Все о детских болезнях. Детские инфекционные заболевания: список болезней, их характеристика и профилактика. Заболевания мочевой системы

Существует ряд заболеваний, которыми лучше переболеть в детстве. Будучи взрослыми, люди хуже переносят эти болезни, неожиданно могут начаться осложнения. Если вы еще не болели чем-то из нашего списка, то советуем быть аккуратнее, поддерживать иммунитет. Ведь именно слабый иммунитет не может противостоять вирусам. Будьте здоровы!

Традиционно к детским болезням относят корь, краснуху, эпидемический паротит (или свинку), ветряную оспу (или ветрянку) и скарлатину

Детские болезни передаются воздушно-капельным путем и являются очень заразными. Буквально можно пройти по коридору за человеком, который болеет, вдохнуть вирус, и слечь спустя инкубационный период. Длится он обычно 7-21 день. В течение этого периода человек обычно не заразен для окружающих.
Для заболеваний, о которых идет речь, характерны некоторые общие признаки:
- острое течение с внезапным повышением температуры до 38-40 (даже лечащий врач примет это за грипп);
- головная боль;
- общее недомогание;
- сонливость;
- умеренный или длительный инкубационный период;
- сыпь разного рода (кроме свинки).
По данным ВОЗ, особенно детские инфекции опасны для беременных, если заболела будущая мама, то вероятно у малыша будут врожденные пороки. Во взрослом возрасте тяжелее переносятся подобные заболевания, часто с развитием таких осложнений, как пневмония, нефрит, ревматические процессы. Давайте поговорим подробнее о каждом заболевании. Если заметите подобные признаки, обращайтесь к врачу, он назначит соответствующее лечение.

Ветрянка

Заболевание вызывается одним из вирусов герпеса. Заразиться можно при непосредственном контакте или пребывании в одном небольшом помещении. Чаще гуляйте на улице, ветрянка не живет долго на свежем воздухе! Вирус малоустойчив во внешней среде, поэтому заключительную дезинфекцию после больного не проводят. Больной ветрянкой становится заразным за два дня до появления высыпаний, и остается заразным в течение первых 5-7 дней после появления сыпи. В организм человека вирус попадает через слизистые оболочки носа, рта и глотки. Вирус пожизненно пребывает в спинальных ганглиях, ядрах черепно-мозговых нервов, которые связаны с зонами кожи, наиболее пораженных при первичной инфекции. Повторная активация вируса происходит в условиях ослабленного иммунитета в виде опоясывающего герпеса.

Корь

Характерны примерно те же симптомы, что и при ветрянке. Однако больного мучает еще и сухой кашель, насморк с обильным слизистым или гнойным отделяемым. Спустя 3–5 суток лихорадка становится менее выраженной, а самочувствие пациента улучшается. Однако через сутки интоксикация вновь усиливается и температура тела больного опять становится высокой. Во время повторного ухудшения самочувствия на слизистой щек появляются белые пятна с красноватой каймой. Начинается период высыпаний, для него характерно появление пятнисто-папулезной экзантемы. Затем постепенно самочувствие приходит в норму. Особого ухода во время кори требуют ротовая полость и глаза. Пациента следует оберегать от яркого солнечного и искусственного света, так как во время болезни часто развивается светобоязнь. В результате перенесенного заболевания формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Краснуха

Легкая форма краснухи, как правило, не требует госпитализации. Ее проявление схожи с симптомами обычной простуды и включают головные боли, покраснение глаз. Характерным симптомом является сыпь в виде плоских розовых пятнышек, которая появляются прежде всего на лице, а потом переходит на тело и конечности. Обычно она исчезает в течение нескольких дней. В некоторых случаях, чаще у взрослых, возникает воспаление в суставах, сопровождающееся артралгиями.

Свинка

Болезнь вызывает парамиксовирус. Передается воздушно-капельным путем, но не исключены случаи и бытового заражения. Основной признак свинки – воспаление околоушных слюнных желез, иногда в процесс вовлекаются подчелюстные и подъязычные железы. В их проекции появляется припухлость, пальпация причиняет пациенту боль. Длится обычно это в течение нескольких дней, но у взрослых может сохраняться припухлость около двух недель. Чаще всего при попадании вируса, вызывающего свинку, в кровь поражаются железистые органы: поджелудочная железа (острый панкреатит), яички у мужчин (орхит), яичники у женщин (оофорит). Самые серьезные осложнения эпидемического паротита у мужчин – это приапизм и бесплодие. При проникновении вируса в головной мозг возможно развитие менингита. В редких случаях у людей, перенесших свинку, развивается тугоухость или полная глухота.

