Сохранение женского репродуктивного здоровья. Способы сохранения репродуктивного здоровья? Репродуктивное здоровье человека

Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически - это воспроизведение организмами себе подобных, то же, что и размножение.

Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.

Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции. Исходя из этого, репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребенка и воспитания здорового поколения.

    Запомните!
    Лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом.

Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.

Уровень репродуктивного здоровья семьи и общества характеризует ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей, непосредственно влияет на демографическую обстановку в стране, на обеспечение воспроизводства и демографической безопасности государства и представляет собой обобщающий критерий, итог всего комплекса факторов, характеризующих состояние репродуктивного здоровья человека и российского общества.

Демографическая ситуация в России, сложившаяся в последнее десятилетие прошлого века, характеризовалась низкой рождаемостью, высокой смертностью и сокращением численности населения (в среднем на 800 тыс. человек в год) и рассматривалась как демографический кризис.

Чтобы исправить демографическую ситуацию в стране, была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).

В основу демографической политики Российской Федерации положен ряд принципов:

  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Таким образом, здоровый образ жизни и прочная семья - это неразделимые понятия, к которым человек должен приобщаться с раннего детского возраста. Семья - это исток жизни, в ней коренится все, что способствует духовному, физическому и социальному развитию человека. Всякая благополучная семья возникает на основе любви и является неисчерпаемым источником человеческого счастья. Она служит школой формирования духовного, физического и социального благополучия. Семья - это первое родное место на Земле для любого человека.

Вопросы

  1. Что следует понимать под репродуктивным здоровьем?
  2. Назовите основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества.
  3. Дайте общую характеристику репродуктивного здоровья российского общества.
  4. Какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
  5. Какую роль играет индивидуальное здоровье человека на формирование репродуктивного здоровья общества?

Задание

Сформулируйте кратко из личного опыта, какие наиболее значимые качества для вашей будущей взрослой жизни вы приобрели в семье.

Как сохранить репродуктивное здоровье

Такие вредные привычки, как алкоголизм, курение и наркомания способствуют появлению устойчивой и тяжелой зависимости. Наряду с пагубным воздействием на общее состояние здоровья, вредные привычки негативно сказываются на работе нашей репродуктивной системы. Это приводит к импотенции, задержкам развития плода в утробе матери, возникновению серьезных заболеваний у ребенка, включая умственную и физическую отсталость, нарушения психического фона. Каждая из зависимостей с трудом поддается лечению.

В современном мире сохранить в идеале свое здоровье весьма сложно. На него воздействует неблагоприятная экология, сидячий образ жизни, вредные привычки, стрессы и депрессии, которые в совокупности формируют какие-либо хронические заболевания. Так или иначе, хронические заболевания сказываются на репродуктивной системе.

Хирургические вмешательства также оказывают негативное влияние на репродуктивную систему. Одним из основных видов операций является удаление аппендицита, который может способствовать появлению спаек в половой системе.

Во многих случаях неудовлетворительное состояние здоровья людей является первой причиной бесплодия. Около 30% семей в мире не могут завести ребенка, при этом вина мужского и женского пола практически равна. Благодаря развитию науки и медицины большинство пар все-таки рожают детей. Этому способствуют современные методы, а именно:

Метод экстракорпорального оплодотворения, включая метод оплодотворения с помощью единственного сперматозоида;

Метод лапароскопических операций;

Метод лекарственного воздействия на гормональный фон.

Несмотря на изобилие методов лечения репродуктивной системы, следует с раннего детства заботиться о собственном здоровье, потому как при вовремя обнаруженных проблемах существует возможность справиться с каким-либо заболеванием более простыми и безболезненными методами.

Итак, первый шаг на пути к здоровью - это владение информацией о репродуктивном здоровье. Некоторые знания и правильная контрацепция предупреждает нежелательную нам беременность, возникновение инфекций. Регулярная диагностика и своевременное лечение способствует минимизации негативного воздействия инфекционных процессов на здоровье и репродуктивную систему. Забота о своем здоровье должно быть нормой для каждого гражданина и общества в целом.

