Что такое санация зубов и для чего она необходима. Особенности санации полости рта у детей младшего возраста

Очень часто люди сталкиваются с тем, что им назначают санацию полости рта. Что это такое, каковы показания и этапы ее проведения? Расскажем более подробно ниже. Ведь всегда лучше знать, что тебе предстоит пройти в кабинете стоматолога или любого другого врача.

Такую процедуру могут назначить и ребенку, и взрослому человеку в разные периоды жизни. В зависимости от того, как мы следим за , соблюдаем чистоту и здоровье зубов, будут проведены совершенно разные манипуляции.

Что это за процедура?

Слово «sanatio» переводится с латинского, как «оздоровление, лечение». Поэтому санация означает целый комплекс процедур, направленных на обеспечение здоровья ротовой полости. Сюда входит:

  • лечение кариеса и других зубных болезней;
  • устранение воспалительных процессов;
  • возобновление структуры твердых тканей, пломбирование;
  • исправление прикуса и положения неровных зубов;
  • установка протезов при необходимости;
  • удаление налета, зубного камня, ;
  • экстракция тех единиц, которые невозможно вылечить;
  • предотвращение будущих заболеваний и инфицирования тканей.

Конечно, все будет напрямую зависеть от состояния зубов и во рту конкретного пациента.

Больно ли проводить санацию? Если вам только почистят налет и , тогда нет. В случаях серьезного лечения вполне допустимы болевые ощущения, но они принесут облегчение после процедуры.

Показания к проведению

Для того чтобы сохранить твердые ткани в здоровом состоянии, желательно посещать стоматолога каждые полгода и проводить санацию, то есть осмотр ротовой полости и своевременное лечение начавшихся проблем. Так поступают сознательные люди, следящие за состоянием своего здоровья.

В других случаях может потребоваться прохождение санации в обязательном порядке:

  • при планировании беременности, постановке на учет в женской консультации;
  • перед родами;
  • при поступлении ребенка в детское учреждение – сад, школа;
  • перед установкой брекет-систем;
  • перед операцией;
  • при длительных госпитализациях;
  • перед поездкой за границу;
  • официальное трудоустройство;
  • работа на вредных производствах;
  • в общем плане регулярного ежегодного медицинского осмотра служащих;
  • при установке протеза или имплантации и пр.

Стоит заметить, что противопоказаний к проведению санации не бывает. Даже, наоборот, некоторые хронические заболевания требуют более частого ее использования.

Например, при аллергиях, астме, тонзиллите, сахарном диабете, различных проблемах сердечно-сосудистой системы врачи рекомендуют проходить процедуру санации до четырех раз за год. Так как в таких случаях зубы сильнее подвержены инфицированию и разрушению за счет сниженного иммунитета.

Этапы

Чтобы получить заключение стоматолога о проведении подобной манипуляции, следует посетить любую зубную клинику и пройти ряд процедур. В зависимости от состояния ваших зубов и мягких тканей количество действий будет отличаться, но, в общем, санация полости рта заключается в следующем:

  1. Осмотр стоматологом, постановка диагностических предположений и назначение некоторых дополнительных процедур.
  2. Делают рентгеновский снимок челюсти с охватом не только проблемных участков, но и всего функционального аппарата.
  3. Совершают профессиональную чистку для устранения налета и зубного камня.
  4. При наличии заболеваний твердых или мягких тканей врач составляет план лечения. Иногда для этого подключаются и другие специалисты – хирурги, пародонтологи и пр.
  5. Непосредственно этап оздоровления будет строго зависеть от того, что обнаружено и какие проблемы следует устранить.
  6. Для укрепления эмали и насыщения дополнительными минералами врач может покрыть твердые ткани особым гель-лаком, содержащим повышенное количество фтора и кальция.
  7. Если же некоторые заболевания перешли в хроническую форму и требуют периодического наблюдения или терапевтического вмешательства, то пациента ставят на учет в клинике по диспансеризации.
  8. Дается заключение врача, написанное по общему образцу, где могут указываться все проведенные манипуляции.
  9. Иногда стоматолог составляет и дополнительный график посещений и наблюдений в клинике для долгосрочного лечения.

При всех вариациях, чистка зубов с помощью профессиональных средств является универсальной и обязательной процедурой. А вот лечение может быть самым разным в зависимости от конкретных проблем пациента – удаление зубов, пломбирование, имплантация, протезирование, выравнивание прикуса, лечение воспаленных десен и и пр.

Санация полости рта при беременности

Пройти консультацию стоматолога и необходимое лечение зубов или десен желательно еще до начала беременности. В любом случае при постановке на учет в женской консультации врач обязательно потребует справку о проведении санации. Где получить такую? В любом кабинете стоматолога – в государственном учреждении или частной клинике.

