Шкала апгар для новорожденных. Как работает шкала. Что является лишним в ряду? Объясните свой выбор

В этой статье:

Вот уже более 60 лет наши новорожденные малыши проходят свой первый экзамен – оценку своего состояния по шкале Апгар. Что же она собой представляет и для чего нужна?

62 года назад в 1952 году, первая американская женщина-профессор, магистр в области здравоохранения, директор подразделения Национального фонда врожденных пороков – Вирджиния Апгар предложила систему определения состояния новорожденных детей на первой минуте жизни по 10 бальной системе – «Оценка новорожденного по шкале Апгар». Для простоты запоминания критериев оценки воспользовалась начальными буквами своей фамилии:

  1. A- внешний вид ребенка (цвет кожи);
  2. P - пульс ребенка(ЧСС);
  3. G- гримаса, (реакция в ответ на раздражитель);
  4. A- активность и мышечный тонус малыша;
  5. R - дыхательные движения ребенка.

Каждый критерий оценивается количеством баллов от 0 до 2. Сумма баллов определяет состояние ребенка в определенный момент и составляет диапазон от 0 до 10.

Оценка по шкале Апгар несет в себе полную информацию о ребенке и предназначена в первую очередь для врача роддома, чтобы иметь возможность быстрого реагирования и определения, какому из малышей нужна экстренная помощь в неотложных лечебных процедурах, или всего лишь более пристальное внимание.

Методика подсчета баллов

Количество баллов дает оценку и обобщает реакцию малыша на первой минуте жизни (во внематочной среде) – восстановлению нарушений важных функций организма, мероприятиям направленных на восстановление возможного сбоя сердечных сокращений, и нарушении дыхания во время родов. Каждому из пяти критериев присваивают баллы – 0, 1 или 2 балла. Наилучшим суммарным показателем является – 8, 9, и 10 баллов.

Оценку по данной шкале определяют на первой и пятой минуте после родов. Поэтому, их всегда две – например, 7/8 или 8/9 баллов. Обычно к пятой минуте малыш может прибавить себе до 2х баллов. Если сумма баллов на пятой минуте жизни ребенка не превышает -7, в течение 20 минут, через каждые 5 минут проводят контрольный осмотр.

  • Показатель результата по шкале Апгар в 7, 8, 9 и 10 баллов характеризует состояние новорожденного без видимых патологий. Максимальную оценку — 10 получает очень мало деток, в основном – 7/8 и 8/9 баллов. Вторая оценка, выставляемая к пятой минуте, обычно на 1, 2 балла выше, хотя и не всегда. Она может оставаться, к примеру – 8/8 или 9/9. Таких деток сразу прикладывают к груди мамы и отдают под ее опеку.
  • Состояние новорожденных оцененное в 6 баллов — свидетельство неустановившегося дыхания, пониженного мышечного тонуса, слабого реагирования на раздражители с частотой пульса в 100 ударов/мин и больше. Такое состояние – свидетельство средней степени асфиксии (недостаток кислорода). Состояние оцененное 6 бальной оценкой, считают удовлетворительным, но требующим определенных лечебных мероприятий.
  • Срочная реанимационная помощь — мероприятия по предотвращению развития осложнений или спасение жизни, требуется малышам состояние которых, оценено от 4 до 6 баллов.
  • Результат по данной системе на первой минуте рождения – от 0 до 3 баллов, свидетельство замедленного пульса, изменения или отсутствия дыхания, кожный покров бледный, отмечается мышечная атония. Такое состояние – результат тяжелой асфиксии.

Низкий показатель по шкале Апгар – от 3 до 6 обусловлен тем, что у ребенка острая нехватка кислорода, и это свидетельство наличия хронической гипоксии, которая сформировалась еще в период беременности, или кислородное голодание, произошедшее во время родов.

Причиной хронической гипоксии может быть:

  • Патология беременности;
  • Возможные пороки развития плода.

Причина острой гипоксии – различная степень осложнения при родах.

