Физиология и гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Физиология нервной системы

5. Защитная роль торможения

6. Гигиена физического труда

7. Гигиена умственного труда

8. Режим дня

9. Физиология труда

Заключение

нервный система мозг рефлекторный

Введение

Нервная система человека функционирует непрерывно и днем и ночью. Согласованная деятельность систем органов совершается под постоянным воздействием нервных влияний. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга. Сложные нервные процессы, протекающие в головном мозге человека, - это основа его сознательной деятельности, проявляющейся во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, занятия в школе и других учебных заведениях - связана с разнообразными проявлениями высшей деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложнейшими мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается, прежде всего в его центральной нервной системе.

Нормальная деятельность организма зависит в большой степени от состояния ЦНС и особенно головного мозга. Вот почему переутомление ЦНС влечет за собой расстройство ряда жизненных функций организма, ведет к резкому уменьшению или даже потери работоспособности.

1. Физиология нервной системы

Нервная система подразделяется на центральную и периферическую части. Центральная часть составляет головной и спинной мозг, периферические - нервы и нервные узлы.

Нервы - скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.

Разделение нервной системы на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.

2. Основные свойства нервной системы

Нервная система имеет ряд специфических свойств:

Раздражимость

Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

Возбудимость - способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.

Торможение - результатом, которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма как единое целое (интеграция) и согласование взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.

Импульсы возбуждения, возникающие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяются на соседние ее участки. Это распространение возбуждения в центральной нервной системе называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительное нанесенное раздражение.

В естественных условиях, несмотря на широкие возможности иррадиировать по ЦНС, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций.

В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Теперь вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной, отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции.

В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция.

3. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс - ответ на раздражение при участии ЦНС. Рефлекторная дуга начинается с рецепторов. Они воспринимают внешнее раздражение и преобразуют его в систему нервных импульсов. Рефлекс происходит, когда все звенья рефлекторной дуги возбуждены. Если хоть в одном звене развивается торможение и нет обходных путей, рефлекс проявляться не будет.

В рефлекторной деятельности различают прямые связи, идущие от мозга к органам и вызывающие их работу, и обратные связи, информирующие мозг о достигнутых результатах.

4. Вегетативная нервная система

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы включает центральную и периферическую части. Возбуждение из центральной части головного и спинного мозга, поступая сначала в нервные узлы на периферии, перерабатывается нейронами узла и только после этого идет от них к органам.

В автономном отделе нервной системы различают два подотдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический подотдел активизируется при напряженной деятельности (система аварийной ситуации), парасимпатический - при переходе от работы к покою (система отбоя).

Однако обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям.

5. Защитная роль торможения

Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной мере задерживает процессами торможения, постоянно протекающими в ней.

Торможение - это одно из защитных приспособлений организма. Оно предупреждает быстрое нарастание утомления в ЦНС.

Возникновение сильного возбуждения в каком-либо участке ЦНС влечет за собой развитие торможения и в других ее участках. Через заторможенные участки возбуждение не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.

Но если человек не соблюдает правил гигиены, то торможение в ЦНС может принести ему и вред. Например, некоторые люди во время еды разговаривают, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов. Тогда отделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это сильно нарушает процессы пищеварения.

6. Гигиена физического труда

Физический труд обычно связан с продолжительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки ЦНС, регулирующие деятельность этих мышц, подолгу находятся в состоянии возбуждения. С течением времени в них начинает развиваться утомление. Чтобы избежать чрезмерно быстрого утомления, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. При ее выполнении основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало учувствуют в труде, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.

7. Гигиена умственного труда

Умственный труд связан с деятельностью огромного количества нейронов коры, которые участвуют в сложнейших процессах, обуславливающих мышление. Продолжительная умственная работу вызывает нарастание утомления в ЦНС. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственном труде возбужденным участкам ЦНС необходим отдых. Хорошим средством такого отдыха служит гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе.

Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение в защите центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

8. Режим дня

Чтобы предотвратить чрезмерно быстрое развитие утомления в ЦНС, важно соблюдать режим дня - точный ежедневный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. В течение дня, чередуя умственный труд с теми или иными видами физического труда и с отдыхом, надо отводить каждому из них раз навсегда установленные часы.

При строгом соблюдении режима дня у человека образуется много различных условных рефлексов на время. Это создает определенный ритм в жизни организма.