Особенностями состояния беременной являются процессы, происходящие в это время в ее организме. Это и гормональные перестройки, и активный рост плода и различные сопутствующие проблемы. Особо остро проявляется нехватка таких минералов, как фосфор и кальций, а также некоторых витаминов, что приводит к популярным стоматологическим проблемам среди беременных женщин:

  • опухшие десны;
  • болезненность во время приема пищи;
  • появление белых пятен на эмали;
  • повышение ;
  • стремительное развитие кариеса.
Чтобы предотвратить подобное, следует вовремя обращаться к стоматологу при первых неприятных ощущениях и посетить его дополнительно в начале и в конце срока вынашивания. Проведя общую чистку поверхностей и обработку минеральными гелями можно гарантировать здоровое состояние зубов и десен в этот сложный период.

Игнорировать такие проблемы нежелательно, так как они ухудшат не только самочувствие будущей мамы, но и могут значительно повлиять на общее развитие плода и здоровье ребенка сразу после рождения. Ведь инфекция, которая быстро распространяется в ротовой полости, с легкостью попадает внутрь женского организма, а там негативным образом влияет на плод.

Считается, что все стоматологические процедуры должны проводиться во втором триместре. Но в каждом конкретном случае врач решит, нужно ли ждать этого срока или можно заниматься лечением сразу. Стоит заметить, что сегодня большинство манипуляций безопасны для беременных и подобные манипуляции не отразятся каким-то негативным образом на ребенке.

Даже необходимость сделать рентгеновский снимок теперь может осуществляться в таком деликатном положении. Для этого некоторые кабинеты оборудованы специальным радиовизиографом. Он влияет локально в объеме нескольких сантиметров, не вредя организму в целом. Также современные медикаменты и местные анестезии не проникают через плаценту и совершенно безопасны для плода.

У детей

Как только у малыша появляются первые молочные зубки, следует периодически показывать его стоматологу. Очень важно соблюдать их чистоту, так как от этого напрямую зависит здоровье постоянных единиц, которые появятся вслед за ними.

При поступлении в официальное учреждение, например, детский сад, ребенка обязательно нужно показать специалисту. Он выявит первые возможные проблемы и даст рекомендации по соблюдению гигиенических процедур или же назначит какое-то доступное лечение. При этом могут сделать следующее:

  • обнаружить начало кариозных процессов;
  • провести пломбирование пораженных зубов;
  • при необходимости фторировать или серебрить отдельные единицы;
  • если выявлено нарушение прикуса, то назначают ортодонтическое лечение и установку брекетов.

В детских садах и школах каждый год детям проводят регулярный осмотр ротовой полости в кабинете стоматолога для своевременного обнаружения начавшихся проблем. Ведь детская эмаль слишком хрупкая и тонкая, быстро поддается разрушению. Кроме того, дети известны своим нежеланием соблюдать правила гигиенической обработки зубов, что также усугубляет проблему.

Важно, чтобы родители приучили ребенка вовремя посещать кабинет стоматолога и . Только при установлении положительного контакта возможно добиться того, чтобы ребенок доверял специалисту, разрешал проводить все манипуляции и не противился лечению. Детская стоматология считается более сложной именно за счет проблем в установлении такого доверительного отношения между врачом и пациентом.

Когда нужна справка о прохождении санации ротовой полости?

Если вы совершаете подобный осмотр регулярно ради сохранения здоровья зубов и десен, то справка как таковая не нужна. В случаях, если к стоматологу для проведения санации вас направили из поликлиники, женской консультации или требуют в каких-то других официальных учреждениях, тогда следует у стоматолога взять соответствующую справку или же он сделает запись в общую медицинскую карту.

Обычно это нужно:

  • при поступлении в детский сад;
  • школу;
  • на работе;
  • при пересечении границы;
  • для поездок в детские лагеря или другие оздоровительные учреждения;
  • при проведении общего терапевтического лечения или медицинского осмотра;
  • для прохождения военной службы.

Сколько стоит такая процедура? В зависимости от клиники, в которую вы обратились и конкретных предпринятых мер, сумма может быть самой разной. Ведь если провели только чистку от налета и камня, то получится одна сумма, а при пломбировании нескольких зубов или протезировании стоимость всех манипуляций окажется совершенно другой.

Видео: санация полости рта диодным лазером Biolase Epic.

Можно ли провести процедуру дома?

Поскольку люди не очень любят посещать кабинет стоматолога, то часто возникает подобный вопрос – а получится ли санацию совершить самостоятельно? Сразу скажем, что в домашних условиях провести весь комплекс требуемых процедур невозможно. Ведь для этого нужно и оборудование, и помощь специалиста. Даже диагностику состояния зубов и десен вы не сможете провести сами.