Такие вредные привычки, как алкоголизм, курение и наркомания способствуют появлению устойчивой и тяжелой зависимости. Наряду с пагубным воздействием на общее состояние здоровья, вредные привычки негативно сказываются на работе нашей репродуктивной системы.

Чтобы избежать абортов, необходимо своевременно объяснить подрастающему поколению, что подразумевается под термином сексуальная жизнь, как правильно ее вести. Такое воспитание помогает избежать необдуманных поступков со стороны молодежи, уберечь половую сферу от патологий, исключить роковые события для своего будущего.

Что такое репродуктивность

Министерство здравоохранения, чтобы снизить количество выполненных абортов, риск ранней, нежеланной беременности, ввело определенные нормы, которые распространяются в массах уже не первое десятилетие. Репродуктивность – это способность к размножению, продолжению человеческого рода. Чтобы поддерживать здоровье репродуктивной системы, каждый человек должен знать существующие методы контрацепции, ответственно подходить к вопросу планирования семьи, продолжения рода.

Репродуктивное здоровье человека

Самая большая угроза для человека – диагностированное бесплодие. Такое заболевание одинаково развивается в женском и мужском организме, препятствует продолжению рода. Чаще является приобретенным состоянием, считается следствием перенесенных абортов, патологий и аморальной сексуальной жизни. Репродуктивное здоровье человека каждый воспринимает по-своему, однако, согласно нормам ВОЗ, это психическая, физиологическая, социальная готовность индивида начинать половую жизнь с целью продолжения рода.

Репродуктивное здоровье женщины

Воспитание девочек влияет на их мировоззрение уже во взрослом возрасте. Если родители с раннего детства прививают скромность, порядочность и избирательное отношение к представителям противоположного пола, репродуктивное здоровье женщины не вызывает опасений. Если дети не осведомлены, то незапланированная беременность – не единственная сложность, возникающая на их пути. Не исключены инфекции и венерические заболевания, которые диагностируют у современной молодежи. Статистика показывает, что последствия могут оказаться самыми трагичными для женщины и ее семьи.

Репродуктивное здоровье мужчин

Мужской фактор бесплодия не менее распространенный в современной медицине. Если беременность женщины не наступила в течение полугода после отказа от всех методов контрацепции, имеет место серьезная проблема со здоровьем. Репродуктивное здоровье мужчины обусловлено двумя факторами – сперматогенез и потенция. Причиной патологического процесса становятся стрессы, хроническая усталость, дефицит витаминов в организме, неправильный образ жизни, вредные привычки, внутренние заболевания.

Репродуктивное здоровье подростков

В переходном возрасте важно обеспечить репродуктивное здоровье подростков, чтобы защитить их от опрометчивых поступков в будущем. Этот важный период начинается с приходом менструации у девочек и поллюций у мальчиков, но это не единственные перемены половой системы подрастающего поколения. Поскольку подростки не придерживаются гигиены тела, вступают в ранние браки, выбирают по жизни наркоманию, курение, алкоголь, то репродуктивная функция снижается. Проблема в современном обществе приобретает глобальные масштабы.

Репродуктивное здоровье населения

В условиях недостаточной экологии репродуктивное здоровье населения заметно страдает. Эта всемирная проблема решается на государственном уровне, чтобы защитить современную молодежь. Разработано ряд социальных программ, основная цель которых – объяснить населению и всем его социальным сословиям, что такое здоровье на репродуктивном уровне. Кроме того, поведать о профилактических мероприятиях, направленных на обеспечение безупречного состояния половой сферы человека. Организация такого процесса гарантирует физическое и моральное благополучие среди населения.

Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье

Такое понятие возникает еще при беременности женщины, которая еще при вынашивании плода должна обеспечить его здоровье на уровне репродукции. Для этого в современной гинекологии имеется такое определение, как планирование беременности. Требуется обследовать будущих родителей – женщину и мужчину, исключить врожденные заболевания, генетические патологии. Если болезни выявлены, то их требуется своевременно лечить, предотвратить осложнения для внутриутробного развития плода. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье, отдельно изучаются современной медициной.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

Первый признак, что в состоянии женщины не все в порядке – нарушенный менструальный цикл. Как следствие, отсутствие стабильной овуляции и невозможность благополучно зачать ребенка. Половая активность снижается, а проблему требуется решать на гинекологическом уровне. Другие факторы, разрушающие репродуктивное здоровье, можно разделить на несколько категорий это:

  1. Внешние причины: стрессы и хроническая усталость, вредные привычки и вредное производство, неправильное питание и малоподвижный образ жизни, прием лекарств и психосексуальный фактор.
  2. Внутренние причины: инфекции, дефицит йода и дисфункция эндокринной системы, гормональный сбой и андрогенодефицит, истощение организма и иммунный дисбаланс, андрогенная недостаточность и недостаток тестостерона, дефицит фолиевой кислоты.

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья

Чтобы избежать крайне нежелательного ухудшения половой функции в любом возрасте пациента, требуется с особой ответственностью подойти к общедоступным профилактическим мероприятиям. Знать о них требуется с начала периода полового созревания, при этом придерживаться всю оставшуюся жизнь, донести до сознания собственного потомства. Итак, эффективная и надежная профилактика репродуктивного здоровья акцентирует внимание на таких социальных и психологических комплексах для каждого человека:

  • разработка мер для продуктивного лечения половой сферы от вирусных, инфекционных заболеваний;
  • лечение психологических болезней расстройства половой функции;
  • планирование беременности, начала первых сексуальных отношений;
  • профилактика болезней, передаваемых половым путем;
  • разработка мероприятий, направленных против младенческой, материнской смертности;
  • лечение андрогенной недостаточности, гормонального дисбаланса;
  • проведение лекций, семинаров на тему ранней половой жизни;
  • разъяснение населению прав в отношении получения помощи молодым семьям;
  • проведение лекций на тему ранней беременности, венерических болезней, их симптомов.

Охрана репродуктивного здоровья

Чтобы исключить андрогенную недостаточность и другие проблемы половой сферы, необходимо поберечь половую систему и не только. Первым делом требуется избегать большого количества сексуальных партнеров, исключить из своей повседневной жизни незащищенные половые контакты с незнакомцами, своевременно лечить болезни половой системы, исключить риск незапланированной беременности. Другие мероприятия по охране здоровья репродуктивного возраста, которые одинаково касаются женщин и мужчин, следующие:

  • сохранение репродуктивного здоровья обоих половых партнеров с помощью витаминотерапии;
  • употребление фолиевой кислоты при вынашивании плода;
  • обеспечение благоприятных экологических факторов для планирования, выхаживания беременности;
  • профилактика выполнения абортов в раннем возрасте;
  • изучение социально-бытовых вопросов планирования семьи.

Видео: охрана репродуктивного здоровья женщин

Репродуктивное здоровье (РЗ) , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процес­сов репродуктивной системы, а также психо-сексуальных отно­шений на всех стадиях жизни.

Другими словами - это способ­ность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексу­альных отношений без угрозы заболеваний, передающихся поло­вым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выжи­вание ребенка, благополучие матери и возможность планирова­ния последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

Таким образом, РЗ - это важнейшая составляю­щая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой се­мьи и общества в целом.

На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов. В первую очередь - это его образ жизни. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) при­водят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка. Алкого­лизм, табакокурение и наркомания приводят к невынашиванию беременности и рождению тяжело больных детей. Раннее начало половой жизни, и как следствие этого - аборты у нерожавших женщин являются причинами бесплодия и развития многих забо­леваний как самой репродуктивной системы, так и всего орга­низма в целом.

