм сам вырабатывает соответствующие антитела, которые позволяют ему быстро справиться с инфекцией. Активный иммунитет сохраняется годами (против гриппа 1-2 года), десятилетиями (корь), а иногда и в течение всей жизни (ветряная оспа).

Формирование пассивного иммунитета
Пассивный иммунитет возникает в результате введения в организм уже готовых антител другого человека или животного. Он может быть приобретен либо естественным путем, как у плода, получающего через плаценту материнские антитела, либо искусственно, путем инъекции иммуноглобулинов, полученных из сыворотки крови переболевшего человека или созданных методом генной инженерии.

Побочный эффект прививок

Вакцинация может сопровождаться побочными реакциями. Среди них самыми частыми являются аллергические: от незначительных местных (покраснение в месте инъекции, зуд, шелушение кожи) до выраженных системных (повышение температуры тела, озноб, резкое снижение артериального давления). С возможностью развития побочных реакций обычно связан отказ от проведения прививок.

В настоящее время все чаще вместо вакцин, в состав которых входят сами микроорганизмы, используют препараты, содержащие компоненты микроорганизмов. Они гораздо реже вызывают развитие побочных эффектов и, кроме того, не приводят к развитию заболевания у ослабленных людей. Создание подобных вакцин явилось новым этапом развития вакцинации.

Приобретенный иммунитет может быть активным и пассивным. В первом
случае человеку необходимо самому переболеть тем или иным
заболеванием или вакцинироваться (сделать прививку).

Последствия отказа от прививок

Однако несмотря на постоянное совершенствование методов вакцинации, некоторые люди отказываются от прививок. Одни делают это по причине медицинского «отвода», другие руководствуются лишь собственными доводами о вреде прививок.

Если речь идет о прививке против гриппа, то здесь личное дело каждого - выбирать, прививаться или нет. Однако совершенно иная ситуация складывается, когда речь идет о прививках против полиомиелита, дифтерии, туберкулеза и других опасных заболеваний, заражение которыми практически со 100% вероятностью ведет к инвалидизации или даже смерти. Учитывая, что чаще и тяжелее подобными инфекциями болеют дети, мы не вправе рисковать их здоровьем. При вакцинации против этих заболеваний вероятность заболеть ими даже при контакте с источником инфекции снижается практически до нуля.

Кому опасны прививки?

Правы ли те, кто отказывается от вакцинации? Ответ на этот вопрос должен решаться индивидуально с учетом соотношения «риск/польза».

Риск, связанный с проведением вакцинации, возрастает в следующих ситуациях:

  • неправильно подобранная доза вакцины;
  • неправильный выбор техники иммунизации;
  • нарушение техники стерилизации приборов;
  • неправильные хранение и транспортировка вакцины;
  • загрязнение вакцины;
  • игнорирование противопоказаний.

Риск развития побочных реакций может быть снижен предварительным приемом
антигистаминных препаратов (при условии консультации с врачом).

Противопоказания к вакцинации

Вакцинация противопоказана в следующих случаях:

Во всех остальных случаях вакцинация не может нанести вред.

Законные основания

Если вы все-таки решили отказаться от проведения прививок, то, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (редакция от 18.07.2011 г.), «граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок». В соответствии с той же статьей, «при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок», который бывает достаточно передать врачу. После этого все вопросы о вакцинации, как правило, снимаются.

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com