Все, что доступно для домашнего сохранения здоровья ротовой полости – регулярная чистка и обработка поверхностей, соблюдение общих рекомендаций, полоскания после еды и использование качественных приспособлений для этого.

Только врач может полноценно осмотреть все зубы, прочистить труднодоступные места, поставить диагноз, сделать пломбирование и т. д. Тем более, если потребуется установка протезов, брекет-систем или полноценное лечение пародонта, удаление зуба, пульпы и другие сложные манипуляции.

У организованных групп и особенно детей играет весьма важную роль в общем оздоровлении организма. Плановая профилактическая санация в современном понимании представляет собой комплекс лечебных вмешательств в общей системе профилактических мероприятий, направленных на оздоровление организма ребенка и снижение . Важнейшей задачей плановой санации является борьба с и его осложнениями. Она включает в себя также оздоровление слизистой оболочки полости рта.

В соответствии с современными требованиями санированным считают ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом молочные и постоянные , удалены не подлежащие лечению зубы и корни, а также устранены воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Плановая санация слагается из комплекса организационных мероприятий, требующих для своей реализации усилий целого коллектива различных специалистов и средних медицинских работников.

Организация стоматологической помощи детям и подросткам и осуществление лечебно-профилактических мероприятий проводятся в тесном контакте с администрацией или другого детского учреждения, с преподавателями и воспитателями.

С целью планового и организованного проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий в общеобразовательных школах Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР в 1969 г. издали специальный приказ, который обязывает администрацию школ создавать необходимые условия для проведения лечебно-профилактической работы среди школьников. В соответствии с этим приказом школы совместно с органами составляют план-график проведения лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, в котором предусмотрено освобождение (при необходимости) учащихся от уроков для осуществления медицинского осмотра и лечебных мероприятий. На основании этих документов городской или районный отделы народного образования должны издавать внутренние приказы о выделении специальных дней в течение учебного года для проведения плановой санации полости рта.

Опыт работы Р. Г. Синицына, Л. И. Пилипенко, В. Н. Кузнецова (1971) показывает, что для оказания полноценной плановой стоматологической помощи детям и подросткам школьного возраста необходимо выделять не менее двух дней в учебном году. Эти дни должны быть предусмотрены для каждого класса в отдельности и учтены при составлении учебного плана и расписания занятий. Составленный график санации полости рта у детей согласовывается с завучем школы и подписывается директором (или завучем) и лицом, ответственным за ее проведение (главный поликлиники, заведующий стоматологическим отделением.).

Существуют три формы проведения плановой санации полости рта: централизованная, децентрализованная, смешанная.

При централизованной форме дети организованно с классным руководителем или воспитателем приходят в лечебное учреждение, в котором осуществляются все необходимые лечебно-профилактические мероприятия, включая рентгенологическое обследование, ортопедическое, ортодонтическое лечение. Эту форму целесообразно применять при наличии детской стоматологической поликлиники или отделения (не менее 5 - 6 кресел) и тогда, когда школы или детские сады расположены близко от лечебного учреждения. Централизованная форма санации удобна тем, что она позволяет провести все виды стоматологической помощи. Кроме того, под наблюдением педагогов, средних медицинских работников в ожидании приема дети читают книги, участвуют в беседах, изучают стенды, плакаты. В этом случае уместно провести беседу по , о значимости плановой санации и своевременного лечения зубов. Такая обстановка воспитывает у детей уважение к врачу, дисциплинирует их, способствует росту санитарной культуры. Постепенно ребенок привыкает к обстановке и начинает понимать, насколько важно это мероприятие.

При децентрализованной форме санации дети лечатся непосредственно в школе или детском саду. Она используется чаще при отдаленности детских учреждений от поликлиники. Эта форма позволяет изучить обстановку на месте, наладить непосредственный контакт со школьным врачом, выяснить общее состояние здоровья ребенка, однако условия работы стоматолога и в этом случае не позволяют осуществить весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Исключены рентгенологическое обследование, сложное хирургическое вмешательство, ортодонтическое лечение и др. Детей, нуждающихся в этих видах помощи, приходится направлять в . Однако и эта форма санации полости рта вполне приемлема, если ее правильно организовать. Опыт работы ряда стоматологических учреждений показывает, что в данном случае наиболее рациональным и эффективным является бригадный метод обслуживания в составе двух врачей и медицинской сестры. Сестра обеспечивает вызов детей с урока, ведет документацию, готовит пломбировочный материал и инструментарий. После завершения основных санационных мероприятий в школу следует направить хирурга-стоматолога и медицинскую сестру, которые выполняют намеченные небольшие хирургические вмешательства и завершают работу по санации.