Не всегда низкая оценка критерия, может привести к плачевным результатам. Положительная динамика в состоянии малыша, по шкале Апгар, позволяет надеяться на положительный результат. Если в течение пяти минут малыш прибавит себе 1 или 2 балла, который поднимет показатель, хотя бы до 6, у него есть шанс выкарабкаться. В большинстве, такие детки вполне нормальные и здоровые, лишь некоторым возможно понадобиться лечение или наблюдение у невролога.

Недоношенные дети имеют оценку критерия ниже, чем доношенные дети и она редко превышает показатель в 6 баллов. Но не стоит расстраиваться отсутствием 9 или 10 баллов, ведь это тест чисто предварительный, и в основном предназначен для врачебного анализа. А дальнейшее развитие ребенка зависит только от внимания и заботы родителей.

Причины неблагоприятных проявлений

Тяжелые состояния новорожденных обусловлены не только наличием асфиксии при родах или сразу же после них. Они могут быть следствием множества других факторов – травм или инфекций.

  • Легкая форма поражения мозга – «синдром нервно-рефлекторной возбудимости», оценивается по шкале Апгар в 7 баллов
  • Среднюю степень тяжести – «синдром угнетения центральной нервной системы», и «гипертензионно-гидрецефальный синдром» оценивают от 6 до 7. Причиной могут служить неблагоприятные факторы течения беременности и родов.
  • Тяжелые поражения ЦНС вызывают коматозный и судорожный синдромы, и аттестация по данной шкале = 1 / 4 единицы. Таких деток переводят из роддома в стационар и лишь при стойком улучшении состояния с оценкой в 7, выписывают домой под контроль педиатра и невролога.

Большинство детей с показателями по 6/7 баллов, перенесших легкую, среднюю или даже тяжелую форму перинатальной формы энцефалопатию, при надлежащем уходе полностью восстанавливают деятельность ЦНС. Так, что низкий, первоначальный показатель по шкале Апгар не повод к панике.

Оценка критериев — от сердечка до цвета кожи

Работа сердца

Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека. Частота сердечного ритма, в идеале – 130/мин, 140/мин. Такая работа сердца оценивается в 2 балла. Замедление сердцебиения – 1 , при отсутствии сердцебиения или единичных проявлениях = 0 .

Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяют, в течение шести секунд на первой минуте жизни ребенка. Методом:

  • выслушивания;
  • пальпации – прощупывание грудной клетки для определения сердцебиения;
  • прощупывание пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.

Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножают на число – 10, и определяют количество сокращений в минуту.

  • Деткам, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
  • При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оценивается состояние кожного покрова.

Показатель дыхания

При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает +2 очка. При замедленном и нерегулярном дыхании, негромком крике или стоне вместо него, ребенок зарабатывает единицу. При отсутствии того и другого – аттестация = 0.

  • Если у ребенка дыхание отсутствует, в условиях родильной операционной, чтобы не потерять драгоценное время, ему при помощи мешка «Амбу» делают вентиляцию легких – ко рту и носику прикладывается маска, и при помощи резинового мешка вручную нагнетается воздух в легкие малыша. Оказав первую помощь и стабилизировав дыхание ребенка, его переводят в реабилитационный блок.
  • При судорожном, поверхностном, или нерегулярном дыхании, проводится процедура вентиляции легких. При таких нестандартных ситуациях о высоких -9/10 показателях речь не идет.
  • Если дыхание самостоятельное и регулярное – оценивается ЧСС и показания по шкале Апгар. Это могут быть показатели 7/8 или 8/9.

Оценка мышечного тонуса

Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу активно размахивает ручками — получает 2 заветных очка.

Не исключено что именно они увеличат его показатели до оценки 9/9 или даже до 9/10. При согнутых ручках и ножках, слабых и редких движениях – 1 балл, что по шкале оценивается как 4/6 или 6/7 с учетом сердцебиения и показателем дыхания. Отсутствие движений = 0 баллов.

Оценка рефлексов

Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выраженные глотательные, сосательные и хватательные рефлексы добавят в его копилку еще 2 очка. Это приблизит его к заветным 10 баллам. Отсутствие некоторых рефлексов или их недостаточная выраженность, ограничивается оценкой +1, а полное отсутствие рефлексов =0.