Поэтому у людей, строго соблюдающих распорядок дня, функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов повседневной деятельности к другим. Это предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы.

9. Физиология труда

Физиология труда - наука, разработавшая ряд мер, предупреждающих перегрузку нервной системы.

Различные посторонние раздражители вызывают торможение условных рефлексов, связаных с трудовой деятельностью. Поэтому при работе важно избегать каких бы то ни было посторонних раздражителей.

Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда, которая играет очень важную роль в создании условий, препятствующих переутомлению нервной системы трудящихся.

10. Влияние на нервную систему спиртных напитков и курения

Алкоголь и никотин - очень ядовитые вещества. Наиболее сильное действие они оказывают на центральную нервную систему. Распространенное мнение, будто спиртные напитки бодрят человека, повышают его жизнедеятельность, неверно.

Алкоголизм вызывает тяжелые непоправимые поражения центральной нервной системы. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности. В конце концов наступает полная потеря человеческого отдыха.

Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он настолько ядовит, что впрыскивание в кровь нескольких его капель смертельно для крупных млекопитающих животных. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на центральную нервную систему. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение нередко становится причиной преждевременной смерти человека из-за спазмов мозговых сосудов.

Заключение

Гигиена нервной системы - это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально.

Она включает:

1. Соблюдение всех правил психогигиены;

2. Учет порога чувствительности рецепторов;

3. Правильная регламентация физических нагрузок;

4. Учтет влияний факторов внешней среды;

5. Соблюдение режима дня;

6. Закаливание, занятие физической культурой и спортом;

7. Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Список используемой литературы

1. Учебник (8 класс): "Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена" А. М. Цузмер, О. Л. Петришена.

2. Учебник (8 класс): "Биология" А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.

3. Гигиена нервной системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Роль центральной нервной системы в интегративной, приспособительной деятельности организма. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторный принцип регуляции функций. Нервные центры и их свойства. Изучение видов центрального торможения.

    презентация , добавлен 30.04.2014

    Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях. Гигиена зрения. Освещение. Гигиеническая организация внешней среды. Участок, здание, помещение. Оборудование.

    реферат , добавлен 09.10.2008

    Особенности состояния высшей нервной деятельности. Получение материалов, характеризующих особенности высшей нервной деятельности, их изменения в связи с заболеванием туберкулезом. Воздействие на центральную нервную регуляцию физиологических функций.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Основные вопросы физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности в научном плане. Роль механизмов работы мозга, лежащих в основе поведения. Значение знаний по анатомии и физиологии ЦНС для практических психологов, врачей и педагогов.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Гистологическая классификация опухолей и опухолевидных поражений центральной нервной системы. Особенности диагностики, анамнеза. Данные лабораторных и функциональных исследований. Основные методы лечения опухолей головного мозга. Суть лучевой терапии.

    реферат , добавлен 08.04.2012

    Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Основные функции центральной нервной системы. Структура и функция нейронов. Синапс как место контакта двух нейронов. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Сущность рефлекторной дуги и ее схема. Физиологические свойства нервных центров.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Изучение связей между электрофизиологическими и клинико-анатомическими процессами живого организма. Электрокардиография как диагностический метод оценки состояния сердечной мышцы. Регистрация и анализ электрическй активности центральной нервной системы.

    презентация , добавлен 08.05.2014

    Методы исследования функции центральной нервной системы. Рефлексы человека, имеющие клиническое значение. Рефлекторный тонус скелетных мышц (опыт Бронджиста). Влияние лабиринтов на тонус мускулатуры. Роль отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса.

Нервная система n это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение нервной системы n n Поддержание постоянства состава внутренней среды организма; Обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма; Осуществление ориентации организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения; Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Основные свойства нервной системы n n n Нервная система имеет ряд специфических свойств: – раздражимость. Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

-возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. n -торможение результатом которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта. n

Рефлекс как основная форма нервной деятельности n Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

n Нервная система – биологический субстрат его психики – интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована.

n Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350 -400 г, но уже к к году она утраивается, а к шести годам близка к массе взрослого человека.

n Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики.

n Развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы» , заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной.

n n Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей. Правильный режим – это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

n Режим жизни должен предусматривать достаточное время для (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и др.) и при этом на протяжении бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

n Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

n Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

n Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы – основного «энергоносителя» для нервных клеток.

n В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервнопсихического развития, становлении ребенка как личности.

n n Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности (различный темперамент, темп развития, разный предел выносливости и работоспособности нервной системы). Они обусловливают разные ответные реакции на одинаковые требования к детям одного и того же возраста.

n Неправильным воспитательным подходом является обилие запрещений и частых требованиях остановить действия ребенка. Очень неблагоприятно также отсутствие единства воспитания. Причиной нарушения поведения может быть также недостаток общения со взрослыми.

n К весьма неблагоприятным факторам относятся отсутствие условий для активной деятельности, ограничение впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии. Ограничение в движениях также нарушает его поведение и развитие.

