Особенности санации полости рта у детей младшего возраста. Санация полости рта: мнение экспертов. Показания к проведению

Плановая санация полости рта у детей

На важность ежегодных двукратных профилактических осмотров полости рта и своевременного лечения пораженных кариесом зубов впервые в нашей стране указывал А. К. Лимберг в конце прошлого столетия. Однако подобное мероприятие, проводимое по личной инициативе нескольких передовых врачей, а не на государственной основе, не могло существенно повлиять на состояние зубов у всего населения.

Организационные основы плановой стоматологической санации были заложены П. Г. Дауге в первые годы возникновения Советского государства путем создания широкой сети детских стоматологических учреждений так называемых зубных амбулаторий.



Принципы и формы проведения санации полости рта нашли свое развитие в трудах крупнейших стоматологов страны - А. И. Евдокимова, Н. И. Агапова, Т. И. Альбанской, И. О. Новика, В. Ф. Рудько, А. И. Рыбакова и др. Их рекомендации были обобщены в резолюции 1-го Всесоюзного съезда одонтологов, а затем в ряде официальных документов, периодически издаваемых Министерством здравоохранения до последнего времени. Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью и систематичностью. Как известно, на первом этапе развития отечественной стоматологии получили распространение две системы санации полости рта. Одной из них была система зарубежного автора А. Канторовича), которая предусматривала лечение лишь постоянных зубов. Система отечественного ученого Н. И. Агапова обязывала врача осуществлять также лечение временных (молочных) зубов, что имеет большое профилактическое значение.

Система Канторовича была оправдана для внедрения в практику стоматологии в тот период, когда в стране ощущался недостаток в кадрах стоматологов. Распространенность кариеса у детей требовала более полного охвата этим видом медицинской помощи возможно большего количества детей. Однако без лечения временных (молочных) зубов невозможно достичь полного оздоровления детей, так как помимо болевых ощущений, связанных с их кариозным разрушением, эти зубы в некоторых случаях оказывались опасными источниками одонтогенной инфекции и хронической аутоаллергизации организма. В дальнейшем санационными мероприятиями был охвачен контингент детей дошкольного возраста, ибо, как показали статистические исследования по распространенности кариеса, временные (молочные) зубы подвергаются кариозному разрушению у подавляющего числа детей вскоре после прорезывания, т. е. задолго до смены их зубами постоянного прикуса. Понятие «санация полости рта» было расширено за счет включения (помимо лечения кариозных зубов молочного и постоянного прикуса) также мероприятий по удалению отложений зубного камня, лечению болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Полный объем санационных мероприятий в настоящее время предусматривает, кроме того, устранение зубочелюстных деформаций ортодонтическими методами, а также лечение другой врожденной патологии челюстно-лицевой области комплексными методами (хирургический, ортодонтический, логопедический и др.).

После 5-го Всесоюзного съезда стоматологов в нашей стране мероприятия по санации полости рта постепенно стали уступать место стоматологической диспансеризации, обеспечивающей предупреждение, раннее выявление и лечение разнообразных видов стоматологической патологии, а также начал проводиться постоянный контроль за результатами систематического лечения с широким объемом профилактических мероприятий. Отечественная система стоматологической диспансеризации предусматривает проведение комплекса оздоровительных вмешательств не только среди дошкольников и школьников, но и подростков, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, беременных и рабочих, в первую очередь занятых на так называемых вредных производствах. В последующем в подобные группы подлежащих диспансерному наблюдению будут включены и остальные контингента рабочих сельского хозяйства и промышленных предприятий, не исключая из этого числа и лиц пенсионного и престарелого возраста.

Плановая санация полости рта у детей должна и впредь составлять основу общей диспансеризации населения, так как это не только обеспечивает уменьшение обращаемости по поводу кариозного разрушения зубов детей и взрослых, но и является профилактикой ряда заболеваний инфекционно-токсического происхождения-хронического тонзиллита, ревматизма, пневмонии, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваний.

Согласно приказу Министерства здравоохранения «ответственность за проведение санации полости рта у детей возлагается не только на стоматологов и зубных врачей соответствующих стоматологических учреждений данного района города и сельской местности, но и на главных врачей больничных объединений, районных и городских педиатров, а также и школьных врачей».

Врачи стоматологического профиля в сельских участковых больницах и заведующие стоматологических отделений и поликлиник в городах ежегодно составляют до начала учебного года план санации полости рта организованных контингентов детей (дошкольников и школьников), который согласовывают с главными врачами больнично-поликлинических отделений или заведующими врачебных участков. Представленный и согласованный план подлежит утверждению в городских или районных отделах здравоохранения и просвещения до начала учебного года.