Скарлатина

Возбудитель - стрептококк группы A (S. pyogenes), также вызывающий другие стрептококковые инфекции - ангины, хронические тонзиллиты, ревматизм, острый гломерулонефрит и другие. Заразиться можно через продукты питания, в общественном транспорте. Сначала резко поднимается температура, болит горло, появляются гнойнички во рту. Затем начинается мелкая, зудящая сыпь, которая за несколько часов покрывает практически все тело. Важный признак скарлатины - сгущение сыпи в виде темно-красных полос на кожных складках в местах естественных сгибов - в паховых складках, подмышечных впадинах, локтевых сгибах. На ощупь кожа очень сухая и напоминает наждачную бумагу. Через 3-5 дней кожа бледнеет и начинается сильное шелушение, особенно выраженное на ладошках ребенка: кожа с них снимается как перчатки.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детей с нормальным дыханием можно лечить дома под наблюдением врача-педиатра. Организм младенцев и детей раннего возраста плохо удерживает тепло. Поэтому при кашле или простуде детей следует тепло одевать, но не перегревать, хорошо кормить и обильно поить. Лекарства следует принимать только по предписанию врача.

Высокая температура может свидетельствовать о серьезной угрозе его здоровью, поэтому больного следует немедленно показать врачу. До прихода врача для снижения высокой температуры ребенка можно обтирать влажной губкой.

При кашле или простуде нос ребенка необходимо чаще прочищать (высмаркивать), особенно перед едой или сном.

При кашле или простуде могут возникать трудности с кормлением ребенка грудью. Однако грудное вскармливание необходимо продолжать, так как оно способствует укреплению . В период болезни кормления должны быть более частыми, но менее продолжительными. Если ребенок не может сосать, грудное молоко следует сцеживать в чистую чашку и кормить ребенка из нее.

Раствор солей для пероральной регидратации (СПР)

Что собой представляют СПР?

Соли для пероральной регидратации - это особое сочетание сухих солей, которые при соблюдении правил приготовления их водного раствора могут способствовать восстановлению водного баланса в организме, если потеря жидкости в результате диареи невелика.

Где можно получить СПР?

Упаковки с солью для пероральной регидратации продаются в аптеках, имеются в лечебных учреждениях.

Как приготовить раствор СПР?

Поместите содержимое упаковки СПР в чистую емкость. Ознакомьтесь с инструкцией по применению на упаковке и добавьте в емкость необходимое количество чистой воды. Если воды будет недостаточно, диарея может обостриться.

Добавляйте только воду. Не разбавляйте соли молоком, супом, фруктовым соком или безалкогольными напитками. В раствор не нужно добавлять сахар.

Хорошо взболтайте раствор и дайте его ребенку из чистой чашки. Использование бутылки не допускается.

Какое количество раствора СПР следует давать ребенку?

Давайте ребенку пить раствор в возможно большем количестве.

Ребенку до двух лет необходимо давать от четверти до половины большой чашки раствора (50-100 мл) после каждого водянистого стула.

Ребенку двух лет и старше - от половины до полной большой чашки раствора (100-200 мл) после каждого водянистого стула.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),

Инфекционными болезнями называют те, которые обусловлены взаимодействием патогенного микроорганизма и макроорганизма, происходящим в условиях влияния внешней среды.

Различают острые и хронические инфекционные заболевания, при этом учитывают не только их длительность. Острая инфекция отличается тем, что, развиваясь на определенном отрезке времени, проявления ее исчезают (корь, ветряная оспа, скарлатина и др.). Для хронической инфекции характерно чередование периодов затихания болезни, иногда кажущегося излечения, с периодами обострения, вспышками острых заболеваний (туберкулез, сифилис и др.).

Основными источниками большинства инфекций являются больной человек и его выделения. Большую опасность в отношении заражения представляют больные с атипичными и стертыми формами заболевания, которые встречаются наиболее часто у детей раннего возраста.

