Роль снов в художественной литературе. Сны и сновидения в русской литературе

На вопрос Помогите, пожалуйста!! ! В каких произведениях русской и зарубежной литературы есть сновидения? заданный автором Невролог лучший ответ это СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.
Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.
Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя... .
Знаменитые сны Верочки из романа "Что делать". Утопичны и слащавы... .
Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
«Сон Обломова» - это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.
Сон Спящей красавицы.. . Сон Спящей царевны... .
Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий берегом моря"... Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.
Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. . Такие сны-яви у Ивана Карамазова... .
Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе "Подросток".. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .
Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .
Герман увидел старуху во сне.. . И это было для него очень важным событием... .
Кириллов в романе "Бесы" говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву.... Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.
Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .
Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .
Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения - сны наяву... .
Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.
По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.
В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .
В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.
Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.
В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.
Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.
"Сон о белых горах" Виктора Астафьева. Сон - и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.
Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.

Екатерина Чёмская 9класс 402 гимназия г.Колпино.

В данной работе рассматривается сон как литературный приём.На примере произведений("Слово о полку Игореве", В.А.Жуковский"Светлана",А.С.Пушкин"Капитанская дочка", М.А.Булгаков"Мастер и Маргарита") рассматривается,какую роль играет в них сон, особенности сна: цветовая гамма,звуки,символы и художественные детали и делается вывод о роли сна в художественных произведениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1.Сон как литературный прием (вступительное слово);

2.Таблица художественных особенностей снов;

3.Сон Святослава, его художественные особенности;

4.Сон Светланы, его художественные особенности;

5.Сон Гринева (символы, детали, цветовая гамма);

6.Сон Никанора Ивановича, его роль;

7.Выводы по исследовательской работе;

8.Заключительное слово о работе;

9.Список литературы.

Сон как литературный прием

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.


Известно, что ведущим приемом он был у писателей – романтиков. Как правило, это был сон вещий, пророческий (Н.В.Гоголь «Страшная месть».)

Сон одного из действующих лиц литературно – художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.


Сны героев в произведениях отечественной литературы занимают особое место: через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания героев

Сон в литературных произведениях имеет свои особенности: максимальная сжатость, схематичность, обилие символов, сон – безопасный повод для откровенности.

Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  1. комментирование и оценка изображенных событий;
  2. психологическая характеристика персонажа;
  3. осмысление идейного содержания произведения;
  4. «чужой пророческий голос» - общение с божественным;


Сны мы можем рассматривать как форму для развития основного сюжета. Этот прием помогает читателю перейти от действительности к эстетическому созерцанию; во сне автор отражает как в вогнутом зеркале в увеличенном виде то, что для него особенно важно, дорого, значительно.

В произведении русских писателей разных прозаических и поэтических жанров сон выполняет определенную функцию. Сон в художественном произведении является как бы аллегорией, иносказанием. Таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

Представим это в виде таблицы. Для работы возьмем произведения древней литературы «Слово о полку Игореве» (обратите внимание, уже тогда, в 12 веке, использовали этот прием; корни этого приема уходят в глубокую древность.)


Так же мы берем балладу В.А.Жуковского «Светлана» (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с поэтическим миром снов, различными точками зрения на природу их возникновения.
  2. Выделить символическое значение сна для раскрытия идеи произведения.
  3. Развивать навыки анализа текста.
  4. Развивать речь учащихся.
  5. Расширить представление об иносказании.

Методы и приемы:

  • репродуктивный (слово учителя);
  • эвристическая беседа;
  • исследовательский (анализ произведения с целью выявления роли «сна» как художественного приема);
  • творческое чтение (умение «расшифровывать» иносказание);
  • пропедевтический метод (индивидуальные задания для учащихся).

Оборудование:

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.); В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)

ХОД УРОКА



Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)

I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.

1. Вступительное слово.

Ребята, думаю, для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности. Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.

Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?

На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее. Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».

II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.

1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Ребята, сон Татьяны - это одно из самых поэтических и таинственных мест романа. Это очень своеобразный, тонкий поэтический прием.

Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
- А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
- Как эта запись перекликается с текстом романа?

(И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)

Произведем сравнительный анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
- Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.

Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)

(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)

Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)

Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?