Гигиена нервной системы n n n Это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально. Она включает: 1. соблюдение всех правил психогигиены, 2. учет порога чувствительности рецепторов, 3. правильная регламентация физических нагрузок,

n n 4. учет влияний факторов внешней среды, 5. соблюдение режима дня, 6. закаливание, занятие физической культурой и спортом, 7. предупреждение факторов, отрицательно влияющих на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Особенности и гигиена кожи n Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: рецепторная, защитная, терморегулирующая, дыхательная и др.

n n Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий.

Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка. n Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки – привычного положения тела при сидении, стоянии, ходьбе, которое начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, которая характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Она наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма.

n Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорнодвигательного аппарата.

Гигиена органов дыхания и голосового аппарата n Повышенный обмен веществ у детей обуславливает высокую потребность в кислороде, между тем особенности легких и грудной клетки во многом ограничивают глубину дыхания. Интенсивность газового обмена обеспечивается увеличением частоты дыхания.

Гигиена органов пищеварения в детском возрасте n Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов.

Гигиена органов мочевыделения n Недостаточное соблюдение личной гигиены может легко привести к инфицированию мочевыводящих путей и развитию в них воспалительного процесса.

Гигиена зрения у детей n Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора.

Практически все функции нервной системы осуществляются путем взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль, предохраняя нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы четко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определенное время неизбежно приводит к утомлению. Утомление - это временное понижение работоспособности организма, которое связано, прежде всего, с изменениями в центральной нервной системе. Утомление, как правило, сопровождается возникновением чувства усталости. Оно может проявляться даже утром на первом уроке в школе или во время пребывания дома. Причиной утомления может быть плохой ночной сон или однообразие и монотонность выполняемой работы. Первый признак утомления - общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.

Хроническое (длительное) утомление приводит к переутомлению . При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и может спровоцировать возникновение ряда заболеваний: психических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, отдыха и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот факт был доказан русским физиологом И. М. Сеченовым и является одним из ведущих способов эффективного восстановления работоспособности.

Непоправимый вред нервной системе наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, вдыхание токсических веществ. Алкоголь вызывает хроническое угнетение нервной системы. Хотя токсичность этилового спирта несравнимо ниже, чем цианистого калия, человек, употребляя спиртные напитки, получает столько яда, что от отравления страдают все его органы и системы. Продукты неполного окисления этилового спирта попадают в мозг и нарушают деятельность нейронов, вплоть до их гибели. В организме происходят необратимые процессы, которые изменяют личность, приводят к развитию слабоумия.

Попавший в организм алкоголь выводится не сразу, а спустя несколько суток. Поэтому люди, ежедневно употребляющие даже слабоалкогольные напитки, почти не выходят из состояния хронического отравления. Доказано, что систематический прием, например, пива таит в себе опасность развития тяжелого заболевания - пивного алкоголизма . Алкоголизм характеризуется состоянием, при котором человек испытывает непреодолимую тягу к постоянному приему спиртного. Это состояние проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией.

Не менее вредное влияние на нервную систему оказывают токсические вещества и никотин. У подростков они могут вызывать слабость, головную боль, тошноту, потливость, мышечные боли.

Алкоголь, никотин, токсические вещества разрушают не только центральную, но и периферическую нервную систему. Извращается чувствительность тела, ослабевают или вовсе исчезают многие рефлексы. В критических ситуациях может наступить паралич.

Нервная система осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Она регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии со средой. Основным структурным и функциональным элементом нервной системы является нейрон. Нейроны, объединенные между собой синапсами, способны передавать возбуждение от одной клетки к другой. Нейрон может находиться в двух состояниях: покоя и активности. Эти состояния нейрона определяют возможность передачи информации от одной нервной клетки к другой.

Наиболее простым функциональным объединением нейронов является рефлекторная дуга. Она служит основой всех ответных реакций организма на внешние воздействия или изменения его внутреннего состояния. Контроль над работой сердца, внутренних органов и пищеварительных желез осуществляется симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы.