Общее руководство по организации и проведению санации полости рта дошкольников и школьников осуществляют краевые (областные), городские и районные детские стоматологические поликлиники или крупные детские отделения при самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Если указанные выше детские стоматологические поликлиники (отделения) отсутствуют, то во всех стоматологических кабинетах городов и районных центров выделяется 1-2 дня (в зависимости от нагрузки) в неделю для проведения санация полости рта школьников с участием не только стоматологов (зубных врачей) детской сети, но и врачей стоматологического профиля, обслуживающих взрослое население.

Плановая санация полости рта организованных групп населения (детей и взрослых) может проводиться с использованием следующих организационных методов:

1. Централизованный метод предполагает проведение комплекса лечебных и профилактических мероприятий в одном из стоматологических учреждений (поликлиника, отделение, кабинет).

2. Децентрализованный метод предусматривает организацию постоянно действующих или передвижных стоматологических кабинетов на местах учебы или работы (школы, предприятия и т. д.).

Разновидностью децентрализованного метода является бригадный метод, при котором создается бригада (в составе 2-4 врачей и 1-2 медицинских сестер) из персонала стоматологической поликлиники (отделения), которая осуществляет лечебно-профилактическую работу в школах, на заводах и других предприятиях, а также организация передвижных стоматологических кабинетов - автобусов для обслуживания главным образом сельского населения, проживающего в радиусе более 30-50 км от районного или областного центра.

3. Смешанный метод объединяет централизованный и децентрализованный методы санации полости рта путем создания санационных стоматологических пунктов по обслуживанию учащихся нескольких школ (интернатов).

Децентрализованный метод, осуществляемый бригадой врачей непосредственно в школе (интернате), а также смешанный метод обеспечивают широкий охват школьников санацией полости рта. При хорошей организации работы эти методы в состоянии обеспечить высокую производительность труда отдельных врачей или целой бригады.

Недостатком централизованной формы, как показал опыт работы многих поликлиник страны, является частая неявка на лечение (в том числе и повторная) ряда больных.

Каждая из перечисленных форм стоматологической санации имеет свои достоинства и недостатки, поэтому перед тем как выбрать одну из них для практического применения надо весьма тщательно изучить условия работы в каждом конкретном случае.

Трудность проведения санационной работы в школах возникает в тех случаях, когда руководство школ не выделяет кабинета достаточной площади или он не отвечает минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые учителя неохотно отпускают учеников со своих уроков, а сами школьники любыми средствами пытаются избежать осмотра и лечения зубов. Вот почему хорошо поставленная санитарно-просветительная работа в школах, как с детьми, так и с коллективом учителей, будет способствовать устранению многих трудностей. Установлено, что децентрализованный метод санации полости рта дошкольников и школьников требует несколько больше времени, чем централизованный в условиях стоматологической поликлиники или стоматологического отделения. По вполне понятным причинам централизованный метод санации полости рта, включающий осмотр, лечение, а при показаниях и профилактическую работу (флюоризацию зубов, изоляцию фиссур с помощью лака и т. д.), может гарантировать более полный объем лечебно-профилактических мероприятий. Стационарно оборудованное рабочее место стоматолога, наличие кабинетов (физиотерапии, рентгеновского), а подчас и клинических лабораторий - все это позволяет с большей продуктивностью и в более короткие сроки осуществлять препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов, а также лечение осложнений кариеса (пульпита, периодонтита)с применением разнообразных методов обезболивания, в том числе и наркоза.

При первичной санации все виды стоматологической помощи (не исключая и ортодонтического лечения аномалий зубочелюстного аппарата) получают все дети. Впоследствии проводится систематическая повторная санация, при которой подлежат лечению дети, у которых вновь возникли кариозные полости, и с рецидивом кариеса. Объем работы при повторной санации будет меньшим, если первый этап был проведен тщательно с хорошими качественными показателями.

Для полного охвата детей первичной санацией могут быть рекомендованы два метода - ускоренной и постепенной санации. Как показал опыт, предпочтение следует отдать ускоренной первичной санации, так как при этом исключаются срывы плановой санации. Однако и этот метод не может быть реализован без временной перестановки кадров, т. е. без мобилизации врачей, работающих повседневно на приеме взрослого населения.