Помимо больных, источником инфекции при многих болезнях могут быть носители, выделяющие патогенные возбудители. Носительство может отмечаться в инкубационном периоде, в периоде выздоровления (реконвалесценции) и у здоровых людей (дизентерия, менингококковый менингит, дифтерия, вирусный гепатит и др.).

Животные (больные или носители) , особенно домашние (кошки, собаки, крупный и мелкий рогатый скот), с которыми дети часто соприкасаются, также могут стать источником инфекции (токсоплазмоз, бруцеллез и др.).

При инфекциях, возбудители которых выделяются из организма главным образом с секретом слизистых оболочек носа, зева, глотки, верхних дыхательных путей, заражение происходит воздушно-капельным путем (корь, краснуха, грипп, ветряная оспа, коклюш, менингококковый менингит, дифтерия, скарлатина и др.). Реже возбудитель может передаваться при общении здорового человека с больным (дифтерия, скарлатина и др.).

Инфекции могут передаваться через зараженные объекты внешней среды (различные предметы обихода, ухода, пищевые продукты, вода). Особенно большую роль они играют в распространении кишечных инфекций (дизентерия, вирусный гепатит, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезы и др.). Механическими переносчиками кишечных инфекций являются комнатные мухи.

И, наконец, возможна внутриутробная передача возбудителя через плаценту от больной матери плоду (сифилис, корь, грипп, оспа, вирусный гепатит, цитомегалия, токсоплазмоз, листериоз и др.).

В течении острых инфекционных болезней различают следующие периоды: инкубационный, или скрытый, продромаль-ный (период предвестников), период развития, период угасания и период реконвалесценции (выздоровления).

Клинические проявления инфекционных болезней у детей весьма разнообразны, что зависит как от свойств возбудителя (его вирулентности), так и от индивидуальных особенностей реактивности организма, от возраста, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний.

Новорожденные и дети первых месяцев жизни не болеют корью, полиомиелитом, скарлатиной, эпидемическим паротитом. Эта устойчивость объясняется, с одной стороны, передачей антител (пассивный иммунитет) от матери через плаценту или молоко, с другой стороны - недостаточной зрелостью организма, недифференцированностью иннервационных механизмов и нервной регуляции, что сопровождается несовершенством иммуно-логических реакций. Вследствие этого заболевания у детей этого возраста склонны к генерализации, к вовлечению в патологический процесс всего организма и протекают атипично. При этом чем моложе ребенок, тем атипичнее проявления заболевания.

С возрастом постепенно развивается способность дифференцирование реагировать на воздействие различных патогенных агентов, однако у детей грудного возраста и в меньшей степени у детей 2-3 лет ответные дифференцированные реакции остаются еще несовершенными.

Профилактика инфекционных болезней у детей основана на проведении и выполнении сложного комплекса разнообразных мероприятий.

Непременным условием успешной противоэпидемической борьбы является точный учет инфекционных больных и своевременная сигнализация в санитарно-эпидемиологическую станцию (СЭС) и во все заинтересованные лечебные и профилактические учреждения. С этой целью на каждого инфекционного больного должна быть заполнена и отослана в СЭС карта экстренного извещения. Затем проводят эпидемиологическое обследование по месту жительства выявленного инфекционного больного, а также в посещаемом им детском учреждении, что позволяет наметить конкретные меры по локализации и ликвидации эпидемического очага.

Ранняя диагностика инфекционных болезней и своевременная изоляция больных - основное условие эффективности противоэпидемической борьбы. Госпитализация инфекционных больных является наиболее совершенной изоляцией. Больные гриппом, коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, корью, краснухой подлежат изоляции на дому, но при особой тяжести течения и появлении осложнений подлежат госпитализации. Ясельных детей, больных корью, неосложненным коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, можно изолировать в специальные группы - временные стационары, организованные в яслях.

Больных скарлатиной и дизентерией можно оставить д&ма по эпидемиологическим и клиническим показателям.

Для детей, бывших в общении с заразным больным, устанавливают карантин, во время которого соблюдается соответствующий режим и обеспечивается постоянное наблюдение.

Длительность изоляций и карантина определяются сроками, установленными Министерством здравоохранения СССР.