Головной мозг, включая кору больших полушарий, осуществляет оценку поступившей информации. Он формирует управляющие деятельностью организма команды, направленные на решение биологических и социальных задач (постоянство внутренней среды и поведение соответственно).

Таким образом, высшим регуляторным отделом нервной системы является головной мозг. Именно под его контролем осуществляется работа внутренних органов и поведение человека.

Наша нервная система — это основа всей деятельности организма. Поэтому гигиена нервной системы очень важна для нашего здоровья и самочувствия.

Эволюционно нервная система появилась позднее других систем, но она объединила собой все наши органы, чувства, эмоции, ум, сознание в единое целое и дала возможность и способность познавать окружающий и мир, себя самого и все нашу жизнь. Как мы видим, нервная система — это просто царский подарок человеку от природы (или Создателя). Мы должны непременно заботиться о ее «самочувствии». А для этого познакомимся с тем, что любит и не любит наша нервная система.

Что она любит?

Если «насчет покушать» — то любит она простую пищу, содержащую — хлеб грубого помола, крупяные каши, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, грибы, мясо и субпродукты (печень, почки, сердце), овощи и фрукты. Все они богаты витаминами, особенно витаминами группы В и никотиновой кислотой, очень важными для нормальной работы нейронов.

Нервная система также очень любит долгие прогулки на свежем воздухе. Ведь головному мозгу просто необходим кислород. Несмотря на то, что вес мозга составляет 2,5% от массы тела поглощает он 18 — 25% вдыхаемого нами кислорода. Это значительно больше, чем остальные органы и ткани примерно того же веса.

Очень важен для ее здоровья глубокий и спокойный сон. Во время крепкого сна нервная система хорошо восстанавливается и укрепляется. Да вы и сами на себе не раз это испытывали.

Любые водные процедуры, начиная с плавания в водоемах и бассейнах и заканчивая приемом ежедневного душа наши нервы просто обожают. Ведь в воде мышцы расслабляются, снимается напряжение, а это все оказывает благотворное влияние. Вечером, принимая душ, приговаривайте, чтобы все, что «налипло» на ваше тело за целый день («косые взгляды» посторонних, или их мысли и негативную энергетику, а также все физические «пакости»: пыль, радиация и пр.) водичка смывала, и ваше тело становилось чистым и обновленным. (ну это уже для желающих, просто я сама так делаю).

Кто будет спорить, что физкультура — это лучшее средство в борьбе со . Занимайтесь теми видами спорта, которые приносят вам радость и удовольствие. Занимайтесь в меру своих сил и возможностей, с учетом возраста, не старайтесь устанавливать рекорды.

Сформируйте для себя приятный круг общения, создавайте благоприятную душевную атмосферу. Ваши близкие и ваши добрые знакомые и друзья — это лучшая защита от стресса.

Что не любит нервная система?

Любые инфекционные заболевания — грипп, ОРВИ — это первейшие враги для нашей нервной системы. Инфекция всеми путями «старается» проникнуть в нервные клетки. Через кровь, гаймориты, отиты, стоматиты, ангины случается попадает в мозговые оболочки, вызывая гнойный менингит.

Любые удары, сопровождаемые сотрясениями, конечно вредны для головного мозга. Ведь сосуды мозга довольно хрупкие и страдают при сотрясении первыми. Это может привести к нарушениям психики, параличам, даже к смерти.

Беречься надо и от перегревов и солнечных ударов. Не находитесь под прямыми солнечными лучами длительное время, особенно с непокрытой головой. Перегрев организма очень вреден и опасен. Конечно, мы всю зиму ждем тепла и солнца, но не стоит подвергать свое здоровье и жизнь опасности.

Ну и разумеется различные виды стрессов: психических, физических, коммуникативных и вызванных чрезмерным количеством негативной информации — все это не любит наша нервная система. Старайтесь по мере возможности избегать этого.

Сохранить здоровье человек может только при здоровом образе жизни. Для того чтобы прожить долгую, полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровье создается и поддерживается человеком на протяжении всей жизни. Важное место в этом процессе занимает соблюдение гигиенических правил и норм. Давайте рассмотрим основные из них.

Тело необходимо содержать в чистоте. Кожа, выполняя свои функции, выделяет на свою поверхность кожное сало, пот. Загрязняясь, она теряет многие свои функции, становится средой для размножения болезнетворных бактерий, появляется неприятный запах.