При методе постепенной санации начинают лечение заболеваний полости рта у школьников первых классов всех школ района или города. Затем в контингент санируемых школьников подключаются последовательно 2-е и 3-й классы и т. д. На втором этапе (через год) вновь берутся на санацию новые первые классы и продолжается санация полости рта ранее санированных классов.

Санация полости рта школьников 9-10-х классов часто осуществляется на приеме взрослого населения (для этого выделяются специальные дни и часы) или детские стоматологические учреждения получают дополнительные кадры врачей для санации полостей рта подростков.

Санацию полости рта дошкольников предпочтительнее проводить в период зимних и весенних каникул. В летний период проводят работу в детских садах, выезжающих на дачу; акцент делают на санацию полости рта детей, поступающих в текущем году в школу. Такому положению способствует правило об обязательном представлении в школу справки о санации полости рта у дошкольников.

Одной из главных задач стоматологической службы на местах является полный охват детей плановой стоматологической санацией. Это может быть реализовано путем увеличения сети стоматологических учреждений с необходимым числом врачей-специалистов, в первую очередь детских стоматологов. Возможно также изыскание внутренних резервов за счет научной организации труда в лечебных учреждениях и, в частности, повышения его производительности.

Для стоматологического обслуживания детей согласно приказу Министерства здравоохранения №340 выделяется 4,5 врачебные должности на 10 000 детского населения.

Из 4,5 должности 0,8 врачебных единицы оставляется на приеме по обращаемости (на 10 000 детей), а 2,7 должности на 10 000 детей используются для организации профилактической работы. Обслуживание 90 000 детей возлагается на 12 врачей двух профилактических отделений (с освобождением заведующей и старшей медицинской сестры).

При работе врачей по участковому принципу на каждого врача возлагается санационная работа по обслуживанию 3000 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Если санация полости рта проводится регулярно, то количество нуждающихся в ней сокращается наполовину, т. е. составляет 1500 детей, а число зубов с заболеваниями пульпы и периодонта оказывается минимальным. Если принять три пломбы на одного ребенка, нуждающегося в санации полости рта, то следовательно один врач за календарный год может наложить около 4500 тысяч пломб.

При работе на шестидневной неделе количество пломб в день должно составить 18 шт. и 22 пломбы при пятидневной неделе.

В штат детской стоматологической поликлиники дополнительно к указанному количеству врачей вводят должности физиотерапевта, рентгенолога, анестезиолога и т. д.

В нескольких районах Москвы в 70-е годы проводилась клиническая апробация нового организационного принципа санации полости рта у детей, предложенного проф. Т. Ф. Виноградовой. С 1977 г, этот организационный принцип рекомендован Главным управлением здравоохранения Москвы для всех детских стоматологических учреждений столицы.

Т. Ф. Виноградова предлагает выделять компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную формы кариозного процесса у детей и подразделять детей на три диспансерные группы.

Субкомпенсированной формой кариеса считают такое состояние, когда у школьников 1, 2-х и 3-х классов индекс интенсивности кариозного процесса от 6 до 8, у школьников 4, 5, 6-х и 7-х классов - от 5 до 8 и у школьников 8, 9-х и 10-х классов - от 7 до 9.

Под декомпенсированной формой кариеса подразумевают такое течение кариозного процесса у детей, когда показатели интенсивности кариеса еще выше (в младших и средних классах выше 8, в старших выше 9).

К этой же форме кариеса Т. Ф. Виноградова относит детей, у которых при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна или признаки, которые многие авторы относят к острому (интенсивному) течению кариозного процесса. По мнению этих авторов, острый кариес зубов у детей характеризуется, помимо множественного поражения зубов, также и локализацией кариозных пятен и полостей в области так называемых иммунных зон, с превалированием светлого, влажного дентина; хрупкими острыми краями эмали.

При подобном течении патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.

Если дети имеют общие хронические заболевания, то их включают во вторую диспансерную группу даже при незначительном поражении зубов кариесом, а если интенсивность кариеса у них выше средней возрастной, то в третью диспансерную группу.