При смешанной форме учащиеся одних школ санируются централизованно в поликлинике, другие - в школе или вначале осматриваются в школе, а затем нуждающиеся в лечении направляются в поликлинику. Эта форма наиболее приемлема в сельской местности. Недостаток ее в том, что определенная часть детей не попадает к врачу.

Медицинская сестра должна установить личный контакт с каждым классным руководителем, который непосредственно следит за ходом санации своих учащихся. Большую помощь может оказывать санитарный актив, в частности сандружинницы обеспечивают равномерное поступление учащихся в кабинет, следят за порядком, помогают медицинской сестре готовить инструментарий, замешивать пломбировочные материалы и т. п. Если организован хороший контакт с классным руководителем и учащимися, в этом случае удается охватить плановой санацией максимальное количество детей.

Санация полости рта - комплекс мероприятий по оздоровлению органов полости рта. Включает лечение кариеса и устранение дефектов тканей зуба некариозной природы путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение заболеваний пародонта, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, ортодонтическое и ортопедическое лечение.

Санацию полости рта обязательно проводят лицам, которым предстоит плановая операция, а также направляющимся в длительные командировки, в геологические экспедиции и др. Детям cанаци. полости рта осуществляют и перед плановой госпитализацией. В зависимости от преобладания того или иного стоматологического заболевания лечение можно начинать как с пломбирования зубов, так и с устранения воспаления десневого края.
Удаление зубов и операции в полости рта, как правило, производят после завершения лечения зубов и пародонта. Пациентов с чрезмерно возбудимой нервной системой рекомендуется специально готовить к санации полости рта, назначая им за 3-5 дней комплекс седативных средств, или проводить санацию под общей анестезией. Мероприятия по санации полости рта обязательно включают обучение навыкам гигиены полости рта с рекомендациями по выбору зубной щетки, вида зубной пасты (гигиеническая, лечебная, профилактическая и др.), использования флосса (зубной нити) и эликсиров.

Выделяют cанацию полости рта по обращаемости, т.е. инициативе пациента, и плановую. Плановую cанацию полости рта осуществляют по месту работы в медико-санитарных частях или в поликлиниках. В первую очередь полость рта санируют лицам, работающим на вредных производствах или на производствах с такими условиями труда, которые способствуют интенсивному развитию конкретного стоматологического заболевания, например кариеса зубов у рабочих кондитерских и мукомольных предприятий; кислотного некроза эмали у лиц, контактирующих с парами кислот; гингивита у рабочих парниковых хозяйств и др.
Плановая санация показана также лицам, страдающим различными хроническими соматическими заболеваниями, во избежание формирования очагов одонтогенной инфекции. Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики.
К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

Эффективность плановой cанацию полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

Плановая санация полости рта у детей

На важность ежегодных двукратных профилактических осмотров полости рта и своевременного лечения пораженных кариесом зубов впервые в нашей стране указывал А. К. Лимберг в конце прошлого столетия. Однако подобное мероприятие, проводимое по личной инициативе нескольких передовых врачей, а не на государственной основе, не могло существенно повлиять на состояние зубов у всего населения.

Организационные основы плановой стоматологической санации были заложены П. Г. Дауге в первые годы возникновения Советского государства путем создания широкой сети детских стоматологических учреждений так называемых зубных амбулаторий.



Принципы и формы проведения санации полости рта нашли свое развитие в трудах крупнейших стоматологов страны - А. И. Евдокимова, Н. И. Агапова, Т. И. Альбанской, И. О. Новика, В. Ф. Рудько, А. И. Рыбакова и др. Их рекомендации были обобщены в резолюции 1-го Всесоюзного съезда одонтологов, а затем в ряде официальных документов, периодически издаваемых Министерством здравоохранения до последнего времени. Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью и систематичностью. Как известно, на первом этапе развития отечественной стоматологии получили распространение две системы санации полости рта. Одной из них была система зарубежного автора А. Канторовича), которая предусматривала лечение лишь постоянных зубов. Система отечественного ученого Н. И. Агапова обязывала врача осуществлять также лечение временных (молочных) зубов, что имеет большое профилактическое значение.