По сравнению с недавним доиндустриальным прошлым, когда бесплодие было исключительным, единичным явлением, сегодня полная утрата или снижение фертильности (от лат. fertills - плодородность) - способности к деторождению среди граждан репродуктивного возраста является характерной чертой российской действительности.

По данным разных авторов (В.Ю, Альбицкий, Н.Н.Ваганов, И.И. Гребешева, Т.Я. Пшеничником, В.Н. Серов и др.), частота бесплодного брака колеблется от 10-15 до 18-20%, т.е. в лучшем случае каждая десятая, а в худшем - каждая пятая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия. В итоге их общее число измеряется уже миллионами!

По данным Н.Н. Куинджи, опрос 5000 школьниц и студен­ток г. Москвы показал, что 90% опрошенных девушек ни разу по обращались к гинекологу, из них 35% студенток и 25% школьниц имели первый сексуальный опыт в возрасте до 16 лет, что свиде­тельствует о низком уровне сексуального образования и сексу­альной информированности.

Для улучшения показателей РЗ необходимо, прежде всего, воспитание у молодежи целомудренного поведения, т.е. дев­ственного вступления в брак. На программы по воспитанию целомудрия у подростков в США тратятся миллиарды долларов, так как сексуальная революция, захлестнувшая эту страну одной из первых, не принесла ничего, кроме венерических заболеваний, СПИДа, ранних абортов и бесплодия.

По данным координатора Дня целомудрия Рины Линдевальдсен, более 3 млн. американских подростков ежегодно заражаются болезнями, передающимися половым путем. Кроме того, 20% из числа 1,3 млн. ежегодных абортов в Америке совершаются среди молодежи, и это самый высокий показатель подростковой беременности среди развитых стран.

Обращая внимание своих воспитанников на высокую моральную ценность - любовь в браке, В.А. Сухомлинский говорил! «Вы - будущие отцы и матери. Через несколько лет у вас будут дети, Вы будете думать о воспитании их так, как сейчас о вас думают ваши отцы и матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это нетолько биологический акт, а прежде всего великое творчество».

Проблемами РЗ у женщин занимаются врачи гинекологи и акушеры, а у мужчин - урологи и андрологии. Гинекология (от греч. gine + logos - женский + наука) - область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности жен­ской половой системы, ее болезни и разрабатывающая методы их профилактики и лечения.

Вопросы, связанные с беременностью и родами изучаются акушерством (от французского accjucher - помогать при родах). Урология (от греч. uron + logos - моча + наука) - область клинической медицины, изучающая болезни ор­ганов мочевой системы. Андрология (от греч. andros + logos - мужчина + наука) - раздел урологии, занимающийся изучением заболеваний мужских мочеполовых органов.

Показатели репродуктивного здоровья

Главным показателем хорошего репродуктивного здоровья является благополучно протекающая беременность и рожде­ние здорового ребенка.

Каждый месяц в одном из яичников женщины созревает фолликул - пузырек с яйцеклеткой. Достигая определенных раз­меров, фолликул разрывается - происходит овуляция, а созрев­шая яйцеклетка выходит из него и начинает путешествовать по брюшной полости и маточным трубам по направлению к матке.

Только в этот момент может наступить оплодотворение - слия­ние яйцеклетки со сперматозоидом, так как продолжительность жизни и способность к оплодотворению у женской клетки сохра­няется всего 24 часа. Овуляция приходится примерно на середину менструального цикла.

В матке уже оплодотворенная яйцеклетка имплантируется прикрепляется к ее стенке. Яйцеклетка - самая крупная клетка человеческого организма, а слившись со сперматозоидом она тут же начинает делиться и становится еще крупнее. Оплодотворен­ная яйцеклетка может успешно пройти в полость матки только через здоровые маточные трубы.

Их просвет очень узкий, и если они изменены из-за перенесенных воспалительных процессов, то становятся еще уже и яйцеклетка там застревает - развивается внематочная (трубная) беременность. Такая беременность в луч­шем случае заканчивается плановой операцией по ее удалению, а в худшем - экстренной операцией по удалению части маточной трубы.

Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью с детских лет, следить за тем, чтобы ноги и поясница находились в тепле и не возникало воспалительных процессов яичников и их придатков. Мода на ношение укороченных курток и джинсов с заниженной талией приводит к оголению области поясницы и развитию из-за этого воспалительных заболеваний. Подобные фасоны одежды не подходят для стран с холодным климатом, таких как Россия, зато многих девушек приведет к бесплодию.

Гинекологи считают началом беременности первый день последней менструации.

Беременность у женщины или антена­тальный период (от лат. ante + natalis - перед + относящийся к родам) - период внутриутробного развития будущего ребенка делится на два этапа:

  • эмбриональный (от греч. embryon - зародыш) - до 12 аку­шерских недель беременности, во время которого происходит закладка и дифференцировка всех органов и систем;
  • фетальный (от лат. fetalis - потомство, плод) - от 12 недель, до 40 недель беременности (родов), когда происходит окон­чательное формирование всех органов плода.
Применение современного медицинского оборудования позволяет точно знать, что представляют из себя зародыш и плод на разных сроках своего развития.

На третьей неделе развития, у эмбриона уже начинают формироваться зачатки внутренних органов. На 18-ый день от момента оплодотворения звучит первый удар сердца.

У четырехнедельного эмбриона на головной части от­четливо видны черные пятнышки - зачатки глаз. Это период пе­рехода от формирования эмбриона к формированию органов бу­дущего ребенка. Эмбрион принимает окончательную форму и становится похожим на фасолину с выростами, которые станут конечностями, с зачатками органов, которые потом разовьются. В конце первого месяца эмбрион имеет длину 4 мм.

В пятьнедель появляются зачатки полушарий головного мозга.

В шесть недель начинается образование зубов. Сердце уже объемом с маленькую шишечку, сформировались четыре по­лости сердца. Развиваются желудок, кишечник, поджелудочная железа, почечный аппарат.

В этот период с помощью специальной аппаратуры может быть зафиксирована работа сердца, которое сокращается со ско­ростью 110 ударов в минуту. С помощью электроэнцефалографа можно записать мозговые импульсы, подтверждающие то, что зародыш - живой человек. А ведь именно на этот период прихо­дится самое большое количество миниабортов!

Семинедельный эмбрион чувствует прикосновение.

В восемь недель эмбрион уже может двигать ручками и ножками. С 8-й недели заканчивается развитие эмбриона и начи­нается развитие плода. С этого момента и до появления на свет ребенка главные изменения плода связаны с его ростом и после­дующей специализацией.

К концу десятой недели все системы органов начинают работать и эмбрион приобретает статус плода. Четче проявляют­ся черты лица: две маленькие щели - глаза, две канавки – уши, одно отверстие для носа и рта. В конце этого периода эмбрион имеет размеры 3-4 см и весит 2-3 г. Это 12-я акушерская неделя. Как раз на период 10-12 недель приходится самое большое коли­чество медицинских абортов - инструментальных.

В восемнадцать недель плод полностью сформирован и становится жизнеспособным.


Рис.5. Положение плода в матке

Трижды в течении беременности все женщины направляются на ультразву­ковое обследование:

  • в 12-14 недель беременности;
  • 22-24;
  • 32-34 недели.
Эти обследования проводятся не с целью определения пола будущего плода, а для того, чтобы выявить дефекты - по­роки его развития.

В развитых странах при выявле­нии пороков развития с помощью УЗИ, во многих случаях проводят их устранение, применяя внутриутробные операции на плодах, а иногда просто готовятся для проведения исправлений дефектов сразу же после рождения ребенка. У нас такие операции - огромная редкость даже в столице, а о периферии не приходится даже думать.

Если врожденные уродства выявляются, то российские женщины информируются об этом и становятся перед выбором: продолжать вынашивать беременность, чтобы родить заведомо больного ребенка, обречь его и себя на страдания на всю после­дующую жизнь или прервать беременность по медицинским по­казаниям. Прерывание беременности на сроке 22-х недель воз­можно путем проведения искусственных родов.