Обследование около 30 тыс. школьников двух районов Москвы показало процентное соотношение указанных трех форм, а именно: компенсированная, т. е. наименее активная форма кариеса была обнаружена у 59%, субкомпенсированная - у 26,3% и декомпенсированная, т. е. наиболее агрессивная форма,- у 14,7%

Прирост интенсивности кариеса в течение года у школьников этих трех групп оказался различным. У детей с декомпенсированной формой кариеса он оказался выше в 2 раза по сравнению с детьми первой группы (компенсированная форма). Помимо появления новых кариозных полостей, у детей с декомпенсированной формой имели место рецидивы кариеса в области ранее наложенных пломб. Так, если детям с компенсированным, т. е. менее активным течением кариозного процесса, удавалось ограничиться наложением за год в среднем одной пломбы, то детям с декомпенсированной формой приходилось накладывать более четырех пломб. Аналогичное положение возникало при подсчете количества зубов с осложнениями кариеса в виде пульпита и периодонтита. У детей с де-компенсированным течением кариеса этих осложнений было выявлено в 3 раза с лишним больше, чем у группы детей с компенсированной формой. Количество же удаленных разрушенных постоянных зубов у детей декомпенсированной группы в 4 раза превышало тот же показатель в группе детей с компенсированным течением кариозного процесса.

Установленные факты позволили Т. Ф. Виноградовой рекомендовать следующую периодичность осмотров и лечения детей указанных трех групп, отобранных для диспансеризации: для детей первой группы (компенсированная норма течения кариеса) 1 раз в год, для детей второй группы (субкомпенсированная форма) - 2 раза в год и для детей третьей группы (декомпенсированная форма) - 3 раза в год, т. е. через каждые 3-4 мес.

Как показал хронометраж, при данной системе организации санации полости рта детей происходит экономия рабочего времени врача на 26,3%.

Такой подход к проведению диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями снимает с повестки дня споры о частоте санации полости рта у школьников в течение одного года.

Для диспансеризации детей второй и третьей групп, отягощенных соматическими заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ревматизм, хронические пневмонии и др.), по-

мимо стоматолога необходимо привлекать педиатра, отоларинголога и эндокринолога, а при необходимости и других специалистов.

Для составления и дальнейшего ведения карты диспансерного наблюдения (форма № 30) стоматолог собирает сведения о показателе интенсивности кариеса зубов у каждого ребенка, о приросте интенсивности кариеса в течение контролируемого срока (1/2, 1 год), наличии аномалий в развитии зубочелюстной системы, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта и др. видах стоматологической патологии. Поэтому в первичном стоматологическом осмотре детей для их последующего диспансерного наблюдения желательно участие представителей всех трех специальностей - терапевтической, хирургической и ортопедической.



Работа по санации полости рта в школах оценивается по количественным и качественным показателям.

1. Основным количественным показателем состояния стоматологической помощи детям является индекс здоровья, который отражает процент детей, не нуждающихся в лечебной помощи, и складывается из суммы лиц с санированными и интактными зубными рядами.

2. Число санированных из числа нуждавшихся в стоматологической помощи - один из показателей как масштаба проводимой работы, так и состояния стоматологической помощи.

3. Показатель удельного веса осложненных форм кариеса, который выражается в соотношении «неосложненного кариеса» к «осложненному», также характеризует состояние стоматологической помощи и качество лечебно-профилактической работы.

4. Соотношение числа зубов леченных к числу удаленных свидетельствует о большой эффективности систематически проводимой лечебно-профилактической работы.

5. Наиболее объективным и признанным показателем качества лечебной работы является частота осложнений, возникающих после лечения. По этому показателю судят об эффективности работы как отдельного врача, так и коллектива в целом.

  • Вопрос 5)Ортодонтические аппараты. Конструктивные элементы, принципы конструирования аппаратов; классификации аппаратов
  • Вопрос 6). Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении зчад. Предупреждение осложнений. Значение гигиены полости рта в предупреждении осложнений
  • 3) Осложнения,возникающие в результате действия других факторов
  • Вопрос 7. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение дистальной окклюзии
  • 8) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение мезиальной окклюзии.
  • 9.) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение глубокой резцовой окклюзии
  • Вопрос 10) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение
  • Вопрос 11). Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубных дуг.
  • Вопрос 13). Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения отдельных зубов
  • 16)Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение перекрестной окклюзии
  • 1. Путь проникновения инфекции:
  • Терапевтический раздел.
  • 2. Особенности клинического течения кариеса временных зубов. Методы лечения, выбор пломбировочных материалов.
  • 3. Хронический периодонтит временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, классификация, дифференциальная диагностика, лечение. Выбор пломбировочных материалов для пломбирования каналов.
  • 4. Особенности строения слизистой оболочки полости рта у детей. Повреждения сопр травматического происхождения. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 5. Дифференциальная диагностика кариеса. Дополнительные методы диагностики кариеса у детей.
  • Для диагностики кариеса используются следующие тесты.
  • 7. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 8. Многоформная экссудативная эритема. Этиология, патогенез, клинические проявления в полости рта, дифференциальная диагностика, тактика врача стоматолога.
  • 10. Хейлиты и глосситы у детей. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 11. Этиология, патогенез, классификация, диагностика кариеса. Клинические закономерности развития и течения кариеса у детей различного возраста. Степени активности кариеса зубов по т. Ф. Виноградовой.
  • 12. Начальный кариес временныtх и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, кариес в стадии пятна и похностный.
  • 13. Средний кариес временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение. Пломбировочные материалы.
  • Пломбировочные материалы
  • 15. Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.
  • 17. Гипоплазия и флюороз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 18. Наследственные нарушение развития тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 19. Классификация методов лечения пульпитов временных и постоянных зубов у детей. Показания, противопоказания, выбор лекарственных препаратов.
  • 20. Острые и хронические пульпиты временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.

    Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта (форма № 267). Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе или детском саду. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

    Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

    Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики. К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

    Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

    Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

    Эффективность плановой cанации полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

    Диспансеризация - предусматривает систему охраны здоровья, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

    Организация диспансеризации

    Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:

    Диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

    Цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

    Диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;

    Необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

    Диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;

    Наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

    Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

    В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

    В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.

    Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

    1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

    Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

    Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

    Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); 3-й - детские стоматологические поликлиники; 4-й уровень - отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.

    Основные задачи диспансеризации - выявление ранних форм заболевания и факторов риска, проведение комплексных лечебно-профилактических и социально-гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функции зубочелюстной системы, осуществлять динамическое наблюдение. Основной объем работы по диспансеризации возложен на врача-пародонтолога. Наиболее эффективно диспансеризация осуществляется в тех учреждениях, где функционируют кабинеты по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.

    Выделяют следующие диспансерные группы:

    Д1 - здоровые - не нуждаются в лечении;

    Д2 - практически здоровые, у которых наблюдается стабилизация процесса. К этой группе также относятся дети, не имеющие клинических признаков заболеваний пародонта, с выявленными факторами риска;

    Д3 - нуждающиеся в лечении - наиболее многочисленная диспансерная группа. В этой группе выделяют 2 подгруппы: с активным течением заболевания и в фазе ремиссии.

    Врач-пародонтолог, принимая на диспансерный учет ребенка с заболеваниями пародонта, должен провести комплекс исследований, сформулировать диагноз, наметить план лечения и осуществлять дис-пансеризацию.

    Осмотр детей, не имеющих выраженных симптомов патологии, но с повышенным риском заболевания, после устранения причины проводят 1 раз в год;

    Осмотр детей с гингивитами всех форм и стадий, а также оперированных по поводу различных видов пародонтом проводят 2 раза в год;

    Осмотр детей с генерализованным и локализованным пародонтитом проводят 3 раза в год и при необходимости лечат;

    Дети с идиопатическими заболеваниями пародонта и тяжелой формой пародонтита и пародонтоза на фоне общесоматических заболеваний (диабет, болезни крови и др.) проходят осмотр 3-4 раза в год. Совместно с пе-диатром им проводят интенсивное общее и местное лечение, включая в лечебный комплекс средства патогенетической терапии.

    Основным критерием для снятия детей с заболеваниями пародонта с диспансерного учета является полное выздоровление ребенка в результате устранения причинных и предрасполагающих факторов либо стойкая, продолжающаяся много лет ремиссия.

    Систематически проводят оценку эффективности диспансеризации (стабилизация процесса, ремиссия, состояние без изменения, ухудшение).

    Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

    Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

    Разовая, или периодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патологических процессов.
    Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.

    Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.

    Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хорошем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлиники, особенно когда речь идет о детях.

    Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный метод плановой санации. В этом случае врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно снижается качество санационных мероприятий.

    Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для Этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.

    Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.

    Для количественной оценки санационной работы используется ряд показателей.

    1. Охват профилактическими осмотрами (%):
    всего осмотрено
    ———————- х 100.
    подлежало осмотру
    2. Нуждаемость в санации (%):
    нуждается в санации
    ————————- х 100.
    подлежало осмотру
    3. Охват санацией от осмотренных (%):
    всего осмотрено
    ———————— х 100.
    подлежало осмотру
    4. Охват санацией от нуждающихся (%):
    всего санировано
    ———————— х 100.
    подлежало осмотру

    Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

    Очень часто люди сталкиваются с тем, что им назначают санацию полости рта. Что это такое, каковы показания и этапы ее проведения? Расскажем более подробно ниже. Ведь всегда лучше знать, что тебе предстоит пройти в кабинете стоматолога или любого другого врача.