Система Канторовича была оправдана для внедрения в практику стоматологии в тот период, когда в стране ощущался недостаток в кадрах стоматологов. Распространенность кариеса у детей требовала более полного охвата этим видом медицинской помощи возможно большего количества детей. Однако без лечения временных (молочных) зубов невозможно достичь полного оздоровления детей, так как помимо болевых ощущений, связанных с их кариозным разрушением, эти зубы в некоторых случаях оказывались опасными источниками одонтогенной инфекции и хронической аутоаллергизации организма. В дальнейшем санационными мероприятиями был охвачен контингент детей дошкольного возраста, ибо, как показали статистические исследования по распространенности кариеса, временные (молочные) зубы подвергаются кариозному разрушению у подавляющего числа детей вскоре после прорезывания, т. е. задолго до смены их зубами постоянного прикуса. Понятие «санация полости рта» было расширено за счет включения (помимо лечения кариозных зубов молочного и постоянного прикуса) также мероприятий по удалению отложений зубного камня, лечению болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Полный объем санационных мероприятий в настоящее время предусматривает, кроме того, устранение зубочелюстных деформаций ортодонтическими методами, а также лечение другой врожденной патологии челюстно-лицевой области комплексными методами (хирургический, ортодонтический, логопедический и др.).

После 5-го Всесоюзного съезда стоматологов в нашей стране мероприятия по санации полости рта постепенно стали уступать место стоматологической диспансеризации, обеспечивающей предупреждение, раннее выявление и лечение разнообразных видов стоматологической патологии, а также начал проводиться постоянный контроль за результатами систематического лечения с широким объемом профилактических мероприятий. Отечественная система стоматологической диспансеризации предусматривает проведение комплекса оздоровительных вмешательств не только среди дошкольников и школьников, но и подростков, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, беременных и рабочих, в первую очередь занятых на так называемых вредных производствах. В последующем в подобные группы подлежащих диспансерному наблюдению будут включены и остальные контингента рабочих сельского хозяйства и промышленных предприятий, не исключая из этого числа и лиц пенсионного и престарелого возраста.

Плановая санация полости рта у детей должна и впредь составлять основу общей диспансеризации населения, так как это не только обеспечивает уменьшение обращаемости по поводу кариозного разрушения зубов детей и взрослых, но и является профилактикой ряда заболеваний инфекционно-токсического происхождения-хронического тонзиллита, ревматизма, пневмонии, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваний.

Согласно приказу Министерства здравоохранения «ответственность за проведение санации полости рта у детей возлагается не только на стоматологов и зубных врачей соответствующих стоматологических учреждений данного района города и сельской местности, но и на главных врачей больничных объединений, районных и городских педиатров, а также и школьных врачей».

Врачи стоматологического профиля в сельских участковых больницах и заведующие стоматологических отделений и поликлиник в городах ежегодно составляют до начала учебного года план санации полости рта организованных контингентов детей (дошкольников и школьников), который согласовывают с главными врачами больнично-поликлинических отделений или заведующими врачебных участков. Представленный и согласованный план подлежит утверждению в городских или районных отделах здравоохранения и просвещения до начала учебного года.

Общее руководство по организации и проведению санации полости рта дошкольников и школьников осуществляют краевые (областные), городские и районные детские стоматологические поликлиники или крупные детские отделения при самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Если указанные выше детские стоматологические поликлиники (отделения) отсутствуют, то во всех стоматологических кабинетах городов и районных центров выделяется 1-2 дня (в зависимости от нагрузки) в неделю для проведения санация полости рта школьников с участием не только стоматологов (зубных врачей) детской сети, но и врачей стоматологического профиля, обслуживающих взрослое население.

Плановая санация полости рта организованных групп населения (детей и взрослых) может проводиться с использованием следующих организационных методов:

1. Централизованный метод предполагает проведение комплекса лечебных и профилактических мероприятий в одном из стоматологических учреждений (поликлиника, отделение, кабинет).

2. Децентрализованный метод предусматривает организацию постоянно действующих или передвижных стоматологических кабинетов на местах учебы или работы (школы, предприятия и т. д.).

Разновидностью децентрализованного метода является бригадный метод, при котором создается бригада (в составе 2-4 врачей и 1-2 медицинских сестер) из персонала стоматологической поликлиники (отделения), которая осуществляет лечебно-профилактическую работу в школах, на заводах и других предприятиях, а также организация передвижных стоматологических кабинетов - автобусов для обслуживания главным образом сельского населения, проживающего в радиусе более 30-50 км от районного или областного центра.

3. Смешанный метод объединяет централизованный и децентрализованный методы санации полости рта путем создания санационных стоматологических пунктов по обслуживанию учащихся нескольких школ (интернатов).

Децентрализованный метод, осуществляемый бригадой врачей непосредственно в школе (интернате), а также смешанный метод обеспечивают широкий охват школьников санацией полости рта. При хорошей организации работы эти методы в состоянии обеспечить высокую производительность труда отдельных врачей или целой бригады.

Недостатком централизованной формы, как показал опыт работы многих поликлиник страны, является частая неявка на лечение (в том числе и повторная) ряда больных.

Каждая из перечисленных форм стоматологической санации имеет свои достоинства и недостатки, поэтому перед тем как выбрать одну из них для практического применения надо весьма тщательно изучить условия работы в каждом конкретном случае.