Умываться нужно проточной водой ежедневно утром и вечером. Тщательное мытье тела теплой водой губкой или мочалкой с мылом должно производиться не реже 1 раза в неделю.

Руки следует мыть несколько раз в день (после работы, туалета, перед едой). При мытье важно обращать внимание на подногтевые пространства, здесь сосредоточивается до 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук, а также могут быть яйца глистов.

Ногти на руках и ногах следует стричь не реже 1 раза в неделю. Длинные ногти притупляют чувство осязания, под ними собирается грязь.

Ноги следует ежедневно мыть перед сном. Если они сильно потеют, надо пользоваться специальными средствами по уходу за кожей ног.

Внешность человека во многом зависит от состояния его волос. Регулярное мытье- основной способ ухода за волосами. Вода должна быть мягкой, намыливать волосы лучше мыльной пеной или шампунем. Сушить волосы лучше мягким полотенцем, частое использование фена приводит к пересушиванию и ломке волос.

Для улучшения роста волос их полезно время от времени подстригать. Расчески должны быть индивидуальными, содержаться в чистоте.

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть подобрана по росту и размеру тела, соответствовать погоде.

Желательно, чтобы ткани, из которых сшита одежда, хорошо сохраняли тепло, были воздухопроницаемы, а для нательного белья и гигроскопичны. Этими свойствами обладают натуральные ткани. Одежду, сшитую из плотных синтетических тканей, лучше использовать в виде ветровок и плащей.

При загрязнении одежда теряет свои тепловые и гигроскопические свойства, становится местом, где собирается большое количество микробов. Поэтому одежду нужно систематически менять и стирать.

Важно, чтобы обувь подходила по размеру. Тесная обувь сдавливает стопу, приводит к ее деформации, нарушает кровообращение. Слишком свободная обувь мешает человеку нормально ходить, приводит к потертости ног. Повседневная обувь должна иметь небольшой каблук (1-1,5 см). Обувь без каблука способствует развитию плоскостопия. Вредна обувь и с очень высоким каблуком. В ней основная опора делается на пальцы, поэтому уменьшается устойчивость тела. Со временем пальцы деформируются.

Гигиена питания. Правильное питание - необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма, т. е. для здоровья.

В состав пищи должны входить питательные вещества растительного и животного происхождения, витамины, балластные вещества (клетчатка). Последние в нашем организме не перевариваются, но стимулируют моторику кишечника. Пища, съеденная с аппетитом, усваивается лучше. Пробуждает аппетит привлекательный вид, приятный вкус и запах пищи. Полезно в начале еды употреблять блюда, способствующие усиленному выделению пищеварительных соков. Это различные закуски (капуста, селедка, салат, винегрет).

Пища не должна быть слишком горячей. Употребление пищи, температура которой выше 50°С, может привести к хроническому воспалению слизистых оболочек пищевода и желудка. Нельзя злоупотреблять и специями (горчица, перец, уксус, лук, чеснок). Они также могут вызвать раздражение слизистых оболочек.

Вредно для пищеварительной системы сухоедение (питание бутербродами). Полноценное питание должно обязательно включать в меню горячие блюда: супы, каши и др. Питаться нужно в одно и то же время, т.е. соблюдать режим питания. Беспорядочное питание приводит к тому, что органы пищеварения оказываются неподготовленными к перевариванию пищи. Пища медленнее переваривается, а значит, и недостаточно полно усваивается организмом.

Питаться лучше 4 раза в день, распределяя потребление пищи следующим образом: завтрак - 25%, обед - 40%, полдник - 15%, ужин - 20%. Взрослые люди могут питаться 3 раза в день. Питание должно быть умеренным. Переедание отрицательно влияет на органы пищеварения, приводит к ожирению. Пищу следует тщательно пережевывать, тогда она лучше усваивается. Во время еды не следует отвлекаться, читать книгу, смотреть телевизор, слушать радио. Ужинать надо за 3-4 часа до сна. После каждого приема пищи требуе1ся ополоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат человека формируется до 20-25 лет. На его развитие влияет наследственность, качество питания и физические нагрузки. Для нормального роста костей и мышц человек должен получать полноценную пищу. Так, недостаток белка в питании ребенка в первые годы его жизни может привести к низкорослости. Отсутствие в пище кальция, фосфора приводит к развитию заболеваний: рахита, остеопороза. На развитие опорно-двигательного аппарата влияют и физические нагрузки: занятия физической культурой, спортом, физической работой.