    Такую процедуру могут назначить и ребенку, и взрослому человеку в разные периоды жизни. В зависимости от того, как мы следим за , соблюдаем чистоту и здоровье зубов, будут проведены совершенно разные манипуляции.

    Что это за процедура?

    Слово «sanatio» переводится с латинского, как «оздоровление, лечение». Поэтому санация означает целый комплекс процедур, направленных на обеспечение здоровья ротовой полости. Сюда входит:

    • лечение кариеса и других зубных болезней;
    • устранение воспалительных процессов;
    • возобновление структуры твердых тканей, пломбирование;
    • исправление прикуса и положения неровных зубов;
    • установка протезов при необходимости;
    • удаление налета, зубного камня, ;
    • экстракция тех единиц, которые невозможно вылечить;
    • предотвращение будущих заболеваний и инфицирования тканей.

    Конечно, все будет напрямую зависеть от состояния зубов и во рту конкретного пациента.

    Больно ли проводить санацию? Если вам только почистят налет и , тогда нет. В случаях серьезного лечения вполне допустимы болевые ощущения, но они принесут облегчение после процедуры.

    Показания к проведению

    Для того чтобы сохранить твердые ткани в здоровом состоянии, желательно посещать стоматолога каждые полгода и проводить санацию, то есть осмотр ротовой полости и своевременное лечение начавшихся проблем. Так поступают сознательные люди, следящие за состоянием своего здоровья.

    В других случаях может потребоваться прохождение санации в обязательном порядке:

    • при планировании беременности, постановке на учет в женской консультации;
    • перед родами;
    • при поступлении ребенка в детское учреждение – сад, школа;
    • перед установкой брекет-систем;
    • перед операцией;
    • при длительных госпитализациях;
    • перед поездкой за границу;
    • официальное трудоустройство;
    • работа на вредных производствах;
    • в общем плане регулярного ежегодного медицинского осмотра служащих;
    • при установке протеза или имплантации и пр.

    Стоит заметить, что противопоказаний к проведению санации не бывает. Даже, наоборот, некоторые хронические заболевания требуют более частого ее использования.

    Например, при аллергиях, астме, тонзиллите, сахарном диабете, различных проблемах сердечно-сосудистой системы врачи рекомендуют проходить процедуру санации до четырех раз за год. Так как в таких случаях зубы сильнее подвержены инфицированию и разрушению за счет сниженного иммунитета.

    Этапы

    Чтобы получить заключение стоматолога о проведении подобной манипуляции, следует посетить любую зубную клинику и пройти ряд процедур. В зависимости от состояния ваших зубов и мягких тканей количество действий будет отличаться, но, в общем, санация полости рта заключается в следующем:

    1. Осмотр стоматологом, постановка диагностических предположений и назначение некоторых дополнительных процедур.
    2. Делают рентгеновский снимок челюсти с охватом не только проблемных участков, но и всего функционального аппарата.
    3. Совершают профессиональную чистку для устранения налета и зубного камня.
    4. При наличии заболеваний твердых или мягких тканей врач составляет план лечения. Иногда для этого подключаются и другие специалисты – хирурги, пародонтологи и пр.
    5. Непосредственно этап оздоровления будет строго зависеть от того, что обнаружено и какие проблемы следует устранить.
    6. Для укрепления эмали и насыщения дополнительными минералами врач может покрыть твердые ткани особым гель-лаком, содержащим повышенное количество фтора и кальция.
    7. Если же некоторые заболевания перешли в хроническую форму и требуют периодического наблюдения или терапевтического вмешательства, то пациента ставят на учет в клинике по диспансеризации.
    8. Дается заключение врача, написанное по общему образцу, где могут указываться все проведенные манипуляции.
    9. Иногда стоматолог составляет и дополнительный график посещений и наблюдений в клинике для долгосрочного лечения.

    При всех вариациях, чистка зубов с помощью профессиональных средств является универсальной и обязательной процедурой. А вот лечение может быть самым разным в зависимости от конкретных проблем пациента – удаление зубов, пломбирование, имплантация, протезирование, выравнивание прикуса, лечение воспаленных десен и и пр.

    Санация полости рта при беременности

    Пройти консультацию стоматолога и необходимое лечение зубов или десен желательно еще до начала беременности. В любом случае при постановке на учет в женской консультации врач обязательно потребует справку о проведении санации. Где получить такую? В любом кабинете стоматолога – в государственном учреждении или частной клинике.