(Сон Татьяны - это своеобразное отражение ее будущих отношений с Онегиным, которые будут развиваться по линии неожиданностей. Сон предупреждает Татьяну о мертвенности духовного мира ее избранника, поэтому счастье между ними невозможно).

Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).

Какова художественная роль сна Татьяны в романе?

(Пророческий)

Как вы понимаете значение слова «пророческий»?

(Сон-предсказание, предупреждение).

Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?

  • любя свою героиню, А.С. Пушкин дарит ей пророческий сон-предупреждение, желая оградить ее от грядущих мук;
  • сон Татьяны важен и с точки зрения композиции: на нем кончается привычное течение любовного романа.
  • 2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
    - Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».

    Вспомним содержание главы «Сон Обломова».

    Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.

    Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?

    Вспомним, что такое утопия-антиутопия.

    (Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
    Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).

    С помощью сна мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.

    Что он говорит в конце романа об Обломове?

    («А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
    ч. IY, гл. XI?)

    И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.

    («Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)

    Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?

    («Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)

    Что же объясняет сон Обломова?

    (Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).

    Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?

    (Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)

    Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:

  • Обломовка – символ. Она убила в юной душе стремление к действию.
  • Сон - это объяснение: почему Обломов стал таким и в чем его трагедия.
  • Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.

    III. Подведение итогов урока.

    На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная роль снов как художественного приема в литературе.
    Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.

    (Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).

    IY. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    1. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Сны Раскольникова как отражение его психологического состояния. (Для сильных учащихся)
    2. Прочитать и подготовить художественный пересказ и сравнительный анализ снов Раскольникова («Сон об убийстве лошади» и «Сон о моровой язве»)
    3. Творческое задание. Проанализировать слова Ф. Шиллера: «Сон – это голос подавленной совести человека, его скрытый внутренний судья…»

    1. Истоки традиции. Значение сновидения в мировой культуре.
    2. Вешие сны в творчестве Пушкина и Лермонтова.
    3. Сны героини в романе Чернышевского
    4. Отголоски традиции в творчестве других русских писателей.

    Традиция введения в сюжет мотива вещего сна восходит к глубокой древности, к античным и библейским авторам. В древнегреческой и древнеримской мифологии Гипнос — Сон — является одним из богов. Другие боги нередко приходят к героям во сне, чтобы сообщить что-либо важное, побудить героев к определенным действиям.

    В библейской традиции сновидениям также отводится достаточно значимая роль. Например, зловещие сны царя Египта, разгаданные Иосифом, сыном Иакова, предвещали урожайные и голодные годы. Таким образом, они явились своеобразным предупреждением, благодаря которому египтяне заранее подготовились к трудному времени. Во сне является ангел другому Иосифу и разъясняет ему, что ребенок Марии — Сын Божий. Можно привести и немало других примеров влияния сновидения на жизнь людей. В настоящее время многие психологи пришли к выводу, что в сновидениях особым образом отражается жизнь человека, и действительно сон может явиться предостережением относительно событий будущего.

    Мотивы вещего сна неоднократно встречаются в творчестве русских писателей. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, как выясняется в дальнейшем, был вещим — Ленский погибает от руки Онегина. Мотив преследования, бегства от чудовища (в сне Татьяны — от медведя) — один из распространенных образов сновидений. Путь через лес, переход через реку по шаткому мосту можно интерпретировать как блуждание души в мире эмоций и преодоление границы между двумя жизненными этапами. Интересно, что своего любимого Евгения Татьяна видит предводителем пиршества нечисти — это можно понять и как гротескное изображение светского общества, и как намек на духовную опустошенность Евгения, его скептицизм и холодность, которые являются характеристиками «духа отрицанья».

    Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой повести «Капитанская дочка»: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой», мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. Посаженый отец и мать, заменяя родителей, по старинному обычаю, благословляют юношу или девушку перед свадьбой. Дальнейший ход сюжета позволяет легко интерпретировать образы этого сна: «мужик с черной бородой» конечно же Пугачев. Топор, которым он машет, и мертвые тела, которыми неожиданно наполняется комната — символические образы крестьянской войны. Не случайно и то, что Пугачев оказывается на месте отца Петруши: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев тем самым как бы дал ему второе рождение. Понятно и то, почему Пугачев назван посаженым отцом, ведь он вручил Петру его невесту, Машу Миронову.