Цвет кожного покрова

В идеале, бледно-розовый или ярко- розовый цвет новорожденного + 2 балла. Таким образом, совокупность 2х баллов всех пяти показателей приводит к идеальному варианту = 10 баллам.

Наличие на руках и ножках синюшного оттенка показатель гипоксии. Оценка +1 . Излишне бледная кожа с синюшным оттенком = 0.

Общая оценка, которую заработал новорожденный, вписывается в карту ребенка при выписке из роддома. Она является показателем для участкового педиатра, чтобы сразу обратить внимание на возможные проблемы в состоянии здоровья малыша. В соответствии с этими результатами, составляется график прививок и обеспечивается более пристальное медицинское обслуживание.

Не стоит расстраиваться по поводу низких показателей. Оценка новорожденного по шкале Апгар со стандартами в 10 баллов, не является показателем его развития и оценкой интеллектуального потенциала. Забота, любовь и внимание позволят ребенку в дальнейшем получать отличные оценки независимо от тех, которые он получил в роддоме.

Правовая задача

12-летний Гонщиков. Катаясь на велосипеде, подаренном ему родителями на день рождения, повредил припаркованный автомобиль. Владелец автомобиля потребовал от родителей Гонщикова в качестве компенсации причиненного вреда – велосипед ребенка.

Правомерно ли требование владельца автомобиля? Ответ обоснуйте.

Всего 10 баллов за правильный ответ и обоснования

Ответ:всего 10 баллов за правильный ответ и обоснования

Ответственность за вред. Причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, несут его родители, если не докажут, что вред возник не по их вине (2 балла) , поэтому родители должны компенсировать причиненный ущерб из собственных средств (2 балла ), но велосипед является собственностью ребенка, поэтому передаче не подлежит (3 балла ). Родители должны компенсировать причиненный вред либо в денежном эквиваленте, либо путем устранения повреждений (3 балла ).

Перед вами карты

Ответ:

Сделайте выводы на основании данных на картах (по 1 баллу за вывод)

Сформулируйте положительные черты обществ «охотников и собирателей» (по 2 балла за черту). Всего 10 баллов.

Выводы по карте:

Процент людей занимающихся охотой и собирательством неуклонно сокращается – 1 балл

Люди, занимающиеся охотой и собирательством проживают на окраинах «цивилизованного мира» - 1 балл

Положительные черты:

1. отсутствие войн – 2 балла

2. существенного неравенства во власти – 2 балла,



3. существенного неравенства в материальном благополучии – 2 балла,

4. акцент на сотрудничество, а не на войны и соревнование друг с другом – 2 балла.

Всего 10 баллов.

Решите кроссворд. По 1 баллу за правильный ответ. Всего 25 баллов.

По горизонтали

4. Системный подход позволяет рассматривать учебный процесс с точки зрения

7. Дисциплина, где потребители статистически представлены в соответствии с такими социально–экономическими факторами, как возраст, доход, пол, профессия, образование, размер семьи и т.д

15. Виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность

16. Особенность каждого человека

21. Правильное ведение хозяйства

22. Это использование благ в целях удовлетворения потребностей

По вертикали

1. Чувство любви к Родине

2. Способность к познанию и логическому мышлению

3. Отражение целостности картинки объекта познания (чувственно-конкретный образ)

5. Образное название здания, которое является резиденцией президента Соединённых Штатов Америки

6. Оценивание себя

8. Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации

9. Человек рождается,как биологическое существо, а развивается как....

10. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг

11. Образ предмета сохраняемый в нашем сосзнании

12. Социальное отношение

13. Форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

14. Систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения

15. Знание законов, уважение к ним, умение вести себя в соответствии с ними

17. Публичное шествие людей с плакатами и транспорантами

18. Умозаключение от фактов к общему утверждению

19. Продажа, торговля на рынке

20. Перемещение населения в города

22. Система органов

23. Социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и тенденцией на особый статус в общности

Решение кроссворда:

Задание Итог
Оценка

Шкала Апгар - это быстрое определение состояния жизнедеятельности новорождённых для решения вопроса о проведении неотложных мероприятий.