Пассивную иммунизацию детей, бывших в контакте с инфекционным больным, проводят гамма-глобулином, приготовленкы-м из человеческой сыворотки и содержащим иммунные тела. Применяют его для профилактики эпидемического гепатита и кори, а также в эпидемических очагах ветряной оспы и паротита. Специфическим является противооспенный, противостолбнячный, противогриппозный и противококлюшный гамма-глобулин. Последние два препарата назначают ослабленным детям и детям раннего возраста.

В последние годы для профилактики вирусных инфекций применяют интерферон (низкомолекулярный белок).

Дезинфекция входит в число противоэпидемических мероприятий, ее проводят при инфекционных болезнях, вызываемых более или менее стойкими возбудителями (при дифтерии, скарлатине, полиомиелите, кишечных инфекциях, вирусном гепатите и др.). При заболеваниях, вызываемых нестойкими возбудителями (корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, краснуха и др.), применяют только влажную уборку и проветривание.

Различают текущую и заключительную дезинфекцию.

При текущей дезинфекции заразный материал обезвреживают тотчас после выделения его из организма. Ее осуществляют до изоляции больного или, если он не изолирован, до конца срока его заразительности.

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге после изоляции больного или, если он не госпитализирован, после окончания срока изоляции.

Объекты, методы, средства дезинфекции зависят от характера инфекции, механизма передачи и особенностей очага.

Мероприятия, направленные на предупреждение заноса инфекции в детские учреждения, сводятся к следующему.

При ежедневном приеме ребенка в ясли-сад необходимо подробно расспросить родителей о состоянии его здоровья, а также о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей, в подъезде). Затем медицинская сестра тщательно осматривает кожу и зев ребенка, при подозрении на заболевание его немедленно отправляют домой.

У каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка и детей, выписанных из больницы или санатория, должны быть справки об отсутствии инфекционных заболеваний.

Если в детском коллективе обнаруживают инфекционного больного, то его изолируют от коллектива, направляя или домой, или в инфекционную больницу в зависимости от тяжести и характера заболевания. Затем накладывают карантин, проводят в случае надобности дезинфекцию и прививки, осуществляют наблюдение за детьми, бывшими в контакте с заболевшим.

Медицинский работник, обнаруживший в семье, где есть дети, посещающие детские учреждения, то или иное инфекционное заболевание, обязан немедленно известить это учреждение.

Необходимо проводить большую санитарно-воспитательную работу с родителями, добиваясь того, чтобы они своевременно сообщали о заболеваниях в семье, квартире, доме и др.

В консультации и поликлинике особое внимание при приеме детей уделяют организации фильтра. Здесь медицинская сестра осматривает кожу, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное заболевание ребенка немедленно переводят в закрытый бокс и после осмотра через отдельный выход направляют в инфекционное отделение или домой.

Заболевших детей с повышенной температурой тела необходимо осматривать только на дому.

Профилактика заразных заболеваний в соматических и инфекционных детских больницах имеет особенно важное значение. Инфекционные заболевания могут возникнуть в результате внебольничного и внутрибольничного заражения. В первом случае заражение происходит, когда больные поступают в стационар в инкубационном или продромальном периоде болезни (заносы инфекции). Заражения, происшедшие в больничном отделении, называют внутрибольничными, среди них первое место занимают воздушно-капельные инфекции (грипп, респираторные заболевания, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш и др.).

Для того чтобы предупредить занос инфекционных заболеваний в детские стационары, в направлении после диагноза на основании первичного эпидемиологического обследования необходимо сделать отметку об отсутствии контакта с инфекционным больным.

В приемном отделении стационара должны быть изолированные боксы для размещения детей с сомнительными диагнозами, со смешанной инфекцией. Изолированные боксы системы Мельцера имеют отдельный вход с тамбуром и предбоксник, сообщающийся со служебным помещением. В каждом боксе есть санитарный узел, ванна и все необходимое для обслуживания больного.

В каждом боксе должен находиться только одни больной, одновременное пребывание в нем нескольких поступающих больных не допускается.

В приемном отделении стационара непременно уточняют эпидемиологический анамнез и дополнительные сведения из СЭС и детских учреждений.