Красота и здоровье нашего тела во многом зависят от его осанки. Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (сердца, легких, желудка) и органов движения. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной или поясничной областях, боковое искривление позвоночника.

Следить за осанкой необходимо с детства, когда опорно-двигательный аппарат развивается. В этот период кости еще слабые, легко могут искривляться. Во время работы за столом нужно сидеть прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние между грудью и столом (партой) - ширина ладони, а от глаз до рабочего места - 30--35 см. Ноги должны упираться в пол или специальную подставку, локти лежать на столе.

При переносе тяжестей нагрузка на мышцы должна распределяться симметрично и быть посильной. Школьные учебники лучше носить в ранце, рюкзаке.

При нарушении осанки следует обратиться к врачу. Индивидуальный комплекс физических упражнений может исправить многие дефекты осанки.

На формирование осанки сильно влияет состояние стопы. В ряде случаев (неправильно подобранная обувь, длительное стояние и хождение, переноска больших тяжестей, избыточный вес) стопа теряет сводчатую форму, развивается плоскостопие. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают, возникают боли в стопе, голени.

Для предупреждения плоскостопия делают специальные упражнения, полезно летом ходить босиком, носить обувь на небольшом каблуке. При значительном плоскостопии применяют специальные стельки-супинаторы.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Здоровье человека во многом зависит от того, как снабжаются кровью органы нашего тела. Состав крови может показать, каково состояние организма. Для этого делается лабораторный анализ. Он показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, сахара, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если СОЭ увеличена, значит, в организме идут какие-то воспалительные процессы (норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин - 2-15 мм/ч). Уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина в крови говорит о развитии малокровия (норма гемоглобина у мужчин - 130-160 г/л, у женщин - 120- 140 г/л).

Для предупреждения малокровия необходимы длительные прогулки на воздухе, полноценное питание, использование в пищу продуктов, содержащих железо и витамины (печень, яблоки, морковь, зелень).

Хорошее кровоснабжение органов зависит от работы сердца и состояния сосудов.

На состояние сердечно-сосудистой системы влияют физические нагрузки. При активной мышечной деятельности сердцу требуются дополнительный усилия. Нагрузки, близкие к предельным, и последующий отдых обеспечивают тренировочный эффект. Сердечная мышца становится толще, сердце крупнее. Тренированное сердце может выбрасывать за одно сокращение больше крови и выполнять больший обьем работы с меньшими энергетическими затратами. Малоподвижный образ жизни отрицательно влияет на сосуды, ослабляет сердце. При малейших нагрузках оно бьется учащенно и быстро утомляется.

Гигиена дыхания. Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом и окружающей средой. Его эффективность зависит от состояния дыхательной системы и состава вдыхаемого воздуха. Важный показатель развитости дыхательной системы - жизненная емкость легких. Это обьем выдохнутого воздуха после глубокого вдоха. Жизненная емкость зависит от возраста, пола, роста человека, а также от степени тренированности человека. Наибольшую жизненную емкость имеют спортсмены, прежде всего пловцы и гребцы. У здорового взрослого человека жизненная емкость 3-4 л воздуха, у спортсмена - 6-8 л.

Занятия спортом (гребля, катание на коньках, лыжах, плавание), дыхательной гимнастикой влияют на развитие дыхательной мускулатуры, увеличение выносливости, подвижности грудной клетки, эластичности легких.

Наиболее благоприятно для человека ритмичное (14-16 дыхательных движений в минуту) дыхание через нос, чистым сухим воздухом. Недопустимо табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Гигиена органов чувств. Органы чувств служат источником информации об окружающем нас мире. Достоверность и полноценность информации зависят от состояния этих органов.

В настоящее время органы зрения человека часто вынуждены работать с большим перенапряжением. Поэтому очень важно создать для глаз такую обстановку, чтобы она облегчала их работу.

Помещение, рабочее место должны быть правильно и достаточно освещены. Наилучшим является дневное освещение. Свет должен падать спереди и с левой стороны. Вечером необходимо пользоваться настольной лампой. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30-35 см. При длительной работе с книгой нужно через 30-40 минут устраивать 10-минутные перерывы.