Парадокс заключается в том, что как раз в этот период времени по международными стандартам плод уже является жиз­неспособным и не может рассматриваться как абортный.

  • срок беременности - 28 недель и более;
  • масса тела - 1000 г. и более.
В пособии уже было отмечено влияние йода и железа на нормальное протекание беременности и рождение здоровых де­тей. Гинекологи в последние годы обращают большое внимание на роль в этом процессе фолиевой кислоты - витамина В 12 .

Дефицит фолиевой кислоты - самый распространенный гиповитаминоз среди беременных, новорожденных и детей ран­него возраста. Причем недостаток витамина В 12 передается от матери к плоду вследствие недостаточного его содержания при беременности в организме матери или новорожденному ребенку при нехватке фолиевой кислоты в молоке.

Недостаток витамина В 12 во время беременности в орга­низме матери может привести к различным негативным послед­ствиям:

  • невынашиванию беременности;
  • частичной или полной отслойке плаценты;
  • спонтанным абортам и рождению мертвого ребенка;
  • развитию у плода дефектов нервной трубки; в гидроцефалии (водянке головного мозга);
  • анэнцефалии (отсутствию головного мозга);
  • задержке умственного развития у будущего ребенка и др.
Из-за недостатка фолиевой кислоты сами беременные женщины могут страдать от токсикозов, депрессий, анемий и бо­лей в ногах.

Для сохранения беременности, здоровья матери и рожде­ния здорового ребенка врачи назначают прием фолиевой кислоты в таблетках при планировании беременности и в течение срока вынашивания. Но принимать витамин В 12 нужно в строгой дози­ровке, назначенной Вам врачом. Передозировка фолиевой кисло­ты не менее опасна для здоровья, чем недостаток.

Для того, чтобы разрешать все проблемы репродуктивно­го здоровья, в РФ были созданы центры планирования семьи ирепродукции.

Основными задачами центров семьи и репродукции являются:

  • применение современных технологий лечения бесплодия;
  • проведение лечения репродуктивной системы с использова­нием новейших достижений науки и техники, в том числе -эндоскопических операций;
  • осуществление пренатальной (дородовой) диагностики пато­логии плода.
Такие высоко затратные методы лечения могут позволить себе центры планирования семьи и репродукции только крупных городов России.

Бесплодие

Бесплодием в браке называется отсутствие беременности при регулярной половой жизни супругов в течение 1 года и более без применения каких-либо методов контрацепции. Современные методы лечения бесплодия позволяют абсолютному большинству таких семей иметь здоровых детей.

Диагностика и лечение бесплодия должны проводиться специалистами - репродуктологами, причем в лечебный процесс должны быть включены оба супруга.

При применении современных методов, направленных на улучшение РЗ, возникает множество проблем этического плана. Занимается ими такая наука, как биомедицинская этика.

Биомедицинская этика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Вначале был предложен термин «биоэтика» американским онкологом Ван Ренсселером Поттером. В 70-е гг. в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей и вообще самой широкой публики.

На первое место выходит междисциплинарное иссле­дование антропологических, моральных, социальных и юриди­ческих проблем, вызванных развитием новейших биомедицин­ских технологий (генетических, репродуктивных, транснланто-логических и др.)

В следующем десятилетии биомедицинская этика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х гг. - в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).

При многих перинатальных центрах открыты кабинеты и отделения генетического консультирования. Генетика (от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению) - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.

Сегодня у медицинской генетики много моральных проблем:

  • Страдающим «субъектом» является не только индивид, но и группа (род, семья), поэтому возникает конфликт между пра­вом на конфиденциальность обладания данной информацией клиента и сообщением этой информации его родственникам.
  • Существует значительный разрыв между числом наследст­венных заболеваний, которые можно диагностировать, и чис­лом заболеваний, которые можно лечить, а если так, то зачем травмировать человека, сообщая ему о наличии фатального гена?
  • Предметом заботы врача-генетика часто является здоровье еще не рожденного и даже не зачатого индивида, но имеем ли мы право тратить на это средства, отрывая их от уже живу­щих людей?
  • В генетике приходится иметь дело не с однозначной, а с ве­роятностной информацией.