    Особенностями состояния беременной являются процессы, происходящие в это время в ее организме. Это и гормональные перестройки, и активный рост плода и различные сопутствующие проблемы. Особо остро проявляется нехватка таких минералов, как фосфор и кальций, а также некоторых витаминов, что приводит к популярным стоматологическим проблемам среди беременных женщин:

    • опухшие десны;
    • болезненность во время приема пищи;
    • появление белых пятен на эмали;
    • повышение ;
    • стремительное развитие кариеса.
    Чтобы предотвратить подобное, следует вовремя обращаться к стоматологу при первых неприятных ощущениях и посетить его дополнительно в начале и в конце срока вынашивания. Проведя общую чистку поверхностей и обработку минеральными гелями можно гарантировать здоровое состояние зубов и десен в этот сложный период.

    Игнорировать такие проблемы нежелательно, так как они ухудшат не только самочувствие будущей мамы, но и могут значительно повлиять на общее развитие плода и здоровье ребенка сразу после рождения. Ведь инфекция, которая быстро распространяется в ротовой полости, с легкостью попадает внутрь женского организма, а там негативным образом влияет на плод.

    Считается, что все стоматологические процедуры должны проводиться во втором триместре. Но в каждом конкретном случае врач решит, нужно ли ждать этого срока или можно заниматься лечением сразу. Стоит заметить, что сегодня большинство манипуляций безопасны для беременных и подобные манипуляции не отразятся каким-то негативным образом на ребенке.

    Даже необходимость сделать рентгеновский снимок теперь может осуществляться в таком деликатном положении. Для этого некоторые кабинеты оборудованы специальным радиовизиографом. Он влияет локально в объеме нескольких сантиметров, не вредя организму в целом. Также современные медикаменты и местные анестезии не проникают через плаценту и совершенно безопасны для плода.

    У детей

    Как только у малыша появляются первые молочные зубки, следует периодически показывать его стоматологу. Очень важно соблюдать их чистоту, так как от этого напрямую зависит здоровье постоянных единиц, которые появятся вслед за ними.

    При поступлении в официальное учреждение, например, детский сад, ребенка обязательно нужно показать специалисту. Он выявит первые возможные проблемы и даст рекомендации по соблюдению гигиенических процедур или же назначит какое-то доступное лечение. При этом могут сделать следующее:

    • обнаружить начало кариозных процессов;
    • провести пломбирование пораженных зубов;
    • при необходимости фторировать или серебрить отдельные единицы;
    • если выявлено нарушение прикуса, то назначают ортодонтическое лечение и установку брекетов.

    В детских садах и школах каждый год детям проводят регулярный осмотр ротовой полости в кабинете стоматолога для своевременного обнаружения начавшихся проблем. Ведь детская эмаль слишком хрупкая и тонкая, быстро поддается разрушению. Кроме того, дети известны своим нежеланием соблюдать правила гигиенической обработки зубов, что также усугубляет проблему.

    Важно, чтобы родители приучили ребенка вовремя посещать кабинет стоматолога и . Только при установлении положительного контакта возможно добиться того, чтобы ребенок доверял специалисту, разрешал проводить все манипуляции и не противился лечению. Детская стоматология считается более сложной именно за счет проблем в установлении такого доверительного отношения между врачом и пациентом.

    Когда нужна справка о прохождении санации ротовой полости?

    Если вы совершаете подобный осмотр регулярно ради сохранения здоровья зубов и десен, то справка как таковая не нужна. В случаях, если к стоматологу для проведения санации вас направили из поликлиники, женской консультации или требуют в каких-то других официальных учреждениях, тогда следует у стоматолога взять соответствующую справку или же он сделает запись в общую медицинскую карту.

    Обычно это нужно:

    • при поступлении в детский сад;
    • школу;
    • на работе;
    • при пересечении границы;
    • для поездок в детские лагеря или другие оздоровительные учреждения;
    • при проведении общего терапевтического лечения или медицинского осмотра;
    • для прохождения военной службы.

    Сколько стоит такая процедура? В зависимости от клиники, в которую вы обратились и конкретных предпринятых мер, сумма может быть самой разной. Ведь если провели только чистку от налета и камня, то получится одна сумма, а при пломбировании нескольких зубов или протезировании стоимость всех манипуляций окажется совершенно другой.

    Видео: санация полости рта диодным лазером Biolase Epic.

    Можно ли провести процедуру дома?