Подсчитывается общее количество очков по определённым критериям (их пять), и по результатам подсчёта определяется жизнестойкость ребёнка на первой и пятой минутах после рождения. Каждый пункт шкалы Апгар оценивается от 0 до 2 баллов, сумма при подсчёте составляет от 0 до 10. Это один из трёх параметров (кроме обязательного роста и веса), о которых извещаются родители, хотя для них шкала Апгар малоинформативна.

Она создана для немедленного реагирования неонатологами в случае угрожающих жизни состояний и необходимости использования специальной реанимационной аппаратуры. Раньше оценивать новорождённого доверяли медсёстрам, сейчас это - обязанность врача. В настоящее время с её помощью определяют степень гипоксии родившегося ребёнка.

Критерии шкалы Апгар — оценки новорождённых по шкале Апгар

Разработчик метода - Вирджиния Апгар , врач — анестезиолог, которая впервые обнародовала его в 1952 году на очередном ежегодном Конгрессе анестезиологов. Сейчас этой оценочной шкалой пользуются в родовспомогательных учреждениях всего мира. По мнению специалистов, это самый точный способ определения состояния жизнеспособности организма новорождённых на сегодняшний день.

Шкала Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар — включает 5 критериев:

2. Сердце.

3. Врождённые рефлексы.

5. Дыхание.

Если точнее, критерии идут именно в таком порядке и по начальным буквам составляют в целом имя разработчика:

Appearance - цвет кожи.

Рuls - сердечная деятельность.

Grimace - мимика.

Activity - тонус мышц.

Respiration - дыхание.

Каждый из пяти представленных пунктов, как упоминалось, оценивается от 0 до 2:

0 баллов - признак отсутствует;

1 балл - слабая выраженность;

2 балла - вариант нормы: яркая выраженность.

Цели оценки новорождённых по шкале Апгар

Шкала Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар - применяется сразу после рождения с целью решения вопроса о применении неотложных мероприятий:

— ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких);

— помещение в специальный бокс;

— переливание крови.

Состояние оценивается непосредственно после того, как ребёнок появился на свет, чтобы при необходимости начать оказание неотложных мероприятий, т. к. к концу первой минуты помощь может оказаться уже бесполезной.

Основные показатели шкалы Апгар — оценка новорождённых по шкале Апгар

Физиологическая зрелость организма характеризуется следующими основными показателями:

1. Цвет кожи:

0 баллов: резкая бледность или общий цианоз (синюшность).

1 балл: нормальная окраска кожных покровов всего тела, но - цианотичные конечности.

2 балла: нормальная окраска кожи тела и конечностей.

Кожа новорождённого в норме розового оттенка, чаще всего такой цвет у новорождённых в результате кесарева течения, т. к. при извлечении не подвергается опасности гипоксии в связи с тем, что минует естественные родовые пути.

2. Пульс:

0 баллов: пульс не определяется,

1 балл: меньше 100 уд/мин.

2 балла: больше 100 уд/мин.

В норме частота пульса примерно 100 ударов в минуту.

3. Рефлексы:

0 баллов: отсутствие врождённых рефлексов.

1 балл: незначительные движения или гримасы, слабый стон вместо крика (слабая реакция).

2 балла: с первых секунд рождения - громкий крик, активные движения, кашель, чихание.

В норме рефлексы у здорового ребёнка - громкий крик, попытка оттолкнуться от подставленной к пяткам ладони и ползти, попытка идти, если ребёнка опереть ножками о стол, выразительная мимика.

4. Мышечный тонус:

0 баллов: тонус отсутствует, ручки и ножки ребёнка свисают.

1 балл: тонус снижен, конечности немного согнуты.

2 балла: выражены активные движения.

Мышечный тонус при рождении считается нормальным, когда ребёнок находится в сгруппированном положении, напоминающем позу в утробе матери: с прижатыми к туловищу конечностями - 2 балла. Если при попытке разогнуть ручки и ножки возникает слабое сопротивление - это 1 балл по шкале Апгар.

5. Дыхание:

0 баллов: дыхание отсутствует.

1 балл: нерегулярное прерывистое дыхание.

2 балла: нормальное спокойное дыхание.