    Во сне князя Руслана в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» смешиваются прошлое и будущее: Руслан видит, как исчезает в бездне его жена, пир в тереме князя Владимира, где присутствуют убитый Рогдай и удалившийся от подвигов Ратмир, слышит песню Баяна — все это образы прошлого. Фарлаф, ведущий за руку Людмилу — это предвестие будущих событий: действительно Фарлаф, который уже близко, убьет Руслана и отвезет спящую Людмилу к ее отцу.

    Одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова так и называется — «Сон». Фантастическое смешение сна и яви, когда трудно становится разобрать, что же реальнее — оно оказывается пророческим видением участи, ожидающей самого поэта:

    В полдневный жар в долине Дагестана
    С свинцом в груди лежал недвижим я;
    Глубокая еще дымилась рана,
    По капле кровь точилася моя.

    В этом стихотворении переплетаются образы двух снов — сна, который видит убитый лирический герой, и сна, который видит его любимая. Его сон — это образы веселого пира. Пророческим оказывается сон наяву любимой лирического героя — она видит «долину Дагестана» и «знакомый труп».

    Смешение прошлого, настоящего и будущего происходит и в снах Веры Павловны, главной героини романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Однако нужно отметить, что Чернышевский, вводя в свое повествование Верочкины сны преследовал цель не просто раскрыть переживания героини и показать, что ждет ее в будущем — в сновидениях героини автор в аллегорической форме изложил свои взгляды на жизнь и предназначение человека. «Помни же, что еще много невыпущенных, много невылеченнных. Выпускай, лечи», — говорит Верочке красавица из сна, называющая себя «любовью к людям».

    Не только будущее самой героини, но и будущее всех людей предстает в сне Верочки: «...Злые увидят, что им нельзя быть злыми... они были злыми только потому, что им вредно было быть добрыми, а ведь они знают, что добро лучше зла, они полюбят его, когда можно будет любить его без вреда». Сходный мотив предвестия перемен к лучшему звучит и в стихотворении Н. А. Некрасова «Сон», где лирический герой видит во сне ангела, останавливающего его на краю пропасти:

    И вновь блаженные часы
    Ты обретешь, сбирая колос
    С своей несжатой полосы.

    Как правило, образы в снах героев литературных произведений относятся к будущему, однако сон главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов» целиком принадлежит прошлому. Детские впечатления, жизнь в: родительском доме, сказки няни — эти образы прошлого в подсознании героя встают зримо и реально, они гораздо живее его настоящего, в котором Обломов влачит сонное, однообразное существование. Мотив сна, в который опрокинута явь, повторяется в романе Гончарова, когда Обломов живет с Агафьей Матвеевной, на которой он женился — во сне герой романа видит няню, которая указывает на его жену и называет ее именем сказочной царевны, Милитрисы Кирбитьевны. Можно сказать, что сновидения Обломова явились отражением его идеала человеческого существования. В каком-то смысле они все же относятся не только к прошлому, но и к будущему, ведь в доме Агафьи Матвеевны воссоздана практически та же атмосфера, что и в родительском доме Обломова.

    Мотив смешения сна и яви звучит в творчестве таких русских поэтов, как, например А. А. Блок и С. А. Есенин. Так, рассказывая о реальных событиях — расставании с любимой, поэт усиливает ощущение горечи разлуки тем, что вводит мотив отражения яви в сне:

    Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
    В котором ты в сырую ночь ушла...
    («О доблестях, о подвигах, о славе...»)

    «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» — восклицает Есенин. С чем же связано подобное смешение яви и сна в поэтических произведениях? Вероятно, с особым мироощущением поэтов, которые и живут словно на грани двух миров — повседневной реальности и волшебных грез.

    Петрова Марина, ученица 10 класса

    Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

    Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

    Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

    В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон - это всегда что-то загадочное, необъяснимое.

    Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

    Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

    Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи, представленные на слайде.

    Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение. Например, сон путешественника из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Повесть»).

    Сон у Радищева имеет аллегорический характер, слу жит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объемен, логичен, детален.