Трудность проведения санационной работы в школах возникает в тех случаях, когда руководство школ не выделяет кабинета достаточной площади или он не отвечает минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые учителя неохотно отпускают учеников со своих уроков, а сами школьники любыми средствами пытаются избежать осмотра и лечения зубов. Вот почему хорошо поставленная санитарно-просветительная работа в школах, как с детьми, так и с коллективом учителей, будет способствовать устранению многих трудностей. Установлено, что децентрализованный метод санации полости рта дошкольников и школьников требует несколько больше времени, чем централизованный в условиях стоматологической поликлиники или стоматологического отделения. По вполне понятным причинам централизованный метод санации полости рта, включающий осмотр, лечение, а при показаниях и профилактическую работу (флюоризацию зубов, изоляцию фиссур с помощью лака и т. д.), может гарантировать более полный объем лечебно-профилактических мероприятий. Стационарно оборудованное рабочее место стоматолога, наличие кабинетов (физиотерапии, рентгеновского), а подчас и клинических лабораторий - все это позволяет с большей продуктивностью и в более короткие сроки осуществлять препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов, а также лечение осложнений кариеса (пульпита, периодонтита)с применением разнообразных методов обезболивания, в том числе и наркоза.

При первичной санации все виды стоматологической помощи (не исключая и ортодонтического лечения аномалий зубочелюстного аппарата) получают все дети. Впоследствии проводится систематическая повторная санация, при которой подлежат лечению дети, у которых вновь возникли кариозные полости, и с рецидивом кариеса. Объем работы при повторной санации будет меньшим, если первый этап был проведен тщательно с хорошими качественными показателями.

Для полного охвата детей первичной санацией могут быть рекомендованы два метода - ускоренной и постепенной санации. Как показал опыт, предпочтение следует отдать ускоренной первичной санации, так как при этом исключаются срывы плановой санации. Однако и этот метод не может быть реализован без временной перестановки кадров, т. е. без мобилизации врачей, работающих повседневно на приеме взрослого населения.

При методе постепенной санации начинают лечение заболеваний полости рта у школьников первых классов всех школ района или города. Затем в контингент санируемых школьников подключаются последовательно 2-е и 3-й классы и т. д. На втором этапе (через год) вновь берутся на санацию новые первые классы и продолжается санация полости рта ранее санированных классов.

Санация полости рта школьников 9-10-х классов часто осуществляется на приеме взрослого населения (для этого выделяются специальные дни и часы) или детские стоматологические учреждения получают дополнительные кадры врачей для санации полостей рта подростков.

Санацию полости рта дошкольников предпочтительнее проводить в период зимних и весенних каникул. В летний период проводят работу в детских садах, выезжающих на дачу; акцент делают на санацию полости рта детей, поступающих в текущем году в школу. Такому положению способствует правило об обязательном представлении в школу справки о санации полости рта у дошкольников.

Одной из главных задач стоматологической службы на местах является полный охват детей плановой стоматологической санацией. Это может быть реализовано путем увеличения сети стоматологических учреждений с необходимым числом врачей-специалистов, в первую очередь детских стоматологов. Возможно также изыскание внутренних резервов за счет научной организации труда в лечебных учреждениях и, в частности, повышения его производительности.

Для стоматологического обслуживания детей согласно приказу Министерства здравоохранения №340 выделяется 4,5 врачебные должности на 10 000 детского населения.

Из 4,5 должности 0,8 врачебных единицы оставляется на приеме по обращаемости (на 10 000 детей), а 2,7 должности на 10 000 детей используются для организации профилактической работы. Обслуживание 90 000 детей возлагается на 12 врачей двух профилактических отделений (с освобождением заведующей и старшей медицинской сестры).

При работе врачей по участковому принципу на каждого врача возлагается санационная работа по обслуживанию 3000 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Если санация полости рта проводится регулярно, то количество нуждающихся в ней сокращается наполовину, т. е. составляет 1500 детей, а число зубов с заболеваниями пульпы и периодонта оказывается минимальным. Если принять три пломбы на одного ребенка, нуждающегося в санации полости рта, то следовательно один врач за календарный год может наложить около 4500 тысяч пломб.

При работе на шестидневной неделе количество пломб в день должно составить 18 шт. и 22 пломбы при пятидневной неделе.

В штат детской стоматологической поликлиники дополнительно к указанному количеству врачей вводят должности физиотерапевта, рентгенолога, анестезиолога и т. д.

В нескольких районах Москвы в 70-е годы проводилась клиническая апробация нового организационного принципа санации полости рта у детей, предложенного проф. Т. Ф. Виноградовой. С 1977 г, этот организационный принцип рекомендован Главным управлением здравоохранения Москвы для всех детских стоматологических учреждений столицы.