Частота дыхательных движений (ЧДД) в норме у новорождённого составляет примерно 45 движений в минуту. Это 2 балла по шкале Апгар. Если ЧДД менее 45/мин, хриплое, неровное, ребенку дают кислород через специальную установку подачи кислорода. Если дыхание отсутствует, новорождённого срочно подключают к аппарату ИВЛ.

Как трактуется оценка новорождённых по шкале Апгар

По статистике максимальное количество баллов — 10 — при оценке новорождённых по шкале Апгар наблюдается лишь в 10 — 15% случаев. 10 баллов - это идеальный показатель на момент рождения ребёнка. В нашей стране такая оценка - исключительно редкая, причина - в менталитете и системе здравоохранения (в клиниках за рубежом десятки» ставятся часто).

Оценка не является отражением состояния здоровья или умственного развития и диагноза ребёнка. Это повод для быстрого реагирования на неотложное состояние ребёнка. Также не сказывается этот результат на дальнейшей жизни и развитии, если, конечно, он не находится близко к нолю или ноль. Шкала Апгар отражает объективные показатели жизнеспособности после рождения на первой и пятой минутах жизни. Это своеобразный диагностический экспресс — метод.

Оценка новорождённых в большинстве случаев составляет 7 — 8 или 8 — 9 баллов. Вторая цифра является оценкой, которая проводится на пятой минуте после рождения. При выписке указываются оба результата оценки новорождённого: первая, которая определяется в момент появления ребёнка и подразумевает, как ребёнок перенёс роды, и вторая, в динамике, через пять минут, обозначающая, как происходит приспособление новорождённого к окружающей среде вне утробы матери. Обычно она выше первой. Но иногда оценка новорождённых не изменяется и на пятой минуте жизни: 7 — 7.

Оценка новорождённых по шкале Апгар в 7 — 10 баллов наблюдается у практически здоровых детей.

Низкая (3 — 6 баллов ) оценка указывает на острую нехватку кислорода в крови у плода, которая возникла из — за гипоксии в утробе матери.

Причины развития гипоксии:

— патология у беременной;

— нарушения внутриутробного развития.

5 — 6 баллов означает лёгкую степень недостатка кислорода.

3 — 4 балла - гипоксия средней степени тяжести, в этих случаях необходима срочная реанимационная помощь для предотвращения дальнейшего ухудшения или спасения жизни.

0 — 2 балла - тяжёлая асфиксия (удушье).

Если на 5 — й минуте оценка, по — прежнему, не становится 7 баллов, наблюдение продолжают, пока не будет достигнуто 7 баллов. Как правило, возможные изменения фиксируются в течении первых 20 минут жизни.

В случае, если ребёнок набрал 6 баллов, он подлежит переводу из роддома в стационар. Выписка происходит после того, как состояние улучшится. Через определённое время, даже при наличии низкой оценки, нарушенные функции нервной системы восстанавливаются.

Судороги и кома - тяжёлая патология ЦНС, состояние по оценке шкалы Апгар составляет 0 — 4 балла.

Кроме различных нарушений здоровья у беременной, к развитию гипоксии у плода могут привести:

— курение и приём алкоголя в период беременности;

— травмы или инфекции.

Шкала Апгар и прогноз в будущем

Все клинические симптомы неврологических отклонений у новорождённого объеденены под общим названием - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Выделяют несколько вариантов ПЭП в зависимости от преобладающих симптомов.

Необходимо знать, что низкая оценка необязательно приводит в дальнейшем к отрицательным результатам. Если на пятой минуте у ребёнка прибавляется баллы, или результат достигает 6 баллов - возможно в будущем всё придёт в норму. Результат меньше 6 баллов, в основном, имеют недоношенные дети. У многих новорождённых, имеющих при рождении разные формы перинатальной энцефалопатии (в т. ч. и средней тяжести), все нарушенные функции со стороны нервной системы со временем восстанавливаются полностью. Для будущей жизни ребёнка показатели шкалы Апгар не имеют никакого смысла. Это субъективная оценка состояния органов и систем на текущий момент, когда происходит определение жизнедеятельности организма ребёнка. Сравнивать здоровье или перспективы развития двух детей с разными оценками не имеет смысла. Даже если оценка составила 0 — 2 балла , это не означает, что ребёнок останется больным и недееспособным. Часто такие дети догоняют и даже в дальнейшем опережают в своём развитии сверстников с более высокими показателями. В дальнейшем здоровье ребёнка зависит от внимания и ухода родителей, правильного и неукоснительного выполнения всех советов врача.