Репродуктивные технологии

Репродуктивные технологии - это методы терапии бес­плодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Существуют следующие репродуктивные технологии, связанные с рождением человека:

  • искусственная инсеминация (оплодотворение) спермой до­нора или мужа;
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (оплодотворе­ние вне организма, invitro, т.е. в пробирке) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;
  • «суррогатное материнство» - когда яйцеклетка одной жен­щины оплодотворяется в пробирке, а затем эмбрион имплан­тируется другой женщине, которая выступает в качестве до­нора матки, вынашивая плод для генетической матери.
При искусственном оплодотворении спермой донора возникает ряд этических проблем, связанных с конфиденциаль­ностью личности донора и супружеской пары, которой досталась его сперма. Вопросы вознаграждения донорства семенной жид­кости также окончательно не решены.

Кроме того, сам процесс сдачи спермы противники этого метода считают либо распущен­ностью, либо безответственным отношением к высшему дару (Бога, Природы), которым обладает всякий здоровый человек.

Другой современной репродуктивной технологией явля­ется оплодотворение «в пробирке». Метод ЭКО создан англий­скими учеными - эмбриологом Р. Эдвардсом и акушером-гинекологом П. Стептоу. Их исследования привели к рождению в 1978 г. в клинике Кембриджского университета первого «ребенка из пробирки» - Луизы Браун.

Применение метода ЭКО сопряжено с риском для жен­щины. Кроме того, поскольку при переносе зародыша в матку вероятность наступления беременности не слишком высока, для ее повышения в полость матки вносят несколько эмбрионов.

Это влечет за собой риск развития многоплодной беременности, ко­торый во много раз больше, чем при естественном зачатии. По­этому при ЭКО часто приходится делать операцию «редукции эмбрионов», то есть абортировать лишние прижившиеся эмбрио­ны. Оказывается, что лечение, смысл которого - преодолеть бес­плодие, обеспечить появление новой жизни, ведет к искусствен­ному прерыванию тех же самых жизней...

Особенно бурные споры вызывают проблемы «суррогат­ного материнства». В этом случае у ребенка помимо суррогат­ной матери - «матери-носительницы», «женщины-донора», «вре­менной матери» и т.п. - имеется еще и социальная мать - «арен­датор», наниматель.

Она, в свою очередь, может и не быть той женщиной, которая дата свою яйцеклетку - в этом качестве будет выступать вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказать­ся пять (!) родителей: три биологических (мужчина-донор спер­мы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор матки) и два социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков.

А нужны ли вообще все эти ухищрения с репродуктивными технологиями, если в мире так много сирот, беспризорных и брошенных детей? Не меньше споров вызывают вопросы клонирования, т.е. воссоздания из одной клетки целого человеческого орга­низма или какой-то отдельной его ткани или органа.

Различают репродуктивное и терапевтическое клонирование:

  • репродуктивное клонирование преследует цель рождения ге­нетической копии существующего или существовавшего че­ловека;
  • цель терапевтического клонирования - получить генетически идентичные эмбриональные стволовые клетки, которые предполагается использовать для лечения различных заболе­ваний (инфаркта миокарда, болезни Альцгеймера , сахарного диабета и др.).
В большинстве стран мира действует либо полный, либо временный запрет на репродуктивное клонирование человека. Во Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека ЮНЕСКО (1997) говорится: «...не допускается практика, проти­воречащая человеческому достоинству, такая, как практика кло­нирования с целью воспроизводства человеческой особи...» В России в 2002 г. принят закон о временном (сроком на 5 лет) за­прете репродуктивного клонирования человека. С 2008 г. в РФ наступило безвременье или беззаконие по данному вопросу.