В нашу жизнь прочно вошло телевидение. Оно оперативно предоставляет нам обширную информацию. Но злоупотреблять им не стоит. Длительный просмотр телевизионных программ вызывает перенапряжение нервной системы, ухудшает память, ослабляет внимание, снижает остроту зрения, способность различать цвета. Исходя из гигиенических норм время просмотра телевизора для старших школьников не должно превышать 1,5 часа в сутки.

Все больше и больше в учебе, на работе мы пользуемся компьютером. Чтобы избежать его негативного влияния на здоровье, важно правильно организовать свою работу. Расстояние до монитора должно быть 60-70 см, размер его экрана по диагонали должен быть не менее 31 см, экран должен бытье фильтром.

Отрицательно влияет на зрение чтение при плохом освещении, на ходу, в общественном транспорте. Неустойчивое положение книги быстро приводит к утомлению глаз.

В школьном возрасте может развиться дефект зрения, когда человек плохо видит удаленные предметы - это близорукость. В пожилом возрасте у людей развивается дальнозоркость. Это такое состояние, когда близко расположенные предметы видны нечетко, размыто. При первых признаках болезни необходимо обратиться к врачу, он выявит причины болезни и подберет очки.

Первым правилом гигиены органов слуха является содержание их в чистоте. Слуховой проход, в котором скапливается ушная сера, грязь следует промывать теплой водой или с помощью ватного тампона. Очищать слуховой проход твердыми предметами недопустимо. При некоторых заболеваниях может возникнуть воспаление среднего и внутреннего уха. При боли в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение недопустимо, так как заболевание уха может привести к глухоте.

На слух отрицательно влияет сильный шум, в том числе очень громкая музыка на дискотеках и через наушники. Он утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека, притупляет слух.

Гигиена нервной системы. Оптимальный режим дня, предотвращающий утомление нервной системы, должен предусматривать чередование умственного и физического труда. После школы следует сначала активно отдохнуть (заняться спортом, помочь родителям по дому).

Приступая к выполнению домашних заданий, важно помнить, что работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наивысшей активности в периоды от 10-13 часов и до 16-20 часов. В работу следует включаться постепенно. Во время работы делать небольшие перерывы: 5-10 минут. Полезно во время перерыва встать, походить, сделать несколько простых физических упражнений.

Наиболее сложные задания желательно выполнять в периоды наибольшей активности.

После приготовления домашних заданий полезно погулять на свежем воздухе, заняться спортом, физической работой.

Во многом здоровье человека зависит от его душевного равновесия, его умения владеть собой, строить отношения с людьми, от психологического климата в семье и коллективе.

Важно с дегства научиться правильно общаться. Жить следует своими мыслями, но уважать чужое мнение, уметь выслушать возражения, понять позицию другого, поставить себя на его место, признать свои ошибки. Признание своих ошибок, их исправление - это не слабость, а признак силы и зрелости человека.

Важно также уметь сдерживать свои отрицательные эмоции, развивать в себе чувство самодисциплины.

Стресс - это общая реакция организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. Резкая смена температуры может вызвать температурный стресс, принятие больших доз лекарств - лекарственный стресс, неординарное событие в жизни человека - эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс наиболее распространен. Начинается он с состояния тревоги. На этой стадии мобилизуются все защитные силы организма, в кровь выделяются гормоны, которые усиливают обмен веществ, активнее начинают работать все органы нашего организма. Организм противодействует стрессовому фактору и при благоприятных условиях справляется с негативной ситуацией. Если стресс продолжается долго, может наступить стадия истощения. Это приводит к развитию различных болезней.

В то же время стресс помогает нам преодолевать те сложные ситуации, в которые мы попадаем. Он - важное условие развития любой нормальной личности. Нужно охранять себя не от стресса, а от истощения, которое вызывается перенапряжением.

Хорошо снимает нервное напряжение быстрая ходьба, подвижные игры, успокаивающее действие оказывает на организм человека прослушивание мелодичной музыки, общение с близкими людьми или домашними животными.

Проверьте свои знания

  1. Что такое гигиена?
  2. Какие системы органов человека вы знаете?
  3. В чем заключается личная гигиена человека?
  4. Как правильно питаться?
  5. Что такое режим дня, как его соблюдать?
  6. Что такое осанка? В чем состоит роль правильной осанки?
  7. В чем сущность тренировочного эффекта?
  8. Как правильно дышать?
  9. Как сохранить остроту зрения?
  10. Что такое стресс?

Подумайте

Почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиенические требования?

Для сохранения здоровья человек должен вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические правила и нормы.