В соматических больницах для детей грудного возраста должны быть боксированные палаты. Это палаты, разделенные на части отдельными застекленными перегородками, достигающими или недостигающими потолка, с застекленной дверью. Эти полубоксы предназначены для профилактики внутриболь-ничных заражений при таких заболеваниях, как пневмония, осложненный грипп, острые респираторные инфекции и др. Эффективность таких полубоксов при профилактике внутрибольнич-ных инфекций в значительной степени зависит от обученности, дисциплинированности и сознательности персонала.

При выявлении в стационаре инфекционного больного его немедленно переводят из отделения, производят дезинфекцию, устанавливают карантин в палате или отделении, обследуют персонал (при дифтерии, дизентерии) . Каждый случай инфекционного заболевания необходимо проанализировать и зарегистрировать в специальном журнале внутрибольничных инфекций.

Необходимо тщательно соблюдать противоэпидемический режим в палатах, отделениях (гигиена больных, чистота помещения, систематическое проветривание, кипячение посуды и др.). Обслуживающий медицинский персонал периодически осматривают и обследуют на носительство.

При встрече с патогенным возбудителем одни дети заболевают, а другие - нет. Невосприимчивость к инфекциям обусловлена общим неспецифическим иммунитетом организма ребенка. Этот иммунитет повышается при правильном полноценном, обогащенном витаминами питании, хороших условиях жизни, правильном режиме дня, широком пользовании воздухом, закаливании организма, разумной воспитательной работе.

Наряду с этим большую роль играет и специфический иммунитет, который создается предохранительными прививками. В нашей стране проводят прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори. Прививки против брюшного тифа, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза производят детям лишь по эпидемиологическим показаниям.

Для прививок применяют убитые или живые ослабленные микробы либо их обезвреженные яды, в ответ на которые организм активно отвечает выработкой специфического иммунитета. Прививки проводят в определенные возрастные периоды и обязательно с учетом состояния здоровья каждого ребенка.

Эффективность прививок зависит от качества вакцин, правильного их хранения, от качества техники вакцинации, а также от состояния реактивности организма. Непосредственно предшествующие заболевания, протекающие во время и после проведения прививок, неполноценное питание (недостаток белка, витаминов) и другие отрицательные моменты могут сопровождаться ослаблением иммунитета. Вследствие этого привитые дети при встрече с инфекционным началом, могут заболеть, но болезнь у них, как правило, протекает сравнительно легко и почти не дает осложнений.

Детские болезни

группа заболеваний, встречающихся преимущественно или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиологические особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преимущественно у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, которое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в медицинской практике различают два периода - внутриутробный и внеутробный, который, в свою очередь, условно делится на следующие периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: Листериоз , Токсоплазмоз , Краснуха , Грипп и др.; воздействие на её организм некоторых химических веществ, например алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), Гемолитическая болезнь новорождённых , а также некоторые Наследственные заболевания . Высокая чувствительность новорождённых к кокковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септических заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболеваний органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значительную потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (Диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (Дизентерия , колиэнтерит, вирусные поносы), и хронические расстройства питания (Дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию Рахит а. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких (См. Воспаление лёгких) бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: Корь ю, Коклюш ем, ветряной оспой (См. Ветряная оспа), скарлатиной (См. Скарлатина), дифтерией (См. Дифтерия), а также Туберкулёз ом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии которых большую роль играет Аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутренней секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутренней секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: Антенатальная охрана плода , предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактические прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физического развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л.,1967.

Р. Н. Рылеева, М. Я. Студеникин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Детские болезни" в других словарях:

    ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают …

    См. Педиатрия … Большой Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия. * * * ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, см. Педиатрия (см. ПЕДИАТРИЯ) … Энциклопедический словарь

    См. Педиатрия … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Болезнь процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной… … Википедия

    ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ - ДЕТСКИЕ ПАРАЛИЧИ. Содержание: Церебральные параличи. Этиология................... 818 Патолог, анатомия и патогенез....... 816 Формы церебральных параличей...... 818 А. Случаи с преимущественным поражением пирамидных путей........ 818 Б. Случаи с … Большая медицинская энциклопедия

    Детские хосписы в России и мире - Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - группа ин фекц. болезней, встречающихся преим. у детей. Общий признак всех инфекц. болезней способность передаваться от заражённою организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником… … Российская педагогическая энциклопедия

    Детские инфекции - группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только… … Педагогический терминологический словарь