Методика, которая предназначена для определения основных признаков, характеризующих состояние новорожденного, была предложена Вирджинией Апгар. К педиатрии она имела косвенное отношение, так как по специальности была врачом-анестезиологом. Несмотря на это, ей удалось разработать универсальный способ оценки самых важных признаков младенца, который получил ее имя - шкала Апгар.

На тот момент стоял вопрос о необходимости поиска стандартизированного подхода в решении задачи, касающейся необходимости реанимационных мероприятий. Особенно это касается возможности восстановления дыхательной функции.

Идея доктора Апгар заключается в применении той же оценки, но в динамике, что позволяет дать адекватную оценку оказанной малышу помощи.

Шкала, предложенная Апгар, включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза - после первой и пятой минуты с момента рождения. Даже интуитивно понятно, что нормой по шкале Апгар является большее число баллов.

Если новорожденный выдержал свой первый экзамен по критериям этой методики, то оценивание завершается. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние крохи каждые пять минут, то есть на 10, 15 и даже 20 минуте.

Каждый критерий оценивается баллами, а шкала Апгар для новорожденных представлена в виде таблицы. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка.

Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у малыша, требуется проведение дополнительного оценивания.

Показатели состояния новорожденного

Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.

Дыхание

Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.

Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца

При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.

Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл.

При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус

Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.

Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка - 0 баллов.

Рефлексы

У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка - 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют - оценка 0 баллов.

Цвет кожи

В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.

Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.

При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.

Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице

Оцениваемый параметр Шкала оценки
0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Рефлекторная возбудимость Отсутствие реакции на введение носового катетера Слабовыраженная реакция на введение носового катетера Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц Отсутствует, конечности свисают Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Прерывистое дыхание, слабый крик Нормальное дыхание, громкий крик

Как интерпретировать сумму баллов

Рассмотрим вначале наилучший вариант, когда ставят максимальную оценку в 2 по всем признакам шкалы Апгар. Для получения такой оценки новорожденный должен самостоятельно дышать, при этом не важно, как он это делает, хорошо или плохо. Важно, чтобы он дышал.

Сердце при такой оценке должно иметь частоту биений более 100 ударов в минуту, а ручки и ножки согнуты. При этом малыш активно кричит, чихает, откликается движениями на различные манипуляции, а кожа его здорового розового цвета.

При самостоятельном, но нерегулярном дыхании, дается средняя оценка по шкале Апгар. При этом сердцебиение прослушивается, но оно бьется с частотой менее 100 ударов в минуту, а кисти и стопы синюшного оттенка, но лицо и тело имеют розовый цвет.

В этом случае реакции при различных манипуляциях выражается неактивными гримасами, а конечности - немного согнуты.

В худшем варианте баллы не прибавляются, что говорит о том, что кроха не дышит, а биение сердечка не выслушивается, и поза не характерна для нормального состояния здоровья (поза лягушки). Кроме этого, наблюдается полное отсутствие реакций на действия, и кожа приобрела синюшность (тотальный цианоз).

При сложении числа всех поставленных баллов по каждому критерию получается оценка по шкале Апгар.

Для наглядности рассмотрим пример. Предположим, что новорожденный появился в трудных родах. При завершении первой минуты жизни дыхание оказалось слабым и нерегулярным. При прослушивании сердцебиения выяснили, что его звук приглушен, а частота составляет 120 ударов в минуту.

Крошка находится в позе полуфлексии, а когда при чистке носика и рта он начал гримасничать, получил по этому показателю 1 балл. При этом имеет место синюшный цвет тела ребенка. При сложении цифр поставленных балов получаем сумму равную 5 баллам по шкале Апгар.

Врачами были предприняты действия по реанимации, и при завершении пятой минуты жизни ребенок стал регулярно дышать, начал кричать, а сердце стало биться с частотой в 150 ударов в минуту.