Т. Ф. Виноградова предлагает выделять компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную формы кариозного процесса у детей и подразделять детей на три диспансерные группы.

Субкомпенсированной формой кариеса считают такое состояние, когда у школьников 1, 2-х и 3-х классов индекс интенсивности кариозного процесса от 6 до 8, у школьников 4, 5, 6-х и 7-х классов - от 5 до 8 и у школьников 8, 9-х и 10-х классов - от 7 до 9.

Под декомпенсированной формой кариеса подразумевают такое течение кариозного процесса у детей, когда показатели интенсивности кариеса еще выше (в младших и средних классах выше 8, в старших выше 9).

К этой же форме кариеса Т. Ф. Виноградова относит детей, у которых при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна или признаки, которые многие авторы относят к острому (интенсивному) течению кариозного процесса. По мнению этих авторов, острый кариес зубов у детей характеризуется, помимо множественного поражения зубов, также и локализацией кариозных пятен и полостей в области так называемых иммунных зон, с превалированием светлого, влажного дентина; хрупкими острыми краями эмали.

При подобном течении патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.

Если дети имеют общие хронические заболевания, то их включают во вторую диспансерную группу даже при незначительном поражении зубов кариесом, а если интенсивность кариеса у них выше средней возрастной, то в третью диспансерную группу.

Обследование около 30 тыс. школьников двух районов Москвы показало процентное соотношение указанных трех форм, а именно: компенсированная, т. е. наименее активная форма кариеса была обнаружена у 59%, субкомпенсированная - у 26,3% и декомпенсированная, т. е. наиболее агрессивная форма,- у 14,7%

Прирост интенсивности кариеса в течение года у школьников этих трех групп оказался различным. У детей с декомпенсированной формой кариеса он оказался выше в 2 раза по сравнению с детьми первой группы (компенсированная форма). Помимо появления новых кариозных полостей, у детей с декомпенсированной формой имели место рецидивы кариеса в области ранее наложенных пломб. Так, если детям с компенсированным, т. е. менее активным течением кариозного процесса, удавалось ограничиться наложением за год в среднем одной пломбы, то детям с декомпенсированной формой приходилось накладывать более четырех пломб. Аналогичное положение возникало при подсчете количества зубов с осложнениями кариеса в виде пульпита и периодонтита. У детей с де-компенсированным течением кариеса этих осложнений было выявлено в 3 раза с лишним больше, чем у группы детей с компенсированной формой. Количество же удаленных разрушенных постоянных зубов у детей декомпенсированной группы в 4 раза превышало тот же показатель в группе детей с компенсированным течением кариозного процесса.

Установленные факты позволили Т. Ф. Виноградовой рекомендовать следующую периодичность осмотров и лечения детей указанных трех групп, отобранных для диспансеризации: для детей первой группы (компенсированная норма течения кариеса) 1 раз в год, для детей второй группы (субкомпенсированная форма) - 2 раза в год и для детей третьей группы (декомпенсированная форма) - 3 раза в год, т. е. через каждые 3-4 мес.

Как показал хронометраж, при данной системе организации санации полости рта детей происходит экономия рабочего времени врача на 26,3%.

Такой подход к проведению диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями снимает с повестки дня споры о частоте санации полости рта у школьников в течение одного года.

Для диспансеризации детей второй и третьей групп, отягощенных соматическими заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ревматизм, хронические пневмонии и др.), по-

мимо стоматолога необходимо привлекать педиатра, отоларинголога и эндокринолога, а при необходимости и других специалистов.

Для составления и дальнейшего ведения карты диспансерного наблюдения (форма № 30) стоматолог собирает сведения о показателе интенсивности кариеса зубов у каждого ребенка, о приросте интенсивности кариеса в течение контролируемого срока (1/2, 1 год), наличии аномалий в развитии зубочелюстной системы, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта и др. видах стоматологической патологии. Поэтому в первичном стоматологическом осмотре детей для их последующего диспансерного наблюдения желательно участие представителей всех трех специальностей - терапевтической, хирургической и ортопедической.



Работа по санации полости рта в школах оценивается по количественным и качественным показателям.

1. Основным количественным показателем состояния стоматологической помощи детям является индекс здоровья, который отражает процент детей, не нуждающихся в лечебной помощи, и складывается из суммы лиц с санированными и интактными зубными рядами.

2. Число санированных из числа нуждавшихся в стоматологической помощи - один из показателей как масштаба проводимой работы, так и состояния стоматологической помощи.

3. Показатель удельного веса осложненных форм кариеса, который выражается в соотношении «неосложненного кариеса» к «осложненному», также характеризует состояние стоматологической помощи и качество лечебно-профилактической работы.