    Интересен мистический сон главной героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». В произведении нам представлена антитеза - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят героиню Светлану загадать « в чистом зеркале стекла».

    Грань между явью и сном стёрта. И это факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; её фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он всё же создан для счастья:

    О! не знай сих страшных снов

    Ты, моя Светлана... Будь вся жизнь её светла,

    Будь веселость, как была,

    Дней её подруга…

    Другая героиня из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но... выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова оправдывается … Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне - реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон - луг, цветы, да и сам герой - из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.

    Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «...рев, хохот, свист чудовищ...»

    Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором... Сон Татьяны - органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов».

    Известный пушкинист Д. Д. Благой писал: «Во сне Татьяны - в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает то же мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде - в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным». Благой сделал текстовые сопоставления: Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога...

    Сон литературного героя - это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в её сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаём её русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островской мы улетаем из «тёмного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грёз. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки.

    Глава «Сон Обломова» в романе Гончарова «Обломов» имеет самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.

    Своеобразие Достоевского как художника в том, что он принес с собой новые формы художественного видения и поэтому сумел открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни. Одной из таких форм является сон.

    Сны проходят настоящим лейтмотивом в творчестве Достоевского. Сон у этого писателя – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он ищет « в человеке человека». В снах у него и « невысказанное, будущее слово». Таким образом, сон для писателя это не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в ее собственных своеобразных формах, осмыслить ее художественно.

    Сон - это великое духовное (и художественное) событие. И при этом у Достоевского здесь нет мистики. Сны у Достоевского, как ни у кого их прежних писателей, являются мощным орудием художественного познания человека и мира.

    В снах истинные мотивы деятельности человека обнажаются и теснее соотносятся с судьбой человеческого рода (обычно через судьбу самых близких и родных ему людей).

    «Преступление и наказание» - самый насыщенный сновидениями роман Ф.М. Достоевского. «Эти сны неравномерно распределены по тексту романа. Первый и второй включены в первую часть романа. Это сны, которые Раскольников видит до убийства. Третий и четвертый сны соответственно включены во вторую и третью части романа. Рассказ о последних снах возникает в Эпилоге. Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном».

    В разных образах сна перед нами как бы четыре роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх.

    Это и сон - обман, который посылает судьба душе преступника накануне испытаний. И сон о повторном убийстве старухи. Действие как бы возвращается вспять, но теперь трагедия убийства оборачивается комедией. И сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.Последнее, пятое сновидение Эпилога существенно отличается от предыдущих.

    Это сон о мировой катастрофе, конце света, сон-апокалипсис и пророческий сон, в котором, как утверждают исследователи, представлено пророчество Достоевского о мировой войне и революции.Одновременно - это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели. сна.

    Одновременно - это и сон-предупреждение, после которого Раскольников окончательно разочаровывается в своей теории о праве сильного на убийство пусть даже ради благородной цели.

    Другой характер имеют сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Здесь нет никакой «выстроенности», заданности. Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». В этих снах - мечтательность, поэтичность Катерины.

    Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого».

    Таким образом, через сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.

    Сон может иметь аллегорический характер, служить не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения, но и предсказывать события. Таким образом, сон для писателя это не уход от действительности а, напротив, стремление постигнуть ее в собственных своеобразных формах, осмыслить художественно и донести до читателя. Стал очевиден приём использования сна писателями, а кроме того - его значение для того или иного произведения, когда через сон раскрывается характер героя, его сокровенные мысли, чувства и желания; сон выступает как зеркало, отражающее душу героя.

    Мы убедились, что обращаясь к снам, поэты и писатели стремились выразить свои сокровенные мысли и чувства, сон помогал им в такие моменты, когда обычные выразительные средства не давали желаемого эффекта. И нет никаких сомнений в том, что тема снов и сновидений получит дальнейшее развитие в произведениях современных писателей. Сон - это всегда попытка заглянуть в будущее, или, как сказал философ: “В сновидениях человек готовится к грядущей жизни”. Этим, на наш взгляд, обусловлена востребованность темы сна в художественной литературе.

    В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведения русских писателей.