    Поскольку люди не очень любят посещать кабинет стоматолога, то часто возникает подобный вопрос – а получится ли санацию совершить самостоятельно? Сразу скажем, что в домашних условиях провести весь комплекс требуемых процедур невозможно. Ведь для этого нужно и оборудование, и помощь специалиста. Даже диагностику состояния зубов и десен вы не сможете провести сами.

    Все, что доступно для домашнего сохранения здоровья ротовой полости – регулярная чистка и обработка поверхностей, соблюдение общих рекомендаций, полоскания после еды и использование качественных приспособлений для этого.

    Только врач может полноценно осмотреть все зубы, прочистить труднодоступные места, поставить диагноз, сделать пломбирование и т. д. Тем более, если потребуется установка протезов, брекет-систем или полноценное лечение пародонта, удаление зуба, пульпы и другие сложные манипуляции.

    Часто пациенты получают указания врача о проведении санации ротовой полости. Под этим термином подразумевается проведение ряда лечебно-профилактических мероприятий, нацеленных на оздоровления полости рта.

    Многие не знают, что же такое санация полости рта и пугаются нового термина. Санация полости рта – это регулярная процедура, которая проводится дважды в год и гарантирует здоровье зубов и десен.

    Такое лечение подразумевает следующие мероприятия:

    Своевременная и регулярная санация полости рта позволит избежать развития серьезных заболеваний и предупредит кариозное разрушение зубов.

    Плановое лечение ротовой полости показано во всех случаях, включая:

    • детский дошкольный возраст;
    • выравнивание прикуса с помощью ношения брекет-системы;
    • подготовку к хирургическому вмешательству;
    • подготовку к длительной госпитализации;
    • поездки в другие страны.

    Для каждого человека, заботящегося о здоровье своих зубов, регулярное санирование всей полости рта должно стать привычным мероприятием.

    Этапы санации

    Решение о целесообразности санации и необходимых процедурах принимает врач после осмотра пациента. Комплекс мероприятий по санации ротовой полости состоит из нескольких этапов:

    Чистка и отбеливание зубов не являются обязательной процедурой. Они назначаются врачом при наличии показаний.

    При постановке на учет в гинекологическом отделении, лечащий врач обязательно направит беременную женщину к стоматологу. После осмотра, стоматолог должен написать в карточке о прохождении санации. Часто женщины сталкиваются с отсутствием информации, о том, что же значит надпись о том, что полость рта санирована? Это подразумевает отсутствие риска кариозного поражения эмали и болезней десен, которые могут стать причиной потери здоровых зубов.

    Читайте также:

    Различные способы укрепления эмали зубов

    Во время беременности, организм женщины получает двойную нагрузку. Дефицит кальция и фосфора, а также витаминов, являются причиной ослабления зубной эмали.

    Кариес и воспаление десен – это частые спутники беременных женщин. Это связано с гормональной перестройкой всего организма и изменением кислотно-щелочного баланса полости рта. Изменение кислотно-щелочного баланса приводит к усиленному росту и размножению болезнетворных микроорганизмов в полости рта, из-за чего начинается стремительное развитие кариеса.

    У каждой второй женщины в этот период наблюдается ухудшение состояния десен:

    • десны опухают, приобретают синюшный оттенок;
    • появляется болезненность при приеме пищи;
    • возникает кровоточивость.

    Все это является следствием гормональных изменений и приводит к развитию гингивита – воспаления тканей вокруг зуба.

    Санация полости рта во время беременности – это необходимая мера, которая поможет сохранить здоровую и красивую улыбку.

    В этот период происходит ослабление эмали и ее разрушение. Могут наблюдаться белые пятна и обильный рост зубного камня. Очень важно провести профессиональную чистку в стоматологической клинике. Это поможет убрать зубной камень, тем самым уменьшив риск развития кариозного повреждения зубов.

    Во время чистки врач уберет зубной камень, а после покроет эмаль специальной фторирующей пастой. Процедура поможет насытить эмаль фтором, тем самым укрепив ее.

    Санация полости рта при беременности – это обязательная процедура, которую следует провести до зачатия. Если же до момента зачатия сделать этого не удалось, следует посетить врача как можно скорее.

    Лечение зубов, пломбирование и удаление кариеса рекомендуется проводить во втором триместре беременности. Однако при наличии острого воспаления и зубной боли показано немедленное посещение стоматолога независимо от триместра.

    После планового посещения врача, стоматолог напишет в карточке что полость рта санирована. Этот термин означает, что все зубы в порядке и все плановые мероприятия проведены, а значит не о чем беспокоится во время беременности.