Таким образом, становится понятным, как важно бережно сохранять свое репродуктивное здоровье, ведя здоровый образ жизни, проходя регулярные обследования у гинеколога и сохра­няя целомудрие до вступления в брак.

Феномен конфликта в организациях: проблемы конструктивного разрешения

Сердюк Андрей Анатольевич,

преподаватель профессиональных модулей

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир, Краснодарский край

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.

Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский философ и социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии».

Г. Спенсер, считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывает неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание и т.д. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других.

Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт .

К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.
Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняют понятие конфликта и говорят о том, что конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.

Но из всего многообразия следует остановиться на следующем определении.

Конфликт – это наличие разногласий между несколькими сторонами. Они могут быть конкретными лицами, работниками или группами работников.

Сущность конфликта очень интересна и разнообразна. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, различных сообществ. В конфликте, как и в любом процессе, есть положительные и отрицательные стороны. Известная поговорка «в споре рождается истина» в некоторой степени отражает суть такого явления, как конфликт.

Существуют две позиции:

    Конфликт – это столкновение и борьба различных сил, людей

или позиций, происходящие из-за несовместимости или противоположности интересов.

    Конфликт – это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами.

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без которых функционирование организации невозможно. В жизнедеятельности организации коллектива постоянно возникают и преодолеваются многочисленные противоречия по широкому кругу вопросов.

Предпринята попытка развить существующую классификацию конфликтов. Можно выделить экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые, социально-психологические, эмоционально-неврогенные конфликты.

По способам разрешения конфликтов выделяем:

    антагонистические;

    компромиссные.

По природе возникновения:

    социально-организационные;

    эмоциональные.

По направленности воздействия:

    вертикальные;

    горизонтальные.

По степени выраженности:

    открытые;

    скрытые;

    потенциальные.

По количеству участников, задействованных в конфликте:

    внутриличностные;

    межличностные;

    межгрупповые.

До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники - конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились.

В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами, анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений и т.д.

В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.

Поэтому для максимально полного и актуального отображения эффективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, нужно понимать, что в свою очередь представляет собой конфликт, как его избежать и урегулировать с минимальными издержками. Причем в некоторых случаях конфликт может привести и к положительным результатам. Естественно, что ᴃϲᴇ положительные и отрицательные последствия конфликта важно использовать во благо организации.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве.

Организация – это объединение людей, ориентированных на достижение общей цели, которая личностно значима для них, в ходе совместной деятельности, направленной на получение социально и личностно-значимого результата.

В основе организационного конфликта между руководителями и подчиненными - чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей.

Среди факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, большую роль играет взаимоотношение руководителей и подчиненных. С наибольшей силой оно проявляется в малых группах, т.е. там, где создаются материальные и духовные ценности, решаются основные проблемы организации. Именно здесь чаще всего зарождаются конфликтные ситуации и конфликты.

Возникают они тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают.

Вместе с тем специфика определения данного типа конфликта, особенность всех его признаков вытекают из того, что речь идет о взаимодействиях внутри определенной целевой группы (частью управляющей системы) или с другими частями.

Под организационным конфликтом обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить следующие признаки конфликта:

    наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.;

    репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов;

    активность (в виде соответствующих действий, "борьбы"), направленная на преодоление этого противоречия.

Таким образом установлено, что существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт, но, не смотря на это, в широком понимании конфликт является разногласием между несколькими сторонами конкретными лицами, работниками или группами работников. Кроме этого установлено, что существует организационный конфликт, который включает в себя осознанное противоречие между членами коллектива. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладения с организационным конфликтом // Организационная психология. – № 3. – 2012. – С. 15.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. – М.: Дело, 2012. – С. 215.

Курбатов В.И. Конфликтология /3- е изд. – Ростов на Дону. – М.: Феникс, 2010. – С. 259.