4. Соотношение числа зубов леченных к числу удаленных свидетельствует о большой эффективности систематически проводимой лечебно-профилактической работы.

5. Наиболее объективным и признанным показателем качества лечебной работы является частота осложнений, возникающих после лечения. По этому показателю судят об эффективности работы как отдельного врача, так и коллектива в целом.

В нем представлены основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ, в том числе и стоматологического здоровья населении я (Кузьмина Э.М., 2001). Европейские цели стоматического здоровья, которые должны быть достигнуты к 2020 году:

1. Свыше 80% 6-летних детей должны иметь интактные зубы, при этом среднее значение индекса КПУ временных зубов не должно превышать 2,0.

2. У 12-летних детей средняя интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ не должна превышать 1,5, при этом компонент «К» (не леченый кариес) должен быть ниже 0,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта не должно быть менее 5,5.

3. У 15-летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3, при этом компонент «К» (кариес) должен быть менее 0,5. Не должно быть зубов, удаленных вследствие осложнений кариеса. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0.

4. У 18-летних не должно быть зубов, удаленных вследствие осложнений кариеса. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 4,0.

5. У 35–44-летних средняя величина индекса КПУ зубов должна быть не более 10, при этом компонент «У» (удаленные зубы) должен составить не более 4,0. У 90% лиц этого возраста должно сохраниться 20 или более естественных функционирующих зубов, при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть > 2,0.

6. В возрасте 65 лет и более 90% населения должны иметь функционально полноценную окклюзию (естественную или восстановленную протезами), при этом число беззубых лиц не должно превысить 1%. Среднее количество секстантов с глубокими карманами не должно превышать 0,5.

С 2009 г. в России начали функционировать Центры здоровья, которые оснащены необходимым оборудованием: программно-аппаратным комплексом для тестирования организма, экспресс-анализаторами для определения общего холестерина и глюкозы в крови, кардиовизором для компьютеризированного обследования сердца, оборудованием для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы, оборудованы офтальмологический, стоматологический кабинеты. В стоматологическом кабинете ведут прием врач-стоматолог или гигиенист стоматологический или зубной врач, которые оценивают стоматологическое здоровье, дают рекомендации по формированию ЗОЖ.

ПЛАНОВАЯ САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА

Основой профилактической работы в стоматологической практике является плановая санация полости рта и зубов.

Санация полости рта – полное излечение всех заболеваний органов полости рта, включающее в себя не только лечение зубов, но и профессиональную чистку, подготовку полости рта к дальнейшему ортодонтическому или ортопедическому лечению.

Показателем, характеризующим уровень организации профилактической работы является нуждаемость в санации полости рта.

У детей основной задачей плановой профилактической санации полости рта является выявление путем регулярных осмотров ранних не осложненных стадий заболеваний зубов и полости рта и их полное излечение, предотвращение осложнений.

Санированным следует считать ребенка, у которого запломбированы все пораженные кариесом временные и постоянные зубы, удалены разрушенные зубы и корни, не подлежащие лечению, и устранены воспалительные заболевания слизистой полости рта.

Формы санации:

1. Индивидуальная - по обращаемости;

2. Разовая или периодическая организация санации – выявление и полное излечение зубов у определенных контингентов населения (беременных, рабочих, занятых на вредных условиях труда).

3. Плановая профилактическая санация – наиболее эффективный метод профилактики, проводится регулярно в организованных коллективах некоторые контингенты взрослого населения: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, беременные женщины, допризывники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, представители некоторых профессий.

Этапы плановой санации:

1 этап - осмотр полости рта, определение нуждаемости в различных видах стоматологической помощи и ее объема.

2 этап – оказание необходимой лечебно-профилактической помощи в возможно более короткие сроки.

3 этап – последующее диспансерное наблюдение за больными.

Методы плановой санации:

1. Централизованный: стоматологическая поликлиника (отделение, кабинет).

2. Децентрализованный: стоматологические кабинеты школ, ССУЗ и ВУЗов, здравпунктов и др. организаций. Преимущество этой формы заключается в том, что обслуживание происходит на месте и постоянно; имеется возможность полного медицинского обслуживания работающих или учащихся; увеличивается возможность более тесного контакта врача с пациентом.

В оказании стоматологической помощи детям целесообразна децентрализованная форма организации на базе учреждений образования.

3. Бригадный: специально оборудованные передвижные санационные кабинеты.

4. Смешанный: осмотр в школах, детских дошкольных учреждениях (ДДУ); санация в стоматологических поликлиниках.

Плановой санацией охватываются контингенты населения в соответствии с «Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью», утверждаемой ежегодно Постановлением Правительства РФ и РБ, в которой содержится базовая программа обязательного медицинского страхования.