Реакции на действия стали активными, ребенок чихает, но прежняя поза не изменилась. Цвет тельца и личика новорожденного стал розовым, однако синюшность кистей и стоп прошла не полностью. При последовательном оценивании всех признаков получается 8 баллов по шкале Апгар.

Эта информация представляет ценность для врачей в плане возможности оценки состояния здоровья новорожденного с течением времени, то есть в динамике. Если величина цифры становится выше, то процесс адаптации ребенка идет нормальным образом, а те действия, которые осуществляют медицинские работники, дают положительный эффект.

Если быть точными, то непосредственной связи проводимых действий по реанимации и шкалой Апгар нет. Перед неонатологом стоят две основные задачи: восстановить адекватное дыхание и стабилизировать сердцебиение.

При этом, используя шкалу Апгар, можно прогнозировать вероятные патологии. Например, исследования показали, что имеется связь между невысокими оценками, согласно этой методике, и частотой возникающих нарушений невротического характера в дальнейшей жизни ребенка.

Принято считать, что по шкале Апгар для новорожденных норма составляет 7 баллов и больше. Как это ни странно звучит для дилетантов в области педиатрии, но высший балл, равный 10, получить на первой минуте жизни невозможно.

Если даже ребенок здоров, то на первых минутах жизни кисти и стопы новорожденного имеют синюшный цвет. Таким образом, этот ребенок может получить не более 9 баллов по шкале Апгар. Однако утверждать, что он не здоров, будет неверно.

Подобную ситуацию можно наблюдать при сумме в 7 баллов по шкале Апгар при оценке трех признаков на средний балл. Например, пусть это будет касаться цвета кожи, тонуса мышц и рефлекторных реакций. В этом случае врач-неонатолог судит по такой оценке о состоянии ребенка, как о совершенно нормальном.

Примеры

Для более глубокого понимания приводим несколько примеров оценки состояния здоровья новорожденного, которое определяется в зависимости от суммы баллов по шкале Апгар:

  • 3-3 - малыш находится в критическом состоянии;
  • 5-6 - необходимо пристальное наблюдение;
  • 6-7, 7-8 - состояние здоровья находится на среднем уровне, тщательное наблюдение не требуется;
  • 8-8 - показатели здоровья крохи находятся на уровне выше среднего;
  • 8-9, 9-9, 9-10 - считается хорошим состоянием;
  • 10-10 - в медицинской практике не встречается.

Не следует принимать близко к сердцу наличие какого-либо показателя, отличающегося от нормы и оценки ниже 7-7 по шкале Апгар. Эти цифры не могут говорить о присутствии патологии или, еще хуже, инвалидности.

При появлении на свет крохи, баллы играют определенную роль, но на дальнейшее будущее ребенка не оказывают никакого влияния. Для иллюстрации положения дел можно представить себе, что врач на приеме интересуется оценкой по шкале Апгар, так как ребенок часто подхватывает простуду.

Данный показатель важен только в момент рождения и необходим в некоторых ситуациях на протяжении первого года жизни. Спустя некоторое время эти цифры останутся историей, как рост и вес новорожденного.

Полезное видео о процедурах с новорожденным после родов

Мне нравится!

Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.

Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.

Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.

Показатели шкалы Апгар

Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.

Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:

  1. Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
  2. Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
  3. Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
  4. Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
  5. Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.

Таблица шкалы Апгар

Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.

Параметр Баллы Оценка
ЧСС (пульс) 0 отсутствует
1 менее 100 ударов в минуту
2 более 100 ударов в минуту
Дыхание 0 отсутствует
1 замедленное, нерегулярное
2 нормальное, громкий крик
Мышечный тонус 0 слабый
1 сгибает ручки и ножки
2 активно двигает ручками и ножками
Рефлексы 0 отсутствуют
1 слабые
2 ребенок кричит, вырывается, чихает
Цвет кожи 0 синюшный, бледный
1 розовый, но синюшные ручки и ножки
2 розовый по всему телу

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат Значение
0/2, 1/2, 2/2 состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3 критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4 состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6 показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8 состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8 состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10 очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10 здоровье идеальное (на практике не встречается)

Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.